Military Review

Anti-aircraft self-propelled Flakpanzer 38 (t) / Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 (Germany)

6
Flakpanzer I anti-aircraft self-propelled units allowed to partially solve an important problem, but could not have a noticeable effect on the course of the battles. A small number of similar machines (total 24 units), as well as outdated mid-thirties chassis with small resource residues, led to this result. As a result, part of this type of ZSU was lost in the battles, and the last cars hit the cauldron near Stalingrad. There they first became the trophy of the Red Army, and then turned into scrap metal. Nevertheless, the Wehrmacht still needed a self-propelled system capable of protecting the troops from an air attack. The next attempt to build such a machine was the project Flakpanzer 38 (t).


An interesting fact is that the new Flackpanzer project started only in the first half of 1943 - only a couple of years after the start of work on the Flakpanzer I and a few months after the loss of the last such self-propelled guns. According to some reports, this was due to the peculiarities of the situation at the front. German aviation still retained dominance in the air, and towed systems coped with the tasks of air defense. For this reason, the development of a new ZSU was considered desirable, but was not a priority. However, over time, the situation on the fronts has changed, which led to corresponding consequences.

In the first half of 1943, Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM, now Českomoravská Kolben-Daněk), working in occupied Prague, began building a new self-propelled gun with anti-aircraft weapons. In order to accomplish the task, it was decided to widely use existing units. In particular, the base for the combat vehicle was to be the existing chassis, created on the basis of one of the previous developments. Armament also should not be developed from scratch: it was decided to use an existing automatic gun, similar to that used on the Flakpanzer I.

Anti-aircraft self-propelled Flakpanzer 38 (t) / Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 (Germany)
ZSU Flakpanzer 38 (t). Photo Panzer-archiv.de


The main element of the promising machine was to become the crawler chassis Selbstfahrlafette 38 (t) Ausf.M. This machine was a recycled light chassis. tank Pz.Kpfw.38 (t) with a redesigned and redesigned case. By the middle of the war, the original light tank no longer fully met the requirements for combat vehicles, but could still be used as the basis for auxiliary equipment. Based on this logic, Czech experts developed a modified chassis, which was planned to be used in the construction of various self-propelled artillery installations and other equipment.

In the new project it was planned to equip the base chassis with some additional units that would turn it into an anti-aircraft self-propelled unit. First of all, it was necessary to provide for the installation of anti-aircraft guns and protection for the calculation. In this case, it was possible to reduce the necessary reworking of the chassis, using the maximum number of finished units.

The Selbstfahrlafette 38 (t) Ausf.M multipurpose tracked chassis was a revised version of the Czechoslovak-developed Pz.Kpfw.38 (t) base tank. This machine retained most of the features of the original tank, but differed in some design features. The most important difference was in the layout of the case. It was assumed that such a chassis would be used in the construction of self-propelled artillery systems with aft location of the fighting compartment. In this regard, the engine compartment was moved from the stern of the hull into its middle part, which allowed freeing up the volume to accommodate the weapons and crew. The remaining units of the chassis were the most unified with the tank.


Light tank Pz.Kpfw.38 (t). Photo of Wikimedia Commons


The Czechoslovak Light Tank had reservations with a thickness of up to 25 mm and could protect the crew from rifle weapons or small-caliber artillery systems. At the front of the Selbstfahrlafette 38 (t) Ausf.M chassis, there were transmission units that interact with driving wheels, as well as a driver's workplace. Directly behind them was the engine compartment with a petrol engine of power 150 hp, connected to the front transmission units using a propeller shaft.

Universal chassis retains the chassis base machine. On each side there were four support rollers, interlocked in pairs, with suspension based on leaf springs. Driving wheels were located in front, guides - behind. The chassis also included four supporting rollers (two per board), on which the front and middle parts of the upper branch of the track lay. Additional support for the rear half was not provided for: it had to lie on the rear support rollers and move to the steering wheel.

In the stern of the base chassis they proposed to establish a wheelhouse for the placement of weapons and weapons. Above the sides of the existing hull it was necessary to build on a structure of complex polygonal shape, consisting of 10-mm armor plates. The front sheets of such fellings were set at an angle to the vertical with an inclination back, and the sides and stern were wedge-shaped. All the cutting elements consisted of two plates connected by loops. Thus, if necessary, the crew could lower the upper frontal or side plates, increasing the angles of horizontal and vertical pickup.

Inside the aft superstructure, they placed a cabinet for mounting an automatic Flak 38 cannon of the 20 mm caliber, along with part of the original carriage. The gun retained the possibility of circular alignment horizontally. Vertical guidance could be from -5 ° to + 90 °, which made it possible to shoot both airborne and ground targets. The gun carriage, almost entirely borrowed from the original towed structure, had its own gunner’s workplace with manual guidance drives, a sight, and an armor shield to protect against firing from the front.


One of the serial machines. Photo of Panzernet.net


The FlaK 38 gun had a rifled 20 caliber mm 65 long caliber and was designed to attack enemy aircraft at low altitudes. The gun could fire at a rate of up to 450 shots per minute (practical rate of fire no more than 180-200 shots per minute) and hit targets at ranges up to 2,2 km. Ammunition could include several types of shells, including high-explosive fragmentation, armor-piercing, etc. The supply of ammunition was carried out from interchangeable stores with a capacity of 20 shells.

To manage the new self-propelled gun had a crew of four. In this case, the management of the chassis was trusted only to one driver, and for the maintenance of the gun, the calculation of their three people was to be responsible.

Due to the use of the chassis, based on the design of the light tank, the finished combat vehicle turned out to be relatively compact and did not have much weight. The combat weight was determined at the level of 9,8 T, the length was 4,6 m, the width - 2,13 m, the height - 2,25 m.

Designing self-propelled anti-aircraft self-propelled chassis base Selbstfahrlafette 38 (t) Ausf.M completed in the middle of the year 1943. Soon the first prototype was built, which was used during the tests. In general, the car showed itself well. The available engine allowed to accelerate on the highway to 40-42 km / h, and on rough terrain the maximum speed was reduced by half. Cruising, depending on the route, was 140-185 km. With power density more than 15 HP per ton self-propelled gun could overcome various obstacles. Due to the existing mobility of the machine had the ability to move and work in some combat formations with tanks and other armored vehicles, which is in service.


View from above. Photo of Panzernet.net


Used Flak 20 38-mm automatic gun has already been actively exploited anti-aircraft connections and managed to establish itself well. Nevertheless, due to the growth of aviation speeds, the real effectiveness of these weapons gradually fell. In the distant future, the arming of the ZSU with just one automatic gun no longer seemed sufficient. However, in the case of the new BMM project, this was considered acceptable. Probably, one of the main arguments in favor of the new self-propelled guns was the actual absence of alternatives and the urgent need for such means of defense against air attack.

In the autumn of 1943, the prototype anti-aircraft self-propelled gun passed all tests, after which the new equipment was put into service. According to the rules of the German nomenclature equipment of ground forces, ZSU difficult to obtain designation Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 ( «Chassis Panzerkampfwagen 38 (t) for 2-cm guns FlaK 38») and Sonderkraftfahrzeug 140 ( «special purpose vehicles, model 140 "). In addition, by analogy with the previous project, the designation Flakpanzer 38 (t) - “Anti-aircraft tank based on Pz.Kpfw.38 (t)” appeared. In different sources and documents on an equal footing, all these designations are used.

After the adoption of the new “Flakpantser”, BMM received an order for the serial construction of such equipment. Over the past few years, this company has been building Panzerkampfwagen 38 (t) tanks, and also relatively recently launched the production of the Selbstfahrlafette 38 (t) Ausf.M. universal chassis. Thus, no serious problems with the production of self-propelled guns were not expected. Nevertheless, for objective reasons, such as loading with other orders, the production rate of the new ZSU in practice left much to be desired. In accordance with the contract, in the next few months, the Prague factory was to build 150 new combat vehicles.


ZSU with folded sides. Photo of Panzernet.net
[/ Center]

In the first few months of mass production, BMM was able to complete most of the order. Until the end of January, the 87 anti-aircraft self-propelled guns were built and transferred to the troops. After that, production continued, but its pace was constantly decreasing. The latest production Flakpanzer 38 (t), according to various sources, left the assembly hall in 1944. In total, the troops received a new type of 141 machine from the 150 ordered.

In September 1944, the ZSU Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 release was finally discontinued. The reason for this was the deployment of mass production of a new anti-tank self-propelled gun Jagdpanzer 38 (t), commissioned by BMM. The plant could not simultaneously build both cars in the required quantities, because of which self-propelled anti-aircraft installations were discontinued. In addition, by the autumn of 44, new samples of similar-purpose equipment with higher characteristics were put into service. After the deployment of their full-fledged production and re-equipment of the troops, the need for older equipment could completely disappear.

Serial combat vehicles of the new type were sent to serve in various units of the German army. Without losing time, ground forces threw self-propelled guns into battle with enemy aircraft. Having a weapon in the form of a single 20-mm automatic cannon, such a technique could withstand raids, but in some cases the firepower could be acceptable only with the simultaneous combat operation of several machines. At the same time, anti-aircraft armored vehicles could in some cases be used to defeat enemy ground forces, primarily light technology and infantry. In this case, a certain effectiveness of the fire was achieved, but there was a risk of firing back with fatal consequences. Despite all the problems, the operation of the Flakpanzer 38 (t) ZSU continued without a single alternative.


American soldiers rest after the battle. In the background, the broken Flakpanzer 38 ZSU (t). Normandy, 1944 g. Photo by Wikimedia Commons


According to reports, the service ZSU Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 started on the Eastern Front, and after the landing in Normandy, a number of such machines were redeployed to Western Europe. For obvious reasons, anti-aircraft weapons, including those on self-propelled chassis, were the priority target of Allied strike aircraft. Because of this, anti-aircraft units armed with Flakpantserami-38, constantly suffered losses. With the development of the offensive forces of the anti-Hitler coalition losses only intensified.

Some sources mention that by the beginning of the winter 1944, in the front-line parts of Germany, there were no more than a dozen capable Flakpanzer 38 (t) machines out of almost a hundred and fifty built. Shortly thereafter, the self-propelled guns that remained in the ranks shared the fate of the men of successful counterparts who died a little earlier. By the end of the war in Europe or a little earlier, all ZSU of this type were destroyed in battles under certain circumstances. Until our time, no such machine did not live.

The Flakpanzer 38 (t) / Panzerkampfwagen 38 (t) für 2 cm FlaK 38 / Sd.Kfz.140 project was a continuation of the German work on anti-aircraft self-propelled anti-aircraft artillery on the march and in positions. In comparison with the previous project Flakpanzer I, the new car turned out to be quite successful and had a lot of advantages. In addition, she managed to go into mass production in much larger quantities. However, 24, 141, and even 150 combat vehicles with automatic guns could not seriously affect the course of the fighting in Europe. For an effective confrontation of the enemy aviation of Germany, a much larger number of self-propelled self-propelled guns were needed, the construction of which, however, was almost impossible or extremely difficult. As a result, over time, the anti-Hitler coalition won air superiority and thus greatly brought victory.


On the materials of the sites:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://panzer-archiv.de/
http://panzernet.net/
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 30 March 2016 06: 38
    +4
    Good Article Cycle !!!! Thank!!!! and OSTVIND - And they will be with him ???? We read with pleasure, especially about prototypes - such as Kugelblitz, an interesting topic.
  2. gla172
    gla172 30 March 2016 07: 54
    +5
    Czech chassis are good, and the Germans actively used them ....
  3. hardroc
    hardroc 30 March 2016 09: 31
    0
    Quote: Ryabov Kirill
    For obvious reasons, anti-aircraft weapons, including self-propelled chassis, were a priority target of the Allied strike aircraft. Because of this, anti-aircraft units armed with Flakpanzer-38, constantly suffered losses.

    Maybe they carried it. But enormous efforts had to be expended on this. Because destroying such small armored targets from the air is extremely difficult.
  4. Pinkie F.
    Pinkie F. 30 March 2016 09: 40
    +2
    Quote: gla172
    Czech chassis are good, and the Germans actively used them ....

    True, Prague was quite functional.
  5. Shilochnik
    Shilochnik 30 March 2016 12: 35
    0
    You can even collect one yourself .... :)
  6. gladcu2
    gladcu2 30 March 2016 13: 21
    0
    Good article, thanks to the author.

    It turns out interestingly. Efficiency against air targets is generally low. Adequate density of fire against the aircraft is about 400 meters. Although the firing range is 2.2 km, this is a fixed target. It turns out that the efficiency is very low and the probability of meeting a plane within a radius of at least 1 km is also small.

    Then it turns out that these anti-aircraft guns are suitable for the city, which we often see in photographs, but at crossroads.

    Protection against small arms is poor, since aiming angles force the shields to be lowered.

    Yes ...
    1. Pinkie F.
      Pinkie F. 30 March 2016 13: 56
      -1
      Quote: gladcu2
      Then it turns out that these anti-aircraft guns are suitable for the city, which we often see in photographs, but at crossroads.

      not exactly that, of course, but ...
      1. igordok
        igordok 30 March 2016 15: 22
        +1
        Quote: Pinky F.
        not exactly that, of course, but ..

  7. kugelblitz
    kugelblitz 30 March 2016 18: 38
    +1
    In my opinion, the Magyars made a more perfect installation.

    1. hohol95
      hohol95 30 March 2016 20: 55
      +1
      The Hungarians first conceived their NIMROD as an anti-tank self-propelled guns! BUT 40 mm BOFORS in 1942 pulled only for what it was developed by the Swedes - anti-aircraft shooting!

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)

Зенитные самоходные установки Flakpanzer I позволили частично решить важную проблему, но не смогли оказать заметного влияния на ход боев. К такому результату привело малое число подобных машин (всего 24 единицы), а также устаревшие шасси середины тридцатых годов с малыми остатками ресурса. Как результат, часть ЗСУ этого типа была потеряна в боях, а последние машины попали в котел под Сталинградом. Там они сначала стали трофеем Красной армии, а потом превратились в металлолом. Тем не менее, Вермахт по-прежнему нуждался в самоходной системе, способной защитить войска от нападения с воздуха. Следующей попыткой построить такую машину стал проект Flakpanzer 38(t).

Интересен тот факт, что новый проект «Флакпанцера» стартовал только в первой половине 1943 года – лишь через пару лет после начала работ по машине Flakpanzer I и через несколько месяцев после потери последних подобных самоходок. По некоторым данным, это было связано с особенностями обстановки на фронте. Немецкая авиация все еще удерживала господство в воздухе, а с задачами противовоздушной обороны справлялись и буксируемые системы. По этой причине разработка новой ЗСУ считалась желательной, но не являлась первоочередной задачей. Однако со временем ситуация на фронтах изменилась, что привело к соответствующим последствиям.

В первой половине 1943 года фирма Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM, ныне Českomoravská Kolben-Daněk), работавшая в оккупированной Праге, приступила к созданию новой самоходки с зенитным вооружением. С целью выполнения поставленной задачи было решено широко применять существующие агрегаты. В частности, базой для боевой машины должно было стать имеющееся шасси, созданное на базе одной из предыдущих разработок. Вооружение так же не следовало разрабатывать с нуля: было решено использовать существующую автоматическую пушку, аналогичную примененной на Flakpanzer I.


Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
ЗСУ Flakpanzer 38(t). Фото Panzer-archiv.de


Главным элементом перспективной машины должно было стать гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Эта машина представляла собой переработанное шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) с измененной компоновкой и переделанным корпусом. К середине войны исходный легкий танк уже не в полной мере соответствовал требованиям к боевым машинам, однако все еще мог использоваться в качестве основы для вспомогательной техники. Исходя из такой логики, чешские специалисты разработали измененное шасси, которое планировалось использовать при строительстве различных самоходных артиллерийских установок и другой техники.

В новом проекте планировалось оснастить базовое шасси некоторыми дополнительными агрегатами, которые превратили бы его в зенитную самоходную установку. Прежде всего требовалось предусмотреть монтаж зенитного орудия и защиты для расчета. При этом имелась возможность сократить необходимые переделки шасси, использовав максимальное число готовых агрегатов.

Многоцелевое гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M представляло собой переработанный вариант базового танка Pz.Kpfw.38(t) чехословацкой разработки. Эта машина сохраняла большую часть черт исходного танка, но отличалась некоторыми особенностями конструкции. Самое главное отличие заключалось в компоновке корпуса. Предполагалось, что такое шасси будет использоваться при строительстве самоходных артиллерийских установок с кормовым расположением боевого отделения. В связи с этим моторный отсек был перенесен из кормы корпуса в его среднюю часть, что позволило высвободить объем для размещения вооружения и экипажа. Остальные агрегаты шасси были максимально унифицированы с танком.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
Легкий танк Pz.Kpfw.38 (t). Фото Wikimedia Commons


Чехословацкий легкий танк имел бронирование толщиной до 25 мм и мог защитить экипаж от стрелкового оружия или малокалиберных артиллерийских систем. В передней части корпуса шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M находились агрегаты трансмиссии, взаимодействующие с ведущими колесами, а также рабочее место механика-водителя. Непосредственно за ними размещался моторный отсек с бензиновым двигателем мощностью 150 л.с., соединенным с передними агрегатами трансмиссии при помощи карданного вала.

Универсальное шасси сохранило ходовую часть базовой машины. На каждом борту имелось по четыре опорных катка, сблокированных попарно, с подвеской на основе листовых рессор. Ведущие колеса располагались впереди, направляющие – сзади. В составе ходовой части также присутствовали четыре поддерживающих ролика (по два на борт), на которых лежали передняя и средняя части верхней ветви гусеницы. Дополнительная поддержка задней половины не предусматривалась: она должна была лежать на задних опорных катках и переходить на направляющее колесо.

В корме базового шасси предложили устанавливать рубку для размещения вооружения и оружия. Над бортами имеющегося корпуса следовало надстраивать конструкцию сложной многоугольной формы, состоящую из 10-мм броневых листов. Лобовые листы такой рубки устанавливались под углом к вертикали с наклоном назад, а борта и корму выполнили клинообразными. Все элементы рубки состояли из двух пластин, соединенных петлями. Таким образом, при необходимости экипаж мог опускать верхние лобовые или бортовые листы, увеличивая углы горизонтальной и вертикальной наводки.

Внутри кормовой надстройки поместили тумбу для монтажа автоматической пушки FlaK 38 калибра 20 мм вместе с частью исходного лафета. Орудие сохранило возможность круговой наводки по горизонтали. Вертикальное наведение могло производиться в пределах от -5° до +90°, что позволяло стрелять как по воздушным, так и по наземным целям. Лафет орудия, почти полностью заимствованный у исходной буксируемой конструкции, имел собственное рабочее место наводчика с ручными приводами наведения, прицел и броневой щит для защиты от обстрела спереди.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
Одна из серийных машин. Фото Panzernet.net


Орудие FlaK 38 имело нарезной ствол калибра 20 мм длиной 65 калибров и предназначалось для атаки самолетов противника на малых высотах. Пушка могла вести огонь с темпом до 450 выстрелов в минуту (практическая скорострельность не более 180-200 выстрелов в минуту) и поражать цели на дальностях до 2,2 км. В боекомплект могли входить снаряды нескольких типов, в том числе осколочно-фугасные, бронебойные и т.д. Подача боеприпасов осуществлялась из сменных магазинов емкостью 20 снарядов.

Управлять новой самоходкой должен был экипаж из четырех человек. При этом управление шасси доверялось лишь одному водителю, а за обслуживание орудия должен был отвечать расчет их трех человек.

Ввиду применения шасси, основанного на конструкции легкого танка, готовая боевая машина получилась сравнительно компактной и не отличалась большим весом. Боевую массу определили на уровне 9,8 т, длина составляла 4,6 м, ширина – 2,13 м, высота – 2,25 м.

Проектирование зенитной самоходки на базе шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M завершилось в середине 1943 года. Вскоре был построен первый прототип, который использовали во время испытаний. В целом, машина показала себя неплохо. Имеющийся двигатель позволял разгоняться на шоссе до 40-42 км/ч, а на пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запас хода, в зависимости от трассы, составляла 140-185 км. При удельной мощности более 15 л.с. на тонну самоходка могла преодолевать различные препятствия. Благодаря имеющейся подвижности машина имела возможность передвижения и работы в одних боевых порядках с танками и другой бронетехникой, состоящей на вооружении.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
Вид сверху. Фото Panzernet.net


Использованная 20-мм автоматическая пушка FlaK 38 уже активно эксплуатировалась зенитными соединениями и успела хорошо зарекомендовать себя. Тем не менее, ввиду роста скоростей авиации реальная эффективность этого вооружения постепенно падала. В отдаленной перспективе вооружение ЗСУ всего одной автоматической пушкой уже не выглядело достаточным. Однако в случае с новым проектом фирмы BMM это сочли приемлемым. Вероятно, одними из главных доводов в пользу новой самоходки являлись фактическое отсутствие альтернатив и острая необходимость в подобных средствах защиты от нападения с воздуха.

Осенью 1943 года прототип зенитной самоходки прошел все испытания, после чего новую технику приняли на вооружение. По правилам немецкой номенклатуры техники сухопутных войск, ЗСУ получила сложные обозначения Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 («Шасси Panzerkampfwagen 38(t) для 2-см пушки FlaK 38») и Sonderkraftfahrzeug 140 («Машина специального назначения, модель 140»). Кроме того, по аналогии с предыдущим проектом, появилось обозначение Flakpanzer 38(t) – «Зенитный танк на базе Pz.Kpfw.38(t)». В разных источниках и документах на равных используются все эти обозначения.

После принятия нового «Флакпанцера» на вооружение фирма BMM получила заказ на серийное строительство такой техники. Это предприятие в течение нескольких последних лет строило танки Panzerkampfwagen 38(t), а также сравнительно недавно развернуло производство универсальных шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Таким образом, никакие серьезные проблемы с производством самоходок не ожидались. Тем не менее, по объективным причинам, таким как загрузка другими заказами, темпы производства новой ЗСУ на практике оставляли желать лучшего. В соответствии с заключенным контрактом, в течение нескольких следующих месяцев пражский завод должен был построить 150 новых боевых машин.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
ЗСУ с откинутыми бортами. Фото Panzernet.net
[/center]

В течение нескольких первых месяцев серийного производства предприятие BMM смогло выполнить большую часть заказа. До конца января было построено и передано войскам 87 зенитных самоходок. После этого производство продолжилось, но его темпы постоянно снижались. Последние серийные Flakpanzer 38(t), по разным данным, вышли из сборочного цеха в 1944 году. В общей сложности войска получили 141 машину нового типа из 150 заказанных.

В сентябре 1944 года выпуск ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 был окончательно прекращен. Причиной этого стало развертывание серийного производства новой противотанковой самоходки Jagdpanzer 38(t), порученного BMM. Завод не мог одновременно строить обе машины в требуемых количествах, из-за чего зенитные самоходные установки были сняты с производства. Кроме того, к осени 44-го на вооружение были приняты новые образцы техники аналогичного назначения с более высокими характеристиками. После развертывания их полноценного производства и перевооружения войск необходимость в более старой технике могла полностью отпасть.

Серийные боевые машины нового типа отправлялись служить в различные подразделения германской армии. Не теряя времени, сухопутные войска бросали самоходки в бой с авиацией противника. Имея вооружение в виде одной 20-мм автоматической пушки, подобная техника могла противостоять налетам, однако в некоторых случаях огневая мощь могла быть приемлемой только при одновременной боевой работе нескольких машин. Одновременно с этим зенитные бронемашины в некоторых случаях могли использоваться для поражения сухопутных войск противника, прежде всего легкой техники и пехоты. В таком случае достигалась определенная эффективность огня, но присутствовал риск подвергнуться ответному обстрелу с фатальными последствиями. Несмотря на все проблемы, эксплуатация ЗСУ Flakpanzer 38(t) продолжалась на безальтернативной основе.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
Американские солдаты отдыхают после боя. На заднем плане разбитая ЗСУ Flakpanzer 38(t). Нормандия, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, свою службу ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 начали на Восточном фронте, а после десанта в Нормандии некоторое число таких машин было переброшено в Западную Европу. По понятным причинам, зенитные вооружения, в том числе и на самоходных шасси, являлись приоритетной целью ударной авиации союзников. Из-за этого зенитные подразделения, вооруженные «Флакпанцерами-38», постоянно несли потери. С развитием наступления войск антигитлеровской коалиции потери только усиливались.

В некоторых источниках упоминается, что к началу зимы 1944 года в строевых частях Германии оставалось не более десятка боеспособных машин Flakpanzer 38(t) из почти полутора сотен построенных. Вскоре после этого сохранявшиеся в строю самоходки разделили судьбу мене удачливых собратьев, погибших немного ранее. К концу войны в Европе или немного ранее все ЗСУ этого типа были уничтожены в боях при тех или иных обстоятельствах. До нашего времени ни одна такая машина не дожила.

Проект Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 / Sd.Kfz.140 стал продолжением немецких работ по тематике зенитной самоходной артиллерии для противовоздушной обороны войск на марше и на позициях. В сравнении с предыдущим проектом Flakpanzer I новая машина получилась достаточно удачной и имела массу преимуществ. Кроме того, ей удалось пойти в серийное производство в куда больших объемах. Тем не менее, и 24, и 141, и даже 150 боевых машин с автоматическими пушками не могли серьезно повлиять на ход боев в Европе. Для эффективного противостояния авиации противника Германии требовалось гораздо большее число зенитных самоходок, строительство которых, однако, было почти невозможным или крайне затруднительным. Как следствие, со временем антигитлеровская коалиция завоевала превосходство в воздухе и тем самым значительно приблизила победу.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://panzer-archiv.de/
http://panzernet.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. казак волгский 30 марта 2016 06:38
    Хороший Цикл Статей!!!! Спасибо!!!! а ОСТВИНД - И иже с ним будут????Прочтем с удовольствием- особенно про прототипы - типа Кугельблитца- интересная тема.
  2. gla172 30 марта 2016 07:54
    Чешские шасси хороши,и немцы их активно использовали....
  3. hardroc 30 марта 2016 09:31
    Цитата: Рябов Кирилл
    По понятным причинам, зенитные вооружения, в том числе и на самоходных шасси, являлись приоритетной целью ударной авиации союзников. Из-за этого зенитные подразделения, вооруженные «Флакпанцерами-38», постоянно несли потери.

    Может быть и несли. Но усилия на это должны были быть затрачены огромные. Т.к. уничтожить с воздуха такие небольшие бронированные цели крайне сложно.
  4. Пинки Ф. 30 марта 2016 09:40
    Цитата: gla172
    Чешские шасси хороши,и немцы их активно использовали....

    верно, Прага довольно функциональная была.
  5. Шилочник 30 марта 2016 12:35
    Можно такую даже собрать самому ....:)
  6. gladcu2 30 марта 2016 13:21
    Хорошая статья, автору спасибо.

    Интересно получается. Эффективность против воздушных целей в общем низкая. Достаточная плотность огня против самолёта ну метров 400. Хоть и дальность стрельбы указана 2.2 км, но это по неподвижной мишени. Получается эффективность очень низкая и вероятность встретить самолет в радиус до хотябы 1 км тоже маленькая.

    Тогда выходит, что эти зенитки годятся для города, что мы видим часто на фотографиях, да на перекрестках дорог.

    Защита от стрелкового оружия плохая, так как углы наводки вынуждают опускать щиты.

    Да...
    1. Пинки Ф. 30 марта 2016 13:56
      Цитата: gladcu2
      Тогда выходит, что эти зенитки годятся для города, что мы видим часто на фотографиях, да на перекрестках дорог.

      не совсем то, конечно, но...
      1. igordok 30 марта 2016 15:22
        Цитата: Пинки Ф.
        не совсем то, конечно, но..

  7. kugelblitz 30 марта 2016 18:38
    На мой взгляд мадьяры сделали более совершенную установку.

    1. hohol95 30 марта 2016 20:55
      Венгры свой НИМРОД сперва задумывали, как противотанковое САУ! НО 40 мм БОФОРС в 1942 году тянул только на то для чего и разрабатывался шведами - ЗЕНИТНАЯ СТРЕЛЬБА!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня