ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось

78


17 марта 1992 года согласно директиве начальника Главного штаба Вооружённых сил Украины были созданы Военно-воздушные силы Украины. На базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница было сформировано командование ВВС. В 1992 году на территории Украины находилось 4 воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов различного назначения, более 120 000 военнослужащих.

В состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолётов):
— истребители: 2 дивизии (8 полков) — 80 единиц МиГ-23, 220 единиц МиГ-29, 40 единиц Су-27;
— фронтовые бомбардировщики: 2 дивизии (5 полков) — 150 единиц Су-24;
— бомбардировщики (дальняя авиация): 2 дивизии (3 полка) — 30 единиц Ту-16, 30 единиц Ту-22, 36 единиц Ту-22М;
— разведывательная авиация: 3 полка — 30 единиц Ту-22, 15 единиц МиГ-25, 30 единиц Су-17, 12 единиц Су-24;
— авиационный полк РЭБ: 35 единиц Як-28;
— 4 авиационных центра: 240 единиц МиГ-21, 60 единиц Су-24, 550 единиц Л-39 «Альбатрос»/Л-29 «Дельфин».

Распад СССР оставил Украине одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе. По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе. Стоит отметить также, что большая часть современных военных аэродромов СССР находилась на территории Украины, включая места базирования Ту-160, МиГ-29 и Су-27. Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории страны. Кроме ЗРК, в их составе было семь истребительных авиаполков, вооружённых перехватчиками Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС и МиГ-23МЛД. Однако на вооружении эти самолёты продержались недолго: в 1993 году были сняты с вооружения МиГ-25, потом и МиГ-23, а к 1997 году на базы хранения отправили и Су-15. Армейская авиация вошла в состав сухопутных войск Украины как их род, с 3 июля 1994 года и за относительно короткое время своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооружённой борьбы. Созданы были на основе техники и лётно-технического персонала семи полков боевых вертолётов, двух транспортных и нескольких отдельных эскадрилий ВВС СССР. На вооружении состояло около 900 вертолётов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.).

Командование и состояние ВВС Украины

Официальная страница воздушных сил Украины умалчивает о своём боевом составе. Ниже приводится список по материалам страницы Ю. В. Гонтаря и проекта «Силовики Украины». В 2008 году 33-й Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС Украины был переименован в Специализированный центр боевой подготовки авиационных специалистов Воздушных сил Украины.

Командование Воздушных сил Украины:
— Воздушное командование «Запад»;
— Воздушное командование «Центр»;
— Воздушное командование «Юг».

В них входят:
— командование Воздушных сил Украины: расположение — город Винница;
— Харьковский университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба, город Харьков;
— 203-я учебная авиабригада: 10 единиц Л-39С, 1 единица Ан-26, 2 единицы Ан-26Ш, 2 единицы Ми-8, город Чугуев;
— объединённый учебный центр Воздушных сил, город Васильков;
— специализированный центр боевой подготовки авиационных специалистов Воздушных сил Украины, город Николаев;
— отдельный полк дистанционно-управляемых аппаратов ВР-2, БППЛ ТУ-143 «Рейс» и ВР-3 Ту 141 «Стриж», город Хмельницкий;
— 25-я транспортная авиабригада 1 единица Ан-26, 7 единиц Ил-76МД, город Мелитополь;
— 15-я бригада транспортной авиации, 15-я транспортная авиабригада, 2 единицы Ан-30Б, 2 единицы Ту-134АК, 1 единицы Ан-24Б, 3 единицы Ан-26, 2 Ми-8Т, 2 единицы Ми-8МТВ, город Борисполь;
— 456-я транспортная авиабригада, 1 единица Ан-24Б, 1 единица Ан-26 «Вита», 4 единицы Ан-26, 2 единицы Ми-8МТ, 1 единица Ми-8ПС, 1 единица Ми-9, город Гавришовка;
— воздушное командование «Центр», город Васильков;
— 40-я бригада тактической авиации, 11 единиц МиГ-29, 4 единицы МиГ-29МУ1, 3 единицы МиГ-29УБ, 8 единиц Л-39С, город Васильков;
— 831-я бригада тактической авиации 6 единиц Су-27, 5 единиц Су-27УБ, 4 единицы Л-39, город Миргород;
— 9-а бригада тактичной авиации 9-я бригада тактической авиации, 6 единиц МиГ-29, 2 единиц МиГ-29УБ, город Озёрное;
— 96-а зенитная ракетная бригада 96-я зенитно-ракетная бригада, 3 дивизиона С-300ПС, город Даниловка;
— 120-я зенитно-ракетная бригада, С-300ПТ, город Харьков;
— 301-й зенитно-ракетный полк, 2 единицы С-300ПТ, город Никополь;
— 302-й зенитный ракетный полк, 3 дивизиона С-300ПТ, город Харьков;
— 108-й зенитно-ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М, город Золотоноша;
— 138-й зенитно-ракетный полк, 6 дивизионов С-300ПТ, город Днепропетровск;
— 156-й зенитный ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М1, город Мариуполь;
— 138-я радиотехническая бригада, город Васильков;
— 164-я радиотехническая бригада, город Харьков;
— воздушное командование «Юг», город Одесса;
— 299-я бригада тактической авиации. Всего: 36 единиц Су-25, 3 единицы Л-39М1, 4 единицы Л-39С. Боеготово: 10 единиц Су-25М1, 9 единиц Су-25, 3 единиц Су-25УБ, 2 единиц Су-25УБМ, 3 единицы Л-39М1, 4 единицы Л-39С, город Николаев (Кульбакино);
— 160-а зенитная ракетная бригада, 4 дивизиона С-300ПТ/ПМ, города Одесса, Николаев;
— 208-я зенитно-ракетная бригада, 1 дивизион С-300ПС/ПТ, город Херсон;
— 201-й зенитно-ракетный полк, 2 дивизиона С-300ПТ, город Первомайск;
— 14-я радиотехническая бригада, город Одесса;
— воздушное командование «Запад», город Львов;
— 7-я бригада тактической авиации. Всего: 23 единицы Су-24М, 12 единицы Су-24МР, 2 единицы Л-39С, боеспособны: 8 единиц Су-24М, 5 единиц Су-24МР, 2 единицы Л-39С, город Староконстантинов;
— 114-й истребительный авиационный полк (114-я бригада тактической авиации), 5 единицы МиГ-29, 2 единицы МиГ-29УБ, город Ивано-Франковск;
— 11-й зенитно-ракетный полк Бук-М1, город Шепетовка;
— 223-й зенитно-ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М1, город Стрый;
— 540-й зенитно-ракетный полк, С-300, город Каменка-Бугская;
— 1-я радиотехническая бригада, город Липники;

Восстановление и модернизация ВВС Украины

Средний и капитальный ремонт Су-25 был способен вести авиаремонтный завод в Евпатории (в Крыму, теперь отошел к России). Ремонт узлов, агрегатов и систем — Чугуевский авиаремонтный завод. Однако впоследствии основным стал Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт», на котором началась программа модернизации украинских Су-25 в Су-25М1 и Су-25УБМ1.

Модернизация состояла в замене аналогового вычислителя прицела Су-25 на цифровой, разработанный украинской фирмой «Орион-Навигация». По утверждению разработчика, это повысило точность применения вооружения на 30%, обеспечив попадание с отклонением не более 5 м.

Также установили новую систему СВС (система воздушных сигналов), модернизированную радиостанцию и систему спутниковой навигации Глонасс/GPS/Galileo; за счет последнего Су-25М1 якобы стал просто всепогодным бомбардировщиком, способным действовать по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, и не выходя из-за облаков. В три раза (до 5000 м) повышена высотность применения вооружения, и значительно сокращено время пребывания самолета над объектами удара. Штурмовик стал недосягаемым для ПЗРК противника, и резко снижается возможность его поражения зенитной артиллерией.

Стоимость модернизации составила меньше одного миллиона USD и проведена силами исключительно украинских предприятий. Впрочем, в эту сумму не входит стоимость капитального ремонта самолета.

Первые три самолета — два боевых одноместных Су-25М1 и один учебно-боевой двухместный Су-25УБМ1 — вошли в состав 299-й тактической авиабригады в марте 2010 года.

Еще два Су-25М1 пополнили боевой состав авиабригады 29 ноября 2011 г.

28 сентября 2012 года 299-я бригада тактической авиации получила первый окрашенный в "цифровой" камуфляж после прохождения модернизации штурмовик Су-25М1. Впоследствии все модернизированные борта стали окрашивать так же: 07, 08, 38 и 40.

Всего в планах должно быть модернизировано 16 (по другим данным, до 30) из этих машин к концу 2015 года.

Война на Донбассе

Первые вылеты украинских боевых самолетов на «устрашение Донбасса» прошли в апреле, но как ни странно, основную роль в них играли отнюдь не Су-25, а куда более не подходящие для ударов по земле истребители МиГ-29 и Су-27. Мне в сети попался лишь один снимок Су-25 над Краматорском 15 апреля.

Как известно, активные боевые действия на Донбассе начались 2 мая штурмом Славянска, но главную роль в этом штурме играли вертолеты армейской авиации. При второй атаке, 5 мая, украинский Ми-24 «29 красный» был сбит и сел «на вынужденную» в заболоченной местности у Райгородка. Так как вытащить подбитый борт в районе контролируемом ополченцами украинцы не могли, вечером состоялся боевой дебют Су-25. Штурмовик пусками НУРС превратил Ми-24 в кучу обломков.

Следующий эпизод боевого применения связан с кровавым боем за Донецкий аэропорт 26 мая. Ополченцы попытались относительно мирно «отжать» аэропорт, но столкнулись с массированным применением авиации противника: как минимум три Ми-24 и пара МиГ-29 вычистили район аэропорта от батальона «Восток», один из подбитых КамАЗов ополченцев был вероятно подбит авиацией. Как известно, разгром довершил 3-й полк СпН из Кировограда, в засаду которого попал КамАЗ с ранеными, которые были поголовно добиты. Вечером над Донецком появились и Су-25, нанесли удары НУРСами, но цели этих ударов неизвестны.

Следующим «заметным успехом» украинских Су-25 стал известный авиаудар по зданию администрации Луганска 2-го июня, при котором НУРСами было убито 8 гражданских лиц. Чем был вызван этот идиотский авианалет, до сих пор не ясно, а нелепые «отмазки» киевских властей о «взорвавшемся кондиционере» стали притчей во языцех.

После этого сообщения о применении Су-25 стали появляться чуть ли не ежедневно.

А вслед за этим и неоднократные заявления о «сбитии» «Сушек», одно из которых (14 июня над Горловкой). Впрочем, надо признать, что до сих пор ни одного объективного подтверждения потерь Су-25 нет. Отрицают потери «Сушек» и с «другой стороны», лишь один непроверенный источник сообщил о повреждении штурмовика ракетой ПЗРК.

По скудной информации Минобороны, против Донбасса действует так называемая «Резервная авиационно-штурмовая группа». Также было заявлено, что на ее вооружение приняты ракеты Х-29 для «точечного уничтожения объектов ополчения». Впрочем, учитывая предыдущий стиль применения «силами АТО» артиллерии и штурмовой авиации, применение ракет с мощной БЧ не обещает ничего хорошего и мирному населению.

Впрочем, надо признать, что пока не были зафиксированы факты применения основного вооружения Су-25 — свободнопадающих бомб. С учетом их «точности» и разрушительного эффекта применяемые ныне НУРС С-8 могут показаться мятежному населению детскими шалостями "Соколов Порошенко".

Несмотря на громкие заявления в мае 2014 года о том, что авиация будет использоваться до окончания АТО, из-за плохого технического состояния большей части авиационной техники и ощутимых потерь украинская боевая авиация в боевых действиях на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР зимой 2014-2015 года практически не применялась.

В настоящее время украинская истребительная авиация на постоянной основе базируется на следующих аэродромах: Васильков, Киевская область (40-я бригада тактической авиации), Миргород, Полтавская область (831-я бригада тактической авиации), Озёрное, Житомирская область ( 9-я бригада тактической авиации), Ивано-Франковск, Ивано-Франковская область (114-я бригада тактической авиации).

Коротко про РТВ и ЗРВ

Помимо 6 ИАП, на вооружении которых находились истребители перехватчики, в её составе имелись также части радиотехнических (РТВ) и зенитно-ракетных войск (ЗРВ).

В Севастополе, Одессе, Василькове, Львове и Харькове были развёрнуты радиотехнические бригады, в составе которых имелись радиотехнические батальоны и отдельные радиотехнические роты.

РТВ были оснащены радиолокационными станциями и комплексами различных типов и модификаций:
— метрового диапазона: П-14, П-12, П-18, 5Н84Ф;
— дециметрового диапазона: П-15, П-19, П-35, П-37, П-40, П-80, 5Н87;
— радиовысотомерами: ПРВ-9, -11, -13, -16, -17.

В 1991 году части ЗРВ 8-й армии ПВО, дислоцированные на Украине, включали в себя 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в составе которых имелось 132 зенитно-ракетных дивизиона (ЗРДН). Много это или мало, можно судить по тому, что это примерно соответствует современному количеству ЗРДН в ЗРВ ПВО и ВВС России.

В украинской сети ПВО, унаследованной от Советского Союза после его распада, средства обнаружения и ЗРК были организованы так, чтобы они могли защищать стратегически важные объекты и географические регионы. В их числе промышленные и административные центры: Киев, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Одесса и до недавнего времени Крымский полуостров. Во времена СССР ЗРК были разбросаны по всей Украине и вдоль западной границы. Украина по состоянию на 2010 год имела почти полное радиолокационное покрытие своей территории. Однако в настоящее время эта ситуация значительно изменилась. Ввиду износа и отсутствия запчастей количество работоспособных РЛС сократилось. Часть техники РТВ, развёрнутой на востоке страны, была уничтожена в ходе боевых действий. Так, утром 6 мая 2014 года в результате нападения на радиотехническое подразделение в Луганской области была уничтожена одна радиолокационная станция. Следующие потери РТВ понесли 21 июня 2014 года, когда в результате обстрела из миномётов были уничтожены радиолокационные станции войсковой части ПВО в Авдеевке.

Украина унаследовала от ПВО СССР значительное количество ЗРК средней и большой дальности: С-125, С-75, С-200А, В и Д, ЗРС С-300ПТ и ПС. В войсковой ПВО из наиболее современных противовоздушных систем имелась несколько дивизионов ЗРС С-300В, около 20 дивизионов ЗРК «Бук».

ЗРК С-75 были сняты с вооружения в середине 90-х, затем настала очередь маловысотных комплексов С-125, которые несли службу до начала 2000-х. Дальнобойные ЗРК С-200В и Д эксплуатировались до 2013 года.

Наиболее современными зенитными системами, доставшимися Украине от ЗРВ ПВО СССР, были ЗРС С-300ПТ и С-300ПС в количестве около 30 дивизионов. По состоянию на 2010 год в подразделениях ПВО имелось 16 С-300ПТ и 11 С-300ПС.

Отсутствие качественного обслуживания и ремонта в период «незалежности» привело к тому, что значительная часть украинских С-300ПС оказалась небоеспособной. В настоящее время количество ЗРС С-300ПС, способных нести боевое дежурство, оценивается в 7-8 дивизионов.

В начале 2000-х велись консультации с Россией о возможности приобретения новых ЗРС С-300ПМУ-2. Однако хроническая неплатёжеспособность Украины и нежелание России поставлять современное оружие в долг не позволили обновить украинскую ПВО. Впоследствии поставки украинского оружия в Грузию и вовсе сделали это невозможным.

Критическое положение с противовоздушными комплексами средней и большой дальности на Украине привело к тому, что в централизованную систему ПВО страны были включены немногочисленные войсковые ЗРС большой дальности С-300В и ЗРК средней дальности «Бук-М1».

Впрочем, это тоже является временной мерой, так как техника двух несущих боевое дежурство дивизионов С-300В сильно изношена. То же самое в полной мере относится и к ЗРК «Бук-М1», которых в войсках имеется менее 60 ПУ.

Их могло бы быть больше, но во времена президентства Ющенко два дивизиона этих комплексов были щедро поставлены в Грузию. Где один дивизион успел принять участие в боевых действиях, сбив российские бомбардировщики Ту-22М3 и Су-24М.

К началу боевых действий в августе 2008 года грузины не успели толком освоить сложную технику, и часть расчётов «Буков» была укомплектована украинскими специалистами. Другой дивизион ЗРК «Бук-М1» не смог принять участие в боевых действиях и был захвачен российскими войсками в грузинском порту Поти.



Так или иначе, при сохранении нынешнего положения дел к 2020 году ПВО Украины останутся без зенитных систем большой и средней дальности. Очевидно, что украинские власти всерьёз уповают на поставки современного оружия из США и Западной Европы, но маловероятно, что в нынешних условиях «западные партнёры» пойдут на дальнейшее ухудшение отношений с Россией.

В данной ситуации в деле укрепления своей системы ПВО Украине остаётся рассчитывать только на внутренние резервы. В апреле 2015 года появились сообщения, что Украина примет на вооружение зенитный ракетный комплекс С-125-2Д «Печора-2Д», созданный на базе поздней модификации советского маловысотного ЗРК С-125М1.

В целом украинский вариант модернизации ЗРК С-125-2Д идеологически схож с российским проектом ГСКБ «Алмаз-Антей» С-125-2А («Печора-2А», дальность стрельбы — 3,5-28 км, высота поражения — 0,02-20 км), так как модернизация направлена на коренное обновление командного пункта УНВ-2 и станции наведения ракет СНР-125.

ЗРК С-125-2Д предназначен для поражения самолетов тактической и морской авиации, а также крылатых ракет воздушного базирования, действующих на малых и средних высотах в пассивных и активных помехах днем и ночью. ЗРК С-125-2Д прошел весь комплекс испытаний, включая боевые стрельбы. В ходе модернизации ЗРК С-125-М1 до уровня С-125-2Д была проведена доработка всех основных средств комплекса. По информации разработчиков, в ходе усовершенствования были решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести комплекса, устойчивости РЛС к воздействию радиоэлектронных помех, а ресурс ЗРК был увеличен на 15 лет.

Однако нет никаких сомнений, что модернизированный украинский комплекс С-125, даже при увеличенных боевых возможностях не сможет заменить подлежащие списанию ЗРС семейства С-300П.

Украинский ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» был бы хорош в качестве дополнения к существующим многоканальным дальнобойным зенитным системам, мог бы применяться для объектовой ПВО аэродромов, узлов связи, штабов, баз снабжения и т.д.

Для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО (почему-то именно так заявлялось с телевизионных каналов в ходе показа «Печоры» политическому и военному руководству Украины) все составляющие ЗРК С-125-2Д (включая антенный пост УНВ-2Д и пусковые установки 5П73-2Д) должны быть размещены на подвижной базе. Хотя более логичным выглядит использование этого ЗРК для объектовой ПВО — при доставочном удалении от поражения наземными средствами противника. Что, впрочем, все равно не снимает с разработчиков решение задачи о мобильности ЗРК С-125-2Д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о системной деградации ПВО Украины. В настоящее время она уже не соответствует современным требованиям и носит очаговый характер. Поставок в значимом количестве современных истребителей, ЗРК, средств контроля воздушной обстановки и управления в ближайшей перспективе не предвидится. Это означает, что в ближайшие несколько лет украинская ПВО как сила, способная влиять на ход боевых действий, прекратит своё существование. Косвенным подтверждением деградации ВВС и ПВО Украины является то, что военнослужащих ВВС начали использовать в качестве «пушечного мяса». Так, в январе 2015 года из военнослужащих ВВС Украины был сформирован сводный отряд, который был направлен в зону боевых действий на востоке Украины и принимал участие в боях в районе Авдеевки в качестве пехотного подразделения.

Итого

За последний год Украина потеряла половину своей военной авиации.

«Конфликт стал тяжелым ударом по украинским силам, много самолетов было сбито или уничтожено на земле. Подсчеты показывают, что ее (Украины) военные реестры сократились с 400 действующих единиц до 222 в течение 12 месяцев отчетного период» Отмечается, что военная авиация насчитывает 222 единицы. Среди них — более 60 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, около 30 военно-транспортных самолетов и более 90 вертолетов. 22 самолета и вертолета было сбито в АТО. Перспективы ВВС Украины, как можно догадаться, очень туманные. Сейчас самым рациональным решением видится модернизация части боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан. С учетом того, что они далеко не всегда ремонтировались и имели надлежащий уход, глубокая модернизация всего авиапарка может оказаться пустой тратой денег.

В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику. Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам. Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой. Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект — большой риск. На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sokół) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» — вертолета МСБ-6 «Атаман». А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК.

Первое место по численности военной авиации занимают США — почти 14 тысяч машин (27% от общего количества в мире). РФ занимает второе место с почти 3,5 тысячами машин. Китай — на третьем месте с почти 2,8 тысячи машин; Индия — 1,9 тысячи машин; Япония — 1,6 тысячи машин.

Ukrainian Private Military Corporation опубликовала список военной авиации, которая находится на вооружении украинской армии.

Bird-Eye 400 ("Птичий глаз").

Специализация: разведывательный БПЛА.

На вооружении — 1 машина.

Су-27.

Специализация: тяжелый многоцелевой истребитель.

На вооружении — 20 машин.

На хранении находится несколько десятков Су-27.

Украина получила около 70 Су-27, стоявших на вооружении:
1) 831-го иап (Миргород);
2) 100-го киап (Саки);
3) 62-го иап пво (Бельбек);
4) 136-го иап пво (Кировское).

МиГ-29.

Спецификация: многоцелевой фронтовой истребитель. На вооружении — 80 машин.

На хранении находится несколько десятков МиГ-29.

Некоторое количество самолётов прошло модернизацию до МиГ-29МУ1.

В 1992 году в ВВС Украины было 240 МиГ-29.

Су-24М.

Спецификация: фронтовой бомбардировщик.

На вооружении — 22 машины.

На хранении находится несколько десятков Су-24М.

В 1992 году ВВС Украины располагали 120 Су-24М и 90 Су-24, состоявших на вооружении:

1) 230-й бап (Черляны);
2) 69-й бап (Овруч);
3) 806-й бап (Луцк);
4) 727-й бап (Канатово);
5) 7-й бап (Староконстантинов).

По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили 1 сильно повреждённый Су-24М.

Су-24МР.

Спецификация: разведчик.

На вооружении — 11 машин.

В 1992 году 12 Су-24МР базировались на авиабазе Коломыя (48-й ограп). Впоследствии переданы в 7-ю бригаду тактической авиации (Староконстантинов).

Также 23 Су-24МР находились на вооружении 511-го орап (Буялык) до его расформирования в 2003 году.

21 марта 2014 года 1 Су-24МР получил повреждение при заходе на посадку и был списан.

Су-25.

Спецификация: штурмовик.

На вооружении — 33 машины.

14 Су-25 модернизировано до уровня Су-25М1.

По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили один повреждённый и один разбившийся Су-25.

16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области, летчик катапультировался, самолет упал на территории Украины.

Л-39.

Спецификация: учебно-тренировочный.

На вооружении — 38 машин.

Некоторая часть модернизирована до уровня Л-39M1.

В 1992 году в ВВС Украины было около 480 Л-39, состоявших на вооружении:

1) 443-го учебного авиаполка (Великая Круча);
2) 809-го учебного авиаполка (Ахтырка);
3) 105-го учебного авиаполка (Конотоп);
4) 701-го учебного авиаполка (Чернигов);
5) 703-го учебного авиаполка (Городня);
6) 33-го ЦБП и ПЛС ВВС Украины.

Бе-12.

Спецификация: противолодочный самолет.

На вооружении — 4 машины.

На хранении находится 3 машины.

По состоянию на 2012 год

Ка-25.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

Количество: 26-28 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ка-27ПЛ/ Ка-27ПС.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

Количество: 16 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ка-29.

Спецификация: транспортно-боевой вертолет.

Количество: 12 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ми-8МТ.

Спецификация: многоцелевой.

На вооружении — 8-10 машин.

На хранении находится 11 машин.

Ми-14.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

На вооружении — 14-17 машин.

На хранении находится 15 машин.

Количество: 3 Ми-14ПЛ, 1 Ми-14ПС.

В 1992 году в ВВС Украины было около 42 машин.

Ил-76МД.

Спецификация: средний транспортный самолёт.

На вооружении — 6 машин.

На хранении находится — 14 машин.

В 1992 году на территории Украины было 190 Ил-76, из которых на вооружении ВВС Украины было принято 22 единицы.

В ночь с 13 на 14 июня 2014 года сбит (один из трёх), заходивший на посадку в Луганском аэропорту Ил-76МД (б/н 76777) с украинскими военными и техникой.

Ан-24Б.

Спецификация: VIP-транспорт.

Борт командующего Воздушных сил Украины.

На хранении — 4 машины.

Ан-26.

Спецификация: транспортный самолёт.

На вооружении — 17 машин.

На хранении находится — 15 машин.

В 1992 году на вооружении ВВС Украины было 55 Ан-26.

Один был сбит 14 июля 2014 года недалеко от Изварино.

Ан-30Б.

Спецификация: самолёт аэрофотосъёмки и воздушной разведки.

На вооружении — 1 машина.

На хранении находится 4 машины.

Один самолет был сбит над Славянском 6 июня 2014 года.

Ту-134АК.

Спецификация: VIP-транспорт.

На вооружении — 2 машины.

На хранении находится 1 Ту-134Ш.

Будет ли использоваться авиация ВВС Украины для силового решения на Донбассе, покажет время. Однако видно, что её применение еще «рентабельно» для этого. Но для развязывания большой войны ВВС Украины не готовы точно, и вряд ли что-то может измениться.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +49
    30 марта 2016 09:59
    Плохо, что ещё хоть что-то осталось..у неадекватных киевских властей не должно быть серьёзного оружия...

    Митинг в Киеве на площади у Рады.
    - Нам говорилы, шо приде Путин и буде нам усим песец. Песец пришёл , а где же Путин ??)))
    1. +7
      30 марта 2016 10:06
      Цитата: Чёрный
      у неадекватных


      Это ещё что. У них штрафбат есть, так им даже лопаты не доверяют.

      Анекдот помните?

      А вообще даже рогатки отобрать надо.
      1. +8
        30 марта 2016 10:10
        Из всего вышесказанного можно сделать вывод о системной деградации ПВО Украины. В настоящее время она уже не соответствует современным требованиям и носит очаговый характер.

        Это именно то, что готовили для России. Но в России, к счастью, не сложилось.
    2. +27
      30 марта 2016 10:07
      Есть особый путь развития авиации незалежной. smile
      Киев: рекорд Украины по изображению самолёта
      Более 1,5 тыс. студентов установили национальный рекорд по изображению самолета.
      1. +3
        30 марта 2016 10:52
        Ух ты...Национальный авиационный университет, бывший Киевский институт инженеров гражданской авиации(КИИГА). Заканчивал его. Когда-то был сильнейшим авиационным вузов в Союзе. Лучше чем в Москве и Риге(если не ошибаюсь).
        1. +1
          30 марта 2016 11:50
          В Харькове есть ХАИ, Харьковский авиационный институт. При таком положении дел вероятно тоже закрылся.
    3. +8
      30 марта 2016 10:13
      Не получится из них государства и не будет у них авиации - гуляй поле у них будет.
    4. +15
      30 марта 2016 10:16
      "ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось"Как раз на изломе СССР и образования Украины я в армии служил срочником .Я своими глазами видел как всё было! Представьте аэродром всё гудит взлетает.А потом прошло три месяца после объявления "незалэжности" и тишина.Да какой-то период ещё по накатанной схеме механизм двигался ,а потом всё стало.Я видел как флот делили,эпопею с "Челекеном"видел собственными глазами.Видел как офицеры предавали присягу .Как ещё вчера он распинался про то как в СССР хорошо жить .А через год как Украине НАТО "поможет".А финал ещё не прозвучал.Вот когда Преднестровье войдёт в состав России скажем так, вот тогда будет финал.А до этого момента хоть там вообще не чего не останется, что летать может, нам от этого не холодно не жарко.
    5. +14
      30 марта 2016 10:19
      Дали идиетам спички в своё время,так они дом спал или,вот и скакуны тоже поигрались в самолетики,сбили два гражданских самолёта и развалили государство.
    6. +8
      30 марта 2016 10:54
      ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось

      Значительная часть статьи "содрана" слово-в слово от сюда:
      Состояние ПВО Украины -данная публикация была на ВО 22.05.15 г.
      1. +1
        31 марта 2016 00:27
        Цитата: Bongo
        Значительная часть статьи "содрана" слово-в слово от сюда:
        Состояние ПВО Украины -данная публикация была на ВО 22.05.15 г.

        Интересно, а кого клеймить за плохое знание материала и подготовку? Оригинал или эту статью? Умилило про то что автору никто не принес обломки всех сбитых Су-25, а потому он не подтверждает их потери) Про сбитые МиГ-29 он тоже наверное ничего не слышал. Как и про успешно догоревший на земле Су-24. В общем , если касаетесь АТО , то готовьтесь лучше.
  2. +6
    30 марта 2016 10:00
    "ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось"

    Всё было, ни чего не осталось. А если и осталось, то....
  3. +6
    30 марта 2016 10:00
    Долетались!
    1. avt
      +4
      30 марта 2016 10:30
      Цитата: tiredwithall
      Долетались!

      Ну скоро и отлетаются . Хотя .....Вы фсе фрете ! Я на великоукрском ресурсе сегодня прочитал - укрo ВВСи получили 4 НОВЫХ МиГ-29 ! Это же реально 6-е поколение аэропланов ! wassat
      1. +3
        30 марта 2016 11:04
        Цитата: avt
        Цитата: tiredwithall
        Долетались!

        Ну скоро и отлетаются . Хотя .....Вы фсе фрете ! Я на великоукрском ресурсе сегодня прочитал - укрo ВВСи получили 4 НОВЫХ МиГ-29 ! Это же реально 6-е поколение аэропланов ! wassat

        причём к*цапско-коммунистической разработки laughing
    2. +1
      30 марта 2016 10:30
      Цитата: tiredwithall
      Долетались!

      Допрыгались!
      1. +3
        30 марта 2016 10:39
        Да, скакать - не летать.
        1. +1
          30 марта 2016 12:04
          Скажем так - рожденный скакать летать не может. Такими темпами скоро и оставшееся на металлолом пойдет.
      2. +1
        30 марта 2016 12:26
        Скоро все что останется от ВВС 404 будет испытывать батуты для космической программы ФША...
  4. +8
    30 марта 2016 10:01
    Надо еще уметь и постараться все это умудрится про........ть. А да забыл,Россия виновата!
  5. +5
    30 марта 2016 10:05
    Осталось название и много гонора!! laughing
  6. +10
    30 марта 2016 10:05
    Хорошо хохлы поделили военное имущество СССР, при этом все долги легли на на нас..
    Умеют только воровать и рот открывать. Сдохли бы уже быстрее..
  7. +4
    30 марта 2016 10:09
    С их возможностями сопеть в тряпочку, а не быковать на Россию.Крым они "отвоюют" только кем и чем,бандерлогами отмороженными которые при виде российских танков в штаны сразу наложат и руки в гору.
  8. +4
    30 марта 2016 10:13
    Послушайте, так всё проср..ть, это талант иметь надо. Пожалуй, за 20 лет так деградировать, как бывшая украина, не смог никто. Думаю, это облегчит задачу освобождения от нацистского режима.
    1. 0
      2 апреля 2016 16:36
      Не надо там никого освобождать, им нужно доесть свой кактус до конца а вот потом когда они уже деградируют до австралопитеков можно выборочно только того кто нам нужен и освободить а Западенского пущайй в гейропу идет вместе со всеми себе подобными.
  9. +7
    30 марта 2016 10:21
    На лицо симптомы просёра колоссального наследства богатого папы сынком наркоманом- дегенератом.
    1. +5
      30 марта 2016 10:33
      Цитата: RussianRoulette
      На лицо просёр колоссального наследства богатого папы

      Скорее дочкой шалавой!
      1. 0
        2 апреля 2016 16:37
        Это даже не шалава а настоящяя плечевая.
  10. +2
    30 марта 2016 10:26
    Все у них на хранении находится...,на металлобазе уже большинство.
  11. +3
    30 марта 2016 10:27
    Украина сама виновата в разбазаривании своей военной мощи! В стране где на первом месте стоят финансовые интересы, об эффективной обороне задумываются в последний момент.
  12. +2
    30 марта 2016 10:27
    У хохлов на роду написано ВСЁ уничтожать и просе..рать! С ВВС покончили принялись за промышленность и экономику, добивают армию и отношения с Россией!
  13. +1
    30 марта 2016 10:27
    Китай украине бесплатно самолеты не даст, а денег у украинцы на новую технику нет.
  14. +1
    30 марта 2016 10:27
    Странно...

    Вот выдержка из статьи:
    "Итого...
    За последний год Украина потеряла половину своей военной авиации.

    «Конфликт стал тяжелым ударом по украинским силам, много самолетов было сбито или уничтожено на земле. Подсчеты показывают, что ее (Украины) военные реестры сократились с 400 действующих единиц до 222 в течение 12 месяцев отчетного период» Отмечается, что ... 22 самолета и вертолета было сбито в АТО"...

    А где были потеряны остальные 200 единиц ??? Ведь указывается, что виной этому - "военный конфликт", который стал тяжелым ударом для украинских ВСУ...

    Про... гадили такую мощь... Разбазарили, распродали, разворовали... Как говаривал профессор Преображенский, конфликт у укров не в АТО, а в головах...
    1. +1
      30 марта 2016 11:03
      Самолёты на детали разобрали.
      1. +1
        30 марта 2016 19:42
        А где были потеряны остальные 200 единиц ???
        Почему потеряны? А недвижимость за границей, новые автомашины, яхты, золотые унитазы для укровермахтовского генералитета на что построили? laughing
    2. 0
      2 апреля 2016 16:39
      Не знаю про самолеты но вот вертушек они в Анголу, Сьерра-Леоне и то поставили штук 200 это наю точно.
  15. +2
    30 марта 2016 10:29
    Интересно какой средний годовой налет был в 2015
    1. +3
      30 марта 2016 10:36
      на земле имитируя полёт самолёта ладошками рук они летали.
    2. 0
      2 апреля 2016 16:39
      200 метров по взлете.
  16. +2
    30 марта 2016 10:29
    Ситуация как в России в начале 90х, обрубленные связи, бардак, воровство на всех уровнях. Ни чего удивительного что например в Миргороде СУ-27 сняли с боевого дежурства, не удивлюсь, если и в других а/п положение примерно такое же.
    1. +2
      30 марта 2016 10:44
      Если они ускорили выпуск из летных училищ то, вероятно, ускорили ввод техники после ремонтов, куда-то же нужно этих выпускников сажать, на какую-то технику.
      В принципе специалисты и оборудование на ремзаводах ещё остались, а запчасти можно канибалить с техники стоящей на хранении, там ее навалом.
      1. +1
        30 марта 2016 12:55
        Цитата: V.P.
        а запчасти можно канибалить с техники стоящей на хранении, там ее навалом.

        А может все украдено ранее? Техника на хранении для этого и стоит, а уж хохлопские прапорщики по воровству абсолютные чемпионы галактики .. так что врятли что осталось путного на хранении..
  17. +4
    30 марта 2016 10:30
    — 25-я транспортная авиабригада 1 единица Ан-26, 7 единиц Ил-76МД, город Мелитополь;
    — 15-я бригада транспортной авиации, 15-я транспортная авиабригада, 2 единицы Ан-30Б, 2 единицы Ту-134АК, 1 единицы Ан-24Б, 3 единицы Ан-26, 2 Ми-8Т, 2 единицы Ми-8МТВ, город Борисполь;
    — 456-я транспортная авиабригада, 1 единица Ан-24Б, 1 единица Ан-26 «Вита», 4 единицы Ан-26, 2 единицы Ми-8МТ, 1 единица Ми-8ПС, 1 единица Ми-9, город Гавришовка;
    — воздушное командование «Центр», город Васильков;
    — 40-я бригада тактической авиации, 11 единиц МиГ-29, 4 единицы МиГ-29МУ1, 3 единицы МиГ-29УБ, 8 единиц Л-39С, город Васильков;
    — 831-я бригада тактической авиации 6 единиц Су-27, 5 единиц Су-27УБ, 4 единицы Л-39, город Миргород;
    — 9-а бригада тактичной авиации 9-я бригада тактической авиации, 6 единиц МиГ-29, 2 единиц МиГ-29УБ, город Озёрное; Не бригада, так полк. А техники с гулькин нос. прям как с ВМС У. Адмиралов больше чем судов (включая резиновые катера).
  18. +2
    30 марта 2016 10:31
    Продавали всё направо и налево,сдавали в металлолом,история с недостроенным ВАРЯГом их ни чему не научила.А поезд то ушел....
  19. +2
    30 марта 2016 10:34
    Отлетались. Насколько я понимаю, авиация не летает даже в учебные полеты, экономя мизерный оставшийся ресурс. А как же пилоты? при налете менее 50 часов в год летчик теряет квалификацию.
    1. +5
      30 марта 2016 12:07
      Приведу порядок подготовки военных украинских пилотов в 1997 году.Годовой налёт для сохранения в строю 20 часов в год.Этот налёт гарантировал получение полной зарплаты, лётной пайки и обмундирования, год за 2.Он достигался 2 сборами и полётами на л-39 в течении года по 10 часов с преписками в учебных центрах.
      Кроме этого в каждой части формировался костяк из 10 пилотов(командир,замы,инструкторы бывшего дивизионного и армейского звена,комески).Эти лётчики-инструкторы должны были потом при благоприятных условиях восстановить тех ,кто числился в строю.Налёт этих пилотов был крайне неравномерным от 20 до 50 и более часов в год.1 выпуск молодых пилотов из училища вообще не летал,другие выпуски летали крайне мало, так что даже попав в число строевых их просто катали на л-39 в передней кабине для статистики.
    2. +1
      30 марта 2016 12:24
      В эти годы 97-99 некоторые военные ,сохранили ещё советские понятия. Они был в шоке, когда проверяющие в авиационных полках обнаруживали по 5-6 боеготовых самолёта, а подняться в воздух в СМУ могли только 1-2 лётчика.Как люди, расписывались в документах за подготовку и выполнение работ было непонятно.Вот тогда кончилась украинская авиация, любой уважающий себя человек не мог находиться в этом гадюшнике и наблюдать весь этот беспредел.А тут ещё и военная пенсионная реформа в Украине. Она не была осуществлена , но угроза её принятие и последних думающих выкосила.
  20. +8
    30 марта 2016 10:35
    Скоро еще прыгунов добавится, бацька решил поиграть -
    1. +5
      30 марта 2016 10:45
      Чым легчей галава, тым лепей скоки.
      1. +3
        30 марта 2016 11:58
        Голова для прыжков лишний орган, не нужна, только мешает.
        1. +2
          30 марта 2016 14:22
          А кали без галавы, то гдзе павинна быть свядомасть?
        2. Комментарий был удален.
  21. +5
    30 марта 2016 10:36
    иметь самолёт мало, нужно ж ещё на него посадить опытного пилота и заправить топливом этот самолёт.А это ещё бОльшая проблема для укроповатых чем покупка самого самолёта.
  22. +3
    30 марта 2016 10:51
    "На дурака не нужен нож" , а нужно время и много-много водки . Кстати , об этом позаботились , увеличив производство водки на Украине на 100% .
  23. +3
    30 марта 2016 11:02
    Уважаемые,хорошая,детальная статья,за что спасибо автору,не в количестве самолетов и ПВО установок дело,вся эта полу мертвая махина способна еще принести много жертв и горя,к тому же не редко появляются факты участия российских компаний в поставках режиму топлива,зап частей,продукции двойного назначения,про Белоруссию вообще молчу,через нее можно гнать в Украину все что угодно,вопрос кому это выгодно?
  24. Комментарий был удален.
  25. +2
    30 марта 2016 11:08
    Зачем хуторянам пво и прочее?! Вилы, о це дило("Вилы от Ляшко", новая коллекция)! Бездарно уничтожено почти всё наследие СССР, а у самих ума не хватает сделать действительно что-то новое. Для развития современного ВПК нужно Государство, а на этой территории только сельсовет.
  26. +4
    30 марта 2016 11:20
    Наземный бой. Пара вертолетов Ми-24 осуществляет поддержку с воздуха сил ВСУ, ведущих бой с противником под селом Георгиевка. Первый оценочный проход. Заметив бронетехнику, вертолеты разворачиваются и ложатся на боевой курс. По ним сразу же открывается огонь из автоматических пушек бронемашин и пулеметов. Видимо, испугавшись большой плотности огня, летчики решают сойти с боевого курса, даже не пробуя отработать НАРами. Отвернув в сторону, Ми-24 пошли вдоль окраины поселка, параллельно позициям противника, на удалении от них. Зенитное подразделение сил, подвергшихся воздушной атаке, производит пуск двух ракет по вертолетам. Ми-24 с бортовым номером „09“ („желтый“) при попадании ракеты взрывается в воздухе. Пуск по второму вертолету оказывается менее удачным, т. к. он маневрируя, резко ушел на снижение. Далее уничтожить вертолет не было возможности, „крокодил“ ушел почти впритирку с крышами домов.
  27. +5
    30 марта 2016 11:25
    Слишком большое хозяйство (ВВС, Флот) им досталось при разделе Союза. Не потянули они все это обслуживать, ремонтировать да эксплуатировать. Нужно было не жадничать, и в Россию половину отдать, да куда там... Как в анекдоте:
    - Я не могу играть в баскетбол
    - Почему?
    - Как это я буду СВОЙ мяч в ЧУЖУЮ корзину забрасывать???
  28. +1
    30 марта 2016 11:27
    Достойно хохлы пропрыгали и просрали полученную от СССР технику и государство.
  29. +1
    30 марта 2016 11:31
    Это же какой талант нужно иметь что-бы такое количество вооружения просрать.Я всегда говорил что если ты это не заработал или не сделал своими руками,то ты невсостоянии оценить то что тебе досталось
  30. +4
    30 марта 2016 11:46
    В списке от 17 марта 1992г, не указаны Ту-160, которых было на Украине 19 шт.(а/база "Прилуки") из 34-х произведённых в СССР. В 1999г 10шт Ту-160 с минимальным ресурсом, порезали по программе США "Нанна-Лугара". Только 8 шт. удалось "выцарапать" и перегнать в РФ за газовые долги (285мл. долр.) Плюс к ним - 3шт. Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55. На Украине оставили один Ту-160 для музея.
  31. +1
    30 марта 2016 11:57
    16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области

    А вот про этот эпизод можно поподробнее ?
    ПС долго не искал, но первые ссылки ЖЖ, вики, и ЭТА статья am
  32. +1
    30 марта 2016 12:00
    Переименовать катапульту(рогатку) с майдана в средство пво.
  33. +1
    30 марта 2016 12:00
    Предлагаю хохлам в рамках проходящей декоммунизации переплавить на металлолом всю советскую технику!!!
  34. +2
    30 марта 2016 12:24
    Не понял, стратегической авиации у них совсем нет? Всё распилили? Часть Ту-160 вернули РФ, остальное до последнего стратега под нож пустили??? Маразм оказывается крепчать начал задолго до Майдана...
    1. +1
      31 марта 2016 11:02
      Как в Колхозе невозможно обслуживать Феррари, так и в укропии невозможно содержать стратегов.
    2. +1
      31 марта 2016 11:02
      Как в Колхозе невозможно обслуживать Феррари, так и в укропии невозможно содержать стратегов.
  35. +1
    30 марта 2016 12:24
    Как известно, разгром довершил 3-й полк СпН из Кировограда, в засаду которого попал КамАЗ с ранеными, которые были поголовно добиты.

    Кхм... вообще-то, у Мокрушина было интервью с ополченцем, воевавшим в батальоне «Восток».
    В нём этот эпизод описывался несколько в ином свете: из-за отсутствия нормального управления многочисленными мелкими отрядами и острой нехватки средств связи начался friendly fire.
    - Как выглядел эпизод с расстрелом « Камазов » с ополченцами?

    - Я по радиостанции сам слышал, где-то за полчаса до появления « Камазов », что из аэропорта в город будут прорываться «правосеки».

    - Вы допускаете мысль, что это была некая спецоперация противника? Что противник мог вклиниться в ваш радиообмен и сообщить дезинформацию?

    - Нет, это были свои. Я в этом уверен. Кто именно говорил – не знаю. Кроме того, я позже разговаривал с другими участниками боя и узнал, что была команда: «Не стрелять! Идут свои!» Но эту команду не продублировали по радиосвязи, а передали по цепочке. И где-то перед нами эта цепочка прервалась.

    - Я правильно понимаю, что несколько групп, в одной из которых находились Вы, залегли в посадке вдоль улицы Взлетной и последовательно обстреливали проезжавшие мимо « Камазы »?

    - Да. Но тут есть еще один момент: люди, находившиеся в « Камазах », когда еще даже до нас не доехали, уже вели огонь во все стороны. Я позднее читал, что у них был приказ прорываться, они и решили на огне это сделать.
    Вот и получилось: у нас информация, что будут прорываться «правосеки», у них приказ прорываться с боем. Едет на нас « Камаз », стреляет во все стороны. Что можно подумать? Вот они, эти «правосеки». Мы открыли по ним огонь из автоматов. Первый « Камаз » проскочил, его подбили уже где-то в городе, а второй остановила группа возле самого моста, метрах в 50 правее нас.

    - Когда поняли, что это свои?

    - Минут через 15 боя. Те, кто живые остались они продолжали отстреливаться из кузова, гранаты бросали. Предлагали им сдаться, но никто не сдавался. По ним в итоге из РПГ-26 шмальнули.

    - А как предлагали сдаваться?

    - Просто кричали: «Сдавайтесь!»

    - Люди из « Камаза » выбраться пытались?

    - Я так понимаю, что в машине было много людей, раненых при налете на аэропорт . Часть пыталась выбраться, часть залегла по бокам. Но позиция для обороны у них была очень неудачная. Там еще кому-то в боекомплект попали, он рванул – «Муха» может быть – и еще многих побило этим.
    Подошли к « Камазу », когда по факту подавили сопротивление. Увидели георгиевские ленточки, поняли, что это свои. Хотя потом еще несколько дней были люди, уверенные, что это ехали переодетые «укропы». Людям свойственно себя оправдывать.
    Начали живых бинтовать, жгутовать.
  36. +1
    30 марта 2016 12:32
    Самое замечательное то, что все эти авиа остатки - российского производства, а это означает, что их вооружение, техническое обслуживание и модернизация возможны только на заводах заклятого врага Украины. Вот Порошенко и чешет репу.
    1. +2
      30 марта 2016 13:52
      Цитата: koshmarik
      Самое замечательное то, что все эти авиа остатки - российского производства, а это означает, что их вооружение, техническое обслуживание и модернизация возможны только на заводах заклятого врага Украины. Вот Порошенко и чешет репу.

      Поправлю, Советского производства! Что не умаляет данную боевую технику! Ей бы уход и модернизацию... Да уж. И мы своей техники немало прос...рали за эти годы. Но всё таки сумели сохранить многое и ВПК удержали, спасибо за это таким как директору УВЗ Владимиру Поткину, и многим другим нашим истинным героям! Вот бы статью про них на ТопВаре кто смог бы написать! Горжусь!
    2. 0
      30 марта 2016 15:56
      Цитата: koshmarik
      Самое замечательное то, что все эти авиа остатки - российского производства, а это означает, что их вооружение, техническое обслуживание и модернизация возможны только на заводах заклятого врага Украины.

      Советского. Те же Су-25 выпускал авиазавод в Тбилиси.
  37. 0
    30 марта 2016 12:37
    какой-то киевский идиет реанимировал авиаполевые части украинского люфтваффе
  38. +2
    30 марта 2016 12:43
    "16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области, летчик катапультировался, самолет упал на территории Украины."

    А когда это украинские штурмовики сбивались нашими истребителями? Что-то автор загибает!
  39. 0
    30 марта 2016 13:24
    Цитата: Evgeniy-111
    "16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области, летчик катапультировался, самолет упал на территории Украины."

    А когда это украинские штурмовики сбивались нашими истребителями? Что-то автор загибает!

    Это Украинские СМИ так загибает. На самом деле такого не было. Часть статьи было взято из официальных источников СМИ Украины. На самом деле сбитые самолеты были ополчением.
  40. +1
    30 марта 2016 13:24
    Ну есть в Украине ПВО. Небольшое, убогое, но есть.
    А теперь вопрос-а зачем Украине в принципе ПВО?
    ПВО для защиты границ страны, защиты суверенитета страны, защиты права страны жить самостоятельно, в расширенном смысле.
    К Украине это сейчас относится? Нет, страна является колонией.
    Вокруг этой колонии есть страны, от которых приходится защищаться?
    Вот прямо каждый день, иначе капец. Нет, вокруг достаточно миролю...вменяемые страны.
    И отсюда стране по сути не нужна армия и прочее.
    Охрана границ на уровне бичей гонять, про ПВО молчу вообще.
    1. 0
      30 марта 2016 13:40
      Для них теперь угроза это Россия, раньше при СССР угрозой был блок НАТО почему именно и в Крыму было сосредоточено большое количество ВВС и ПВО ждали угроз со стороны Турции и так далее, то есть блока НАТО.
  41. +1
    30 марта 2016 13:37
    Цитата: V.P.
    Интересно какой средний годовой налет был в 2015

    годовой налет был а 15 году всего 300 часов на всю эскадрилью
  42. 0
    30 марта 2016 16:02
    И допрыгались и отлетались ,только в морфлоте ребята грамотно поступили - ушли служить в Россию.
  43. +1
    30 марта 2016 16:04
    90-е, Бело-Церковский район, г. Узин-1, бывашая дивизия дальней авиации, два полка Ту-95 ("Огородники"), Ту-95 МС ("Монголы"), и полк "Нормандия" (транспортники). Самолеты резали привезенной из Штатов гильотиной при полном построении дивизии на аэродроме, со знаменем (уже хохляцким, потому что чуть раньше три экипажа сперли советское знамя и перелетели в Энгельс).
  44. 0
    30 марта 2016 22:33
    Это достойно книги рекордов Гиннеса за такой срок прос..ть такое количество техники.Так и государство исчезнет окончательно, будет зона отчуждения.
  45. Комментарий был удален.
  46. 0
    31 марта 2016 01:10
    Цитата: tomket
    Цитата: Bongo
    Значительная часть статьи "содрана" слово-в слово от сюда:
    Состояние ПВО Украины -данная публикация была на ВО 22.05.15 г.

    Интересно, а кого клеймить за плохое знание материала и подготовку? Оригинал или эту статью? Умилило про то что автору никто не принес обломки всех сбитых Су-25, а потому он не подтверждает их потери) Про сбитые МиГ-29 он тоже наверное ничего не слышал. Как и про успешно догоревший на земле Су-24. В общем , если касаетесь АТО , то готовьтесь лучше.


    В данном списке указаны подтвержденные и не подтвержденные потери ВВС Украины "Потери авиации в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины" там и про Су-24 и МиГ-29
  47. 0
    28 декабря 2017 06:19
    В авиации одна из основных составляющих боеготовности является запасы ГСМ. Как с этим обстоит дело у ВСУ?
    Большое количество самолётов и лётчиков враз обнуляется отсутствием керосина.
    В автомобиле какой нибудь карбюратор работает пока не поломается. В авиации на агрегаты ведётся почасовой паспортный учёт. То есть проблема запчастей имеет свою специфику.
    Наверняка есть не мало вопросов и к подготовке лётно-технического состава. Сообщалось, что даже в США испытывают нехватку квалифицированных лётчиков.
  48. 0
    4 июня 2018 20:21
    Статья от начала до конца вранье! И получили коклы больше от развала союза , здесь нет смысла перечислять , ну и просрали практически все. Вся модернизация , если можно ее так назвать , проходила только на бумаге и в заявлениях. На данный момент у того небольшого кол-ва самолетов ударной авиации , которые еще способны взлететь полностью выработан ресурс. По поводу с-300 на 2010 год оставалось 16 дивизионов с-300пт и 11 див. с-300пс. Все С-300ПТ ввиду критического износа оказались сняты с боевого дежурства, что оставило единственной зенитно-ракетной системой большой дальности в украинской ПВО С-300ПС. Отсутствие качественного обслуживания в совокупности с износом и постоянным сокращением запаса еще не вылежавших сроки хранения ракет уменьшило количество дивизионов С-300ПС, способных нести боевое дежурство, до 7–8. События в Крыму, когда под контроль ВС РФ перешла матчасть двух зенитно-ракетных полков, имевших 4 дивизиона С-300ПС, и дивизион С-300ПТ.
  49. 0
    6 сентября 2018 18:57
    Впрочем, надо признать, что до сих пор ни одного объективного подтверждения потерь Су-25 нет. Отрицают потери «Сушек» и с «другой стороны», лишь один непроверенный источник сообщил о повреждении штурмовика ракетой ПЗРК.


    Как то вы поверхностно изучили тему, вот тут факты по 7 подбитым украинским Су-25

    http://lostarmour.info/aviation/

    06


    03


    04


    33


    08


    07


    38
  50. 0
    9 февраля 2023 17:16
    Какие оптимистичные комментарии писались. Наверное и наверху сидели и сидят до сих пор прожжённые оптимисты.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»