Вековой юбилей штурманской службы ВВС России

Сегодня 24 марта в России отмечается один из профессиональных военных праздников – День штурманской службы Военно-воздушных сил РФ. Отмечается в 15-й раз.

Вековой юбилей штурманской службы ВВС России


Дата 24 марта была определена в августе 2000 года на основании приказа тогдашнего главкома ВВС РФ Анатолия Корнукова.
Появление в календаре праздников даты, связанной с работой штурманской службы ВВС, имеет исторические корни. Эти корни рассказывают о создании в Российской империи Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). Событие это произошло ровно 100 лет назад – в 1916 году ЦАНС была сформирована на основании приказа генерала Алексеева, находившегося на тот момент в должности начальника штаба Верховного Главнокомандующего Русской императорской армии.


Именно в те годы начала свою реализацию практика по совершенствованию навыков лётчиков-наблюдателей. Боевые вехи Первой мировой войны давали возможность лётчикам-наблюдателям набирать опыт весьма интенсивно. Однако сама система подготовки лётчиков-наблюдателей (представителей аэронавигационной станции, штурманской школы) фактически была порушена вместе с разрушением самой империи. Теоретическая и практическая лётная навигация фактически не развивались после того как Россия вышла из Первой мировой войны, впоследствии, как хорошо известно, оказавшись единственной страной, фактически проигравшей Германии... К октябрю 1917-го в России насчитывалось не более трети от того числа лётных составов, которое было сформировано в предыдущие годы (около трёх десятков вместо 97).

Первый авиаотряд Красной гвардии был сформирован в октябре-ноябре 1917 года в Петрограде – на Комендантском аэродроме (ныне – территория Приморского района Санкт-Петербурга). А в декабре 1917 года (уже в Советской России) создаётся бюро комиссаров авиации и воздухоплавания при Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте. Начинается более или менее активная работа, связанная с попытками возродить не только институт военных лётчиков, но и такое понятие как лётчик-наблюдатель (штурман).

К середине 1918 года в составе управления авиации и воздухоплавания появляется полноценный аэронавигационный отдел, в задачи личного состава которого входило осуществление руководства аэронавигационной службой авиации.

Своя аэронавигационная служба была и в составе Главного управления Воздушного флота – после расформирования фронтов Гражданской войны. Аэронавигаторы представляли аэронавигационную службу в десятках авиационных отрядов. Они занимались учётом данных метеорологических служб, контролем состояния аэронавигационного оборудования лётного парка, а также соответствующего оборудования аэродромов. Кроме того, в задачи аэронавигаторов входили и задачи по плановому ремонту оборудования из перечня ответственности.

Стоит отметить, что первый выпуск лётчиков-наблюдателей (аэронавигаторов, авиационных штурманов) в Советской России состоялся в 1921 году. Выпуск прошёл в Киеве, куда была переведена Московская школа.

Получается, что в этом году штурманская служба ВВС (ВКС) РФ отмечает двойной юбилей – 100-летие с момента создания и 95-летие с момента первого «советского» выпуска.

Сегодня представители штурманской службы ВВС (ВКС) РФ несут службу не только на территории Российской Федерации, но также участвуют в миссии по уничтожению террористических группировок в Сирии.

Одно из тех героических имён штурманской службы, которое в прошлом году узнала вся Россия – капитан Константин Мурахтин. Он входил в состав экипажа бомбардировщика Су-24М под командованием подполковника Олега Пешкова. Российский самолёт выполнял бомбометание по позициям боевиков на севере Сирии в районе населённых пунктов Кепир и Захия, после чего был в хвост атакован истребителем F-16 ВВС Турции. Бомбардировщик стал падать, и Олег Пешков дал команду на катапультирование. Сам командир экипажа Су-24М был расстрелян террористами во время спуска на парашюте, а штурман Константин Мурахтин остался жив. Автоматический сигнал радиомаяка уловили на российской авиабазе «Хмеймим», после чего была развёрнута поисково-спасательная операция.

Вековой юбилей штурманской службы ВВС России


Следуя инструкции, которая отрабатывается всеми российскими лётчиками в специальном центре по выживанию в Джубге (Краснодарский край), капитан Мурахтин поспешил покинуть место приземления, находившееся в районе вершины Туркман. Решив не использовать индивидуальную УКВ-радиостанцию в обычном режиме, чтобы не обнаружить себя перед боевиками, штурман осуществлял сеансы связи короткими выходами в радиоэфир. Все нюансы общения капитана Мурахтина с группой поиска Минобороны РФ не разглашает по понятным причинам (такая информация может стать достоянием общественности, а значит, и противника), при этом сообщая, что спасательная операция продолжалась не менее 12 часов. В итоге капитан Мурахтин был спасён и доставлен на авиабазу «Хмеймим», но в ходе спецоперации погиб военнослужащий ВС РФ – морпех Александр Позынич.

За всеми этими сухими сводками о ходе операции в горах северной Сирии на самом деле скрывается как выдающееся мастерство выживания после катапультирования в тыл врага российского штурмана, так и героизм тех военнослужащих, которые входили тогда в поисково-спасательные отряды.
Необходимо напомнить, что Константин Мурахтин за год до оправки в Сирию стал победителем конкурса «Авиадартс» (2014) среди штурманов военной авиации.

Вековой юбилей штурманской службы ВВС России


И сегодня военнослужащие штурманской службы ВВС (ВКС) РФ продолжают выполнять поставленные задачи антитеррористического характера в Сирийской Арабской Республике. Многие вернулись домой и были приглашены на приём президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

«Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих штурманской службы ВВС (ВКС) РФ с праздником!

Использованы фотографии: egNews, Твиттер

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. parusnik 24 марта 2016 06:26
    И сегодня военнослужащие штурманской службы ВВС (ВКС) РФ продолжают выполнять поставленные задачи антитеррористического характера в Сирийской Арабской Республике.
    Спасибо Вам мужики и С Праздником!
    1. Комментарий был удален.
    2. сибиралт 24 марта 2016 13:43
      Подниму сотку за штурманов и с праздником!
      Но кто бы из штурманов отказался учредить праздник "Жена штурмана"? Кстати, выпьем и за них! drinks
    3. сибиралт 24 марта 2016 16:06
      Вообще то в данной ситуации обычно говоря о 100-летнем юбилее. Про "вековые" это о дубах и старожилах. Как же достали эти - медиаманагеры с петушиными гребнями!
  2. Александр 3 24 марта 2016 06:29
    Флагманы ВВС с праздником!Что бы количество взлётов равнялось количеству посадок.
  3. a.s.zzz888 24 марта 2016 06:35
    Ребята штурмана - с праздником! И чтобы летали только на полигоны! soldier
  4. СССР 1971 24 марта 2016 06:40
    С праздником, дорогие коллеги!
  5. Uncle Lee 24 марта 2016 06:40
    Большой вклад в развитие штурманского дела ВВС на Севере внес Валентин Аккуратов. Помянем и его добрым словом ! hi
  6. Кузякин15 24 марта 2016 06:41
    С праздником штурмана!
    И пусть у вас у всех всегда будет асе хорошо!
    Здоровья вам, парни!
  7. Bacha 24 марта 2016 06:42
    Чистого вам неба! С праздником, братишки!
  8. Александр72 24 марта 2016 07:12
    Байка о нелегкой профессии штурмана и к чему приводит его неопытность:
    1983г. Разгар ирано-иракской войны. Гвардейский тяжело-бомбардировочный полк Дальней авиации проводил ежегодные лётно-тактические учения с вылетом на маршрут по южному варианту. Т.е. взлёт в Барановичах, потом до границы ГДР-ФРГ, далее поворот на юг, и вдоль границ соцлагеря до Моздока, летать туда этому полку приходилось регулярно, маршрут был отработан "от и до" и особых проблем не вызывал. В Моздоке надо было сутки посидеть, заправиться и вернуться на базу. Но всё в условиях приближённых, т.к. сами понимаете, ЛТУ, т.е. режим радиомолчания, перелёт только ночью и т.д. и т.п. Короче, до Моздока добрались нормально. Командир полка собрал экипажи кораблей и поставил задачу добраться внезапно до Барановичей. Штурмана проложили десятки раз хоженый маршрут на картах и принялись составлять таблицы для ввода в курсовой вычислитель координат поворотных пунктов маршрута (ППМ). Штурман полка всё проверил лично, разрешил ввести данные в вычислитель. С чувством выполненного долга экипажи отправились на отдых, т.к. взлёт предстоял в ночных условиях. В экипаже майора Ч. был молодой штурман, назовём его, как обычно, Пупкин. Он только год назад выпустился из Челябинского училища штурманов. Т.к. маршрут у всех одинаковый, лейтенант Пупкин сверился с другими штурманами и, умиротворённый, отправился на отдых. Однако случилось то, что в авиации всегда случается в самый неподходящий момент - буквально за час до взлёта, когда экипажи уже готовились к посадке в аэропланы, сменился на 180 градусов ветер, что означало взлёт в противоположную сторону против первоначально введённого в вычислители направления. Штурмана всех кораблей, вспоминая тихим незлобивым словом метеорологов и погоду, занялись исправлением координат. Что случилось с лейтенантом Пупкиным, история умалчивает, но факт налицо - исправления в вычислитель введены не были.
    Все не вошло - продолжение байки далее.
    1. роман66 24 марта 2016 08:20
      а первым штурманом советского союза стал матрос железняк( который шел на одессу, а вышел к херсону), а вообще-то с праздником, особливо вторых штурманов, у них своя важная функция.
  9. Александр72 24 марта 2016 07:12
    Продолжение:
    Весь полк взлетел и повернул на Барановичи, а корабль майора Ч. повернул на 180 гр. в другую сторону. Любой, кто ради интереса проведёт прямую от Барановичей через Моздок, упрётся в Иран. Слава Богу, заправка была неполная, т.к. до Барановичей надо меньше топлива, чем на полный маршрут, эшелон по условиям учений был 9000 м, а Ту-22 - машина скороподъёмная..., словом, высоту экипаж майора Ч. набрал быстро и через Кавказские горы перевалил без проблем. Напомню, что по условиям учений выходить в эфир нельзя, а ППМ всего один - заблудиться ну очень трудно, в общем, когда истекло положенное время и майор Ч. снизился до необходимой высоты, чтобы определиться на местности то, "под крылом проплывала чужая неведомая земля"(с). Причём в условиях полного затемнения. Война всё-таки. Странно, смекнул майор Ч., и попросил лейтенанта Пупкина - дай место.
    - Товарищ майор, расчётное время истекло, мы должны быть в районе Барановичей - отвечал неуверенно лейтенант Пупкин.
    А топлива-то мало, не на маршрут шли, а домой! Можно только догадываться о диалоге, произошедшем между командиром и его штурманом!..!..! В результате майор Ч. принял простое, но гениальное решение. Здраво рассудив, что у него война учебная, а упасть из-за отсутствия топлива можно по-настоящему, к тому же до рассвета ещё далеко, он открытым текстом воззвал в эфир о помощи. И в ответ на его призывы, как глас с небес, раздался сакраментальный вопрос:
    - А ты, собственно, кто?
    - Я - м-р Ч., выполняю перелёт Моздок - Барановичи. Мой славный штурман ...!...! меня завёл куда-то, где я ещё не бывал. Мужики! Помогите обрести твердь земную под ногами.
    - Н-да. Курс тебе такой-то. Дуй на форсаже как можно быстрее, потому что ты уже сорок минут болтаешься над Ираном, а мы тут в ПВО не поймём, что ты там делаешь, хотя ведём с момента твоего появления над Кавказом. Думали, спецзадание какое, да уж больно нахально ты пёр.
    Экипаж майора Ч. благополучно приземлился на одном из аэродромов под Баку. Попыток перехвата со стороны иранцев зафиксировано не было. То ли проспали, то ли всё поняли и сделали вид, что не заметили. Естественно, штурмана лейтенанта Пупкина от полётов отстранили.
    Всех штурманов с праздником и чтоб не пришлось летать по "пачке Беломора"!
    1. Mike_V 24 марта 2016 13:28
      Хочу ответить автору этой "байки". Во-первых это не "байка", а реальный случай потери ориентировки, который реально имел место а ДА. Штурман не был "зеленым" лейтенантом, на Ту 22 "зеленых" НИКОГДА не брали, а имел солидный опыт на Ту16 и звание ст.л-та (на этом самолете и продолжил в дальнейшем службу должности 2 ШК). Теперь по существу. На самолете Ту 22 стояла курсовая система КС 6А, которая смела одну очень странную особенность - направление Условного меридиана (на аэродроме вылета) не совпадало и направлением Истинного меридиана (за Условный меридиан принималась линия аэродром вылета - цель, или как в этом случае аэродром Барановичи), таким образом, на пример, на приборе условный курс мог быть 180 гр. а магнитный курс 0 гр., т.е. прибор показывает что ты летишь на ЮГ, а реально на СЕВЕР. Вот эта особенность курсовой системы и сыграла "злую шутку" с экипажем, тут еще надо добавить, что обзор из кабины штурмана на Ту 22, скажем прямо никакой, посмотрите на фото самолета в нете, т.е. полет выполняется по приборам. В тот день НЕСКОЛЬКО раз из-за погоды меняли направление старта, и ШК, окончательно "потерял направление" ввел курс взлета в КС 6А с ошибкой в 180, ну а т.к. аэродром был не свой визуально ошибку "прохлопал". Полет выполнил в "зеркальном" отражении и тут по "закону мерзавности" ППМ (поворотные пункты маршрута) совпали ... в общем Тегеран приняли за Курск и т.д. ... Иранское ПВО их прос...ло, не заметили вообще, ноту простеста прислали с большим опозданием, после того как началась "шумиха" в Союзе. Ну а странности Командир заметил с восходом Солнца - не в той стороне встало .... ну тут и началось .... в итоге сели на аэродром Мары с мин. остатком топлива. Разбор был "конкретный", "раздача слонов" - под завязку. Так что всякое бывает.
      Ну и еще - всех штурманов с ПРАЗДНИКОМ. Чтобы число взлетов всегда совпадало с числом посадок.
  10. казак волгский 24 марта 2016 07:17
    С праздником Штурманцы!!!!! и что б количество взлетов было равно количеству посадок!!!! и не на брюхо!
  11. ОлегV 24 марта 2016 07:59
    Свыше двух тысяч штурманов различных родов авиации Воздушно-космических сил (ВКС) РФ отметят 100-летие штурманской службы ВВС.

    Поздравляю с юбилеем всех штурманов ВКС РФ ,а также их родных и близких, которые также, вместе с ними принимают участие в защите и обороне воздушных границ нашей необъятной Родины.

    Здоровья вам и вашим родным и долгих счастливых, мирных дней .
  12. Каплей 24 марта 2016 08:31
    С праздником вас штурмана. Мне всю жизнь пришлось для авиации создавать радионавигационные системы: РСБН, РСДН, СРНС, СЕВ. Создали много теоретических разработок, которые обеспечивают точное самолетовождение и выполнение боевых задач: принцип относительной навигации, устранение корреляционных помех и многое другое. Многие, когда то вверенные мне в подчинение предприятия и НИИ,продолжают работу и сейчас на благо ВКС России. Но на Украине созданные нами предприятия ликвидированы.
    Для штурманов байка, чтобы улыбнулись. Одним из опытных навигаторов считают матроса железняка: "Он шел на Одессу, а вышел к Херсону".
    С Праздником и чистого вам неба, и отчетливых ориентиров. Честь имею.
  13. Связист 24 марта 2016 09:20
    У меня дядя был штурманом. Летал еще с Каманиным. Человек-история. Все дети у него летчики. С праздником. Всего хорошего, здоровья, удачи.
  14. atamankko 24 марта 2016 09:22
    Штурман - мозг экипажа, с праздником.
  15. Александр1959 24 марта 2016 09:55
    Хочется поздравить сослуживца по 1-му Управлению 929 ГЛИЦ МО, ныне штурмана ОКБ им.П.О.Сухого , Заслуженного штурмана-испытателя РФ, Героя РФ Владимира Шендрика.
    Героя России Владимир получил за катапультирование в Ле-Бурже в 1999г. Авария Су-30МКИ . Экипаж- Аверьянов, Шендрик.
    Штурман, как говориться от Бога
  16. Каплей 24 марта 2016 10:08
    С праздником вас штурмана. Мне всю жизнь пришлось для авиации создавать радионавигационные системы: РСБН, РСДН, СРНС, СЕВ. Создали много теоретических разработок, которые обеспечивают точное самолетовождение и выполнение боевых задач: принцип относительной навигации, устранение корреляционных помех и многое другое. Многие, когда то вверенные мне в подчинение предприятия и НИИ,продолжают работу и сейчас на благо ВКС России. Но на Украине созданные нами предприятия ликвидированы.
    Для штурманов байка, чтобы улыбнулись. Одним из опытных навигаторов считают матроса железняка: "Он шел на Одессу, а вышел к Херсону".
    С Праздником и чистого вам неба, и отчетливых ориентиров. Честь имею.
  17. Million 24 марта 2016 10:16
    Куда ж без штурманов!С Праздником!
  18. nishestakovani 24 марта 2016 10:51
    Мужчины! Тут решила подарить самогонный аппаратец своему на праздник, пишут что хороший вот этот germania1.ru, интересно ваше мнение, что скажите?
  19. Як-3П 24 марта 2016 12:23
    папиросы "Беломор" Вам в помощь ..штурманА!!!! drinks
  20. evge-malyshev 24 марта 2016 15:46
    Действующих (летающих и нелетающих) штурманов поздравляю с праздником. Доброго здоровья им и наилучшие пожелания.
    К большому сожалению, но штурманы все меньше и меньше фигурируют в качестве "членов летных экипажей". Все больше и больше на самолетах и др. летательных аппаратах их функции выполняют вычислительные устройства (ПРНК, ПНК, ВСС и пр. системы и комплексы). Подготовка их к полету выполняется "на земле". Т.е. летный статус штурмана (навигатора) постепенно превращается в статус наземного специалиста.
    Похоже, что и летчики скоро станут наземными операторами беспилотных летательных аппаратов.
  21. Bort Radist 24 марта 2016 16:59
    С праздником штурманцы. Держатели нити путеводной.
    Ну и быль. Бежит наш экипаж по тревоге. Правый на бегу спрашивает штурмана: - "Карты взял?", "Да" - отвечает тот на бегу. Расчехлили борт сидим, ждём. Бежит командир с Пункта Управления машет рукой - "Запуск!" Запустили, ждём! Я вижу штурман наш, красный как рак. В эфире звучит: - "Отбой тревоге." Выходим. Командир смотрит на штурмана: - "Что с тобой?" тот отвечает: -"Командир, я игральные карты взял, а эти забыл." .........
  22. pvv113 24 марта 2016 17:00
    С Праздником, товарищи штурманы!!!
  23. Manul 25 марта 2016 01:42
    Вот, нашел в поиске по теме.. feel .Извините, если уже выкладывалось. С праздником, лоцманы небес! drinks
  24. Стойкость 25 марта 2016 12:11
    Корабль к стенке, - штурман на берег!
    Корабль на берег, - штурман к стенке!

    Интересно, а как в ВВС? :о)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня