ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось



17 марта 1992 года согласно директиве начальника Главного штаба Вооружённых сил Украины были созданы Военно-воздушные силы Украины. На базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница было сформировано командование ВВС. В 1992 году на территории Украины находилось 4 воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов различного назначения, более 120 000 военнослужащих.


В состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолётов):
— истребители: 2 дивизии (8 полков) — 80 единиц МиГ-23, 220 единиц МиГ-29, 40 единиц Су-27;
— фронтовые бомбардировщики: 2 дивизии (5 полков) — 150 единиц Су-24;
— бомбардировщики (дальняя авиация): 2 дивизии (3 полка) — 30 единиц Ту-16, 30 единиц Ту-22, 36 единиц Ту-22М;
— разведывательная авиация: 3 полка — 30 единиц Ту-22, 15 единиц МиГ-25, 30 единиц Су-17, 12 единиц Су-24;
— авиационный полк РЭБ: 35 единиц Як-28;
— 4 авиационных центра: 240 единиц МиГ-21, 60 единиц Су-24, 550 единиц Л-39 «Альбатрос»/Л-29 «Дельфин».

Распад СССР оставил Украине одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе. По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе. Стоит отметить также, что большая часть современных военных аэродромов СССР находилась на территории Украины, включая места базирования Ту-160, МиГ-29 и Су-27. Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории страны. Кроме ЗРК, в их составе было семь истребительных авиаполков, вооружённых перехватчиками Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС и МиГ-23МЛД. Однако на вооружении эти самолёты продержались недолго: в 1993 году были сняты с вооружения МиГ-25, потом и МиГ-23, а к 1997 году на базы хранения отправили и Су-15. Армейская авиация вошла в состав сухопутных войск Украины как их род, с 3 июля 1994 года и за относительно короткое время своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооружённой борьбы. Созданы были на основе техники и лётно-технического персонала семи полков боевых вертолётов, двух транспортных и нескольких отдельных эскадрилий ВВС СССР. На вооружении состояло около 900 вертолётов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.).

Командование и состояние ВВС Украины

Официальная страница воздушных сил Украины умалчивает о своём боевом составе. Ниже приводится список по материалам страницы Ю. В. Гонтаря и проекта «Силовики Украины». В 2008 году 33-й Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС Украины был переименован в Специализированный центр боевой подготовки авиационных специалистов Воздушных сил Украины.

Командование Воздушных сил Украины:
— Воздушное командование «Запад»;
— Воздушное командование «Центр»;
— Воздушное командование «Юг».

В них входят:
— командование Воздушных сил Украины: расположение — город Винница;
— Харьковский университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба, город Харьков;
— 203-я учебная авиабригада: 10 единиц Л-39С, 1 единица Ан-26, 2 единицы Ан-26Ш, 2 единицы Ми-8, город Чугуев;
— объединённый учебный центр Воздушных сил, город Васильков;
— специализированный центр боевой подготовки авиационных специалистов Воздушных сил Украины, город Николаев;
— отдельный полк дистанционно-управляемых аппаратов ВР-2, БППЛ ТУ-143 «Рейс» и ВР-3 Ту 141 «Стриж», город Хмельницкий;
— 25-я транспортная авиабригада 1 единица Ан-26, 7 единиц Ил-76МД, город Мелитополь;
— 15-я бригада транспортной авиации, 15-я транспортная авиабригада, 2 единицы Ан-30Б, 2 единицы Ту-134АК, 1 единицы Ан-24Б, 3 единицы Ан-26, 2 Ми-8Т, 2 единицы Ми-8МТВ, город Борисполь;
— 456-я транспортная авиабригада, 1 единица Ан-24Б, 1 единица Ан-26 «Вита», 4 единицы Ан-26, 2 единицы Ми-8МТ, 1 единица Ми-8ПС, 1 единица Ми-9, город Гавришовка;
— воздушное командование «Центр», город Васильков;
— 40-я бригада тактической авиации, 11 единиц МиГ-29, 4 единицы МиГ-29МУ1, 3 единицы МиГ-29УБ, 8 единиц Л-39С, город Васильков;
— 831-я бригада тактической авиации 6 единиц Су-27, 5 единиц Су-27УБ, 4 единицы Л-39, город Миргород;
— 9-а бригада тактичной авиации 9-я бригада тактической авиации, 6 единиц МиГ-29, 2 единиц МиГ-29УБ, город Озёрное;
— 96-а зенитная ракетная бригада 96-я зенитно-ракетная бригада, 3 дивизиона С-300ПС, город Даниловка;
— 120-я зенитно-ракетная бригада, С-300ПТ, город Харьков;
— 301-й зенитно-ракетный полк, 2 единицы С-300ПТ, город Никополь;
— 302-й зенитный ракетный полк, 3 дивизиона С-300ПТ, город Харьков;
— 108-й зенитно-ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М, город Золотоноша;
— 138-й зенитно-ракетный полк, 6 дивизионов С-300ПТ, город Днепропетровск;
— 156-й зенитный ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М1, город Мариуполь;
— 138-я радиотехническая бригада, город Васильков;
— 164-я радиотехническая бригада, город Харьков;
— воздушное командование «Юг», город Одесса;
— 299-я бригада тактической авиации. Всего: 36 единиц Су-25, 3 единицы Л-39М1, 4 единицы Л-39С. Боеготово: 10 единиц Су-25М1, 9 единиц Су-25, 3 единиц Су-25УБ, 2 единиц Су-25УБМ, 3 единицы Л-39М1, 4 единицы Л-39С, город Николаев (Кульбакино);
— 160-а зенитная ракетная бригада, 4 дивизиона С-300ПТ/ПМ, города Одесса, Николаев;
— 208-я зенитно-ракетная бригада, 1 дивизион С-300ПС/ПТ, город Херсон;
— 201-й зенитно-ракетный полк, 2 дивизиона С-300ПТ, город Первомайск;
— 14-я радиотехническая бригада, город Одесса;
— воздушное командование «Запад», город Львов;
— 7-я бригада тактической авиации. Всего: 23 единицы Су-24М, 12 единицы Су-24МР, 2 единицы Л-39С, боеспособны: 8 единиц Су-24М, 5 единиц Су-24МР, 2 единицы Л-39С, город Староконстантинов;
— 114-й истребительный авиационный полк (114-я бригада тактической авиации), 5 единицы МиГ-29, 2 единицы МиГ-29УБ, город Ивано-Франковск;
— 11-й зенитно-ракетный полк Бук-М1, город Шепетовка;
— 223-й зенитно-ракетный полк, 3 дивизиона Бук-М1, город Стрый;
— 540-й зенитно-ракетный полк, С-300, город Каменка-Бугская;
— 1-я радиотехническая бригада, город Липники;

Восстановление и модернизация ВВС Украины

Средний и капитальный ремонт Су-25 был способен вести авиаремонтный завод в Евпатории (в Крыму, теперь отошел к России). Ремонт узлов, агрегатов и систем — Чугуевский авиаремонтный завод. Однако впоследствии основным стал Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт», на котором началась программа модернизации украинских Су-25 в Су-25М1 и Су-25УБМ1.

Модернизация состояла в замене аналогового вычислителя прицела Су-25 на цифровой, разработанный украинской фирмой «Орион-Навигация». По утверждению разработчика, это повысило точность применения вооружения на 30%, обеспечив попадание с отклонением не более 5 м.

Также установили новую систему СВС (система воздушных сигналов), модернизированную радиостанцию и систему спутниковой навигации Глонасс/GPS/Galileo; за счет последнего Су-25М1 якобы стал просто всепогодным бомбардировщиком, способным действовать по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, и не выходя из-за облаков. В три раза (до 5000 м) повышена высотность применения вооружения, и значительно сокращено время пребывания самолета над объектами удара. Штурмовик стал недосягаемым для ПЗРК противника, и резко снижается возможность его поражения зенитной артиллерией.

Стоимость модернизации составила меньше одного миллиона USD и проведена силами исключительно украинских предприятий. Впрочем, в эту сумму не входит стоимость капитального ремонта самолета.

Первые три самолета — два боевых одноместных Су-25М1 и один учебно-боевой двухместный Су-25УБМ1 — вошли в состав 299-й тактической авиабригады в марте 2010 года.

Еще два Су-25М1 пополнили боевой состав авиабригады 29 ноября 2011 г.

28 сентября 2012 года 299-я бригада тактической авиации получила первый окрашенный в "цифровой" камуфляж после прохождения модернизации штурмовик Су-25М1. Впоследствии все модернизированные борта стали окрашивать так же: 07, 08, 38 и 40.

Всего в планах должно быть модернизировано 16 (по другим данным, до 30) из этих машин к концу 2015 года.

Война на Донбассе

Первые вылеты украинских боевых самолетов на «устрашение Донбасса» прошли в апреле, но как ни странно, основную роль в них играли отнюдь не Су-25, а куда более не подходящие для ударов по земле истребители МиГ-29 и Су-27. Мне в сети попался лишь один снимок Су-25 над Краматорском 15 апреля.

Как известно, активные боевые действия на Донбассе начались 2 мая штурмом Славянска, но главную роль в этом штурме играли вертолеты армейской авиации. При второй атаке, 5 мая, украинский Ми-24 «29 красный» был сбит и сел «на вынужденную» в заболоченной местности у Райгородка. Так как вытащить подбитый борт в районе контролируемом ополченцами украинцы не могли, вечером состоялся боевой дебют Су-25. Штурмовик пусками НУРС превратил Ми-24 в кучу обломков.

Следующий эпизод боевого применения связан с кровавым боем за Донецкий аэропорт 26 мая. Ополченцы попытались относительно мирно «отжать» аэропорт, но столкнулись с массированным применением авиации противника: как минимум три Ми-24 и пара МиГ-29 вычистили район аэропорта от батальона «Восток», один из подбитых КамАЗов ополченцев был вероятно подбит авиацией. Как известно, разгром довершил 3-й полк СпН из Кировограда, в засаду которого попал КамАЗ с ранеными, которые были поголовно добиты. Вечером над Донецком появились и Су-25, нанесли удары НУРСами, но цели этих ударов неизвестны.

Следующим «заметным успехом» украинских Су-25 стал известный авиаудар по зданию администрации Луганска 2-го июня, при котором НУРСами было убито 8 гражданских лиц. Чем был вызван этот идиотский авианалет, до сих пор не ясно, а нелепые «отмазки» киевских властей о «взорвавшемся кондиционере» стали притчей во языцех.

После этого сообщения о применении Су-25 стали появляться чуть ли не ежедневно.

А вслед за этим и неоднократные заявления о «сбитии» «Сушек», одно из которых (14 июня над Горловкой). Впрочем, надо признать, что до сих пор ни одного объективного подтверждения потерь Су-25 нет. Отрицают потери «Сушек» и с «другой стороны», лишь один непроверенный источник сообщил о повреждении штурмовика ракетой ПЗРК.

По скудной информации Минобороны, против Донбасса действует так называемая «Резервная авиационно-штурмовая группа». Также было заявлено, что на ее вооружение приняты ракеты Х-29 для «точечного уничтожения объектов ополчения». Впрочем, учитывая предыдущий стиль применения «силами АТО» артиллерии и штурмовой авиации, применение ракет с мощной БЧ не обещает ничего хорошего и мирному населению.

Впрочем, надо признать, что пока не были зафиксированы факты применения основного вооружения Су-25 — свободнопадающих бомб. С учетом их «точности» и разрушительного эффекта применяемые ныне НУРС С-8 могут показаться мятежному населению детскими шалостями "Соколов Порошенко".

Несмотря на громкие заявления в мае 2014 года о том, что авиация будет использоваться до окончания АТО, из-за плохого технического состояния большей части авиационной техники и ощутимых потерь украинская боевая авиация в боевых действиях на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР зимой 2014-2015 года практически не применялась.

В настоящее время украинская истребительная авиация на постоянной основе базируется на следующих аэродромах: Васильков, Киевская область (40-я бригада тактической авиации), Миргород, Полтавская область (831-я бригада тактической авиации), Озёрное, Житомирская область ( 9-я бригада тактической авиации), Ивано-Франковск, Ивано-Франковская область (114-я бригада тактической авиации).

Коротко про РТВ и ЗРВ

Помимо 6 ИАП, на вооружении которых находились истребители перехватчики, в её составе имелись также части радиотехнических (РТВ) и зенитно-ракетных войск (ЗРВ).

В Севастополе, Одессе, Василькове, Львове и Харькове были развёрнуты радиотехнические бригады, в составе которых имелись радиотехнические батальоны и отдельные радиотехнические роты.

РТВ были оснащены радиолокационными станциями и комплексами различных типов и модификаций:
— метрового диапазона: П-14, П-12, П-18, 5Н84Ф;
— дециметрового диапазона: П-15, П-19, П-35, П-37, П-40, П-80, 5Н87;
— радиовысотомерами: ПРВ-9, -11, -13, -16, -17.

В 1991 году части ЗРВ 8-й армии ПВО, дислоцированные на Украине, включали в себя 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в составе которых имелось 132 зенитно-ракетных дивизиона (ЗРДН). Много это или мало, можно судить по тому, что это примерно соответствует современному количеству ЗРДН в ЗРВ ПВО и ВВС России.

В украинской сети ПВО, унаследованной от Советского Союза после его распада, средства обнаружения и ЗРК были организованы так, чтобы они могли защищать стратегически важные объекты и географические регионы. В их числе промышленные и административные центры: Киев, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Одесса и до недавнего времени Крымский полуостров. Во времена СССР ЗРК были разбросаны по всей Украине и вдоль западной границы. Украина по состоянию на 2010 год имела почти полное радиолокационное покрытие своей территории. Однако в настоящее время эта ситуация значительно изменилась. Ввиду износа и отсутствия запчастей количество работоспособных РЛС сократилось. Часть техники РТВ, развёрнутой на востоке страны, была уничтожена в ходе боевых действий. Так, утром 6 мая 2014 года в результате нападения на радиотехническое подразделение в Луганской области была уничтожена одна радиолокационная станция. Следующие потери РТВ понесли 21 июня 2014 года, когда в результате обстрела из миномётов были уничтожены радиолокационные станции войсковой части ПВО в Авдеевке.

Украина унаследовала от ПВО СССР значительное количество ЗРК средней и большой дальности: С-125, С-75, С-200А, В и Д, ЗРС С-300ПТ и ПС. В войсковой ПВО из наиболее современных противовоздушных систем имелась несколько дивизионов ЗРС С-300В, около 20 дивизионов ЗРК «Бук».

ЗРК С-75 были сняты с вооружения в середине 90-х, затем настала очередь маловысотных комплексов С-125, которые несли службу до начала 2000-х. Дальнобойные ЗРК С-200В и Д эксплуатировались до 2013 года.

Наиболее современными зенитными системами, доставшимися Украине от ЗРВ ПВО СССР, были ЗРС С-300ПТ и С-300ПС в количестве около 30 дивизионов. По состоянию на 2010 год в подразделениях ПВО имелось 16 С-300ПТ и 11 С-300ПС.

Отсутствие качественного обслуживания и ремонта в период «незалежности» привело к тому, что значительная часть украинских С-300ПС оказалась небоеспособной. В настоящее время количество ЗРС С-300ПС, способных нести боевое дежурство, оценивается в 7-8 дивизионов.

В начале 2000-х велись консультации с Россией о возможности приобретения новых ЗРС С-300ПМУ-2. Однако хроническая неплатёжеспособность Украины и нежелание России поставлять современное оружие в долг не позволили обновить украинскую ПВО. Впоследствии поставки украинского оружия в Грузию и вовсе сделали это невозможным.

Критическое положение с противовоздушными комплексами средней и большой дальности на Украине привело к тому, что в централизованную систему ПВО страны были включены немногочисленные войсковые ЗРС большой дальности С-300В и ЗРК средней дальности «Бук-М1».

Впрочем, это тоже является временной мерой, так как техника двух несущих боевое дежурство дивизионов С-300В сильно изношена. То же самое в полной мере относится и к ЗРК «Бук-М1», которых в войсках имеется менее 60 ПУ.

Их могло бы быть больше, но во времена президентства Ющенко два дивизиона этих комплексов были щедро поставлены в Грузию. Где один дивизион успел принять участие в боевых действиях, сбив российские бомбардировщики Ту-22М3 и Су-24М.

К началу боевых действий в августе 2008 года грузины не успели толком освоить сложную технику, и часть расчётов «Буков» была укомплектована украинскими специалистами. Другой дивизион ЗРК «Бук-М1» не смог принять участие в боевых действиях и был захвачен российскими войсками в грузинском порту Поти.



Так или иначе, при сохранении нынешнего положения дел к 2020 году ПВО Украины останутся без зенитных систем большой и средней дальности. Очевидно, что украинские власти всерьёз уповают на поставки современного оружия из США и Западной Европы, но маловероятно, что в нынешних условиях «западные партнёры» пойдут на дальнейшее ухудшение отношений с Россией.

В данной ситуации в деле укрепления своей системы ПВО Украине остаётся рассчитывать только на внутренние резервы. В апреле 2015 года появились сообщения, что Украина примет на вооружение зенитный ракетный комплекс С-125-2Д «Печора-2Д», созданный на базе поздней модификации советского маловысотного ЗРК С-125М1.

В целом украинский вариант модернизации ЗРК С-125-2Д идеологически схож с российским проектом ГСКБ «Алмаз-Антей» С-125-2А («Печора-2А», дальность стрельбы — 3,5-28 км, высота поражения — 0,02-20 км), так как модернизация направлена на коренное обновление командного пункта УНВ-2 и станции наведения ракет СНР-125.

ЗРК С-125-2Д предназначен для поражения самолетов тактической и морской авиации, а также крылатых ракет воздушного базирования, действующих на малых и средних высотах в пассивных и активных помехах днем и ночью. ЗРК С-125-2Д прошел весь комплекс испытаний, включая боевые стрельбы. В ходе модернизации ЗРК С-125-М1 до уровня С-125-2Д была проведена доработка всех основных средств комплекса. По информации разработчиков, в ходе усовершенствования были решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести комплекса, устойчивости РЛС к воздействию радиоэлектронных помех, а ресурс ЗРК был увеличен на 15 лет.

Однако нет никаких сомнений, что модернизированный украинский комплекс С-125, даже при увеличенных боевых возможностях не сможет заменить подлежащие списанию ЗРС семейства С-300П.

Украинский ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» был бы хорош в качестве дополнения к существующим многоканальным дальнобойным зенитным системам, мог бы применяться для объектовой ПВО аэродромов, узлов связи, штабов, баз снабжения и т.д.

Для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО (почему-то именно так заявлялось с телевизионных каналов в ходе показа «Печоры» политическому и военному руководству Украины) все составляющие ЗРК С-125-2Д (включая антенный пост УНВ-2Д и пусковые установки 5П73-2Д) должны быть размещены на подвижной базе. Хотя более логичным выглядит использование этого ЗРК для объектовой ПВО — при доставочном удалении от поражения наземными средствами противника. Что, впрочем, все равно не снимает с разработчиков решение задачи о мобильности ЗРК С-125-2Д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о системной деградации ПВО Украины. В настоящее время она уже не соответствует современным требованиям и носит очаговый характер. Поставок в значимом количестве современных истребителей, ЗРК, средств контроля воздушной обстановки и управления в ближайшей перспективе не предвидится. Это означает, что в ближайшие несколько лет украинская ПВО как сила, способная влиять на ход боевых действий, прекратит своё существование. Косвенным подтверждением деградации ВВС и ПВО Украины является то, что военнослужащих ВВС начали использовать в качестве «пушечного мяса». Так, в январе 2015 года из военнослужащих ВВС Украины был сформирован сводный отряд, который был направлен в зону боевых действий на востоке Украины и принимал участие в боях в районе Авдеевки в качестве пехотного подразделения.

Итого

За последний год Украина потеряла половину своей военной авиации.

«Конфликт стал тяжелым ударом по украинским силам, много самолетов было сбито или уничтожено на земле. Подсчеты показывают, что ее (Украины) военные реестры сократились с 400 действующих единиц до 222 в течение 12 месяцев отчетного период» Отмечается, что военная авиация насчитывает 222 единицы. Среди них — более 60 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, около 30 военно-транспортных самолетов и более 90 вертолетов. 22 самолета и вертолета было сбито в АТО. Перспективы ВВС Украины, как можно догадаться, очень туманные. Сейчас самым рациональным решением видится модернизация части боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан. С учетом того, что они далеко не всегда ремонтировались и имели надлежащий уход, глубокая модернизация всего авиапарка может оказаться пустой тратой денег.

В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику. Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам. Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой. Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект — большой риск. На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sokół) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» — вертолета МСБ-6 «Атаман». А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК.

Первое место по численности военной авиации занимают США — почти 14 тысяч машин (27% от общего количества в мире). РФ занимает второе место с почти 3,5 тысячами машин. Китай — на третьем месте с почти 2,8 тысячи машин; Индия — 1,9 тысячи машин; Япония — 1,6 тысячи машин.

Ukrainian Private Military Corporation опубликовала список военной авиации, которая находится на вооружении украинской армии.

Bird-Eye 400 ("Птичий глаз").

Специализация: разведывательный БПЛА.

На вооружении — 1 машина.

Су-27.

Специализация: тяжелый многоцелевой истребитель.

На вооружении — 20 машин.

На хранении находится несколько десятков Су-27.

Украина получила около 70 Су-27, стоявших на вооружении:
1) 831-го иап (Миргород);
2) 100-го киап (Саки);
3) 62-го иап пво (Бельбек);
4) 136-го иап пво (Кировское).

МиГ-29.

Спецификация: многоцелевой фронтовой истребитель. На вооружении — 80 машин.

На хранении находится несколько десятков МиГ-29.

Некоторое количество самолётов прошло модернизацию до МиГ-29МУ1.

В 1992 году в ВВС Украины было 240 МиГ-29.

Су-24М.

Спецификация: фронтовой бомбардировщик.

На вооружении — 22 машины.

На хранении находится несколько десятков Су-24М.

В 1992 году ВВС Украины располагали 120 Су-24М и 90 Су-24, состоявших на вооружении:

1) 230-й бап (Черляны);
2) 69-й бап (Овруч);
3) 806-й бап (Луцк);
4) 727-й бап (Канатово);
5) 7-й бап (Староконстантинов).

По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили 1 сильно повреждённый Су-24М.

Су-24МР.

Спецификация: разведчик.

На вооружении — 11 машин.

В 1992 году 12 Су-24МР базировались на авиабазе Коломыя (48-й ограп). Впоследствии переданы в 7-ю бригаду тактической авиации (Староконстантинов).

Также 23 Су-24МР находились на вооружении 511-го орап (Буялык) до его расформирования в 2003 году.

21 марта 2014 года 1 Су-24МР получил повреждение при заходе на посадку и был списан.

Су-25.

Спецификация: штурмовик.

На вооружении — 33 машины.

14 Су-25 модернизировано до уровня Су-25М1.

По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили один повреждённый и один разбившийся Су-25.

16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области, летчик катапультировался, самолет упал на территории Украины.

Л-39.

Спецификация: учебно-тренировочный.

На вооружении — 38 машин.

Некоторая часть модернизирована до уровня Л-39M1.

В 1992 году в ВВС Украины было около 480 Л-39, состоявших на вооружении:

1) 443-го учебного авиаполка (Великая Круча);
2) 809-го учебного авиаполка (Ахтырка);
3) 105-го учебного авиаполка (Конотоп);
4) 701-го учебного авиаполка (Чернигов);
5) 703-го учебного авиаполка (Городня);
6) 33-го ЦБП и ПЛС ВВС Украины.

Бе-12.

Спецификация: противолодочный самолет.

На вооружении — 4 машины.

На хранении находится 3 машины.

По состоянию на 2012 год

Ка-25.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

Количество: 26-28 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ка-27ПЛ/ Ка-27ПС.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

Количество: 16 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ка-29.

Спецификация: транспортно-боевой вертолет.

Количество: 12 машин.

Техническое состояние — нет данных.

Ми-8МТ.

Спецификация: многоцелевой.

На вооружении — 8-10 машин.

На хранении находится 11 машин.

Ми-14.

Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.

На вооружении — 14-17 машин.

На хранении находится 15 машин.

Количество: 3 Ми-14ПЛ, 1 Ми-14ПС.

В 1992 году в ВВС Украины было около 42 машин.

Ил-76МД.

Спецификация: средний транспортный самолёт.

На вооружении — 6 машин.

На хранении находится — 14 машин.

В 1992 году на территории Украины было 190 Ил-76, из которых на вооружении ВВС Украины было принято 22 единицы.

В ночь с 13 на 14 июня 2014 года сбит (один из трёх), заходивший на посадку в Луганском аэропорту Ил-76МД (б/н 76777) с украинскими военными и техникой.

Ан-24Б.

Спецификация: VIP-транспорт.

Борт командующего Воздушных сил Украины.

На хранении — 4 машины.

Ан-26.

Спецификация: транспортный самолёт.

На вооружении — 17 машин.

На хранении находится — 15 машин.

В 1992 году на вооружении ВВС Украины было 55 Ан-26.

Один был сбит 14 июля 2014 года недалеко от Изварино.

Ан-30Б.

Спецификация: самолёт аэрофотосъёмки и воздушной разведки.

На вооружении — 1 машина.

На хранении находится 4 машины.

Один самолет был сбит над Славянском 6 июня 2014 года.

Ту-134АК.

Спецификация: VIP-транспорт.

На вооружении — 2 машины.

На хранении находится 1 Ту-134Ш.

Будет ли использоваться авиация ВВС Украины для силового решения на Донбассе, покажет время. Однако видно, что её применение еще «рентабельно» для этого. Но для развязывания большой войны ВВС Украины не готовы точно, и вряд ли что-то может измениться.
Автор:
Андрей Гребенюк
Использованы фотографии:
Воздушные силы Украины (Википедия)
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

77 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти