Military Review

Flight over the Afghan nest

9
Flight over the Afghan nest



And it seems to me that I, together with them, are walking in “kirzacs” across the dusty land of Afghanistan, with wary attention to the unsteady silence that can explode at every minute, destroy all living things. And not to put into words that special feeling of feminine holiness that comes every time when you communicate with real men, tempered in battles, which have become a reliable support in a peaceful, everyday life. So, I continue a series of stories about Afghanistan. Met with an Afghan warrior, reserve lieutenant colonel Mikhail Modestovich Antonov and another Afghan. I understood: each of them has his own view of this war.



Mikhail Modestovich prepared for the meeting, immediately laid out the photos, explaining: “This is the intelligence about the caravan with weapons, we removed from the plane, it is the caravan itself. See, camels. This is a prison from the height of flight. ” Of course, it was no longer necessary to ask about the troops in which he served, and so it is clear that in front of me is a combat pilot. Immediately, Mikhail Modestovich opened a book dedicated to the Afghan war, where he was noted. The first thing that caught my eye - awards: the Order of the Battle of the Red Banner. Billets with questions somehow vanished by themselves, and the conversation began heart to heart, and not according to plan.

- Tell us about your awards. This is not the only one.

- Yes, there are medals and signs of the USSR, a medal from the Afghan government, awards for longevity, but I call everything jubilee. But the Order of the Military Red Banner, the military award, is the most significant for me.



- Did you get it for something specifically?

- When awarding took into account all the merits during his service in Afghanistan. After all, I was the leader in the group, corrected and directed the blows, and almost all of them were successful, they achieved the goal. Well, and probably more for the downed aircraft.

- Whose plane?

- Our. We are fighters, but there was practically no direct work in Afghanistan; We mainly delivered bomb strikes, eliminated caravans with weapons, covered others. But, although rarely, they came into contact with the enemy. As a result of this contact, our plane was shot down. Pilot Sergei Privalov was able to reach the airfield and put the car in (by the way, he was also awarded the Order of the Red Banner). We did not want to lose the equipment, but we could not repair it ourselves. Then a group of specialists was sent to us from the Union, but on the very first day of their stay in Afghanistan they came under mortar attack. After spending the night in the trenches, the experts left us the calculations and left the next day. According to their calculations, we had to repair the plane on our own, and I, as deputy regiment commander, flew around. And I didn’t want to risk people, because the territory of the bypass is an area occupied by the mojaheds. But I was lucky, the tests were successful.



- In general, came under fire?

- Sometimes. In the area of ​​Peshawar, Panjshir gorge. After all, the main enemy forces were concentrated there, and at the same time the so-called Afghan “road of life” passed - the main line for motorcade, delivering military and civilian cargo from the USSR. But always successfully left from under fire.

- Fearfully?

- Of course. Being afraid when they shoot at you is normal. Therefore, on the first departures it was really scary, and it was remembered. You dive into the gorge, and towards the tracing shots of the Mujahideen - it is difficult to defeat fear, but necessary. In addition, with time you get used to it. By the way, they say that there are few landmarks in the mountains, it is difficult to remember the terrain. And even now I could fly around the whole of Afghanistan without a map. So everything crashed into the memory.



“But let's go back to where we might have started.” Mikhail Modestovich, tell us how and when you ended up in Afghanistan.

- In the summer of 1988, we were trained at an air base in the USSR. We have already talked about the withdrawal of troops, and we hoped that we would not get into this inferno. However, an order came, and our regiment 18 had already landed at the airfield in Bagram, where we replaced the Starokonstantinovsky regiment from Ukraine, which had been based here for a year. And our three squadrons remained in Afghanistan until the very conclusion.

- What was your job?

- We either covered our own, or struck blows at the enemy. True, we had one problem: very often orders for the destruction of the enemy came with a noticeable delay. For example, intelligence reported that such and such a kishlak has a base of mojaheds. As long as this information reaches the authorities, while they figure out what to do about it, until they sign the order, the enemy can already leave this territory, and peaceful people will be on it. You know, I had to see in the city maimed children, wounded old men and women - a sight not for the faint of heart. And, unwillingly, you wonder: both the mojahedin and we can be to blame for this. And for me the main task was to learn to distinguish between goals - military and peaceful, and try to destroy precisely those objects that carry danger. Over time, I really learned this. With the tightening of time and information leaks (yes, it was like that!) We also learned how to fight. Having received the intelligence data, we raised the squadron, and only after that the duty officer reported “up” about the decision to strike. Naturally, the planes can not be deployed, the leadership had to approve the decision without delay. Thanks to this tactic, we made many successful sorties.



- What about information leaks. Did you find out who did this?

- Unfortunately no. But the fact that they took place is a fact. If the combat mission was known in advance, then it was almost impossible to detect the target, usually a caravan of weapons. The Mujahideen already knew the time of the strike and hid: they laid camels, covered them with a camouflage net and climbed under it. To see such a disguised object from an airplane is unrealistic.

- Preparing for a conversation with you, I read what the modern press writes about this war. In more than half of the sources, the introduction of troops into Afghanistan is called "Soviet aggression." But this was what the government of the rebellious country asked for. And what is your attitude as a direct participant to those events?



- Afghanistan is a strategically important territory for both the USSR and the USA. If our troops had not entered, American troops would have entered. We had to think about the security of our borders, and we ensured it to the maximum. Yes, we had losses, but significantly smaller than those of the enemy. Unfortunately, peaceful people also died. Although "peaceful" is also relative. I was familiar with one Afghan family - they had eight adult children: four of them were on the side of the government, and four were in gangs. When I went to them, it was not for myself: they could not kill in the house, traditions do not allow, but the negative attitude was literally felt by the skin.

- About losses. Have they touched your regiment?

- In this regard, we worked very well - we had only one wounded. It’s worse with technology: three planes suffered. I already told you about one, the other was hit at the airfield during mortar shelling. There were no serious injuries, so we quickly restored it and flew on it also in Afghanistan and already in the USSR. The third plane is more complicated: somehow, during the departure, his engine failed, the pilot had to eject, and moreover, to the territory occupied by the Mujahideen. In this situation, everything worked perfectly - the pilot covered aviation to the approach of helicopters with a search and rescue team.



- It is clear that service in Afghanistan is not sugar, but what was the most difficult?

“The days when other troops were withdrawn, and we remained in place.” In the wake of the withdrawal, a certain feeling of relaxation appeared, and in Afghanistan it relaxed, which means it became a good target. It was necessary to struggle with this, to control this state, because they still shot anyway. And when our turn came out, we were left without cover. I went to negotiate with the motorized infantry in cooperation with our departure from Bagram, and there was no one there. And then we made the decision to independently carry out our cover. We even had to use threats with the Mujahideen: we promised that if we had at least one shot to our side, we would spread Bagram and all the nearby villages. Fortunately, everything worked out. We left our military camp in perfect order, but as soon as we took to the air, everything burned down below. They probably did not want to keep anything that, in their opinion, is related to the infidels.

- How was your return?

“After the withdrawal, we were deployed for another month at the airfield near Tashkent in full combat readiness, so that in the event of another coup d’etat, we would support the government loyal to the Union.” We returned to our home base, the Domna airfield in the Chita region, only in March. It was just a gift to women for the holiday.

- How did your wives, families react to the service?

- Yes, probably, everything is the same. After all, it is harder to wait than to directly participate in the events. Experienced very much, waited, hoped that everything would be all right. Sons, I have two of them, went to school without me.

- How did your future life and service?

- After Afghanistan, he served in Germany, and when the regiment was sent to disband, it turned out to be in the city of Morozovsk. Here and retired.

“Where are you from?”

- From the Leningrad region.

- There was no desire to return home?

- Hard to say. They gave housing here, and there I had nothing. I was cut off from my family all my life, so I wanted to get my own place, to live peacefully.

- And how does a combat pilot live "in the civilian world"?

- It was also possible to work in the civil sphere - the director of the commodity exchange, the general director of a plywood mill. Raised sons, they have learned, now work. But even in peaceful matters and concerns, we do not forget military friendship. Many of my colleagues live in Morozovsk and in the area, we constantly keep in touch, we are friends of families. If something happens, always call your friends, and they are the first to come to the rescue.



An ordinary person Sergey Likhodeev
- What should I write about me? - Surprised Sergei Mikhailovich Likhodeev, an Afghan warrior. - I have no titles and orders. A common person.

Modesty is the hallmark of many men who have gone through the hellish crucible of another cruel war. They do not consider themselves to be heroes, they often do not even understand who and why has unleashed a conflict, of which they have become unwitting hostages. Uniting Afghans is also the fact that they all remember with accuracy almost to the minute when they were in this war and when they returned home.

In 18, Sergei was called up for military service. At the recruiting station immediately reported - he will go to war in Afghanistan. However, at that time the place of service was not chosen, therefore for parents, even though they were worried, it did not become a surprise. Three months of quarantine in Frunze, the capital of the Kirghiz SSR, of which Sergei Mikhailovich was born, ended with a transfer to a transit point in the Afghan city of Kunduz, and then to a place of permanent deployment - in the town of Puli-Khumri.



“I was in Afghanistan from December 25, 1982 to February 10, 1985,” says Sergei Mikhailovich. - He served in an armored warehouse in a separate brigade of material support. He was a driver of KamAZ, drove loads, mostly spare parts tanks and armored vehicles.

Private Likhodeev traveled the whole country, carrying the necessary cargo. Although he did not become a driver right away: he served for six months as a scaffold truck, in other words, as a loader.

“At first, of course, it was scary,” recalls Sergei Mikhailovich. - But a person has a tendency to get used to everything, so I got used to it. Under serious shelling did not fall, although it happened, they were shooting in our direction from the Green Valley - this is how we called the area covered with trees, not far from the city.

Of the good Sergei Mikhailovich, the company was remembered - friendly and united, each of the guys, if necessary, at any time could provide support, come to the rescue.

The simple people of the rebellious Afghanistan are also remembered: they, like any other civilians, did not show aggression, but only observed how their country was slipping into chaos.

From the bad: charred cars on the roadsides, incredible heat, up to + 50 degrees, and a lot of terrible diseases: typhoid, malaria, hepatitis.

- I remember parental letters. - The face of the "Afghan" brightens. - Received them, as scheduled, every week. And also answered often. Unfortunately, none of this has survived. There was only a summons from the recruiting office.

After returning home to Kyrgyzstan, the junior sergeant Likhodeyev got a job as a driver, got married. Then, with the collapse of the Soviet Union, he moved to the Lipetsk region. Here he had two sons. Then there was the village of Urengoy, where he also worked as a driver, and in 2005, the family moved to the city of Morozovsk. The eldest son of Sergei Mikhailovich is a student, studying in Volgodonsk, and the youngest is still a schoolboy. Sergei Mikhailovich himself works as a salesman in a store, does not like to remember Afghanistan, and considers himself to be the most ordinary person. But we all know that the heroes of the people are not making orders and medals, but modesty and deeds.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. hohryakov066
    hohryakov066 April 4 2016 07: 29
    +8
    Thanks to the author for his attention and memory.
  2. Million
    Million April 4 2016 07: 56
    +9
    Good article! Little is now being written and shown about real heroes, more and more about "stars" of show business and other pop music ..
  3. Comrade Bender
    Comrade Bender April 4 2016 08: 03
    +12
    The revival of a normal memory of those events is already half the battle for the patriotic education of youth.
    Well, those who consider the Afghan war aggression will soon also appreciate the Great Patriotic War. They have all the prerequisites for this.
    Since 2001 The non-aggressors of the USA and their hangers-on (after the entry by the troops) did not build in Afghanistan a single school and not a single power plant, not a single factory, institute and not a single kilometer of roads. How much was done by the Soviet Union, during the period of its "aggression", everyone can find out for himself, for it is long to list. This is the difference between the "aggressor of the USSR" and "bearers of peace and democratic values."
  4. Nonna
    Nonna April 4 2016 08: 13
    +5
    More such articles - thanks Polina
  5. Gorodovik
    Gorodovik April 4 2016 12: 21
    .
    An ordinary article of which there are thousands. There is nothing new.
    But there are many things that are not talked about. About how all sorts of Chinese consumer goods were brought into the union. They told me how newcomers were surprised at the aluminum can with soda. They don’t tell anything unsightly. And the fact that 20 year olds were sent there. By which this war broke lives.
    But there are now veterans with breasts in anniversary medals.
    1. otto meer
      otto meer April 4 2016 13: 31
      +11
      I sincerely wanted to answer you with something so evil, biting. Then I thought ... Throwing beads in front of pigs ... Useless You are a human being. Sorry for you.
      1. Gorodovik
        Gorodovik April 4 2016 18: 14
        -5
        Em. And you can not offend. Or if you insult then speak for what. I told what happened. Or do you think that it was right then they sent a 20 year old forced to see death instead of life? You know, I heard about stories about Afghanistan. And you know, there’s nothing good in the Afghan war.
        If you think I want to insult veterans? I do not want. And more, I take off my hat to them. But if you speak, you need to tell the truth.
        You know, I know a man who left his leg there. And he begged the other to cut off. Here is the true afghan. And not the sweet memories that people who write everywhere tell.
  6. dFG
    dFG April 4 2016 20: 54
    +2
    Both the first and second articles are interesting, but I would like the author to write a story of the heroes of the USSR whose photos were applied to both articles at least briefly about each.
    1. efimovaPE
      April 5 2016 05: 31
      +2
      Thank you very much for the offer. I'll do it.
  7. Reptiloid
    Reptiloid April 6 2016 10: 37
    +2
    Thank you very much for the article.
    My mom told the following. When the first message about Afghanistan was broadcast on the radio, she was working in geology. They drank tea after work. After the words about their international duty, there was enthusiasm. "We need to support." served, educated, worked for several years. Then what - then my mother had another job.
    "Afghanistan is a strategically important territory for both the USSR and the USA" All the time I have evil thoughts about the plundered, stolen Soviet legacy. There were allies and partners all over the world ..

Полёт над афганским гнездом

Полёт над афганским гнездом


И кажется мне, что я вместе с ними шагаю в «кирзачах» по пыльной земле Афганистана, настороженно прислушиваюсь к зыбкой тишине, способной в каждую минуту взорваться, уничтожить всё живое. И не передать словами то особое ощущение женской святости, которое каждый раз приходит, когда общаешься с настоящими мужчинами, закалёнными в боях, ставшими надёжной опорой в мирной, обыденной жизни. Итак, я продолжаю серию рассказов об Афганистане. Встретилась с воином-афганцем, подполковником запаса Михаилом Модестовичем Антоновым и ещё одним афганцем. Поняла: у каждого из них свой взгляд на эту войну.

Полёт над афганским гнездом



Михаил Модестович подготовился к встрече, сразу разложил фотографии, объясняя: «Вот это разведданные о караване с оружием, мы снимали с самолета, это сам караван. Видите, верблюды. Это тюрьма с высоты полёта». Разумеется, спрашивать о том, в каких войсках он служил, было уже незачем, и так понятно, что передо мной боевой летчик. Тут же Михаил Модестович раскрыл книгу, посвященную афганской войне, где был отмечен и он. Первое, что попалось на глаза — награды: орден Боевого Красного Знамени. Заготовки с вопросами как-то сами собой улетучились, и началась беседа по душам, а не по плану.

— Расскажите о ваших наградах. Эта ведь не единственная.

— Да, есть медали и знаки СССР, медаль от афганского правительства, награды за выслугу лет, но все я называю юбилейными. А вот орден Боевого Красного Знамени, боевая награда, — самая значимая для меня.

Полёт над афганским гнездом


— Вы получили её за что-то конкретно?

— При награждении учитывали все заслуги за время службы в Афганистане. Я ведь был ведущим в группе, корректировал и направлял удары, причем практически все они были успешными, достигали цели. Ну и, вероятно, ещё за сбитый самолет.

— Чей самолет?

— Наш. Мы — истребители, но непосредственно нашей работы в Афганистане практически не было; в основном мы наносили бомбоштурмовые удары, ликвидировали караваны с оружием, прикрывали других. Но, хоть и редко, вступали в соприкосновение с противником. Вот в результате такого соприкосновения оказался подбит наш самолёт. Лётчик Сергей Привалов смог дотянуть до аэродрома и посадил машину (кстати, он также был награжден орденом Боевого Красного Знамени). Мы не хотели терять технику, но своими силами отремонтировать не могли. Тогда к нам выслали группу специалистов из Союза, но в первый же день пребывания в Афгане они попали под минометный обстрел. Пересидев ночь в окопах, эксперты оставили нам расчёты и уехали на следующий же день. Пришлось нам по их расчетам ремонтировать самолет самостоятельно, а я как заместитель командира полка проводил облёт. Да и рисковать людьми не хотелось, ведь территория облета — местность, занятая моджахедами. Но мне повезло, испытания прошли удачно.

Полёт над афганским гнездом


— А вообще попадали под обстрелы?

— Бывало. В районе Пешавара, Панджшерского ущелья. Там ведь были сосредоточены основные силы противника, и при этом проходила так называемая афганская «дорога жизни» — основная магистраль для автоколонн, доставлявших из СССР грузы военного и гражданского назначения. Но всегда удачно уходил из-под обстрела.

— Страшно?

— Конечно. Бояться, когда по тебе стреляют, — это нормально. Поэтому на первых вылетах было действительно страшно, и это запомнилось. Пикируешь в ущелье, а навстречу трассирующие выстрелы моджахедов — победить страх трудно, но надо. К тому же со временем и к этому привыкаешь. Кстати, говорят, в горах мало ориентиров, трудно запомнить местность. А я даже сейчас смог бы без карты облететь весь Афганистан. Настолько всё врезалось в память.

Полёт над афганским гнездом


— Но давайте вернемся к тому, с чего, возможно, надо было начинать. Михаил Модестович, расскажите, как и когда вы оказались в Афганистане.

— Летом 1988 года мы проходили подготовку на авиабазе в СССР. Уже говорили о выводе войск, и мы надеялись, что не попадем в это пекло. Однако пришёл приказ, и 18 августа наш полк уже приземлился на аэродроме в Баграме, где мы заменили Староконстантиновский полк из Украины, который уже год базировался тут. И наши три эскадрильи оставались в Афганистане до самого вывода.

— В чём заключалась ваша работа?

— Мы либо прикрывали своих, либо наносили удары по противнику. Правда, была у нас одна проблема: очень часто приказы об уничтожении врага приходили с заметным опозданием. Например, разведка сообщила, что у такого-то кишлака база моджахедов. Пока эта информация дойдет до начальства, пока они разберутся, что с этим делать, пока подпишут приказ, противник уже может покинуть эту территорию, а на ней окажутся мирные люди. Знаете, мне приходилось в городе видеть искалеченных детей, раненых стариков и женщин — зрелище не для слабонервных. И поневоле задумываешься: в этом могут быть виноваты как моджахеды, так и мы. И для меня главной задачей было научиться различать цели — военные и мирные, и стараться уничтожать именно те объекты, которые несут опасность. Со временем я действительно научился этому. С затягиванием времени и утечками информации (да-да, было и такое!) мы тоже научились бороться. Получив данные разведки, мы поднимали эскадрилью, и только после этого дежурный докладывал «наверх» о принятом решении на удар. Естественно, самолеты уже не развернешь, руководству приходилось без проволочек утверждать принятое решение. Благодаря такой тактике мы совершили много успешных вылетов.

Полёт над афганским гнездом


— Насчёт утечек информации. Вы выяснили, кто этим занимался?

— Увы, нет. Но то, что они имели место, — факт. Если о боевом задании было известно заблаговременно, то обнаружить цель, обычно это караван с оружием, было практически невозможно. Моджахеды уже знали время удара и прятались: укладывали верблюдов, накрывали их маскировочной сеткой и сами под неё залезали. Увидеть такой замаскированный объект с самолета нереально.

— Готовясь к беседе с вами, я почитала то, что пишет современная пресса об этой войне. Больше чем в половине источников ввод войск в Афганистан называют «советской агрессией». Но ведь об этом просило правительство мятежной страны. А каково ваше отношение как непосредственного участника к тем событиям?

Полёт над афганским гнездом


— Афганистан — стратегически важная территория как для СССР, так и для США. Если бы туда не вошли наши войска, вошли бы американские. Нам надо было думать о безопасности своих границ, и мы ее обеспечивали по максимуму. Да, у нас были потери, но значительно меньшие, чем у противника. К сожалению, погибали и мирные люди. Хотя «мирные» это тоже относительно. Я был знаком с одной афганской семьей — у них было восемь взрослых детей: четверо из них были на стороне правительства, а четверо — в бандах. Когда заходил к ним, было не по себе: убить-то они не могли в доме, традиции не позволяют, но негативное отношение буквально кожей чувствовалось.

— О потерях. Они коснулись вашего полка?

— В этом плане мы отработали очень хорошо — у нас был всего один раненый. С техникой хуже: пострадали три самолёта. Об одном я вам уже рассказал, другой был подбит на аэродроме при миномётном обстреле. Серьезных повреждений не было, поэтому мы быстро его восстановили и летали на нем ещё и в Афгане, и уже в СССР. С третьим самолетом сложнее: как-то во время вылета у него отказал двигатель, летчику пришлось катапультироваться, причём на территорию, занятую моджахедами. В этой ситуации все сработали безукоризненно — пилота прикрывала авиация до подхода вертолетов с поисково-спасательной группой.

Полёт над афганским гнездом


— Понятно, что служба в Афганистане не сахар, но что было самым тяжёлым?

— Дни, когда другие войска выводили, а мы оставались на месте. На волне вывода войск появилось определённое чувство расслабленности, а в Афгане расслабился — значит, стал хорошей мишенью. С этим надо было бороться, контролировать это состояние, ведь все равно ещё стреляли. И вот, когда пришла наша очередь выходить, мы оказались без прикрытия. Я поехал договариваться с мотострелками по взаимодействию при нашем уходе из Баграма, а там никого. И тогда мы приняли решение самостоятельно осуществлять свое прикрытие. С моджахедами пришлось даже применять угрозы: мы пообещали, что если в нашу сторону будет хоть один выстрел, разнесём Баграм и все близлежащие кишлаки. К счастью, всё обошлось. Свой военный городок мы оставили в идеальном порядке, однако как только поднялись в воздух, внизу все запылало. Вероятно, они не хотели оставлять себе ничего, что связано, по их мнению, с неверными.

— Как прошло возвращение?

— После вывода мы еще месяц дислоцировались на аэродроме под Ташкентом в полной боевой готовности, чтоб в случае очередного государственного переворота поддержать лояльное к Союзу правительство. На свою родную базу — аэродром Домна в Читинской области — мы вернулись лишь в марте. Как раз был подарок женщинам к празднику.

— А как жены, семьи реагировали на службу?

— Да, наверное, все одинаково. Ведь ждать тяжелее, чем непосредственно участвовать в событиях. Переживали очень, ждали, надеялись, что все будет благополучно. Сыновья, их у меня двое, пошли в школу без меня.

— Как сложилась ваша дальнейшая жизнь и служба?

— После Афгана служил в Германии, а когда полк отправили на расформирование, оказался в городе Морозовске. Здесь и вышел на пенсию.

— А родом вы откуда?

— Из Ленинградской области.

— Не было желания вернуться домой?

— Трудно сказать. Здесь давали жилье, а там у меня ничего не было. Я и так всю жизнь был оторван от семьи, поэтому хотелось обзавестись своим углом, жить спокойно.

— И как боевому лётчику живётся «на гражданке»?

— Довелось и поработать в гражданской сфере — директором сырьевой биржи, генеральным директором фанерного комбината. Вырастил сыновей, они выучились, теперь работают. Но даже в мирных делах и заботах мы не забываем военную дружбу. Многие мои сослуживцы живут в Морозовске и в районе, мы постоянно поддерживаем связь, дружим семьями. Если что-то случается, всегда звоним друзьям, и они первыми приходят на помощь.

Полёт над афганским гнездом


Обычный человек Сергей Лиходеев
— Да что обо мне писать? — удивляется Сергей Михайлович Лиходеев, воин-афганец. — У меня званий и орденов нет. Обычный человек.

Скромность — отличительная черта многих мужчин, прошедших адское горнило чужой жестокой войны. Они не считают себя героями, зачастую даже не понимают, кто и для чего развязал конфликт, невольными заложниками которого они стали. Объединяет афганцев ещё и то, что все они с точностью практически до минуты помнят, когда они оказались на этой войне и когда вновь вернулись на родину.

В 18 лет Сергея призвали на срочную службу. На призывном пункте сразу сообщили — он поедет воевать в Афганистан. Впрочем, в то время место службы не выбирали, потому и для родителей, хоть они и переживали, неожиданностью это не стало. Три месяца карантина во Фрунзе, столице Киргизской ССР, уроженцем которой и является Сергей Михайлович, закончились переброской на пересыльный пункт в афганский город Кундуз, а затем и к месту постоянной дислокации — в город Пули-Хумри.

Полёт над афганским гнездом


— В Афгане я был с 25 декабря 1982 года по 10 февраля 1985-го, — рассказывает Сергей Михайлович. — Служил на бронетанковом складе в Отдельной бригаде материального обеспечения. Был водителем КамАЗа, возил грузы, в основном запчасти к танкам и бронетанковым машинам.

Рядовой Лиходеев исколесил всю страну, развозя необходимые грузы. Хотя водителем он стал не сразу: полгода прослужил такелажником, проще говоря, грузчиком.

— Поначалу, конечно, было страшновато, — вспоминает Сергей Михайлович. — Но человек имеет свойство ко всему привыкать, вот и я привык. Под серьезные обстрелы не попадал, хотя, бывало, постреливали в нашу сторону из Зеленой долины — так мы называли местность, покрытую деревьями, неподалёку от города.

Из хорошего Сергею Михайловичу запомнилась рота — дружная и сплочённая, каждый из ребят при необходимости в любой момент мог оказать поддержку, прийти на помощь.

Помнятся и простые люди мятежного Афганистана: они, как и любые другие мирные граждане, не проявляли агрессии, а лишь со страданием наблюдали, как их страна скатывается в хаос.

Из плохого: обугленные машины на обочинах дорог, неимоверная жара, до +50 градусов, и множество страшных болезней: тиф, малярия, гепатит.

— Помню родительские письма. — Лицо «афганца» светлеет. — Получал их, как по расписанию, каждую неделю. И отвечал также часто. К сожалению, ничего из этого не сохранилось. Осталась лишь где-то повестка из военкомата.

Вернувшись домой, в Киргизию, младший сержант Лиходеев устроился на работу водителем, женился. Затем, с развалом Советского Союза, перебрался в Липецкую область. Здесь у него родились два сына. Потом был поселок Уренгой, где он также работал водителем, а в 2005 году семья переехала в город Морозовск. Старший сын Сергея Михайловича — студент, учится в Волгодонске, а младший еще школьник. Сам Сергей Михайлович работает продавцом в магазине, не любит вспоминать Афганистан и считает себя самым обычным человеком. Но мы-то с вами знаем, что героями людей делают не ордена и медали, а скромность и поступки.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. hohryakov066 4 апреля 2016 07:29
    Спасибо автору за внимание и память.
  2. Million 4 апреля 2016 07:56
    Хорошая статья!Мало сейчас пишут и показывают о настоящих героях,все больше о "звездах" шоу бизнеса и прочей попсе..
  3. Товарищ Бендер 4 апреля 2016 08:03
    Возрождение нормальной памяти о тех событиях - это уже пол-дела для патриотического воспитания молодёжи.
    Ну, а те, кто считает афганскую войну агрессией, скоро и Великую Отечественную будут так же оценивать. Все предпосылки у них для этого есть.
    С 2001г. неагрессоры САСШ и их прихлебатели (после вхождения войсками) не построили в Афганистане ни одной школы и ни одной электростанции, ни одного завода, института и ни одного километра дорог. Сколько было сделано Советским Союзом, в период его "агрессии", каждый может узнать сам, ибо перечислять долго. Вот такая разница между "агрессором СССР" и "носителями мира и демократических ценностей".
  4. Нонна 4 апреля 2016 08:13
    Побольше таких статей - спасибо Полина
  5. Городовик 4 апреля 2016 12:21
    Статья обычная коих тысячи. Ничего нового нет.
    А есть же много чего о чем не говорят. О том как всякие ширпотреб китайский ввозили в союз. Рассказывали мне как новички удивлялись алюминевой банке с газировкой. Ничего неприглядного ведь не рассказывают. И то что туда посылали 20летних. Которым эта война поломала жизни.
    Зато вон сейчас ветераны с грудью в медалях юбилейных.
    1. отто меер 4 апреля 2016 13:31
      С горяча хотел ответить Вам чем то таким злым, хлестким. Потом подумал... Метать бисер перед свиньями... Никчомный Вы человечешко. Жаль Вас.
      1. Городовик 4 апреля 2016 18:14
        Эм. А можете не оскорблять. Или если оскорбляете то говорите за что. Я рассказал то что было. Или вы считает что правильно тогда поступили послав 20летних заставили вместо жизни увидеть смерть? Знаете, я наслышан о историях об афгане. И знаете в афганской войне нет ничего хорошего.
        Если вы думаете что я хочу оскорбить ветеранов? Я не хочу. И более, я снимаю перед ними шляпу. Но если говорить то нужно говорить правду.
        Знаете я знаю человека который оставил там свою ногу. А другую умолял отрезать. Вот истиный афган. А не слащавые воспоминания которые рассказывают люди которые везде пишут.
  6. dfg 4 апреля 2016 20:54
    И первая и вторая статьи интересные , но хотелось , чтобы автор написал историю героев СССР фото которых прикладывались к обеим статьям хотя бы кратко о каждом.
    dfg
    1. efimovaPE 5 апреля 2016 05:31
      Спасибо вам большое за предложение. Сделаю.
  7. Reptiloid 6 апреля 2016 10:37
    Спасибо большое за статью.
    Моя мама рассказала следующее. Когда было по радио первое сообщение об Афганистане,она в геологии работала.Они после работы чай пили.После слов об интернациональном долге было воодушевление."Надо поддержать".Так было.Из тех ребят кто-то добровольно собрался.Это были парни,армию отслужившие,получившие образование,работавшие уже несколько лет. Что потом---потом у мамы другая работа была.
    "Афганистан---стратегически важная территория,как для СССР, так и США"Все время у меня злые мысли о разворованном,растащенном Советском наследстве.По всему миру были союзники,партнёры..

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня