Заточенные косы колесницы. Операция «Чариет» – рейд британских коммандос на Сен-Назер

40
Заточенные косы колесницы. Операция «Чариет» – рейд британских коммандос на Сен-Назер

Эсминец «Кемпбелтаун», застрявший в воротах сухого дока. За несколько часов до взрыва


Наличие кораблей, прежде всего военных, особенно в больших количествах, всегда вызывало в англичанах чувство некоторой ревности. Островитяне полагали, что только они имеют право располагать могучим военным флотом, а другие государства могут лишь баловаться морскими забавами. После окончания наполеоновских войн вроде бы уже никто всерьез не оспаривал привилегию Британии быть первой в морях и океанах, хоть и настороженно следили за англичанами их извечные соперники – французы, да далеко на востоке неторопливо острил когти своих новых броненосцев свирепый и непонятный русский медведь. Спокойствие и привычка почивать на лаврах были нарушены внезапно – в центре Европы из множества малых и крупных мозаичных осколков собралась новая сила, требующая места под солнцем. В короткий срок она создала флот, почти не уступающий Гранд-Флиту, и на непоколебимое британское могущество упала мрачная тень. Мечи дрожали в ножнах и вскоре были обнажены. Потребовались колоссальные усилия, чтобы выбить из рук дерзновенных потомков Алариха и Барбароссы трезубец морской силы, а их корабли пустить на переплавку. Побежденные ничего не забыли – война стала неизбежной. У немцев теперь не было могучего флота, но и нынешний Ройал Нейви состоял из не более чем отдельных объектов некогда большого и дорогого сервиза. И было имя, которое заставляло хмуриться чопорные лица британских адмиралов. Конечно, не от страха – со времен Великой армады мало что могло напугать гордых лордов. Такое постоянно напоминающее о себе, раздражающее громкое имя – «Тирпиц».

Сухой док Луи Жубер Лок


Общий вид дока. Аэрофотоснимок с английского самолета-разведчика

Строить корабли французы умели, и делали это качественно. Однако никому еще не известный русский эмигрант Владимир Юркевич (занимавшийся на Родине проектированием линейных крейсеров типа «Измаил») сумел их удивить. Руководство компании «Френч Лайн», озабоченное созданием проекта нового лайнера-рекордсмена для «Голубой ленты Атлантики», дотошно перебирало вариант за вариантом, пока не вынуждено было признать идею недавнего чертежника автогиганта «Рено» наиболее смелой и удачной. Построенная в 1935 году в Сен-Назере по его проекту «Нормандия» вскоре побила рекорд своего предшественника, итальянского лайнера «Рекс». Еще до начала работ над новым кораблем, поражавшим современников изяществом и красотой своих обводов и форм, судостроительная фирма «Пеноэт» озаботилась строительством нового сухого дока для регламентного обслуживания огромного лайнера (водоизмещение 80 тыс. тонн, длина 313,7 м). Инженерно-техническое сооружение в устье Луары длиной 350 м было окончено к 1933 году и названо в честь президента торгово-промышленной палаты Сен-Назера Луи Жубера, умершего в 1930 г. В этом доке «Нормандия» проходила профилактику, тут же в 1937 году на ней была произведена замена трехлопастных винтов на четырехлопастные. Вдохновленная техническими характеристиками «Нормандии», «Френч Лайн» планировала построить еще один подобный корабль, но 1 сентября 1939 года изменило эти намерения.

После недолгого сопротивления в июне 1940 г. Франция подписала Компьенское перемирие, и в Сен-Назер пришли немцы. Война в Европе и в Атлантике набирала обороты – порты и гавани оккупированной страны стали использоваться вначале как временные, а вскоре и как постоянные базы германского флота, в первую очередь подводных лодок. Надводных кораблей, способных причинить беспокойство английским оппонентам, было не очень много, но они были. Главные опасения вызывали новейшие линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». И если карьера первого не без значительных хлопот и усилий со стороны Адмиралтейства окончилась в водах северной Атлантики, то второй самим фактом своего существования вызывал тревогу и некоторую головную боль.

В начале 1942 г. закончивший испытания 50-тысячный линкор отбыл в норвежские воды для охоты на конвои союзников, идущие в СССР. Но британское военно-морское командование продолжало считать шанс на то, что «Тирпиц» попробует вырваться в Атлантику, довольно большим. В случае успешного возвращения из похода линкор будет вынужден пойти в один из портов оккупированной Франции, где ему, несомненно, понадобится ремонт. На Атлантическом побережье было только одно место, способное разместить со всеми удобствами массивный корпус линкора – 350-метровый док Луи Жубер в Сен-Назере. Как уже говорилось выше, англичане болезненно относились к наличию мощных кораблей у противника и при малейшей возможности старались себя обезопасить. А «Тирпиц» был противником серьезным. Ложе, где совсем недавно отдыхала красавица-француженка «Нормандия», грозило стать логовом Минотавра, пожирающего беззащитные транспорты.

«Кровь, тяжелый труд, слезы и пот»

Идея создания на базе частей Королевской морской пехоты компактных, хорошо вооруженных отрядов для выполнения различных задач, требующих не массовой численности, но добротной индивидуальной подготовки, витала в умах английских военных еще в 20-е гг., когда ими анализировался опыт неудачной и весьма кровопролитной десантной операции у Галлиполи. Некоторые наиболее прозорливые офицеры, указывая на те результаты, которых удалось достигнуть сэру Лоуренсу Аравийскому в его партизанской войне против Османской империи, поднимали этот же вопрос и в 30-х гг. Но тогдашнее руководство, озабоченное экономическим кризисом, возможным сокращением ассигнований на развитие флота, только отмахивалось.

После 1 сентября 1939 года Европа, а с ней и Англия, оказалась в совершенно иной ситуации. Уже на стадии борьбы за Норвегию возникла острая необходимость в хорошо подготовленных небольших боевых отрядах, осуществляющих рейды в тыл противника, производящих диверсии и способных вести боевые действия в труднодоступных участках местности. Затем было стремительное немецкое наступление на Западном фронте, Дюнкеркская катастрофа и, как заключительный аккорд, подписание Компьенского перемирия. Англия осталась один на один с Германией и ее союзниками. В такой сложной ситуации – одна против континентальной Европы – страна не оказывалась с подписания Амьенского мира с Францией в 1802 г.

Положение складывалось, мягко говоря, нелегкое. 6 июня 1940 г. Кабинету министров сообщили, что во всей стране имеется в наличии не более 600 тыс. винтовок (многие из которых помнили не только окопы Камбре и на Сомме, но и зулусские боевые песнопения) и только 12 тыс. пулеметов. На возмещение потерь самого необходимого вооружения уйдет не менее 6 месяцев. Многочисленные доминионы, обладающие обширными территориями, но совершенно «карманными» армиями, на этой стадии помочь метрополии ничем не могли. На счастье Англии, 10 мая 1940 г. у ее штурвала встал незаурядный человек, хоть и обладавший изрядным количеством недостатков, но при этом имеющий и не менее впечатляющие достоинства. Это был сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. В начале яркой биографии будущего Премьер-министра были и драматические страницы. В 1899 году он, уволившись из рядов кавалерии, стал военным корреспондентом. На журналистском поприще его угораздило попасть в плен к бурам (шла англо-бурская война), впрочем, молодой Черчилль сумел бежать и уже тогда стал известным человеком. Он не понаслышке знал о действиях «коммандо», мобильных бурских отрядов, причинявших англичанам множество хлопот. Уже через сутки после своего вступления на должность новый Премьер-министр обратился к идее создания разведывательно-диверсионных подразделений, способных действовать в тылу врага. Чем-то более масштабным, нежели такие «удары кинжалом», находящаяся в осаде Англия заниматься не могла. Высаживать на побережье контролируемой врагом Европы больше 1–2 рот не имело практического смысла.

Уже 3 июня Черчилль сформулировал свои мысли письменно, ознакомил с ними начальника Генерального штаба генерала Исмея, а 6 июня представил свои соображения Комитету начальников штабов. Через три дня в войска был отправлен циркуляр, согласно которому требовалось отобрать 40 офицеров и 1000 рядовых для создания «особого мобильного подразделения». В перспективе эту численность планировалось увеличить до 5 тыс. чел. Новое подразделение получило официальное название «коммандос». 23 июня после довольно скверной подготовки был произведен рейд на французское побережье силами отдельной роты № 11, наспех сколоченного отряда из добровольцев. Такая спешка была вызвана настойчивым и торопливым желанием самого Черчилля. От операций коммандос он ждал не только военного, но и политического результата. Французское население должно было знать, что Англия не оставила материк на произвол судьбы. Первым учебным центром для подготовки спецназовцев стал замок Инверэйлорт с прилегающими территориями в 25 милях западнее Форт-Уильяма в Шотландии.

Лорд Маунтбеттен


Британский коммандос с пистолетом-пулеметом «Томпсон», весна 1942 г.


Осенью 1941 г. главным советником Центра объединенных операций (такой общей фразой именовалась фактическая штаб-квартира коммандос в Ричмонд-Террас) был назначен сэр Луис Маунтбеттен. Прославившись во время битвы за Крит, будучи командиром эсминца «Келли», Маунтбеттен стал даже прототипом главного героя фильма «Там, где мы служим», получившего Оскар в 1942 году. Недолго покомандовав авианосцем «Илластриес», способный офицер, награжденный орденом «За выдающиеся заслуги», был отозван в Лондон, где и получил новое назначение. С собой на новое место службы новоиспеченный главный советник принес много новых планов, имеющих четкую военно-морскую составляющую. Не всегда они казались выполнимыми. «Чем безумней план, тем большее удовольствие он получал», – говорили его сослуживцы. При нем был создан Исследовательский центр специальных операций, куда были собраны различные ученые, конструкторы, технически грамотные офицеры, занимавшиеся созданием всевозможных технических приспособлений, устройств и оружия. Дело в том, что Черчилль требовал все больше и больше диверсий, а материально техническое оснащение коммандос оставляло желать лучшего. До появления честолюбивого и энергичного Маунтбеттена (который с весны 1942 года станет руководителем Центра спецопераций) британский спецназ был своеобразной «золушкой» в составе Вооруженных Сил Ее Величества. Работы было много, а обеспечение шло по остаточному принципу. Маунтбеттен был назначен на вице-адмиральскую должность, чем Первый Лорд Адмиралтейства сэр Дадли Паунд был очень недоволен, так как это решение Черчилля фактически переносило этого офицера через три звания.

Теперь все изменилось. В дополнение к уже существующему центру в феврале 1942 г. был открыт новый – в замке Ахнакерри. Программу подготовки расширили и усложнили. Отбор был жестким. Много времени уделялось минно-взрывному делу и скрытной высадке на берег. Маунтбеттен держал под пристальным вниманием активность немцев на Атлантическом побережье Франции, где уже базировались их подводные лодки и строились долговременные железобетонные убежища. Особое его любопытство, как военно-морского офицера, вызывал огромный сухой док в Сен-Назере. Англичане не располагали точными сведениями о намерениях противника в вопросах применения «Тирпица», и использование этого удобного и единственно подходящего места для ремонта линкора было вполне вероятным. Зимой 1941–1942 гг. два офицера коммандос Билл Притчард и Боб Монтгомери предложили Маунтбеттену план рискованного рейда к берегам Франции, целью которого было выведение из строя дока в Сен-Назере. План наслоился на замысел самого советника, уже имевшего целую команду работающих над ним специалистов. Примерно в этот же период англичанам стало известно о некоторых технических приспособлениях, использовавшихся итальянскими боевыми пловцами 10-й флотилии MAS. Наибольшее любопытство вызвала информация о взрывающемся катере «МТМ» – при помощи таких катеров в бухте Суда на Крите был успешно атакован и выведен из строя тяжелый крейсер «Йорк». Вначале имелась мысль применить против Сен-Назера что-то похожее, но создание английского прототипа и доводка его до более-менее боеготового состояния требовала времени. Тогда идея с применением взрывающегося катера преобразилась в нечто более крупное. Маунтбеттен предложил использовать для этой цели корабль. Так проявлялись первые черты операции «Чариет» («Колесница»).

«Колесница»

В качестве кандидатуры на роль шкатулки с сюрпризом был выбран старый эсминец «Кемпбелтаун», ранее под названием «Бьюкенен» входивший в состав флота США. Корабль постройки периода Первой мировой войны был получен Великобританией в рамках договора от 2 сентября 1940 г., именуемый попросту «Базы в обмен на эсминцы». Англия обязалась передать под контроль США на 99 лет ряд своих баз и островов, а американские кузены «щедро» заплатили за это попавшей в бедственное положение Англии 50 старыми эсминцами. Состояние кораблей, выведенных из консервации, оставляло желать лучшего, и к лету 1941 г. только 30 из них находились в более-менее пригодном состоянии. Одним из таких эсминцев и был «Кемпбелтаун». Планом операции предусматривался прорыв набитого взрывчаткой корабля в сухой док. Часовой механизм, который приведет в действие его смертоносный груз, должен был сработать с замедлением на 10 часов, чтобы дать возможность штурмовым группам, следующим на катерах, высадиться на берег и взорвать насосную станцию, генераторы и топливопроводы. Для пущей гарантии в районе шлюзов были бы затоплены торпеды, также оснащенные часовыми механизмами, которые должны были сработать одновременно с основным зарядом на эсминце.

Чтобы придать «Кемпбелтауну» хотя бы отдаленное сходство с немецким тральщиком, с него срезали дымовые трубы. Ходовую рубку по возможности защитили от пуль и осколков дополнительными бронелистами. В носовую часть корпуса было загружено 4 тонны взрывчатки, залитой бетоном, чтобы ее не смогли обнаружить немецкие саперы. Эсминец был максимально облегчен, для того чтобы в ночных условиях без труда преодолеть речные отмели и без препятствий подняться по Луаре, – с него демонтировали все торпедное и артиллерийское вооружение. Для самообороны и огневой поддержки штурмовых групп на палубе были установлены восемь 20-мм «Эрликонов». К операции привлекался сводный отряд под командованием подполковника Чарлза Ньюмана, ядром которого стал бойцы 2-го отряда коммандос. Кроме них приняли участие и военнослужащие из других отрядов (1, 3, 4, 5 и 9-й) – в общей сложности 242 человека.

Для отвлечения внимания немецкого гарнизона и внесения сумятицы в происходящее Королевские Военно-Воздушные силы должны были нанести авиаудар по целям в районе Сен-Назера. В дальнейшем это привело к обратному результату. Отобранных для рейда бойцов подвергли недельным тренировкам, после чего состоялись учебные утренние нападения на Плимут и Девонпорт с целью минирования объектов. Администрацию этих портов не предупредили об учениях, и в случае обнаружения бойцов ждал враждебный прием. Во время учений несколько коммандос были арестованы бдительной охраной. Далее состоялись многочисленные учения, в которых отрабатывалось минирование шлюзов и насосных станций. О целях предстоящей операции личному составу пока не говорили, но и так было понятно, что она планируется на французском побережье. Лишь во время ознакомления со своими будущими транспортными средствами (кроме «Кемпбелтауна» в рейде принимали участие 16 катеров «Фэйрмайл», 1 артиллерийский MGB-314 и 1 торпедный MTB-74 катера). Командование этой флотилией осуществлялось кэптеном Р. Райдером. За день до отхода спецназовцы пошли в церковь, где причастились. Их командир подполковник Ньюман произнес выразительную и вдохновляющую речь.

Забег колесницы

Днем 26 марта 1942 г. флотилия вышла из Фалмута. В качестве прикрытия флотилию сопровождали эсминцы «Тайндейл» и «Азерстоун». Командующий операцией выбрал себе в качестве командного пункта MGB-314. Моторные катера были оборудованы дополнительными топливными баками на палубе. Курс соединения был проложен так, чтобы избежать встречи с вражескими патрульными кораблями и тем самым сохранить скрытность. Утром 27 марта «Тайндейл» обнаружил, а потом и обстрелял немецкую подводную лодку U-593, после чего безуспешно сбросил на нее глубинные бомбы. Курс был изменен на юго-западный. Субмарина доложила о встрече с английской флотилией, однако немцы не догадались, что целью нападения будет выбран Сен-Назер, и именно оттуда были высланы в указанный U-593 район четыре миноносца, что только ослабило оборону базы. В 21 час 27 марта флотилия находилась в 65 милях от своей цели и начала движение в устье Луары. Оба эсминца остались патрулировать район. Рядом с устьем в качестве навигационного маяка находилась подводная лодка «Стёрджен» («Осетр»).

После полуночи конвой вошел в реку. Впереди двигался «Кемпбелтаун». На нем был поднят немецкий флаг. В это время 35 бомбардировщиков «Уитли» и 27 «Веллингтонов» совершили налет на Сен-Назер. Однако, поскольку экипажи имели приказ нанести удар только по четко видимым объектам, отработали по целям лишь четыре самолета. Еще шестеро отбомбились по запасным целям. Безрезультатный сам по себе налет насторожил немцев – командование 22-й бригады морской зенитной артиллерии разослало в части предупреждение о том, что велика вероятность высадки воздушного десанта.

Ближе к часу ночи двигающуюся вверх по реке флотилию осветил прожектор, и раздался предупредительный выстрел. В ответ с «Кемпбелтауна» невозмутимо просигналили, что они подвергшийся нападению в Бискайском заливе отряд, следующий в Сен-Назер на ремонт, имеют на борту раненых и просят прислать кареты скорой помощи на пирс. Этой красноречивой историей было выиграно несколько минут, в течение которых немцы переваривали услышанное. Затем по британским кораблям открыли огонь, но велся он недостаточно интенсивно, очевидно у противника были еще какие-то сомнения в принадлежности кораблей, столь нагло идущих по реке. Когда до цели осталось чуть больше мили, кэптен Райдер приказал спустить немецкий флаг и поднять английский. Заметив на мачте «Кемпбелтауна» полотнище с красным крестом Святого Георга, немцы переполошились уже всерьез. Огонь открыли не только береговые батареи, но и крупнокалиберные пулеметы. Эсминец развил скорость в 19 узлов и направил форштевень к воротам сухого дока.

Катера, двигающиеся за «Кемпбелтауном», также подверглись обстрелу. Некоторые из них загорелись и лишились хода (вынужденная мера с размещением топливных баков на палубе сыграла злую шутку). Командир эсминца коммандер С. X. Битти уверенно и настойчиво вел свой корабль под усиливающимся огнем. Рулевой был убит, сменивший его матрос – ранен. В 1 ч. 32 мин. форштевень «Кемпбелтауна» проломил ворота сухого дока на 33 фута и прочно застрял в них. К берегу подошли катера и начали высадку коммандос на берег. Из-за повреждений, вызванных интенсивным огнем, это удалось сделать только пяти катерам из шестнадцати. Один из них (ML-177) подошел к борту эсминца и снял с него экипаж (около 30 человек). На берег удалось высадиться нескольким штурмовым группам – подполковник Ньюман был там в числе первых.

Сопротивление немцев возрастало, врасплох их застать не удалось. В порт экстренно направлялись подкрепления из частей гарнизона. Бойцам из состава 5-го отряда коммандос удалось заминировать насосную станцию, которая вскоре взорвалась. Только несколько из ранее намеченных объектов удалось уничтожить. Среди них подъемная станция и четыре зенитных орудия, которые были взяты с боем. Операция стала отходить от плана: во-первых, некоторым катерам не удалось высадить свои группы, часть из них была потоплена и остатки команд добирались до берега вплавь; во-вторых, осуществившие десантирование катера из-за интенсивного обстрела с берега не могли находиться вблизи него и стали уходить. На берегу оставалось примерно 100 коммандос, вместе с подполковником Ньюманом и группой управления. Он, кстати, вообще мог не покидать свой штабной MGB-314, но предпочел быть вместе со своими людьми. Кольцо вокруг англичан сжималось, возможностей для эвакуации уже не было. Ньюман отдал приказ сделать все возможное, чтобы вернуться в Англию, не сдаваться, пока не закончатся боеприпасы, и по возможности вообще не сдаваться.

Спецназовцы приняли решение пробиваться в город, чтобы потом, просочившись вглубь территории Франции, через нейтральные страны вернуться домой. Людям Ньюмана удалось прорваться из порта в старую часть города, но здесь они были блокированы частями гарнизона. Израсходовав все боеприпасы, англичанам пришлось сдаться. Только пятерым коммандос удалось проскользнуть через заслоны и потом через Францию, Испанию и Гибралтар вернуться в Англию. Отходящим по реке катерам тоже пришлось нелегко. Два сильно поврежденных пришлось бросить. Один катер отстал и в темноте практически столкнулся с возвращавшимся немецким миноносцем «Ягуар». Несмотря на безвыходность ситуации, англичане вели огонь из бортового пулемета «Льюис». Немцы удачно обстреляли кораблик тоже из пулеметов, обездвижив его и вызвав пожар. Командир миноносца с мостика кричал в мегафон по-английски: «Может, все-таки хватит?» – но каждый раз в ответ сердито стучал «Льюис». Наконец британцы поняли, что уйти им не удастся, и с катера прокричали: «Да, хватит!» Миноносец подошел к борту катера и снял с него всех коммандос, которым была немедленно оказана медицинская помощь.

Бой в порту тем временем затих – очаги сопротивления гасли один за другим. Раненых англичан размещали в здании реквизированного казино. Внимание немцев было сосредоточено на «Кемпбелтауне», вокруг которого собралось много высокопоставленных офицеров, сотрудников гестапо, инженеров, оценивающих размеры повреждений. В полдень взрыватели активизировались – мощный взрыв потряс весь порт, нанеся сильные разрушения доку и прилегающим строениям. Повреждены были даже два стоящих в Нормандском шлюзе танкера. Около 400 немцев были убиты, многие ранены. Солдаты и береговые батареи открыли спорадическую стрельбу, что только привело к новым жертвам. Чуть позже, довершая начатое, взорвались две торпеды, загодя сброшенные с торпедного катера МТВ-74. Аэрофотосъемка, произведенная самолетом-разведчиком спустя несколько дней, показала, что большой главный кессон, так называемый Нормандский шлюз, был полностью уничтожен. Операция «Чариет» достигла успеха. О ремонте «Тирпица», как, впрочем, и любого другого корабля, в этом инженерном сооружении теперь не могло быть и речи. Правда, впоследствии выяснилось, что тревоги британских адмиралов были напрасными – немцы берегли свой единственный полноценный линкор и к действиям в Атлантике его не готовили. Полностью сухой док был отремонтирован только через десять лет.

Рейд на Сен-Назер недешево обошелся британцам. В точку встречи с поджидавшими их эсминцами прибыло только четыре катера. Из 242 коммандос, принимавших участие в операции, 59 были убиты, 112 попали в плен, многие из них были тяжело ранены. Из экипажей «Кемпбелтауна» и катеров 85 человек были убиты и 106 попали в плен. В Лондоне очень высоко оценили результаты рейда – Маунтбеттен считал его безусловно успешным. К наградам было представлено 83 человека, пятеро из них были награждены «Крестом Виктории». Пленных англичан держали отдельной группой в концентрационном лагере, не разрешая контактировать с соплеменниками. Отношение к ним, по их же словам, было нормальным. После войны участники рейда на Сен-Назер организовали собственную ассоциацию.


Памятник британским коммандос в Лохабер в Шотландии: “United we conquer”


Вдохновленный первым крупным успехом сил Специальных операций, Луис Маунтбеттен приступил к разработке еще более масштабного и дерзкого проекта, который вошел в историю как рейд в Дьеп.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    29 марта 2016 06:46
    Наличие кораблей, прежде всего военных, особенно в больших количествах, всегда вызывало в англичанах чувство некоторой ревности. Островитяне полагали, что только они имеют право располагать могучим военным флотом, а другие государства могут лишь баловаться морскими забавами.


    Хорошо, что у немцев нашлось смелости вломить наглосаксам по полной!
    Чтоб "исключительные" знали своё место


    Уничтоженный английский эсминец "Кэмблтаун"



    Наглосаксы у разбитого корыта
    1. +3
      29 марта 2016 07:00
      С комментарием выше - соглашусь...... но операция интересная- в плане опыта. Спасибо за статью!
    2. +1
      29 марта 2016 08:39
      Кем уничтоженный ?
      1. Комментарий был удален.
    3. +11
      29 марта 2016 09:44
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Наглосаксы у разбитого корыта

      Ну, вообще-то именно эти "наглосаксы" пали смертью храбрых, выполнив свой долг до конца. И кем там уничтожен взорванный при помощи часового механизма эсминец?! Как ни говори, а воевать они умели - вспомнить хотя бы "Джервис Бей" - его бой с "Шеером".
    4. +6
      29 марта 2016 10:06
      Вы чего ???? Чему радуетесь ???? Англичане союзники СССР во время Второй Мировой войны , пусть не очень надежные , но все же союзники !!! Или это ирония такая ?
      1. -2
        29 марта 2016 11:35
        Это не радость,это нормальное отношение к англосакским подлым и не воинским методам ведения войны.
        1. +5
          29 марта 2016 15:08
          Цитата: Рой
          Это не радость,это нормальное отношение к англосакским подлым и не воинским методам ведения войны.

          А в чём заключается "подлость и не воинскость" описанных в статье методов?

          И ещё... скажите, а минирование зданий в собственных городах радиоуправляемыми минами - это какой метод войны?
          1. 0
            30 марта 2016 22:47
            Цитата: Alexey RA
            А в чём заключается "подлость и не воинскость" описанных в статье методов?

            В статье этого нет, но если посмотреть на события предшествовавшие ВМВ, то роль в них Англии очень неприглядна.
        2. +4
          29 марта 2016 17:07
          Цитата: Рой
          Это не радость,это нормальное отношение к англосакским подлым и не воинским методам ведения войны.

          В чем не воинские методы? Неплохо проведенная спецоперация.
      2. +3
        29 марта 2016 12:29
        Тоже мне союзнички, открыли второй фронт когда все окончательно ясно стало.
        1. +2
          29 марта 2016 17:19
          Цитата: Megatron
          Тоже мне союзнички, открыли второй фронт когда все окончательно ясно стало.

          Диктовать свои условия "малой кровью" хотели ...... Это они всегда так воевали. При Наполеоне, Фридрихе 2-ом, разве что в Крымскую приняли участие, да и то густо разбавленные доминионами.
      3. 0
        29 марта 2016 19:21
        Чем англичане не надёжные?
        До войны они нашими союзниками не были. Так, между прочим.
        Помогали нам по своей доброй воле. Хотя и самим нехватало многого.
    5. +3
      29 марта 2016 11:27
      Англичане мастера всяких подлостей, хитростей и засад. В открытом бою они, хоть и стойкие солдаты, но с немецкими солдатами, по организации, тактике и достойного отношения к своему противнику, их не сравнить.
      1. +2
        29 марта 2016 11:32
        Это точно. Ни одной войны в Европе, начиная с 13 века, один на один с другим государством они не воевали и не выигрывали. Только в союзе с другими странами.
        1. +2
          29 марта 2016 17:09
          Цитата: Рой
          Это точно. Ни одной войны в Европе, начиная с 13 века, один на один с другим государством они не воевали и не выигрывали. Только в союзе с другими странами.

          А битва за Атлантику? По моему англичане как раз остались один на один в 1940-41гг. Советский Союз помогал еще Германии. США занято было своими проблемами.
        2. +1
          29 марта 2016 19:22
          Цитата: Рой
          Это точно. Ни одной войны в Европе, начиная с 13 века, один на один с другим государством они не воевали и не выигрывали. Только в союзе с другими странами.

          Значит у них учиться надо
      2. +4
        29 марта 2016 13:02
        Цитата: Никита Громов
        но с немецкими солдатами, по организации, тактике и достойного отношения к своему противнику, их не сравнить.

        Советские пленные,думаю бы очень сильно возражали по поводу т.н. "достойного" отношения.
      3. +2
        29 марта 2016 15:09
        Цитата: Никита Громов
        Англичане мастера всяких подлостей, хитростей и засад. В открытом бою они, хоть и стойкие солдаты, но с немецкими солдатами, по организации, тактике и достойного отношения к своему противнику, их не сравнить.

        Вы это Роммелю расскажите. А то он не знает, что он победил. smile
      4. -1
        29 марта 2016 21:36
        Цитата: Никита Громов
        Англичане мастера всяких подлостей, хитростей и засад. В открытом бою они, хоть и стойкие солдаты, но с немецкими солдатами, по организации, тактике и достойного отношения к своему противнику, их не сравнить.

        Ну а как насчёт битвы за Англию.
        "Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим." - о военнх летчиках из речи Черчилля в Палате Общин 20 августа 1940 г.
        Или ДРГ в Северной Африке. На лендроверах с пулемётами? У Скорцени в Арденнах ничего подобного не получилось.
    6. +5
      29 марта 2016 17:06
      "Хорошо, что у немцев нашлось смелости вломить наглосаксам по полной!
      Чтоб "исключительные" знали своё место"

      Немцы, уничтоженные этими англичанами не оказались уже ни под Москвой, ни под Сталинградом.
      Не понимаю сарказма.
      Не путай политику и героизм простых солдат.
    7. +1
      29 марта 2016 19:18
      У немцев и нам хватило смелости вломить.
      Так нам своё место указали мы его до сих пор вспоминаем.
      А вы радуйтесь
      20 миллионов наших убили видать мало, раз такие комменты пишете.
  2. +5
    29 марта 2016 07:36
    Весьма дерзкий рейд,не которых подробностей не знал..Спасибо ,Денис..радуете..
    1. +3
      29 марта 2016 08:13
      Цитата: parusnik
      Весьма дерзкий рейд,не которых подробностей не знал..Спасибо ,

      Спасибо что напомнили.Читал в 80-е в М-К,что и помогло найти найти ту ,давнюю,статью.
      http://www.warships.ru/MK/MK-15/MK-15-1.htm
  3. +8
    29 марта 2016 08:13
    Может у меня предубеждение, конечно. Но при чтении истории боевых действий западного фронта меня не оставляет чувство "тепличности".
    "Может, хватит уже" - кричал в мегафон немецкий капитан
    "Да, хватит" - после перестрелки ответил английский командос.
    Блин, казаки-разбойники.
    1. +3
      29 марта 2016 17:21
      Цитата: Урфин
      Может у меня предубеждение, конечно. Но при чтении истории боевых действий западного фронта меня не оставляет чувство "тепличности".
      "Может, хватит уже" - кричал в мегафон немецкий капитан
      "Да, хватит" - после перестрелки ответил английский командос.
      Блин, казаки-разбойники.

      Да в принципе и немцы кричали в 41-м: "Рус сдавайся". И получали штыком под ребро.
  4. +2
    29 марта 2016 08:53
    У Британцев есть чему поучиться!
    1. avt
      +6
      29 марта 2016 09:14
      Цитата: Из Самары
      У Британцев есть чему поучиться!

      Учиться вседа полезно , особенно если есть чему .
      Цитата: Из Самары
      А их САС в Африке вообще чудеса творил,

      laughing Поищите и обрящете что наши ,,творили",причём без той технической поддержки что имели те же бриты и отношение к ним не такое было со стороны немцев как
      Пленных англичан держали отдельной группой в концентрационном лагере, не разрешая контактировать с соплеменниками. Отношение к ним, по их же словам, было нормальным. После войны участники рейда на Сен-Назер организовали собственную ассоциацию.
      А статья хорошая good Не грех и повторить - хороший слог , легко читается .
  5. +3
    29 марта 2016 08:55
    А их САС в Африке вообще чудеса творил, более дерзких на аэродромы немцем и итальянцев история не знает.
    1. +3
      29 марта 2016 10:25
      Разумеется, судьба наций решалась в Северной Африке. Главное - правильная реклама.
      1. +2
        29 марта 2016 21:44
        Цитата: pigkiller
        Разумеется, судьба наций решалась в Северной Африке. Главное - правильная реклама.

        Это ж Африка. +40.
        Боевые действия крупными силами там вести не получится. За каждой танковой колонной должна была идти колонна водоналивных цистерн. Именно поэтому остановилось наступление итальянцев - кончилась вода.
        Но в Ирак - тогдашний мировой источник нефти англичане немцев не пустили.
        И немецкие Ме-262 не летали именно потому что не хватало топлива.
        1. -1
          30 марта 2016 07:32
          Была бы необходимость - было бы и снабжение и крупные силы. Были бы и цистерны.
          Вот только зачем Африка, если уже идет война с СССР? Давайте завоюем нефть Багдада, но пока мы потопчимся по англичанам на пути к Ираку, где будет красная армия?
          А Ме-262 не летали потому, что к моменту начала его производства была потеряна нефть Румынии и Венгрии. Вопрос - что легче было оборонять сухопутной Германии - Румынию или Месопотамию?
          И как, по вашему, немцы всерьез считали, что они смогут пользоваться нефтью Ирака, спокойно транспортировать ее? Или может цели были перерезать один из путей поступления сырья и продовольствия врага, причем не единственный?
          По целям и средства.
    2. Комментарий был удален.
  6. +2
    29 марта 2016 12:17
    Интересная задумка и хорошо проведенная операция. Брандеры во второй мировой войне)


    Спасибо автору за статью.

    http://topwar.ru/3495-operaciya-yubilej.html
    Рейд в Дьеп
  7. +1
    29 марта 2016 18:02
    Цитата: амурец
    Цитата: parusnik
    Весьма дерзкий рейд,не которых подробностей не знал..Спасибо ,

    Спасибо что напомнили.Читал в 80-е в М-К,что и помогло найти найти ту ,давнюю,статью.
    http://www.warships.ru/MK/MK-15/MK-15-1.htm
    Статья про катера типа Фермайл????Помню- хорошие кораблики - универсальные.......
  8. +3
    29 марта 2016 23:43
    Англичане в то то время были союзниками. Если руководство и имело какие-то задние мысли, то к простым морякам и солдатам это не относится. Погибшие в борьбе с фашизмом достойны всяческого уважения. Будь то советские люди или англичане и американцы.

    Насчет того, что учиться у англичан.... Неплохо бы. Если кто не помнит, то пусть погуглит "операция Пьедестал" или "танкер Огайо". Так драться за корабль могут только крутые спецы. Танкер полностью загруженный авиационным бензином, получивший несколько торпед и бомб, с остановившимися двигателями, вели двое суток на буксире. Когда он вошел в бухту ЛаВалетты, палубы были под водой. Англичане специально укомплектовали танкер военными моряками и командовал им командер (то есть капитан 1-го ранга). Операция Пьедестал считается разгромом конвоя. Но по результатам, один только танкер перевешивал ЛЮБЫЕ потери. Поэтому его и старались сохранить любой ценой.

    Тем временем предпринимались колоссальные усилия, чтобы спасти поврежденные суда. В сумерках одно судно все-таки было добито авиацией. «Огайо» получил третье попадание. Однако эсминцы и тральщики, а также его собственный экипаж были полны решимости привести танкер в порт. Начиная с вечера 13 августа, и до утра 15 августа его вели на буксире, отбивая воздушные атаки.
    Полностью выведенный из строя, погрузившийся по верхнюю палубу, неустрашимый «Огайо» под командованием капитана 1 ранга Д.У. Мэзона прибыл на Мальту, сохранив в целости свой драгоценный груз.

    Этот эпизод не относится к данной статье. Просто некоторые комментарии вызывают недоумение.
    1. -1
      30 марта 2016 07:58
      Согласен. Одобрения поражения и гибель союзников во время ВМВ коробит.
      Но при этом эти же "простые моряки" и летчики будут также профессионально бомбить колоны беженцев в Корее, "вбобливать" в каменный век Вьъетнам и прочее. У истории российской/советской/русской армии можно проследить корреляцию между справедливостью войны и боевым духом солдат. А вот у союзников - нет. Даже наоборот - там где война выгодна - высокая эффективность, там где нет - за месяц-два все сливают.

      Это наводит на мысль, что "простым морякам" без разницы в кого стрелять в фашиста или защитника отечества.
  9. -1
    30 марта 2016 09:57
    Солдаты выполняют приказы. В этом отношении некоторые положения международного права тоже не бесспорны. В Нюрнберге судили тех, кто отдавал приказы. А солдат по Уставу ОБЯЗАН выполнить приказ командира. По американским Уставам, солдат обязан выполнить ЛЮБОЙ приказ командира (даже если он незаконный). А потом уже может подавать жалобу. Иначе в военное время, как говорили офицеры, копаешь ямку метр на два. В глубину сколько позволит обстановка, становишься на краю и ждешь сигнала "салют".

    В Нюрнберге когда судили Деница, американский адмирал заявил, что "тогда и американских подводников надо судить". Но Дениц отдавал приказы. После войны "бомбер Харрис" не получил никакого признания. Другие маршалы авиации стыдились находиться рядом с ним. Пришлось ему уехать в ЮАР (кажется). Но приказ ему отдавал Черчилль. Логика была простой. Промышленные предприятия находятся в крупных городах, там же находятся и дома рабочих. Значит, если не получается уничтожить производство, надо уничтожить инфраструктуру городов. Черчиль подобрал командующего бомбардировочной авиации без комплексов и начались рейды "1000 бомбардировщиков".

    И ничего нового англосаксонская доктрина пока не придумала. Отсюда и бомбежки Вьетнама и Сербии. Сербская армия почти не пострадала. Пострадали гражданские люди Сербии. Но Гаага молчит как рыба об лед.

    Ваша последняя фраза немного отдает именно западными ценностями. Запад утверждает, что раз в Сербии плохое правительство, то выбирали его простые смертные и несут ответственность. Это сложный вопрос - в кого стрелять? На этом тезисе построена защита РОА и генерала Власова. То есть кого считать врагом? Солдаты этого не решают.
    1. -1
      31 марта 2016 06:45
      Формально, абсолютно согласен. Судить отдельно взятого солдата за выполнения приказа нельзя.

      Да и об ответственности народов я не говорю. Просто уважения у меня нет к английской, французской, американским и остальным западноевропейским армиях. Как солдат я их не уважаю. Да, громко может сказано. Как профессионалы они круты. Присягу как правило хранят.
      Но вот им без разницы кого убивать. Как я могу их уважать?
      С Власовым все просто - есть Родина (пусть он тебе не нравится) есть немцы, которые не скрывают зачем пришли. Не надо усложнять.
      СА тоже воевала заграницей. Но были лишь ограниченные операции. Исключение Афганистан. Но если сравнивать общую картину и, самое главное, причину боевых действий во Вьетнаме и Афганистане вы увидите в чем разница между СА и западными армиями.
  10. +1
    31 марта 2016 10:57
    Сразу понятно, что воюют две высшие расы: вежливо спросили, потом эвакуировали, оказали медицинскую помощь. Наверняка все пленные англичане после войны вернулись домой. Что характерно - количество сдавшихся в плен почти втрое больше, чем погибших.
  11. 0
    31 марта 2016 13:59
    Так мы и не спорим. Просто материя слишком сложная. Им не все равно кого убивать. Есть масса примеров, когда англосаксы сражались очень даже неплохо. При осаде Кале в 1940-м, англичанам послали ультиматум о сдаче. Ответ английского полковника Николсона «The answer is no, as it is the British army's duty to fight as it is the German's» (Ответ отрицательный, потому что обязанностью английской армии является сражаться, также как и германской). То же самое можно найти и у американцев. Гарнизон Коррехидора сражался в окружении полгода (аналог Севастополя).

    Поэтому то я не очень хорошо отношусь к профессиональной армии. Вот этим крутым профи действительно все равно. Главное счет в банке. И как раз они сдаются в плен очень быстро. Причина проста - покойнику деньги не нужны. Здесь тонкая грань. Можно найти аргументы и за и против.

    Вообще чисто мотивированные войска можно найти только в революционных армиях. Но как раз в них мало дисциплины и следования приказам. Армию Власова я привел не случайно. Тоже спорный вопрос. Отличие состоит в том, что в РОА не было набора и призыва. Выбор был между концлагерем и изменой Родине. Но что они считали Родиной? Можно было погибнуть в концлагере или надеть нашивку РОА. Ответ дал Высоцкий

  12. 0
    10 апреля 2016 22:50
    Автора в очередной раз можно поздравить с замечательной по стилю и очень интересной статьёй. hi

    После 1 сентября 1939 года Европа, а с ней и Англия, оказалась в совершенно иной ситуации.


    Вы имеете в виду когда Англия и потом Франция объявили войну НЕ НАПАДАВШЕЙ на них Германии и вскоре после этого начали бомбардировки её городов, ПЕРВЫМИ развязав "воздушную войну террора" ? request


    Англия обязалась передать под контроль США на 99 лет ряд своих баз и островов, а американские кузены «щедро» заплатили за это попавшей в бедственное положение Англии 50 старыми эсминцами. Состояние кораблей, выведенных из консервации, оставляло желать лучшего, и к лету 1941 г. только 30 из них находились в более-менее пригодном состоянии.
    С учётом катастрофических потерь от немецких уботов в 1940-41 гг. КАЖДЫЙ эсминец в Атлантике был на вес золота. В противном случае - при достижении господства немецким подводным флотом - Англию ожидала судьба блокадного Ленинграда.

    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Наглосаксы у разбитого корыта

    Товарищ Сладкий Шестнадцать ! Такую бы подпись и к такой фотографии Геббельс явно бы одобрил ! Вы случайно не на него трудитесь ? bully

    Цитата: Megatron
    Тоже мне союзнички, открыли второй фронт когда все окончательно ясно стало.
    Товарищ Megatron ! Вообще то Англия НЕ ПРЕКРАЩАЛА войну с Рейхом. По хронологии для Англии сначала Сев.Африка стала вторым фронтом, а потом и СССР открыл третий фронт. А ДО ВОЙНЫ лучшим другом товарища Сталина был некий товарищ Гитлер. И очень хорошо так дружили, товарами активно обменивались, техническими новинками.

    Цитата: Урфин
    Вот только зачем Африка, если уже идет война с СССР? Давайте завоюем нефть Багдада, но пока мы потопчимся по англичанам на пути к Ираку, где будет красная армия?

    Товарищ Урфин, а Вы не в курсе, что Африканский фронт Германией был открыт в феврале 1941 года, за ПОЛГОДА до вторжения в СССР ?!? не знали или забыли ? request
    1. 0
      10 апреля 2016 23:08
      [
      Цитата: Ратник2015
      Товарищ Megatron ! Вообще то Англия НЕ ПРЕКРАЩАЛА войну с Рейхом. По хронологии для Англии сначала Сев.Африка стала вторым фронтом, а потом и СССР открыл третий фронт. А ДО ВОЙНЫ лучшим другом товарища Сталина был некий товарищ Гитлер. И очень хорошо так дружили, товарами активно обменивались, техническими новинками.

      Очень точно подмечено! Только подзабыли Вы, что прежде чем пакт о ненападении с Германией заключить, СССР долго и упорно вёл переговоры и с Англией, и с Францией - причём одновременно!
      Однако они вовсе не захотели иметь в союзниках СССР, и хотели такого соглашения, при котором СССР им должен был помогать , а они ему - нет. При этом пропуск армий СССР через Польшу и Чехословакию сразу объявили делом невозможным, хотя и Польше, и Чехословакия уже были союзниками Англии и Франции.
      Вот когда переговорк - а это был август 1939 - тогда Гитлер сделала Сталину предложение, которое обеспечивало безопасность СССР намного лучше, нежели невнятные предложения англичан и французов. Гитлер менее чем через 2 года своё слово нарушил. Но и Англия с Францией в случае заключения договора с СССР - разве они выполнили бы его?
      Скорее всего, нет - они продвигали только собственные интересы!
  13. 0
    11 апреля 2016 16:49
    Цитата: andj61
    СССР долго и упорно вёл переговоры и с Англией, и с Францией - причём одновременно!
    Однако они вовсе не захотели иметь в союзниках СССР, и хотели такого соглашения, при котором СССР им должен был помогать , а они ему - нет.

    Ну вот, старые песни о главном... А Вы точно уверены, что и Англия, и Франция так не хотели союза с СССР ? и так мечтали, чтобы "Сталин бросился в объятия Гитлера" ?

    Тогда скажите ка пожалуйста, почему же, когда Гитлер кинул, как профессиональный шулер, своего "дорогого товарища Сталина", - то Англия быстро (вместе с США) заключили союз о взаимопомощи ?

    Просто для объективности скажу - ну не стоит доверять советским дипломатам того периода, они никогда не рассказывают как всё было в реальности, почитайте того же Майского...

    Цитата: andj61
    Но и Англия с Францией в случае заключения договора с СССР - разве они выполнили бы его?
    Ваши слова опровергаются самой жизнью - ход Второй Мировой войны показал, что западные союзники вполне себе соблюдали свои обязательства и не "кидали" СССР. Хотя могли вполне. Но не кинули.