Military Review

Bow to the great things!

6
2016 year is remarkable, at least two events. 12, April, mankind will celebrate the fifty-fifth anniversary of the beginning of the space age - the era of human exploration of the nearest space. The start was given by the Soviet space pilot Major Yuri Alekseevich Gagarin! 12 on April 1961 for the first time in stories mankind on the Soviet spacecraft circled the globe and safely returned to Earth! Later hundreds of people visited the space, but the first was the Russian man Gagarin! We, the Russian people, cannot but be proud of this achievement of our Motherland.


Bow to the great things!


Against the background of this grand event (and because of high and reasonable secrecy!), Another equally important and technically difficult achievement of Soviet scientists and designers turned out to be unnoticed. 4 March 1961 of the year, just a month before Gagarin’s flight, in our country at the Tenth State Research Grounds for the first time in the history of mankind, a guided missile with a fragmentation warhead hit a ballistic target missile. The scientific and technical complexity of the problem solved by the Soviet country is not difficult to evaluate even to a person far from rocket technology and control systems. At the predetermined meeting point on the trajectory of the target rocket moving at a speed of about seven kilometers per second, it is necessary to withdraw the anti-missile with accuracy, ensuring the target is damaged by fragments of the anti-missile warhead and at the time of their closest approach give a command to undermine.

Note that this was done at a time when the speed and memory of an electronic computer was incomparably lower than that of modern computers! The successful interception of the ballistic goal was the beginning of the creation of the anti-missile defense of our country, which today in many respects keeps our opponents from realizing their aggressive designs. Unfortunately, the anniversary of that outstanding event of the 1961 year passed almost unnoticed by our media, but it should serve the cause of the patriotic education of young Russians. There is something to be proud of!

Only pride in the achievements of his country can serve as the basis for fostering the patriotism of a people that President Putin considers our national idea! Recall how it was.

The very birth and formation of the Tenth State Research and Testing (Balkhash) test site, the fiftieth anniversary of which was celebrated in the 2006 year, is inextricably linked with the name of Grigori Vasilievich Kisunko, the general designer of the first Soviet anti-missile weapon system. Therefore, the first kind words should be said about him.

Grigory Vasilyevich was born in 1918 year in a small Ukrainian village of Zaporozhye, in the family of a locomotive driver. After graduating from the Pedagogical Institute in Lugansk, he studied in the graduate school of the Herzen Institute in Leningrad, where in the spring of 1941, he successfully defended his thesis for the degree of Candidate of Physical and Mathematical Sciences. Since the beginning of World War II, having refused to be appointed as an associate professor in Astrakhan, he voluntarily joined the people's militia, but as a highly qualified specialist was sent not to the front, but to study at the country's first military school of air defense (now the Military Institute, Mozhaysky Academy in Pushkin city). Six months later, after graduating from the school, he received the military title of “technician-quartermaster”, he was already ensuring the combat operation of the radar station for detecting air targets in the Moscow air defense district. Since 1944, Kisunko is a teacher at the Budyonny Military Academy. Here he defended his doctoral thesis and became head of one of the country's first departments of radiolocation. In 1950, by the decision of the Central Committee of the CPSU (b), Grigori Vasilyevich was sent to the newly created Moscow Design Bureau (KB-1) under the patronage of L.P. Beria to work on the creation of the first Soviet anti-aircraft missile system Berkut, later named C -25. The system was in service with the First Army Special Purpose Air Defense Army, which included, apart from the missile bases, four corps of fifteen regiments located in two echelons around Moscow and reliably covering the approaches to the capital from the air already from 1956 onwards. For his work on the creation of a radio-technical center for targeting anti-aircraft missiles (RTSTN B-200) in 1956, Kisunko was awarded the high title of Hero of Socialist Labor.

As Grigory Vasilyevich himself recalled, the history of the landfill in the Betpak-Dala desert of Kazakhstan and military unit No. 03080 began with the letter of seven marshals of the Soviet Union headed by the Chief of the General Staff Sokolovsky to the Government of the USSR. The marshals raised the question of the need to begin work on creating a reliable shield to protect against a possible nuclear-missile strike of a potential enemy, which then clearly was the United States of America, actively developing its means of attack. The letter was sent in September 1953. The government quickly responded, and the search began for a man who would take up the solution of an insoluble task that seemed to many scientists and designers. In fact, it was necessary to learn how to hit a bullet in a flying bullet! The task was no less difficult than ensuring a manned space flight! GV turned out to be the person who ventured to take up the development of the necessary equipment. Kisunko. He headed the special design bureau.

It was decided to carry out an assessment of the possibility in principle of damage to the head part of a ballistic missile in flight using an experimental system, known as System A. The complex of assets included: three radars (PTN), which determined the coordinates of the target and anti-missiles by the triangulation method, the launcher (PU) and the command-computing center (CEC), from which all elements were controlled using the M-40 computer.

When the technical means were embodied “in metal” and worked out on special stands in the Moscow Special Design Bureau, the question arose of field tests, that is, a testing ground was needed. Initially, an experimental anti-missile defense (ABM) fire complex was supposed to be placed near the points of impact of the ballistic missiles designed by S.P. Korolev near the town of Aralsk. But Marshal Nedelin, who supervised the work of Korolev from the Ministry of Defense and foresaw a quick increase in their flight range, advised Kisunko to create a testing area west of Lake Balkhash, in the almost cloudless Betpak-Dala desert, and for military and civilian specialists involved in building and testing equipment. , - on the lake shore, thus providing more or less acceptable living conditions for people. So, thanks to Nedelin, the city became Priozersk!

On August 13, military unit No. 1956 - Directorate of Military Construction - consisting of thirteen people, headed by the future major general Gubenko, landed at the Sary-Shagan station of the Kazakh railway at Sary-Shagan station of the Kazakh railway. The Kazakh village consisted of two or three brick single-story houses, including the Village Council, a school and a club, and two dozen clay earthen houses with flat roofs of Kazakh huts and yurts. The village was not electrified, even the railway traffic lights worked on kerosene. The Chairman of the Council allowed the arrived officers to stay at the school, showed the lake and a pitiful tavern. The very next morning, as Gubenko recalled, they went to look for a place for the future of the city. About twenty kilometers away from the station on the peninsula, we saw several yurts of herders. The place was pleasant. Here they decided to establish a residential town. Three days later the first construction battalion arrived: 19313 soldiers and officers armed with construction equipment. First of all, they built a platform for receiving goods. Echelons with the technique of experimental fire complex and construction went in a continuous stream. There was a queue for unloading.

A few days later, the first commander of the military unit No. 03080, Major General Stepan Dmitrievich Dorokhov and General Designer Grigori Vasilievich Kisunko, arrived. The construction of the landfill began with technical objects. The main task was to provide tests. At the site of the future Priozersk, only the headquarters and barracks were built for the arriving officers and industrialists. Despite the ban, some officers came with their families. All were accommodated in the barracks, separating the families of the sheets hanging from the ropes. When fifteen construction units gathered at the station, they moved in a large column directly along the Golodnaya Steppe to the point where the second radio-technical guidance center (PTN) should be installed. Making its way into the rocky, waterless desert, a column of three hundred kilometers was six days.

Thousands of military builders were working on the construction of the first, second and third sites, where the radars were supposed to be located. In a short time concrete plants were built (gravel and sand were sometimes delivered on barges from the opposite bank of Balkhash), concrete roads were laid in the lifeless steppe, technical facilities and housing were built. The ground on the sites was such that it was not uncommon to resort to explosives. Construction was really a shock. People worked sparingly, day and night, to ensure that the tests were carried out on time. And provided! There were no complaints, no moaning! Everyone understood the need to create in a very short time in response to the aggressive US intentions of our missile defense!

The first launch of the anti-missile missile was made in 1957 year. In 1958, all means of the firing complex, including computers, were delivered to the prepared sites. Began routine testing and refinement of technology.

The fourth day of March 1961 should be considered a special day. On this day, the first in the world was intercepted by the head of the P-12 ballistic missile of designer Korolev anti-missile B-1000 with high-explosive fragmentation warhead of designer Grushin. We are ahead of the United States by twenty-three years!

This month our victory preceded the space flight of Yu.A. Gagarin!

Delighted with the successes of Soviet science and technology, the then head of the Soviet government, N. S. Khrushchev, said that from now on we, the Soviet people, were capable of falling into space in a mosquito. These words of his bypassed the media around the world. All over the world, our friends admired the achievements of the Soviet people, as well as in space exploration, in creating missile defense ahead of the United States! Soviet people were especially proud of their country! In memory of this event in the Golodnaya Steppe, the B-1000 rocket was later put on a pedestal. The inscription on the monument said that tulips were burned here so that the Soviet people could work peacefully on their land. These words belong to the general designer Grigory Vasilyevich Kisunko.

The first ABM A-35 combat system was designed in parallel with the experimental tests. In 1970, she successfully passed the test site and was put on combat duty to protect the capital of our Motherland, Moscow.

Having acknowledged their significant lag, in 1972 the Americans went to conclude an agreement with the USSR to limit the development of missile defense. We, the test officers, who worked sparingly time and effort for the idea of ​​the greatness of their homeland, were proud of the victory over rivals from the United States who worked for big money to create a similar weapons on Cape Canaveral.

In addition to anti-missile weapons systems, anti-aircraft missile systems C-75, C-125, C-200, C-300, early-warning radars for air and space purposes and other military equipment were tested and finalized. In processing the results of full-scale tests, the most advanced computers for their time were used. The landfill was at the forefront of Soviet science and technology. It had its own adjunct, Academic Council, a branch of the Novosibirsk State University. The officers' desire for knowledge was strongly encouraged by the command. The landfill gave the country a whole galaxy of major scientists. For the successful fulfillment of government tasks in 1966, he was awarded the Order of Lenin, and in 1981 - the Order of the Red Star.

Heads of the test site changed, test officers changed, and the test site for many years, right up to the present time of troubles, solved an important task of strengthening the defense capability of our Motherland. His godfather Hero of Socialist Labor, Corresponding Member of the USSR Academy of Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor, State Prize Winner Lieutenant General Grigory V. Kisunko was not only a great scientist, designer and organizer, but also a very erudite, easy to use, cheerful person , poet and bard. He left our people a book of his memoirs, The Secret Zone and collections of poems. The song to his words and music is very popular in 60-70 years of the song from the movie "Silence" (it began with the words: "The rocket glowed, falling, falling ...") in those years was the anthem of the test officers. I was lucky to hear it performed by the author’s guitar. Here is her first verse:

Balkhash sparkles with turquoise, the sky is blue,
And a torch shot up over the square with a pole.
Not the first time I see it, but how worried the soul is,
When the anti-missile flies over the wild Bregh breg!

The last verse, I think, came to the memory of Grigory Vasilyevich when he left us in another world. Probably, we will remember him in due time and we are his associates:

When the hour of a heart attack or other fails,
I will remember the fourth day of March and the red pennant over the sixth.
Then, perhaps, with this song, and, perhaps, having stopped without breathing,
I will treat the anti-missile over the wild Bregash Breg!
Author:
Originator:
http://ruskline.ru/special_opinion/2016/mart/poklonimsya_velikim_tem_delam/
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vadim237
    Vadim237 April 2 2016 00: 25
    +2
    Yes, in the USSR they did a tremendous amount of work to create SPRN, air defense and missile defense systems, they became the second deterrent after nuclear weapons.
  2. venaya
    venaya April 2 2016 03: 37
    +3
    March 4, 1961 ... The successful interception of the ballistic target served as the beginning of the creation of a missile defense system in our country, which today still largely prevents our opponents from realizing their aggressive plans

    Of course, we could not know such subtleties in those days. And our opponents found other methods in the implementation of their aggressive plans, that is, they took the path of undermining our country not from above, but from within. It seems that the result of their impact on us does not differ much in the final performance.
  3. Ozhogin Dmitry
    Ozhogin Dmitry April 2 2016 05: 47
    +1
    You should talk about this more often from the school bench! Once outlined patriotic education.
    1. the villain
      the villain April 2 2016 15: 37
      +2
      Quote: Ozhogin Dmitry
      You should talk about this more often from the school bench!

      Now you shouldn't pin any special hopes on the school bench, believe me, it will be much better if you yourself tell your children about this. Recently, I remember, I was picking up my oldest (5 years old) from the kindergarten and witnessed a wonderful dialogue between my daughter and an older boy from the neighboring group. The boy has a toy, the Hulk, and he boasts: "And I have a spider-man, and Batman, and in general, I know all the heroes." The daughter looks at him as if he was sick, and then gives out: "Well, since you know all the heroes, tell me who Yuri Gagarin and Valentina Tereshkova are." I mean, it's better to pay attention to your little one once again, to tell, show, explain something, so that they know the real heroes of their Motherland, and do not consider them heroes of stupid comics, something like that ... hi
  4. parusnik
    parusnik April 2 2016 08: 15
    +1
    We are twenty-three years ahead of the United States of America!... There was a time, there was an era .. And we constantly need to talk about this ... Thank you ..
  5. wanderer_
    wanderer_ April 2 2016 12: 10
    +3
    After the annexation of Crimea to Russia, the aerospace forces are rapidly upgrading equipment, since everything that is there is from the Soviet era. And you can’t just walk along the plateau like it was in Ukraine.

Поклонимся великим тем делам!

2016 год замечателен, по крайней мере, двумя событиями. 12-го апреля человечество будет отмечать пятидесяти пятилетие начала космической эры - эры освоения человеком ближайшего космоса. Старт был дан советским лётчиком-космонавтом майором Юрием Алексеевичем Гагариным! 12-го апреля 1961 года он впервые в истории человечества на советском космическом корабле облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю! Позже в космосе побывали сотни людей, но первым был русский человек Гагарин! Мы - русские люди - не можем не гордиться этим достижением нашей Родины.

Поклонимся великим тем делам!


На фоне этого грандиозного события (да и по причине высокой и разумной секретности!) незамеченным тогда оказалось другое не менее важное и технически сложное достижение советских учёных и конструкторов. 4 марта 1961 года, всего месяцем раньше полёта Гагарина, в нашей стране на Десятом государственном научно-исследовательском полигоне впервые в истории человечества управляемой ракетой с осколочной боевой частью была поражена баллистическая ракета-мишень. Научную и техническую сложность задачи, решённой советской страной, нетрудно оценить даже человеку далёкому от ракетной техники и систем управления. В намеченную заранее точку встречи на траектории ракеты-цели, движущейся со скорость около семи километров в секунду, необходимо вывести противоракету с точность, обеспечивающей поражение цели осколками боевой части противоракеты и в момент их максимального сближения дать команду на подрыв.


Заметим, что это было осуществлено в те времена, когда быстродействие и память электронной вычислительной машины была несравнимо меньше, чем у современных компьютеров! Успешный перехват баллистической цели послужил началом создания противоракетной обороны нашей страны, которая и сегодня во многом удерживает наших противников от реализации их агрессивных замыслов. К сожалению, юбилей того выдающегося события 1961-го года прошёл практически не замеченным нашими СМИ, а ведь должен бы послужить делу патриотического воспитания молодых россиян. Есть чем гордиться!

Только гордость достижениями своей страны может служить основой воспитания патриотизма народа, который Президент Путин считает нашей национальной идеей! Вспомним же, как это было.

Само рождение и становление Десятого государственного научно-исследовательского испытательного (балхашского) полигона, пятидесятилетие которого отмечалось в 2006 году, неразрывно связано с именем Григория Васильевича Кисунько - генерального конструктора первой советской противоракетной системы вооружения. Поэтому и первые добрые слова должны быть сказаны именно о нём.

Григорий Васильевич родился в 1918 году в маленькой украинской деревушке Запорожья, в семье паровозного машиниста. После окончания педагогического института в Луганске учился в аспирантуре института имени Герцена в Ленинграде, где весной 1941 года успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. С началом Великой Отечественной войны, отказавшись от назначения доцентом в Астрахань, добровольно вступил в народное ополчение, но как высококвалифицированный специалист был направлен не на фронт, а на учёбу в первое в стране Военное училище противовоздушной обороны (ныне Военный институт, филиал Академии имени Можайского в городе Пушкине). Через полгода, получив по окончании училища воинское звание "техник-интендант", он уже обеспечивает боевую работу радиолокационной станции обнаружения воздушных целей в Московском районе ПВО. С 1944 года Кисунько - преподаватель Военной Академии имени Будённого. Здесь он защитил докторскую диссертацию и стал начальником одной из первых в стране кафедр радиолокации. В 1950 году решением ЦК ВКП (б) Григорий Васильевич был направлен во вновь создаваемое московское конструкторское бюро (КБ-1) под патронажем Л.П.Берия для работы по созданию первой советской зенитно-ракетной системы вооружения «Беркут», позднее получившей наименование С-25. Система стояла на вооружении Первой армии ПВО особого назначения включавшей кроме ракетных баз четыре корпуса по пятнадцать полков, располагавшихся двумя эшелонами вокруг Москвы и надёжно прикрывавших подступы к столице с воздуха уже начиная с 1956 года. За работы по созданию радиотехнического центра наведения зенитных ракет (РТЦН Б-200) в 1956 году Кисунько был удостоен высокого звания Героя социалистического труда.

Как вспоминал сам Григорий Васильевич, история полигона в пустыне Бетпак-Дала Казахстана и войсковой части № 03080 началась с письма семи маршалов Советского Союза во главе с начальником Генерального штаба Соколовским в Правительство СССР. Маршалы поставили вопрос о необходимости начала работ по созданию надёжного щита для защиты от возможного ракетно-ядерного удара вероятного противника, каковым тогда однозначно были Соединённые Штаты Америки, активно развивающие свои средства нападения. Письмо было направлено в сентябре 1953 года. Правительство быстро отреагировало, и начались поиски человека, который бы взялся за решение казавшейся тогда многим учёным и конструкторам неразрешимой задачи. По сути, нужно было научиться попадать пулей в летящую пулю! Задача была не менее сложна, чем обеспечение полёта человека в космос! Человеком рискнувшим взяться за разработку необходимой для этого техники оказался Г.В. Кисунько. Он и возглавил специальное конструкторское бюро.

Оценку принципиальной возможности поражения головной части баллистической ракеты в полёте было решено провести с помощью экспериментальной системы, получившей название «Система А». Комплекс средств включал: три радиолокатора (РТН), определявших координаты цели и противоракеты триангуляционным методом, пусковую установку (ПУ) и командно-вычислительный центр (КВЦ), с которого осуществлялось управление всеми элементами с помощью ЭВМ М-40.

Когда технические средства были воплощены «в металле» и отработаны на специальных стендах в московском СКБ, встал вопрос о натурных испытаниях, то есть понадобился полигон. Первоначально экспериментальный огневой комплекс противоракетной обороны (ПРО), предполагалось разместить вблизи точек падения баллистических ракет конструктора С.П. Королёва в районе г. Аральска. Но маршал артиллерии Неделин, курировавший работы Королёва от Министерства обороны и предвидевший скорое увеличение дальности их полёта, посоветовал Кисунько полигон создавать западнее озера Балхаш, в практически всегда безоблачной пустыне Бетпак-Дала, а город для военных и гражданских специалистов, участвующих в создании и испытаниях техники, - на берегу озера, обеспечив тем самым более или менее приемлемые условия для жизни людей. Так, благодаря Неделину, город стал Приозёрском!

Тринадцатого августа 1956 года на станции Сары-Шаган Казахской железной дороги высадилась войсковая часть № 19313 - Управление военного строительства - в составе тринадцати человек во главе с будущим генерал-майором Губенко. Казахский посёлок представлял собой два-три кирпичных одноэтажных дома, включая Поселковый Совет, школу и клуб, и два десятка глинобитных с плоскими крышами казахских хижин и юрт. Посёлок электрифицирован не был, даже железнодорожный светофор работал на керосине. Председатель Поссовета разрешил прибывшим офицерам разместиться в школе, показал озеро и жалкую харчевню. Уже следующим утром, как вспоминал Губенко, они отправились искать место для будущего города. Километрах в двадцати от станции на полуострове увидели несколько юрт скотоводов. Место понравилось. Здесь и решили основать жилой городок. Через три дня прибыл первый строительный батальон: 540 солдат и офицеров вооружённых строительной техникой. Прежде всего, соорудили платформу для приёма грузов. Эшелоны с техникой экспериментального огневого комплекса и строительной пошли непрерывным потоком. Образовалась очередь на разгрузку.

Через несколько дней прибыли первый командир войсковой части № 03080 генерал-майор Степан Дмитриевич Дорохов и генеральный конструктор Григорий Васильевич Кисунько. Строительство полигона началось с технических объектов. Главной задачей было обеспечение испытаний. На месте будущего Приозёрска соорудили только штаб и казармы для прибывающих офицеров и промышленников. Несмотря на запрет, некоторые офицеры приехали с семьями. Всех размещали в казарме, отделяя семьи повешенными на верёвках простынями. Когда на станции собралось пятнадцать строительных частей, большой колонной прямо по Голодной степи двинулись на точку, где должен быть установлен второй радиотехнический центр наведения (РТН). Прокладывая себе дорогу в каменистой безводной пустыне, колонна триста километров шла шесть суток.

На строительстве площадок первой, второй и третьей, где должны были разместиться радиолокаторы, работали тысячи военных строителей. В короткие сроки были построены бетонные заводы (щебень и песок порой доставляли на баржах с противоположного берега Балхаша), в безжизненной степи проложены бетонные дороги, сооружены технические объекты и жильё. Грунт на объектах оказался такой, что не редко приходилось прибегать к взрывчатке. Стройка была действительно ударной. Люди работали не жалея сил и днём и ночью, чтобы обеспечить проведение испытаний в назначенные сроки. И обеспечили! Не было слышно ни жалоб, ни стенаний! Все понимали необходимость создания в чрезвычайно сжатые сроки в ответ на агрессивные намерения США нашей противоракетной обороны!

Первый пуск противоракеты был осуществлён уже в 1957 году. В 1958 году на подготовленные площадки были доставлены и смонтированы все средства огневого комплекса, в том числе и ЭВМ. Начались плановые испытания и доводка техники.

Особым днём следует считать четвёртое марта 1961 года. В этот день был осуществлён первый в мире перехват головной части баллистической ракеты Р-12 конструктора Королёва противоракетной В-1000 с осколочно-фугасной боевой частью конструктора Грушина. Мы опередили Соединённые Штаты Америки на двадцать три года!

Эта наша победа на месяц предшествовала полёту в космос Ю.А. Гагарина!

Восхищённый успехами советской науки и техники тогдашний глава советского правительства Н.С.Хрущёв сказал, что отныне мы - советские люди - способны в космосе попадать в комара. Эти его слова обошли СМИ всего мира. На всей Земле наши друзья восторгались достижениями Советского народа, как и в освоении космоса, в создании ПРО опередившего США! Особую гордость за свою страну испытывали советские люди! В память об этом событии в Голодной степи позже на пьедестал была поставлена ракета В-1000. Надпись на памятнике гласила, что здесь были сожжены тюльпаны ради того, чтобы советский народ имел возможность мирно трудиться на своей земле. Эти слова принадлежат генеральному конструктору Григорию Васильевичу Кисунько.

Первая боевая система ПРО А-35 проектировалась параллельно с испытаниями экспериментальной. В 1970 году она успешно прошла испытания на полигоне и была поставлена на боевое дежурство по охране столицы нашей Родины Москвы.

Признав своё существенное отставание, американцы в 1972 году пошли на заключение с СССР договора по ограничению развития ПРО. Мы - офицеры-испытатели, трудившиеся не жалея сил и времени ради идеи величия своей Родины, гордились победой над соперниками из США, работавшими за большие деньги над созданием аналогичного оружия на мысе Канаверал.

Кроме противоракетных систем вооружения на полигоне проходили испытания и доработку зенитно-ракетные комплексы С-75, С-125, С-200, С-300, радиолокаторы дальнего обнаружения воздушных и космических целей и другая военная техника. В обработке результатов натурных испытаний применялись самые совершенные для своего времени ЭВМ. Полигон был на переднем крае советской науки и техники. Там существовала своя адъюнктура, Учёный совет, филиал Новосибирского государственного университета. Стремление офицеров к знаниям всемерно поощрялось командованием. Полигон дал стране целую плеяду крупных учёных. За успешное выполнение правительственных заданий в 1966 году он был награждён Орденом Ленина, а в 1981 - Орденом Красной Звезды.

Менялись начальники полигона, менялись офицеры-испытатели, а полигон долгие годы, вплоть до нынешнего смутного времени, решал важную задачу по укреплению обороноспособности нашей Родины. Его крёстный отец Герой социалистического труда, член-корреспондент Академии наук СССР, доктор технический наук, профессор, лауреат Государственной премии генерал-лейтенант Григорий Васильевич Кисунько был не только большим учёным, конструктором и организатором, но и очень эрудированным, простым в обращении, весёлым человеком, поэтом и бардом. Он оставил нашему народу книгу своих воспоминаний «Секретная зона» и сборники стихов. Песня на его слова и музыку очень популярной в 60е-70е годы песни из кинофильма «Тишина» (начиналась она словами: «Светилась, падая, ракета...») в те годы была гимном офицеров-испытателей. Мне посчастливилось слышать её в исполнении под гитару самого автора. Вот её первый куплет:

Балхаш сверкает бирюзою, струится небо синевой,
А над площадкою шестою взметнулся факел огневой.
Не в первый раз я вижу это, но как волнуется душа,
Кода летит антиракета над диким брегом Балхаша!

Последний куплет, думаю, пришёл на память Григорию Васильевичу, когда он уходил от нас в мир иной. Наверное, его вспомним в своё время и мы - его соратники:

Когда наступит час инфаркта или другой случится сбой,
Я вспомню день четвёртый марта и красный вымпел над шестой.
Тогда, быть может, с песней этой, а, может, смолкнув не дыша,
Я пролечу антиракетой над диким брегом Балхаша!
Автор: Игорь Павлович Смирнов, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук и искусств, полковник Советской Армии в отставке, кандидат технических наук, доцент
Первоисточник: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/mart/poklonimsya_velikim_tem_delam/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Вадим237 2 апреля 2016 00:25
    Да, в СССР провели огромнейшую работу по созданию СПРН, систем ПВО и ПРО, они стали вторым сдерживающим фактором после ядерного оружия.
  2. venaya 2 апреля 2016 03:37
    4 марта 1961 года ... Успешный перехват баллистической цели послужил началом создания противоракетной обороны нашей страны, которая и сегодня во многом удерживает наших противников от реализации их агрессивных замыслов

    Конечно такие тонкости в те времена мы знать не могли. А наши противники нашли другие методу в реализации своих агрессивных замыслов, то есть они пошли по пути подрыва нашей страны не сверху, а изнутри. Похоже что результат их воздействия на нас не сильно различается по конечной результативности.
  3. Ozhogin Dmitry 2 апреля 2016 05:47
    Об этом надо чаще рассказывать и со школьной скамьи! Раз наметили патриотическое воспитание.
    1. Злодей 2 апреля 2016 15:37
      Цитата: Ozhogin Dmitry
      Об этом надо чаще рассказывать и со школьной скамьи!

      Не стоит сейчас особых надежд на школьную скамью возлагать, поверьте, гораздо лучше будет, если Вы сами расскажете об этом своим детям. Я недавно, помню, забирал свою старшенькую (5лет) из садика и стал свидетелем чудного диалога дочки с мальчиком из соседней группы, постарше. У мальчиша игрушка, Халк, и он хвастается: " А у меня и человек паук есть, и Бэтмен есть,и вообще, я всех героев знаю". Доча смотрит на него, как на больного, а затем выдаёт: " Ну, раз ты всех героев знаешь, расскажи, кто такие Юрий Гагарин и Валентина Терешкова" занавес. Я это к тому, что лучше лишний раз уделить внимание своей малышне, что- то рассказать, показать, объяснить, дабы знали настоящих героев своей Родины, а не считали героями персонажей дурацких комиксов, как - то так... hi
  4. parusnik 2 апреля 2016 08:15
    Мы опередили Соединённые Штаты Америки на двадцать три года!...Было время, была эпоха..И об этом постоянно нужно говорить...Спасибо..
  5. wanderer_ 2 апреля 2016 12:10
    После присоединения Крыма к России,ВКС усиленными темпами модернизируют оборудование,так как всё что там есть,ещё с советских времён.Да и уже просто так не погуляешь по плато,как это было при Украине.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня