Military Review

Battle Ax - Wheel Gun

21



Not very high reliability early firearms weaponsdue to the long process of loading, dependence on weather conditions and a number of other factors sometimes put its owner in a difficult position. During the battle, it was often the seconds that decided the outcome of the fight, and a damp powder on a powder shelf, a dead wick, or flint sprouting out of the jaws of a hammer could lead to the death of a warrior. For this reason, gunsmiths until the beginning of the 19 century tried to combine firearms with cold arms, creating a combined weapon.

One of the varieties of the combined weapon is a pistol - ax. HistoryPistols.ru has already talked about the Indian battle ax - stylet - wick gun of the middle of the 18 century, as well as about the boarding ax with a flintlock pistol. This article will discuss another combat ax with a shooting mechanism, made on the basis of a spark wheel lock.



The weapon consists of a handle with a barrel fixed on it, a wheel lock with a trigger, and an ax. Barrel cylindrical shape. The first third of the trunk, starting from the breech, has longitudinal grooves and a maximum diameter. In the middle of the barrel stepped with a gradual decrease in diameter. Barrel length 235 mm, barrel bore 0,52 caliber. The battle ax - wheel pistol has a total length of 635 mm.



Wheel lock is installed on the right side of the ax handle. The configuration and appearance of the keypad resemble a castle, the drawings of which are presented on our website. However, on closer examination, a significant difference in the design is noticeable. The trigger is not placed on the outer surface of the keypad, but above it. The spring under the heel of the trigger is moved to the inner surface of the keypad. The surface of the castle is richly decorated with engraving. On the surface of the trigger and the keypad are images in the form of a floral ornament, on the surface of the wheel housing there are military paraphernalia.



The lock is fixed in the box with the help of two screws with semicircular heads, without using a lock mask. A bone plate, depicting a warrior in a hat with a shield and a sword on his right shoulder, is embedded between the fastening screws in the wood. The trigger guard is steel, has a configuration like that of ordinary wheel guns. Rear rack bracket screwed into the box. The front desk is attached to the box with a screw. The trigger is steel, thin and slightly curved. The trigger mask is made of bone.



The breech screw has a short shank with a rounded tip. The shank is attached to the box with a screw, screwed from the side of the trigger mask. The bed is decorated with numerous inlays of bone plates, most of which have a rounded shape.



The ax is mounted on the handle and secured with an ax to the trunk. The locking pin is visible on the right side. The front of the butt is shortened to the muzzle. The ax has the overall dimensions 140 × 102 mm. The top edge of the chopping part is pointed, the rear edge is beveled at an angle of 90 degrees to the blade surface.



On the left and right sides, an engraving in the form of a vegetative ornament and an image of a mythical fish with a crocodile head is applied on the surface of the ax. The handle in the upper part at the place of attachment of the ax is decorated with inlaid figures of warriors: on the left side of the drummer, on the right side of the musketeer.



On the lower side of the handle inlay is a round and rectangular bone inserts with surface engraving. The tip of the handle is decorated with carved bone plate with a spherical cap.



Despite the fact that the weapon was made approximately in the middle of the 17 century, it is perfectly preserved. The metal parts have almost no signs of corrosion, inlays and wood are intact. The uniqueness and originality of the ax pistol in combination with the excellent condition of all mechanisms of weapons give it a high collectible value. The new owner purchased this item in 2015 year at one of the auctions for just 14 950 dollars.
Originator:
http://historypistols.ru/blog/atipichnoe-i-zamaskirovannoe-oruzhie/boevoj-topor-kolescovyj-pistolet/
21 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alex-cn
    alex-cn April 9 2016 07: 15
    +1
    beautiful weapon. I will not speak for functionality, it was understood in those days ... it is difficult for us to talk about the requirements for such weapons of the 17th century.

    for only $ 14. I suspect that modern weapons (hunting) of this level of decoration will cost significantly more
    1. Chiropractor
      Chiropractor April 9 2016 10: 25
      +1
      ... the old wicks, which required the shooter's access to open fire and created an undesirable unmasking effect during combustion, were replaced by a trigger with a clamped piece of flint, and a notched wheel was placed under the trigger. The device worked by means of a spring wound with a key, which, after pressing the trigger, set the wheel in motion and lowered the trigger with flint (initially with pyrite), sparks igniting the powder charge were cut out as a result of the friction. The wheel lock was superior in reliability to the wick locks existing at that time. It was more resistant to moisture, and even with a silicon lock continued to compete in reliability (a silicon lock could misfire for no apparent reason). There were also options for guns that combined the above types of locks. The drawback of the wheel lock was its extreme high cost, the complexity of the device, the insufficiently high quality of the steel used and the fear of dirt. If hard flint was used, the notch of the wheel wore out quickly; soft pyrite did not spoil the wheel, but crumbled itself and polluted the castle. In 1580, you could buy an arquebus with a wick lock for 350 francs, and the same arquebus with a wheel lock cost at least 1500 francs ...

      How much is the franc now ??
      Given inflation, 15 thousand dollars-a freebie ....

      Because pollution nullified efficiency, which means this is a weapon for parades, special forces, or, like me, a weapon for hanging on the wall. By the way, the people of Kovrov won't sell the Badger to me. It didn't go into the series, and Uncle Gosha "doesn’t tinker with them anymore." Sadness. Funny car ...
  2. Mangel olys
    Mangel olys April 9 2016 07: 21
    +1
    The article is interesting, albeit brief. Sorry, the author is unknown.
    The not very high reliability of early firearms, due to the long loading process, dependence on weather conditions and a number of other factors, sometimes made its owner in a difficult position. During the battle, seconds often decided the outcome of the battle, and damp gunpowder on the powder shelf, an extinguished wick, or flint jumping out of the trigger lips could lead to the death of a warrior.

    When Ermak conquered Siberia, one of the successful conditions was the presence of firearms against bows, spears, swords and axes of local residents, Tatars, Ostyaks, Voguls, etc. It always surprises me how much gunpowder I had to bring with me? Moreover, when rafting along rivers, do not soak it.
    1. Reptiloid
      Reptiloid April 9 2016 08: 02
      +1
      I think this is not the first article of this unknown author. Trying to find today. Such an interesting weapon, in a single copy.
      1. Reptiloid
        Reptiloid April 9 2016 09: 07
        0
        There were good articles on November 14.11, --- about the Belgian and October 31.10, last year --- about the Indian. I then said to myself that the author was not indicated. But maybe there’s still, before, since I don’t read all the articles.
        1. Chiropractor
          Chiropractor April 9 2016 10: 15
          0
          the author is a moderator?
  3. Vladimirets
    Vladimirets April 9 2016 07: 56
    +3
    "During the battle, seconds often decided the outcome of the battle, and damp gunpowder on the powder shelf, an extinguished wick or flint that jumped out of the trigger sponges could lead to the death of a warrior. For this reason, gunsmiths until the beginning of the 19th century tried to combine firearms with cold weapons, creating combined weapons . "

    The gunsmiths tried to make a universal weapon ALWAYS, and not only until the 19th century. Already a person has such a property: to invent universal things (most often unsuccessfully), at least cars, at least airplanes, at least something. Such a pistol, IMHO, had no practical value. No ergonomics, the high cost of manufacturing pistols in those days, to use it also as an ax, dubious durability when applying chopping blows. request
    1. pimen
      pimen April 9 2016 09: 20
      +2
      Quote: Vladimirets
      The gunsmiths tried to make a universal weapon ALWAYS, and not only until the 19th century. Already a person has such a property: to invent universal things (most often unsuccessfully), at least cars, at least airplanes, at least something.

      indicative in this regard and TP-82.
      1. Vladimirets
        Vladimirets April 9 2016 10: 08
        +1
        Quote: pimen
        TP-82.

        Well, here, at least, not from the "good life", the requirements for the dimensions and weight of the AZ are supported. But the 37mm mortar shovel of the Red Army, and the NRS-2, and the Japanese Nambu sword pistol, and the Belgian Goosens revolver sword. There have been many entertainers in history. smile
        1. pimen
          pimen April 9 2016 13: 22
          0
          oh well justify them. I don’t believe in such a rigid framework, I don’t believe in such universalism: 2x12.5 + 5.45x40 (and 5.45 for whom ?!), I don’t believe that an "improvised cleaver" is better than an ordinary machete
  4. baudolino
    baudolino April 9 2016 08: 01
    +1
    The thing is rather entourage, judging by the finish, than practical. Although in those days, almost all weapons were not convenient from the point of view of the modern layman.
  5. Denimax
    Denimax April 9 2016 10: 10
    +1
    It looks like a last-chance hunting pistol.
    1. Vladimirets
      Vladimirets April 9 2016 10: 16
      +1
      Quote: Denimax
      last-chance hunting pistol.

      Well, if only a bear is scratched behind the ear. smile
    2. Jagermeister
      Jagermeister April 10 2016 01: 11
      0
      Rather, a shooting ax.
  6. Disorder
    Disorder April 9 2016 12: 32
    +2
    Most likely a "souvenir" sample. The ax blade will interfere with the use of the pistol for its intended purpose.
    1. Cartalon
      Cartalon April 9 2016 12: 55
      +1
      I absolutely agree, and you won’t even be able to cut such an expensive thing
    2. moskowit
      moskowit April 9 2016 16: 21
      +1
      You, dear, are right. Use this sample as directed to hammer nails with a microscope. I don’t dare to judge the artistic value (the theme of weapon decor requires a professional approach), engraving and inlaying are quite trivial, but as a metalwork and blacksmith's work, they are quite at a high level. The presented "weapon" was an attribute of a representative of the highest military hierarchy ...
  7. AK64
    AK64 April 9 2016 13: 03
    +1
    Sounds like a remake?
  8. Warrior2015
    Warrior2015 April 9 2016 19: 14
    +1
    Quote: AK64
    Sounds like a remake?
    It is difficult to judge by the photo, expertise is needed "live", now the masters have perked up so much to "age" things that you are amazed.

    Quote: Mangel Olys
    When Ermak conquered Siberia, one of the successful conditions was the presence of firearms against bows, spears, swords and axes of local residents, Tatars, Ostyaks, Voguls, etc. It always surprises me how much gunpowder I had to bring with me? Moreover, when rafting along rivers, do not soak it.
    The main and main plus of a firearm is the absolute penetration of any armor. Only in Europe they tried to make cuirasses holding a bullet, but in general this did not give any special results due to the overweight of such armor.

    Another plus is the availability of the opportunity to aim. The arrow from the bow already follows an indirect path and the archers gave the best accuracy at standing targets or at distances precisely known. And the firearm made it possible for direct and long-range aiming.

    Gunpowder was carried in small barrels (inside the barrel there was also a wrapper of dry paper and at least two more from the outside - from waxed paper, and from above from the skin of some animal), so no problem. The average musket charge of the 16 century is about half the weight of a bullet - 20-25 gr. in my opinion this is a bit.

    Also at the beginning of the 16th century, "pearl" gunpowder, consisting of small hard grains, was invented in Europe. The grains no longer adhered to the walls, but rolled to the breech of the trunk under their own weight. In addition, the "granulation" made it possible to increase the power of the gunpowder almost twofold, and the storage duration of the gunpowder - 20 times (the gunpowder in the form of pulp easily absorbed atmospheric moisture and after 3 years of storage deteriorated irreversibly). But the question is whether Yermak's troops had such gunpowder (taking into account the fact that the Cossacks made "homemade" gunpowder even in the 18th century).
    1. Mangel olys
      Mangel olys April 9 2016 21: 36
      0
      Quote: Warrior2015
      Cossacks made "homemade" gunpowder even in the 18 century

      Probably "only". And how much gunpowder was needed for the cannons? And the number of people constantly decreased as we advanced. Thank you for the explanation about gunpowder for muskets.
      1. Cartalon
        Cartalon April 9 2016 21: 59
        0
        And how many guns did Yermak have?
  9. Warrior2015
    Warrior2015 April 10 2016 13: 12
    0
    Quote: Mangel Olys
    Probably "only"

    Why only? just making gunpowder by yourself in the 18 and even the 19 century is stupid, huge powder plants were being built, which allowed to market relatively high-quality and inexpensive gunpowder. Just industrialization provides many tangible advantages.

    Quote: Cartalon
    And how many guns did Yermak have?
    And who knows? like there were several small-caliber guns on the plows, used with the fire support of the landings.

Боевой топор — колесцовый пистолет

Боевой топор — колесцовый пистолет


Не очень высокая надежность раннего огнестрельного оружия, обусловленная долгим процессом заряжания, зависимостью от погодных условий и рядом других факторов ставила порой его владельца в затруднительное положение. Во время боя часто секунды решали исход схватки, а отсыревший порох на пороховой полке, погасший фитиль или выскочивший из губок курка кремень мог привести к гибели воина. По этой причине оружейники вплоть до начала 19 века пытались совместить огнестрельное оружие с холодным, создавая комбинированное оружие.

Одним из разновидностей комбинированного оружия является пистолет — топор. Сайт HistoryPistols.ru уже рассказывал про Индийский боевой топор — стилет — фитильный пистолет середины 18 века, а так же про Абордажный топор с кремневым пистолетом. В этой статье пойдет речь еще об одном боевом топоре со стреляющим механизмом, сделанным на основе искрового колесцового замка.


Боевой топор — колесцовый пистолет


Оружие состоит из рукоятки с закрепленным на ней стволом, колесцового замка со спусковым механизмом и топора. Ствол цилиндрической формы. Первая треть ствола, начиная от казенной части, имеет продольные проточки и максимальный диаметр. В средней части ствол ступенчатый с плавным уменьшением диаметра. Длина ствола 235 мм, канал ствола 0,52 калибра. Боевой топор — колесцовый пистолет имеет общую длину 635 мм.

Боевой топор — колесцовый пистолет


Колесцовый замок установлен с правой стороны рукоятки топора. Конфигурация и внешний вид замочной доски напоминают замок, чертежи которого представлены на нашем сайте. Однако при внимательном рассмотрении заметна существенная разница в конструкции. Курок размещен не на внешней поверхности замочной доски, а сверху над ней. На внутреннюю поверхность замочной доски перемещена пружина под пяткой курка. Поверхности замка богато украшены гравировкой. На поверхности курка и замочной доски нанесены изображения в виде цветочного орнамента, на поверхности кожуха колесца военная атрибутика.

Боевой топор — колесцовый пистолет


Замок закреплен в ложе с помощью двух винтов с полукруглыми головками, без использования замочной личины. Между винтами крепления в древесину врезана костяная пластина, изображающая воина в шляпе со щитом и мечом на правом плече. Спусковая скоба стальная, имеет конфигурацию как и у обычных колесцовых пистолетов. Задняя стойка скобы ввинчена в ложе. Передняя стойка крепится к ложу с помощью винта. Спусковой крючок стальной, тонкий и слегка изогнутый. Спусковая личина изготовлена из кости.

Боевой топор — колесцовый пистолет


Казенный винт имеет короткий хвостовик с закругленным кончиком. Хвостовик крепится к ложу с помощью винта, вкрученного со стороны спусковой личины. Ложе украшено многочисленным инкрустациями костяных пластин, большая часть из которых имеет округлую форму.

Боевой топор — колесцовый пистолет


Топор насажен на рукоятку и крепится обухом к стволу. С правой стороны видна фиксирующая шпилька. Передняя часть обуха укорочена до дульного среза. Топор имеет габаритные размеры 140×102 мм. Верхний край рубящей части заострен, задний край скошен под углом 90 градусов к поверхности лезвия.

Боевой топор — колесцовый пистолет


С левой и правой стороны на поверхности топора нанесена гравировка в виде растительного орнамента и изображения мифической рыбы с головой крокодила. Рукоятка в верхней части у места крепления топора украшена инкрустацией в виде фигур воинов: с левой стороны барабанщика, с правой стороны мушкетера.

Боевой топор — колесцовый пистолет


С нижней стороны рукоятки инкрустация представляет собой круглые и прямоугольные костяные вставки с поверхностной гравировкой. Наконечник рукоятки украшен резной костяной пластиной с шаровидным колпачком.

Боевой топор — колесцовый пистолет


Не смотря на то, что оружие изготовлено примерно в середине 17 века, оно превосходно сохранилось. Металлические части почти не имеют следов коррозии, инкрустации и древесина не повреждены. Уникальность и оригинальность топора-пистолета в совокупностью с отличным состоянием всех механизмов оружия придают ему высокую коллекционную ценность. Новый владелец приобрел этот предмет в 2015 году на одном из аукционов всего за 14 950 долларов.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. алекс-сп 9 апреля 2016 07:15
    красивое оружие. Не буду говорить за функциональность, это в те времена понимали... нам сложно говорить о требованиях к такому оружию 17 века.

    всего за 14 950 долларов. Подозреваю, что современное оружие (охотничье)такого уровня отделки будет стоить значительно дороже
    1. Костоправ 9 апреля 2016 10:25
      ... на смену старым фитилям, требовавшим доступа стрелка к открытому огню и создававшим в процессе горения нежелательный демаскирующий эффект, пришёл курок с зажатым кусочком кремня, под курком располагалось колёсико с насечкой. Устройство работало посредством заводимой ключом пружины, которая после нажатия на спусковой крючок приводила в движение колёсико и опускала на него курок с кремнем (изначально с пиритом), в результате возникшего трения высекались искры, зажигавшие пороховой заряд. Колесцовый замок превосходил по надёжности существовавшие в то время фитильные замки. Он был более устойчив к влаге, и даже с кремнёвым замком продолжал соперничать в надёжности (кремневый мог дать осечку без видимых на то причин). Существовали также варианты ружей, совмещавших вышеназванные типы замков. Недостатком колесцового замка была его крайняя дороговизна, сложность устройства, недостаточно высокое качество используемой стали и боязнь грязи. Если использовался твёрдый кремень, насечка колёсика быстро изнашивалась; мягкий пирит не портил колёсико, но крошился сам и загрязнял замок. В 1580 году можно было купить аркебузу с фитильным замком за 350 франков, а такая же аркебуза с колесцовым замком стоила не менее 1500 франков...

      Почем нынче франк??
      С учетом инфляции 15 тыщ долларей - халява....

      Т.к. загрязнение сводило на нет эффективность, то значит это оружие парадов, спецназа, ну или , как у меня, оружие для висения на стенке. Кстати, ковровчане никак мне Барсука не продадут. В серию не пошло, а дядя Гоша "больше таких не тачает". Печаль. Забавная машинка...
  2. Мэнгел Олыс 9 апреля 2016 07:21
    Статья интересная, хоть и краткая. Жаль, автор неизвестен.
    Не очень высокая надежность раннего огнестрельного оружия, обусловленная долгим процессом заряжания, зависимостью от погодных условий и рядом других факторов ставила порой его владельца в затруднительное положение. Во время боя часто секунды решали исход схватки, а отсыревший порох на пороховой полке, погасший фитиль или выскочивший из губок курка кремень мог привести к гибели воина.

    При завоевании Ермаком Сибири, одним из успешных условий было наличие у него огнестрельного оружия против луков, копий, мечей и топоров местных жителей, татар, остяков, вогулов и др. Меня все время удивляет, это сколько надо было везти пороха с собой? Да еще, при сплаве по рекам не замочить его.
    1. Reptiloid 9 апреля 2016 08:02
      Я думаю,это не первая статья этого неизвестного автора.Попытаюсь найти сегодня.Такое интересное оружие,в единственном экземпляре.
      1. Reptiloid 9 апреля 2016 09:07
        Были хорошие статьи 14.11---про бельгийский и 31.10 прошлого года---про индийский.Я тогда про себя отметил,что автор не указан.Но может и ещё есть,раньше,тк не все статьи читаю.
        1. Костоправ 9 апреля 2016 10:15
          автор - модератор?
  3. Владимирец 9 апреля 2016 07:56
    "Во время боя часто секунды решали исход схватки, а отсыревший порох на пороховой полке, погасший фитиль или выскочивший из губок курка кремень мог привести к гибели воина. По этой причине оружейники вплоть до начала 19 века пытались совместить огнестрельное оружие с холодным, создавая комбинированное оружие."

    Оружейники пытались сделать универсальное оружие ВСЕГДА, а не только до 19 века. Уж такое свойство есть у человека: придумывать универсальные вещи (чаще всего неудачно), хоть машины, хоть самолеты, хоть чего. Практической ценности такой пистоль, ИМХО, не имел никакой. Никакая эргономика, дороговизна изготовления пистолетов в те времена, чтобы его ещё и как топорище использовать, сомнительная прочность при нанесении рубящих ударов. request
    1. pimen 9 апреля 2016 09:20
      Цитата: Владимирец
      Оружейники пытались сделать универсальное оружие ВСЕГДА, а не только до 19 века. Уж такое свойство есть у человека: придумывать универсальные вещи (чаще всего неудачно), хоть машины, хоть самолеты, хоть чего.

      показателен в этом плане и ТП-82.
      1. Владимирец 9 апреля 2016 10:08
        Цитата: pimen
        ТП-82.

        Ну здесь, хотя бы, не от "хорошей жизни", требования по габаритам и массе АЗ подпирают. А вот 37мм лопата-миномёт РККА, а НРС-2, а японский пистолет-меч Намбу, а бельгийская шпага-револьвер Гоосенса. Много затейников было в истории. smile
        1. pimen 9 апреля 2016 13:22
          да ладно их оправдывать. Не верю в такие жёсткие рамки, не верю в такой универсализм: 2х12.5 + 5.45х40 (а 5.45 на кого?!), не верю, что "импровизированный секач" лучше обыкновенного мачете
  4. baudolino 9 апреля 2016 08:01
    Вещь скорее антуражная, судя по отделке, чем практическая. Хотя в те времена почти всё оружие было не удобным с точки зрения современного обывателя.
  5. Денимакс 9 апреля 2016 10:10
    Похоже на охотничий пистоль "последнего-шанса".
    1. Владимирец 9 апреля 2016 10:16
      Цитата: Денимакс
      охотничий пистоль "последнего-шанса".

      Ну если только медведя за ухом почесать. smile
    2. Егермейстер 10 апреля 2016 01:11
      Скорее стреляющий топор.
  6. Trouble 9 апреля 2016 12:32
    Скорее всего "сувенирный" образец. Лезвие топора будет мешать использовать пистоль по прямому назначению.
    1. Cartalon 9 апреля 2016 12:55
      Совершенно согласен, а рубить такой дорогой штукой тем более не станешь
    2. moskowit 9 апреля 2016 16:21
      Вы, уважаемый, правы. Использовать этот образец по назначению, что микроскопом гвозди забивать. Судить о художественной ценности не решаюсь(тема оружейного декора требует профессионального подхода), гравировка и инкрустация довольно тривиальны, но как слесарно-кузнечная работа, довольно таки на высоком уровне. Представленное "оружие" являлось атрибутом представителя высшей военной иерархии...
  7. AK64 9 апреля 2016 13:03
    Похоже на Новодел?
  8. Ратник2015 9 апреля 2016 19:14
    Цитата: AK64
    Похоже на Новодел?
    По фото судить трудно, нужна экспертиза "вживую", сейчас мастера так навострились "старить" вещи что диву даёшься.

    Цитата: Мэнгел Олыс
    При завоевании Ермаком Сибири, одним из успешных условий было наличие у него огнестрельного оружия против луков, копий, мечей и топоров местных жителей, татар, остяков, вогулов и др. Меня все время удивляет, это сколько надо было везти пороха с собой? Да еще, при сплаве по рекам не замочить его.
    Главный и основной плюс огнестрела - абсолютная пробиваемость любых доспехов. Только в Европе пытались сделать кирасы, державшие пулю, но в общем это не дало особых результатов из-за перетяжелённости такого доспеха.

    Ещё плюс - наличие возможности именно прицелиться. Из лука стрела идёт уже по непрямой траектории и наилучшую меткость лучники давали по стоящим мишеням или на расстояния, точно известные. А огнестрел дал возможность именно прямого и дальнего прицеливания.

    Порох возили в маленьких бочонках (внутри бочонка также была обёртка из сухой бумаги и снаружи ещё как минимум две - из вощёной бумаги, а сверху из шкуры какого-либо животного), так что никаких проблем. Средний заряд мушкета 16 века - примерно половина веса пули - 20-25 гр. на мой взгляд это немного.

    Также в начале 16 века в Европе был изобретен “жемчужный” порох, состоящий из маленьких твердых зерен. Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, "зернение" позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха — в 20 раз (порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года хранения портился необратимо). Но вопрос - был ли такой порох у войска Ермака (с учётом того что казаки "самопальный" порох делали даже в 18 веке).
    1. Мэнгел Олыс 9 апреля 2016 21:36
      Цитата: Ратник2015
      казаки "самопальный" порох делали даже в 18 веке

      Наверное "только". А сколько надо было к пушкам пороха? Да и количество людей по мере продвижения постоянно уменьшалось. За разъяснение про порох к мушкетам - спасибо.
      1. Cartalon 9 апреля 2016 21:59
        А сколько у Ермака было пушек?
  9. Ратник2015 10 апреля 2016 13:12
    Цитата: Мэнгел Олыс
    Наверное "только"

    Почему только ? как раз делать самим порох в 18 и даже 19 веке - это глупость, строились огромные пороховые заводы, позволившие выдать на рынок относительно качественный и недорогой порох. Просто индустриализация даёт много ощутимых плюсов.

    Цитата: Cartalon
    А сколько у Ермака было пушек?
    А кто ж его знает ? вроде было несколько мелкокалиберных орудий на стругах, использовавшихся при огневой поддержке десантов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня