Military Review

Coastal missile complex "Sopka"

5
In 1954, the development of the Strela coastal missile system was launched with the C-2 anti-ship cruise missile. The result of this project was the construction of four complexes in the Crimea and on. Kildin, the full operation of which began by the year 1958. Having a number of characteristic advantages, the stationary complex "Strela" could not change its position, because of which it risked becoming the target of the first strike. Thus, the coastal missile forces and artillery required a mobile system, less susceptible to retaliatory or preventive strikes. The solution to this problem was the project "Sopka".


The decision to create a mobile missile system based on existing developments was taken at the end of 1955, and secured by a decree of the Council of Ministers on December 1. The branch of OKB-155, headed by A.Ya. Bereznyak was instructed to create a new version of the missile system with extensive use of existing developments and products. The project received the symbol "Sopka". Interestingly, it was planned to use the C-2 rocket, which was created for the Strela complex. This feature of the two projects often leads to confusion, which is why the stationary complex is often called the early modification of the Sopka. Nevertheless, despite the high degree of unification, these were two different projects created in parallel.

The creation of the Sopka complex started almost two years after the start of work on the Strela, which led to some specific results. First of all, this allowed us to speed up work on the new project through the use of already developed components and assemblies. In addition, a newer complex was to receive a number of means of later models and different from those used in Strela. It also provided for the use of some systems that should have been developed from scratch. First of all, these were the means of ensuring the mobility of the complex.


Launcher B-163 with C-2 rocket. Photo of Wikimedia Commons


The main element of the complex "Sopka" was supposed to be a guided cruise missile S-2, the development of which was nearing completion. It was a slightly modified modification aviation missiles KS-1 "Comet" and was intended to destroy surface targets. When developing the KS-1, the developments on the first domestic jet fighters were widely used, which led to the formation of a characteristic appearance of the product. The Comet and the missiles at its base looked like a smaller copy of the MiG-15 or MiG-17 fighter without a cockpit and weapons. Outward similarity was accompanied by unification across some systems.

The C-2 rocket with a total length of less than 8,5 m had a streamlined cylindrical fuselage with a frontal air intake, on the upper surface of which the casing of the homing head was located. The rocket received a swept wing with a span of 4,7 m with hinges for folding and a keel with a midrange horizontal tail. The main external difference between the C-2 product and the base CS-1 was in the starting powder engine, which was proposed to be hung under the tail of the rocket.

For the launch, derailment from the launch guide and the initial acceleration, the C-2 rocket was supposed to use the SPRD-15 solid-fuel accelerator up to 41 t. The RD-500K turbojet engine up to 1500 kg was proposed as a propulsion system. The latter worked on kerosene and allowed a rocket with a starting weight of up to 3,46 t (less than 2950 kg after accelerator reset) to reach a speed of up to 1000-1050 km / h and cover the distance to 95 km.

The missile received a semi-active radar homing head of the C-3 type with the ability to work in two modes, responsible for aiming at the target at different stages of the flight. Inside the fuselage of the rocket, they placed a high-explosive warhead with a charge weighing 860 kg. Also, the rocket received a barometric altimeter for flight to the target, autopilot and a set of other equipment, borrowed from the base COP-1.

Coastal missile complex "Sopka"
The rocket on the launch guide. Photo by Alternalhistory.com


Especially for the Sopka missile system, a mobile launcher B-163 was developed at the Bolshevik plant. This product was a wheeled towed chassis with outriggers and a turntable on which the swing start guide was installed with a length of 10 m. The guide consisted of two rails on a U-shaped base, along which the rocket mounts had to move. The starting engine at the same time passed between the rails. The guide had two positions: horizontal transport and combat with a fixed angle of elevation 10 °. Horizontal guidance was carried out within 174 ° to the right and to the left of the longitudinal axis. For reloading the rocket from the conveyor to the rail, an electric windlass was provided.

Installation B-163 had a total length of 12,235 m, width 3,1 and height 2,95 m. When deployed by outriggers and lifting the guide, the width B-163 increased to 5,4 m, height - to 3,76 m (excluding the rocket). It was proposed to transport the launcher using an AT-C tractor. Towing was allowed at a speed of no more than 35 km / h. After arriving at the position, the launcher was to be deployed, which required 30 minutes.

For the transportation of missiles proposed product PR-15. It was a semi-trailer for the ZIL-157В tractor with attachments for the C-2 rocket and devices for transferring the product to the launcher. To transfer the rocket from the conveyor to the rail, it was required to move the conveyor to the installation and join them. After that with the help of a winch weapon transferred to the guide. Then it was required to perform some other procedures, including suspension of the starting engine, connecting cables, etc.

The composition of the search and detection of the target remained the same and corresponded to the basic complex. The complex "Sopka", as in the case of the "Arrow", had to include several radar stations for various purposes. In order to ensure the rapid transfer of the complex to the specified positions, all the radars had to be made in the form of towed trailers with their own power supply systems and all necessary equipment.

To observe the hidden water area and search for targets, the Sopka complex had to use the radar station Mys. This system allowed to conduct a circular review or to monitor the selected sector at distances up to 200 km. The mission of the Mys station was to search for targets and then issue data about them to other means of the missile complex, which are responsible for performing other tasks.


Tractor, PR-15 transporter and C-2 rocket. Figure Alternalhistory.com


Information about the found target was transmitted on the radar tracking "Burun". The task of this system was to support surface targets with the definition of their coordinates for the subsequent attack. Opportunities "Burun" allowed to monitor objects at distances comparable to the maximum detection limit of the Cape, at target speeds up to 60 nodes. The data from Burun station was used during the operation of the next element of the complex.

Directly for the attack of the target, the radar of the C-1 or C-1M in towed version had to respond. Before launching and until the end of the rocket’s flight, this station had to follow the target, directing its own beam to it. At all stages of the flight, the missile’s homing system had to receive a direct or reflected C-1 signal and produce orientation in space or guidance to an illuminated target.

The C-3 homing head, used on the C-2 rocket, was a further development of devices used in previous projects based on Komets. The semi-active seeker was supposed to work in two modes and thereby ensure the flight to the target area and then pointing at it. Immediately after launch, the rocket had to enter the beam of the C-1 station and be held there until a certain moment of flight — this mode of operation of the GOS was designated by the letter “A”. Mode “B” was activated at a distance of no more than 15-20 km from the target in accordance with a predetermined flight program. In this mode, the rocket had to search for the signal of the illumination station reflected by the target. The final targeting to the enemy object was made precisely by the reflected signal.

The used set of radar detection and control tools allowed the Sopka complex to detect potentially dangerous surface objects within a radius of up to 200 km. Due to the limitations imposed by the design of the cruise missile, the target range did not exceed 95 km. Taking into account the speeds of potential targets, as well as the differences in the range of detection and destruction, the calculation of the coastal complex had enough time to perform all the necessary work before launching the rocket.

The main combat unit of the complex "Sopka" was to be the rocket division. The structure of this unit included four launchers, one set of radar stations and one command post. In addition, the division received a set of tractors, transporters for missiles, ammunition (most often 8 missiles) and various auxiliary means for maintenance, preparation for work, etc.


Rocket, rear view. The powder starting engine is visible. Photo Mil-history.livejournal.com


The coastal complex consisting of the C-2 rocket and the Mys, Burun and C-1 radar stations were first tested in early June of the 1957 year. Then, as part of testing the Strela stationary complex, a search for a training target was performed, followed by the launch of a cruise missile. Due to the high unification of the two complexes during the creation of the Sopka, it was possible to significantly reduce and speed up the test program. Most of the systems of this complex have already been tested in the course of the previous project, which had corresponding positive consequences.

Nevertheless, the complex "Sopka" still passed the necessary checks. Factory tests of this system started on November 27 1957 of the year. Before 21 December, four missile launches were made for the training target. In this case, the first two launches were single, and the last two missiles at the end of December were launched in one gulp. All four missiles successfully aimed at the target in the form of a ship standing on barrels, but only three were able to hit it. The rocket of the second launch did not hit the ship, but into one of the barrels that held it in place. Nevertheless, the tests were considered successful, which allowed to continue the work.

State tests of the Sopka complex began in the middle of August 1958, and continued over the next two months. During these checks, 11 missiles were used. One launch was recognized as completely successful, another seven were partially successful, and the other three did not lead to the defeat of the training goals. Such indicators of the complex, as well as the possibility of a quick change of position, became the reason for the emergence of recommendations for adoption.

December 19, 1958, the newest coastal missile system Sopka with the S-2 cruise missile was adopted by the Navy fleet. Soon after, the plan for the serial construction of new systems was finally adopted, followed by the transfer of the fleet to the coastal forces and deployment on various sections of the coast.

The formation of compounds that were to operate the new equipment began a few months before the official adoption of the Sopka into service. Back in June, a separate division was formed as part of the Baltic Fleet, which was armed with the Sopka complex. At the beginning of 1958, this division was reorganized into the 1960 th separate coastal missile regiment (OBRP). In May, the 27 th 60 th separate mobile coastal artillery regiment of the Baltic Fleet became a separate coastal missile regiment.


Preparing for launch. Photo Army-news.ru


In 1959, the Sopka complexes, after they were officially put into service, began to be delivered to the Northern and Pacific Fleets. As a result, in the Northern Fleet by the 60 year, the 735 coastal artillery regiment had become missile. Later he received a new number, becoming the 501 OBRP. In the 59-m in Primorye, the service began 528-th separate coastal missile regiment, and a year later in Kamchatka began service 21-th regiment. At the beginning of July, 1960, a new 51 th OBRP appeared in the Black Sea Fleet, which immediately received Sopka complexes. Thus, by the end of 1960, there was at least one regiment of all Soviet fleets, armed with mobile coastal missile systems, consisting of four divisions each. Two special regiments were deployed in the most critical areas, in the Pacific and in the Baltic.

After the formation of new and re-existing parts of the Soviet Union began the delivery of Sopka complexes to friendly states. One of the first foreign customers were the GDR and Poland. For example, in 1964, the 27 OBRP helped Polish and German colleagues to master and use new weapons. So, the first firing of C-2 missiles by Germany and Poland was carried out under the control of the Soviet military. In addition, the Sopka systems were supplied to Bulgaria, Egypt, the DPRK, Cuba and Syria.

Of particular interest is the delivery of missile systems to Cuba, which actually became the first foreign operator of Sopki. In August, four battalions from the 1962-th separate coastal missile regiment of the Black Sea Fleet were brought to the “Island of Freedom”. The divisions had at their disposal up to 51-35 C-40 missiles, as well as eight launchers (two in the division) and radar stations of all the necessary types. After the famous events of the autumn of 2, the military personnel of the 1962 OBRP went home. The material part of the regiment left the coastal forces of a friendly state. After returning home, the regiment received new missile system assets and continued service, defending the Black Sea coast.

In 1959, the C-2 missile modernization project was developed using a new homing system. The updated rocket differed from the basic version by the presence of the “Sputnik-2” equipment instead of the GOS C-3. The flight mode in the radar beam of the illumination was saved, and at the final stage it was proposed to direct the rocket at the thermal radiation of the target. The use of an infrared homing head made it possible to attack surface targets when the enemy delivered electromagnetic interference, and also to protect the Sopka radar from the enemy’s anti-radar missiles. It was also planned to implement the principle of "launched-forgotten", in which the rocket had to go to the target area using an autopilot and then turn on the GOS. For a number of reasons, the C-2 rocket with the Sputnik-2 system did not go into series, and the troops continued to operate weapons with semi-active radar seekers.

The Sopka missile system was in service with the coastal forces of the Soviet Navy until the early eighties. By this time, newer and more sophisticated systems of a similar purpose were created in our country, but the operation of obsolete complexes continued until the full development of their resources. Six missile regiments regularly participated in shooting training with the defeat of targets. From the beginning of the sixties to the beginning of the seventies, more than 210 missiles were used, of which just over a hundred hit their targets. So, the 51 of the Black Sea Fleet OBRP in 1962-71 used 93 missiles for 39 successful hits on the target. Two regiments of the Baltic Fleet during the same time spent only 34 rockets and completed 23 successful launch.


Products B-163 and C-2. Photo by Alternalhistory.com


Until the very end of the operation of the Sopka complexes with C-2 missiles, Soviet coastal troops fired only at training targets. Nevertheless, the complex still managed to take part in a real armed conflict. During the Yom Kippur War, October 9 1973, Egyptian rocket launchers stationed in the Alexandria area fired on Israeli combat boats. According to Egypt, the use of five missiles led to the sinking of one enemy boat. Israel, however, did not confirm these losses.

The Soviet Union retired an outdated complex in the early eighties. Replacement for the "Sopki" were newer developments with guided weapons, characterized by increased characteristics. In the future, the majority of foreign operators refused C-2 missiles. According to some sources, at present the Sopka complex is in service only in North Korea. At the same time, there is reason to believe that the North Korean industry has modernized an obsolete model of Soviet development.

The coastal missile system "Sopka" became the second and last similar system created on the basis of the Kometa KS-1 aircraft missile. It was put into service later than all its predecessors, and also operated much longer than them - until the early eighties. For its time, all the Kometa-based missile systems were highly efficient weapons with great potential, but the development of missiles and defenses did not stand still. Because of this, over time, the KS-1 and its derivatives lost all their advantages and became outdated in every sense, after which they were removed from service. The outdated systems were replaced by new weapons with higher characteristics, which ensured the preservation and increase of the striking power of the fleet and its coastal forces.


Based on:
http://armoredgun.org/
http://bratishka.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kote119
    kote119 April 5 2016 06: 34
    +2
    In the Primorsky Territory, such missiles (decommissioned) were installed on children's playgrounds.
  2. m262
    m262 April 5 2016 21: 36
    +1
    Yes, the technology of the 50s, for pointing one missile THREE radar, a gift for electronic warfare ...
  3. crambol
    crambol April 5 2016 22: 38
    0


    Everything is extremely interesting. The only pity is that Cape Korabelny (the mouth of the Ponoy) is not mentioned, where the Sopka was placed with great fanfare under the protection of the Tu-16 in 1961.

    1. zyablik.olga
      zyablik.olga April 6 2016 01: 58
      +3
      Quote: crambol
      Everything is extremely interesting. The only pity is that Cape Korabelny (the mouth of the Ponoy) is not mentioned, where the Sopka was placed with great fanfare under the protection of the Tu-16 in 1961.

      Guarded by the Tu-16? wassat From whom and why did distant bombers guard the anti-ship complex?
  4. xomaNN
    xomaNN April 6 2016 18: 22
    0
    but the exploitation of obsolete complexes continued until their resources were fully developed.

    And this is correct, and not the way they "sawed" the aircraft carrier "Kiev" - "Minsk" - "Novorossiysk" for half a term fool

Береговой ракетный комплекс «Сопка»

В 1954 году стартовала разработка берегового ракетного комплекса «Стрела» с противокорабельной крылатой ракетой С-2. Результатом этого проекта стало строительство четырех комплексов в Крыму и на о. Кильдин, полноценная эксплуатация которых началась к 1958 году. Имея ряд характерных преимуществ, стационарный комплекс «Стрела» не мог менять свою позицию, из-за чего рисковал стать целью первого удара. Таким образом, береговым ракетным войскам и артиллерии требовалась подвижная система, менее подверженная ответным или превентивным ударам. Решением этой проблемы стал проект «Сопка».

Решение о создании подвижного ракетного комплекса на базе существующих наработок было принято в конце 1955 года и закреплено постановлением Совмина от 1 декабря. Филиалу ОКБ-155, возглавляемому А.Я. Березняком, поручили создать новый вариант ракетного комплекса с широким использованием существующих наработок и изделий. Проект получил условное обозначение «Сопка». Интересно, что в нем планировалось использовать ракету С-2, создававшуюся для комплекса «Стрела». Эта особенность двух проектов нередко приводит к путанице, из-за чего стационарный комплекс нередко именуют ранней модификацией «Сопки». Тем не менее, несмотря на высокую степень унификации, это были два разных проекта, создававшиеся параллельно.

Создание комплекса «Сопка» стартовало почти через два года после начала работ по «Стреле», что привело к некоторым специфическим результатам. В первую очередь, это позволило ускорить работы по новому проекту за счет применения уже разработанных узлов и агрегатов. Кроме того, более новый комплекс должен был получить ряд средств более поздних моделей и отличающихся от использованных в «Стреле». Также предусматривалось применение некоторых систем, которые следовало разрабатывать с нуля. Прежде всего, это были средства обеспечения мобильности комплекса.


Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Пусковая установка Б-163 с ракетой С-2. Фото Wikimedia Commons


Основным элементом комплекса «Сопка» должна была стать управляемая крылатая ракета С-2, разработка которой близилась к завершению. Она представляла собой незначительно доработанную модификацию авиационной ракеты КС-1 «Комета» и предназначалась для поражения надводных целей. При разработке КС-1 широко использовались наработки по первым отечественным реактивным истребителям, что привело к формированию характерного внешнего вида изделия. «Комета» и ракеты на ее базе внешне были похожи на уменьшенную копию истребителя МиГ-15 или МиГ-17 без кабины пилота и вооружения. Внешнее сходство сопровождалось унификацией по некоторым системам.

Ракета С-2 общей длиной менее 8,5 м имела обтекаемый цилиндрический фюзеляж с лобовым воздухозаборником, на верхней поверхности которого располагался кожух головки самонаведения. Ракета получила стреловидное крыло размахом 4,7 м с шарнирами для складывания и киль со среднерасположенным горизонтальным оперением. Главное внешнее отличие изделия С-2 от базового КС-1 заключалось в стартовом пороховом двигателе, который предлагалось подвешивать под хвостом ракеты.

Для старта, схода с пусковой направляющей и первоначального разгона ракета С-2 должна была применять твердотопливный ускоритель СПРД-15 тягой до 41 т. В качестве маршевой силовой установки предлагался турбореактивный двигатель РД-500К тягой до 1500 кг. Последний работал на керосине и позволял ракете со стартовым весом до 3,46 т (менее 2950 кг после сброса ускорителя) развивать скорость до 1000-1050 км/ч и преодолевать расстояние до 95 км.

Ракета получила полуактивную радиолокационную головку самонаведения типа С-3 с возможностью работы в двух режимах, отвечающих за наведение на цель на разных этапах полета. Внутри фюзеляжа ракеты поместили фугасную боевую часть с зарядом весом 860 кг. Также ракета получила барометрический высотомер для полета к цели, автопилот и набор другой аппаратуры, заимствованный у базовой КС-1.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Ракета на пусковой направляющей. Фото Alternalhistory.com


Специально для ракетного комплекса «Сопка» на заводе «Большевик» была разработана мобильная пусковая установка Б-163. Это изделие представляло собой колесное буксируемое шасси с аутригерами и поворотной платформой, на которой монтировалась качающаяся пусковая направляющая длиной 10 м. Направляющая состояла из двух рельсов на U-образном основании, по которым должны были двигаться крепления ракеты. Стартовый двигатель при этом проходил между рельсами. Направляющая имел два положения: горизонтальное транспортное и боевое с фиксированным углом возвышения 10°. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах 174° вправо и влево от продольной оси. Для перегрузки ракеты с транспортера на направляющую предусматривалась электрическая лебедка.

Установка Б-163 имела общую длину 12,235 м, ширину 3,1 и высоту 2,95 м. При развертывании за счет аутригеров и подъема направляющей ширина Б-163 увеличивалась до 5,4 м, высота – до 3,76 м (без учета ракеты). Транспортировать пусковую установку предлагалось при помощи тягача АТ-С. Буксировка допускалась со скоростью не более 35 км/ч. После прибытия на позицию расчет пусковой установки должен был выполнять развертывание, на что требовалось 30 минут.

Для транспортировки ракет предлагалось изделие ПР-15. Это был полуприцеп для тягача ЗИЛ-157В с креплениями для ракеты С-2 и устройствами для перегрузки изделия на пусковую установку. Для перегрузки ракеты с транспортера на направляющую требовалось подать транспортер к установке и состыковать их. После этого при помощи лебедки оружие переводилось на направляющую. Затем требовалось производить некоторые другие процедуры, в том числе подвеску стартового двигателя, подключение кабелей и т.д.

Состав средств поиска и обнаружения цели остался прежним и соответствовал базовому комплексу. В состав комплекса «Сопка», как и в случае со «Стрелой», должны были входить несколько радиолокационных станций разного назначения. С целью обеспечения быстрой переброски комплекса на указанные позиции все РЛС должны были выполняться в виде буксируемых прицепов с собственными системами энергоснабжения и всем необходимым оборудованием.

Для наблюдения за прикрываемой акваторией и поиском целей комплекс «Сопка» должен был использовать радиолокационную станцию «Мыс». Эта система позволяла вести круговой обзор либо следить за выбранным сектором на дальностях до 200 км. Задачей станции «Мыс» был поиск целей и последующая выдача данных о них на другие средства ракетного комплекса, отвечающие за выполнение иных задач.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Тягач, транспортер ПР-15 и ракета С-2. Рисунок Alternalhistory.com


Данные о найденной цели передавались на РЛС слежения «Бурун». Задачей этой системы было сопровождение надводных целей с определением их координат для последующей атаки. Возможности «Буруна» позволяли следить за объектами на дальностях, сравнимых с максимальным рубежом обнаружения «Мыса», при скорости цели до 60 узлов. Данные со станции «Бурун» использовались при работе следующего элемента комплекса.

Непосредственно за атаку цели должна была отвечать РЛС подсвета С-1 или С-1М в буксируемом исполнении. Перед запуском и до конца полета ракеты эта станция должна была следить за целью, направляя на нее свой луч. На всех стадиях полета система самонаведения ракеты должна была принимать прямой или отраженный сигнал С-1 и по нему производить ориентирование в пространстве или наведение на подсвеченную цель.

Головка самонаведения С-3, использованная на ракете С-2, представляла собой дальнейшее развитие устройств, применявшихся в предыдущих проектах на базе «Кометы». Полуактивная ГСН должна была работать в двух режимах и за счет этого обеспечивать полет в район цели с последующим наведением на нее. Сразу после старта ракета должна была входить в луч станции С-1 и удерживаться в нем до определенного момента полета – такой режим работы ГСН обозначался литерой «А». Режим «Б» включался на дистанции не более 15-20 км от цели в соответствии с заранее установленной программой полета. В этом режиме ракета должна была искать сигнал станции подсвета, отраженный целью. Окончательное наведение на объект противника производилось именно по отраженному сигналу.

Использованный набор радиолокационных средств обнаружения и управления позволял комплексу «Сопка» производить обнаружение потенциально опасных надводных объектов в радиусе до 200 км. Ввиду ограничений, накладываемых конструкцией крылатой ракеты, дальность поражения цели не превышала 95 км. С учетом скоростей потенциальных целей, а также разницы в дальности обнаружения и поражения расчет берегового комплекса имел достаточно времени для выполнения всех необходимых работ перед запуском ракеты.

Основной боевой единицей комплекса «Сопка» должен был стать ракетный дивизион. В состав этого подразделения включалось четыре пусковые установки, один комплект радиолокационных станций и один командный пункт. Кроме того, дивизион получал набор тягачей, транспортеров для ракет, боекомплект (чаще всего 8 ракет) и различные вспомогательные средства для обслуживания, подготовки к работе и т.д.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Ракета, вид сзади. Виден пороховой стартовый двигатель. Фото Mil-history.livejournal.com


Береговой комплекс в составе ракеты С-2 и радиолокационных станций «Мыс», «Бурун» и С-1 впервые был опробован в начале июня 1957 года. Тогда, в рамках испытаний стационарного комплекса «Стрела», был выполнен поиск учебной цели с последующим запуском крылатой ракеты. Благодаря высокой унификации двух комплексов при создании «Сопки» удалось заметно сократить и ускорить программу испытаний. Большая часть систем этого комплекса уже была испытана в ходе предыдущего проекта, что имело соответствующие положительные последствия.

Тем не менее, комплекс «Сопка» все же прошел необходимые проверки. Заводские испытания этой системы стартовали 27 ноября 1957 года. До 21 декабря было выполнено четыре пуска ракет по учебной цели. При этом два первых пуска были одиночными, а две последние ракеты в конце декабря запускались залпом. Все четыре ракеты успешно навелись на цель в виде корабля, стоящего на бочках, однако поразить ее смогли лишь три. Ракета второго пуска попала не в корабль, а в одну из бочек, удерживавших его на месте. Тем не менее, испытания были признаны успешными, что позволило продолжить работу.

Государственные испытания комплекса «Сопка» начались в середине августа 1958 года и продолжались в течение двух следующих месяцев. Во время этих проверок было использовано 11 ракет. Один запуск признали полностью успешным, еще семь оказались частично успешными, а три остальные не привели к поражению учебных целей. Подобные показатели комплекса, а также возможность быстрой смены позиции стали причиной для появления рекомендации к принятию на вооружение.

19 декабря 1958 года новейший береговой ракетный комплекс «Сопка» с крылатой ракетой С-2 был принят на вооружение военно-морского флота. Вскоре после этого был окончательно принят план серийного строительства новых систем с последующей передачей береговым войскам флота и развертыванием на различных участках побережья.

Формирование соединений, которым предстояло эксплуатировать новую технику, началось за несколько месяцев до официального принятия «Сопки» на вооружение. Еще в июне 1958 года в составе Балтийского флота был сформирован отдельный дивизион, который вооружили комплексом «Сопка». В начале 1960 года этот дивизион переформировали в 27-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). В мае 60-го 10-й отдельный подвижный полк береговой артиллерии Балтийского флота стал отдельным береговым ракетным полком.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Подготовка к пуску. Фото Army-news.ru


В 1959 году комплексы «Сопка», уже после официального принятия на вооружение, начали поставлять Северному и Тихоокеанскому флотам. В результате этого в составе Северного флота к 60-му году 735-й полк береговой артиллерии стал ракетным. В дальнейшем он получил новый номер, став 501-м ОБРП. В 59-м в Приморье начал службу 528-й отдельный береговой ракетный полк, а через год на Камчатке начал службу 21-й полк. В начале июля 1960 года в составе Черноморского флота появился новый 51-й ОБРП, сразу получивший комплексы «Сопка». Таким образом, к концу 1960 года в составе всех советских флотов имелось, как минимум, по одному полку, вооруженному подвижными береговыми ракетными комплексами, в составе четырех дивизионов каждый. На особо ответственных направлениях, на Тихом океане и на Балтике, были развернуты по два полка.

После формирования новых и перевооружения имеющихся частей Советский Союз начал поставку комплексов «Сопка» дружественным государствам. Одними из первых зарубежных заказчиков стали ГДР и Польша. К примеру, в 1964 году 27-й ОБРП помог польским и немецким коллегам в деле освоения и применения нового оружия. Так, первые стрельбы ракетами С-2 Германией и Польшей осуществлялись под контролем советских военных. Кроме того, системы «Сопка» поставлялись Болгарии, Египту, КНДР, Кубе и Сирии.

Особый интерес представляет поставка ракетных комплексов Кубе, которая фактически стала первым зарубежным эксплуатантом «Сопки». В августе 1962 года на «Остров свободы» доставили четыре дивизиона из состава 51-го отдельного берегового ракетного полка Черноморского флота. В распоряжении дивизионов было до 35-40 ракет С-2, а также восемь пусковых установок (по две в дивизионе) и радиолокационные станции всех нужных типов. После известных событий осени 1962 года военнослужащие 51-го ОБРП отправились домой. Материальную часть полка оставили береговым войскам дружественного государства. Вернувшись домой, полк получил новые средства ракетного комплекса и продолжил службу, защищая черноморское побережье.

В 1959 году был разработан проект модернизации ракеты С-2 с применением новой системы самонаведения. От базовой версии обновленная ракета отличалась наличием аппаратуры «Спутник-2» вместо ГСН С-3. Был сохранен режим полета в луче радиолокационной станции подсвета, а на конечном этапе предлагалось наводить ракету на тепловое излучение цели. Применение инфракрасной головки самонаведения позволяло атаковать надводные цели при постановке противником электромагнитных помех, а также защитить РЛС комплекса «Сопка» от противорадиолокационных ракет противника. Также планировалось реализовать принцип «запустил-забыл», при котором ракета должна была выходить в район цели при помощи автопилота и затем включать ГСН. По ряду причин ракета С-2 с системой «Спутник-2» не пошла в серию, и войска продолжили эксплуатацию оружия с полуактивными радиолокационными ГСН.

Ракетный комплекс «Сопка» состоял на вооружении береговых войск ВМФ СССР до начала восьмидесятых годов. К этому времени в нашей стране были созданы более новые и совершенные системы аналогичного назначения, но эксплуатация устаревших комплексов продолжалась до полной выработки их ресурса. Шесть ракетных полков регулярно участвовали в учебных стрельбах с поражением мишеней. С начала шестидесятых по начало семидесятых годов было использовано более 210 ракет, из которых чуть более сотни поразили свои цели. Так, 51-й ОБРП Черноморского флота в 1962-71 годах использовал 93 ракеты при 39 успешных попаданиях в цель. Два полка Балтийского флота за то же время израсходовали лишь 34 ракеты и выполнили 23 успешных запуска.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Изделия Б-163 и С-2. Фото Alternalhistory.com


До самого конца эксплуатации комплексов «Сопка» с ракетами С-2 советские береговые войска вели стрельбу только по учебным целям. Тем не менее, комплексу все же удалось принять участие в реальном вооруженном конфликте. Во время Войны Судного дня, 9 октября 1973 года, египетские ракетчики, дислоцированные в районе Александрии, обстреляли израильские боевые катера. По данным Египта, применение пяти ракет привело к потоплению одного вражеского катера. Израиль, однако, эти потери не подтвердил.

Советский Союз снял с вооружения устаревший комплекс в начале восьмидесятых годов. Заменой для «Сопки» стали более новые разработки с управляемым вооружением, отличающимся повышенными характеристиками. В дальнейшем от ракет С-2 отказалось большинство зарубежных эксплуатантов. Согласно некоторым источникам, в настоящее временя комплекс «Сопка» состоит на вооружении только в Северной Корее. При этом есть основания полагать, что северокорейская промышленность провела модернизацию устаревшего образца советской разработки.

Береговой ракетный комплекс «Сопка» стал второй и последней подобной системой, созданной на основе авиационной ракеты КС-1 «Комета». Он был принят на вооружение позже всех своих предшественников, а также эксплуатировался гораздо дольше их – до начала восьмидесятых годов. Для своего времени все ракетные комплексы на базе «Кометы» являлись высокоэффективным оружием с большим потенциалом, но развитие ракет и средств защиты не стояло на месте. Из-за этого со временем КС-1 и ее производные потеряли все свои преимущества и устарели во всех смыслах, после чего были сняты с вооружения. На смену устаревшим системам пришло новое оружие с более высокими характеристиками, обеспечившее сохранение и увеличение ударной мощи флота и его береговых войск.


По материалам:
http://armoredgun.org/
http://bratishka.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. котэ119 5 апреля 2016 06:34
    В Приморском крае такие ракеты (списанные), устанавливались на детских дворовых площадках.
  2. m262 5 апреля 2016 21:36
    Да, технологии 50- х, для наведения одной ракеты ТРИ радиолокатора, подарок для РЭБа...
  3. crambol 5 апреля 2016 22:38


    Всё необыкновенно интересно. Жаль только, что не упомянут Мыс Корабельный (устье Поноя), куда с большой помпой под охраной Ту-16 в 1961 году поставили "Сопку".

    1. zyablik.olga 6 апреля 2016 01:58
      Цитата: crambol
      Всё необыкновенно интересно. Жаль только, что не упомянут Мыс Корабельный (устье Поноя), куда с большой помпой под охраной Ту-16 в 1961 году поставили "Сопку".

      Под охраной Ту-16? wassat От кого и чего дальние бомбардировщики охраняли противокорабельный комплекс?
  4. xomaNN 6 апреля 2016 18:22
    но эксплуатация устаревших комплексов продолжалась до полной выработки их ресурса.

    И это правильно, а не так, как "распилили" ТАКР "Киев"-"Минск" - "Новороссийск" на пол-сроке fool

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня