Существует ли всеобщий стиль?

Существует ли всеобщий стиль?Существует ли стиль боевого искусства/рукопашного боя, который подходил бы всем и всегда, и был бы всеобъемлющим?

В одной из передач, посвященных рукопашному бою, гостем был известный путешественник Виталий Сундаков. Он должен был рассказывать о славянской боевой традиции. Виталий поделился своим личным опытом - он обучался у человека, сына дипломата, который в советское время ходил в разные восточные школы, и, набрав того отсюда, этого отсюда, создал свой стиль. О том, что такое эти личные стили, мы поговорим позже.

Речь здесь о том, что позже Виталий в своих поездках по странам мира по его словам всегда старался чему-то научиться у местных мастеров. И локальные боевые традиции его во многом разочаровали - либо техника была неэффективной, либо Виталий их побеждал. Почему так произошло?


Здесь хочется обратиться к одному моменту в истории - переселению донских казаков на Кавказ. Вначале казакам было плохо. Местные горцы относились к их боевым качествам пренебрежительно, и дразнили казаков "камышом" из-за их длинных пик. Позже, правда, положение переменилось - но это уже другая история. Речь сейчас о другом - как так получилось, что донские казаки, известные на всю Европу степные рыцари, вначале показали себя плохо в горах? Ответ кроется в самом вопросе.

Потому что донские казаки сформировались как речные и степные воины. И в своей среде они были самыми лучшими, так как полностью адаптировались к ней. Но горы были новым местом действия, к которому необходимо было привыкнуть. Требовалось время. И как только это время прошло, обстановка изменилась. Казаки под руководством Бакланова, Засса и других военачальников стали побеждать.

Кстати, казаки без проблем заимствовали многое у местных народов - и не только одежду, но даже в чем-то и образ жизни, видимо, понимая, что все это создано для местных условий, и, значит, наилучшим образом для житья здесь подходит.

И еще - есть версия, что японская культура самураев возникла в результате заимствования воинской культуры народа айну, который в свое время теснил предков японцев. Рассудив, что врага лучше всего бить его же оружием, японцы сформировали в своей среде самураев, которые в итоге и победили аборигенов. Считается, что даже антропологически представители высшей касты самураев отличаются от остальных японцев.

Поэтому нельзя судить о какой-либо локальной традиции без учета места и времени, для которых она создавалась. То, что хорошо в одной стране, может быть неэффективным в другой. То, что было хорошо в свое время, в другое может казаться смешным (хотя, это неразумно). Не надо думать, что другие люди, жившие когда-то, были необразованны и глупы. Их системы выживания работали в их среде и в свое время отлично - почему и дошли до нас.

Это касается и доспехов - в одной местности они были легкими (если противником была легковооруженная конница), в другой это мог быть сверхтяжелый доспех (если врагом был западный рыцарь).

Например, в Средней Азии была когда-то такая форма практики - два всадника, одетых в толстые, стеганые халаты, съезжались и пытались сбросить друг друга древками копий (без наконечников). Своего рода спарринг, мягкая форма боя. Боевая вещь? Да. Полезная для схватки? Несомненно. Но смог бы мастер по таким схваткам, скажем, победить боксера на ринге, или же гоп-стопперов на улице? Вряд ли. Но значит ли это, что его система подготовки плохая? Нет - она просто предназначена для своего времени и соответствующих условий. Точно так же и боксер, попади он в 17-ое столетие, мигом стал бы жертвой такого мастера - в поединке на конях.

Возьмем более близкий пример. Как известно, японские стили берут начало в китайских системах, а те родоначальником считают индийского монаха Бодхидхарму. Получается, что все-таки восточные единоборства появились в Индии.

Среди индийских стилей известен так называемый калари-паятту. Одной из характерных особенностей данного направления являются передвижения на низком уровне - в приседе. Причем, это резкие перемещения. Резкость вырабатывается за счет тренировок. За счет таких перемещений боец может на какие-то мгновения стать невидимым для противника - с фатальным исходом для последнего. Это происходит за счет того, что площадь нашего обзора ограничена не только по бокам, но также сверху и снизу. На этом, кстати, основаны удары по голени с близкой дистанции, или апперкоты - кстати, при их нанесении надо смотреть не туда куда бьешь, так как оппонент может автоматически перевести туда взгляд и удар не будет невидимым; надо смотреть на оппонента. Человек может просто не увидеть удар. А тут невидимым на какие-то мгновения становится боец. Так вот - когда калари-паятту стали изучать в России в наши дни, выяснилось, что стиль этот не идет. Для того, чтобы получались такие же резкие движения, как у индийских бойцов, нужна длительная разминка. Что сводит на нет полезность этого стиля на улице - по понятным причинам. Почему такое происходит? Идем дальше.

Большинство российских йогов (не самоучки, а инструктора, ездящие в не "попсовые" места в Индию) не могут похвастать здоровыми коленями. Парадоксально, но факт - люди, которые обучают других, как быть здоровыми, сами имеют проблемы со здоровьем. Общая проблема йогов - "убитые в хлам" коленные суставы. Из-за постоянной "позы лотоса". В чем же дело? Ведь индусы сидят так годами под пальмой, медитируя! Может, йога - плохая вещь? Нет. Может, учатся плохо? Тоже нет, причем, эта проблема встречается повсеместно.

А дело в климате. Жаркий, влажный климат Индии сам по себе размягчает связки и позволяет человеку постоянно быть как бы "растянутым". Наш, суровый, северный климат - дело иное. Здесь для растяжки не обойтись без разминки. Непонимание того, что традиция одного народа, выработанная в условиях жаркого, влажного климата, не будет так же эффективно работать в другой климатической среде и приводит к травмам и разочарованию. Дорога ложка к обеду! - как гласит пословица. Все хорошо в свое время и в своем месте.

Кстати, климат влияет и на менталитет - в северных странах надо двигаться, чтобы найти пропитание и не замерзнуть. В южных можно быть более медлительным и расслабленным.

И здесь же ответ на вопрос - возможно ли существование какого-то всеобщего стиля? Конечно же, нет. Для каждой среды (страны, климатических условий, возможностей) наиболее лучшим является какой-то местный, локальный стиль. Традиционные боевые системы не были всеобщими. Они прекрасно работали в своем регионе и этого было достаточно. Никто не стремился развивать что-то дальше, "из любви к искусству" - ведь если молоток прекрасно забивает гвозди, а топор рубит деревья, то зачем их улучшать? От добра добра не ищут. Время люди прошлых поколений знали на что потратить.

При этом надо учитывать, что все люди разные, и то, что подходит одному, может совершенно не подойти другому.

Общими могут быть принципы, и основные положения. При этом будет полно подсистем - также работающих по географическому и личному принципу. В армиях мира специалистов учили согласно целям и задачам, а не всему понемножку. Например, диверсанту давалась одна подготовка, охраннику - другая. Это кажется логичным и даже банальным. Но почему тогда люди думают, что в сфере гражданской самозащиты (а по сути гражданские люди этим и занимаются по большей части) все по-другому?

Исходить надо из того, что нужно тебе. Если ты часто возвращаешься домой "электричкой" поздно вечером, надо выстраивать ситуационные тренинги согласно этой ситуации. Если ты ездишь на машине - надо уметь защищаться в машине, и т.д.

Все по ситуации.
Автор: Михаил Диденко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Adik89 31 марта 2016 07:51
    Бокс, борьба и все виды боевых искусств по которым проходят международные чемпионаты.
    1. marlin1203 31 марта 2016 10:51
      Смысл -боевой навык должен соответствовать сложившимся внешним условиям. Автор - " капитан Очевидность"!
      1. Лопатов 31 марта 2016 11:03
        Цитата: marlin1203
        Смысл -боевой навык должен соответствовать сложившимся внешним условиям. Автор - " капитан Очевидность"!

        Не такая уж "Очевидность" 8)))

        Ради интереса, наберите в Яндексе "капоэйра Москва обучение" 8)))
      2. Старый Воин 31 марта 2016 22:02
        Скорее Капрал Банальность.
      3. Комментарий был удален.
  2. Kenneth 31 марта 2016 08:21
    Лучше нету карате чем в кармане два ТТ
  3. Riv 31 марта 2016 08:27
    Что за бредятина? Японцы "сформировали самураев" - и захочешь, а так коряво не напишешь. Диденко - это случаем не тот самый писатель в жанре унылой фантастики?
    Riv
    1. Kenneth 31 марта 2016 08:42
      Нет. Этот пишет книжки по тематике статьи. Уже две написал
    2. Kenneth 31 марта 2016 08:42
      Нет. Этот пишет книжки по тематике статьи. Уже две написал
      1. Riv 31 марта 2016 10:31
        КАК??? ОН ЕЩЕ И КНИЖКИ ТАКИЕ ЖЕ ПИШЕТ?

        х_х
        Riv
    3. Костоправ 31 марта 2016 10:53
      По тексту - "сформировали", но дальше "антропологически представители высшей касты самураев отличаются от остальных японцев". НУ? А дальше аналитика не пошла?
      Самураи - не коренные японцы, а завоеватели. Из какого народа были завоеватели - есть много версий.
      Самураи отобрали у побежденных все оружие, даже ножи - один нож на деревню был цепью прикован на центральной плащадке и к нему приставлен часовой из местных. Поэтому для избавления от самурайского ига в народе пошло распространение окинавского карате - "пустая рука/кулак", а победители практиковали кен-до и дзю-дзюцу (умение повалить воина в доспехах).
      1. Riv 31 марта 2016 13:58
        О майн Готт! Чего только на топваре не прочитаешь. Самурайское иго... Ну если самураи для Японии - завоеватели, то Идзанаки и Идзанами - это Кащей Бессмертный и Баба Яга.
        Riv
  4. Lanista 31 марта 2016 11:14
    Дело не только в климате, но и в гораздо более очевидной вещи - генетически обусловленных особенностях конституционального строения тела представителей различных этносов.
    1. Razvedka_Boem 31 марта 2016 12:10
      Которое вытекает из того, что употребляет в пищу этот этнос и из его образа жизни.
  5. partizan86 31 марта 2016 14:56
    Если бы существовал идеальный вид боевых искусств, он бы остался единственным. Не помню, кто сказал.
  6. ignoto 31 марта 2016 15:56
    [quote=Костоправ]По тексту - "сформировали", но дальше "антропологически представители высшей касты самураев отличаются от остальных японцев". НУ? А дальше аналитика не пошла?
    Самураи - не коренные японцы, а завоеватели. Из какого народа были завоеватели - есть много версий.

    Да одна версия и есть. Антропологически,самураи- представители белой расы.
    Революция Мейдзи -это вторая половина 19 века. Фотография уже появилась. Фотоматериалы сохранились,в том числе и фото последних самураев.
    Видимо,совсем не божественным был тот ветер,который позволил тархтаро-маголам Хубилая высадится и захватить страну Нипон.
  7. Zymran 31 марта 2016 17:39
    Например, в Средней Азии была когда-то такая форма практики - два всадника, одетых в толстые, стеганые халаты, съезжались и пытались сбросить друг друга древками копий (без наконечников). Своего рода спарринг, мягкая форма боя.


    Эта игра называется сайыс. Особым удальством считалось выступать в схватках раздетым по пояс.
  8. yehat 31 марта 2016 19:06
    я склонен к тому, чтобы заниматься единоборствами, как в китае. Там многие полноценные стили делятся на "разделы". Что тебе нужнее - то и изучай. Более того, часть разделов мигрирует между разными стилями почти не меняясь, т.к. это отработанный поколениями единый комплекс "приемов" и тактических решений.
    Нередко сочетают солянку из разных стилей, чтобы расставить личные акценты как нравится.
    Хочешь учиться самообороне в тесноте? да пожалуйста! Опять же, уровни самообороны разные: разорвать контакт, стукнуть в нос, чтобы поняли, максимально быстро прибить, создать круговую оборону, повалить всех на землю или поймать в захваты/заломы и т.д. А откуда ты конкретные решения возьмешь - это важно?
    Вот я изучаю Вин Чун, там постоянно де жа вю - то ли прием из стиля тигра, то ли из Тунбэй, есть приемы характерные для стиля змеи. Есть и "фирменные", которые нигде больше не встретишь. Но ведь не важно, откуда они или где чаще применяются - главное, это составить из них нужный "набор". Сомневаюсь, что боксеры думают, что у них есть монополия на апперкот или хук. Так же, как и специалисты джиу джитсу уверены, что заломами и захватами не только они владеют.
    или взять хотя бы тхэквондо. Декларируется, что этот стиль делает большой акцент на работе ногами. Можно предположить, что для понимания работы ногами его и стоит изучить, но если изучить внимательно вьет во дао, мэйхуа-цуань или основы шаолинь-цуань, еще вопрос, у кого акцент больше.
    К чему я все это: глупо делить единоборства по стилям. И нет мертвых стилей. Все, что полезно, аккумулируется или стиль просто исчезает. Именно это нормальное состояние открытости к переменам и можно назвать универсальностью. Возьмите например, Брюса Ли.
    Он заявлял, что создал свой собственный стиль, однако методика работы и основные принципы боя остались из его первого и основного стиля Вин Чун, он лишь немного его разнообразил другими моментами, причем не факт, что удачно.

    что касается влияния климата - оно определенно есть, но есть и то, что многие торопятся в освоении сложных движений и не чувствуют возможностей своего организма, из-за чего получают кучу обидных и глупых травм.
  9. Grif 31 марта 2016 19:52
    Еще можно вспомнить Валерия Харлампиева, который внимательно изучил среднеазиатские единоборства, адаптировал их под русского человека и создал самбо, которое стало впоследствии олимпийским видом спорта. Сам я когда-то занимался дзю-до и помню, как мой тренер уважительно отзывался о самбо, ценя его за красоту.
    1. Zymran 31 марта 2016 22:28
      По-большому счету это легенда. т.е. что-то он мог взять из среднеазиатских единоборств, но главная основа то дзюдо. Кроме того самбо это не олимпийский вид.
      1. Razvedka_Boem 1 апреля 2016 23:05
        Дзюдо, СПОРТИВНЫЙ вариант джиу-джитсу. Самбо, выжимка и творческая переработка множества направлений. Эффективность самбо подтверждена множеством людей, к примеру тем же Емельяненко. То что самбо не олимпийский вид.. скорее всего оно им не станет.. ибо советское..)
  10. SIT 31 марта 2016 23:22
    Речь здесь о том, что позже Виталий в своих поездках по странам мира по его словам всегда старался чему-то научиться у местных мастеров. И локальные боевые традиции его во многом разочаровали - либо техника была неэффективной, либо Виталий их побеждал
    Что ж это были за бои такие да еще с мастерами? Если в день дошло до 3 рукопашных, то к вечеру в строю стоят только санитарные потери. Ни одного целого из тех кто может стоять на ногах. Остальные или тяжелые или вобще груз 200. Упомянутый Виталий, если бы реально выяснял эффективность техники именно рукопашного боя, точно к настоящему моменту был бы инвалидом в самом лучшем случае. Если это не спец операция по захвату языка, а полная непруха в виде рукопашной схватки, то бой ведется только на уничтожение. За спиной или свои или трупы. Он такую эффективность проверял? Ну тогда он заговоренный какой то, если жив здоров после такого. Если же не стоял у края, когда или ты или тебя, то не надо делать выводов об эффективности потому, что просто не знаешь о чем говоришь.
    SIT
  11. тундряк 1 апреля 2016 01:52
    Лучший прием рукопашного боя автомат Калашникова.
  12. тундряк 1 апреля 2016 01:57
    Посмотрел бы я на медитирующего йога, в декабре в тайге под ёлкой.
    У него бы проблемы были не только с коленями laughing
    1. Cat Man Null 1 апреля 2016 02:09
      Цитата: тундряк
      Посмотрел бы я на медитирующего йога, в декабре в тайге под ёлкой

      Представил себе картинку.. покрутил перед глазами.. очнулся.. под столом на балконе с сигаретой.. ржунимагу..

      Спасибо за... образ good
      1. Riv 1 апреля 2016 10:21
        Как это ни забавно звучит, но образ вполне имеет право на существование. Дело в том, что йога - это не спорт и не гимнастика "для здоровья". Это способ аскезы. Причем в Индии аскеза имеет вполне осмысленное значение: она помогает накапливать духовные заслуги (тапас) для лучшего перерождения.

        Вообще концепция тапаса не сводится к реинкарнации. Имея большие духовные заслуги, можно влиять на реальность, буквально изменяя мир по собственной воле. Можно выпить реку, или заставить гору перестать рости, или превратить бога в червяка. Индре так не повезло аж дважды, нехрен было раздражать святых отшельников.

        Показателен пример Махатмы Ганди. Представьте: триста лет Индия была колонией. Восстания, бунты - все они захлебывались в крови. И вдруг появляется маленький брахман, говорит: "Хочу, чтобы Индия стала независимой!" - и все становится по его слову. После этого верующему индуисту бесполезно доказывать обратное. У него перед глазами пример того, как желание одного человека меняет мир. После этого Ганди и назвали Махатмой. Теперь он мог позволить себе ездить в вагонах третьего класса, или обниматься с неприкасаемыми. Ему - можно. Он выше отношений между варнами. При желании он может благословить брак брахманки и парии - и общество с этим согласится.

        А наши йоги... ну это конечно смех.
        Riv

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня