В Индии может быть организовано производство фрегатов проекта 11356

59
Россия ведёт переговоры с Индией об организации на её территории производства фрегатов проекта 11356, сообщает ВПК со ссылкой на заместителя гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергея Гореславского.



«Сегодня мы ведём переговоры о возможном строительстве подводных лодок проекта 75И (И – индийская) на базе новейших дизель-электрических субмарин "Амур-1650", также обсуждаем перспективы закупки дополнительной партии фрегатов проекта 11356 и организации их лицензионного производства в Индии»,
сказал Гореславский.

Ранее сообщалось о намерении РФ продать Индии вторую тройку фрегатов проекта 11356, предназначавшихся Черноморскому флоту.

Кроме того, представители «Рособоронэкспорта» намерены обсудить с индийскими партнёрами вопросы развития ВС РФ на военной выставке «Defexpo India-2016», которая пройдёт в Южном Гоа с 28 по 31 марта.

Справка «ВПК»: «Сторожевые корабли проекта 11356 имеют водоизмещение 4000 тонн, скорость хода – до 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. Фрегаты вооружены ракетным комплексом "Калибр-НК" с высокоточной крылатой ракетой, многоканальным ЗРК "Штиль-1", ЗРАК "Палаш"».
  • http://forums.airbase.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. SAG
    +7
    23 марта 2016 20:09
    Вообще, я за!! Только для начала пусть преобретут нашего производства с десяток hi
    Закрытость западных кредитов толкает к большему объёму продаж на восток.
    1. +4
      23 марта 2016 20:15
      "Покупатель всегда прав" т.к. ставит условие, и индусы хотят сами строить корабли.
      И это хорошо, Индия нам не враг, а деньги лишними не бывают.
      1. +6
        23 марта 2016 20:22
        Цитата: Großer Feldherr
        И это хорошо, Индия нам не враг, а деньги лишними не бывают.
        Что-то не ясно из публикации для кого будут строиться корабли. Такое впечатление, что производство организовывается на индийских верфях в интересах нашего ВМФ. Ну, чтоб санкции-шманкции обойти. Или мне показалось?
        Кстати, а собственно кто мешает действительно приобрести у Индии готовые фрегаты нашего проекта на взаимовыгодных условиях?
        1. jjj
          +8
          23 марта 2016 20:46
          Просто мы клепать не успеваем. Нам и свой флот нужен. А так: сами построят и деньги заплатят, и к конкурентам не уйдут
          1. +6
            24 марта 2016 00:05
            Цитата: jjj
            Просто мы клепать не успеваем. Нам и свой флот нужен. А так: сами построят и деньги заплатят, и к конкурентам не уйдут

            Просто xoxлы не продают России двигатели, а надежд на рыбинский Сатурн маловато, вот и сплавляют и три единицы недостроя и дальнейшее производство.
          2. +4
            24 марта 2016 09:05
            Клепать не успеваем??Если бы мы строили корабль за год,как в Китае,и на очереди еще десяток стояли,то да,не успеваем..А когда корабли строятся лет по пять,а то и поболее как "Грен",да еще комплектующих нет-тут просто НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ КЛЕПАТЬ..Сделали бы то что на верфях находится..
        2. +2
          23 марта 2016 21:48
          Цитата: Ami du peuple
          Или мне показалось?
          Кстати, а собственно кто мешает действительно приобрести у Индии готовые фрегаты нашего проекта на взаимовыгодных условиях?



          Хм... Хорошая мысль... Только пойдет ли Индия на такой шаг ??? Ей то - какая выгода ???
          1. +1
            23 марта 2016 22:35
            Цитата: weksha50
            Хм... Хорошая мысль... Только пойдет ли Индия на такой шаг ??? Ей то - какая выгода ???

            думаю индусы не против были бы "руку набить" на производстве этих фрегатов. вроде как не раз заявляли, что они заинтересованы не только (и не столько) в покупке современного оружия, но и в его производстве на своих предприятиях
          2. +1
            24 марта 2016 06:05
            Да, мысль интересная! Если у индусов строить корабли для нашего Флота, на основе бартера, то было бы очень неплохо. А так, наши флоты и без ихнего участия сжались до минимум возможного. Для Индусов прямая выгода-уйти от попрошайничества и развить свою технологическую цепочку. Прогресс очевиден. Осилили ведь "Арихант"!
        3. 0
          24 марта 2016 00:41
          А к чему тогда эта фраза?
          Ранее сообщалось о намерении РФ продать Индии вторую тройку фрегатов проекта 11356, предназначавшихся Черноморскому флоту.

          Как будто не то, что новые - свои продаем.
          1. +3
            24 марта 2016 09:33
            Ещё три для черноморского флота надо конечно, но нужен новый проект - этот уже устарел. Надо более вооружённый и стартовый комплекс ракет с карусельным типом заряжания, а не барабанным. Именно использование карусельного типа позволяет амерам нести на своих фрегатах больше ракет чем у нас. Наш флот заточен на глобальный конфликт (что успел от стрелял и утонул), американцы на длительный локальный (пока всё не от стрелял, а потом ещё подвезут). Мы себе флот в пять раз больше нынешнего не можем позволить, значит надо максимально насыщать имеющиеся единицы вооружением,а не гонять полупустые корабли ( у нас всегда проблемы с компоновкой были, вечно остаётся полно пустого места).
        4. +2
          24 марта 2016 06:02
          Цитата: Ami du peuple
          Такое впечатление, что производство организовывается на индийских верфях в интересах нашего ВМФ.

          почему бы и нет Андрюха,наверняка быстрее построят...
        5. 0
          24 марта 2016 08:39
          Цитата: Ami du peuple
          Что-то не ясно из публикации для кого будут строиться корабли. Такое впечатление, что производство организовывается на индийских верфях в интересах нашего ВМФ. Ну, чтоб санкции-шманкции обойти. Или мне показалось?
          Кстати, а собственно кто мешает действительно приобрести у Индии готовые фрегаты нашего проекта на взаимовыгодных условиях?

          не выйдет, ибо двигатели украинские все равно, что на наши фрегаты, что на индийские - а там в паспорте конечный получатель указан.
      2. +3
        23 марта 2016 20:46
        К тому же индийцы не кинут, начав штамповать клонов , как китайцы, а будут платить лицензию либо преференции дадут
        1. +2
          23 марта 2016 20:49
          К тому же индийцы не кинут

          Эх... Все наши проблемы исходят от нашей сентиментальности request
    2. +3
      23 марта 2016 20:55
      Пусть индусы по лицензии строят у себя, а мы будем у себя свои строить, пока мы выполним контракты на поставку кораблей за бугор, корабли устареют, а мы только начнем для себя их клепать.
    3. 0
      23 марта 2016 23:39
      Нет нашего производства без украинских турбин.
      А атомные им только лодки и авианосцы нужны.
    4. +5
      24 марта 2016 02:15
      Честно говоря, уже надоел этот бодренький пиар на тему "может быть" на кофейной гуще. Поскольку может и не быть.
    5. 0
      24 марта 2016 06:06
      Цитата: SAG
      Только для начала пусть преобретут нашего производства с десяток

      А что, уже есть десяток на продажу? smile
      1. +1
        24 марта 2016 08:41
        Цитата: Штык
        А что, уже есть десяток на продажу?
        на сегодняшний момент, индусы уже 6 фрегатов у нас приобрели, еще 3 по планам должны быть достроены и проданы, а потом уже лицензионное производство развернуто в Индии будет. Так что 9 в итоге будет нами построены, почти искомый десяток fellow
    6. +1
      24 марта 2016 09:41
      Корабли предназначены для Черноморского Флота , и должны быть достроены и переданы на ЧФ , а не Индии . И для этого надо напрячь умы наших конструкторов и производителей , чтобы создать и построить турбины . Получается , что из - за отсутствия движителей мы что совсем можем прекратить строить корабли ? Украина турбины Германия двигатели MIU , и что заменить нечем ? Где " Русский дизель " , где " Дагдизель " , где рыбинские турбины ? Хватит покупать технологии и продукцию за рубежом . Надо разрабатывать и создавать самим !
      1. +3
        24 марта 2016 11:16
        Цитата: starshina78
        Корабли предназначены для Черноморского Флота , и должны быть достроены и переданы на ЧФ , а не Индии . И для этого надо напрячь умы наших конструкторов и производителей , чтобы создать и построить турбины .

        Угу... и после этого ценного указания девять женщин всенепременно родят ребёнка за месяц. Сразу вспоминается анекдот про мышек-ёжиков и мудрую сову.

        Уже напрягли. Получили ответ - не ранее 2018. Причём первые турбины пойдут на 22350 (тем более, для них турбин нужно вдвое меньше). То есть, раньше 2019 вторая пара 11356 ГЭУ не получит.

        За это время можно успеть продать уже спущенные на воду и стоящие у стенки без ГЭУ 11356 второй серии и построить новые.
        Или начать постройку вместо них более современных 22350. Потому как единственным существенным преимуществом пр.11356 было то, что флот мог быстро получить новые фрегаты-середнячки, которые не пришлось бы потом доводить до ума (ибо 11356 - это слегка модифицированный "индийский" проект, отлаженный в производстве и вылизанный для эксплуатации). Если же придётся ждать до 2019, то возникает вопрос - а нужны ли они тогда будут при отработанном уже пр.22350?
        Цитата: starshina78
        Где " Русский дизель " , где " Дагдизель " , где рыбинские турбины ? Хватит покупать технологии и продукцию за рубежом . Надо разрабатывать и создавать самим !

        "Русский дизель" давным-давно помер.
        И какое отношение "Дагдизель" имеет к корабельным ГЭУ? Этот завод делает торпеды и вспомогательные дизеля малой мощности.
        Корабельными (не судовыми) дизелями занимаются "Звезда" и Коломна. "Звезда" делает движки для кораблей не крупнее корвета. А с Коломной идёт вечный бой за качество, ибо завод плотно сидит на заказах РЖД и для него корабельные дизеля - это сопутствующая продукция (много геморроя и мало денег). Собственно. именно по опыту эксплуатации Коломенских дизелей и общения с заводом флот и перешёл на MTU. smile

        Рыбинские турбины будут в 2018. Когда достроят стенд и импортозаместят те агрегаты ГТД, которые ставили николаевцы.
  2. 0
    23 марта 2016 20:12
    помолчим товарищи.... no
    1. +6
      23 марта 2016 20:39
      А чего тут молчать-то? На индийских верфях, возможно, начнётся лицензированное строительство кораблей отечественной разработке в интересах ВМС Индии. Будет ли нам за это Индия денежку должна? Естественно!
      Конечно, если бы мы их сами строили, на том же Янтаре, оно бы нам выгоднее было, с экономической точки зрения. Но сейчас мощности судостроительных заводов поберечь надо - у самих флот плачет hi
      1. +8
        23 марта 2016 20:54
        Цитата: Wiruz
        сейчас мощности судостроительных заводов поберечь надо - у самих флот плачет
        Флот плачет из-за отсутствия отечественных двигателей!
    2. +10
      23 марта 2016 20:54
      Ну зачем же сразу "помолчим"?
      Продать индии три фрегата 11356 второй партии и лицензию на строительство их в Индии в складывающихся обстоятельствах вполне логично.
      1. По вопросу продать три фрегата.
      У нас есть три корпуса фрегатов, но нет к ним двигателей.. По крайней мере пока нет.. Да, мы можем поставить на них вооружение, системы навигации, управления, целеуказания, радиолокации и т.д. и т.п., но это их сделает всего лишь плавучими батареями береговой обороны... Пока не появятся двигатели.. А до этого они будут стоять у стенки и "ржаветь"... А вот продав их Индии, да еще со всей начинкой, мы получаем деньги и свободное место на верфи.. И можем заложить новые корпуса которые как раз будут готовы к моменту появления движков. А к этой тройке думаю Индия сама найдет где движки достать.
      2. По вопросу лицензии и строительства в Индии.
      Допустим у нас уже есть двигатель для фрегатов. Но выпускать такие движки могут заводы количество которых по пальцам одной руки пересчитать можно. Верфей которые могут их строить тоже. И вот индусы хотят купить у нас фрегаты. Возникает дилемма - или двигать по срокам корабли для своего флота или отказываться от продажи. Ну или предлагать индусам подождать пока мы себе все что надо построим. Хотя от этого варианта они думаю откажутся, т.к. выбор на рынке в принципе есть. И поэтому, чтобы не было вреда своему флоту, можно продать индусам лицензию. Пусть они строят сами, сами находят к ним двигатели или покупают у нас. Это позволит загрузить наши верфи заказами для себя и быстрее обновить флот (если бюджет позволит). А в довесок мы можем поставить индусам вооружение для фрегатов и необходимую электронику. Получается что мы и себе строим и деньги параллельно получаем. А поставки вооружений и электроники индусам позволят увеличить их серию, а следовательно удешевить производство. Что опять же плюс.
      1. 0
        23 марта 2016 21:03
        Спасибо за грамотное пояснение, думаю все так и будет. Дежавю какое-то получается, точь точь как Америка поступила с танками "кристи" в период "Великой депрессии"!
      2. 0
        24 марта 2016 06:14
        Ну почему сразу "Ржаветь у стенки". Вооружив фрегаты как плавучие батарей они будут важным звеном в обороне!. Приобретенный у Германии "Лютцов" именно в такой роли и выступал, причем внес очень весомый вклад в контрбатарейной борьбе. А когда будут силовые установки, то и Вперед!
        1. +1
          24 марта 2016 08:44
          Цитата: Evgeniy667b
          Ну почему сразу "Ржаветь у стенки". Вооружив фрегаты как плавучие батарей они будут важным звеном в обороне!.
          Какие батареи - 21 век на носу wassat Еще паруса предложите поставить и вперед, в открытое море laughing
      3. 0
        24 марта 2016 06:14
        Ну почему сразу "Ржаветь у стенки". Вооружив фрегаты как плавучие батарей они будут важным звеном в обороне!. Приобретенный у Германии "Лютцов" именно в такой роли и выступал, причем внес очень весомый вклад в контрбатарейной борьбе. А когда будут силовые установки, то и Вперед! А продав Индии, у нас не будет ничего, кроме денег, которые просто растворятся в никуда. Это уже догма.
      4. 0
        24 марта 2016 11:18
        Цитата: kdale1980
        У нас есть три корпуса фрегатов, но нет к ним двигателей..

        Два корпуса. С "Корниловым" пока что темна вода во облацех.
  3. +5
    23 марта 2016 20:20
    Индия главный покупатель нашего вооружения.А это большие деньги,которые нам нужны всегда.Часть этих денег пойдёт на строительство следующей серии этих фрегатов.
  4. +1
    23 марта 2016 20:29
    Не купят наше - купят ихнее.
    1. +2
      23 марта 2016 20:43
      Садитесь, двойка! Не "ихнее", а "их laughing
      А если серьёзно, то Индия с 2001-го года строила собственные фрегаты типа "Шивалик", которые от пр.11356 мало чем отличаются, кроме наличия ЗРК Барак и 76мм артиллерии
  5. +2
    23 марта 2016 20:38
    Су-30МКИ локализовали, пусть попробуют фрегаты. Судопроизводство у них весьма развито, даже вон эсминцы строят
    1. 0
      23 марта 2016 20:45
      О! Калькутта! Эсминец красивый, но красивый не значит "хороший". Так... средненький
      1. 0
        24 марта 2016 00:36
        Цитата: Wiruz
        О! Калькутта! Эсминец красивый, но красивый не значит "хороший". Так... средненький

        При том , что строили они их , практически на коленке ...
      2. +1
        24 марта 2016 06:05
        Цитата: Wiruz
        О! Калькутта! Эсминец красивый,

        вопрос-спорный... наш "сарыч"-956, в разы красивей... жаль кораблик,двигло-наша головная боль.
  6. +4
    23 марта 2016 20:44
    Проект этот они в свое время сами выбрали, когда заказывали 1-ю партию фрегатов.
    Раз готовы заказать, с последующей локализацией производства у себя, значит продадим и технологии. У нас уже есть ГЗО и новые судостроительные технологии. А индусам в радость.
    Так что, "бхай-бхай!"
    3 недостроенных корпуса для ЧФ мы готовы продать, т.к. вместо них уже планируется 18 МРК на дизелях.
    Вот такой ныне расклад.
  7. +1
    23 марта 2016 20:53
    Цитата: Wiruz
    Будет ли нам за это Индия денежку должна? Естественно!


    нам много кто должен только все больше "прощают" или мы им
  8. +2
    23 марта 2016 21:19
    Хорошо) Пусть строят лицензионные. И нам денежка и на наших верфях больше места для своих кораблей.
  9. +1
    23 марта 2016 22:22
    а я против продажи у самих не густо,лицензия - другое дело пусть клепают на здоровье
  10. 0
    24 марта 2016 01:52
    sad Грустно всё это.
  11. 0
    24 марта 2016 02:43
    А что у китайцев купить движки нельзя? Они ж себе даже эсминцы строят.
    Тем более плотное сотрудничество в сфере впк.
    Кстати как именно фрегат 11356 отличный проект. Ну разве что ак-630 на палаш поменять.
    1. 0
      24 марта 2016 11:31
      Цитата: gallville
      А что у китайцев купить движки нельзя? Они ж себе даже эсминцы строят.

      ЕМНИП, китайские ГТД делаются в плотном сотрудничестве с той же Украиной.
      Вообще, кроме "Зори" в мире есть только 2 "первичные" компании-производителя корабельных ГТД: GE и RR. Все остальные различным образом завязаны на кого-нибудь из этой тройки и могут понести большие убытки при несоблюдении условий соглашений.
  12. 0
    24 марта 2016 04:25
    "Грустно всё это."
    Ну давайте ещё расплачемся,дорогие мои, пока ведутся только переговоры если и будет достигнуто соглашение,я не думаю что это будет в ущерб флоту Российскому.Прошли те времена когда торговали страной на право и на лево,будем оптимистами.
    1. +1
      24 марта 2016 06:49
      Цитата: Koronik
      Прошли те времена когда торговали страной на право и на лево,будем оптимистами.

      Согласен, будем.
      А Буш провидец, но в одном не прав: не злопамятные мы...)))
      1. 0
        24 марта 2016 08:46
        Цитата: SklochPensioner
        Согласен, будем.
        А Буш провидец, но в одном не прав: не злопамятные мы...)))

        До могущества СССР нам еще очень далеко
  13. 0
    24 марта 2016 06:03
    Интересно что в навесок к этим фрегатам им ещё навяжут.
    Если сделка состоится то будет комплексной и, уверен, не на условиях Индии - не тот случай.
    1. +1
      24 марта 2016 06:13
      Цитата: V.P.
      Если сделка состоится то будет комплексной и, уверен, не на условиях Индии - не тот случай.

      С индийцами торговаться, что цыган дурить! Так что еще посмотрим…
  14. +1
    24 марта 2016 06:37
    Цитата: Штык
    С индийцами торговаться, что цыган дурить! Так что еще посмотрим…

    Там сильный крючок есть.
    Они сейчас упор на флот делают.
    А я не думаю что кто-то кроме нас сейчас способен им дать аналогичные по классу новые корабли. Тем более что по отзывам проект действительно хорош.
    А крючок - индусы хотят ещё одну АПЛ. Которую кроме РФ никто им дать не сможет.
    Хлебальник открывают на Ясень но наши им вежливо указали на Акулу. Акула их, по опыту эксплуатации, вполне устраивает.
  15. 0
    24 марта 2016 08:10
    Эх,скорее бы "Сатурн" раскочегарился,тогда бы и проблема ГТЗА отпала,но вся беда в стенде для "продувки" агрегатов!!!Пишут,что монтируют стенд,но это не один год пройдёт,так что продажа трёх корпусов и лицензии на производство,единственный выход...пока,а там "будем посмотреть"!!!
    1. 0
      24 марта 2016 08:51
      Цитата: SPIKER
      Пишут,что монтируют стенд,но это не один год пройдёт

      А в чем причина если известно что и есть из чего ?
      При Союзе тоже что ли пятилетку ставили ?
      1. +1
        24 марта 2016 11:39
        Цитата: V.P.
        При Союзе тоже что ли пятилетку ставили ?

        Так СССР давно уже нет. А РФ - это далеко не Союз.

        Мы сейчас в ситуации начала 30-х годов прошлого века. Тогда тот же лидер "Ленинград" строили аж 6 лет (переносы сроков сдачи из одной пятилетки в другую вообще были рядовым событием). А для части эсминцев покупали ГТЗА у "Виккерса", потому как отечественная промышленность зашивалась.
        1. 0
          24 марта 2016 21:00
          Сравнение некорректно по одной причине.
          Которая заключается в том что повторить технологию тридцатилетней давности (как со стендом) проще чем осваивать новую (как в 30-е)
          1. 0
            25 марта 2016 10:50
            Цитата: V.P.
            Которая заключается в том что повторить технологию тридцатилетней давности (как со стендом) проще чем осваивать новую (как в 30-е)

            Так в 30-е по большей части как раз тоже пытались восстановить старые технологии. Тот же Ижорский завод более 10 лет восстанавливал броневое производство, но даже в 1938 отказывался производить бронелисты толщиной более 200 мм.

            И, опять-таки, стенд строили в СССР, да ещё и при действующем СЭВ. ПМСМ, сейчас повторить его будет сложно по той причине, что части заводов, поставивших на этот стенд системы и комплектующие, уже нет в живых. Да и часть технических решений. применённых в советском стенде, уже устарела (в первую очередь - в плане обработки данных). А это значит, что придётся этот стенд отчасти делать заново.
  16. +1
    24 марта 2016 08:24
    Продажа - это не беда. Главное чтобы наш ВПК выжил и остался конкурентоспособным
  17. +2
    24 марта 2016 09:11
    нельзя налаживать производство в иностранных государствах, даже "лояльных", тех военных образцов в которых сами остро испытываем недостаток, пример с Мистралями налицо..., сначала себе в достаточном количестве потом лицензию на продажу
  18. 0
    24 марта 2016 10:32
    По моему этого делать не нужно. Зачем платить "чужому дяде" за строительство для нас кораблей? Мы и сами их строить можем. И лучше нам самим их построить. Зачем развивать чужую экономику?
    Идио тизм какой-то!
    1. 0
      24 марта 2016 16:08
      Цитата: Vetal999
      По моему этого делать не нужно. Зачем платить "чужому дяде" за строительство для нас кораблей? Мы и сами их строить можем

      До 2018 - не можем. А в 2018 - не факт, что тогда они нам будут ещё нужны.

      Может не стоит продолжать давнюю традицию российского и советского флота с серийной постройкой кораблей морально устаревших проектов?
  19. +1
    24 марта 2016 12:11
    Строить фрегаты проекта 11356 в Индии мысль очень здравая. Всецело - за! Это фрегаты предыдущего поколения, проверенные лошадки, так сказать, и их производство - отлажено. На этом можно легко заработать. Нам же надо поднимать новое поколение в лице проекта 22350 Горшков, хоть они сейчас и непомерно дорогие, но только такими и можно побеждать в будущем.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»