Military Review

Anti-aircraft self-propelled installation Flakpanzer IV Ostwind (Germany)

11
Since the beginning of 1943, Nazi German industry worked on the creation of promising anti-aircraft self-propelled guns based on the existing medium tank Panzerkampfwagen IV. The result of these works were several projects known under the general designation Flakpanzer IV. The first machines of this family were ZSU Möbelwagen and Wirbelwind. The next representative of the promising direction was the combat vehicle, known as Ostwind ("East Wind").


The development of the Flakpanzer IV Ostwind self-propelled gun started in early 1944, almost simultaneously with the design of the Wirbelwind machine. The reasons for the appearance of this project were simple - the military wanted to get an anti-aircraft gun with increased efficiency. The combat experience of anti-aircraft units showed that 20-mm automatic guns, including on quad installations, allow you to fight aviation enemy, but in terms of firepower noticeably inferior to 37 mm systems. Thus, to supplement or even completely replace the Wirbelwind self-propelled gun with four 20 mm guns, it was proposed to create a new machine with a more powerful weapons.

Anti-aircraft self-propelled installation Flakpanzer IV Ostwind (Germany)
ZSU Ostwind. Photo by Panzerpedia.wikia.com


Having studied the requirements of the customer, the Ostbau plant began to create a new combat vehicle. In order to simplify the project and accelerate the development, as well as to maximize the cost of production and operation, it was decided to use the already developed approach. The basis of the new armored vehicle was to be the chassis of the existing medium tank Pz.Kpfw.IV of any of the later modifications. It was necessary to remove the turret from the tank, instead of which a new armored vehicle with anti-aircraft armament was to be mounted. A similar approach was already used in the construction of anti-aircraft self-propelled guns and allowed to solve all the tasks with maximum efficiency.

The proposed use tanks as a base for the new self-propelled Pz.Kpfw.IV. To simplify the production of ZSU and reduce industry burden, it was decided not to use the new chassis of special construction. For construction machines Ostwind plant-collector had to use existing tanks in the army. Damaged or in need of repair equipment was proposed to send to the rear, restore and convert to self-propelled self-propelled guns. A similar approach was used in other projects of anti-aircraft combat vehicles.

According to reports, the Ostvind production vehicles were built on the basis of Panzerkampfwagen IV tanks Ausf.H. It was the penultimate serial modification of the armored vehicle, which differed from the previous ones in increased characteristics. In particular, this modification provided for the most powerful booking among other versions of the tank, and in addition, an 300 hp engine was used.

During the construction of ZSU Ostwind base chassis had to undergo minor changes. From the base tank, it was necessary to remove the turret with weapons, as well as remove the equipment of the combat compartment necessary for using the machine in its original quality. Despite this, the main features of the machine remained the same, which, in particular, made it possible to maintain performance at the required level.


Self-propelled gun from another angle. Photo Forum.warthunder.ru


Tank Pz.Kpfw.IV was a fairly successful base chassis for various vehicles. This car had a standard layout for a similar German design with a front-mounted transmission and aft engine compartment, between which there was a command compartment and a fighting compartment. Under the crew compartment floor held propeller shaft connects the engine to the transmission.

In the case of tanks modified Ausf.H basis of the power plant was a Maybach HL 120TRM gasoline engine with horsepower 300 hp. Through the driveshaft, the torque was transmitted to the main clutch and the six-speed main gearbox. The transmission also included a planetary turning mechanism, final drives and brakes. With all these units, the front wheels were rotated.

The base of the tank's chassis was eight small diameter road wheels on each side, interconnected in pairs and equipped with suspension based on leaf springs. The drive wheels were located in the front of the sides, the guides - in the stern. The most notable difference in the chassis of the Pz.Kpfw.IV Ausf.H tank from other modifications was the use of three support rollers without rubber bands.

The hull of the tank was made of armor plates with a thickness from 10-15 mm (roof and bottom) to 80 mm (front sheet). Such protection allowed the armored vehicle to withstand the hitting of the shells of some enemy guns. It was assumed that the preservation of such protection will allow the prospective self-propelled gun to work in some combat formations with tanks on the basis of a similar chassis.


Anti-aircraft gunner with a clip 37-mm shells for the gun FlaK 43. Photo of Wikimedia Commons


On the existing tower chase, the Ostwind project proposed to mount units of a new design. The new tower for anti-aircraft armament consisted of a lower support sheet with devices for mounting on the chase and a large hole in the center, as well as several side sheets. For the new self-propelled gun, the tower was designed hexagonal in shape with sides consisting of two parts: the lower row was installed with the collapse outward, and the upper leaned inward. This made it possible to reduce metal consumption, reduce the mass of the structure and ensure the maximum possible internal volume. In addition, due to the polygonal shape of the tower did not extend beyond the roof of the hull and did not impose restrictions on the transportation of equipment. At the junction of the front hull sheets, there remained a small slot for moving the gun. For the construction of such a tower it was proposed to use 25-mm armor plates. The roof was not provided. For its characteristic appearance, the new tower received the unofficial name of Keksdose - “Baking dish”.

Inside the new tower, it was proposed to mount an installation for an anti-aircraft gun of caliber 37 mm. In order to simplify the project, Ostbau specialists took an existing 3.7 cm FlaK 43 gun with a ready-made carpet and modified the latter for installation on a self-propelled chassis. Minor modifications of the gun mount made it possible to provide circular guidance of the gun horizontally. Vertical guidance was carried out in the range from -7 ° to + 90 °. Carriage guns kept armor plate, which is now proposed to use as a mask. His task was to protect the guns and gunners from accidental hits in the front section of the tower.

The FlaK 43 gun had an 37-mm barrel with a length of 57 caliber and was equipped with automatic based on the removal of powder gases. The gun used the clips for eight 37x263 mm B shells, which is why the practical rate of fire did not exceed 150 rounds per minute at a technical level of 250. Depending on the type of projectile, the weapon could provide its initial speed up to 800-820 m / s, which allowed the enemy aircraft to attack at distances up to 4-4,2 km. When firing at ground targets, the maximum effective range exceeded 6 km.

As an auxiliary weapon designed to combat the enemy's manpower, the ZSU Ostwind received (or rather, retained) the MGNNXX 7,92-mm machine gun in the frontal installation of the hull, in the workplace of the gunner-radio operator. The crew also had a second machine gun, which had to be transported in stowage and removed only when necessary.


Self-propelled gun and a member of its crew. Photo Forum.warthunder.ru


To manage the new self-propelled gun had a crew of five. The driver and radio operator were located in the building, in the control room. The use of guns was the task of the commander, gunner and loader, placed in the tower. They were supposed to search for and detect air targets, as well as aiming a cannon and firing. The duty of the loader was to work with shell clips. According to reports, a total of 125 clips with 1000 shells were transported in the Ostwind package.

Replacing the existing tower with a new unit made it possible to keep the weight and dimensions of the machine at about the old level. The combat weight of the East Wind was set at the level of 25 t, the length did not exceed 6 m, the width was 3 m, but the height had grown to 3 m. per ton. Due to this, the maximum speed on the highway could reach 300-12 km / h with a power reserve of up to 38 km.

The development of the Flakpanzer IV Ostwind project ended in the early summer of 1944. By the beginning of July, on the basis of the tank that was available, the first prototype was built, which soon came to the test. The use of ready-made units has significantly accelerated all the necessary checks, as well as determine the future fate of the new development. In July (according to other data, in August) 1944, the company-developer ordered the construction of hundreds of new anti-aircraft self-propelled guns. It was also planned to organize the transfer of repaired chassis arriving in the rear, with the aim of assembling new equipment.

The Ostwind self-propelled gun was adopted under the designation 3.7cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw.IV - “Flak 43 cannon on the chassis Pz.Kpfw.IV”. In addition, in some sources there are other machine designations, such as Flakpanzer IV / 3.7cm FlaK, Gerät 582, etc.


Armored car at the front. Cannon raised to maximum angle of elevation. Photo Aviarmor.net


Construction of the first batch of ZSU Ostwind began in July 44 th. However, for various reasons, these 15 self-propelled guns were transferred to the customer only at the end of the year. By the spring of 1945, about three dozen cars were built and handed over to the customer. Shortly after the transfer of this party production was stopped. The anti-Hitler coalition developed the offensive, because of which the German industry was constantly losing certain enterprises, and also was deprived of the opportunity to fulfill the orders already received. Thus, after March 1945, Ostbau did not complete a single new type of anti-aircraft self-propelled guns. The overall release was limited, according to various sources, to 43-46 machines.

According to some sources, during operation at the front, the Flakpanzer IV Ostwind self-propelled anti-aircraft installations manifested themselves ambiguously. Relatively powerful 37-mm guns allowed them to fight with low-flying enemy aircraft and protect their troops from air strikes. Nevertheless, there were also serious shortcomings, caused, first of all, by the extremely small number of equipment. Less than fifty self-propelled guns could not be reduced to full anti-aircraft units that can have a significant impact on the course of hostilities. The distribution of the existing machines between the various units of the army, in turn, did not allow to fully solve the tasks of air defense.

Because of the impossibility of proper organization of the combat work, the Ostwind self-propelled guns caused some damage to the Allied aviation, however, they themselves often became the target of the strike and received serious damage, including fatal damage. From this point of view, the first prototype of the machine, in the middle of December 1944 of the year operating in the Ardennes in the order of military trials, looks like a real lucky one. Despite all the fierce battles, this machine managed to do without serious damage and in general, return to the factory. Other self-propelled guns were less fortunate - they were all destroyed or disposed of soon after the end of the war.

At the end of 1944 of the year, when the troops were just beginning to develop Ostwind, the developer company proposed several projects for the modernization of such equipment, aimed at improving some of the characteristics of simplifying its release. The first project involved the replacement of the FlaK 43 gun with a paired 3.7 cm Flakzwilling 43 installation based on two such guns. The use of such weapons can significantly increase the firepower and effectiveness of self-propelled guns. The new project received the symbol Ostwind II. In the case of adopting a car could designate as 3.7cm Flakzwilling 43 auf Pz.Kpfw.IV.


Anti-aircraft installation 3.7 cm Flakzwilling 43, proposed for installation on the ZSU Ostwind II. Wikimedia Commons Photos


Also, at the request of the military, a project was developed to install a turret with an 37-mm cannon on the chassis of the Panzerkampfwagen III tank. Such a project allowed the use of existing chassis, no longer able to fully perform the functions of the base for the tank. In addition, it was possible to ensure the release of anti-aircraft armored vehicles in relatively large volumes.

In January 1945, Ostbau was ready to build the first prototype ZSU with twin implements. In addition, at that time, the assembly of the first prototype self-propelled gun on the basis of the Pz.Kpfw.III tank could begin. Even before the construction of the prototypes of both machines, it was decided to start the mass production of such equipment. Over the next few months, the Ostbau plant was to build an 100 self-propelled Ostwind II and 90 vehicles based on the Pz.Kpfw.III chassis with a Keksdose turret and one 37-mm gun. However, at the beginning of 1945, Nazi Germany could not even count on stabilizing the situation on the fronts. As a result, many construction projects of one or another equipment, including new versions of the Ostwind ZSU, stopped at one or another stage. As far as is known, the contractor did not have time to build a single machine of new modifications.

Despite all the efforts of designers and production workers, the Flakpanzer IV Ostwind self-propelled self-propelled units, as well as other machines of this family, could not fully solve the task. In about nine months of production, it was possible to build and transfer to the troops less than fifty such machines, which was too little to fully cover the troops using self-propelled guns. As a result, another project led to noticeable waste of time, effort and resources, but did not produce the expected results and brought the defeat of Germany closer.


On the materials of the sites:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. gla172
    gla172 April 11 2016 06: 20
    0
    No comment ... but article +.
  2. alpamys
    alpamys April 11 2016 09: 13
    0
    zimmerite coating even belay
    1. yehat
      yehat April 11 2016 09: 26
      +1
      this is a govort that the case is most likely made in '43
  3. demiurg
    demiurg April 11 2016 13: 36
    0
    But by the end of the war they had anti-aircraft and anti-tank missiles. There was a zur of centuries. And they dreamed of rats, at least jagdigers.
  4. tchoni
    tchoni April 11 2016 14: 25
    0
    The Germans' mistake in the construction of the battlefield zsu, it seems to me, was that they used open felling, sensitive and vulnerable for firing by aviation rifle complexes (remember that the same thunderbolt carried 8 machine guns of the 50 caliber and could, theoretically, be released in a second 80 bullets from all the barrels ...)
    In addition, the use of a relatively new chassis and the effect of clear tanks looks wasteful. Especially when you consider the experience of using PSW reconnaissance vehicles for defense against low-flying aircraft.
    1. Mooh
      Mooh April 11 2016 15: 26
      +2
      An open tower is a forced decision, because no technical means of target detection were provided.
      1. tchoni
        tchoni April 11 2016 15: 52
        0
        Come on. Bulletproof glass at that time was known and actively used. It was quite possible to assemble a gunner’s cap from it.
        1. loft79
          loft79 April 11 2016 16: 47
          +1
          An armor cap is not convenient. With binoculars, it is easier to turn around in an open tower, and it would be nice to receive data from a rangefinder.
        2. Mooh
          Mooh April 11 2016 23: 19
          +1
          It’s also expensive, and the sound is very muffled. And at those aviation speeds and the tower’s hydraulic drive, the initial detection and coarse aiming was carried out mainly on the sound of an airplane engine.
  5. Morglenn
    Morglenn April 11 2016 14: 32
    0
    Thank you for the educational program. an interesting series of articles! And about ZSU of other countries articles will be?
  6. Sergey-8848
    Sergey-8848 April 11 2016 16: 53
    0
    Any allocation of money, resources, armor, minds of engineers during the agony of the "thousand-year" Reich for new projects is like death. The obsession with the "weapon of vengeance", which will defeat everyone once and for all, has led to the dispersion of funds. Each project minus money, materials and, most importantly, the minds of engineers. Breaking daily the fascist defenses, our troops, among other things, did not give them time to come up with new types of weapons.
  7. Warrior2015
    Warrior2015 April 11 2016 18: 18
    0
    Congratulations to the author with another good article from a whole series!

    Quote: tchoni
    The Germans' mistake in the construction of the battlefield zsu, it seems to me, was that they used open felling, sensitive and vulnerable for firing by aviation rifle complexes (remember that the same thunderbolt carried 8 machine guns of the 50 caliber and could, theoretically, be released in a second 80 bullets from all the barrels ...)
    Yes, it surprises me too. And the discovery could have been done differently. Although, even so, such riding super-things were the most terrible enemy of our allied attack aircraft and fighter-bombers.


    Quote: Sergey-8848
    Any allocation of money, resources, armor, minds of engineers during the agony of the "thousand-year" Reich for new projects is like death. The obsession with the "weapon of vengeance", which will defeat everyone once and for all, has led to the dispersion of funds.

    How to say. In fact, the Germans traveled the whole war primarily due to technical innovations. It’s just that in 1944 they already ripped off their industry, and the Anglo-Saxon air attack helped them in this, and the ground forces from East and West actually squeezed the fronts.

    And is it so simple if you imagine that even the banal Tigers II were released at least a few thousand? and if Me 262 would be released early (he was ready in 1943 g) and also at least a few thousand? I'm not even talking about the same surface-to-surface missiles, the consequences of which Churchill assessed as more destructive in terms of impact than the bombing of 1940. It was the various technical innovations of the Germans that could force the Allies to enter into peace negotiations - it was in this that the Nazi regime correctly saw its only chance to survive.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)

С начала 1943 года промышленность нацистской Германии работала над созданием перспективных зенитных самоходных установок на базе существующего среднего танка Panzerkampfwagen IV. Результатом этих работ стали несколько проектов, известных под общим обозначением Flakpanzer IV. Первыми машинами этого семейства стали ЗСУ Möbelwagen и Wirbelwind. Следующим представителем перспективного направления стала боевая машина, известная как Ostwind («Восточный ветер»).

Разработка самоходки Flakpanzer IV Ostwind стартовала в начале 1944 года, почти одновременно с проектированием машины Wirbelwind. Причины появления этого проекта были простыми – военные желали получить зенитное средство с повышенной эффективностью. Опыт боевой работы зенитных подразделений показывал, что 20-мм автоматические пушки, в том числе на счетверенных установках, позволяют бороться с авиацией противника, но по своей огневой мощи заметно уступают 37-мм системам. Таким образом, для дополнения или даже полной замены самоходки Wirbelwind с четырьмя пушками калибра 20 мм предлагалось создать новую машину с более мощным оружием.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
ЗСУ Ostwind. Фото Panzerpedia.wikia.com



Изучив требования заказчика, завод Ostbau приступил к созданию новой боевой машины. С целью упрощения проекта и ускорения разработки, а также для максимального удешевления производства и эксплуатации было решено использовать уже отработанный подход. Основой новой бронемашины должно было стать шасси существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV любой из поздних модификаций. С танка следовало снимать башню, вместо которой должен был монтироваться новый броневой агрегат с зенитным вооружением. Подобный подход уже применялся при строительстве зенитных самоходок и позволял решить все поставленные задачи с максимальной эффективностью.

В качестве базы для новой самоходки предлагалось использовать танки Pz.Kpfw.IV. Для упрощения производства ЗСУ и снижения нагрузки на промышленность было решено не использовать новые шасси специальной постройки. Для строительства машин Ostwind завод-сборщик должен был использовать уже имеющиеся в войсках танки. Поврежденную или нуждающуюся в ремонте технику предлагалось отправлять в тыл, восстанавливать и переделывать в зенитные самоходки. Аналогичный подход применялся и в других проектах зенитных боевых машин.

По имеющимся данным, серийные машины «Оствинд» строились на базе танков Panzerkampfwagen IV модификации Ausf.H. Это была предпоследняя серийная модификация бронемашины, отличавшаяся от предыдущих повышенными характеристиками. В частности, в этой модификации предусматривалось самое мощное бронирование среди других версий танка, а кроме того, применялся двигатель мощностью 300 л.с.

В ходе строительства ЗСУ Ostwind базовое шасси должно было претерпевать минимальные изменения. С базового танка следовало снимать башню с вооружением, а также удалять оборудование боевого отделения, необходимое для применения машины в исходном качестве. Несмотря на это, основные особенности машины оставались прежними, что, в частности, позволяло сохранить характеристики на требуемом уровне.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
Самоходка с другого ракурса. Фото Forum.warthunder.ru


Танк Pz.Kpfw.IV представлял собой достаточно удачное базовое шасси для различной техники. Эта машина имела стандартную для подобной техники немецкой разработки компоновку с передним расположением трансмиссии и кормовым моторным отсеком, между которыми находились отделение управления и боевое отделение. Под полом боевого отделения проходил карданный вал, соединявший двигатель с трансмиссией.

В случае с танками модификации Ausf.H основой силовой установки являлся бензиновый двигатель Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. Через карданный вал крутящий момент передавался на главный фрикцион и шестиступенчатую главную коробку передач. Также в составе трансмиссии предусматривались планетарный механизм поворота, бортовые передачи и тормоза. При помощи всех этих агрегатов производилось вращение передних ведущих колес.

Основой ходовой части танка были восемь опорных катков малого диаметра на каждом борту, сблокированных попарно и оснащенных подвеской на основе листовых рессор. Ведущие колеса располагались в передней части бортов, направляющие – в корме. Наиболее заметным отличием ходовой части танка Pz.Kpfw.IV Ausf.H от других модификаций было применение трех поддерживающих роликов без резиновых бандажей.

Корпус танка изготавливался из броневых листов толщиной от 10-15 мм (крыша и днище) до 80 мм (лобовой лист). Такая защита позволяла бронемашине выдерживать попадания снарядов некоторых орудий противника. Предполагалось, что сохранение такой защиты позволит перспективной самоходке работать в одних боевых порядках с танками на базе аналогичного шасси.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
Зенитчик с обоймой 37-мм снарядов для пушки FlaK 43. Фото Wikimedia Commons


На имеющемся погоне башни проектом Ostwind предлагалось монтировать агрегаты новой конструкции. Новая башня для зенитного вооружения состояла из нижнего опорного листа с устройствами для крепления на погоне и крупным отверстием в центре, а также из нескольких бортовых листов. Для новой самоходки была разработана башня шестиугольной в плане формы с бортами, состоящими из двух деталей: нижний ряд устанавливался с развалом наружу, а верхний наклонялся внутрь. Это позволяло снизить расход металла, сократить массу конструкции и обеспечить максимально возможный внутренний объем. Кроме того, за счет многоугольной формы башня не выходила за пределы крыши корпуса и не накладывала ограничения на транспортировку техники. На стыке лобовых листов корпуса оставалась небольшая щель для перемещения орудия. Для строительства такой башни предлагалось использовать 25-мм броневые листы. Крыша не предусматривалась. За характерный внешний вид новая башня получила неофициальное название Keksdose – «Форма для выпечки».

Внутри новой башни предлагалось монтировать установку для зенитного орудия калибра 37 мм. С целью упрощения проекта специалисты фирмы Ostbau взяли существующее орудие 3.7 cm FlaK 43 с готовым лафетом и доработали последний для установки на самоходном шасси. Незначительные доработки орудийной установки позволили обеспечить круговое наведение пушки по горизонтали. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -7° до +90°. Лафет орудия сохранил броневой щиток, который теперь предлагалось использовать в качестве маски. Его задачей была защита орудия и артиллеристов от случайных попаданий в передний разрез башни.

Орудие FlaK 43 имело 37-мм ствол длиной 57 калибров и оснащалось автоматикой на основе отвода пороховых газов. Пушка использовала обоймы на восемь снарядов 37х263 мм B, из-за чего практическая скорострельность не превышала 150 выстрелов в минуту при технической на уровне 250. В зависимости от типа снаряда орудие могло обеспечивать его начальную скорость до 800-820 м/с, что позволяло атаковать летательные аппараты противника на дистанциях до 4-4,2 км. При стрельбе по наземным целям максимальная эффективная дальность превышала 6 км.

В качестве вспомогательного вооружения, предназначенного для борьбы с живой силой противника, ЗСУ Ostwind получала (вернее, сохраняла) 7,92-мм пулемет MG34 в лобовой установке корпуса, на рабочем месте стрелка-радиста. Также экипаж располагал вторым пулеметом, который следовало перевозить в укладке и извлекать только при необходимости.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
Самоходка и член ее экипажа. Фото Forum.warthunder.ru


Управлять новой самоходкой должен был экипаж из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в корпусе, в отделении управления. Применение орудия было задачей командира, наводчика и заряжающего, помещавшихся в башне. Они должны были производить поиск и обнаружение воздушных целей, а также наводить орудие и вести огонь. Обязанностью заряжающего была работа со снарядными обоймами. По имеющимся данным, в общей сложности в корпусе Ostwind перевозилось 125 обойм с 1000 снарядов.

Замена существующей башни новым агрегатом позволила сохранить вес и габариты машины примерно на старом уровне. Боевая масса «Восточного ветра» задавалась на уровне 25 т, длина не превышала 6 м, ширина – 3 м, однако высота выросла до 3 м. Удельная мощность самоходки, оснащенной 300-сильным двигателем, составляла 12 л.с. на тонну. Благодаря этому максимальная скорость на шоссе могла достигать 38-40 км/ч при запасе хода до 200 км.

Разработка проекта Flakpanzer IV Ostwind завершилась в начале лета 1944 года. К началу июля на базе имевшегося в наличии танка построили первый прототип, который вскоре вышел на испытания. Применение готовых агрегатов позволило значительно ускорить все необходимые проверки, а также определить дальнейшую судьбу новой разработки. В июле (по другим данным, в августе) 1944 года фирме-разработчику заказали строительство сотни новых зенитных самоходок. Так же планировалось наладить передачу отремонтированных шасси, прибывавших в тыл, с целью сборки новой техники.

Самоходка Ostwind была принята на вооружение под обозначением 3.7cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw.IV – «Орудие FlaK 43 на шасси Pz.Kpfw.IV». Кроме того, в некоторых источниках встречаются и иные обозначения машины, такие как Flakpanzer IV/3.7cm FlaK, Gerät 582 и т.д.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
Бронемашина на фронте. Орудие поднято на максимальный угол возвышения. Фото Aviarmor.net


Строительство первой партии ЗСУ Ostwind началось уже в июле 44-го. Тем не менее, в силу различных причин эти 15 самоходок были переданы заказчику только в конце года. К весне 1945 года было построено и передано заказчику порядка трех десятков машин. Вскоре после передачи этой партии производство было остановлено. Антигитлеровская коалиция развивала наступление, из-за чего немецкая промышленность постоянно теряла те или иные предприятия, а также лишалась возможности выполнения уже полученных заказов. Таким образом, после марта 1945 года фирма Ostbau не достроила ни одной зенитной самоходки нового типа. Общий выпуск ограничился, по разным данным, 43-46 машинами.

Согласно некоторым источникам, в ходе эксплуатации на фронте зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind проявили себя неоднозначно. Сравнительно мощные 37-мм пушки позволяли им бороться с низколетящей авиацией противника и защищать свои войска от ударов с воздуха. Тем не менее, присутствовали и серьезные недостатки, обусловленные, в первую очередь, крайне малым числом техники. Менее полусотни самоходок не могли быть сведены в полноценные зенитные подразделения, способные оказывать заметное влияние на ход боевых действий. Распределение имеющихся машин между различными подразделениями армии, в свою очередь, не позволяло полноценно решать задачи противовоздушной обороны.

Из-за невозможности правильной организации боевой работы самоходки Ostwind наносили некоторый ущерб авиации союзников, однако и сами нередко становились целью удара и получали серьезные повреждения, в том числе фатальные. С такой точки зрения настоящим счастливчиком выглядит первый прототип машины, в середине декабря 1944 года действовавший в Арденнах в порядке войсковых испытаний. Несмотря на все ожесточенные бои, этой машине удалось обойтись без серьезных повреждений и в целом виде вернуться на завод-изготовитель. Прочие самоходки оказались менее удачливыми – все они были уничтожены или утилизированы вскоре после окончания войны.

В конце 1944 года, когда войска только начинали освоение Ostwind, фирма-разработчик предложила несколько проектов модернизации такой техники, направленных на улучшение некоторых характеристики упрощение ее выпуска. Первый проект подразумевал замену орудия FlaK 43 спаренной установкой 3.7 cm Flakzwilling 43 на основе двух таких пушек. Применение подобного вооружения позволяло значительно повысить огневую мощь и эффективность самоходки. Новый проект получил условное обозначение Ostwind II. В случае принятия на вооружения машину могли обозначить как 3.7cm Flakzwilling 43 auf Pz.Kpfw.IV.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Ostwind (Германия)
Зенитная установка 3.7 cm Flakzwilling 43, предлагавшаяся для установки на ЗСУ Ostwind II. Фото Wikimedia Commons


Также по требованию военных был разработан проект установки башни с 37-мм пушкой на шасси танка Panzerkampfwagen III. Такой проект позволял применить имеющиеся шасси, уже не способные полноценно выполнять функции базы для танка. Кроме того, появлялась возможность обеспечить выпуск зенитных бронемашин в сравнительно больших объемах.

В январе 1945 года фирма Ostbau была готова к строительству первого прототипа ЗСУ со спаренными орудиями. Кроме того, в то время могла начаться сборка первой опытной самоходки на базе танка Pz.Kpfw.III. Еще до строительства прототипов обеих машин было принято решение о начале серийного производства подобной техники. В течение нескольких следующих месяцев на заводе Ostbau должны были построить 100 самоходок Ostwind II и 90 машин на базе шасси Pz.Kpfw.III с башней Keksdose и одной 37-мм пушкой. Тем не менее, в начале 1945 года нацистская Германия уже не могла рассчитывать даже на стабилизацию положения на фронтах. Как следствие, множество проектов строительства той или иной техники, в том числе новых версий ЗСУ Ostwind, остановились на тех или иных стадиях. Насколько известно, завод-подрядчик не успел построить ни одной машины новых модификаций.

Несмотря на все усилия конструкторов и работников производства, зенитные самоходные установки Flakpanzer IV Ostwind, равно как и другие машины этого семейства, не смогли полноценно решить поставленную задачу. Примерно за девять месяцев производства удалось построить и передать войскам менее полусотни таких машин, что было слишком мало для полноценного прикрытия войск при помощи самоходок. Как следствие, еще один проект привел к заметным тратам времени, сил и ресурсов, но не дал ожидаемых результатов и приблизил поражение Германии.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. gla172 11 апреля 2016 06:20
    Без комментария...а статье+.
  2. алпамыс 11 апреля 2016 09:13
    циммеритовое покрытие даже belay
    1. yehat 11 апреля 2016 09:26
      это говорт о том, что корпус скорее всего сделан в 43 году
  3. demiurg 11 апреля 2016 13:36
    А ведь они к концу войны имели зенитную и противотанковые ракеты. Была и зур вв. А они грезили крысами, минимум ягдтиграми.
  4. tchoni 11 апреля 2016 14:25
    Ошибка немцев при строительстве зсу поля боя, как мне кажется, в том, что они использовали открытые сверху рубки, чувствительные и уязвимые ля обстрела авиационными стрелковыми комплексами (вспомним, что тот же тандерболт нес 8 пулеметов 50 го калибра и мог, теоретически выпустить за секунду 80 пуль из всех стволов...)
    Кроме того, использование шасси сравнительно новых и эффект вных танков выглядит расточительно. Особенно, если учесть опыт использования для обороны от низколетящих самолетов вооружения разведывательных автомобилей PSW.
    1. MooH 11 апреля 2016 15:26
      Открытая башня-вынужденное решение, т.к. никаких технических средств обнаружения целей не предусматривалось.
      1. tchoni 11 апреля 2016 15:52
        Да ладно. Бронестекло к тому моменту было известно и активно применялось. Из него вполне можно было собрать колпак наводчика.
        1. loft79 11 апреля 2016 16:47
          Броне-колпак не удобно, С биноклем вертеться проще в открытой башне, а еще хорошо бы и данные с дальномера получать.
        2. MooH 11 апреля 2016 23:19
          Еще и дорого, и звуки сильно приглушает. А при тех скоростях авиации и гидравлическом приводе башне, первоначальное обнаружение и грубая наводка осуществлялись в основном на звук самолетного мотора.
  5. Morglenn 11 апреля 2016 14:32
    Благодарю за ликбез. интересный цикл статей!А про ЗСУ других стран статьи будут?
  6. Сергей-8848 11 апреля 2016 16:53
    Любое выделение денег, ресурсов, брони, умов инженеров в период агонии "тысячелетного" рейха на новые проекты - смерти подобно. Зацикленность на "оружии возмездия", которое раз и навсегда всех победит, привела к распылению средств. Каждый проект - минус деньги, материалы и, самое главное, - умы инженеров. Ломая ежедневно фашистскую оборону, наши войска в том числе и не дали им времени придумать новые виды вооружения.
  7. Ратник2015 11 апреля 2016 18:18
    Поздравляю автора с очередной хорошей статьёй из целой серии !

    Цитата: tchoni
    Ошибка немцев при строительстве зсу поля боя, как мне кажется, в том, что они использовали открытые сверху рубки, чувствительные и уязвимые ля обстрела авиационными стрелковыми комплексами (вспомним, что тот же тандерболт нес 8 пулеметов 50 го калибра и мог, теоретически выпустить за секунду 80 пуль из всех стволов...)
    Да, меня тоже это удивляет. И обнаружение можно было по другому сделать. Хотя даже несмотря на это такие ездящие суперштучки были самым страшным врагом наших штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков союзников.


    Цитата: Сергей-8848
    Любое выделение денег, ресурсов, брони, умов инженеров в период агонии "тысячелетного" рейха на новые проекты - смерти подобно. Зацикленность на "оружии возмездия", которое раз и навсегда всех победит, привела к распылению средств.

    Ну как сказать. Вообще то немцы всю войну выезжали в первую очередь благодаря техническим новинкам. Просто в 1944 году они уже надорвали свою промышленность, а воздушное наступление англосаксов им в этом помогло, ну и собственно наземные силы с Востока и Запада сжали фронты.

    А так просто если представить что даже банальных Тигров II выпустили хотя бы несколько тысяч ? а если Ме 262 выпустили бы пораньше (он был готов в 1943 г) и тоже хотя бы несколько тысяч ? Я уже не говорю про ракеты "земля-земля" те же, последствия от ударов которых Черчилль оценивал как более разрушительные по воздействию, чем бомбардировки 1940 года. Именно разнобразные тех.новинки немцев могли бы заставить союзников пойти на мирные переговоры - именно в этом нацистский режим достаточно верно видел свой единственный шанс сохраниться.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня