Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)

Во время кампании по захвату Франции войска нацистской Германии получили большой боевой опыт, позволивший им сделать некоторые выводы относительно дальнейшего развития вооружений и военной техники. В частности, именно в это время появилась идея строительства специальных самоходных боевых машин с зенитным вооружением, предназначенных для борьбы с авиацией противника. Результатом появления такой идеи стали несколько новых бронемашин, первой из которых была 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A или Flakpanzer I.

Необходимо отметить, что первые зенитные самоходки появились у Вермахта еще во время Французской кампании. Тем не менее, тогда речь шла об импровизированной технике, собранной из имеющихся изделий. На имеющийся в наличии полугусеничный тягач устанавливалась существующая зенитная пушка, что позволяло защитить войска от налетов противника. Тем не менее, подобное кустарное решение проблемы имело некоторые минусы. Главный – отсутствие требуемой защиты артиллеристов-зенитчиков. Кроме того, оставляли желать лучшего общая живучесть и прочие характеристики подобной самоходки. Таким образом, войскам требовалась новая боевая машина, изначально разработанная для решения поставленных задач.

Предварительная проработка вопроса показала, что промышленность имеет теоретическую возможность осуществить установку зенитных орудий на имеющиеся защищенные шасси. При этом, однако, в качестве основы для такой машины мог использоваться только устаревший легкий танк Pz.Kpfw.I самой первой модификации Ausf.A. Характеристики такого шасси позволяли использовать в качестве оружия только малокалиберные артиллерийские системы, такие как 20-мм пушка FlaK 38. Именно на базе этих изделий было решено строить новую зенитную самоходку.


Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
Flakpanzer I и его экипаж. Фото Pvo.guns.ru


В конце 1940 года было сформировано окончательное техническое задание на разработку новой бронетехники. Создавать перспективный проект предстояло компаниям Alkett и Daimler-Benz. Кроме того, к проекту привлекли фирму Stöwer, которая предложила некоторые агрегаты, а в дальнейшем, по-видимому, также выполнила сборку готовых боевых машин.

В качестве основы для новой ЗСУ предлагалось применять готовые машины и существующее оружие. Таким образом, проект получался достаточно простым с точки зрения разработки и производства. В частности, предлагалось дорабатывать лишь некоторые детали базовых деталей, а их переделка обуславливалась только необходимостью установки пушки на танковое шасси. Какие-либо значительные переработки шасси или орудия при этом не требовались.

При перестройке в зенитную самоходку базовый танк должен был сохранять большую часть корпуса. Все необходимые доработки касались только подбашенной коробки. С нее следовало срезать крышу, а также удалять кормовую стенку. Передняя часть коробки переносилась на 200 мм вперед. Борта при этом устанавливались шарнирно: в походном положении они должны были располагаться вертикально, но при необходимости их можно было откидывать вбок, что приводило к появлению площадки для размещения расчета при боевой работе. Также была доработана крыша моторного отсека, что позволило установить на нее часть креплений орудийной установки. Характеристики защиты корпуса, естественно, оставались прежними. Конструкция из листов броневой стали толщиной 5-13 мм могла защитить экипаж и внутренние агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов.

Танк Pz.Kpfw.I имел традиционную для ранней немецкой бронетехники компоновку. В передней части корпуса располагались отделение управления и некоторые агрегаты трансмиссии. В центре помещалось боевое отделение, под полом которого проходил карданный вал. Корма корпуса отдавалась под моторный отсек. Танки ранней модификации «A» оснащались четырехцилиндровым карбюраторным оппозитным двигателем Krupp M305 мощностью менее 60 л.с. Непосредственно с двигателем был связан редуктор, задачей которого была передача крутящего момента на карданный вал, связанный с остальными агрегатами трансмиссии.

Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.A. Фото Wikimedia Commons


Ходовая часть танка имела по четыре опорных катка на каждый борт, кроме того функции опорного катка выполняло кормовое направляющее колесо. Передняя пара опорных катков получила балансирную подвеску с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Прочие катки, включая направляющие колеса, были сблокированы и установлены на рессорной подвеске, получившей характерную внешнюю балку. Ведущие колеса сравнительно большого диаметра помещались в передней части корпуса. Для поддержки верхней ветви гусеницы имелось три ролика.

В передней части корпуса сохранилось рабочее место механика-водителя. Прочие члены экипажа должны были располагаться на верхней платформе или, во время боевой работы, на земле. Примечательно, что экипаж новой самоходки мог состоять из пяти или восьми человек. Уменьшенный расчет требовался для стрельбы по наземным целям, а экипаж из восьми человек должен был полноценно решать задачи противовоздушной обороны.

На верхней платформе корпуса, освободившейся после демонтажа башни и доработки башенной коробки, должна была располагаться зенитная установка с автоматической пушкой FlaK 38. Для большего удобства эксплуатации и возможного использования без шасси пушка сохранила большую часть агрегатов лафета. Новый проект сохранял возможность сравнительно быстрого демонтажа орудия с установкой на грунт или на специальный буксируемый прицеп. При этом основным способом применения пушки была стрельба прямо с танкового шасси.

Пушка FlaK 38 имела 20-мм ствол длиной 65 калибров и могла использоваться для атаки воздушных или наземных целей. Орудие должно было использовать снаряды 20x138 мм B нескольких типов. Сравнительно длинный ствол разгонял снаряды до 900 м/с, а использованная автоматика позволяла стрелять с темпом до 450 выстрелов в минуту. Боепитание осуществлялось из коробчатых магазинов на 20 снарядов каждый.

Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
Боковая проекция самоходки. Рисунок Pvo.guns.ru


В проекте новой ЗСУ имеющаяся пушка сохранила существующий лафет с ручными приводами наведения. Его конструкция позволяла вести огонь в любом направлении по азимуту с возвышением от -11° до +87°. В зависимости от типа снаряда обеспечивался эффективный огонь на дальность до 2,2 км. Для защиты наводчика орудие имело щит характерной изогнутой формы, состоящий из двух основных частей. В промежутке между половинами щита располагалась подвижная маска орудия. Правая половина щита имела небольшой вырез в верхней части, предназначенный для использования прицела.

Орудийную установку предлагалось монтировать на доработанной крыше корпуса, на месте подбашенной коробки и башни. Такое расположение вооружения позволяло сохранить приемлемую балансировку всей машины, а также обеспечить свободное наведение пушки во всем доступном секторе. Крепления орудийного лафета, как уже упоминалось, позволяли снимать его с шасси и монтировать обратно силами расчета.

Танк Panzerkampfwagen I, ставший основой для новой самоходки, не отличался большими размерами и крупным объемом корпуса, что привело к некоторым интересным последствиям. Главным следствием малых объемов стала разработка специального двухколесного прицепа Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51). Из-за малых размеров самоходки на ней можно было перевозить весьма ограниченный боекомплект, который расположили в небольшом отсеке позади водителя. Там же предусматривалось место для перевозки личного оружия расчета – карабинов Mauser 98k. Транспортировать прочие снаряды, а также личные вещи расчета предлагалось именно в прицепе, буксируемом самоходкой. По причине недостатка места внутри корпуса ЗСУ также лишилась радиостанции, из-за чего экипаж получил комплект флажков для передачи сигналов другим машинам.

В собранном виде новая самоходка на базе танка и зенитной пушки должна была весить около 5,5 т. Ее длина составляла 4,4 м, ширина 2,06 м, высота – 2,08 м. Сравнительно слабый двигатель позволял развивать скорость не более 35-37 км/ч и проходить на одной заправке до 180 км. Таким образом, перспективная самоходка с определенными ограничениями могла работать в одних боевых порядках с другой бронетехникой немецкой армии.

Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
ЗСУ на фронте. Фото Worldwarphotos.info


Все работы по новому проекту, включая строительство боевых машин, были завершены в началу лета 1941 года. В первую очередь, этому поспособствовало применение готовых машины и пушек, имевшихся в войсках в большом количестве. Кроме того, работы в некотором смысле облегчили некоторые особенности танков, взятых для переделки. К началу сороковых годов танки Pz.Kpfw.I уже считались устаревшими и почти не использовались в исходном качестве. Так, некоторое количество машин модификации Ausf.A было переделано в транспортеры боеприпасов. При этом они лишались исходной башни и получали средства хранения и перевозки боеприпасов.

Именно транспортеры боеприпасов стали основой для новых ЗСУ. Эту технику забрали у 1-й роты 610-го транспортного батальона и отправили на модернизацию. Ввиду отсутствия башни и других изменений конструкции переделка транспортеров не заняла много времени. Итогом этих работ стало появление 24 новых зенитных самоходных установок. Также в некоторых источниках упоминается строительство одного или двух прототипов, за которыми последовала остальная серия из двух дюжин машин.

В соответствии с немецкой номенклатурой техники, зенитная самоходка нового типа получила обозначение 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A: 2-см пушка FlaK 38 на шасси Pz.Kpfw.I модификации «A». Кроме того, тогда же появился новый термин Flakpanzer («Зенитный танк»). Альтернативным обозначением новой машины стало Flakpanzer I.

По имеющимся данным, отношение военных к «Флакпанцеру-1» с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, появление такой техники позволяло обеспечить защиту колонн на марше за счет серьезных преимуществ в мобильности перед существующей буксируемой артиллерией. С другой, в основе нового проекта лежало устаревшее шасси с не слишком высокими характеристиками. Тем не менее, у немецкого командования просто не было выбора. Альтернатива ЗСУ 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A пока не существовала и не предвиделась.

Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
614-й батальон на оккупированных территориях, зима 1942 г. Фото Pvo.guns.ru


Для эксплуатации новых самоходок был сформирован новый 614-й зенитный батальон. Основным его оружием стали машины нового типа, а на вспомогательных ролях предлагалось использовать разнообразный парк автомобилей немецкого, французского и британского производства, ранее захваченных в качестве трофеев. Таким образом, с точки зрения материальной части 614-й батальон был весьма интересным подразделением.

Подготовка личного состава для 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A продолжалась до середины лета 1941 года. В августе 614-й зенитный батальон по железной дороге отправили из Берлина в Прагу. Затем его перевезли в Румынию. Только осенью батальону удалось получить полноценную боевую задачу. Из Румынии самоходки своим ходом прошли порядка 600 км и углубились на оккупированную советскую территорию. Задачей батальона стала охрана мостов на Днепре.

Ориентировочно зимой 1941-42 года зенитный батальон все же смог отправиться на передовую. В течение нескольких следующих месяцев зенитные самоходки использовались для защиты войск от налетов с воздуха и, в некоторых случаях, для атаки наземных целей. Применение 20-мм пушек против танков не представлялось возможным, но в ряде случаев подобное оружие было эффективным средством для уничтожения долговременных огневых точек. Кроме того, имелся высокий потенциал в деле атаки полевой артиллерии на позициях.

Тем не менее, новая ЗСУ имела массу недостатков. Основные проблемы были связаны с морально и физически устаревшими шасси. Танки Panzerkampfwagen I производились до 1937 года, причем сборка первой модификации Ausf.A была свернута в начале осени 36-го. Таким образом, большая часть шасси для 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A не отличалась новизной и большими остатками ресурса. Как следствие, значительную часть времени своей службы самоходки проводили не на передовой, а в ремонтных мастерских.

Зенитная самоходная установка 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A / Flakpanzer I (Германия)
Самоходка в походном положении. Пушка накрыта чехлом. Фото Pvo.guns.ru


На службе и ее эффективности также сказывалось моральное устаревание шасси. Оно имело недостаточное бронирование и не отличалось высокой подвижностью. Из-за этого самоходки могли быть сравнительно легкой целью для крупнокалиберных пулеметов или противотанковых ружей Красной армии. Применение какой-либо артиллерии и вовсе было фатальным для немецких машин. Также не живучести негативно сказывалась недостаточная защита расчета, лишь часть которого была прикрыта щитом. Из-за этого значительно повышался риск поражения экипажа стрелковым оружием или осколками снарядов.

Следствием недостаточных характеристик и малой живучести стала потеря большей части построенных самоходок. К концу 1942 года значительное количество ЗСУ 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A было списано по выработке ресурса или уничтожено противником. Последние несколько машин этого типа продолжали службу до начала 43-го. В это время 614-й зенитный батальон находился в районе Сталинграда и вместе с массой других подразделений попал в окружение.

Часть личного состава и материальной части батальона был уничтожен в ходе боев, а некоторым бойцам удалось остаться в живых и попасть в плен. Оставшаяся техника, в свою очередь, стала трофеями красноармейцев. Известно, что среди прочей техники в Сталинградском котле было обнаружено несколько самоходок «Флакпанцер-1». Советские специалисты изучили эту технику и раскритиковали ее. Вполне обоснованной критике подверглись все особенность проекта, некогда считавшегося перспективным. После изучения трофейные «зенитные танки» за ненадобностью отправили в переплавку.

Не позднее первых месяцев 1943 года последние самоходки 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A прекратили свое существование. Таким образом, до наших дней не сохранилось ни одного образца этой техники. Всего 24 бронемашины, сведенные в один батальон, не смогли оказать существенного влияния на ход боев. Тем не менее, они позволили проверить на практике интересную и перспективную идею, оценив реальные возможности подобной техники. По результатам проекта Flakpanzer I было принято решение о продолжении разработки и строительства зенитных самоходных установок. Тем не менее, следующий подобный проект появился лишь через несколько лет.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pvo.guns.ru/
http://nemectanki.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Bongo 29 марта 2016 06:25
    Применение 20-мм пушек против танков не представлялось возможным... Кроме того, имелся высокий потенциал в деле атаки полевой артиллерии на позициях.

    Автор ничего не перепутал? 20-мм самоходные зенитки могли достаточно эффективно бороться с советскими лёгкими танками, а вот против артиллерии наоборот шансов не было никаких. Дальше по тексту следует:
    Применение какой-либо артиллерии и вовсе было фатальным для немецких машин. Также на живучести негативно сказывалась недостаточная защита расчета, лишь часть которого была прикрыта щитом. Из-за этого значительно повышался риск поражения экипажа стрелковым оружием или осколками снарядов.

    Может я чего в статье не понял? what
  2. max73 29 марта 2016 06:57
    Применение немцами самоходных малокалиберных зенитных автоматов против наступающей советской пехоты подробно описал "Ванька-ротный" Шумилин. Жесть.
    1. стас57 29 марта 2016 11:02
      я тоже запомнил.
      Жесть

      Немцы на гусеничных тягачах тащили зенитные орудия в деревню.
      — Один, два, четыре! — считаю я. Вот ещё четыре и четыре выползают из-за края вершины. В цепи наших солдат появилось движение. Солдаты, подняв головы, смотрели на зенитки.
      Первые тягачи уже вползали в деревню, а по дороге на ухабах ещё ворчали моторы и пускали черные клубы дыма за собой.
      Первая батарея выползла между домов. Тягачи отцепили , орудия развернули, и все застыли на месте. Остальные надрывно ревели моторами и, не торопясь, растекались по деревне.
      — Вызывай батальон! — крикнул я телефонисту.
      Телефонист, вытаращив глаза, лихорадочно закрутил ручкой, он начал стучать по клапану трубки, но телефон не отвечал.
      — Ни одного выстрела с немецкой стороны! Кто мог перебить провод?
      — Крути, не переставая! — приказал я ему.
      Там, на другом конце провода кто-то упорно молчал. Никто не хотел брать на себя ответственность и дать приказ ротам отойти .
      Немцы не торопились. Они всё делали по науке. Приводили к бою зенитные батареи. Они хотели сразу и наверняка ударить по лежащей в снегу нашей пехоте. Тем более, что мы лежали и не шевелились.
      Сигнала на атаку не было. Приказа на отход не последовало. Немцы, видно, удивились на наше упорство и бестолковость. Лежат, как , и ждут, пока их расстреляют в упор! Наконец, у них 120 лопнуло терпение.
      Зенитка, — это не полевое орудие, которое после каждого выстрела нужно снова заряжать. Зенитка автоматически выбрасывает целую кассету снарядов. Она может стрелять одиночными, парными и короткими очередями. Из ствола зенитки от одного нажатия педали вылетают сразу один раскаленный трассирующий, а другой — фугасный снаряд. По каждому живому солдату, попавшему в оптический прицел, немцы стали пускать их сразу по два, для верности. Один трассирующий, раскаленный, а другой невидимый, фугасный. Они сначала стали бить по бегущим. Бегущий делал два-три шага, и его разрывало зарядом на куски.
      Сначала побежали телефонисты, под видом исправления обрыва на проводе. Потом не выдержали паникеры и слабые духом стрелки. Над снегом от них полетели кровавые клочья и обрывки шинелей, куски алого мяса, оторванные кисти рук, оголенные челюсти и сгустки кишок. Тех, кто не выдержал, кто срывался с места, снаряд догонял на третьем шагу. Человека ловили в оптический прицел, и он тут же, через секунду исчезал с лица земли. Взвод Черняева однажды побежал под обстрелом. Они знали, чем потом обернулось это. Мои солдаты лежали, посматривали на меня, на немецкие зенитки и разорванные трупы бежавших.
      Ординарец отполз несколько в сторону, он хотел посмотреть, что там делается на краю кустов. Но любопытство сгубило его. Вот он вдруг встревожился, перевернулся на месте и в два прыжка оказался около меня. И не успел он коснуться земли, как его двумя снарядами ударило в спину. Его разорвало пополам. В лицо мне брызнуло кишками.
      1. стас57 29 марта 2016 11:03
        Зачем он поднялся и бросился ко мне?
        — Товарищ лейтенант! Там… — успел он выкрикнуть перед смертью.
        Красным веером окрасился около меня снег. Жизнь его оборвалась мгновенно.
        Появились раненые солдаты. Они ползли, оставляя за собой кровавый след на снегу. В оптический прицел они были хорошо видны. Очередной двойной выстрел добивал их на пути.
        Лежавший рядом телефонист вытаращил на меня глаза. Я велел ему лежать, а он меня не послушал. Я лежал под деревом и смотрел по сторонам, что творилось кругом. Я лежал и не двигался.
        Телефонист был убит при попытке подняться на ноги. Снаряд ударил ему в голову и разломил череп надвое, подкинул кверху его железную каску, и обезглавленное тело глухо ударилось в снег. Откуда-то сверху прилетел рукав с голой кистью. [Она, как] Варежка, как у детей, болталась на шнурке. Пальцы шевельнулись. Оторванная рука была ещё жива.
        Все, кто пытался бежать или в панике рвануться с места, попадали в оптический прицел. Я смотрел на зенитки, на падающих в агонии солдат, на пулемётчиков, которые за своими «Максимами» уткнулись в снег. Пулемётчики лежали и не шевелились.
        На какое-то мгновение стрельба прекратилась. Теперь по открытому снежному полю никто не бежал. Немцы шарили окулярами по полю, пытаясь выхватить из фона снежных сугробов очередную жертву.
        И вот новый удар разбил ствол и щит станкового пулемета, обмотанного марлей и куском простыни. Приникшие к снегу, тела пулемётчиков приподнялись и откинулись мертвыми в сторону.
        Взвод младшего лейтенанта Черняева лежал в кустах левее меня. Вдруг солдаты зашевелились, и я увидел перед ними немцев с автоматами в руках. Они незаметно спустились с обрыва и шли по кустам туда, где лежали солдаты Черняева. Вот что хотел мне сообщить ординарец.
        Выскочить из кустов на открытое поле было немыслимо. По кустам немцы вели беглый огонь из зениток. Но огонь их был не прицельным, и большинство солдат пока были живы. Но вот град снарядов заскользил по самому снегу. В кустах у Черняева появились убитые и раненые. Я увидел, как несколько уцелевших солдат поднялись на ноги и подняли руки кверху.
        Из оружия я имел при себе только один пистолет. Автомат ординарца куда-то отбросило. Стрелять из пистолета по немцам было бесполезно.
        Я достал пистолет, хотел даже прицелиться, но раздумал и положил его за пазуху. Немцы шли вдоль кустов в моём направлении.
        Шли, не торопясь, и часто останавливались. Они поддевали сапогами лежащего, нагибались и рассматривали убитых солдат. Потом снова шли и опять останавливались, собирались кучей вокруг лежащего в снегу. Обступали его со всех сторон, начинали галдеть и подымали на ноги раненого.
        Мне нужно было что-то срочно предпринять. Медлить было нельзя. Немцы с каждым шагом всё ближе приближались ко мне. И я, не выпуская створа ветвистого дерева, покрытого пушистым белым налётом инея, стал пятиться задом по снежному полю. Я полз, не останавливаясь, не делая передышки, посматривая на ствол дерева и зенитки, прикрытые белыми ветвями. И в то же время я не спускал глаз с немцев, которые шли по кустам.
        Если бы немцы оторвали свои взгляды от лежавших на снегу раненых и убитых солдат, то они бы сразу же заметили меня. Но немцы были заняты своим кровавым делом. Они смотрели себе под ноги, переходили с места на место, что-то извлекали из солдатских карманов, добивали раненых и фотографировали тела убитых. Взгляд немцев был прикован к кровавой тропе, и это позволило мне отползти от них на приличное расстояние. Но в первый момент они были от меня в шагах двадцати.
        Я полз по глубокому снегу, не как солдат, по-пластунски, головой вперёд, а пятился задом как рак, интенсивно работая руками и ногами и всё это время смотрел на дерево, и старался не уйти из его створа в сторону.
        Я выбился из сил. Было трудно дышать. Я вытирал глаза рукавом и тут же снова обливался потом.
        — Это тебе не по-пластунски ползать, — подумал я.
        1. стас57 29 марта 2016 11:04
          От кустов до леса было километра три 16. Снежное поле всё время поднимается в гору. Я твёрдо знал, что отползая по снегу задом таким нелепым и неестественным образом, я не выйду из створа пушистого дерева.
          Если немцы, идущие вдоль кустов, остановятся и пристально глянут в мою сторону, я могу затаиться в снегу. Мне видно дерево, зенитку и всю группу немцев.
          Вот параллельно моему направлению метрах в двадцати в стороне идет кровавый след на снегу. Вдавленный снег с кровавыми полосами.
          Примятая борозда местами чистая, а местами с большими кровавыми подтеками. Кто-то раньше меня здесь прополз. Здесь раненый отдыхал, под ним [собиралась] лужа крови, здесь он с усилием полз, — размытые полосы крови.
          Но вот он и сам лежит в конце борозды. Я подползаю к лежащему, он в окровавленном маскхалате. Вглядываюсь в бледное, землистого цвета лицо и невольно вздрагиваю. Это командир 4-й роты Татаринов.
          Он откинулся на спину. Рот у него открыт. Глаза неподвижно уставились в небо. В небе не увидишь родную Сибирь. Капюшон маскхалата был откинут. Он лежал без шапки, и волосы его чуть шевелились на ветру. И это меня в первый момент обмануло. Мне даже показалось, что он ещё жив, просто лежит, отдыхает и копит силы. Я повернул в его сторону и хотел, было, ползти к нему. Но, взглянув в лицо, я увидел. У меня при выдохе изо рта вырывался белый пар. А он лежал с открытым ртом без всякой струйки выдоха на морозе. А должен был часто и тяжело дышать.
          Что-то мелькнуло сбоку в глазах. Я обернулся. Смотрю, — с правого фланга из снега выскочили вдруг человек двадцать солдат, выскочили и врассыпную бросились бежать в разные стороны. И в тот же миг по ним ударили из всех зениток. Что заставило их вскочить и бежать по глубокому снегу в открытое поле? Немцев с автоматами с той стороны не было видно. Эти вспорхнули, как стая воробушков и попадали в снег. От них полетели только клочья шинелей.
          Вот ещё и ещё мелкие группы соседнего батальона, поддавшись порыву, разлетелись на куски. Ни один не ушёл с открытого поля.
          Смерть хватала их сразу мертвой хваткой. Одни исчезали сразу, разлетевшись на куски , другие оставались лежать неподвижно. Они делали последние вдохи и угасали, теряя сознание. Кошмарное кровавое побоище было в разгаре. Оно не для одной сотни солдат навсегда остановило время. Наступила зловещая тишина.
          Я лежал в снегу, тяжело дышал, зная, что мне нужно ещё ползти. Но передо мной неожиданно выросла во весь рост идущая по глубокому снегу, фигура солдата. Пожилой солдат был без маскхалата, без винтовки, в серой шинели. Он медленно, не торопясь, как бы показывая, что он заколдован от зениток, шёл, размахивая руками, и потрясая в воздухе кулаком. Он останавливался, выкрикивал ругательства. На лице у него было остервенение и возмущение всему тому, что ему пришлось пережить и увидеть на белом снегу.
          Он то и дело останавливался, опускался на колени, подымал руки к небу и неистово стонал.
          Немцы, вероятно, наблюдали за ним. Они развлекались необычным представлением. Они видели перед собой человека, презревшего зенитные снаряды и смерть. Они не стреляли в него.
          Кругом всё живое давно было мёртвым. Всё, что шевелилось и двигалось, мгновенно расстреливалось . А этот шёл и только он один, забавляя их, двигался во весь рост по снежному полю. Немцы, видно, хотели оставить его, как свидетеля, чтобы он поведал нашим в тылу.
  3. казак волгский 29 марта 2016 07:34
    Цитата: max73
    Применение немцами самоходных малокалиберных зенитных автоматов против наступающей советской пехоты подробно описал "Ванька-ротный" Шумилин. Жесть.
    против немецкой пехоты и мы применяли - т-60 вооруженный 20мм- и очень эффективно.... жесть это верно. а в целом немецкая идея неплоха- как вариант использования заведомо устаревшего танка..... Спасибо за статью.
    1. gla172 29 марта 2016 08:27
      Типичной иллюстрацией применения зенитного танка для борьбы с наземными целями является отчёт о сражении под Харьковом 17 мая 1942 года унтер-офицера Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона: «Ровно в 4.45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы ещё не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нёс в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало „Зенитки к бою!“

      На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повёл вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мёртвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа… Мы осторожно двинулись вперёд. Перед нами находилась долговременная огневая точка, прикрываемая снайперами, простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя миномётную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление».
      1. Як-3П 29 марта 2016 21:32
        гонит Ваш гитлер
  4. igordok 29 марта 2016 07:48
    К какому роду войск относились ЗСУ Германии в ВМВ? Танкисты, артиллеристы или авиация (ПВО люфтваффе)?
    Вроде-бы к артиллерии.
    1. Пинки Ф. 29 марта 2016 09:12
      Цитата: igordok
      К какому роду войск относились ЗСУ Германии в ВМВ? Танкисты, артиллеристы или авиация (ПВО люфтваффе)?
      Вроде-бы к артиллерии.

      к люфтваффе, не?
      1. igordok 29 марта 2016 09:33
        На https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B7



        %D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F_%D0%B2



        %D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA_%D0%A1%D0%A1 считается что - Артиллерия, в том числе штурмовая самоходная и зенитная.

        С самого начала развертывания системы ПВО подавляющее большинство огневых средств зенитной артиллерии находилось в ведении люфтваффе. Организационно они подчинялись авиационным округам.
        Зенитные части, приданные сухопутным войскам, сохраняли двойное подчинение. Например, 1-й корпус зенитной артиллерии в административном отношении подчинялся командованию 3-го воздушного флота, а в оперативном - сухопутным войскам. Подобное положение вещей могло стать источником потенциальных конфликтов между сухопутным и авиационным командованиями.

        подавляющее большинство огневых средств зенитной артиллерии находилось в ведении люфтваффе - но не все. Вот я и хотел узнать по какому принципу делили зенитчиков. ЗСУ скорее всего считались за армией, а вот буксируемые зенитки за люфтваффе.
        1. hardroc 29 марта 2016 10:05
          Цитата: igordok
          а вот буксируемые зенитки за люфтваффе.

          Все, как в РККА. Если зенитки обороняли аэродром, то это были зентки люфтваффе.
          Но были и отличия. Зенитки, обороняющие города тоже были в ведении люфтваффе.
          Если же это были зенитки вермахта, то и починялись они вермахту. Дивизии по штату полагалось 12 легких зениток. 88-мм пушки полагались уже корпусному звену вермахта.
    2. алпамыс 29 марта 2016 11:28
      Цитата: igordok
      К какому роду войск относились ЗСУ Германии в ВМВ? Танкисты, артиллеристы или авиация (ПВО люфтваффе)?
      Вроде-бы к артиллерии.

      декаль на каске у них люфтовая была, не вермахта.

      1. igordok 29 марта 2016 16:10
        Не все зенитчики относились к люфтваффе.
        у вермахта и люфтваффе нагрудные значки зенитчиков были различны.

        1. стас57 29 марта 2016 17:53
          Цитата: igordok
          у вермахта и люфтваффе нагрудные значки зенитчиков были различны.


          декаль на каске у них люфтовая была, не вермахта.



          жесть конечно, вы хоть оба поняли что несете?
          ))
    3. стас57 29 марта 2016 14:12
      Цитата: igordok
      К какому роду войск относились ЗСУ Германии в ВМВ? Танкисты, артиллеристы или авиация (ПВО люфтваффе)?
      Вроде-бы к артиллерии.
      к арте
    4. Як-3П 29 марта 2016 21:33
      люфтвафли они..геринга дети
  5. gla172 29 марта 2016 08:21
    Созданная для Panzer I Ausf.А ходовая часть была во многих отношениях неудачной, что вело к трудностям для будущих экипажей: базовая машина, первоначально рассчитанная на экипаж из двух человек при полной бронезащите, должна была теперь иметь экипаж от 5 (для действий по наземным целям) до 8 человек (для зенитной стрельбы), а это значительно увеличивало нагрузку на ходовую часть. Заднее направляющее колесо (ленивец) было на уровне земли, поэтому при быстрых поворотах танк сбрасывал гусеницы, что при использовании зенитного орудия для стрельбы по наземным целям могло привести к роковым последствиям. Так же у танка была довольно ненадёжная трансмиссия и слабый двигатель в 57 л.с., который долго доставлял неприятности, быстро нагревался: и на глушителях можно было даже обжечь пальцы.
  6. Комментарий был удален.
  7. hardroc 29 марта 2016 09:56
    Вот что остро нужно было РККА перед войной. Со спаркой ДШК или 37-мм зениткой (другой к сожалению не было вообще, хотя лучше бы была зенитка меньшего калибра), переделанной под водяное охлаждение (не 61-К).
    Но этого не было, были глупые БА с 45-мм пушками. Если кто не в курсе, то это советский БА-10 без башни и переделанный под зенитный.
    1. hardroc 29 марта 2016 09:57
      Вот еще интересный образец. Замечу, на борту два разных вида вооружений.
      1. Пинки Ф. 29 марта 2016 11:43
        38-ые флаки ставили на все, что можно, включая Pz 38, Sd.Kfz.11, 251,234,222, кузова "блитцев" и шлепперы RSO (о которых статья на днях была). Сабж касается именно связки "2 cm Flak 38 - Pz.Kpfw.I"
    2. Комментарий был удален.
    3. стас57 29 марта 2016 11:22
      Но этого не было, были глупые БА с 45-мм пушками

      ба с 45 не был глупым
      1. hardroc 29 марта 2016 11:43
        Цитата: стас57
        ба с 45 не был глупым

        Ну, расскажите нам историю о том, какую "выдающуюся роль в ВОВ" сыграли 2887 БА-11, БА-10, БА-6 и БА-3 1-й и 2-й категории (новые и полностью боеспособные), которые были в составе РККА на 01.06.41г. Это все БА вооруженные 45-мм танковой пушкой 20-К. А также 206 таких же БА вооруженных 37-мм пушкой (БАИ, Д-13, БА-27, БА-9). И это еще не все, была еще куча БА помельче. У немцев пушечных танков было только чуть больше.
        Ну, а если серьезно, то ВСЕ советские пушечные БА НЕ БЫЛИ полноприводными. Поэтому уверенно они могли передвигаться только по дорогам. Что и от кого они могли там оборонять? Только перевозки от воздушных атак. Поэтому они должны были быть зенитными.
        Что касается "рывка на запад", а для этого они и строились, то мы этот рывок видели. В основе советских пушечных БА лежал совершенно ложный посыл, ложная идея.
        1. Як-3П 29 марта 2016 21:37
          а чё лес то охранять??стоеросовый ты наш
          1. hardroc 29 марта 2016 21:51
            Цитата: Як-3П
            а чё лес то охранять?

            Опять хамло какое-то из половой щели выползло.
      2. Комментарий был удален.
  8. 8140 29 марта 2016 15:08
    В принципе , мы постоянно по сегодняшний день видим переделки-поделки , где на различного рода шасси устанавливаются крупнокалиберные пулеметы и зенитные установки . Данные "мобили" применяются не только и не сколько по воздушным целям, а в большинстве случаев по наземным. Минусы данных переделок очевидны , не возможность вести прицельный огонь, ввиду отсутствия стабилизации при стрельбе. Плюсы тоже очевидны, дальнобойная автоматическая снайперская система по наземным целям ( насыпи, укрытия, доты, здания, пехота и техника различного назначения) .
    Вывод очевиден: необходимо создание приемлемой по цене самоходной установки для мотострелковых отделений. Под это понятие и назначение не подходит не панцирь , не Тунгуска и не шилка . А тоскать на прицепе зу-23 и ставить её на бмп (урезанно эффективно) , но это уже "прошлый век". А нам нужна эффективная, современная система.
  9. Бредович705 29 марта 2016 15:50
    Статье об очередном эксклюзиве от вермахта +! А упражнения в истории немного не к месту! Хотя, прочел коменты с не меньшим интересом!
  10. DesToeR 29 марта 2016 17:00
    Цитата: hardroc
    В основе советских пушечных БА лежал совершенно ложный посыл, ложная идея.

    Не ошибается тот, кто ничего не делает. Суть советских БА была именно в охране коммуникаций, штабов, связи, разведке. Кстати от бронеавтомобилей в СССР не отказались до конца войны. БА-64 выпускались и эксплуатировались всю войну, правда от пушки в вооружении пришлось отказаться.
    Цитата: hardroc
    Поэтому уверенно они могли передвигаться только по дорогам.

    А вы можете назвать хоть один современный полноприводной бронетранспортер, который может "уверенно" передвигаться вне дорог?
    Цитата: hardroc
    Что и от кого они могли там оборонять?

    А что мало угроз на дороге кроме авиации? Действия ДРГ, например, присекать.
    1. hardroc 29 марта 2016 18:10
      Цитата: DesToeR
      Не ошибается тот, кто ничего не делает.

      Тот, кто тысячами делает сомнительные сооружения, тоже ошибается.
      Цитата: DesToeR
      Суть советских БА была именно в охране коммуникаций, штабов, связи, разведке

      Как они могли "охрянять коммуникации и штабы"? Что за разведка без полного привода, брони, но с 45-мм пушкой? А уж про связь посредством таких тяжелых машин я и вовсе молчу. Не выдумывайте.
      Цитата: DesToeR
      БА-64 выпускались и эксплуатировались всю войну

      Не путайте БА-64 с этим. Аналоги БА-64 до ВОВ в РККА были тоже, и были в большом числе.
      Цитата: DesToeR
      А вы можете назвать хоть один современный полноприводной бронетранспортер, который может "уверенно" передвигаться вне дорог?

      Зачем? Хотите оспорить необходимость в полноприводной технике? Напрасно.
      Цитата: DesToeR
      А что мало угроз на дороге кроме авиации? Действия ДРГ

      Эта ДРГ, если и появится, то 1-2 раза за всю войну. А авиация противника появлялась на советских коммуникациях каждый день по несколько раз. Потому что противодействия ей не было. Не было в СССР нормальной ПВО, не побеспокоился вовремя.
      По факту ДШК на зенитном станке был верхом счастья. Но где его было взять? Тем не менее, сам ДШК, он обр. 1930г. И эти шоссейные железяки пошли с начала 30-х. Но тем не менее за 10 лет ни у кого ума не хватило скрестить эти изделия. Только у немцев (см. картинку выше). Наоборот, перед войной в СССР БА-10 добавили брони и назвали этогоуродца БА-11.
      Полное пренебрежение ПВО очень дорого стоило и РККА, и РККФ, и гражданскому населению советских городов.
    2. Комментарий был удален.
  11. Cap.Morgan 29 марта 2016 17:14
    Советские специалисты технику конечно раскритиковали. Вот только ничего подобного у нас не было.
  12. DesToeR 29 марта 2016 20:55
    Цитата: hardroc
    Как они могли "охрянять коммуникации и штабы"?

    Так же как сегодня это делают на подобных бронемашинах, вооружённых пушками и пулемётами. Ничего за последнюю сотню лет не изменилось.
    Цитата: hardroc
    Что за разведка без полного привода, брони, но с 45-мм пушкой?

    Не хуже чем у немцев на мотоциклах - т.е. без брони, без пресловутого полного привода, но с пулемётами винтовочного калибра вместо пушек.
    Цитата: hardroc
    Не выдумывайте.

    Вы в каком мире живёте? Книжки, интернет, воспоминания ветеранов, хроника, состав, численность и образцы вооружения - это всё мимо вас?
    Цитата: hardroc
    Не путайте БА-64 с этим.

    Что "путайте"? БА-64 не был броневиком? По вашей логике ВСЕ страны мира могли экспериментировать, ошибаться, испытывать и улучшать, НО только не СССР? Вы как всегда не любите сравнивать! Ваши доводы про пушечность опровергает сама реальность. Вам известна такая машина "светлых эльфов" и прочих "цивилизованных миров" как Страйкер? И то что она выпускается в том числе и со 105мм пушкой? Вопрос к вам уважаемый а зачем американцы ПОВТОРЯЮТ ущербную (по-вашему мнению) концепцию бронеавтомобилей СССР 30-х годов ПРОШЛОГО века?
    Цитата: hardroc
    А авиация противника появлялась на советских коммуникациях каждый день по несколько раз. Потому что противодействия ей не было. Не было в СССР нормальной ПВО, не побеспокоился вовремя.

    Может прикрытие колон на марше можно осуществлять не только пушками зенитными да пулемётами? Истребительную авиацию вы уже за ПВО не считаете? А то что эта самая авиация сгорела в июне 41-го на аэродромах, так и танки с броневиками побросать пришлось без топлива. Хрен редьки не слаще. Да, и не напомните как там обстояли дела с наземной ПВО у идейно правильных западных армий в 1940г.? Всё в скорострельных пушках у них там было, да на мобильных бронированных шасси?
    1. hardroc 29 марта 2016 22:26
      Так же как сегодня это делают на подобных бронемашинах, вооружённых пушками и пулемётами.

      И места такие назвать сможете? ну, чтобы съездить, посмотреть на такую экзотику, пушечные не полноприводные БА.
      Не хуже чем у немцев на мотоциклах

      А что это за такой "идеальный эталон", немцы?
      это всё мимо вас?

      Это фантазии. В основном ваши.
      БА-64 не был броневиком?

      Вы в классах бронеавтомобилей разбираетесь? Судя по термину "броневик", то нет. От этого и такие выводы.
      ВСЕ страны мира могли экспериментировать, ошибаться, испытывать

      Ну, действительно, взял и "экспериментально" понастроил такие ущербные БА тысячами. Типа, попробовал. А потом удивляются, почему народу в СССР жрать было нечего.
      Вопрос к вам уважаемый а зачем американцы ПОВТОРЯЮТ ущербную (по-вашему мнению) концепцию бронеавтомобилей СССР 30-х годов ПРОШЛОГО века?

      А почему ко мне? Я насчет американских БА ничего не писал. Это вы у нас уже всех перебрали.
      Может прикрытие колон на марше можно осуществлять не только пушками зенитными да пулемётами? Истребительную авиацию вы уже за ПВО не считаете?

      Дорогой вы мой критикан. Не сочтите за труд уточнить стоимость самолета и БА со спаркой ДШК в БО. А также стоимость 1 часа эксплуатации одного и другого. А также вероятность уничтожения И-153 и все того же БА истребителем противникаю
      А то что эта самая авиация сгорела в июне 41-го на аэродромах

      Это вы сами придумали? Нет, она сгорела в воздухе. В результате действий немецкой авиации. А на аэродромах сгорело ничтожное, но крайне важное для советской пропаганды количество самолетов.
      так и танки с броневиками побросать пришлось без топлива.

      Т.е. это обстоятельства непреодалимой силы? Как метеорит? Или результат бестолковости командования РККА? И причем здесь наличие пушечных БА в РККА вообще?
      Да, и не напомните как там обстояли дела с наземной ПВО у идейно правильных западных армий в 1940г.? Всё в скорострельных пушках у них там было, да на мобильных бронированных шасси?

      Не напомню. По этой части вы у нас специалист.
      Что за дурацкая привычка кивать на других, вы мне не скажете в конце концов? Вы за собой следите. Если у соседа выбили глаз, то и у вас желательно выбить? Или лучше, когда с глазами?
      Был подходящий серийный пулемет. Была масса (огромная на самом деле) подходящих платформ в исправном состоянии. Почему не сделать дельную вещь и не пользоваться? Почему такую связку мы видим только на фото с немецкими крестам?
      Потому что некомпетентность. Сверху донизу. А потом "внезапные коварные нападения", "никто не ожидал", "сгорели на аэродромах". И жертвы. Десятками миллионов. Кроме жертв, все это враки. Немцы в 1941г. были очень слабы. Но РККА была вообще ниже плинтуса
  13. DesToeR 30 марта 2016 12:15
    Цитата: hardroc
    А что это за такой "идеальный эталон", немцы?

    Ну так приведите свой эталон. СРАВНИМ наконец хоть раз.
    Цитата: hardroc
    Ну, действительно, взял и "экспериментально" понастроил такие ущербные БА тысячами

    Я так и не услышал от вас ущербные в сравнении с чем? Приведите в пример удачный бронеавтомобиль, сравним с БА.
    Цитата: hardroc
    А почему ко мне?

    Да потому что именно вы опять открыли Америку назвав действительно неплохие машины с мощным вооружением ущербными. А то что их применяли не по назначению, так и танки в болотах тонули - не спасал даже гусеничный ход...
    Цитата: hardroc
    Дорогой вы мой критикан.

    Ну почему же сразу "дорогой". Я же с вас деньги за не беру )))
    Цитата: hardroc
    Не сочтите за труд уточнить стоимость самолета и БА со спаркой ДШК в БО. А также стоимость 1 часа эксплуатации одного и другого. А также вероятность уничтожения И-153 и все того же БА истребителем противникаю

    Такой информации нет и быть не может, т.к. в СССР не выпускались БА с зенитным вооружением. Всё остальное это обсуждение сферического коня в физическом вакууме - как впрочем и большинство ваших постов.
    Цитата: hardroc
    Не напомню. По этой части вы у нас специалист.

    Конечно не напомните, ибо суть ваших суждений не поиск истины, а очернение СССР, т.е. России. Если бы вы хотели найти причину появления БА в составе РККА, то это не составило бы никакого труда. Суть их появления - это 1) использование продукции (шасси) автомобильной промышленности на случай войны; 2) большие расстояния переброски техники не по Ж/Д дорогам; 3) малый ресурс гусеничных траков до массового внедрения в производство стали Гадфильда; 4) меньше стоимость и больший моторесурс БА в сравнении с танком при сопостовимом бронировании и вооружении. Вот и всё - никаких чудес, заговоров и проё...ов. Бронеавтомобили были практически во всех странах мира, более того на начало ВМВ зенитных БА не было ни в одной стране.
    Цитата: hardroc
    Потому что некомпетентность. Сверху донизу. А потом "внезапные коварные нападения", "никто не ожидал", "сгорели на аэродромах". И жертвы. Десятками миллионов. Кроме жертв, все это враки. Немцы в 1941г. были очень слабы. Но РККА была вообще ниже плинтуса

    Уважаемый вы пену со рта подотрите! Где вы купили свой пресловутый чуйкометр? Вы так однозначно определяете "слабости" и "ущербности" и прочие "плинтуса", что у мня к вам всё время возникает один и тот же вопрос: В СРАВНЕНИИ С ЧЕМ/КЕМ? Может у вас эталон французская 5млн. армия образца лета 1940г? Или армия Великобритании под Дюнкерком того же периода? Или может бронетанковые/механизированные дивизии США образца 1941г.? Назовите уже эту великую армию, явите миру ЭТАЛОН. А мы сравним.
    1. hardroc 30 марта 2016 12:56
      Цитата: DesToeR
      Ну так приведите свой эталон

      Не сотвори себе кумира.
      Цитата: DesToeR
      Я так и не услышал от вас ущербные в сравнении с чем?

      Для этого надо прочитать мои комментарии. Возможно, много раз. Пока не поймете.
      Цитата: DesToeR
      назвав действительно неплохие машины с мощным вооружением ущербными.

      Вы в себе ли? Эти "неплохие машины" сняли с производства СРАЗУ ЖЕ после начала войны (сентябрь 1941г). Это была корова с седлом, образно говоря. Несуразное сооружение, в котором вооружение совершенно не соответствовало платформе. Оно могло существовать до ВОВ, когда строили вообще все, что угодно. Но после начала ВОВ этот бред сразу же прекратился. Потому что потребовалось заниматься делом, стало не до довоенных глупостей.
      Цитата: DesToeR
      меньше стоимость и больший моторесурс БА в сравнении с танком при сопостовимом бронировании и вооружении.

      ППЦ. Вы совсем значение термина "неполноприводной" и его последствия не понимаете, или так придуриваетесь?
      Цитата: DesToeR
      т.к. в СССР не выпускались БА с зенитным вооружением

      Тем не менее он выпускал спарки ДШК. И "одиночки" выпускал. И даже счетверенные максимки выпускал. И средние БА выпускал. А вот ума скрестить эти изделия хватило только у немцев (см. фото выше).
      Цитата: DesToeR
      а очернение СССР, т.е. России

      Просто поразительно, как совки любят путать себя с русскими, Россию с СССР. Нет, они не правы, это не тождественные понятия.
      Цитата: DesToeR
      Бронеавтомобили были практически во всех странах мира, более того на начало ВМВ зенитных БА не было ни в одной стране.

      Что, опять старая история о глазе соседа? Если рассуждать вашими штампами, то все до сих пор сидели бы в пещерах.
      Цитата: DesToeR
      Уважаемый вы пену со рта подотрите!

      У меня нет такой, не надо все ровнять по себе.
      Цитата: DesToeR
      Назовите уже эту великую армию, явите миру ЭТАЛОН

      Вы все время хотите заполучить кумира. Оно и понятно, совки, они без идолов не могут. Они так устроены, поэтому по-другому у них не получается. Им все время нужен "маяк", просто потому, что они ведомые. А догоняя никого не обгонишь. Даже если догонять стройными рядами, шагая в ногу и выкрикивая "правильные агитки".
  14. DesToeR 30 марта 2016 14:55
    Цитата: hardroc
    Вы все время хотите заполучить кумира. Оно и понятно, совки, они без идолов не могут.

    В общем как всегда - БЛА, БЛА, БЛА. Никакой конкретики и никаких фактов.
    1. hardroc 30 марта 2016 18:11
      Цитата: DesToeR
      В общем как всегда - БЛА, БЛА, БЛА. Никакой конкретики и никаких фактов.

      Вы напрасно рассчитываете, что я займусь вашим ликбезом на эту тему. Нет, самообразовываться придется самостоятельно.
  15. DesToeR 30 марта 2016 21:31
    Цитата: hardroc
    Вы напрасно рассчитываете, что я займусь вашим ликбезом на эту тему. Нет, самообразовываться придется самостоятельно.

    Не спешите людей. У вас нет никаких знаний. Вы даже не способны что либо возразить обычным доводам. А отсутствие знаний простых вещей порой просто удивляет. Отсюда и маниакальные догмы про полноприводность. Зачем полноприводной БА если вопрос проходимости решался на советских БА иным способом? Зачем полноприводность при охране транспортных коммуникаций, если 90% автомашин передвигаются по этим коммуникациям не являлись полноприводными?
    Суть всех ваших догм это именно выбрать какую то незначительную деталь и долбить в нее с маниакальным упорством. Вы не хотите оглянулся вокруг и посмотреть процесс в сравнении с общемировыми тенденциями. Вы так и не догоняет, что развитие советских систем вооружения было в рамках общемирового мейнстрима.
    1. hardroc 30 марта 2016 22:24
      Цитата: DesToeR
      У вас нет никаких знаний.

      Вам виднее, разумеется.
      Цитата: DesToeR
      Отсюда и маниакальные догмы про полноприводность.

      Ага. Я не ошибся. Вы таки совершенно не в курсе как себя ведет на бездорожье тяжело груженый грузовик (а БА, если грубо, то это он и есть) 6х4. Мои вам соболезнования. Ликбез вам надо начинать с самых азов.
      Цитата: DesToeR
      если вопрос проходимости решался на советских БА иным способом?

      Ой-Ц. Это запатентовано? Если нет, то не пишите открыто, пишите в личку. Я сбегаю, запатентую.
      Не выдумывайте всякую хрень. А сходите, поговорите с любым водителем КАМАЗа, пусть он вам расскажет, какая "проходимость" у его автомомбиля 6х4.
      Цитата: DesToeR
      Зачем полноприводность при охране транспортных коммуникаций,

      Чудо, я тебе о чем уже второй день стучу в голову? О том, что для охраны коммуникаций у него не было соответствующего вооружения. 45-мм ПТ пушка для этого не подходила совершенно, для нее на коммуникациях не было целей. А для полноценного использования имеющегося вооружения (той самой 45-мм пушки ПТО) у него была неподходящая платформа. Т.е. это та самая "корова с седлом", о которой я тебе уже второй день пытаюсь рассказать. А ты никак не можешь въехать. Совсем у тебя туго с пониманием.
      Цитата: DesToeR
      Вы не хотите оглянулся вокруг и посмотреть процесс в сравнении с общемировыми тенденциями.

      Опять совковая привычки кивать на соседей, причем соседи обязательно выбираются потупее и позахудалее. Типа, мы не хуже тех, убогих. А на тех, не убогих, мы не смотрим, мы их презираем. Потому что, шибко умные.
      Цитата: DesToeR
      Вы так и не догоняет, что развитие советских систем вооружения было в рамках общемирового мейнстрима.

      Ну, покажите мне еще одну такую страну, в которой только пушечных БА (т.е. совершенно глупых сооружений) разных моделей в июне 1941г. было 3361 шт. И это не считая пулеметных, их тоже было 1899 шт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня