Существует ли всеобщий стиль?

Существует ли всеобщий стиль?Существует ли стиль боевого искусства/рукопашного боя, который подходил бы всем и всегда, и был бы всеобъемлющим?

В одной из передач, посвященных рукопашному бою, гостем был известный путешественник Виталий Сундаков. Он должен был рассказывать о славянской боевой традиции. Виталий поделился своим личным опытом - он обучался у человека, сына дипломата, который в советское время ходил в разные восточные школы, и, набрав того отсюда, этого отсюда, создал свой стиль. О том, что такое эти личные стили, мы поговорим позже.


Речь здесь о том, что позже Виталий в своих поездках по странам мира по его словам всегда старался чему-то научиться у местных мастеров. И локальные боевые традиции его во многом разочаровали - либо техника была неэффективной, либо Виталий их побеждал. Почему так произошло?

Здесь хочется обратиться к одному моменту в истории - переселению донских казаков на Кавказ. Вначале казакам было плохо. Местные горцы относились к их боевым качествам пренебрежительно, и дразнили казаков "камышом" из-за их длинных пик. Позже, правда, положение переменилось - но это уже другая история. Речь сейчас о другом - как так получилось, что донские казаки, известные на всю Европу степные рыцари, вначале показали себя плохо в горах? Ответ кроется в самом вопросе.

Потому что донские казаки сформировались как речные и степные воины. И в своей среде они были самыми лучшими, так как полностью адаптировались к ней. Но горы были новым местом действия, к которому необходимо было привыкнуть. Требовалось время. И как только это время прошло, обстановка изменилась. Казаки под руководством Бакланова, Засса и других военачальников стали побеждать.

Кстати, казаки без проблем заимствовали многое у местных народов - и не только одежду, но даже в чем-то и образ жизни, видимо, понимая, что все это создано для местных условий, и, значит, наилучшим образом для житья здесь подходит.

И еще - есть версия, что японская культура самураев возникла в результате заимствования воинской культуры народа айну, который в свое время теснил предков японцев. Рассудив, что врага лучше всего бить его же оружием, японцы сформировали в своей среде самураев, которые в итоге и победили аборигенов. Считается, что даже антропологически представители высшей касты самураев отличаются от остальных японцев.

Поэтому нельзя судить о какой-либо локальной традиции без учета места и времени, для которых она создавалась. То, что хорошо в одной стране, может быть неэффективным в другой. То, что было хорошо в свое время, в другое может казаться смешным (хотя, это неразумно). Не надо думать, что другие люди, жившие когда-то, были необразованны и глупы. Их системы выживания работали в их среде и в свое время отлично - почему и дошли до нас.

Это касается и доспехов - в одной местности они были легкими (если противником была легковооруженная конница), в другой это мог быть сверхтяжелый доспех (если врагом был западный рыцарь).

Например, в Средней Азии была когда-то такая форма практики - два всадника, одетых в толстые, стеганые халаты, съезжались и пытались сбросить друг друга древками копий (без наконечников). Своего рода спарринг, мягкая форма боя. Боевая вещь? Да. Полезная для схватки? Несомненно. Но смог бы мастер по таким схваткам, скажем, победить боксера на ринге, или же гоп-стопперов на улице? Вряд ли. Но значит ли это, что его система подготовки плохая? Нет - она просто предназначена для своего времени и соответствующих условий. Точно так же и боксер, попади он в 17-ое столетие, мигом стал бы жертвой такого мастера - в поединке на конях.

Возьмем более близкий пример. Как известно, японские стили берут начало в китайских системах, а те родоначальником считают индийского монаха Бодхидхарму. Получается, что все-таки восточные единоборства появились в Индии.

Среди индийских стилей известен так называемый калари-паятту. Одной из характерных особенностей данного направления являются передвижения на низком уровне - в приседе. Причем, это резкие перемещения. Резкость вырабатывается за счет тренировок. За счет таких перемещений боец может на какие-то мгновения стать невидимым для противника - с фатальным исходом для последнего. Это происходит за счет того, что площадь нашего обзора ограничена не только по бокам, но также сверху и снизу. На этом, кстати, основаны удары по голени с близкой дистанции, или апперкоты - кстати, при их нанесении надо смотреть не туда куда бьешь, так как оппонент может автоматически перевести туда взгляд и удар не будет невидимым; надо смотреть на оппонента. Человек может просто не увидеть удар. А тут невидимым на какие-то мгновения становится боец. Так вот - когда калари-паятту стали изучать в России в наши дни, выяснилось, что стиль этот не идет. Для того, чтобы получались такие же резкие движения, как у индийских бойцов, нужна длительная разминка. Что сводит на нет полезность этого стиля на улице - по понятным причинам. Почему такое происходит? Идем дальше.

Большинство российских йогов (не самоучки, а инструктора, ездящие в не "попсовые" места в Индию) не могут похвастать здоровыми коленями. Парадоксально, но факт - люди, которые обучают других, как быть здоровыми, сами имеют проблемы со здоровьем. Общая проблема йогов - "убитые в хлам" коленные суставы. Из-за постоянной "позы лотоса". В чем же дело? Ведь индусы сидят так годами под пальмой, медитируя! Может, йога - плохая вещь? Нет. Может, учатся плохо? Тоже нет, причем, эта проблема встречается повсеместно.

А дело в климате. Жаркий, влажный климат Индии сам по себе размягчает связки и позволяет человеку постоянно быть как бы "растянутым". Наш, суровый, северный климат - дело иное. Здесь для растяжки не обойтись без разминки. Непонимание того, что традиция одного народа, выработанная в условиях жаркого, влажного климата, не будет так же эффективно работать в другой климатической среде и приводит к травмам и разочарованию. Дорога ложка к обеду! - как гласит пословица. Все хорошо в свое время и в своем месте.


Кстати, климат влияет и на менталитет - в северных странах надо двигаться, чтобы найти пропитание и не замерзнуть. В южных можно быть более медлительным и расслабленным.

И здесь же ответ на вопрос - возможно ли существование какого-то всеобщего стиля? Конечно же, нет. Для каждой среды (страны, климатических условий, возможностей) наиболее лучшим является какой-то местный, локальный стиль. Традиционные боевые системы не были всеобщими. Они прекрасно работали в своем регионе и этого было достаточно. Никто не стремился развивать что-то дальше, "из любви к искусству" - ведь если молоток прекрасно забивает гвозди, а топор рубит деревья, то зачем их улучшать? От добра добра не ищут. Время люди прошлых поколений знали на что потратить.

При этом надо учитывать, что все люди разные, и то, что подходит одному, может совершенно не подойти другому.

Общими могут быть принципы, и основные положения. При этом будет полно подсистем - также работающих по географическому и личному принципу. В армиях мира специалистов учили согласно целям и задачам, а не всему понемножку. Например, диверсанту давалась одна подготовка, охраннику - другая. Это кажется логичным и даже банальным. Но почему тогда люди думают, что в сфере гражданской самозащиты (а по сути гражданские люди этим и занимаются по большей части) все по-другому?

Исходить надо из того, что нужно тебе. Если ты часто возвращаешься домой "электричкой" поздно вечером, надо выстраивать ситуационные тренинги согласно этой ситуации. Если ты ездишь на машине - надо уметь защищаться в машине, и т.д.

Все по ситуации.
Автор:
Михаил Диденко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти