Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)

С начала 1943 года промышленность нацистской Германии работала над созданием перспективных зенитных самоходных установок на базе существующего среднего танка Panzerkampfwagen IV. Результатом этих работ стали несколько проектов, известных под общим обозначением Flakpanzer IV. Первыми машинами этого семейства стали ЗСУ Möbelwagen и Wirbelwind. Следующим представителем перспективного направления стала боевая машина, известная как Ostwind («Восточный ветер»).

Разработка самоходки Flakpanzer IV Ostwind стартовала в начале 1944 года, почти одновременно с проектированием машины Wirbelwind. Причины появления этого проекта были простыми – военные желали получить зенитное средство с повышенной эффективностью. Опыт боевой работы зенитных подразделений показывал, что 20-мм автоматические пушки, в том числе на счетверенных установках, позволяют бороться с авиацией противника, но по своей огневой мощи заметно уступают 37-мм системам. Таким образом, для дополнения или даже полной замены самоходки Wirbelwind с четырьмя пушками калибра 20 мм предлагалось создать новую машину с более мощным оружием.


Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
ЗСУ Ostwind. Фото Panzerpedia.wikia.com


Изучив требования заказчика, завод Ostbau приступил к созданию новой боевой машины. С целью упрощения проекта и ускорения разработки, а также для максимального удешевления производства и эксплуатации было решено использовать уже отработанный подход. Основой новой бронемашины должно было стать шасси существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV любой из поздних модификаций. С танка следовало снимать башню, вместо которой должен был монтироваться новый броневой агрегат с зенитным вооружением. Подобный подход уже применялся при строительстве зенитных самоходок и позволял решить все поставленные задачи с максимальной эффективностью.

В качестве базы для новой самоходки предлагалось использовать танки Pz.Kpfw.IV. Для упрощения производства ЗСУ и снижения нагрузки на промышленность было решено не использовать новые шасси специальной постройки. Для строительства машин Ostwind завод-сборщик должен был использовать уже имеющиеся в войсках танки. Поврежденную или нуждающуюся в ремонте технику предлагалось отправлять в тыл, восстанавливать и переделывать в зенитные самоходки. Аналогичный подход применялся и в других проектах зенитных боевых машин.

По имеющимся данным, серийные машины «Оствинд» строились на базе танков Panzerkampfwagen IV модификации Ausf.H. Это была предпоследняя серийная модификация бронемашины, отличавшаяся от предыдущих повышенными характеристиками. В частности, в этой модификации предусматривалось самое мощное бронирование среди других версий танка, а кроме того, применялся двигатель мощностью 300 л.с.

В ходе строительства ЗСУ Ostwind базовое шасси должно было претерпевать минимальные изменения. С базового танка следовало снимать башню с вооружением, а также удалять оборудование боевого отделения, необходимое для применения машины в исходном качестве. Несмотря на это, основные особенности машины оставались прежними, что, в частности, позволяло сохранить характеристики на требуемом уровне.


Самоходка с другого ракурса. Фото Forum.warthunder.ru


Танк Pz.Kpfw.IV представлял собой достаточно удачное базовое шасси для различной техники. Эта машина имела стандартную для подобной техники немецкой разработки компоновку с передним расположением трансмиссии и кормовым моторным отсеком, между которыми находились отделение управления и боевое отделение. Под полом боевого отделения проходил карданный вал, соединявший двигатель с трансмиссией.

В случае с танками модификации Ausf.H основой силовой установки являлся бензиновый двигатель Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. Через карданный вал крутящий момент передавался на главный фрикцион и шестиступенчатую главную коробку передач. Также в составе трансмиссии предусматривались планетарный механизм поворота, бортовые передачи и тормоза. При помощи всех этих агрегатов производилось вращение передних ведущих колес.

Основой ходовой части танка были восемь опорных катков малого диаметра на каждом борту, сблокированных попарно и оснащенных подвеской на основе листовых рессор. Ведущие колеса располагались в передней части бортов, направляющие – в корме. Наиболее заметным отличием ходовой части танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H от других модификаций было применение трех поддерживающих роликов без резиновых бандажей.

Корпус танка изготавливался из броневых листов толщиной от 10-15 мм (крыша и днище) до 80 мм (лобовой лист). Такая защита позволяла бронемашине выдерживать попадания снарядов некоторых орудий противника. Предполагалось, что сохранение такой защиты позволит перспективной самоходке работать в одних боевых порядках с танками на базе аналогичного шасси.


Зенитчик с обоймой 37-мм снарядов для пушки FlaK 43. Фото Wikimedia Commons


На имеющемся погоне башни проектом Ostwind предлагалось монтировать агрегаты новой конструкции. Новая башня для зенитного вооружения состояла из нижнего опорного листа с устройствами для крепления на погоне и крупным отверстием в центре, а также из нескольких бортовых листов. Для новой самоходки была разработана башня шестиугольной в плане формы с бортами, состоящими из двух деталей: нижний ряд устанавливался с развалом наружу, а верхний наклонялся внутрь. Это позволяло снизить расход металла, сократить массу конструкции и обеспечить максимально возможный внутренний объем. Кроме того, за счет многоугольной формы башня не выходила за пределы крыши корпуса и не накладывала ограничения на транспортировку техники. На стыке лобовых листов корпуса оставалась небольшая щель для перемещения орудия. Для строительства такой башни предлагалось использовать 25-мм броневые листы. Крыша не предусматривалась. За характерный внешний вид новая башня получила неофициальное название Keksdose – «Форма для выпечки».

Внутри новой башни предлагалось монтировать установку для зенитного орудия калибра 37 мм. С целью упрощения проекта специалисты фирмы Ostbau взяли существующее орудие 3.7 cm FlaK 43 с готовым лафетом и доработали последний для установки на самоходном шасси. Незначительные доработки орудийной установки позволили обеспечить круговое наведение пушки по горизонтали. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -7° до +90°. Лафет орудия сохранил броневой щиток, который теперь предлагалось использовать в качестве маски. Его задачей была защита орудия и артиллеристов от случайных попаданий в передний разрез башни.

Орудие FlaK 43 имело 37-мм ствол длиной 57 калибров и оснащалось автоматикой на основе отвода пороховых газов. Пушка использовала обоймы на восемь снарядов 37х263 мм B, из-за чего практическая скорострельность не превышала 150 выстрелов в минуту при технической на уровне 250. В зависимости от типа снаряда орудие могло обеспечивать его начальную скорость до 800-820 м/с, что позволяло атаковать летательные аппараты противника на дистанциях до 4-4,2 км. При стрельбе по наземным целям максимальная эффективная дальность превышала 6 км.

В качестве вспомогательного вооружения, предназначенного для борьбы с живой силой противника, ЗСУ Ostwind получала (вернее, сохраняла) 7,92-мм пулемет MG34 в лобовой установке корпуса, на рабочем месте стрелка-радиста. Также экипаж располагал вторым пулеметом, который следовало перевозить в укладке и извлекать только при необходимости.


Самоходка и член ее экипажа. Фото Forum.warthunder.ru


Управлять новой самоходкой должен был экипаж из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в корпусе, в отделении управления. Применение орудия было задачей командира, наводчика и заряжающего, помещавшихся в башне. Они должны были производить поиск и обнаружение воздушных целей, а также наводить орудие и вести огонь. Обязанностью заряжающего была работа со снарядными обоймами. По имеющимся данным, в общей сложности в корпусе Ostwind перевозилось 125 обойм с 1000 снарядов.

Замена существующей башни новым агрегатом позволила сохранить вес и габариты машины примерно на старом уровне. Боевая масса «Восточного ветра» задавалась на уровне 25 т, длина не превышала 6 м, ширина – 3 м, однако высота выросла до 3 м. Удельная мощность самоходки, оснащенной 300-сильным двигателем, составляла 12 л.с. на тонну. Благодаря этому максимальная скорость на шоссе могла достигать 38-40 км/ч при запасе хода до 200 км.

Разработка проекта Flakpanzer IV Ostwind завершилась в начале лета 1944 года. К началу июля на базе имевшегося в наличии танка построили первый прототип, который вскоре вышел на испытания. Применение готовых агрегатов позволило значительно ускорить все необходимые проверки, а также определить дальнейшую судьбу новой разработки. В июле (по другим данным, в августе) 1944 года фирме-разработчику заказали строительство сотни новых зенитных самоходок. Так же планировалось наладить передачу отремонтированных шасси, прибывавших в тыл, с целью сборки новой техники.

Самоходка Ostwind была принята на вооружение под обозначением 3.7cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw.IV – «Орудие FlaK 43 на шасси Pz.Kpfw.IV». Кроме того, в некоторых источниках встречаются и иные обозначения машины, такие как Flakpanzer IV/3.7cm FlaK, Gerät 582 и т.д.


Бронемашина на фронте. Орудие поднято на максимальный угол возвышения. Фото Aviarmor.net


Строительство первой партии ЗСУ Ostwind началось уже в июле 44-го. Тем не менее, в силу различных причин эти 15 самоходок были переданы заказчику только в конце года. К весне 1945 года было построено и передано заказчику порядка трех десятков машин. Вскоре после передачи этой партии производство было остановлено. Антигитлеровская коалиция развивала наступление, из-за чего немецкая промышленность постоянно теряла те или иные предприятия, а также лишалась возможности выполнения уже полученных заказов. Таким образом, после марта 1945 года фирма Ostbau не достроила ни одной зенитной самоходки нового типа. Общий выпуск ограничился, по разным данным, 43-46 машинами.

Согласно некоторым источникам, в ходе эксплуатации на фронте зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind проявили себя неоднозначно. Сравнительно мощные 37-мм пушки позволяли им бороться с низколетящей авиацией противника и защищать свои войска от ударов с воздуха. Тем не менее, присутствовали и серьезные недостатки, обусловленные, в первую очередь, крайне малым числом техники. Менее полусотни самоходок не могли быть сведены в полноценные зенитные подразделения, способные оказывать заметное влияние на ход боевых действий. Распределение имеющихся машин между различными подразделениями армии, в свою очередь, не позволяло полноценно решать задачи противовоздушной обороны.

Из-за невозможности правильной организации боевой работы самоходки Ostwind наносили некоторый ущерб авиации союзников, однако и сами нередко становились целью удара и получали серьезные повреждения, в том числе фатальные. С такой точки зрения настоящим счастливчиком выглядит первый прототип машины, в середине декабря 1944 года действовавший в Арденнах в порядке войсковых испытаний. Несмотря на все ожесточенные бои, этой машине удалось обойтись без серьезных повреждений и в целом виде вернуться на завод-изготовитель. Прочие самоходки оказались менее удачливыми – все они были уничтожены или утилизированы вскоре после окончания войны.

В конце 1944 года, когда войска только начинали освоение Ostwind, фирма-разработчик предложила несколько проектов модернизации такой техники, направленных на улучшение некоторых характеристики упрощение ее выпуска. Первый проект подразумевал замену орудия FlaK 43 спаренной установкой 3.7 cm Flakzwilling 43 на основе двух таких пушек. Применение подобного вооружения позволяло значительно повысить огневую мощь и эффективность самоходки. Новый проект получил условное обозначение Ostwind II. В случае принятия на вооружения машину могли обозначить как 3.7cm Flakzwilling 43 auf Pz.Kpfw.IV.


Зенитная установка 3.7 cm Flakzwilling 43, предлагавшаяся для установки на ЗСУ Ostwind II. Фото Wikimedia Commons


Также по требованию военных был разработан проект установки башни с 37-мм пушкой на шасси танка Panzerkampfwagen III. Такой проект позволял применить имеющиеся шасси, уже не способные полноценно выполнять функции базы для танка. Кроме того, появлялась возможность обеспечить выпуск зенитных бронемашин в сравнительно больших объемах.

В январе 1945 года фирма Ostbau была готова к строительству первого прототипа ЗСУ со спаренными орудиями. Кроме того, в то время могла начаться сборка первой опытной самоходки на базе танка Pz.Kpfw.III. Еще до строительства прототипов обеих машин было принято решение о начале серийного производства подобной техники. В течение нескольких следующих месяцев на заводе Ostbau должны были построить 100 самоходок Ostwind II и 90 машин на базе шасси Pz.Kpfw.III с башней Keksdose и одной 37-мм пушкой. Тем не менее, в начале 1945 года нацистская Германия уже не могла рассчитывать даже на стабилизацию положения на фронтах. Как следствие, множество проектов строительства той или иной техники, в том числе новых версий ЗСУ Ostwind, остановились на тех или иных стадиях. Насколько известно, завод-подрядчик не успел построить ни одной машины новых модификаций.

Несмотря на все усилия конструкторов и работников производства, зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind, равно как и другие машины этого семейства, не смогли полноценно решить поставленную задачу. Примерно за девять месяцев производства удалось построить и передать войскам менее полусотни таких машин, что было слишком мало для полноценного прикрытия войск при помощи самоходок. Как следствие, еще один проект привел к заметным тратам времени, сил и ресурсов, но не дал ожидаемых результатов и приблизил поражение Германии.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти