«Божественные войны»: Хор vs Сета (часть 1)

Для нас, христиан, Бог – это Бог! Существо высшего порядка и занятое своими, «божественными проблемами». Но были и другие боги: например, боги, вполне похожие своими характерами на людей в греческой мифологии. А вот как обстояло дело в Древнем Египте, где большинство богов были звероголовы? Были ли они совершенны и невозмутимы, недосягаемы для людей, и представляли ли собой воплощение вечности? Или, напротив, походили на людей, пусть даже и со своими звериными головами?


Боги Египта мало того, что имели звериные головы, их еще было принято изображать во много раз больше людей, вот почему на стенах древних храмов они выглядят столь впечатляющими!


Увы, последнее оказалось верным. Мифические египетские боги были подвержены обычным человеческим слабостям: тщеславию и жадности, мстительности и лжи, даже распутству и пьянству. К тому же, они далеко не всегда были всемогущи, они сами могли оказаться во власти магии… А их стремление к власти и борьба за нее вошли в легенды. Более того, они даже сражались друг с другом! То есть если следовать древнеегипетской религии буквально, то следует признать, что когда-то на египетской земле бушевали… «божественные войны»!

Один из самых популярных сюжетов на эту тему мы можем найти в папирусе «Честер Бити №1», впервые опубликованный Аланом Гардинером в 1931 году. Папирус относится к временам XX династии (1200-1085 гг. до н.э.), тогда же, видимо, произошла и литературная обработка мифологического цикла, который в подробностях описывает тяжбу дяди и племянника – двух богов – Гора и Сета. Отметим, что это довольно поздний период истории Египта, трансформация образов богов за тысячелетия произошла значительная, и, если в событийной стороне мы можем увидеть корни древних представлений, то оценки того или иного персонажа носят следы конца эпохи Египта Нового царства.

Их баталии можно рассматривать с точки зрения отражения исторических событий и борьбы племен Верхнего и Нижнего Египта, с точки зрения утверждения патриархального порядка престолонаследия, противоборства Порядка и Хаоса, наконец, как отражение вечной битвы Добра и Зла. Но последняя трактовка представляется наименее вероятной, поскольку ни одна из сторон не являлась в понимании древнего египтянина ни тем, ни другим.

Красная земля – Северный Египет, Белая земля – Южный Египет. Две земли, два бога, два соперника… Каковы же были эти боги, которые 80 лет, согласно мифу, боролись за право получить двойную корону Та-мери, как называли свою страну древние египтяне?


Древнеегипетские боги (слева направо): Гор, Сет, Тот, Хнум, Хатор, Себек, Ра, Амон, Пта, Анубис, Озирис, Изида.

Красногривый Сет, воплощение свирепого жара пустыни, песчаной бури, необузданной силы, бог беспощадной войны, на протяжении всего периода истории Древнего Египта являлся одним из богов, культ которого распространялся на значительную территорию. И сразу оговоримся, что Сет не персонифицировал извечное зло для египтян, поскольку эта роль отводилась змею хаоса – Апопу – с которым еженощно борется солнечный Ра. В то же время Сет, будучи постоянным спутником Ра во время его путешествия по Дуату, всегда помогает ему в этой битве. Более того, Сет является единственным богом, который в одиночку способен справиться с Апопом, что, как мы увидим в дальнейшем, сильно осложнило Гору получение наследства его отца Осириса.

Возникновение культа Сета в Египте можно отнести к додинастическим временам. Его амулеты и изображения относятся к древнейшим временам бадарийской культуры, есть они в Нагаде, Су, но центром культа Сета был Омбос. Однако и в Нижнем Египте его храмам нашлось место – на северо-востоке Египта (в 14 номе), Сету поклонялись и в утерянном Пер-Рамсесе. Одно из самых первых известных изображений Сета можно увидеть на ритуальной булаве царя Верхнего Египта – Зару (более известного как царь Скорпион, 3100 г до н.э.). В древнейшие времена он считался братом и другом Хора Старшего, Сет олицетворял ночь, а Хор — день. Оба бога оказывали умершим дружескую помощь; в том числе — устанавливали и держали лестницу, по которой умершие восходят с земли к небесам, помогали подниматься по ней.

Во времена II династии имя и символика Сета появляется на стелах фараонов вместе с именем сокола Хора, что свидетельствует о равенстве этих богов. И в более поздние времена соединение имен Гора и Сета символизировало царскую власть, объединение Верхнего и Нижнего Египта. В ряде изображений Гор и Сет даже сливаются в двухголовое божество – Херуифи.

В некоторые периоды III тыс. до н.э. Сет даже несколько потеснил Гора как покровитель царской власти. Его имя включалось в сложную царскую титулатуру («жрец Сета»), цари XIX и XX династий даже носили его имя (Сети I, Сети II, Сетнахт). «Наполеон древнего мира» – фараон Тутмос III называл себя «любимцем Сета», а о Рамсесе Великом во время битвы при Кадеше говорится, что он сражался «как Сет». Сет был не только богом войны и гнева, но и покровителем металлов, обретая черты бога земли, творца Птаха; самый твердый известный на тот момент металл – железо – именовался «костью Сета».

Негативными чертами образ Сета стал наделяться в период после гиксосского завоевания, во времена правления XV-XVI династий (1715 — ок. 1554 до н. э.). Чужеродные завоеватели поклонялись Сутеху (Баалу), функции и атрибуты которого были перенесены на египетского Сета (потому-то Сет и воспринимался впоследствии как покровитель иноземцев, даже среди его жен были чужеродные богини).

Изначально культ бога Сета (или Сетха), вероятно, был принесен после того, как в один из древних периодов на территорию Нижнего Египта, где проживало автохтонное население, вторглись несколько волн орд семитов, пришедших из нынешней Сирии и Аравийских степей. Они, можно предположить, были смешаны с северными горными племенами. Эти захватчики поклонялись Сету, однако их власть не распространялась дальше Дельты.

Позже из Аравии через нижнюю оконечность Красного моря (впрочем, единого мнения не существует, возможно, они шли через пустыню или Абиссинские горы) появились другие племена, освоившие зеленую долину Верхнего Египта. Искусные ремесленники, вооруженные медным оружием, они принесли с собой в Египет ирригационное земледелие, что позволило обуздать паводок Нила. Первым их поселением был Эдфу, но постепенно они стали продвигаться на север, к священному Абидосу и Тинису, подчиняя себе разрозненные племена, объединяя их под своей властью. Пришельцы эти поклонялись Гору.

Образ Гора в течение истории Древнего Египта также претерпевал значительные изменения, впитывая в себя различные верования. Но, во-первых, отметим, что Горов было несколько. Самый известный образ – защитник древних царей, воплощением которого был сокол, символизировавший дух солнца. Различными божествами были Гор-старший (сын Ра, брат Осириса) и Гор-младший (сын Осириса и Исиды). В Эдфу Гор имел атрибуты не солнечного, а небесного бога. Он также был Гором обоих горизонтов – Харахти, ставшим одной из форм Ра (и в этом аспекте его символом стал знаменитый крылатый диск). В образе крылатого диска Гор победоносно сражается с врагами Ра, поит воду Нила их кровью, что Ра находит для себя «приятным», а место сражения получает название Бехдет («жизнь приятна»), Гор становится победителем врагов – Гором Бехдетским. В этом мифе Ра обращается к Гору как к своему сыну, а Осирис вообще отсутствует. Возможно, Гор когда-то был воплощением солнечного духа в тех местностях, куда впоследствии пришла гелиопольская теология с ее мощным культом Ра, поэтому образ Гора стал не самостоятельным, а влился в культ Ра.

Как «золотой Гор», он считался богом зари, в таком облике он принимал «ба» усопших в Зале Двух Истин Осириса (в зале загробного суда). Вполне вероятно, что изначально его матерью была не Исида, а «небесная корова» Хатхор, а солнце, луна, звезды (атрибуты Гора) были формами Гора, которые он принимал как ее сын. Очевидно, что древние племенные концепции накладывались друг на друга, затем на более поздние представления, и в результате осталось только одно обобщенное имя божества – Гор.

Один из царей-покорителей Верхнего Египта – Скорпион – со своей армией продвигался на север, расширяя границы своего царства. Однако его победный марш был остановлен в районе болотистого тогда Фаюма. К этому времени в Египте фактически остались два царства – Верхнее и Нижнее, их столкновение стало лишь вопросом времени. И это время настало, когда к власти пришел царь Верхнего Египта – Нармер (Гор Аха), основатель I династии. Он надел красную (Нижнего Египта) и белую (Верхнего Египта) короны, объединив Египет в конце IV тыс. до н.э. Как видим, победа была одержана поклонниками Гора.

Такова в общих чертах возможная историческая подоплека, которая дошла до нас в виде отголосков в мифах о борьбе Гора и Сета. Отметим, что уже в период Древнего царства мифологическая канва сложилась: Гор, сын Осириса, победил Сета, завладел короной отца. Тогда как в независимой традиции, не связанной с циклом об Осирисе, Гор и Сет выступают как братья, претендующие на наследство. Поздняя трансформация мифа связана, вероятно, с изменением порядка престолонаследия, когда утверждалось право передачи престола не по старшинству среди братьев, а от отца к сыну.

«Божественные войны»: Хор vs Сета (часть 1)

Древнеегипетский папирус, изображающий взвешивание сердца умершего Анубисом. На одной чашке весов сердце, на другой «перо истины» богини Маат.

Мифологический план истории относится ко временам, когда на земле жили боги… И даже не жили, а только пытались осуществиться. Уже в утробе своей матери, великой богини Нут, Сет, как повествует миф, проявил свой завистливый нрав, когда хотел опередить по рождению Осириса, чтобы стать наследником их отца Геба. Но, несмотря на его трехдневные усилия, даже необычный способ появления на свет из пробитой им же дыры в боку матери, Сету это не удалось, и по праву первородства владыкой Верхнего и Нижнего Египта стал Осирис. Все последующее время жизни Сет был одержим мечтой о захвате власти, он с завистью следил за успехами Осириса, который осуществлял цивилизаторскую миссию, организуя жизнь смертных в Египте и за его пределами. Но, как известно из мифа, Сет все же нашел способ оказаться во главе Египта, обманом заключив Осириса в сундук, а затем расчленив его тело.

Мы опускаем подробности мытарств Осириса и Исиды, проблематику и символику этого многосложного мифа, воскрешение и уход Осириса в потусторонний мир. Но обратим внимание на сюжет, связанный с рождением Гора Исидой от мертвого, но на мгновение воскрешенного магией Осириса, поскольку к дальнейшим событиям он будет иметь отношение. Когда богиня почувствовала, что в ней бьется новая жизнь, она обратилась со страстной мольбой к солнечному Ра о защите своего сына Гора, о том, чтобы он смог стать владыкой и отомстить убийце своего отца. И царь богов еще до рождения обещал своему правнуку Гору и трон, и власть.


В реальной жизни только боги и фараоны в Египте могли иметь подобные доспехи. Кадр из фильма «Фараон».

Несмотря на обещание прадеда, царя богов Ра, у Гора было трудное детство. Во многом благодаря стараниям его дяди Сета, который не торопился забыть о подрастающем сопернике. Но все же Гор вырос, и началась восьмидесятилетняя эпопея борьбы за владычество над Египтом. Многие мифы содержат подробности этих кровавых распрей, довольно сложно выделить последовательность сюжетов, тем более, как мы понимаем, это не единый цикл, а составленные воедино обрывки мифов разных времен и территорий. Но есть ряд наиболее известных сюжетов.


Колесница Тутанхамона. На таких колесницах, по мнению египтян, сражались также их боги. Каирский музей.
Автор:
Оксана Милаева
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

58 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти