Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ

МТ-ЛБ разошелся по миру серией в более чем 9 000 экземпляров. По сей день этот многоцелевой транспортер (тягач), легкий, бронированный, используется во многих странах мира, в том числе и в виде различных модификаций, созданных на базе данной машины. Тягач, произведенный в Харькове, стал настоящим долгожителем, разменяв отметку в 40 лет. Серийное производство МТ-ЛБ на Харьковском заводе началось еще в 1966 году. После развала СССР вся производственная база МТ-ЛБ осталась на территории независимой Украины.

Ближайший сосед

Спустя некоторое время в харьковском КБ им. Морозова встал вопрос о создании на базе многоцелевого тягача новых машин. Одной из них стала БМП МТ-ЛБР6. На вооружение данная БМП получила одноместную вращающуюся башню с 30-мм автоматической пушкой ЗТМ-1 (российский аналог 2А72) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (российский аналог ПКТ). Питание автоматической пушки производится из 2-х коробок с лентами, которые располагаются справа и слева от нее и во фронтальной проекции защищены бронещитком. В качестве прицельных приспособлений используются ПЗУ-7 и ТКН-4С. Также на башне машины было установлено 6 дымовых гранатометов из системы 902Б «Туча». Во время работ броневая защита машины была усилена за счет использования разнесенного бронирования. Ходовая часть БМП была прикрыта противокумулятивными экранами, также машина получила систему автоматического пожаротушения и фильтровентиляционную установку. Для того чтобы сохранить подвижность машины и компенсировать увеличение массы, на БМП был установлен новый дизельный двигатель мощностью в 310 л.с.


Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ
БМП МТ-ЛБР6


Другие варианты модернизации МТ-ЛБ, разработанные на Украине, предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым пулеметом НСВТ-12,7 «Утес» калибра 12,7 мм. Башенка с НСВТ ставится взамен штатной башенки ТКБ-01, в которой устанавливался 7,62-мм пулемет. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов.

Дальние соседи

По лицензии МТ-ЛБ производился в Болгарии и Польше. По мере накопления необходимого опыта инженеры данных стран стали вносить в конструкцию машины изменения, а позднее начали создавать на ее базе собственные машины. После объединения Германии вся военная техника Национальной Народной Армии (ННА) ГДР была передана Бундесверу. Часть этой техники немцы тут же распродали «по дешевке» соседям. Не минула такая судьба и МТ-ЛБ. Около 450 единиц приобрела Швеция. Скандинавы с оглядкой на СССР и советский опыт переоборудовали тягач под самоходный ПТРК, установив на нем ПУ и систему управления комплекса RBS-56 «Штурм». Данная шведская модификация получила наименование Pbv 401. Стоит отметить, что шведы не стали бы зря раскидываться деньгами, к тому же в северных широтах МТ-ЛБ особенно востребована из-за своих ходовых возможностей.

Болгария

Большое количество МТ-ЛБ (более 1000 штук) в настоящее время находится на вооружении болгарской армии, большинство из них собраны на заводе BETA. В основной своей массе они практически идентичны оригинальным машинам, но все же часть из них была выпущена после различных переработок, что только расширило гамму данного семейства. В Болгарии на базе МТ-ЛБ были разработаны самоходные минометы калибром 80 и 120 мм (KShM R-81 и KShM-R-80), санитарная машина MT-LB SE, машина химической разведки MR HR и автоматизированный комплекс химической разведки Maritza. Тягач MT-LB-VB, производимый в Болгарии, отличался от оригинальной советской модели установкой 12,7-мм пулемета с правой стороны корпуса.

Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ
ВМР-30


Также на болгарском заводе TEREM по лицензии шел выпуск САУ 2С1 «Гвоздика», одновременно с этим местными инженерами было создано 2 БМП – ВМР-23 и ВМР-30. первая имела сварную башню со спаренной 23-мм автоматической пушкой 2А14 (такая же, как на зенитных установках ЗУ-23-2) и спаренный с пушкой пулемет ПКТ. На БМП имелась также ПУ для ПТУР 9М14М «Малютка». На модели ВМР-30 ставилась башня, полностью идентичная башне БМП-2. Обе машины рассчитаны на 3 членов экипажа и 7 человек десанта. Для того чтобы компенсировать рост массы машин, они получили более мощные двигатели ЯМЗ-238Н (302 л.с.).

Польша

Не отстали от болгар, а во многом и обошли их поляки, создавшие на основе МТ-ЛБ еще большее семейство самых разнообразных машин. Инженеры польского предприятия HSW (Huta Stalowa Wola) создали на базе МТ-ЛБ машину инженерной разведки Hors, машину дистанционного минирования Kroton, машину технической помощи Mors, санитарную машину Lotos, машину разминирования Durian, командно-штабную машину (КШМ) Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками и ЗСУ Sopel. Большинство польских вариантов МТ-ЛБ, помимо всего прочего, оснащались водометными движителями с гидроприводами.

Машина инженерной разведки Hors предназначена для ведения инженерной разведки мостов, гидротехнических сооружений, дорог и придорожных объектов, минновзрывных заграждений, проведения химической разведки водоемов и местности. Для выполнения этих задач машина получила специальные комплекты инженерной и химической разведки. От оригинального МТ-ЛБ машина отличается небольшим возвышением на кормовой части корпуса, башенкой с большими пуленепробиваемыми стеклами и 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7, расположенной над местом командира машины, водометными движителями, а также наличием специальной антенны на корпусе.

Для быстрого минирования местности при действиях в составе подвижных заградотрядов польскими инженерами была спроектирована машина дистанционного минирования Kroton. Корпус данной машины был переделан полностью. База МТ-ЛБ была удлинена на 1 метр, в ходовой части с каждой стороны было добавлено по 1 узлу подвески с опорным катком. За отделением управления до самой кормы разместили специальную площадку, на которую можно было погрузить 4 блока кассет с минами (по 20 штук в каждой). При этом машина лишилась водоотражающего щитка и водометов, что не позволяет ей вплавь преодолевать водные преграды.

Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ
Инженерная машина Durian


Машина технической помощи Mors используется для осуществления технической разведки на поле боя, эвакуации поврежденной техники и оказания помощи экипажам (технической и медицинской), а также осуществления несложных инженерных работ. В составе специального оборудования на Mors имеется лебедка с максимальным усилием до 6 тс, комплекты специальных инструментов и запчастей, а также кран-стрела с грузоподъемностью 1,5 тонны. Для самообороны на машине имеется вращающаяся башенка с 12,7-мм пулеметом.

Санитарная машина Lotos используется для эвакуации раненых с поля боя, а также оказания им первичной медицинской помощи. Десантное отделение в ней выполнено чуть выше основного корпуса машины и позволяет перевозить в нем до 4 раненых в положении лежа и до 8 сидячих легкораненых. Вооружения данная машина не имеет. Машина также не имеет водометных движителей, а движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц, как на оригинальной модели МТ-ЛБ.

Инженерная машина Durian чаще всего применяется с двухосным прицепом Р2Р-WLWD, который используется для транспортировки удлиненных подрывных зарядов, которые применяются для проделывания проходов в минных полях. Инженерная машина используется для ведения разведки минных заграждений противника, выполнения минновзрывных и других инженерно-саперных работ, организации проходов в минных полях. Внешне она во многом схожа с машиной инженерной разведки Hors.

Иностранные модификации на базе МТ-ЛБ
ЗСУ Sopel


КШМ Lowcza, имеющая автоматизированный комплекс управления войсками, предназначена для повышения эффективности управления подразделениями на поле боя. Внешне она сильно похожа на санитарную машину Lotos, но в отличие от нее имеет водометные движители с гидроприводами и три дополнительных антенны.

ЗСУ Sopel является самой сложной среди всех польских разработок на базе МТ-ЛБ. База данной машины была удлинена, как и в случае с машиной дистанционного минирования Kroton, на 1 метр, а ходовая получила дополнительный узел подвески с седьмым опорным катком. На машину ставится одноместная башня, оснащенная комплексом зенитного вооружения, а также пассивных средств обнаружения воздушных целей. ЗСУ Sopel получила на вооружение спаренную 23-мм автоматическую пушку, а также ПУ с двумя ПЗРК «Стрела-3». Приводы наведения башни на цель выполнены электрогидравлическими, что позволяет наводить оружие на 360° по горизонту и на -8° +80° по вертикали. Дальность ведения огня по воздушным целям из артиллерийской установки составляет 2 500 метров, по наземным - до 2 000 метров. Система управления огнем, примененная на ЗСУ Sopel, позволяет уничтожать воздушные цели, перемещающиеся со скоростью до 450 м/с на высотах от 100 до 1 500 метров. При помощи ракет она может поражать цели, летящие со скоростями от 150 до 260 м/с на высотах от 50 до 2 300 метров и на удалении до 4 200 метров.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Алексей Приказчиков 16 декабря 2011 07:22
    Болгарская бмп самая красивая.
    Алексей Приказчиков
    1. mox 16 декабря 2011 22:57
      А польская ЗСУ самая бестолковая. Она в серию и не пошла.
      mox
  2. Vadivak 16 декабря 2011 11:37
    Обратите внимание. Принят на вооружение в 1964 году, До сих пор машина не потеряла актуальность. Уникальный аппарат, некоторые считают его слабобронированным и тихоходным, но ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик в свете боевой машины пехоты, а это совершенно разный класс военной техники. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач.
  3. dred 16 декабря 2011 11:53
    Значит досихпор актуален.
    dred
    1. Vadivak 16 декабря 2011 14:51


      Этот "иностранец" - самоходный миномет СМ-120 производства Беларусь.
      1. magirus.75 16 декабря 2011 15:10
        Очень похож на МТ-ЛБу
        magirus.75
      2. APASUS 18 декабря 2011 21:05
        http://www.semerka.info/forum/download/file.php?id=26856&t=1&sid=f4e5de5f9c1277a
        8bfe8b29d29eed946
  4. trojan768 16 декабря 2011 21:46
    Да, МТ-ЛБ действительно боевая машина, ходовые качества очень хорошие. из своего армейского опыта общения:
    1) легкая, в следствии чего не вязнет в болоте и на речных переправах, чего не скажешь (да простят меня танкисты) о Т-80.
    2) скорость набирает легко и быстро. Каким бы труднопроходимым ни был ландшафт наша МТ-ЛБВ преодолевала на раз
    3)двигатель (могу ошибится по прошествию времени) стоял ещё КрАЗовский, никогда не подводил выполняя исправно возложенную на него роль тягача.

    В целом только положительные впечатления
    1. mox 16 декабря 2011 22:58
      двигатель (могу ошибится по прошествию времени) стоял ещё КрАЗовский, никогда не подводил выполняя исправно возложенную на него роль тягача

      ЯМЗ-238 - ярославский. Очень надежный, но прожорлив.
      mox
  5. Злой Татарин 1 февраля 2012 13:50
    Лично водил эту машину, хотя механником-водителем не был...
    Просто заявил комбату, что буду на проверках, когда на стрельбы выезжали, успевать за троих...
    И успевал-таки...
    Две версии в батарее (гаубица М-30 - 122 мм.)

    Всего одна учебная, когда над головой водителя нет лючка. Водителю приходилось боком садится на центральную консоль и длинными руками наощупь тягать рычаги фрикционов и переключать передачи...
    При этом голова оказывалась в ногах комвзвода, который сидел на броне, свесив ноги в люк.
    Остальные были с люком над головой водителя, который притянув под зад спинку сидения садился на ее верхний край и вперед... Гараздо легче чем на учебной.
    Скорость по прямой до 90 км.час.
    По снегу, а на Камчатке снег будь здоров, ползет как танк... Днищем трамбует снег так, что каблуком не продавишь. Траки широкие - гребут, мама не горюй...
    Да еще и орудие за собой тянет.
    Короче, такую-бы да в личное пользование не отказался-бы...
    Вместимость десантного отделения - охиреть...
    Нас, как-то в баню в учебке в Ляличи возили на МТЛБ, так почти весь взвод влез...Тесновато, в притирочку кряхтя, но добрались...
    Злой Татарин
  6. Житель Чукотки 1 февраля 2012 14:32
    А где украинские "новые модификации" МТЛБ, почему новые - МТЛБ делался в Харькове на ХТЗ и Лозовой.


    http://www.xtz.ua/rus/production_and_manufactures/stetstekhnika/xtz-3n.html

    http://www.xtz.ua/rus/production_and_manufactures/stetstekhnika/xtz-10n.html

    http://www.xtz.ua/rus/production_and_manufactures/stetstekhnika/xtz-26n.html

    Видео с боевым модулем Штурм.

    http://www.youtube.com/watch?v=FNbUv_aln1g

    http://www.youtube.com/watch?v=5tqNmHYE34A
    Житель Чукотки

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня