Первый военный пароход России

14
Первый военный пароход России


29 марта 1823 года заложен первый боевой пароход российского Военно-морского флота «Метеор»

Первый пароход в России был построен еще в 1815 году. Через три года свой первый паровой корабль получил Балтийский флот, еще через два года первый пароход появился и на Черноморском флоте. Однако это были именно невооруженные буксиры, оснащенные паровой машиной и гребными колесами, — они предназначались для грузоперевозок и буксировки парусных судов военного флота.

И только весной 1823 года на верфях Николаевского адмиралтейства был заложен первый пароход, вооруженный пушками и приспособленный не только для вспомогательных работ, но и для боевых действий. Первый военный пароход России предназначался для Черноморского флота — на Балтике после побед над Швецией у нашей страны в тот период не было сильных противников, а вот в Черноморском регионе отношения с Османской империей оставались традиционно сложными. Поэтому первый боевой пароход России стали строить именно здесь.

Инициатором создания первого вооруженного парохода был командующий Черноморским флотом вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг, опытный моряк, неоднократно совершавший дальние плавания в Тихом океане, воевавший как в Средиземном море, так и на Балтике. Постройку первого боевого парохода адмирал Грейг поручил одному из лучших кораблестроителей России того времени — полковнику Корпуса корабельных инженеров Илье Степановичу Разумову.

Илья Разумов учился корабельному делу на верфях Петербурга, в Англии и Голландии. В начале XIX века во время войн с Францией и Турцией он был старшим корабельным мастером в эскадре адмирала Грейга, отправившейся из Кронштадта воевать в Средиземное море. В 20-е годы XIX столетия только в Николаеве полковник Разумов построил 40 судов, всего же он участвовал в создании свыше сотни кораблей.

Строительство первого боевого парохода, получившего имя «Метеор», велось два года. Летом 1825 года корабль был спущен на воду и после окончания всех работ и испытания паровой машины вошел в состав Черноморского флота. Пароход длиной почти 37 метров и шириной свыше 6 метров имел на вооружении 14 пушек.

Две его паровые машины общей мощностью 60 лошадиных сил были изготовлены в Петербурге на заводе принявшего российское подданство шотландского инженера Чарльза Бреда. Паровые машины позволяли «Метеору» даже в полный штиль при помощи двух гребных колес развивать скорость 6,5 узла (свыше 12 км/ч).

Уже через два года после вступления в строй пароход «Метеор» с успехом принял участие в боевых действиях. После начала русско-турецкой войны 1828–1829 годов одной из основных задач российского Черноморского флота стал захват турецких крепостей на побережье Кавказа. Форпостом турецкой армии, угрожающим Крыму и Кубани, тогда была сильная турецкая крепость Анапа. В конце апреля 1828 года к ней подошли основные силы нашего флота — семь линейных кораблей и четыре фрегата с немалым количеством десантных и вспомогательных кораблей.

В этом походе эскадру сопровождал и боевой пароход «Метеор». 6 мая 1828 года Черноморский флот начал десантную операцию для штурма Анапы. Турки контратаковали наши высадившиеся войска, и тут проявил себя «Метеор» — парусные суда не могли свободно оперировать совсем рядом с берегом из-за отмелей и дувшего с гор ветра, а пароход, имея небольшую осадку и свободу передвижения, легко переходил с одного места на другое возле берега и пушечными выстрелами поражал противника.

Именно действия не зависевшего от ветров парохода позволили нашим войскам успешно закрепиться на берегу возле Анапы и осадить крепость, которая пала через месяц. Так благодаря «Метеору» черноморский порт стал русским и впоследствии из турецкой крепости превратился в знаменитый курорт.

На этом успешное участие «Метеора» в той войне не закончилось — в следующем году он участвовал в штурме турецких крепостей на побережье Болгарии, включая наиболее сильно укрепленную Варну. В октябре 1828 года, после капитуляции Варны, император Николай I возвращался от болгарских берегов в Одессу на парусном линейном корабле «Императрица Мария». Парусник с русским императором на случай штиля и других непредвиденных обстоятельств сопровождал именно пароход «Метеор». Корабли благополучно прибыли в Одессу, выдержав на переходе жестокий шторм, продолжавшийся несколько суток.

Так заложенный 29 марта (17 марта по старому стилю) 1823 года «Метеор» с успехом открыл эру военного парового флота в России.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 апреля 2016 07:28
    Пароход "Метеор" был разобран в 1839 году...
  2. +4
    3 апреля 2016 08:38
    маловато.. хотелось бы подробностей особенно технических.
    p.c. за статью спасибо.
    1. +4
      3 апреля 2016 17:43
      «Метеор» — колёсный пароход Черноморского флота России
      Основные характеристики
      Водоизмещение 261 т
      Длина между перпендикулярами 36,6 м
      Ширина по мидельшпангоуту 6,1 м
      Осадка 2,21 м
      Двигатели две паровые машины завода Берда общей мощностью 60 номинальные л. с.
      Движитель 2 бортовых гребных колеса, паруса
      Скорость хода 6,5 узлов
      Вооружение
      Общее число орудий 14
      Машинно-котельное отделение парохода «Метеор», продольный разрез.
      Машинно-котельное отделение парохода «Метеор», продольный разрез.



      Принимал участие в русско-турецкой войне. 6 мая 1828 года в составе эскадры под командованием вице-адмирала А. С. Грейга высаживал десант под Анапой.
      24 июля 1828 года совместно с бригом «Меркурий» сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора» с императором Николаем I на борту.
  3. +3
    3 апреля 2016 08:47
    Автору спасибо! Про первый военный параход почти ничего не знал. Теперь знаю:-)
  4. +1
    3 апреля 2016 08:48
    Да, маловато.)))
    А шотландец,случайно, носил фамилию на Бёрд ли?
    Кстати, есть интересная книга "Одесса" выходит в море". В ней, как раз, написано о становлении парового флота на Чёрном море.
  5. -1
    3 апреля 2016 09:34
    Но по времени это был один из первых в мире кораблей.
    И железная дорога у нас была тоже одной из первых в мире.
    А мы всё про отсталую николаевскую Россию.
    1. +2
      3 апреля 2016 13:40
      Цитата: Cap.Morgan
      Но по времени это был один из первых в мире кораблей.И железная дорога у нас была тоже одной из первых в мире.А мы всё про отсталую николаевскую Россию.

      Проблема была не в том, что у нас в то время что-то создавалось или нет. Наука в России того времени была одной из самых передовых. Проблема была в возможности массово внедрения этих самых научных результатов. Если в России того времени смогли построить только одну железную дорогу, то в Англии их протяжённость измерялась тысячами километров (и это при несравнимо меньших территориях и расстояниях). Отсталость России была не в открытиях и возможностях штучного производства, а в перевооружении всего общества. Крымская война это показала достаточно рельефно. Второй раз на те же грабли наступили уже при втором Николае во время русско-японской войны.
      1. -1
        3 апреля 2016 15:51
        Проблема внедрения и производства у нас стояла всегда)))
    2. 0
      3 апреля 2016 18:22
      Совершенно с Вами согласен. Стереотипы в описании истории очень устойчивы. Оценка царствования Николая Первого, данная одним из первых почитателей западных "демократических ценностей" А.Герценом, очень устойчива...

      Николай, третий сын Павла Первого, как наследник и претендент на Российский Престол не рассматривался, и в следствии этого получил более практичное техническое образование(цесаревичи, обычно, были боольшие гуманитарии). Для желающих ознакомиться с этой частью жизни Императора представляю выписку из Википедии...

      "...Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай I проявил изрядные знания в области строительной техники. Так, он сделал удачные предложения в отношении купола Троицкого собора в Петербурге. В дальнейшем, уже занимая высшую в государстве должность, он внимательно следил за порядком в градостроительстве и ни один значительный проект не утверждался без его подписи[57].

      Им был издан указ, регламентирующий высоту частных зданий в столице[58]. Указ ограничивал высоту любого частного здания шириной улицы, на которой это здание строится. При этом высота жилого частного здания не могла превосходить 11 саженей (23,47 м, что соответствует высоте карниза Зимнего дворца)[59]. Тем самым была создана известная, и существовавшая до последнего времени Петербургская городская панорама.

      Зная требования к выбору подходящего места для строительства новой астрономической обсерватории, Николай лично указал место для неё на вершине Пулковской горы[60].


      В России появились первые железные дороги общероссийского масштаба, в том числе Николаевская железная дорога. Вероятно, что Николай I впервые ознакомился с технологиями паровозостроения и строительства железных дорог в возрасте 19 лет во время поездки в Англию в 1816 году, где будущий император посетил железную дорогу инженера Стефенсона[61]..."

      Желающим более полно ознакомиться с биографией и деяниями Великого Императора Николая Первого, рекомендую работы Шильдера и Полуэктова..
  6. +2
    3 апреля 2016 09:52
    В 1850 году в состав ЧФ РИ вошел пароходофрегат ,,Владимир'' ,который под командованием капитан-лейтинанта Г.И.Бутакова 5 ноября 1853 года атаковал и захватил турецкий военный пароход ,,Перваз-Бахри'' ,который впоследствии вошел в состав ЧФ РИ под названием ,,Корнилов'' ,а отличившийся мастерским управлением кораблем в бою Г.И.Бутаков получил звание капитана второго ранга и был награжден орденом св.Георгия 4 степени.К сожалению появление в составе русского флота пароходофрегата ,,Владимир'' омрачает личная глупость царя,который в то время правил Россией.Ну не был Николай Первый Петром Великим.В 1845 году командующий ЧФ РИ адмирал М.П.Лазарев обратился в Петербург с просьбой заказать в Англии железный винтовой пароходофрегат.Ответ из Петербурга гласил,что пароходофрегат должен быть не винтовым,а колесным.Так и был построен пароходофрегат ,,Владимир''.Через два года после прихода ,,Владимира'' из Англии на Черное море Николай Первый осмотрел его и совершил на нем переход из Николаева в Одессу.Во время перехода и выяснилась,кто был автором ,,модернизации'' корабля,да и вообще главным виновником отставания российского флота в постройке винтовых пароходов.Задумчиво глядя на вращающиеся колеса ,,Владимира'' император сказал командиру пароходофрегата капитан-лейтинанту Н.Аркасу:-Вот это,я понимаю,махины...Знаешь,я против гребных винтов.Какие-то маленькие,юркие,скрытные,не видно,как и работают.Что бы там ни говорили,не верю я в них...Вот такие тупые цари и довели Россию до 1917 года,тормозя своей неимоверной тупостью развитие государства.
    1. 0
      3 апреля 2016 16:04
      Цитата: Корветенкапитан
      ..Вот такие тупые цари и довели Россию до 1917 года,тормозя своей неимоверной тупостью развитие государства.

      При "тупых" царях Россия входила в пятёрку развитых держав.
      Именно при Николае стали строить первые железные дороги. Но не только. Появились электрические минные поля.Например.
      Тактика траншейной войны под Севастополем, весьма удачная,кстати, впервые в мире была применена при Николае.
      Синоп. Последняя битва парусного флота, турки были полностью уничтожены, английский советник бежал на паровом фрегате. Тоже при Николае.
      Блестящая выучка николаевской армии и флота способствовала локализации военных действий практически на одном небольшом театре - в Крыму.
      Измотанные двухлетней обороной Севастополя союзники не решились идти вглубь страны.
  7. +3
    3 апреля 2016 20:41
    Цитата: Cap.Morgan
    Блестящая выучка николаевской армии и флота способствовала локализации военных действий практически на одном небольшом театре - в Крыму.

    Про Альму и битву на Чёрной речке, что-нибудь слышали? Про Инкерман и Балаклаву?
    Бездарный Меншиков, дал возможность высадить десант англо-французскому, от которого потом успешно бегал. Если бы не флот, то сдал бы он Севастополь.
    1. 0
      4 апреля 2016 10:51
      Цитата: kvs207
      Цитата: Cap.Morgan
      Блестящая выучка николаевской армии и флота способствовала локализации военных действий практически на одном небольшом театре - в Крыму.

      Про Альму и битву на Чёрной речке, что-нибудь слышали? Про Инкерман и Балаклаву?
      Бездарный Меншиков, дал возможность высадить десант англо-французскому, от которого потом успешно бегал. Если бы не флот, то сдал бы он Севастополь.

      Бездарей всегда было много, что при царе, что в СССР, что в России или любой другой стране мира.
      Просто на мой взгляд мы очень любим свои неудачи выпячивать и громко о них кричать. Что-то не припомню я, чтобы где-нибудь в зап.европе или Америке с таким сладострастием рассказывали о своих поражениях, а если и рассказывают, то только в духе "но какие они были герои".
      1. 0
        4 апреля 2016 15:19
        В народе нет, а на профильных форумах (типа нашего) уже давно. Ардены там до косточек обглоданы, а мы что знаем про Ардены?