Сербские бронетранспортёры «Lazar»

Бронетранспортеры «Lazar» — это семейство современных сербских колесных боевых машин, находящихся на вооружении сербской армии и поставляющихся на экспорт. Бронетранспортер с колесной формулой 8х8 был создан на базе шасси военного автомобиля повышенной проходимости. Данная боевая машина предназначена для транспортировки личного состава в количестве до 10 человек и различных военных грузов.

Бронетранспортер был создан сербской компанией Yugoimport SDPR. Проект новой колесной боевой машины был представлен на утверждение Министерства обороны Сербии в 2008 году. Машина получила обозначение Lazar. Такое название бронетранспортеру было дано не случайно: БТР назвали в честь князя Лазаря Хребеляновича, который правил в Сербии в XIV веке и в битве на Косовом поле летом 1389 года возглавлял наиболее сильные отряды сербской тяжелой конницы. Решение о разработке нового БТРа представители промышленности и военные принимали совместно, решив, что собственная разработка и выпуск такой машины позитивным образом скажутся на оборонной промышленности и улучшат обороноспособность государства.

При формировании облика будущего БТРа инженеры компании «Югоимпорт» определились с тем, что их машина станет базой сразу для нескольких образцов боевой и вспомогательной техники, а также получит комплекс защитных средств, которые характерны для боевой техники формата MRAP (колесная машина с усиленной противоминной защитой). В качестве сферы применения новой боевой машины рассматривались ведение патрулирование, в том числе в городских условиях, а также сопровождение колонн. Данные задачи оказали большое влияние на формирование облика бронетранспортера.


Сербские бронетранспортёры «Lazar»


В качестве базы для нового БТР было выбрано шасси грузового автомобиля повышенной проходимости TAM-150 Т7. При этом уже в ходе конструкторских работ было установлено, что характеристики данной ходовой являются недостаточными. Поэтому шасси подверглось существенной переработке. В итоге «Лазар» получил полноприводную ходовую часть 8х8 с гидравлической подвеской.

Оригинальный бронекорпус, установленный на данное шасси, отличается достаточно высокими показателями защиты. В базовом варианте производитель гарантирует защиту по 3-му уровню в соответствии со стандартом STANAG 4569. Броня бронетранспортера должна выдержать попадание бронебойных пуль патрона 7,62×51 НАТО или бронебойной пули Б-32 патрона 7,62x54R снайперской винтовки СВД с расстояния более 100 метров. При этом по требованию заказчика на корпус боевой машины могут быть смонтированы дополнительные модули защиты, которые повысят защищенность до 5-го уровня по стандарту STANAG 4569 (лоб выдержит попадание 25-мм бронебойного снаряда). Помимо этого производитель говорил о возможности установки дополнительных средств — динамической защиты и решетчатых противокумулятивных экранов. При определенных обстоятельствах они смогут обеспечить бронетранспортеру защиту от кумулятивных гранат РПГ. А использование на боевой машине V-образного днища в сочетании с применением специальных анититравматических кресел и герметизацией корпуса обеспечивают десанту и экипажу защиту от взрывной волны мины или фугаса, подорвавшегося под колесом и эквивалентного 6 килограммам тротила. Боевая масса БТРа с максимальным комплексом дополнительной защиты составляет примерно 28 тонн.

Экипаж бронетранспортера, состоящий из трех человек, размещается в передней части машины. Десант, состоящий из 10 человек, размещается за отделением управления и боевым отделением. При этом десантники могут покинуть бронетранспортер как через бронированные двери в кормовой части, так и через аварийные люки, расположенные в крыше корпуса БТР.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


В передней части бронекорпуса «Лазаря» расположен дизельный двигатель, развивающий мощность 440 л.с. С этой силовой установкой 19-тонный бронетранспортер в состоянии передвигаться по шоссе со скоростью до 90 км/ч, преодолевая на одной заправке топливом до 600 километров пути. При установке на БТР дополнительных модулей бронирования данные показатели могут значительно измениться, что, однако, почти никак не сказывается на общих боевых возможностях бронетранспортера. Дополнительная броня необходима для боевых действий в городских условиях, где высокая скорость передвижения не так критична.

Непосредственно за двигателем располагаются рабочие места командира и механика-водителя. Наблюдение за дорогой и местностью они ведут через большие передние и боковые (в бортовых дверях) окна, прикрытые бронестеклами. Данные бронированные стекла обеспечивают защиту по третьему уровню стандарта STANAG 4569. Аналогичные бронестекла установлены и в окнах десантного отделения, всего 12 бронестекол (по 5 на борт и два в кормовых дверях). Садиться в БТР и покидать его механик-водитель и командир могут как через десантное отделение, так и через индивидуальные двери в бортах корпуса. Данные двери расположены рядом с их сидениями и открываются поворотом вперед.

Сразу за отделением управления расположено боевое отделение, в котором монтируется боевой модуль и рабочее место наводчика-оператора. В стандартной версии БТР оснащается дистанционно управляемым боевым модулем с 20-мм пушкой М55 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Также на бронетранспортере имеется 4 пусковых установки для дымовых гранат. Рассматривались варианты установки на БТР другого вооружения: 30-мм автоматического гранатомета, новой 30-мм автоматической пушки, 12,7-мм крупнокалиберного пулемета М87 и усовершенствованной версии ПТРК «Малютка-2». Прорабатывался и вариант установки обитаемой башни весом до двух тонн. Комплекс вооружения бронетранспортера Lazar работает в паре с автоматизированной СУО сербской разработки.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


В кормовой части корпуса бронетранспортера расположено достаточно просторное десантное отделение, которое занимает примерно половину от общей длины боевой машины. Интересной особенностью данного БТР стало расположение бойцов в корпусе: они сидят в два ряда лицом к бортам. Данная компоновка не является характерной для бронемашин класса MRAP, зато позволяет десанту вести огонь по противнику из личного оружия через амбразуры, которые имеются в бортах корпуса. Бойницы, которые в обычном состоянии прикрыты задвижками, находятся непосредственно под окнами для наблюдения. Для посадки и высадки членов десанта в кормовом листе корпуса расположены две двери, которые разделены между собой стойкой. Снаружи корпуса под дверьми находятся подножки, которые должны облегчить высадку и посадку десанта.

Бронетранспортер Lazar, как и любой другой образец современной бронетехники, был оснащен системами спутниковой навигации и связи, фильтровентиляционной установкой, а также рядом других специальных систем. В случае необходимости на БТР можно установить систему, предназначенную для кругового видеонаблюдения за местностью. Согласно заявлениям представителей Минобороны Сербии, на базе БТР Лазар можно развернуть производство других бронированных машин — командно-штабной, БРЭМ, медико-эвакуационной машины, САУ, 120-мм самоходного миномета, самоходного ЗРК и т.д.

Машина активно продвигалась на экспорт, ее серийное производство началось еще в 2008 году. Бронетранспортер поставляется в вооруженные силы Сербии. При этом, по информации из ряда источников, Сербия отправила некоторое количество данных бронетранспортеров в Бангладеш, при этом количество отправленных машин и сумма контракта не разглашаются.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


Тактико-технические характеристики Lazar:
Габаритные размеры: длина — 7,25 м, ширина — 2,4 мм, высота — 2,45 м.
Боевая масса — 19 тонн, с дополнительной защитой — до 28 тонн.
Мощность двигателя — 440 л.с.
Максимальная скорость -90 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 600 км.
Вооружение — 20-мм пушка, 7,62-мм пулемет и до двух ПУ ПТУР.
Экипаж — 3 человека + 10 десантников.

Бронетранспортер Lazar 2

Бронетранспортер Lazar 2 был впервые представлен в июне 2013 года в Белграде в рамках 6-й оборонной выставки «Partner 2013». Данная модель бронетранспортера с колесной формулой 8х8, как и у его предшественника, была разработана при ведущей роли Белградского военно-технического института и произведена на построенном компанией Yugoimport SDPR новом заводе «Complex Battle System», расположенном в городе Велика-Плана. Данный бронетранспортер представляет собой дальнейшее развитие концепций и технических решений, которые были реализованы на бронетранспортере Лазар.

Конструктивно БТР Лазар 2 представляет собой гибрид боевой машины класса MRAP (колесная машина с усиленной противоминной защитой) и многоосного бронетранспортера, сообщает официальный сайт компании-изготовителя. Внешний вид и конструкция обновленной версии бронетранспортера главным образом соответствуют базовой версии. Однако новый сербский БТР получил и ряд отличий. В частности, боевая машина отличается измененной формой обводов бронекорпуса, которые приблизились к современным машинам данного типа. Существенной переработке подверглась лобовая деталь бронетранспортера. Вместо лобового листа, в котором располагались достаточно большие бронестекла механика-водителя и командира, на новом бронетранспортере был установлен бронелист увеличенной толщины, обладающий меньшим числом технологических отверстий. А вместо окон механика-водителя и командира в нем были установлены бронированные люки, с размещенными в них приборами наблюдения.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


Из-за изменений лобовой части корпуса претерпела изменения и приборная доска механика-водителя. Часть приборов на этой модели были расположена немного выше в сравнении с предшественником. При этом бронекорпус обновленного Лазара стал на несколько сантиметров длиннее и существенно шире (2,75 метра против 2,4 метра). Как результат боевая масса машины выросла до 24,3 тонн. Для того чтобы компенсировать увеличение массы, инженеры «Югоимпорта» оснастили бронемашину более мощным двигателем, развивающим мощность 480 л.с. Замена силовой установки позволила разработчикам не только сохранить ходовые качества бронетранспортера на прежнем уровне, но и слегка их улучшить. Теперь максимальная скорость хода по шоссе достигал 100 км/ч.

Десантное отделение бронетранспортера Lazar 2 не претерпело особых изменений, за исключением появления антиосколочной защиты из материалов на основе арамидной нити, которая была установлена на внутренней поверхности корпуса. Внутри десантного отделения по-прежнему могут свободно разместиться 10 солдат с личным оружием. При этом изменениям подверглась задняя дверь для десантирования. На первой версии бронетранспортера она была двустворчатой, створки двери открывались влево и вправо. На бронетранспортере Lazar 2 в корме находится рампа, которая при десантировании откидывается вниз, по ней десантники легко покидают БТР.

Представленный в 2013 году образец бронетранспортера был оснащен необитаемой (опционально обитаемой) башней с новой 30-мм автоматической пушкой и пусковыми установками ПТУР. И башня, и пушка являются разработкой сербской компании «Zastava Arms». По словам разработчиков, противоминная и баллистическая защита боевой машины соответствуют 4-му уровню стандарта STANAG 4569. Система спутниковой навигации и средства связи на данной модели были обновлены.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


В рамках выставки «Partner 2013» министр обороны Сербии А. Вучич рассказывал о том, что уже удалось подписать договор на поставку нового БТР Пакистану. Информация о подписании соглашении между Пакистаном и Сербией на поставку 20 бронетранспортеров Лазар 2 на сумму около 12 миллионов долларов появилась в СМИ зимой 2014 года. Высокозащищенные бронетранспортеры были приобретены для нужд пакистанской полиции из южной провинции Синд. Поставка машин должна была произойти двумя партиями. Ранее уже появлялась информация о том, что представители Пакистана изначально проявляли большой интерес к данной машине и, возможно, частично финансировали его разработку. По информации сербской прессы, интерес к данной боевой машине проявляются также Бангладеш и Кения.

Тактико-технические характеристики Lazar 2:
Габаритные размеры: длина — 7,4 м, ширина — 2,75 мм, высота — 2,4 м.
Боевая масса — 24,3 тонны.
Мощность двигателя — 480 л.с.
Максимальная скорость — 100 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 800 км.
Вооружение — 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет и до двух ПУ ПТУР.
Экипаж — 3 человека + 10 десантников.

Сербские бронетранспортёры «Lazar»


Источники информации:
http://otvaga2004.ru/bronya-pehoty/advanced-apc/lazar-bvt/
http://dokwar.ru/photo/bronetekhnika/serbskij_bronetransporter_lazar_2/9-0-230
http://ru.warriors.wikia.com/wiki/Lazar_BVT
http://zonwar.ru/bronetexnika/sovr_BTR/Lazar_BVT.html
http://www.yugoimport.com
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. казак волгский 30 марта 2016 07:18
    интересная машинка-давно про нее знал но без подробностей- спасибо за статью.
  2. Bersaglieri 30 марта 2016 08:37
    Все же это , скорее, "усиленный MRAP" типа КамАЗовского "Тайфуна", а не полноценный БТР современного типа. Стекол много.
    1. Starover_Z 30 марта 2016 23:55
      Цитата: Bersaglieri
      , "усиленный MRAP" типа КамАЗовского "Тайфуна", а не полноценный БТР современного типа. Стекол много

      А я как увидел первую фотографию, так и подумал : "Маршрутка!" laughing
  3. Belimbai 30 марта 2016 09:20
    Судя по размеру окон десантников, прямо туристический автобус.
  4. tchoni 30 марта 2016 10:41
    На фото десантного отделения первой модели видно, что для ног бойцов очень мало места, а как пройти из глубины салона на выход мимо убитого товарища я с трудом представляю.В целом, машина смотрится и представляется весьма неплохой, но, как мне кажется, излишне сложной, чтобы быть массовой
  5. Zaurbek 30 марта 2016 11:35
    Это скорей MRAP , а не БТР. Плавать не может вес серьезный, на гражданских агрегатах. Я сталкивался с Словацким оборудованием , они корпуса делают на неплохом европейском уровне, но начинка у них разных европейских фирм, как правило. В целом техника качественная.
  6. orsker 30 марта 2016 13:21
    )(ера себе автобус!
  7. макс702 30 марта 2016 15:39
    Первый вариант идеален для ВВ единственное что можно было бы расширить корпус как у второго , и места больше и устойчивость выше.. Да и вообще ощущение что это прототип бумеранга.. Бумеранг похож на этот агрегат гораздо больше чем на "Патрию" или "Боксер" с которыми его постаянно сравнивают..
    1. Großer Feldherr 30 марта 2016 21:11
      "Бумеранг" начали сравнивать еще до его проемьеры на параде не с вышеперечисленным, а с французким vbci, т.к. была не подтвержденная информация (в т.ч. и на этом сайте) о том, что в разработке также участвует французкая "nexter"(санкций тогда еще не было и с Западом мы дружили).
      А появление в свет, лишь подлило масла в огонь обсуждений.
      1. alexmach 9 апреля 2016 23:40
        Интересно почему последней технике с парада победы от амбразур в бортах отказались? У француза и то что-то просматривается. Навесная защита? стрельба из амбразур не неэффективна?
  8. Иван Иваныч 30 марта 2016 19:09
    надо бы ввести налог для "лучших" россеян. купил себе "бентли" или "майбах" - изволь купить для армии "бумеранг" или "тайфун"
    1. opus 2 апреля 2016 17:12
      Цитата: Иван Иваныч
      надо бы ввести налог для "лучших" россеян. купил себе "бентли" или "майбах"

      Давно.


      С 01 января 2014 года- “налог на роскошь”, в виду изменений в налоговом кодексе при расчете транспортного налога на автомобили ценой дороже 3 миллионов рублей.

      Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 28 февраля 2014 г. N 316 г. Москва "Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации"



      ЗЫ лучше бы налог(не 13%НДФЛ,а прогрессивку) ввели на зарплаты топ"манагеров" наших госкомпаний






      Тогда и на АПЛ класса "Борей" хватит
      1. Иван Иваныч 2 апреля 2016 23:14
        Абсолютно согласен! А ещё считаю что "государевы" люди за идею работать должны а не за "капусту"
  9. Ратник2015 30 марта 2016 19:13
    Цитата: Иван Иваныч
    надо бы ввести налог для "лучших" россеян. купил "бентли" или "майбах" - изволь купить для армии "бумеранг" или "тайфун"

    +200!!!! А лучше таких сразу раскулачить, чтобы больше неповадно было деньги у народа воровать !
    1. Bersaglieri 30 марта 2016 20:21
      А Рогозин, тем временем, сынка устроил на "место упалое"(после Васильевой). Такие вот дела в "оборонке"...
  10. SokolfromRussia 30 марта 2016 22:01
    Единственное замечание - названия можно писать на кириллице. Она в Сербии используется наравне с латиницей, а русскоязычным читателям удобнее.
    Спасибо за статью!
  11. Диван Диваныч 6 апреля 2016 14:17
    Плохо защищенная машина, на войне ее быстро уничтожат.
  12. cdrt 10 апреля 2016 13:16
    Красавец 2-й.
    Идеальный БТР для ВВ:
    1. Защищён от основных видов оружия, применяемых в мятеж-войне
    2. Защищён от мин и взрывных устройств
    3. Внутри просторно, удобно находиться десанту
    4. Собран на агрегатах серийного грузовика

    От самое то для оперативных частей ВВ
  13. Диван Диваныч 11 апреля 2016 11:56
    Хм, заминусовали меня.

    Но для патрулирования улиц у нее слишком мощная пушка, из-за этой пушки её будут использовать для боёв вместо БМП, а для боев с интенсивным огнем у нее слабая защищенность (большая площадь покрыта бронестеклами, слабая защита вентиляции двигателя, колеса легко простреливаются).

    Её либо в патрульные переделывать надо - пушку на пулемет поменять, либо защиту для интенсивного боя делать (колеса фиг с ними - для дальних марш-бросков могут пригодиться, окна заменить на триплексы или видео камеры, вентиляцию двигателя вывести вверх, улучшить защиту боков от РПГ, от вертолетов и беспилотников пару ручных комплексов).
  14. Диван Диваныч 11 апреля 2016 12:14
    И еще лопату и топор не вижу - для бездорожья нужно.
    Инструменты для буксировки тоже не вижу - при поломке или для бездорожья очень нужно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня