Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции

Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции


История подводной лодки уходит своими корнями к человеку, в честь которого она была названа – Роберт Сюркуф. Французский капер и пират в свое время получил прозвище «Гроза морей», за то что был неуловимым пиратом для английского флота и смог увести около 15 кораблей Британии за 90 дней.
И вот подводная лодка, получившая имя легендарного француза, также была неожиданным решением с максимальными возможностями для военно-морского применения.

В 1922 году, согласно договору по ограничению численности и водоизмещения надводных кораблей, многие морские государства увидели брешь в договоре – там не были указаны подводные корабли. Началась эра строительства подводных крейсеров с огромными возможностями.


Франция начинает строить подводные крейсера с 1927 года. Закладывают три подводных корабля. Однако французы успели достроить только один из них, как вступает в силу Лондонский договор, согласно которому подводные корабли ограничивают в калибре – главное орудие не должно иметь калибр более 155 мм.

Кстати, данная подлодка в договоре внесена в исключения, но строительство остальных было полностью остановлено.Именно данный подводный корабль получает имя легендарного француза – Сюркуф. Лондонский договор не зря внес подлодку «Сюркуф» в исключения – вооружение лодки составили два орудия 203х50 мм калибра. На то время торпеды – дорогое и новое оружие. Точность и поражающее расстояние торпед совсем небольшие с точки зрения использования торпед как основного оружия подводных лодок. К 1923 году во Франции складывается определенное мнение у специалистов в области построения подводных лодок, что артиллерийские орудия, состоящие на вооружении подводных лодок, не могут быть эффективны при поражении кораблей противника. Артиллерийское орудие калибра 203 мм было обосновано в первую очередь возможностью поражать любые транспорты противника.

«Сюркуф» становится вершиной инженерной мысли того времени. Субмарина сочетает в себе все возможности подводной лодки и огневых возможностей надводного корабля. Огромное водоизмещение субмарины - в 4.3 тысячи тонн, дополнительно вооружена 22 торпедами, с возможностью ведения огня при неполном всплытии. Длина подлодки 110 метров, дальность хода около 12 000 миль. Подлодка несла на себе гидросамолет, так что можно сказать, что «Сюркуф» был выполнен как подводный авианосец.

Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции


Подлодка «Сюркуф» поступает на вооружение военного флота Франции в 1932 году. Но то, что оказалось хорошо на чертежах и при осмотре невооруженным взглядом, оказалось совсем не таким в использовании. При неполном всплытии стрелять оказалось практически невозможно, нарушалась герметизация орудийной башни. Ремонт гигантской субмарины оказался очень сложным, при строительстве подлодки использовали нестандартный подход к креплению деталей и блоков, многие соединения откручивались либо в обратную сторону, либо специальным ключом или вообще с применением нестандартного откручивания.

Гидросамолет Бессон МБ.35, который поступил вместе с лодкой на вооружение, уже не справлялся с требуемыми заданиями, его меняют на гидросамолет Бессон МБ.410.01, который был выполнен как артиллерийский корректировщик. Новый самолет собирался очень быстро, вытащенный из специального ангара 2 на 7 метров, расположенного за главной рубкой, он собирался в течение 4-х минут, опускался на воду и поднимался с помощью специального крана.

К началу 2-й мировой войны подводный гигант «Сюркуф» совершил большое количество визитов в различные порты мира, демонстрируя собой мощь и величие морского флота Франции. Объявление войны застало «Сюркуф» далеко от Франции. Вместе с британским конвоем она прибывает во Францию, где становится на ремонт. Чтобы не быть захваченной, в июле 40 года субмарина «Сюркуф» срывается с ремонта и уходит через Ла-Манш в Англию. В середине июля 1940 года она на одном двигателе приходит в Британский Девонпорт. Туда же стягиваются оставшиеся корабли французского военно-морского флота.

Все корабли поступают под командование легендарного французского генерала Шарля де Голля. Начинается раскол среди французских военных на два противоположных лагеря. Не все хотят воевать против своих соотечественников. На «Сюркуфе» происходит саботаж, в результате которого погибают несколько человек. Подлодка «Сюркуф» остается в Британском порту.

Однако события у берегов Алжира в конец портят союзнические отношения. Английские корабли предложили французской ВМБ в Мерсель-Кебире или перейти на сторону союзников и воевать против германо-итальянских нацистов, или сложить оружие. В результате более 1200 французских военных моряков погибает. Это приводит французов в Британии в неадекватное состояние. На примере подводного корабля «Сюркуф» можно оценить эффект от данного действия английского флота. Только 14 человек из порядка полутора сотен членов экипажа остаются для продолжения боевых действий против нацистов. Остальные конвоируются в Ливерпульский лагерь для военнопленных.

Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции


На плечи французского офицера Луи Блезона ложится вся ответственность за дальнейшую судьбу «Сюркуфа». Он набирает команду из французских моряков, присоединившихся к «Свободной Франции», и гражданских матросов французского торгового флота. То было непростое время, когда мало кто точно представлял себе всю сложившуюся ситуацию. Немецкие пропагандисты постоянно призывали французов вернуться домой и не слушать английских аристократов. Гидросамолет «Сюркуфа» совершает несколько разведывательных вылетов, но в результате поломок остается на берегу, где его пытались починить своими силами, но неудачно.

В ходе проведения различных операций на море, в которых подлодка принимала участие, она в итоге попадает в американский Портсмут. Положение на подлодке очень плачевное – 10 человек содержались под арестом, общая атмосфера на «Сюркуфе» была крайне низкой. Чуть погодя лодка получает повреждения при маневрах, происходит столкновение с американской подлодкой.

Повреждения не успевают отремонтировать, как лодка получила приказ на переход для пополнения боевой мощи «Свободной Франции». В то время японцы уничтожили американский флот в Перл-Харборе, и союзники нуждались в любых боевых силах, способных увеличить военно-морскую мощь на море. При переходе в Сен-Пьер из Галифакса, в начале 1942 года субмарину преследуют неприятности. Шторм повреждает рубку, заклинивает орудийную башню, повреждает люки, надстройки и торпедные аппараты. Потеряв большую часть мореходности, подлодка возвращается в Галифакс.

Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции


Практически сразу «Сюркуф» получает приказ совершить переход на Таити, через Бермуды.«Сюркуф» приходит на Бермуды с опозданием, так как успел получить очередные повреждения. Повреждения получила двигательная установка, примерный ремонт которой требовал около полугода ремонтных работ.
Из секретных донесений, положение на «Сюркуф» не улучшилось. Моральное состояние экипажа было ужасным.

Предлагались разные варианты в связи с огромными повреждениями и тяжелым моральным состоянием экипажа. Один из них - перегнать подлодку в Англию и списать. Но подлодка олицетворяла собой военно-морскую мощь Франции и много значила для морального духа «Свободной Франции». Адмирал Хортон принимает решение о дальнейшем переходе подлодки на Таити. В начале февраля 1942 года подводный корабль получает приказ продолжить движение к Таити.

12 февраля 1942 года подводный крейсер «Сюркуф» вышел из порта в Бермудах и пошел в надводном положении через Карибское море на Таити. Кроме предполагаемого маршрута и приблизительных координат, больше никаких сведений о подлодке «Сюркуф» нет. 19 февраля в Англию приходит секретная телеграмма – подлодка «Сюркуф» не прибыла в пункт назначения.

Подводный крейсер «Сюркуф» - символ военно-морского могущества Франции


Было много предположений о возможном столкновении французского «Сюркуф» с американским судном или о переходе «Сюркуф» на Мартинику вследствие полного морального падения на корабле и нежелания продолжать участвовать в боевых действиях. Но как бы то ни было французский подводный крейсер вошел в историю как мощный боевой корабль, который с момента начала своей службы и до сих пор олицетворял и будет олицетворять военно-морскую мощь Франции. Возможно, история о чем-то умолчала, и дух великого французского капера до сих пор волнует воды морских просторов.

Основные характеристики:
- год спуска 1929;
- год выхода из флота 1942;
- официальная версия – затонула;
- тип подлодки - крейсерская ДПЛ;
- скоростные характеристики под/над 10/18 узлов;
- рабочая глубина до 80 метров;
- длительность плавания до 3 месяцев;
- команда корабля до 150 человек;
- ширина 9 метров;
- осадка 7 метров;
- два дизеля общей мощностью 15 000 л.с;
Вооружение:
- два орудия 203х50 мм;
- 14 ТА 550 и 400 мм, боезапас 22 торпеды;
- две артпушки 37 мм;
- четыре 13.2-мм пулемета;
- один гидросамолет Бессон 411

Дополнительная информация.
Не всех до сих пор устраивает официальная версия гибели подводного крейсера «Сюркуф». Французские историки и исследователи до сих пор стараются найти подлодку или узнать точнее о судьбе великого для Франции подводного корабля.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. TIT 14 декабря 2011 07:36
    как кораболь назовешь так он и будет себя вести !
    TIT
    1. Vadivak 14 декабря 2011 10:03
      Спасибо Роман Андреевич, порадовали многими неизвестными лично мне подробностями, я так понял историческая серия о подводных лодках не закончена
  2. vadimus 14 декабря 2011 08:40
    Вообще-то, пока живу в Тулоне, а здесь базируются Мистраль и Шарль де голь… Остальное на две трети ржавчина. Так что не ругайте наш флот. Если собака лает, то значит боится…
    vadimus
  3. Гражданский 14 декабря 2011 11:02
    Морально-волевой уровень экипажа обязательно сказывается на состоянии вверенной техники!
  4. Anatoly 14 декабря 2011 21:18
    Старушка Европа,полна секретов и темных пятен истории. А статья интересная,для саморазвития. Зачет!
    Anatoly
  5. Денис 15 декабря 2011 02:40
    а секреты лодки не могли захватить нацисты и поделиться с созниками японцами?
    попытки создания подводных авианосцев у них же позже были
    1. Cap.Morgan 8 октября 2015 21:49
      У нацистов своих секретов было полно. Лодки ХХI серии, лодки с турбиной Вальтера на перекиси водорода...
  6. novik 15 декабря 2011 20:00
    Хорошая статья,молодец автор,полезная информация об этапах развития подводного кораблестроения.Все эти проекты:французский "Сюркуф",английские лодки серий"К","М","Х",а также японские типа"I"были рождены,к сожалению, чтобы умереть в отрочестве.Игры с артиллерией на подводных лодках хороши лишь при наличии невооруженного противника и отсутствия организованной ПЛО.А эта эпоха закончилась во второй половине 1942,а дальше любое длительное нахождение на поверхности каралось смертью.Вот и пришлось бы, подобным крейсерам возить нереализуемый в боевой обстановке,дорогостоящий потенциал.Хотя в качестве образца военно-технической мысли корабль действительно выдающийся,правда французам это всегда удавалось,не зря же их флот называли:"Флот образцов".
    novik
  7. patriot464 15 декабря 2011 21:29
    Да, монстр вышел изрядный. Ошибка адмиралов и отличная работа кораблестроителей
    patriot464
  8. dred 25 декабря 2011 18:47
    Интересная разработка.
    dred
  9. Георг Шеп 29 февраля 2012 00:11
    Так что случилось с подлодкой? Она утонула или пропала без вести?..
    Георг Шеп
  10. Megatron 13 мая 2013 13:18
    Так до сих пор не известно где она утонула?
  11. kig 6 июня 2014 19:41
    через Карибское море на Таити - это новое и неожиданное направление в навигации.
    kig
  12. Алекс 18 июня 2014 10:26
    Лишнее подтверждение того, что единичный монстр, каким бы он ни был, погоды не делает. Да и руководство не знало, что с ним делать и какую задачу ему поставить.
  13. Cap.Morgan 8 октября 2015 21:46
    Крупные лодки оказались неповоротливы. Они очень медленно погружались. Такие лодки существовали и в СССР - серия К, например. Но жизнь внесла свои коррективы: лучшими были лодки серии С у нас или же лодки VII и IX серий в Германии. Сочетание манёвра и достаточной мощи.
    У немцев был интересный вариант - небольшой вертолёт который лодка буксировала за собой в надводном положении. Аппарат с наблюдателем помогал лодке отыскивать цели.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня