Тема преступности и потенциальных угроз, исходящих от мигрантской среды, обсуждена на Совбезе РФ
Вопрос эффективного осуществления миграционной политики – более чем серьёзная тема. Если учесть тот факт, что Россия все последние годы сама сталкивалась с массовым наплывом мигрантов, то выработка стратегии в этом вопросе напрямую связана с процессом совершенствования национальной безопасности.
Россия стала привлекательной для миллионов мигрантов из Средней Азии, Молдавии, Украины, республик Закавказья. Большинство этих мигрантов, прибывая в Россию, действительно занимается законной трудовой деятельностью и приносит определённую пользу и российской экономике тоже. Однако среди въезжающих в РФ миллионов мигрантов немало и тех, кто либо изначально ставит перед собой цель вхождения в криминальную среду, либо оказаться в этой среде его вынуждают те или иные обстоятельства. Какие обстоятельства – отдельный вопрос...
Если пытаться провести какое-то сравнение реалий с наплывом мигрантов в России и Евросоюзе, то, пожалуй, в отношении РФ просматривался существенный плюс в том, что в нашу страну прибывали граждане государств, в которых хотя бы представляют себе какую-то усреднённую ментальность ещё со времён проживания в едином государстве – СССР. Да, социокультурные связи во многом растеряны, и успело вырасти целое поколение людей, которые к России, мягко говоря, большого пиетета не испытывают. Но всё-таки, это люди постсоветского пространства, при работе с которыми хотя бы гипотетически можно найти общую тему для обсуждения, точки соприкосновения и на этом основании вести работу.
Европе в этом плане «везёт» куда меньше. В страны Евросоюза направляются потоки людей, которые ничего общего не имеют ни с европейскими принципами жизни, ни с европейской историей, ни с европейскими законами. Не просто не имеют, а даже не собираются ничего общего с этим иметь. Мало того, большинство таких людей прибывают в ЕС вовсе не с желанием устроиться на работу (хотя бы как те же среднеазиатские гастарбайтеры в РФ), а с желанием получать пособие и наслаждаться жизнью - как дань за то, что старушка Европа, содействуя США, устроила на их родной земле, разрушив не просто дома и улицы, а целые общественные и религиозные группы, жившие своей жизнью. Арабские и африканские мигранты хотят получить от Европы своеобразную компенсацию за всё то горе, которое западная цивилизация им причинила. Логика предельно проста: вы разрушили мой дом, лишили меня источника дохода – тогда я буду жить в вашем доме и буду пользоваться вашими доходами. Самое интересное, что как-то даже сложно в этом африканских и арабских мигрантов упрекнуть...
Однако стоит вернуться к России и заседанию Совета безопасности. Сравнение с европейской миграционной политикой хотя и в нашу пользу, но заниматься шапкозакидательством по этому поводу было бы странно. Слава богу, чепчики в воздух, решив, что в миграционной среде у нас все проблемы решены, никто не подбрасывает...
Чтобы разобраться в том, какую опасность несёт миграция, если она даже частично переходит в разряд неконтролируемой, достаточно обратиться к цифрам последних лет по проценту преступлений, совершённых мигрантами. Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ за 2012-2014 годы, почти каждое пятое преступление в Москве и Подмосковье совершают выходцы из республик бывшего СССР: от 16 до 23%. Причём в большинстве случаев это тяжкие преступления: убийства, грабежи, изнасилования. Мало того, речь идёт только о раскрытых преступлениях. Так, начальник Главного следственного управления СК РФ по городу Москве пару лет назад заявлял о том, что реальные цифры совершённых мигрантами преступлений в той же Москве, могут составлять около 60%. Причина появления такого более чем внушительного процесса связана с низкой раскрываемостью «мигрантских» нарушений буквы уголовного кодекса. Совершив преступление, «трудовой» мигрант может без особых проблем покинуть территорию РФ и, что называется, залечь на дно в своей солнечной республике. Хромающая раскрываемость связана ещё и с тем, что в России оставалось и продолжает оставаться большое число нелегалов, которых, по документам, как бы в стране нет, а они на самом деле есть, и своей правовой «невидимостью» могут пользоваться, и нередко пользуются. Только за январь-февраль 2016 года, по данным Портала правовой статистики , в России не раскрыто более 23 тыс. тяжких преступлений. За 2015 год – почти 164 тысячи! Это гигантские значения, показывающие, что у следственных органов, что называется, непочатый край работы.
Безусловно, нельзя всех мигрантов (а их по оценкам служб статистики в России официально около 8,8 млн. человек) грести под одну гребёнку и записывать в преступники или потенциальные преступники. Но и говорить о том, что все эти почти 9 миллионов человек белы и пушисты перед российским законом, тоже нет смысла.
Одна из серьёзнейших угроз безопасности России, - как отмечает президент Владимир Путин, - связана с наличием в стране так называемых спящих террористических ячеек. Завербованные представителями международных террористических группировок выходцы из различных республик бывшего Советского Союза в России сами приступают к активной вербовочной деятельности, используя для этого чаще всего социальные сети и религиозные предлоги. Формируемые ячейки либо остаются на территории РФ, предпринимая попытки осуществления диверсий и террористических актов, либо отправляются за пределы страны (в ту же Сирию), чтобы примкнуть к боевикам и взяться за оружие.
Из заявления Владимира Путина:
Президент напомнил, что до 2025 года в России действует Концепция государственной миграционной политики, направленная на то, чтобы повышать эффективность миграционного контроля и быть открытыми для тех, кто готов уважать российские законы, культуру, традиции, русский язык и заниматься приносящим пользу трудом.
Актуальность вопроса повышения эффективность миграционной политики связана ещё и вот с чем: для России отнюдь не гарантировано то, что в скором времени арабы, африканцы, афганцы и другие беженцы не повалят и в нашу страну. Откровенно говоря, вряд ли стоит ожидать, что те же сирийские и ливийские беженцы (даже если конфликты в этих странах будут рано или поздно потушены) решат сразу же вернуться к себе на Родину. Многим попросту некуда возвращаться – нет ни дома, ни работы, ни хоть каких-то перспектив. А потому повторять опыт фрау Меркель по «политике» открытых дверей – явно не тот вариант, на которую должна сегодня делать ставку Россия. Слава богу, что на этот вариант федеральные власти ставок и не делают.
Информация