Новая бронированная платформа NGP (Neue Gepanzerte Plattformen), которую не построили

Новая бронированная платформа NGP (Neue Gepanzerte Plattformen), которую не построили


Еще во время Второй Мировой войны немецкая военная промышленность показала, как она любит всяческие инновации и околофантастические проекты. С одной стороны, это съедало немало денег, так важных для воюющей страны, а с другой - немало тогдашних концепций позже нашли полноценное применение. После Войны немецкие конструкторы не отказались от своей тяги к новинкам и, среди прочих, одними из первых стали работать над унифицированными бронированными платформами.


Вернее, как это обычно бывает, военные провели ряд консультаций в своей среде и с инженерами, составили примерный облик бронемашины ближайшего будущего и выделили все эти работы в отдельную тему под названием NGP (Neue Gepanzerte Plattform – Новая бронированная платформа). Правда, острословы-скептики почти сразу придумали новую расшифровку: NieGebaute Panzer (танк, который еще не построен). Было это в начале 90-х годов прошлого века. Немецких военных можно было понять – идея единой основы для целой линейки техники различного назначения и через двадцать лет не устарела и считается перспективной. Кроме того, Бундесвер не хотел лишних трат, а унификация как раз очень хорошо сказывается на финансовой стороне любого проекта, особенно проекта, подразумевающего полное перевооружение армии.

Сроки на работы были оговорены следующим образом: до 1996 года разрабатывался план работ и облик платформы, к 99-му надо было создать техническое задание и начать конкурс по разработке. До 2005 года планировалось довести до ума танк, а до 2009-го и БМП на его основе. К 15-му году планировалось начать вооружение войск новыми танками и БМП, а после 20-го добавить к ним и прочие машины семейства NGP (БРЭМ, зенитная самоходка, машина поддержки танков, саперный танк и т.д.).

Первым делом инженеры стали прорабатывать вопрос экипажа. В свое время автомат заряжания позволил сократить его. Исходя из этой логики, предполагалось автоматизировать и другие составляющие работы бронемашины для дальнейшего уменьшения количества человек в танке. В 91-м был построен испытательный модуль, представлявший собой двухместную кабину. Конечно, пришлось плотно поработать над автоматизацией различных процессов, но в итоге удалось сократить экипаж до двух танкистов. Однако все это потребовало больших затрат времени, и полноценный опытный модуль отделения экипажа под названием KRM был готов только в 1997 году.




Параллельно с модулем экипажа прорабатывались вопросы защиты, вооружения и дополнительного оборудования. Причем варианты рассматривались даже фантастические: всерьез рассматривали возможность использования на NGP электромагнитной пушки калибром 140 миллиметров. Однако от этой идеи довольно быстро отказались – по вполне объективным причинам у человечества еще долго не будет подходящих для мобильной техники образцов подобного оружия. Так что танк NGP должен был нести старую добрую «пороховую» пушку. С калибром долго не колебались – выбрали привычные 120 мм, хотя и подумывали насчет перспективной 140-мм пушки.

Поскольку проект рассчитывался на перспективу, было решено искать новые способы улучшения защиты. Из нескольких вариантов выбрали модульное бронирование. Таким образом, ходовая часть, имеющая собственную броню, может быть «прикрыта» дополнительными бронепанелями, улучшающими защиту. Соответственно, БМП семейства NGP, не оснащенная дополнительным бронированием, могла иметь меньший вес и ходовые качества, свойственные этому классу техники. Танк, в свою очередь, еще на заводе должен комплектоваться панелями соответствующей толщины. При этом рассматривалась возможность их демонтажа для облегчения перевозки танков самолетами: танк летит отдельно от дополнительной брони.

Что же до двигателя, то, не мудрствуя лукаво, решили выбрать сравнительно компактный мотор соответствующей мощности. Малые габариты двигателя были не причудой, а необходимостью. Дело в том, что моторное отделение на платформе NGP изначально планировалось делать в кормовой части. Для танка это не страшно, а боевая машина пехоты в таком случае рискует потерять полноценное отделение для десанта. Соответственно, двигатель должен быть небольшим и не мешать размещению солдат. Правда, в то время Германия еще не имела двигателя с подходящими характеристиками, но в Бундесвере по этому поводу не печалились: времени на создание NGP было достаточно и моторостроители точно успели бы к сроку.

В 1996 году, когда Бундесвер определился с обликом будущей машины, к работам было привлечено сразу несколько фирм: Krauss-Maffei, Mak Systemgesellshaft, Henshel–Wehrechnik и другие. К тому времени облик NGP выглядел следующим образом:
- модульность. Основа всей линейки. Позволяет установить на одну ходовую часть набор блоков, предусмотренных конструкцией конкретной машины.
- боевая масса около 55-60 тонн для тяжелой БМП и 55-70 для основного боевого танка.
- плотная компоновка. За счет нее планировалось обеспечить максимальные объемы для полезной нагрузки (боекомплект для танка и десант для БМП) или небольшой размер машины.
- размещение всего экипажа внутри корпуса и необитаемая башня. Для этого и создавался модуль KRM.
- двигатель мощностью не менее 1800 л.с. Именно такой дизель должен был обеспечить нужные ходовые качества достаточно тяжелой машины.
- многослойная модульная броня. Как уже говорилось, должна была обеспечивать и защиту, и удобство производства и эксплуатации, а также облегчать транспортировку машин имеющимися средствами.




- активная защита. Все машины семейства, за исключением вспомогательных, должны были нести комплексы активной защиты. Что же до ремонтно-эвакуационных и других аппаратов на базе NGP, то ими тогда еще просто не занимались, так что в перспективе и они могли получить достаточную защиту.
- современная электроника, обеспечивающая управление крупнокалиберным орудием танка и малокалиберной пушкой БМП. Конечно же, разный набор аппаратуры для каждой машины.

В целом, на тот момент NGP выглядел весьма интересным и перспективным проектом. Дело даже дошло до бронированной демонстрационной машины EGS, в которой были совмещены компактность, хорошие ходовые качества и модуль экипажа. Среди прочего, EGS наглядно показал, насколько полезным для современного танка является небольшой фронтальный силуэт и как хорошо на его уменьшении сказывается расположение экипажа внутри корпуса.
Но… В 1996 году от NGP «отпочковалась» программа PUMA (Panzer Unter Minimalem Aufwand - бронемашина с минимальной стоимостью). С требованиями к ней определились сравнительно быстро, и уже в конце февраля 98-го Бундесвер выпустил документ, регламентирующий развитие немецкой бронетехники.

К сожалению, NGP в нем отводилась меньшая роль, чем хотелось бы. В частности, это сказалось и на финансировании Новой Бронеплатформы. А к 2001 году стало ясно, что PUMA имеет большие перспективы и обойдется гораздо дешевле, чем создание БМП из семейства. Поэтому NGP закрыли, а ряд наработок, в том числе и модульное бронирование, перешел «по наследству» новому проекту. Таким образом, отдав многое новой машине, «Танк, который еще не построен» стал «Танком, который не будет построен». Однако от унифицированного бронесемейства отказались только в Германии. Другие страны – Швеция, США, Россия и даже Польша – активно занимаются этим направлением. Постигнет ли их технику судьба NGP, пока неизвестно.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти