ЗСУ 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) / Möbelwagen (Германия)

22
С определенного времени гитлеровская Германия начала уделять большое внимание перспективным проектам зенитных самоходных установок. Ситуация на фронтах постоянно менялась, авиация противника представляла все большую опасность, из-за чего войскам требовались самоходные средства противовоздушной обороны. Первые проекты в этой области позволили частично решить актуальную задачу, снабдив войска новыми ЗСУ, однако требовалось дальнейшее развитие перспективного направления. В 1943-44 годах началось создание новых самоходок на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV. Первой подобной машиной стала ЗСУ Flakpanzer IV или 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf), также известная под названием Möbelwagen.

Работы по созданию зенитных самоходок на базе танка Pz.Kpfw.IV стартовали в начале 1943 года. Промышленность уже освоила массовое производство таких танков, что позволяло использовать их в качестве основы для новой бронетехники. Кроме того, применение такого шасси позволяло достичь максимальной унификации со строевой техникой и тем самым облегчить эксплуатацию. Также унифицированные шасси позволяли самоходкам свободно действовать в одних боевых порядках с танками.


Möbelwagen на фронте. На площадке и на грунте расположены ящики со снарядными обоймами. Фото Worldwarphotos.info


В самом начале 1943 года фирма Krupp начала работы по проекту сравнительно простой ЗСУ на базе серийного танка. С машины Pz.Kpfw.IV предлагалось снимать башню и монтировать сплошную крышу. На ней, в свою очередь, должна была устанавливаться счетверенная установка автоматических пушек FlaK 38, известная как 2 cm Flakvierling 38. Подобная система могла вести огонь с практической скорострельностью до 700-800 выстрелов в минуту и поражать цели на дальностях порядка 2-2,2 км. Таким образом, перспективная самоходка имела возможность борьбы с различными современными самолетами антигитлеровской коалиции.

Проект подобной ЗСУ, получивший обозначение 2cm Flakvierling auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV, был представлен представителям армии. В первых месяцах 1943 года фирма-разработчик построила прототип такой машины и провела его испытания. Проверки завершились успехом, однако военные не заинтересовались таким предложением. Некоторые особенности предложенной машины не устроили потенциального заказчика, из-за чего в середине мая проект был официально закрыт.

Одна из претензий к проекту 2cm Flakvierling auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV касалась применения 20-мм пушек. Даже при наличии четырех автоматических орудий огневая мощь самоходки могла быть недостаточной для решения некоторых задач. Кроме того, перспективные самолеты противника могли быть слишком сложной целью для 20-мм пушек. По этой причине было решено продолжить развитие существующего проекта путем использования нового оружия с более высокими характеристиками. Новый вариант зенитной бронемашины предлагалось оснастить автоматической пушкой калибра 37 мм.


Танк Panzerkampfwagen IV, ставший основой для целой серии ЗСУ. Фото Wikimedia Commons


Основой перспективной ЗСУ, как и в случае с предыдущим проектом, должен был стать серийный средний танк Pz.Kpfw.IV. Для монтажа орудия и вспомогательного оборудования он должен был лишаться некоторых агрегатов, прежде всего башни со всем соответствующим оснащением. Кроме того, на подбашенной коробке следовало монтировать сплошной бронелист крыши, выполняющий функции опоры для оружия. В остальном корпус танка оставался прежним, что, среди прочего, позволяло строить зенитные самоходки на базе танков разных модификаций.

В ходе модернизации по новому проекту базовый танк сохранял броневой корпус с гомогенной защитой толщиной до 80 мм. Корпус имел традиционную для немецких танков компоновку с передним отделением управления, центральным боевым отделением и кормовым моторным отсеком. При этом часть агрегатов трансмиссии была вынесена вперед и связывалась с двигателем при помощи карданного вала. После установки крыши внутри корпуса перспективной ЗСУ оставалось сравнительно крупное пространство, которое предлагалось применять для перевозки различных грузов, прежде всего боекомплекта.

ЗСУ 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) / Möbelwagen (Германия)
Первый вариант ЗСУ на базе Pz.Kpfw.IV, оснащенный счетверенной установкой с 20-мм пушками. Фото Aviarmor.net


Танки Pz.Kpfw.IV оснащались бензиновыми двигателями различных типов мощностью от 250 до 300 л.с. При помощи карданного вала, проходящего через центральную часть корпуса, крутящий момент передавался на главный фрикцион, связанный с механической коробкой передач. В зависимости от модификации танка использовалась пяти- или шестиступенчатая коробка. Трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса переднего расположения.

Ходовая часть танка и, соответственно, новой самоходки имела по восемь опорных катков малого диаметра на каждом борту. Катки устанавливались попарно на балансирах с листовыми рессорами. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Для поддержки верхней ветви гусеницы имелось несколько роликов.

В ходе переделки танк должен был лишаться башни и получать новую крышу. Кроме того, как и в случае с предыдущим проектом, предусматривалось применение броневой рубки. Над бортами, а также впереди и сзади платформа для орудия должна была прикрываться откидными бронелистами толщиной 25 мм. В походном положении листы поднимались в вертикальное положение и образовывали короб, прикрывающий орудие и его расчет от пуль и осколков. Во время боевой работы листы следовало опускать в горизонтальное положение, после чего они не мешали перемещению орудия, а также образовывали площадку для расчета. Кроме того, имелась возможность сохранения защиты во время стрельбы. Для этого на лобовом и кормовом листах предусматривались качающиеся устройства сложной формы, при помощи которых можно было фиксировать борта в наклонном положении, увеличивая доступное пространство для расчета.


Самоходка в боевом положении: задний борт опущен, боковые установлены под углом, пушка поднята. Фото Aviarmor.net


В качестве главного оружия для атаки воздушных целей была выбрана 37-мм автоматическая пушка FlaK 43. В центре верхней площадки корпуса следовало монтировать установку, обеспечивающую наведение орудия по кругу и с углами возвышения до 90°. Установка оснащалась ручными приводами наведения. Имелся щит для прикрытия артиллеристов от обстрела спереди, оснащенный подвижной маской орудия.

Пушка FlaK 43 должна была использовать боеприпасы типа 37х263 мм B со снарядами нескольких типов. Она имела 37-мм ствол длиной 57 калибров. Автоматика на основе газового двигателя позволяла вести огонь с технической скорострельностью до 250 выстрелов в минуту. Тем не менее, из-за применения системы боепитания на основе обойм с 8 снарядами практическая скорострельность не могла превышать 150-170 выстрелов в минуту. В зависимости от типа снаряда начальная скорость составляла 770-820 м/с. Эффективная стрельба по воздушным целям обеспечивалась на дальностях не более 4,5-4,8 км, по наземным – до 6,5 км. В нескольких укладках внутри корпуса удалось разместить боекомплект в составе 52 обойм с 416 снарядами.


Самоходка во время стрельбы. Все борта опущены и образовывают площадку для работы артиллеристов. Фото Worldwarphotos.info


Новым проектом зенитной самоходкой также предусматривалось использование дополнительного оружия. В укладке корпуса предлагалось размещать пулемет MG34 с боекомплектом. Кроме того, экипаж мог располагать личным оружием, которое так же следовало использовать для самообороны.

Экипаж новой самоходки состоял из шести человек. Двое из них, механик-водитель и радист, располагались в передней части корпуса. Прочие (командир, наводчик и подносчики снарядов) должны были размещаться и работать на орудийной платформе. Их задачей была эксплуатация оружия и выполнение различных операций по его обслуживанию. По другим данным, экипаж должен был состоять из четырех или семи человек, в зависимости от поставленной боевой задачи.

Боевая масса новой ЗСУ достигла 26 т. Длина машины не превышала 6 м, ширина 3 м, высота –2,7 м. 300-сильный двигатель мог разгонять самоходку до 38 км/ч. Топливные баки общим объемом 470 л позволяли пройти до 200 км по шоссе или 130 км по бездорожью.


"Фургон для мебели" в Нормандии, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


Новый проект, с учетом базовых комплектующих, получил официальное обозначение 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf). Кроме того, по аналогии с предыдущими разработками, было введено альтернативное обозначение Flakpanzer IV – «Зенитный танк на базе Pz.Kpfw.IV». Тем не менее, подобное название применялось и к другим машинам на базе этого среднего танка. Проект получил неофициальное прозвище Möbelwagen («Фургон для мебели»). Появлению такого имени поспособствовала форма броневой рубки орудия в походном положении.

В октябре 1943 года фирма Krupp собрала первый прототип новой зенитной самоходной установки. Возможно, базой для нее послужило шасси, использовавшееся в качестве основы для предыдущего прототипа с четырьмя 20-мм пушками. В начале декабря «Фургон для мебели» показали руководству страны, после чего оно определило его дальнейшую судьбу. Ввиду временного отсутствия альтернатив было решено принять новую машину на вооружение и развернуть ее серийное производство. Соответствующий заказ появился в конце января 1944 года.


Бронемашина на фронте. Фото Aviarmor.net


Производство машин поручили предприятиям Deutsche-Eisenwerke и BMM. Запустить сборку техники планировалось в феврале, однако фактически она началась только в марте. С целью экономии сил и средств, а также во избежание сокращения поставок бронетехники на фронт было решено отказаться от строительства гусеничных шасси специально для сборки ЗСУ. Вместо них предлагалось применять имеющиеся в войсках танки. Часть прибывающих в тыл на ремонт бронемашин типа Pz.Kpfw.IV должна была проходить ремонт и получать новое оружие, меняя свою роль на поле боя. Такой подход к производству самоходок позволил сократить расходы, а также ускорить необходимые работы.

Первые серийные машины 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) были построены к началу апреля 1944 года. После некоторых проверок два десятка машин отправились в войска. В середине июня эту технику доставили в Западную Европу и передали одному из подразделений, уже занятых в боевых действиях. В дальнейшем производство и поставки самоходок продолжались.

ЗСУ Flakpanzer IV производилась в течение года. Сборка первых машин этого типа началась в марте 1944 года, а последние серийные самоходки вышли из сборочных цехов в марте 45-го. Из-за некоторых ограничений технического и технологического характера два завода-подрядчика за год успели построить лишь 240 (по другим данным, 250) «Фургонов для мебели». Вся эта техника была отправлена в различные зенитные подразделения бронетанковых войск. Поставки производились преимущественно в подразделения, воюющие в Западной Европе. С момента открытия Второго фронта войска союзников захватили инициативу в воздухе, вследствие чего немецкие войска несли большие потери от авиации и нуждались в средствах защиты от подобных угроз.


Единственный сохранившийся образец в боевой конфигурации. Борта рубки зафиксированы под углом. Фото Wikimedia Commons


Эксплуатация зенитных самоходок 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) продолжалась до самого конца войны в Европе. Подобная техника, являясь заметной угрозой для авиации антигитлеровской коалиции, подвергалась особому риску, что привело к серьезным потерям. Тем не менее, к концу войны в строю оставалось не менее нескольких десятков самоходок. После окончания боевых действий они стали трофеями союзников. По причине выработки ресурса и отсутствия серьезных перспектив почти все такие машины были утилизированы за ненадобностью. Сохранился лишь один образец машины Möbelwagen, который сейчас хранится в одном из немецких музеев.

С начала 1943 года немецкая промышленность работала над созданием перспективных зенитных самоходных установок на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV. Первым результатом этих работ, дошедшим до серийного производства и эксплуатации в войсках, стал «Фургон для мебели». Вскоре появились несколько других проектов, которые нередко обозначают общим названием Flakpanzer IV. По некоторым данным, машина 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) была запущена в серию в качестве временного решения в ожидании более новой техники с повышенными характеристиками. На практике производство «Флакпанцеров-4» нескольких вариантов в течение нескольких месяцев велось параллельно.

ЗСУ 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) стала основоположником целого семейства, а также осталась в истории в качестве самого массового его представителя. Тем не менее, две с половиной сотни боевых машин вряд ли могли оказать серьезное влияние на ход боевых действий. Новая техника с повышенными характеристиками появилась достаточно поздно, что не позволило ей серьезно оттянуть поражение гитлеровской Германии.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://wehrmacht-history.com/
http://panzerworld.com/
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    31 марта 2016 07:33
    "Семейное фото" - Flakpanzer IV Ostwind, Möbelwagen, Wirbelwind.
  2. +4
    31 марта 2016 08:38
    и тем не менее это была одна из наиболее удачных зсу той войны
  3. +12
    31 марта 2016 08:58
    Наши к сожалению совсем немного выпустили своих аналогов "мебельного вагона", да и в боях не участвовали. А ведь могла бы стать серьезной проблемой для того же Fw.190F-3, при сопровождении танковых колонн.

    1. +2
      31 марта 2016 12:04
      Цитата: kugelblitz
      А ведь могла бы стать серьезной проблемой для того же Fw.190F-3, при сопровождении танковых колонн.

      Могла бы. Если бы была вооружена пушкой 72-К. Или спаркой ДШК.
      А 61-К были зенитными пушками не очень удачными. Скорострельность всего 120 выстрелов в минуту с темпом стрельбы 160-170 выстрелов. Для случайно пролетающего рядом самолета этого было достаточно. Для интенсивного огня во время вражеской штурмовки, нет.
      При достаточной выучке расчета 72-К обеспечивал вдвое большую плотность огня в минуту. Т.е. при рабочих высотах самолетов до 2 км (а штурмовок выше не бывает) 72-К заменяла собой 2 61-К.
      Спарка ДШК давала скорострельность 160 выстрелов в минуту с темпом стрельбы 1100-1200 выстрелов при досягаемости по высоте 2,5 км.
      1. 0
        31 марта 2016 21:05
        Весь мир Bofors L60 40 мм устраивал и его использовали на всех театрах Второй Мировой, а его советский аналог 61-К по вашему мнению никуда не годился?
        И боевая скорострельность была 60 выстрелов в минуту - БОЕВАЯ!!!
        И у его западных аналого думаю никак не больше! А БОФОРСЫ аглицкого и американского производства поставлялись по ленд-лизу и сражались совместно с 61-К!
        1. 0
          31 марта 2016 22:56
          Цитата: hohol95
          а его советский аналог 61-К по вашему мнению никуда не годился?

          Ну, начнем с того, что распространяемые в инете слухи о том, что 61-К, это чуть ли не полный аналог Бофорса L60, это только слухи. ДЭ 900г. снаряда Бофорса составляла 325 кДж. ДЭ 758г. снаряда 61-К составляла 293 кДж. При этом хорошо видно, что и количество ВВ в снарядах отличалось очень значительно. При этом в сухопутном варианте 61-К ВЫГЛЯДИТ ЗАМЕТНО ЛОГИЧНЕЕ И ГАРМОНИЧНЕЕ, чем Бофорс. Т.к. несмотря на одинаковый забрасываемый в минуту вес снарядов, она обеспечивала на 20% большую плотность огня. И хотя ее мощность тоже явно завышена, но меньше, чем у Бофорса.
          Но в том-то и дело, что сухопутный Бофорс, это поделка-переделка Бофорса морского базирования. И настоящий Бофорс, он морского базирования, т.е. водяного охлаждения. Вот этот Бофорс и прославился своими ТТХ, а не сухопутная фигня на его основе.
          А вот советского аналога такого морского Бофорса не существовало. Морская 37-мм 70-К от 61-К отличалась мало чем. И была так же малопригодня для использования по назначению, как и 61-К.
          Поэтому надо сравнивать 2 разных вида вооружений:
          1. Морского базирования - здесь Бофорс не оставлял 70-К никаких шансов.
          2. Сухопутного базирования - здесь 61-К была заметно лучше Бофорса. Хотя, повторюсь, 72-К в те времена была более уместна, чем 61-К и Бофорс.
          Цитата: hohol95
          И боевая скорострельность была 60 выстрелов в минуту - БОЕВАЯ!!!

          Не фантазируйте. Боевая скорострельность Бофорса 100 выстрелов в минуту.
          Цитата: hohol95
          И у его западных аналого думаю никак не больше!

          Хорошее понятие. Главное, очень конкретное.
          Цитата: hohol95
          А БОФОРСЫ аглицкого и американского производства поставлялись по ленд-лизу и сражались совместно с 61-К!

          Я вас уверяю, один Бофорс гораздо лучше одного пустого места. И даже одна трехлинейка его лучше. Поэтому этот аргумент крайне сомнителен.
          Цитата: hohol95
          Весь мир Bofors L60 40 мм устраивал и его использовали на всех театрах Второй Мировой

          Я вам могу назвать массу оружия, которое широко использовали в ВОВ, а потом с вооружения сняли. Из-за его фиговости. Или же очень радикально переделали.
          1. +1
            31 марта 2016 23:14
            Из-за его фиговости на базе L60 фиговы шведы изготовили и продавали L70!
            1. -1
              31 марта 2016 23:41
              Цитата: hohol95
              Из-за его фиговости на базе L60 фиговы шведы изготовили и продавали L70!

              L70, это несколько другое.
              1. +1
                31 марта 2016 23:50
                Точно к 60 приплюсовали 10 и получили 70! Другое. но родитель L60!
                1. 0
                  1 апреля 2016 00:22
                  Цитата: hohol95
                  Точно к 60 приплюсовали 10 и получили 70! Другое. но родитель L60!

                  Так можно родословную и от мушкета вывести.
                  Еще раз повторяю, L70, это не L(60+10).
          2. +1
            31 марта 2016 23:16
            Не фантазируйте. Боевая скорострельность Бофорса 100 выстрелов в минуту.!!!!
            Вы считаете реальным зарядить в стреляющее орудие 100 снарядов в минуту? Даже пачками по 4 или 5 снарядов?
            1. -1
              31 марта 2016 23:42
              Цитата: hohol95
              Вы считаете реальным зарядить в стреляющее орудие 100 снарядов в минуту? Даже пачками по 4 или 5 снарядов?

              Легко. В 61-К и на 120 выстрелов в минуту успевали заряжать.
              1. +1
                31 марта 2016 23:51
                25 мм не тоже самое, что 40мм или 37мм!
                1. -1
                  1 апреля 2016 00:24
                  Цитата: hohol95
                  25 мм не тоже самое, что 40мм или 37мм!

                  Еще раз прочитайте, что я написал.
                  1. +1
                    1 апреля 2016 19:47
                    Экий вы не догадливый! А о массе обоймы снарядов вы думали? Её снаряди! Подними ! И вставь в приёмник! При этом в обойме 25 мм-ки 72-К снарядов было 7 штук!!! А у L60 - 4 штуки(вес увы не знаю)! У 61-К 5 штук - 8 кг обойма!!!
                    1. -1
                      1 апреля 2016 23:13
                      Цитата: hohol95
                      При этом в обойме 25 мм-ки 72-К снарядов было 7 штук!!!

                      Зашибись. Только причем здесь 72-К?
                      1. 0
                        2 апреля 2016 18:04
                        Хитро Вы поступаете! Для ДП-27 значит по вашему существует темп стрельбы 600 выстрелов в минуту и боевая скорострельность 60-80 выстрелов, а у малокалиберных зенитных автоматов Вы это отрицаете!!
                      2. 0
                        3 апреля 2016 16:31
                        Цитата: hohol95
                        а у малокалиберных зенитных автоматов Вы это отрицаете

                        Не выдумывайте ерунду. Это 2 разные характеристики любого автоматического оружия. Поэтому я ничего подобного никогда не отрицал.
                      3. Комментарий был удален.
                    2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
    2. +1
      31 марта 2016 21:15
      Претендентов было много. ДШК и пушки ШВАК имелись на легких танках. Вот только они не имели зенитных углов по вертикали.
      Кстати слово "wagen" - является больше образным понятием, к нему можно прибавить другое слово и получится вполне определенный смысл. Например Lastwagen: груз+телега=грузовик.
      1. +1
        31 марта 2016 22:45
        ТНШ-20 (танковая ШВАК) понятно, НО ДЩК то пулемёт был зенитный! Минус толко в односторонней подаче ленты! Барабанных дисков уже не делали и по этому было очень затруднительно делать спаренные установки ДШК!
        1. 0
          31 марта 2016 23:00
          Цитата: hohol95
          и по этому было очень затруднительно делать спаренные установки ДШК

          Не очень.
          1. +1
            31 марта 2016 23:13
            Это фото едвали не единственное с трех ствольной системой ДШК! Но сколько их было изготовлено?
            1. -1
              31 марта 2016 23:24
              Тогда такой вариант обр. 1938г.
              1. +1
                31 марта 2016 23:41
                и где сие изделие стоит? случайно не в израильском музее?
                1. -1
                  31 марта 2016 23:43
                  Цитата: hohol95
                  и где сие изделие стоит? случайно не в израильском музее?

                  Не исключено. А какое это имеет значение?
                2. Комментарий был удален.
              2. +1
                31 марта 2016 23:45
                Это послевоенное изделие!!! Никак не 1938 год!
                1. -1
                  31 марта 2016 23:48
                  Цитата: hohol95
                  Это послевоенное изделие!!! Никак не 1938 год!

                  Пусть будет так. Тем не менее с подачей ленты как-то справились.
                  1. +1
                    31 марта 2016 23:52
                    Это установка на базе ДШК-М! Подача ленты с обеих сторон! Модернизация послевоенная! Из таких установок сбивали штатвские вертушки над островом ГРЕНАДА!
                    1. Комментарий был удален.
                    2. Комментарий был удален.
                    3. 0
                      1 апреля 2016 01:00
                      Цитата: hohol95
                      Модернизация послевоенная!

                      Сложно сказать. Крышки приемника не видно. А ДТ такой конструкции стоял и на ДШК. Но что можно сказать однозначно, эта установки не обр. 1938г.
                      Во время войны было много спарок на базе ДШК с различным типом питания.
                      Это ленточная 2-УК (самая первая, еще довоенная). И магазинные МСТУ, 2-М1, ДШКМ-2 и ДШКМ-2Б (башенная). При этом установки ДШКМ-2 были на базе пулемета ДШК, а не ДШКМ обр. 1946г.
                      Внизу катер Комсомолец проект 123бис с 2х2 2-УК.
                  2. 0
                    1 апреля 2016 19:51
                    Пусть будет или вы - ФАЛЬСИФИЦИРУЕТЕ???
                    По вашему выходит - "ЕСЛИ НА КЛЕТКЕ СО СЛОНОМ НАПИСАНО БУЙВОЛ - НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ!!!"
              3. 0
                31 марта 2016 23:47
                Спарки были на торпедных и броне катерах!!!
                1. 0
                  1 апреля 2016 01:02
                  Это 2-М1 обр. 1945г.
                2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
      2. -1
        31 марта 2016 23:39
        Цитата: Денимакс
        Претендентов было много. ДШК и пушки ШВАК

        Нет, ТНШ в зенитные не годилась. Она и в танковые не годилась. Да и в авиационные, так себе.
        Фактически, как это был мощный к/к пулемет, так он им и остался. Хотя для авиации такая переделка возможно имела определенный смысл (хотя при ее темпе стрельбы это тоже сомнительно). Но на земле толка от 20-мм ТНШ было немного. Если говорить совсем уж образно, то 14,5-мм КПВ, это ТНШ, только в правильном калибре.
        1. +1
          31 марта 2016 23:58
          Что было то и использовали!
          1. -1
            1 апреля 2016 00:25
            Цитата: hohol95
            Что было то и использовали!

            Где было? В промтоварном магазине? Это "было" сами себе организовывали.
        2. 0
          1 апреля 2016 19:55
          А 20-мм Breda 35 годилась или германская KwK 30 и KwK 38 (хотя они и имели возможность ведения одиночного огня)??? Но ТНШ-20 лучше по пробитию и заброневому воздействию чем ДШК!
          1. -1
            1 апреля 2016 23:16
            Цитата: hohol95
            Но ТНШ-20 лучше по пробитию и заброневому воздействию чем ДШК

            А что, кто-то с этим спорит? Вообще-то это оружие разного класса. Разумеется, оружие более высокого класса (ТНШ/ШВАК) обладало более продвинутыми ТТХ, чем ДШК.
            Правда, КПВ по всем параметрам лучше ТНШ/ШВАК. И вот это оружие как раз одинакового класса.
      3. Комментарий был удален.
  4. +5
    31 марта 2016 10:09
    хороший цикл статей - спасибо - читаю с удовольствием!ждем - Кугельблитца.
  5. +3
    31 марта 2016 13:25
    С интересом слежу за этим циклом статей.Автору-большая благодарность за труды! С нетерпением жду статьи про Кугельблитца и Коэлиан.
  6. +1
    31 марта 2016 22:56
    72-К в кузове Газ- ММ
    1. 0
      31 марта 2016 23:05
      Тогда уж не забываем и такой вариант.
      1. 0
        31 марта 2016 23:19
        мне весь свой архив перелопатить?
  7. +1
    31 марта 2016 22:57
    ДШК в кузове пикапа Газ-М415
  8. 0
    31 марта 2016 23:00
    ЯГ-10 с 76 мм 3-К
  9. 0
    31 марта 2016 23:05
    Брошенный ГАЗ-60 с ЗПУ М4.
    1. 0
      31 марта 2016 23:08
      Куда чаще было так.
      1. +1
        31 марта 2016 23:22
        Было! Один из тевтонских пилотов "ШТУКИ" жаловался на то, что русские не зарядили в такую установку патроны с трассерами и он практически не видел трасс зенитчиков! Сбили его бедолагу!!!
  10. 0
    31 марта 2016 23:06
    Не побрезговали германцы трофейным газоном с ДШК!!!
  11. 0
    31 марта 2016 23:28
    И немец кузовом грузовика не брезговал!
  12. 0
    4 апреля 2016 16:36
    ЯГ-10 с 76 мм 3-К - достойная машина.