Military Review

Ants are not an apostle

24
Anti-rebel specialist twice returned from retirement


Those who were called yesterday as stranglers of freedom, executioners and royal satrap are remembered today with a kind word. One of these is Mikhail Nikolaevich Muravyov, known to the older generation from school textbooks. stories as a hangman.

Ants are not an apostleHis youth was typical of his time. Born in the capital. Since childhood, fond of military and exact sciences, showing a fair ability. He participated in the Patriotic War. In the battle of Borodino received a heavy wound in the leg, after which all his life was limping. For that fight, he was awarded the Order of St. Vladimir 4 degree with a bow. He returned to the army, took part in the foreign campaign. Having retired due to health reasons, he settled in Smolensk Province. During a two-year crop shortage, he opened a charity canteen at his own expense and organized an appeal by local nobles to the Minister of the Interior, Count Kochubei, asking for help from the peasants.

In his youth, along with his older brothers Alexander and Nikolai - the future military governor of the Caucasus, he was fond of liberal ideas, was close to the Decembrists. In January, 1826 was arrested, was under investigation, but was soon acquitted and returned to the army by personal order of the sovereign.

He submitted to the emperor a note “on the improvement of local administrative and judicial institutions and the elimination of bribery in them”, with which Nicholas I led a decisive struggle, after which he was transferred to the Ministry of Internal Affairs. And soon he was appointed governor of Vitebsk, then the Mogilev province, where, becoming a convinced conservative by that time, he actively fought against Catholicism and gentry influence. The rebellion in Poland that flared up in 1830 strengthened Muravyov in his view of the main threats. At the same time, he holds the position of quartermaster-general and chief of police in charge of the commander-in-chief of the Reserve Army, and takes part in the defeat of the bulldozer in the Vitebsk, Minsk and Vilna provinces.

Of those that hang


At the height of the mutiny, Muravyov is appointed by the Grodno civil governor and is soon made a major general. By that time, he had earned the reputation of an uncompromising sedition fighter, a strict administrator. Referring to the Siberia of the participants in the uprising, despite the pedigrees, closes the free-thinking schools and churches, does not disdain to impose death sentences. On the other hand, it shows concern about the state in the fairly polonized region of Russian culture, language, spirit, cares about the needs of the Orthodox Church, supporting the initiatives of the local metropolitan.

And in St. Petersburg, Muravyev has more and more enemies from among liberals and polonofilov. They intrigue against the loyal servant of the emperor, and he eventually transfers the general to Kursk. The successes achieved here in the fight against arrears and bureaucracy draw the attention of the sovereign, and Muravyov is called to the capital, where he alternately occupies the positions of director of the Tax and Fees Department, Senator, Governor of the Land Survey Building. Receives the civil rank of Privy Councilor, and then - the rank of lieutenant general. From 1 (13) January 1850, Muravyov is a member of the Council of State.

Soon after Alexander II assumed the throne, he received another military rank and was appointed Minister of State Property. I remember his contemporaries with integrity and integrity. Being in a respectable age and high ranks, he disguised himself as a simple man in the street to go through the market, public places, extracting information about the unscrupulousness of bureaucrats and other outrages, which made fear of the scammers: And when the glamorous foes tried to cheat him, being interested in the spicy details of the Decembrist period of life, he answered without embarrassment: “I am not one of those Muravyevs whom they hang. I am one of those who hang themselves. ”

Tsar Liberator and Conservative General


However, Alexander II did not like Muravyev. The general, in spite of the tsar-liberator, was in favor of a gradual change in the serf system, for which in liberal circles close to the monarch, he received the stigma “Conservative”. The tension in the relationship reached its climax by the year 1861. The result is retirement.

But in it the Ants did not stay long. In 1863, another rebellion broke out in Poland, ambiguously perceived not only in Europe, but also in Russia. For example, the London sideman Herzen on the pages of the Kolokol published by him called upon the Russian officers “to go on trial to the convict companies, to be shot, raised on bayonets, but not to raise weapons against the Poles. " The rebellion was promoted by the very liberal policy of the governor in the kingdom of Poland, Grand Duke Konstantin Nikolayevich and the Vilna governor-general Vladimir Nazimov. Both were slow with the introduction of the state of emergency. Frightened by the scale of the rebellion, which spread to the western regions of Russia, the emperor recalled loyal subjects who could act decisively. At an audience about his appointment to the post of Vilna, Grodno and Minsk Governor-General, Commander of the Vilna Military District with the authority of the commander of the separate corps Muravyov said: "I am happy to sacrifice myself for the benefit and benefit of Russia."

Despite his 66, he cheerfully got down to business, starting with personnel changes. Muravyev’s approach was that the harder he takes on the suppression, the sooner and with a smaller number of victims will solve the problem. According to his order, the estates of Polish landowners, who were noticed in the active support of the rebels, were selected in favor of the state. As a result of these actions, it was possible to deprive the rebels of monetary support.

Muravyov also used intimidation - public executions, which, however, were subjected only to implacable and guilty of murder. A total of 128 people were hanged, from 8200 to 12 500 were sent to exile, prison companies or to hard labor. Approximately from 77 of thousands of insurgents, only 16 percent were subjected to criminal punishments of various kinds. However, the rebels executed several hundred civilians, 1174 Russian soldiers and officers were killed or were missing.

Successes Muravyev, despite the flow of criticism from the liberal Petersburg salons, made a big impression in Russia. Showered with blessings, among which is the count title with the right to be called Muravyov-Vilensky, he submits his resignation in full awareness of the duty performed.

As it turned out not for long. In April, 1866 th at Alexander committed an attempt. The shooter - student Karakozov detained. The investigation was entrusted to Count Muravyov-Vilensky. Gravely ill 70-year-old man with honor performs the last royal assignment: a terrorist was sentenced to be hanged. Several officials indirectly guilty of the terrorist act lost their posts. Before the execution of the sentence, Muravyov did not live a few days, having passed away on August 31 (September 12) of the year 1866. He was buried at Lazarevsky cemetery. Alexander II escorted his subject to the grave.

Herzen responded about the death of the graph in his style: “The vampire who fell away from the chest of Russia suffocated”. Fedor Tyutchev responded with an epitaph:

On his grave cover
We instead of all wreaths
put the words simple:
He didn’t have many enemies
When not yours, Russia.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/29978
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Pre-cat
    Pre-cat April 9 2016 06: 43
    +22
    It was remembered by contemporaries for integrity and integrity. how such people are needed in power now!
    1. martin-159
      martin-159 April 9 2016 08: 51
      +5
      But do the authorities need such people?
      1. Schultz
        Schultz April 9 2016 15: 07
        +4
        The kingdom of heaven is a warrior Mikhail, the defender of the Russian land from the evil wiles of the Lyakhsky adversaries. The trouble is that in our time such heroes do not live long - they are destined for the fate of Akhromeev, Achalov, Rokhlin, Ilyukhin and further on the 93 year memory list.
      2. The comment was deleted.
      3. Ivan Ivanych
        Ivan Ivanych April 9 2016 19: 53
        0
        it is a question or a statement?
      4. Akuzenka
        Akuzenka April 13 2016 18: 16
        0
        The authorities - yes, the agents of influence, sloppies and other trash in power - no.
        1. Warrior2015
          Warrior2015 April 13 2016 18: 49
          0
          Quote: AKuzenka
          The authorities - yes, the agents of influence, sloppies and other trash in power - no.

          This is a long-standing problem of management - "where to get qualified and honest personnel, if every trash often crawls upstairs?"
    2. Imperialkolorad
      Imperialkolorad April 9 2016 09: 25
      +7
      Quote: The cat is half-educated
      I was remembered by contemporaries for their integrity and integrity as such people in power are needed now!

      They are not just needed, but vital.
      1. almost demobil
        almost demobil April 9 2016 12: 30
        +5
        But Herzen is still a liberal belolentochnik! sad
        1. Nikodimov
          Nikodimov April 9 2016 17: 38
          +2
          I don’t remember exactly, I quote a classic from memory:
          "Xep price
          Herzen's house!
          Usually wall decals throws ...
          With this - I AGREE!
          V. Mayakovsky "
    3. Lexa-149
      Lexa-149 April 10 2016 20: 35
      0
      And now, and always!
  2. X Y Z
    X Y Z April 9 2016 06: 45
    +13
    Thank you for the honest article restoring the memory of a worthy person and patriot, who, despite the persecution, to the stream of lies, simply performed his duty to God, the king and the Motherland. And let this prefix "hangman", with which they tried to humiliate his honor, remain on the conscience of local liberals and Poles. For us, he will remain one of the heroes of the Patriotic War of 1812 and an intelligent, honest, active general who sincerely loves his Fatherland.
    1. Revolver
      Revolver April 9 2016 06: 56
      +7
      Quote: XYZ
      And let this prefix "hangman", with which they tried to humiliate his honor, remain on the conscience of local liberals and Poles.

      As well as the "Stolypin tie". If anything went wrong with hanging, it was that too little was used.
  3. Egor123
    Egor123 April 9 2016 06: 47
    +1
    These are the kind of people Russia should know! And not Lenin and Trotsky ...
    1. zennon
      zennon April 9 2016 11: 28
      0
      Quote: Egor123
      These are the kind of people Russia should know! And not Lenin and Trotsky ...

      What woke Herzen? Liberast of his time. In London, he sat out, yapping from there ... Nothing changes!
  4. semirek
    semirek April 9 2016 07: 02
    +2
    A true servant of sovereigns!
  5. parusnik
    parusnik April 9 2016 07: 51
    +8
    Vasily Rozanov wrote that "his (Muravyov's) cruelty is a pure myth, invented by him." There is a well-known anecdote due to which Muravyov got the nickname "Hangman": after the suppression of the Polish rebellion of 1831, in which he actively participated, when one of the Grodno townspeople asked if the new governor was "a relative of my former acquaintance Sergei Muravyov-Apostol, who was hanged in 1826? ", Muravyov replied:" Tell this lyakh that I am not one of those Muravyovs who were hanged, but one that hangs "... Russian writer and public figure Ivan Kornilov wrote:
    The name of M.N. Muravyov, dear to true Russian people, who restored the dignity and honor of the Russian name in the Northwest Territory in 1863 and aroused Russian cultural life in the ancient Orthodox region, was the subject of malice and black slander for all enemies of Russia ... Unforgivable that Russian historians neglected their moral duty and ignored the study of the largest event of the past century - created by M.N. Muravyov and unfortunately lived less than five years, the Russian national-state system of governance of Western Russia and Lithuania ...
  6. Korsar4
    Korsar4 April 9 2016 08: 37
    +6
    Tyutchev did not scatter words.
  7. cayman gene
    cayman gene April 9 2016 08: 45
    +9
    such a guy to our liberals and embezzlers as educators, so that a hemp tie would always loom in their sight.
  8. Aleksander
    Aleksander April 9 2016 10: 24
    +3
    Muravyov’s approach was that the tougher he will take up the suppression, the sooner and with fewer victims will solve the problem


    This is the root of the solution to the problems associated with the "liberal-" liberation "riots: to suppress harshly, but also legally: for the state with the least losses, and for the criminals themselves, with small ones.
    The general was wonderful and, most importantly, Governor!
  9. Mountain shooter
    Mountain shooter April 9 2016 10: 44
    +1
    his example is a science for others ... You can’t be aloof with those who plunge the country into chaos and ruin, no matter what slogans they hide behind.
  10. ovod84
    ovod84 April 9 2016 11: 22
    +3
    Thank you, I did not know much about him. Such honest people are always necessary for the state
  11. Bow
    Bow April 9 2016 14: 14
    -4
    For example, the London sidekick Herzen, on the pages of the Bell published by him, called on Russian officers to "go to court in prison companies, be shot, raised with bayonets, but not raise weapons against the Poles"

    yo-mayo .. ept .. 1 in 1 ..... nothing changes ... yo-mayo ...
  12. Warrior2015
    Warrior2015 April 9 2016 18: 44
    +4
    In general, the article is good, even CORRECT, although it was not written for VO, but only a reprint.

    But there are a few clarifying points.

    The rebellion that broke out in 1830 in Poland strengthened Muravyov in his view of the main threats.
    I wonder about what? Just in parallel, Russia was at war with Turkey, with Persia and was seized by the first strong cholera epidemic.

    takes part in the defeat of the Busoters in the Vitebsk, Minsk and Vilna provinces.
    The Russian empire could only with great difficulty and straining a lot of forces to crush the Polish rebellion 1830-31 gg. I would not even speak dismissively about such expressions - this drops the dignity of the Russian troops who defeated a strong and courageous enemy.

    Of the approximately 77 thousands of rebels, only 16 percent were subjected to criminal penalties of various kinds.
    The author is clearly mistaken - in the 1863 year the Poles had neither so many troops, nor so many simply participants in the rebellion. He clearly confused 1830 with the year when really all of Poland rose against us. But the uprising of the 1863-64 years - these were just petty semi-partisan actions by a handful of gentry, the masses of Poles (apparently remembering well the lesson of the 1831 of the year) did not support the rebels at all this time.
  13. Igor K-grad
    Igor K-grad April 11 2016 01: 31
    +2
    As far as I remember from one work on the history of the Northwest Territory in the 1860s, 67 Polish "revolutionaries" and their supporters were executed directly with the approval of Muravyov-Amursky. And almost everything is justified. On the other hand, up to 3 thousand people died at the hands of the revolutionary Polish "executors". And the problem of the Polish-gentry uprising Muravyov solved quite simply: he was not afraid to create patrols from Belarusian, Lithuanian and Latgalian peasants and arm them. After that, local (tutai) peasants caught the overexcited Polish paniches like they smoke.
  14. Warrior2015
    Warrior2015 April 11 2016 16: 36
    +1
    Quote: Igor K-grad
    directly with the approval of Muravyov-Amursky, 67 Polish "revolutionaries" and their supporters were executed.

    Well, by the decisions of the military-field courts, many more were shot and hanged, make no mistake, our ancestors were not kind and defenseless sheep. Apparently, this is the number of those rebels, over whom there were "normal" trials.

    Quote: Igor K-grad
    he was not afraid to create patrols from Belarusian, Lithuanian and Latgalian peasants and arm them.
    But not only - after the killings of solitary soldiers or small groups of Russians, collective responsibility was still introduced and the tsarist administration announced that the whole community would be punished on the territory of which the church was killed or desecrated.

    Those. on the one hand, there is more confidence in the loyal part of the population of the former Rzeczpospolita, on the other hand, there is more tightening. And of course the lessons of 1830-31. "went for good", did not support the people of the Polonophile rebels-nationalists.

Муравьев не апостол

Специалиста по борьбе с бунтовщиками дважды возвращали из отставки

Те, кого вчера называли душителями свободы, палачами и царскими сатрапами, сегодня вспоминаются добрым словом. Один из таких – Михаил Николаевич Муравьев, известный старшему поколению по школьным учебникам истории как вешатель.

Муравьев не апостолЕго юность была типичной для своего времени. Родился в столице. С детства увлекался военными и точными науками, выказав изрядные способности. Участвовал в Отечественной войне. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение в ногу, после чего всю жизнь хромал. За тот бой был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Вернулся в действующую армию, принимал участие в Заграничном походе. Выйдя по состоянию здоровья в отставку, поселился в Смоленской губернии. Во время двухлетнего недорода на свои средства открыл благотворительную столовую, организовал обращение местных дворян к министру внутренних дел графу Кочубею с просьбой о помощи крестьянам.


В молодости вместе со старшими братьями Александром и Николаем – будущим военным губернатором Кавказа увлекался либеральными идеями, был близок декабристам. В январе 1826-го арестован, находился под следствием, но вскоре оправдан и по личному распоряжению государя возвращен в армию.

Представил императору записку «об улучшении местных административных и судебных учреждений и ликвидации в них взяточничества», с которым Николай I вел решительную борьбу, после чего был переведен в Министерство внутренних дел. А вскоре получил назначение губернатором в Витебскую, затем Могилевскую губернии, где, став к тому времени убежденным консерватором, активно боролся с католицизмом и шляхетским влиянием. Вспыхнувший в 1830 году мятеж в Польше укрепил Муравьева в его представлении об основных угрозах. Он параллельно занимает должность генерал-квартирмейстера и генерал-полицмейстера при главнокомандующем Резервной армией, принимает участие в разгроме бузотеров в Витебской, Минской и Виленской губерниях.

Из тех, которые вешают


В разгар мятежа Муравьев назначается гродненским гражданским губернатором и вскоре производится в генерал-майоры. К тому времени он снискал репутацию бескомпромиссного истребителя крамолы, строгого администратора. Ссылает в Сибирь участников восстания, невзирая на родословные, закрывает вольнодумные учебные заведения и костелы, не гнушается выносить смертные приговоры. С другой стороны, проявляет беспокойство о состоянии в изрядно полонизированном крае русской культуры, языка, духа, печется о нуждах Православной церкви, поддерживая начинания местного митрополита.

А в Петербурге у Муравьева появляется все больше недоброжелателей из числа либералов и полонофилов. Они интригуют против преданного слуги императора, и тот в итоге переводит генерала в Курск. Достигнутые здесь успехи в борьбе с недоимками и лихоимством обращают на себя внимание государя, и Муравьев призывается в столицу, где поочередно занимает должности директора Департамента податей и сборов, сенатора, управляющего Межевым корпусом. Получает гражданский чин тайного советника, а следом – звание генерал-лейтенанта. С 1 (13) января 1850 года Муравьев – член Государственного совета.

Вскоре после вступления на престол Александра II получает очередной воинский чин и назначается министром государственных имуществ. Запомнился современникам принципиальностью и неподкупностью. Находясь в почтенном возрасте и высоких чинах, любил под видом простого обывателя пройти по рынку, присутственным местам, добывая информацию о нечистоплотности чиновничества и других безобразиях, чем наводил страх на мошенников: «Вот придет проклятый муравьишко и утащит тебя в свою нору». А когда гламурные недруги пытались его поддеть, интересуясь пикантными подробностями декабристского периода жизни, он без смущения отвечал: «Я не из тех Муравьевых, коих вешают. Я из тех, которые сами вешают».

Царь-освободитель и генерал-консерватор


Однако Александр II не любил Муравьева. Генерал в пику царю-освободителю выступал за постепенное изменение крепостного строя, за что в либеральных кругах, близких монарху, получил клеймо «Консерватор». Напряжение в отношениях достигло апогея к 1861 году. В результате – отставка.

Но в ней Муравьев пробыл недолго. В 1863-м вспыхнул очередной мятеж в Польше, неоднозначно воспринятый не только в Европе, но и в России. К примеру, лондонский сиделец Герцен на страницах издаваемого им «Колокола» призывал русских офицеров «идти под суд в арестантские роты, быть расстрелянным, поднятым на штыки, но не подымать оружия против поляков». Мятежу способствовала весьма либеральная политика наместника в царстве Польском великого князя Константина Николаевича и виленского генерал-губернатора Владимира Назимова. Оба медлили с введением чрезвычайного положения. Напуганный размахом мятежа, перекинувшегося в западные области России, император вспомнил о верноподданных, способных действовать решительно. На аудиенции по поводу своего назначения на должность виленским, гродненским и минским генерал-губернатором, командующим войсками Виленского военного округа с полномочиями командира отдельного корпуса Муравьев произнес: «Я с удовольствием готов собою жертвовать для пользы и блага России».

Несмотря на свои 66, он бодро взялся за дело, начав с кадровых перестановок. Подход Муравьева заключался в том, что чем жестче он возьмется за подавление, тем скорее и с меньшим числом жертв решит проблему. По его распоряжению имения польских помещиков, замеченных в активной поддержке восставших, отбирались в пользу государства. В результате этих действий удалось лишить мятежников денежной поддержки.

Муравьев использовал и меры устрашения – публичные казни, которым, однако, подвергались лишь непримиримые и виновные в убийствах. Всего были повешены 128 человек, от 8200 до 12 500 отправлены в ссылку, арестантские роты или на каторгу. Примерно из 77 тысяч повстанцев уголовным наказаниям разного рода подверглись лишь 16 процентов. Вместе с тем мятежники казнили несколько сот мирных граждан, 1174 российских солдата и офицера были убиты либо пропали без вести.

Успехи Муравьева, несмотря на поток критики из либеральных петербургских салонов, произвели в России большое впечатление. Осыпанный благодеяниями, среди которых графский титул с правом зваться Муравьевым-Виленским, он подает прошение об отставке в полном осознании исполненного долга.

Как оказалось ненадолго. В апреле 1866-го на Александра совершено покушение. Стрелявший – студент Каракозов задержан. Следствие поручено графу Муравьеву-Виленскому. Тяжелобольной 70-летний старик с честью исполняет последнее царское поручение: террорист приговорен к повешению. Своих постов лишились несколько должностных лиц, косвенно виновных в теракте. До приведения приговора в исполнение Муравьев не дожил несколько дней, преставившись 31 августа (12 сентября) 1866 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище. Александр II провожал своего подданного до самой могилы.

Герцен отозвался о смерти графа в своем стиле: «Задохнулся отвалившийся от груди России вампир». Федор Тютчев откликнулся эпитафией:

На гробовой его покров
Мы вместо всех венков
кладем слова простые:
Не много было б у него врагов,
Когда бы не твои, Россия.
Автор: Роман Илющенко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/29978


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Кот недоученый 9 апреля 2016 06:43
    Запомнился современникам принципиальностью и неподкупностью как нужны такие люди во власти сейчас!
    1. martin-159 9 апреля 2016 08:51
      Вот только нужны ли власти такие люди?
      1. Шульц 9 апреля 2016 15:07
        Царствие небесное воину Михаилу, защитнику земли Русской от злых козней ляхских супостатов. Беда в том, что в наше время подобные герои долго не живут - им уготована судьба Ахромеева, Ачалова, Рохлина, Илюхина и далее по списку памяти 93 года.
      2. Комментарий был удален.
      3. Иван Иваныч 9 апреля 2016 19:53
        это вопрос или утверждение?
      4. AKuzenka 13 апреля 2016 18:16
        Власти - да, агентам влияния, лизоблюдам и прочей швали у власти - нет.
        1. Ратник2015 13 апреля 2016 18:49
          Цитата: AKuzenka
          Власти - да, агентам влияния, лизоблюдам и прочей швали у власти - нет.

          Это давняя проблема управления - "где взять квалифицированные и честные кадры, если наверх пролезает часто всякая шваль ?"
    2. ImperialKolorad 9 апреля 2016 09:25
      Цитата: Кот недоученый
      Запомнился современникам принципиальностью и неподкупностью как нужны такие люди во власти сейчас!

      Они не просто нужны, а жизненно необходимы.
      1. почти дембель 9 апреля 2016 12:30
        А Герцен то либерал-белоленточник еще тот! sad
        1. Никодимов 9 апреля 2016 17:38
          Не помню точно, цитирую классика по памяти:
          "Xep цена
          Дому Герцена!
          Обычно настенные надписи броски...
          С этой - СОГЛАСЕН!
          В. Маяковский"
    3. Lexa-149 10 апреля 2016 20:35
      И сейчас,и всегда!
  2. XYZ 9 апреля 2016 06:45
    Спасибо за честную статью восстанавливающую память о достойном человеке и патриоте, который несмотря на травлю, на поток лжи просто исполнял свой долг перед Богом, царем и Родиной. И пусть на совести местных либерастов и поляков останется эта приставка "вешатель", которой они пытались унизить его честь. Для нас он останется одним из героев Отечественной войны 1812 г. и умным, честным, деятельным генералом, искренне любящим свое Отечество.
    XYZ
    1. Наган 9 апреля 2016 06:56
      Цитата: XYZ
      И пусть на совести местных либерастов и поляков останется эта приставка "вешатель", которой они пытались унизить его честь.

      Как равно и "столыпинский галстук". Если что и было неправильно с повешением, так то, что слишком мало применяли.
  3. Egor123 9 апреля 2016 06:47
    Вот таких вот людей должна знать Россия! А не Ленина и Троцкого...
    1. zennon 9 апреля 2016 11:28
      Цитата: Egor123
      Вот таких вот людей должна знать Россия! А не Ленина и Троцкого...

      Какая разбудила Герцена?Либераст своего времени.В Лондоне отсиживался,тявкал от туда...Ничего не меняется!
  4. semirek 9 апреля 2016 07:02
    Истинный слуга государев!
  5. parusnik 9 апреля 2016 07:51
    Василий Розанов писал, что "его (Муравьёва) жестокость есть чистый миф, им же выдуманный". Известен анекдот из-за которого за Муравьёвым закрепилось прозвище "Вешатель": после подавления польского мятежа 1831 года, в котором он активно участвовал, на поступивший вопрос одного из гродненских горожан, не является ли новый губернатор «родственником моему былому знакомому Сергею Муравьёву-Апостолу, который был повешен в 1826 году?", Муравьёв ответил: "Скажите этому ляху, что я не из тех Муравьёвых, что были повешены, а из тех, которые вешают"...Русский писатель и общественный деятель Иван Корнилов писал:
    Дорогое для истинно русских людей имя М.Н.Муравьёва, восстановившего в 1863 году в Северо-Западном крае достоинство и честь русского имени и возбудившего в древнем православном крае русскую культурную жизнь, было предметом злобы и чёрной клеветы для всех врагов России...Непростительно, что русские историки пренебрегали своим нравственным долгом и оставляли без внимания изучение крупнейшего события минувшего столетия — созданную М.Н. Муравьёвым и прожившую, к несчастию, менее пяти лет русскую народно-государственную систему управления Западною Россиею и Литвой...
  6. Korsar4 9 апреля 2016 08:37
    Тютчев словами не разбрасывался.
  7. кайман Гена 9 апреля 2016 08:45
    такого парня нашим либералам и казнокрадам в воспитатели, что бы пеньковый галстук всегда маячил бы у них в поле зрения.
  8. Aleksander 9 апреля 2016 10:24
    Подход Муравьева заключался в том, что чем жестче он возьмется за подавление, тем скорее и с меньшим числом жертв решит проблему


    Вот он корень решения проблем, связанных с "либеральными-"освободительными" бунтами: подавить жестко, но и законно: и для государства с наименьшими потерями, да и для самих преступников-с небольшими.
    Замечательный был генерал и, главное, губернатор!
  9. Горный стрелок 9 апреля 2016 10:44
    его пример - другим наука... Нельзя миндальничать с теми, кто ввергает страну в хаос и разорение, какими бы лозунгами они не прикрывались.
  10. ovod84 9 апреля 2016 11:22
    Спасибо , многого не знал о нем . Такие честные люди необходимы всегда государству
  11. Bug 9 апреля 2016 14:14
    К примеру, лондонский сиделец Герцен на страницах издаваемого им «Колокола» призывал русских офицеров «идти под суд в арестантские роты, быть расстрелянным, поднятым на штыки, но не подымать оружия против поляков»

    ё-маё.. ептыть.. 1 в 1..... ничего не меняется... ё-маё...
    Bug
  12. Ратник2015 9 апреля 2016 18:44
    В целом статья хорошая, даже ПРАВИЛЬНАЯ, хотя написана не для ВО, а лишь перепечатка.

    Но есть несколько уточняющих моментов.

    Вспыхнувший в 1830 году мятеж в Польше укрепил Муравьева в его представлении об основных угрозах.
    Интересно, о каких же ? Просто параллельно Россия вела войну с Турцией, с Персией и была охвачена первой сильной эпидемией холеры.

    принимает участие в разгроме бузотеров в Витебской, Минской и Виленской губерниях.
    Российская империя смогла лишь с большим трудом и напрягая много сил подавить Польский мятеж 1830-31 гг. Я бы не стал в таких выражениях и пренебрежительно говорить о них - это роняет достоинство русских войск, победивших сильного и мужественного врага.

    Примерно из 77 тысяч повстанцев уголовным наказаниям разного рода подверглись лишь 16 процентов.
    Автор явно ошибается - небыло у поляков в 1863 году ни столько войск, ни столько просто участников мятежа. Он явно спутал с 1830 годом, когда реально вся Польша поднялась против нас. А вот восстание 1863-64 годов - это были лишь мелкие полупартизанские действия кучки шляхты, народные массы поляков (видимо хорошо запомнив урок 1831 года) совершенно не поддержали в этот раз мятежников.
  13. Игорь К-град 11 апреля 2016 01:31
    Насколько помню из одной работы по истории Северо-Западного края в 1860-е годы, непосредственно с одобрения Муравьёва-Амурского было казнено 67 польских "революционеров" и их сторонников. Причём практически все - обоснованно. С другой стороны от рук революционных польских "экзекуторов" погибло до 3 тысяч человек. А проблему польско-шляхетского восстания Муравьёв решил достаточно просто: он не побоялся создать из белорусских, литовских и латгальских крестьян патрули и вооружить их. После чего местные (тутэйшие) крестьяне переловили перевозбужденных польских панычей как курят.
  14. Ратник2015 11 апреля 2016 16:36
    Цитата: Игорь К-град
    непосредственно с одобрения Муравьёва-Амурского было казнено 67 польских "революционеров" и их сторонников.

    Ну постановлениями военно-полевых судов было расстреляно и повешено намного больше, не заблуждайтесь, наши предки небыли добрыми и беззащитными овечками. Видимо эта цифра тех мятежников, над которыми шли "нормальные" судебные процессы.

    Цитата: Игорь К-град
    он не побоялся создать из белорусских, литовских и латгальских крестьян патрули и вооружить их.
    Но и не только - после убийств одиночных солдат или маленьких групп россиян была ещё введена коллективная ответственность и царской администрацией было заявлено, что будет наказана целиком вся община, на территории которой было произведено убийство или осквернение храма.

    Т.е. с одной стороны - больше доверия лояльной части населения бывшей Речи Посполитой, с другой стороны - больше ужесточение. Ну и конечно уроки 1830-31 гг. "пошли в прок", не поддержал народ полонофильских мятежников-националистов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня