МиГ-17 против F-105: первая победа в небе Вьетнама

МиГ-17 против F-105: первая победа в небе Вьетнама


Насколько существенным был «русский след» в воздушном бою с американскими истребителями 4 апреля 1965 года

История участия советских военных специалистов во Вьетнамской войне, растянувшейся почти на десять лет — с 1965 по 1975 годы — остается во многом неисследованной. Причиной тому — усиленная завеса секретности, до сих пор укутывающая многие эпизоды, связанные с деятельностью Группы советских военных специалистов во Вьетнаме. Среди них были и военнослужащие войск ПВО, и военные разведчики, и военные моряки — и конечно же, военные летчики. Официально советские истребители занимались подготовкой и обучением вьетнамских коллег, осваивавших советскую и китайскую (то есть тоже советскую, но выпущенную по лицензии) авиатехнику. И участвовать непосредственно в боевых действиях им было прямо запрещено. Однако война зачастую отменяет вовсе или на время многие формальные запреты. Так что не стоит удивляться тому, что в последнее время в официальных источниках Министерства обороны России появились данные, которые вряд ли могли быть обнародованы раньше. Согласно этим сведениям, первая существенная победа ВВС Вьетнама над американской авиацией, одержанная 4 апреля 1965 года, была в действительности делом рук советских пилотов.


Однако формально до сих пор считается, что 4 апреля 1965 года восьмерку американских ударных истребителей F-105 «Тандерчиф» в небе над Тханьхоа атаковала четверка вьетнамских летчиков на самолетах МиГ-17. Американцы отправлялись на бомбежку моста в Хамранге и электростанции в Тхиньхоа, а об их планах стало известно, когда первыми по направлению к целям прошли самолеты-разведчики. Когда появилась информация о восьмерке F-105, идущих на штурмовку, в небо подняли два звена МиГ-17 из состава 921-го истребительного авиаполка ВВС Северного Вьетнама. Результатом схватки стали два сбитых вьетнамскими самолетами американских «Тандерчифа», а сам день 4 апреля с тех пор отмечается во Вьетнаме как День авиации.

Скорее всего, точные сведения о том, кто же находился в кабинах вьетнамских МиГ-17, появятся только после того, как в России откроют доступ к военным архивам той эпохи. Пока этого не сделано, и даже сами участники Группы советских военных специалистов во Вьетнаме зачастую не могут получить доступа к своим же данным — даже к собственным донесениям и служебным запискам. Но в любом случае, кто бы ни был «автором» победы 4 апреля 1965 года, это была первая победа советских истребителей над американскими, одержанная во вьетнамском небе. И эта победа была тем ценнее, что ее одержали дозвуковые истребителями, которым противостоял противник, способный развивать сверхзвуковую скорость!

МиГ-17 против F-105: первая победа в небе Вьетнама

[center]Вьетнамские пилоты готовятся ко взлету. Фото: http://acepilots.com
[/center
]
Непосвященному человеку трудно представить себе, как дозвуковой самолет может стать грозным противником для сверхзвукового: это все равно, что пытаться, скажем, на тракторе угнаться за легковым автомобилем. Но стоит только поменять условия — скажем, пустить и того, и другого на бездорожье — и ситуация резко поменяется: на первый план выйдут преимущества трактора. Таким «трактором» и был созданный в самом начале 1950-х советский МиГ-17. Формально считалось, что он способен достигать скорости звука, что позволяло и крыло увеличенной стреловидности, но в реальности летал и маневрировал «семнадцатый» до дозвуковой скорости. Что и обеспечивало ему преимущество в бою на ближней дистанции, когда важнее оказывалась именно возможность маневра, а не скорость.

В свою очередь, американские летчики, пилотировавшие F-105 в 1965 году, совершенно не представляли себе всей опасности МиГ-17. «Тандерчифы», вооруженные ракетами и способные нести существенную бомбовую нагрузку, были более скоростными — но менее маневренными. К тому же подготовка первых подразделений, вооруженных этими самолетами, велась в стерильных полигонных условиях, без всякой попытки имитировать противодействие противника. И даже после того, как F-105 отправили во Вьетнам, их тактика при штурмовке осталась неизменной. Они отправлялись на боевой вылет стройной колонной по два, звеньями, сохраняя наиболее удобный для бомбометания режим полета и совершенно не учитывая, что он абсолютно не подходит для воздушного боя с истребителями противника. А противник, то есть вьетнамские ВВС, действия которых отрабатывались до автоматизма под суровым руководством советских военспецов и ими же координировались непосредственно в бою (как минимум по радио с наземных КП, а вполне возможно, и прямо в воздухе, если пилоты из СССР действительно участвовали в боях), не преминул воспользоваться этим просчетом.

Понимая, что догнать «Тандерчиф» в хвост будет трудно, даже если противник полностью нагружен бомбами и существенно потерял в скорости, пилоты МиГ-17 взяли на вооружение тактику наземных засад и навязывания встречного ближнего боя. Рано утром одно или два звена «семнадцатых» со своего основного аэродрома на сверхмалой высоте перелетали на аэродром подскока, расположенный поблизости от трассы, которой пользовались американцы (кстати, привычка летать на штурмовку и бомбежку по одним и тем же маршрутам тоже дорого стоила летчикам США). И как только становилось известно о приближении F-105, МиГ-17 поднимались в воздух и встречали «Тандерчифы» пушечным огнем, сводя на нет все их преимущество в скорости. Именно в этих условиях лучше всего проявлялось и преимущество советского самолета в маневренности, а также наличие у него пушки: на коротких дистанциях маневренного боя американские ракеты «воздух-воздух» той поры оказывались бесполезными.

Именно так развивался и воздушный бой 4 апреля 1965 года, ставший прологом к большой воздушной битве над Вьетнамом. Ее результаты оказались неприятным сюрпризом для Америки: общий счет оказался в итоге в пользу вьетнамских ВВС. Причем с существенным перевесом: только по МиГ-17 соотношение составило один к полутора, то есть на как минимум 150 вражеских самолетов, сбитых «семнадцатыми», пришлось всего около сотни потерянных МиГов. И в этом — колоссальная заслуга советских военных специалистов, прежде всего летчиков-истребителей, щедро делившихся с вьетнамскими товарищами по оружию своим опытом и тактическими находками. Так что если даже воздушный бой 4 апреля 1965 года вели исключительно вьетнамские летчики, «русский след» в нем был более чем существенным. Однако нужно учесть, насколько велика была роль идеологической работы в те годы, и потому нетрудно предположить, что даже если МиГ-17 в тот день пилотировали советские летчики, Северный Вьетнам просто из пропагандистских соображений не мог не приписать ту победу своим пилотам — не говоря уже о том, что это полностью соответствовало требованиям секретности, которую строго соблюдала советская сторона…
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/mig17-protiv-f105-pervaya-pobeda-v-nebe-vetnama-22972.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. евген 9 апреля 2016 06:48
    Читается на одном дыхании...Круто.В начале 80-х общался с пенсионером.Летчик истребитель.Воевал в Корее.Но он больше помалкивал.Так,про быт,про игрушки...Жалею,что на смог его разговорить.
    1. ДэнСабака 9 апреля 2016 08:09
      "Сбил тебя въетнамец Ли Си Цин"(с).... из песни слов не выкинешь....
      1. papik09 9 апреля 2016 19:28
        Цитата: ДэнСабака
        "Сбил тебя въетнамец Ли Си Цин"(с).... из песни слов не выкинешь....

        hi
        "Отвечает мне раскосый,
        что командует допросом -
        Сбил тебя ВАНЮШКА Ли Си Цин..." (с)
        Это ТАКИЕ СЛОВА в песне ...
        hi
        1. Lexa-149 9 апреля 2016 23:14
          Сергей Чиграков (Чиж и Со)поёт эту песню так:
          Отвечал мне тот раскосый,
          Что командовал допросом,
          "Сбил тебя наш лётчик Ли Си Цин"
          1. shasherin.pavel 10 апреля 2016 09:24
            Цитата: Lexa-149
            Ли Си Ци

            Буква "н" это уже русская приставка, как Карамзин, происходящая от татарского "Кара-мурза", принявший православие и в период, принятия мусульманства в Орде, бежавший на территорию Руси.
    2. Fitter65 9 апреля 2016 16:18
      А кто такой имя фамилию узнать можно?А то вы знаете сколько пенсионеров а тем более летавших...Из моего экипажа 2 истребителя было по молодости,правда экипаж Р-409МА.правда из ВВС...
      1. shasherin.pavel 10 апреля 2016 09:29
        Цитата: Fitter65
        А то вы знаете сколько пенсионеров а тем более летавших...
        В чём вопрос: сколько лётчиков Лисицыных на пенсии? Из моего экипажа 2 истребителя было
        В экипаже два истребителя? по молодости,правда экипаж Р-409МА.правда из ВВС.

        А по русски написать нельзя было?
    3. Venceremos 9 апреля 2016 19:37
      Цитата: евген
      Читается на одном дыхании...Круто.В начале 80-х общался с пенсионером.Летчик истребитель.Воевал в Корее.Но он больше помалкивал.Так,про быт,про игрушки...Жалею,что на смог его разговорить.

      В начальной школе,в 80х годах,приглашали на урок "ветерана войны",а было ему на то время лет 45...
      "Кореец"... Оператор РЛС...

      Тогда, уже,"потихоньку всплывало"...
  2. казак волгский 9 апреля 2016 07:03
    Хорошая Статья!!! Спасибо - жаль что знаем про такие события мало - а участники не говорили.......... а много свершенного там было......
    1. амурец 9 апреля 2016 08:12
      Цитата: казак волгский
      Хорошая Статья!!! Спасибо - жаль что знаем про такие события мало - а участники не говорили.......... а много свершенного там было......

      Немного помогу ссылками.
      Авиация во Вьетнаме - RUFOR.ORG.htm
      http://mexalib.com/view/89708
      А это ссылка на книгу:Колесник.Н.Н."Война во Вьетнаме...Как это было(1965-1973гг). Это сборник воспоминаний.Читается книга с интересом.
      О статье.Читается с интересом,но я ракетчик и больше искал материалы по ЗРК С-75.А посту плюс однозначно.Чем дальше,тем меньше остаётся тех кто прошёл эту войну.
      1. Vivan 10 апреля 2016 10:34
        Читайте здесь информацию, которую я почерпнул из разных источников - http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=210&t=205742&start=120 (начиная с сообщения #133).

        Кстати, у меня на книжной полке лежит книга “Война во Вьетнаме. Как это было. 1965-1973”. Эту книгу мне подарил один из ее авторов – бывший ракетчик В. Скоряк (в последние годы он несколько раз приезжал во Вьетнам по приглашению МО СРВ, мы с ним ездили в разные места во Вьетнаме).
    2. К-50 9 апреля 2016 15:39
      Цитата: казак волгский
      Хорошая Статья!!! Спасибо - жаль что знаем про такие события мало - а участники не говорили.......... а много свершенного там было......

      Подписка "о не разглашении" скорее всего ещё действительна. Так что не скоро ещё будет пролит свет на те события. request hi
      1. NordUral 9 апреля 2016 16:16
        А зря секретничали. Если бы больше знали, то вряд ли Союз развалился при нашем молчаливом попустительстве. И так во всем было, много хорошего мы о себе не знали.
  3. Kronos07 9 апреля 2016 07:12
    В 10 минутах от моего дома MiG-17 музей полета в Сиэттле.красивый истребитель.
    1. Владимирец 9 апреля 2016 08:07
      Цитата: Kronos07
      В 10 минутах от моего дома MiG-17

      Причем вьетнамский. smile
      1. Kronos07 9 апреля 2016 08:16
        трофеи войны
        1. user1212 9 апреля 2016 08:49
          Цитата: Kronos07
          трофеи войны

          Маккейна бы туда переместили из сената... тоже ведь трофей Вьетнамаlaughing
          1. Владимирец 9 апреля 2016 09:07
            Цитата: user1212
            тоже ведь трофей Вьетнама

            В раздел экспозиции "Влияние войны на психическое состояние военнослужащего". yes
          2. Kronos07 9 апреля 2016 09:16
            lol

            я только за ....
          3. К-50 9 апреля 2016 15:40
            Цитата: user1212
            Маккейна бы туда переместили из сената... тоже ведь трофей Вьетнама

            Все местные собачки соберутся в очередь территорию метить laughing
  4. Горный стрелок 9 апреля 2016 07:16
    Они все под подпиской ходили. И десятку за длинный язык никому "мотать" не хотелось. Серьезная в СССР служба была, без сентиментов. И секретность соблюдали жестко, за записную книжку с "почтовыми ящиками" и телефонами можно было карьеру себе поломать за пять минут. Потому и не знаем многого. А люди-очевидцы уходят...
    1. Комментарий был удален.
    2. ranger 9 апреля 2016 10:08
      Цитата: Горный стрелок
      Сегодня, 07:16
      Они все под подпиской ходили. И десятку за длинный язык никому "мотать" не хотелось


      Насчет десятки - это вы немного погорячилсь,не так все было сурово и подписка давалась не всегда и не всеми...
      Секретность , в основном, соблюдалась на официальном уровне, в СМИ, естественно, это не освешалось в отличие от текущего момента, и СССР не признавал и иногда опровергал участие наших военнослужащих в локальных конфликтах тех времен, коих было немало...
      Награды тоже получали на основании закрытых указов, не публиковавшихся в печати.
      А на бытовом уровне разговоры на эту тему с сослуживцами велись и никого за это особо не преследовали и рот не затыкали...
      Не стоит излишне драматизировать....
      1. Ратник2015 28 апреля 2016 23:01
        Цитата: ranger
        ,не так все было сурово и подписка давалась не всегда и не всеми...

        Угу, даже аэродромными специалистами и тыловыми службами в "загранкомандировках". Всеми.

        Цитата: ranger
        А на бытовом уровне разговоры на эту тему с сослуживцами велись и никого за это особо не преследовали и рот не затыкали...
        Ну Вы и сравнили - они между прочим тоже под подписками и при формах допуска ходили.
  5. Кот недоученый 9 апреля 2016 07:20
    Конечно. это был простой вьетнамский парень Ли-Си-Цын wink
  6. ДМ51 9 апреля 2016 07:27
    Цитата: Кот недоученый
    Конечно. это был простой вьетнамский парень Ли-Си-Цын wink

    Но все звали его Иванычем и он был из под Тамбова wink
    1. Пришелец 10 апреля 2016 02:38
      А что мы вообще знаем про Виетнам-то? Страна восточная, полная мистикой. Может сидел там у себя виетнамец в сумрачных джунглях, впал в Седьмой Круг чего-то, и получил прозрение. А дай-ка, схожу я в Тамбов, рожусь. Ну сходил, родился, вернулся, но чует что что-то не то. С тоски закорешился с прапором из аэродромной роты. А тот однажды притащил канистру, налил по человечески. А виетнамец азиат ведь, у них там что-то с биохимией, спиртное не переносят. Вот нажравшись, виетнамец и объявил себя Иванычем. Пацанам кликуха понравилась, прижилась. А по паспорту - тот же Ли Си Цын, участкового не обманеш, хоть и джунгли вокруг.
  7. aba 9 апреля 2016 08:00
    со своего основного аэродрома на сверхмалой высоте перелетали на аэродром подскока... МиГ-17 поднимались в воздух и встречали «Тандерчифы» пушечным огнем, сводя на нет все их преимущество в скорости.

    Снайперская работа!
    aba
  8. Алекс_36 9 апреля 2016 08:19
    В 96-м на 1-м курсе,когда учился в нашей белорусской ВА РБ. К нам приходил Щукин. По результативности он в первой пятёрке в Корее. 17 сбитых. Рассказывал,что,если тебя сбивает нигер и ты выбрасываешься с парашютом,то в воздухе он тебя однозначно расстреляет. Вот такая у них была маленькая месть за расовую дискриминацию. А белые не трогали - спокойно давали приземлиться.
  9. _umka_ 9 апреля 2016 08:22
    Красивый самолёт..
  10. guzik007 9 апреля 2016 09:10
    Молодец автор,так и не раскрыл счет того боя. Умеет хранить секреты :=)
    1. лис 9 апреля 2016 12:52
      Цитата: guzik007
      Умеет хранить секреты

      просто читать надо не по-диагонали...
      два сбитых тандерчифа...
  11. kig 9 апреля 2016 11:13
    А надо американцев спросить. Наверняка велись радиоперехваты, и если в воздухе была слышна русская речь ... то, значит, вместе с тактическими приемами наши передали вьетнамцам и филологические познания.
    kig
    1. 0255 9 апреля 2016 13:16
      Цитата: kig
      А надо американцев спросить. Наверняка велись радиоперехваты, и если в воздухе была слышна русская речь ... то, значит, вместе с тактическими приемами наши передали вьетнамцам и филологические познания.

      Можете посмотреть Дискавери - вам скажут что счёт был 10 МиГов на 1 Фантом, прям как в Корее))) Чтоже тогда США ушли из Вьетнама через 10 лет?
      1. shasherin.pavel 10 апреля 2016 09:43
        Но ведь не соврали: они же всех МиГов считали, в том числе и поршневые всех типов. Американцы же не сразу же реактивные применили во Вьетнаме, а нам зачем поставлять реактивные (секретные) если поршневые справлялись. Они же успокоили своё население, сообщив: "за этот месяц ВВС США совершили во Вьетнаме 300 полетов самолёто-звеньев в отличии от 1000 вылетов в прошлом месяце". Но не рассказали, что в "звене" 4 самолёта, а "вылет" это один самолёт. Читателт понимал, что количество вылетов сократилось, а если 300 помножить на 4 самолёта то ...
  12. oxotnuk86 9 апреля 2016 13:12
    Филологические познания усваиваютса очень быстро. Используютса конкретно, безошибок особенно в драке.
  13. uizik 9 апреля 2016 14:10
    Все и вся тогда фиксировалось и анализировалось. Каждый год,месяц и день,каждый бой воздушный или танковый тщательно изучен.( воздушный бой над Лонг Бай,танковый бой в долине Кувшинов Лаоса и т д) Но это для специалистов.Чем болели,какой грибок поражал американских солдат,что делалось для поднятия их "духа" простому гражданину не интересно!
  14. Nikolaevich I 9 апреля 2016 14:47
    Вообще-то, были анекдоты и про переговоры в воздухе "вьетнамских" лётчиков...жаль,что в данный момент не могу припомнить...
    1. Комментарий был удален.
      1. Nikolaevich I 9 апреля 2016 15:01
        Да вполне мог быть и такой! Одним же анекдотом дело-то не обошлось!
  15. wanderer 9 апреля 2016 15:05
    Ну да, типа - желтопузый, хандс ар! Ни Ку Янг, Вьетнамцы не сдаются!!! Заряжай Ваня...
  16. Vivan 9 апреля 2016 18:06
    Послушайте голос диктора (с 22мин50) и признание генерала-майора И. Шпорта (c 23мин12) - https://www.youtube.com/watch?v=kIjqSBOyxFI
  17. НШ-011600 9 апреля 2016 20:44
    Вьетнамский боец над Ханоем
    сбивает седьмой самолёт
    и крепкое русское слово
    вставляет - так падай же
    е....й в рот!
  18. СОБ 9 апреля 2016 22:21
    Про сам бой ни слова
  19. Андрюха Г 11 апреля 2016 09:52
    Цитата: евген
    Читается на одном дыхании...Круто.В начале 80-х общался с пенсионером.Летчик истребитель.Воевал в Корее.Но он больше помалкивал.Так,про быт,про игрушки...Жалею,что на смог его разговорить.

    В те времена их никто и не разговорил бы, даже при застольной беседе, т.к. давали подписку о неразглашении.
  20. Fast_mutant 11 апреля 2016 11:33
    Цитата: Пришелец
    А что мы вообще знаем про Виетнам-то? Страна восточная, полная мистикой. Может сидел там у себя виетнамец в сумрачных джунглях, впал в Седьмой Круг чего-то, и получил прозрение. А дай-ка, схожу я в Тамбов, рожусь. Ну сходил, родился, вернулся, но чует что что-то не то. С тоски закорешился с прапором из аэродромной роты. А тот однажды притащил канистру, налил по человечески. А виетнамец азиат ведь, у них там что-то с биохимией, спиртное не переносят. Вот нажравшись, виетнамец и объявил себя Иванычем. Пацанам кликуха понравилась, прижилась. А по паспорту - тот же Ли Си Цын, участкового не обманеш, хоть и джунгли вокруг.


    А что это у Вас такое забористое для открытия чакр?! )))
  21. Ратник2015 28 апреля 2016 23:13
    Статья хорошая, правильная, автору плюсую !

    И как только становилось известно о приближении F-105, МиГ-17
    поднимались в воздух и встречали «Тандерчифы» пушечным огнем, сводя на нет все их преимущество в скорости.
    Немного не так - аэродром подскока делался для экономии топлива и времени, а так "воздушная засада" атаковала с преимущества по высоте на пикировании.

    Так что если даже воздушный бой 4 апреля 1965 года вели исключительно вьетнамские летчики, «русский след» в нем был более чем существенным.
    не вели. Это был именно "показ боевого мастерства" личным примером у советских инструкторов.

    Кстати опытные американские пилоты ещё по войне в Корее очень часто могли вычислить "советского инструктора" в звене по другому стилю пилотирования и качественно иному уровню боевого мастерства, предпочитая уклоняться от боя с ним, атакуя явно более слабые в искусстве возд.боя самолёты с корейскими и китайскими, а потом и вьетнамскими пилотами. Другой тактикой было наваливание всеми силами именно на самолёт советского инструктора чтобы сбить его и тем самым уже дальше добивать сразу терявшихся морально пилотов из Юго-Восточной Азии.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня