Military Review

"Step to the bottom": the development of deep-sea descent vehicles of the first half of the twentieth century

3
As you know, what is relevant for the "today", already "tomorrow" may become obsolete. Today we know that modern deep-sea bathyscaphes can sink to the very bottom of the Mariana Trench, and there is no place deeper on Earth. Today, even the presidents descend to the bottom in autonomous vehicles, and this is considered normal. But ... and how did people come to the bathyscaphe or sink to the bottom before his invention? For example, the greatest ocean depth known in the 30s of the last century was defined in 9790 m (near the Philippine Islands) and 9950 m (near the Kuril Islands). Famous Soviet scientist, academician V.I. Vernadsky, just in those years, suggested that animal life in the oceans, in its noticeable manifestations, reaches a depth of 7 km. He argued that floating deep-water forms could enter even the largest ocean depths, although the findings from the bottom deeper than 5,6 km were unknown. But people already tried to descend to the greatest depths and did it with the help of the so-called chamber devices, which at that time represented the highest stage of development of diving equipment, because they allowed a person to descend to a depth to which no diver can Equipped with the best tough spacesuit.


"Step to the bottom": the development of deep-sea descent vehicles of the first half of the twentieth century

Apparatus Danilevsky during the search for "Black Prince".

Structurally, these devices allowed to descend to any depth, and the depth of immersion of the device depended only on the strength of the materials from which they were made, because without this condition they could not withstand the enormous pressure increasing with depth.

The first designer of such a device, which reached the depth of immersion 458 m, was an American inventor engineer Gartman.

The apparatus for deep-water descents built by Hartmann was a steel cylinder, and the inner diameter of this cylinder was such that it allowed one person to sit in it in a sitting position. For observations, the walls of the cylinder were provided with portholes, which were covered with a very strong three-layer glass. Inside the device, electric lamps were mounted over the windows, reflecting the light using parabolic reflectors. The current for the lamp was obtained from the 12-volt battery placed in the device. The device was equipped with a portable automatic oxygen instrument, the action of which provided the divers with oxygen for two hours, chemical instruments for absorbing carbon dioxide, a small telescope and a photographic device. There was no telephone message with the above-water base. In general, the entire device of the device was rather primitive.

In late autumn 1911, in the Mediterranean, near Aldeboran Island, east of Gibraltar, Hartmann made his famous descent from the steamer Hansa to a depth of 458 meters, the duration of the descent was just 70 minutes. “When a great depth was reached,” wrote Hartmann, “consciousness somehow immediately suggested the danger and primitiveness of the apparatus, as indicated by the intermittent crackling inside the chamber, like pistol shots. The consciousness that there are no means to report upstairs and the inability to give an alarm signal terrified. At this time, the pressure was 735 psi. an inch of the apparatus, or the total pressure was calculated in 4 million pounds. No less terrible was the thought of the possibility of breaking the lifting cable or its entanglement. In the intervals between the stops, which acted soothingly, there was no certainty whether the device was sinking or being lowered. The walls of the chamber were again covered with moisture, as was the case in preliminary experiments. It was not possible to say whether it was only fogging or water was driven by terrible pressure through the pores of the apparatus. Soon fears gave way to surprise at the sight of fantastic representatives of the animal kingdom. Panorama of the most bizarre life, which was first observed by the human eye, came during the descent. In the water illuminated by the sun for the first thirty feet, moving fish and other creatures were observed. ”
This is the first deep-water descent ended safely. Subsequently, the US government used the Hartmann apparatus during the First World War to photograph sunken German boats and to designate them on maps.

In 1923, a chamber apparatus similar to the Hartmann apparatus was built by the Soviet engineer Danilenko. The Danilenko apparatus was used by the expedition of the underwater operations of the Black and Azov Seas to inspect the bottom of Balaklava Bay, undertaken in connection with the search for the “Black Prince” - an English steam military vessel that sank in 1854. The device Danilenko had a cylindrical shape. At the top of it were located one above the other two rows of portholes intended for the inspection of sunken objects. In order to expand the field of view outside it, a special mirror was installed, with the help of which the image of the ground was reflected in the windows. This device consisted of three "floors". The room for two observers was arranged in the upper part of the apparatus, where hoses were conducted to supply fresh air and to remove spoiled air. In the second "floor" - under the premises for observers - there were mechanisms, electrical devices designed to control the ballast tank in the first "floor". The vehicle was lowered and raised using a steel cable and lasted (to a depth of 55 m) no more than 15-20 minutes.

Not to mention also the interesting crab-shaped deep-sea Reed apparatus. This device was designed to stay at a great depth of two people for 4 hours. It was installed on a controlled inside tractor and could move along the bottom. Reed's apparatus was designed so that people sitting in it could control two levers, with the help of which it was possible to perform various works on drilling large (up to 20 cm in diameter) holes in a sunken ship, laying hoses in these openings, etc.

In 1925, the Americans undertook a deep-sea study of the Mediterranean. The purpose of this expedition is to study the cities of Carthage and Pozilito sunk in the sea, a survey of the Greek treasure gallery that sank on the northern coast of Africa, with which many bronze and marble statues were already raised and were once placed in the museums of Tunis and Bordeaux. In addition to these extracted remarkable works of ancient art, the galley also contained 78 texts embossed on bronze sheets.

The chamber of the Mediterranean expedition apparatus, designed to dive to 1000 m, consisted of a double-walled cylinder made of high-quality steel. The inner diameter of this chamber is 75, see. It was designed for two people who were placed one above the other. The camera was equipped with devices for determining the depth and temperature, telephone, compass and electric heaters, in addition, it was equipped with a perfect photographic device, with which it was possible to make underwater shooting from the same distance as the human eye sees. Under the camera, a heavy load was suspended with an electromagnet, which in the event of an accident could be dropped so that the camera floats to the surface. For rotation and inclination of the camera in the water, it was equipped with two special propellers. Outside, special devices were built that allowed researchers to catch sea animals and keep them in water under such pressure that would ensure the life of these animals.

Batisfer Biba. William Beebe himself on the left.

Finally, the latest construction in this area is the famous spherical batisphere of the American Beebe, a researcher at the Bermuda Biological Station. Biba's cell was connected to the base ship by a cable on which it was immersed in water and cables to supply electricity to the cell and to communicate with the ship. The supply of researchers located in the bathysphere with oxygen and the removal of carbon dioxide from the latter was carried out by special machines. With the help of the bathysphere, Bib accomplished in 1933-1934. a number of descents, and during one of them the researcher managed to reach the depth of 923 m.

However, the outboard devices associated with the ship base had a number of drawbacks: the ascent and descent of such a device to a greater depth required the expenditure of a large amount of time and the presence of bulky lifters on the ship base. The duration of the immersion of the apparatus at great depth is associated with the possibility of a catastrophe. In addition, this camera, being suspended from the ship on a long flexible cable, will all the time, regardless of the will of the observers, move in the water, which greatly worsens the conditions of observation.

In this regard, in the USSR, the idea of ​​building an autonomous self-propelled apparatus for deep-water descents. This project involved the creation of a hydrostat having a cylindrical hull shape with an extended axis. In the upper part of the apparatus there should have been a superstructure, thanks to which the hydrostat would acquire stability and buoyancy in the surface position. Nowhere, however, in the project description it was not said that this “superstructure” or “float” would be filled with kerosene. That is, only internal volume would tell him positive buoyancy!

The height of the hydrostat with the superstructure is 9150 mm, and the height of one service room only 2100 mm. The weight of the whole apparatus was assumed to be about 10555 kg, the outer diameter of the cylindrical part - 1400 mm, the maximum depth of immersion - 2500 m.

The descent of the hydrostat to the depth of 2500 m could last about 20 minutes, and the rise about 15 minutes. The project provided for the possibility to regulate the speed of the dive and the rise, and if necessary, the speed could be increased to 4 m / s, which reduced the rise time to 10 minutes.

The hydrostat was designed to stay under the water of two people for 10 hours, if necessary, the number of the hydrostat crew could be increased to 4 people, and also the duration of its stay under water was increased. When the hydrostat floated on the surface of the water, with a closed clinker, by means of which the cylindrical superstructure communicated with the outboard water, it had a buoyancy margin in 2000 kg. The height of the underwater board at the same time would not exceed 130, see. The hydrostatic immersion system worked by releasing and injecting a certain amount of water into the equalizing tank.

It was supposed to supply it with two weights (150 kg), which are discharged in cases where the ascent of the hydrostat must be accelerated. To increase the speed of immersion to the hydrostat, an additional load could be suspended on a cable of length 100 m. The weight of this load depends on the desired sink rate. In addition, this additional load also serves to prevent the hydrostat from hitting the bottom during a fast dive. At the bottom of the hydrostat, under the bottom platform, is the battery compartment. In the same room there had to be an original turning mechanism, the purpose of which was to inform the hydrostat about the rotation around the vertical axis so that it could turn under water for observation. Now thrusters are doing an excellent job with this. But then the designers came up with a mechanism consisting of a flywheel mounted on a vertical shaft. The upper end of this shaft is connected to an 0,5 kW electric motor.

Flywheel weight should be about 30 kg, and the maximum number of revolutions about 1000 per minute. And he worked like this: when the flywheel rotates in one direction, the hydrostat turns in the opposite direction. It was believed that the mechanism allows the rotation of the hydrostat 45 degrees for one minute.

The hydrostat had to be equipped with three windows, one of which was designed to observe the surrounding water space, the second to observe the sea floor with the help of mirrors, the third to produce flashes for photographing.


Batisfera on the cover of the magazine "Technology-Youth."

To regulate the flow of water into the leveling tank and into the hydraulic mechanism by which cargo is dropped, for supplying compressed air and for other purposes, the project author provides a complex system of pipelines.

This was in the most general terms the project of the Soviet bathysphere, which was written about in technical journals of the time, that this is a good example, “indicating that the time is not far when the people of our wonderful country who conquered the North Pole and the stratosphere will conquer homeland and the deepest bowels of the ocean, where man has never penetrated. ” But ... it turned out that the construction of this device was hindered (and perhaps fortunately, it was very difficult by design) war, and after it appeared devices of a completely different type. But this is completely different. история...
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. tchoni
    tchoni April 8 2016 09: 26
    +3
    Good article. The topic of deep-sea vehicles on the pages of В О is not disclosed
    1. Come on
      Come on April 8 2016 22: 12
      +3
      Yes, and the absolute record of immersion in 11 km, if not mistaken, in the Mariana Trench, already 50 years old, if not mistaken. Humanity has so far only studied 3% of the seabed, since the average depth of the ocean is about 3 km. We even know more about space than about our oceans.
  2. Snail N9
    Snail N9 13 November 2016 20: 37
    -1
    Another thing is curious: after a stormy scientific exploration of the depths in the 60s-70s of the last century (what are the dives of Archimedes, both Triestes (Oh! Auguste Picard - "Pioneer of two oceans!"), Alvina, the Gulf Stream drift " Aluminauta ", etc.) which were widely covered in the media and special editions of that time, nowadays only their" secret "research is carried out, which is not advertised in detail anywhere. Throughout the 21st century, all deep-sea research is carried out under the auspices of "secrecy" and the results of their figs can be found anywhere in the open and special press .... Military and commercial secrets ... Yes, the world has changed and has not changed for the better ...

«Ступенька на дно»: развитие глубоководных спускаемых аппаратов первой половины ХХ века

Как известно, то, что актуально для «сегодня», уже «завтра» может устареть. Сегодня мы знаем, что современные глубоководные батискафы могут опускаться до самого дна Марианской впадины, а глубже на Земле места нет. Сегодня даже президенты опускаются в автономных аппаратах на дно, и это считается нормальным. Но… а каким образом люди пришли к батискафу или опускались на дно до его изобретения? Например, наибольшая известная в 30-ые годы прошлого века глубина океана была определена в 9790 м (около Филиппинских островов) и 9950 м (около Курильских островов). Известный советский ученый, академик В.И. Вернадский как раз в те годы высказал предположение, что животная жизнь в океанах, в заметных своих проявлениях, достигает глубины 7 км. Он утверждал, что плавающие глубоководные формы могут заходить даже в самые большие океанические глубины, хотя находки со дна глубже 5,6 км были неизвестны. Но люди уже тогда пытались опускаться на самые большие глубины и делали это при помощи так называемых камерных аппаратов, которые представляли собой на тот момент наивысшую ступень развития водолазной техники, так как позволяли человеку опуститься на такую глубину, на которую не может опуститься ни один водолаз, снабженный лучшим жестким скафандром.

«Ступенька на дно»: развитие глубоководных спускаемых аппаратов первой половины ХХ века

Аппарат Данилевского во время поисков «Черного принца».

Конструктивно эти аппараты позволяли опуститься на любую глубину, причем глубина погружения аппарата зависела только от прочности материалов, из которых они были изготовлены, ибо без этого условия они не смогли бы выдержать возрастающего с глубиной громадного давления.


Первым конструктором такого аппарата, достигшего глубины погружения 458 м, был американский изобретатель инженер Гартман.

Построенный Гартманом аппарат для глубоководных спусков представлял собой стальной цилиндр, причем внутренний диаметр этого цилиндра был таков, что позволял поместиться в нем одному человека в сидячем положении. Для наблюдений стенки цилиндра были снабжены иллюминаторами, которые закрывались очень прочным трехслойным стеклом. Внутри аппарата, над иллюминаторами были устроены электрические лампы, отражающие свет при помощи параболических рефлекторов. Ток для лампы получался от помещенной в аппарате 12-вольтовой батареи. Аппарат был снабжен портативным автоматическим кислородным прибором, действие которого обеспечивало снабжение водолазов кислородом в течение двух часов, химическими приборами для поглощения углекислоты, небольшим телескопом и фотографическим аппаратом. Телефонное сообщение с надводной базой отсутствовало. Вообще же все устройство аппарата было довольно примитивно.

Поздней осенью 1911 года в Средиземном море, вблизи острова Альдеборан, на восток от Гибралтара, Гартман совершил свой знаменитый спуск с парохода «Ганза» на глубину 458 м., продолжительность спуска была всего 70 минут. «Когда была достигнута большая глубина, - писал Гартман, - сознание как-то сразу подсказало об опасности и примитивности аппарата, на что указывал перемежающийся треск внутри камеры наподобие пистолетных выстрелов. Сознание, что нет средств, чтобы сообщить наверх и невозможность дать тревожный сигнал, приводило в ужас. В это время давление было 735 фунтов на кв. дюйм аппарата, или полное давление высчитывалось в 4 миллиона фунтов. Не менее ужасна была мысль о возможности разрыва подъемного троса или его запутывании. В промежутках между остановками, которые действовали успокаивающе, не было никакой уверенности в том, тонет ли аппарат или его спускают. Стены камеры снова покрылись влажностью, как это бывало в предварительных опытах. Не было возможности сказать, было ли это только отпотевание или вода ужасным давлением вгонялась через поры аппарата. Скоро страхи уступили место удивлению при виде фантастических представителей животного царства. Панорама самой причудливой жизни, которую впервые наблюдал человеческий глаз, приходила при спуске. В воде, освещенной солнцем на первых тридцати футах, наблюдались движущиеся рыбы и другие существа».
Это первый глубоководный спуск закончился благополучно. Впоследствии правительство США использовало аппарат Гартмана во время Первой мировой войны для фотографирования затонувших немецких лодок и для обозначения их на картах.

В 1923 году построен сконструированный советским инженером Даниленко камерный аппарат, подобный аппарату Гартмана. Аппарат Даниленко был использован экспедицией подводных работ Черного и Азовского морей, для осмотра дна Балаклавской бухты, предпринятого в связи с поисками «Черного принца» - английского парового военного судна, затонувшего в 1854 году. Аппарат Даниленко имел цилиндрическую форму. В верхней части его были расположены один над другим два ряда иллюминаторов, предназначенных для осмотра затонувших предметов. В целях расширения поля зрения снаружи его было установлено специальное зеркало, при помощи которого в иллюминаторы отражалось изображение грунта. Аппарат этот состоял из трех «этажей». Помещение для двух наблюдателей было устроено в верхней части аппарата, куда проводились шланги для подачи свежего и удаления испорченного воздуха. Во втором «этаже» - под помещением для наблюдателей - находились механизмы, электрические приспособления, предназначенные для управления находящейся в первом «этаже» балластной цистерной. Спуск и подъем аппарата осуществлялся при помощи стального троса и продолжался (на глубину 55 м) не более 15-20 минут.

Нельзя не упомянуть также об интересном крабообразном глубоководном аппарате Рида. Аппарат этот был рассчитан на пребывание на большой глубине двух человек в течение 4 часов. Он был установлен на управляемом изнутри тракторе и мог передвигаться по дну. Аппарат Рида был сконструирован так, что люди, сидящие в нем, могли управлять двумя рычагами, при помощи которых можно было производить разные работы сверления больших (до 20 см в диаметре) отверстий в затонувшем корабле, заложение в эти отверстия подъемных гаков и др.

В 1925 году американцы предприняли глубоководное изучение Средиземного моря. Цель этой экспедиции – исследование затонувших в море городов Карфагена и Позилито, обследование затонувшей на Северном берегу Африки греческой галеры с сокровищами, с которой многие бронзовые и мраморные статуи были уже подняты до этого и были в свое время помещены в музеи Туниса и Бордо. Кроме этих извлеченных замечательных произведений древнего искусства, галера содержала еще 78 текстов, тисненых на бронзовых листах.

Камера аппарата средиземной морской экспедиции, рассчитанная на погружение до 1000 м, состояла из двустенного цилиндра, выполненного из высококачественной стали. Внутренний диаметр этой камеры – 75 см., она была рассчитана на двух человек, которые помещались один над другим. Камера была снабжена приборами для определения глубины и температуры, телефоном, компасом и электрическими грелками, кроме того, ее снабдили совершенным фотографическим аппаратом, с помощью которого можно было производить подводные съемки с такого же расстояния, на каком видит человеческий глаз. Под камерой подвешивался при помощи электромагнита тяжелый груз, который в случае аварии мог быть сброшен для того, чтобы камера всплыла на поверхность. Для вращения и наклонения камеры в воде она была снабжена двумя специальными гребными винтами. Снаружи были устроены специальные приспособления, которые позволяли исследователям вылавливать морских животных и сохранять их в воде под таким давлением, которое обеспечивало бы жизнь этим животным.
«Ступенька на дно»: развитие глубоководных спускаемых аппаратов первой половины ХХ века

Батисфера Биба. Сам Уильям Биб слева.

Наконец последним сооружением в этой области является знаменитая сферическая батисфера американца Биба - научного сотрудника Бермудской биологической станции. Камера Биба была связана с кораблем-базой тросом, на котором она погружалась в воду, и кабелями для подачи в камеру электроэнергии и для связи с кораблем. Снабжение же исследователей, находящихся в батисфере, кислородом и удаление из последней углекислоты осуществлялось специальными автоматами. При помощи батисферы Биб совершил в 1933-1934 гг. ряд спусков, причем во время одного из них исследователю удалось достигнуть глубины 923 м.

Однако аппараты подвесного типа, связанные с кораблем-базой, имели ряд недостатков: подъем и спуск такого аппарата на большую глубину требует затраты большого количества времени и наличия на корабле-базе громоздких подъемных приспособлений. Длительность погружения аппарата на большую глубину сопряжена с возможностью катастрофы. Кроме того, камера эта, будучи подвешена к кораблю на длинном гибком тросе, будет все время, независимо от воли наблюдателей, перемещаться в воде, что сильно ухудшает условия наблюдения.

В связи с этим в СССР возникла идея постройки автономного самоходного аппарата для глубоководных спусков. Проект этот предусматривал создание гидростата, имеющего цилиндрическую форму корпуса с удлиненной осью. В верхней части аппарата должна была находиться надстройка, благодаря которой гидростат приобретал бы в надводном положении устойчивость и плавучесть. Нигде, однако, в описании проекта не было сказано, что эта «надстройка» или «поплавок» наливался бы керосином. То есть положительную плавучесть ему сообщал бы лишь внутренний объем!

Высота гидростата с надстройкой - 9150 мм, а высота одного лишь служебного помещения 2100 мм. Вес всего аппарата предполагался около 10555 кг, внешний диаметр цилиндрической части – 1400 мм, наибольшая глубина погружения – 2500 м.

Спуск гидростата на глубину 2500 м мог длиться около 20 минут, а подъем около 15 минут. Проектом предусматривалась возможность урегулировать скорость погружения и подъема, причем в случае необходимости скорость может быть доведена до 4 м/сек., что сокращало время подъема до 10 минут.

Гидростат был рассчитан на пребывание под водой двух человек в течение 10 часов, в случае необходимости численность экипажа гидростата могла быть доведена до 4 чел., а также увеличена и длительность пребывания его под водой. Когда гидростат плавал на поверхности воды, при закрытом клинкете, при помощи которого цилиндрическая надстройка сообщается с забортной водой, он обладал запасом плавучести в 2000 кг. Высота подводного борта при этом не превышала бы 130 см. Система погружения гидростата работала за счет выпуска и впуска определенного количества воды в уравнительную цистерну.

Предполагалось снабдить его двумя грузами (по 150 кг), которые сбрасываются в тех случаях, когда всплытие гидростата необходимо ускорить. Для увеличения скорости погружения к гидростату мог быть подвешен на тросе длиною в 100 м дополнительный груз. Вес этого груза зависит от желательной скорости погружения. Кроме того, этот дополнительный груз служит также и для того, чтобы гидростат не смог в процессе быстрого погружения удариться о дно. В самой нижней части гидростата, под нижней платформой, расположен аккумуляторный отсек. В этом же помещении должен был находиться оригинальный поворотный механизм, назначение которого - сообщать гидростату вращение около вертикальной оси, чтобы он мог поворачиваться под водой для наблюдения. Сейчас с этим прекрасно справляются подруливающие устройства. Но тогда конструкторы придумали механизм, состоящий из маховика, насаженного на вертикальный вал. Верхний конец этого вала соединен с электрическим мотором мощностью 0,5 квт.

Вес маховика должен был составлять около 30 кг, а максимальное число оборотов около 1000 в минуту. А работал он так: когда маховик вращается в одну сторону, гидростат поворачивается в противоположную. Считалось, что механизм позволяет осуществлять поворот гидростата на 45 градусов в течение одной минуты.

Гидростат должен был быть снабжен тремя иллюминаторами, один из которых предназначен для наблюдения окружающего водного пространства, второй для наблюдения дна моря при помощи зеркал, третий для производства вспышек для фотосъемки.

«Ступенька на дно»: развитие глубоководных спускаемых аппаратов первой половины ХХ века

Батисфера на обложке журнала "Техника-молодежи".

Для регулирования поступления воды в уравнительную цистерну и в гидравлический механизм, при помощи которого производится сбрасывание грузов, для подачи сжатого воздуха и для других целей автором проекта предусмотрена сложная система трубопроводов.

Таков был в самых общих чертах проект советской батисферы, о котором в технических журналах того времени писалось, что это наглядный пример, «свидетельствующий о том, что недалеко то время, когда люди нашей замечательной страны, завоевавшие Северный полюс и стратосферу, завоюют во славу нашей родины и глубочайшие недра океана, куда никогда еще не проникал человек». Но… вышло так, что строительству этого аппарата помешала (и может быть к счастью, уж очень он был сложным по конструкции) война, а после нее появились аппараты совсем иного типа. Но это уже совершенно другая история…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. tchoni 8 апреля 2016 09:26
    Хорошая статья. Тема глубоководных аппаратов на страницах В О не раскрыта
    1. Да-ну-на 8 апреля 2016 22:12
      Да и абсолютному рекорду погружения в 11км, если не ошибаюсь, в Марианский Желоб, уже лет 50, если не ошибаюсь. Человечество до сих пор только 3% морского дна изучило, так как средняя глубина океана около 3км. Даже о космосе мы больше знаем, чем о наших океанах.
  2. Улиточник N9 13 ноября 2016 20:37
    Любопытно другое: после бурного научного исследования глубин в 60-70-е годы прошлого века(чего стоят погружения "Архимеда", обеих "Триестов"(О! Огюст Пикар-"Пионер двух океанов!"), "Алвина", гольфстримский дрейф "Алюминаута" и пр.)которые широко освещались в СМИ и специальных изданиях того времени, в наше время проводится уже только "тайное" их исследование, которое никак и нигде подробно не афишируется. Весь 21 век все глубоководные исследования проводятся под эгидой "секретности" и результатов их фиг найдешь где в открытой и специальной печати.... Военная и коммерческая тайны... Да, поменялся мир и поменялся далеко не в лучшую сторону...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня