Несущий винт Европы

Несущий винт Европы


Вряд ли лет тридцать-сорок назад кто-то мог бы представить, что павильоны и стоянки авиационных салонов будут просто забиты европейской техникой. В то время, в полном соответствии с политической обстановкой в мире, лидерами в этой отрасли были страны, расположенные «по краям» Европы – СССР и США. Однако в силу ряда обстоятельств сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века, европейские производители авиационной техники стремительно «пошли на взлет».

Больше всех развернулись производители вертолетов, а именно фирмы Eurocopter (появилась в результате слияния немецкой Daimler-Benz Aerospace AG и вертолетного отделения Aérospatiale) и AgustaWestland. Они, конечно, не вытеснили полностью с европейского рынка американские и советско-российские машины, но лидирующие позиции заняли. Так, за последние 15 лет доля американцев из Bell на европейском рынке упала в два раза до 14-15%.


Что же до общемировых цифр, то Eurocopter в 2010 году поставили заказчикам почти 530 вертолетов различных моделей. У «Агусты» показатели скромнее – всего 171 проданный вертолет. В процентном соотношении только эти две европейские фирмы обеспечивают техникой более 60% мирового рынка вертолетов.

Одна из главных причин успеха европейских вертолетов – правильный подход к назначению продукции. За небольшим исключением (например, боевой Eurocopter Tiger), европейские фирмы делают многоцелевые вертолеты, более перспективные в рыночном отношении. По понятным причинам, такие машины покупают не только военные, но и различные другие организации, в том числе и коммерческие. Стоит сказать об «отраслевом» распределении винтокрылых машин. Из 8700 вертолетов, находившихся в эксплуатации в Европе в прошлом году, более 3600 единиц использовались как машины общего назначения, более 1500 вертолетов находились в частном или корпоративном использовании, и около 1400 работали в качестве воздушного такси или в чартерных перевозках. И только на четвертом месте оказались полицейские вертолеты – без малого девять сотен. Пожарные, медицинские и другие «отрасли» по численности находятся далеко позади. Из этих цифр можно сделать следующий вывод: коммерческие организации «распробовали» вертолетную технику и оценили ее удобство. В ближайшие годы, скорее всего, количество машин в самых «популярных» отраслях будет продолжать расти, причем активнее, чем в других.

Хотя рано или поздно наступит тот момент, когда у потенциальных покупателей будет значительное количество пусть даже устаревших, но не выработавших свой ресурс, машин. Но и в этом случае вряд ли производство сильно упадет: некоторое насыщение рынка и сокращение покупательской активности уже наблюдается. Однако по сравнению с наиболее удачным годом последнего десятилетия, которым был 2008-й, падение продаж того же «Еврокоптера» не выглядит фатальным – 588 единиц в 2008-м против 527 в 2010-м. Но вышеописанное сокращение больше касается частных фирм и организаций, в которых воздушные перевозки играют сугубо вспомогательную роль. А вот правоохранительные органы и экстренные службы, при всех особенностях их работы, будут постоянно нуждаться в обновлении парка, что только на руку «Агусте» и «Еврокоптеру». Но это только в теории. На практике же Испании, Португалии, а тем более Греции сейчас не до новых вертолетов, тем более, старые пока еще не выработали ресурс и пригодны для эксплуатации. Выправить эту ситуацию, по мнению производителей и банков, должны специальные лизинговые предложения, однако, ожидания могут и не оправдаться.

Если все финансовые ухищрения действительно пойдут на пользу рынку, то доля мирового вертолетного парка, используемая в Европе, может подрасти. В прошлом году она составляла 20%. Для сравнения, подобная цифра Соединенных Штатов – 43%, а ближайшие преследователи Европы в лице Канады, СНГ и Австралии эксплуатируют всего по 6% от всего количества вертолетов. В абсолютных цифрах, как уже говорилось, в Европе используется около 8700 машин. Причем за десять лет европейский парк увеличился почти на 3100 вертолетов, и это без учета замены старых. И большая часть новых машин, заменивших старые, как это понятно, имеют европейское происхождение.

Некоторый оптимизм в отношении роста рождает тот факт, что две трети вертолетов эксплуатируется всего в пяти странах Европы (включая Россию). Причем наша страна находится на первом месте с почти 1800 вертолетами. Замыкают пятерку лидеров 725 машин с немецкими опознавательными знаками. Такое «несправедливое» распределение вертолетов в Европе может подтолкнуть страны из конца списка на закупку новых машин. Хотя тот же Кипр с его 21 вертолетом вряд ли нуждается в новых – на миллион человек населения там приходится 23 машины, что в два раза больше, чем в России или во Франции. Хотя Кипру очень далеко до Норвегии, где на тот же миллион выходит почти полсотни вертолетов.

Подводя итоги, можно сказать, что в тихом омуте, который представляло собой европейское вертолетостроение лет тридцать-сорок назад, выросли матерые черти, которые уже отхватили две трети мирового рынка и отказываться от них, как показывает практика, не собираются. К тому же вряд ли Eurocopter или AgustaWestland собираются останавливаться на достигнутом. Поэтому если Bell, Sikorsky или «Миль» хотят, как минимум, вернуть былую долю рынка, то им придется серьезно поработать. Возможно даже в кооперации с европейцами. Тем более, европейские вертолетостроительные фирмы имеют весь набор инфраструктуры, необходимой для полноценного создания вертолетов с хорошими коммерческими перспективами.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. dred 15 декабря 2011 11:28
    Сейчас набирает обороты компания августа.
    dred
  2. Anatoly 15 декабря 2011 11:58
    Ждём новинку,обещанную концерном Камова!
    Вообще,наша авиация радует в последнее время. Для многих сюрпризом! bully
    Anatoly
    1. Алексей Приказчиков 15 декабря 2011 17:19
      Да я видел несколько легких вертолетов было презентовано потом машина для замены ми 26 тоже была прехентована Авионка у нее кстати шикарнейшая. Плюс завод строят под Питером двигателестроительный чтоб нафиг моторсич с российского рынка выкинуть.
      Алексей Приказчиков
      1. Voodoopeople 15 декабря 2011 17:28
        Цитата: Алексей Приказчиков
        потом машина для замены ми 26

        - Какая? Ми-26 приказали жить минимум 15 лет еще. А это - дофига.
        Цитата: Алексей Приказчиков
        Авионка у нее кстати шикарнейшая.

        - Что именно?
        Цитата: Алексей Приказчиков
        Плюс завод строят под Питером двигателестроительный чтоб нафиг моторсич с российского рынка выкинуть.

        - Там будут делать двигатели для Ми-26?
        Voodoopeople
        1. Алексей Приказчиков 15 декабря 2011 17:42
          Претпологается что да там целый комплекс строят на сайте поищите вроде была статья я потом еще интервью руковолства читал посути его и строят чтоб неоткого не зависеть. Что касаемо замены ми 26 индекс непомню его на выставке показывали. И я неспорю что он еще нескоро 26го заменит. Его допилят тоько к 15 году, производство вроде к 17му планируют начать. И он вроде не для вояк.
          Алексей Приказчиков
    2. Tjumenec72 15 декабря 2011 21:44
      ... а какую новинку камова ожидаем?
      Tjumenec72
      1. Алексей Приказчиков 16 декабря 2011 01:42
        Дык не помню помню что он на 26 был похож электроника там класс, вопще машина шик и грузоподьемность выше короче очень крсивый и перспективный но он будет только к 15году кстати из за движка. Машина милевская, а вопще счас столько настряпали всего что в ближайшее время ждем много приятных сюрпризов.
        Алексей Приказчиков
        1. Tjumenec72 16 декабря 2011 12:10
          ... ни чего не советского, на данный момент, мне не знакомо.
          Одни только фантазии на тему перспективного ударного вертолёта ПЯТОГО поколения (ща всё перспективное - пятое априори lol ).
          Очень буду рад если ошибаюсь ...
          ... из нового знаю только ансат
          Tjumenec72
      2. бук 6 февраля 2012 21:17
        ка-52к на подходе!!
        бук
  3. Voodoopeople 15 декабря 2011 17:48
    Цитата: Алексей Приказчиков
    Претпологается что да там целый комплекс строят

    - Там не все так.
    На Ми-26 стит самый мощный в мире вертолетный движок Д-136 серии 2, не ВК-2500
    Voodoopeople
    1. Алексей Приказчиков 15 декабря 2011 19:35
      Окей а что мешает его там производить в конце концов можно спецов с мотор сича прекупить купить им в Питере квартиры, дать зарплату как нормальным русским работникам и вуаля. А производсвенную линию купить не вопрос есть деньги а все остальное будет.
      Алексей Приказчиков
      1. Anatoly 15 декабря 2011 21:32
        Логично.. было бы желание.
        Anatoly
        1. Алексей Приказчиков 15 декабря 2011 21:56
          Дык есть оно желание то просто время нужно, а самое главное что деньги есть на всю эту красоту и что мы не побираемся как некоторые, пальцем показывать не буду. А на Украине они все равно некогда таких днег не получат и такого камфорта как у нас.
          Алексей Приказчиков
        2. Voodoopeople 15 декабря 2011 22:03
          Цитата: Anatoly
          Логично.. было бы желание.

          О желании лет 10 уже ходят разговоры.
          Voodoopeople
          1. Алексей Приказчиков 16 декабря 2011 01:40
            Ну это когда было в начале нулевых было не дожиру быть бы живу. А счас вон старые заводы модернят новые строят, так что все нормально для моей страны покрайней мере.
            Алексей Приказчиков
    2. Tjumenec72 15 декабря 2011 21:45
      все верно завод ориентирован на ВК-2500 и ВК-3500 в перспективе ...
      Tjumenec72
  4. Gonoriy 22 декабря 2014 22:58
    Ну что же европейцы делают достойные машины, вот и секрет успеха.Хотя до США и России еще не дотягивают.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня