Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Kugelblitz (Германия)

18
Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV стал основой для военной техники нескольких типов, в том числе для целого семейства зенитных самоходных установок под общим названием Flakpanzer IV. В 1943-44 годах немецкая промышленность разработала несколько машин с зенитным вооружением, которые, однако, не смогли повлиять на ситуацию на фронте. Последним проектом семейства стала разработка ЗСУ Kugelblitz. В силу объективных причин эта техника стала не только последней машиной перспективной линейки, но и самым малочисленным ее представителем.

Идея строительства зенитных самоходок на базе танка Pz.Kpfw.IV появилась в начале 1943 года. Эти танки производились в больших количествах и самым активным образом использовались войсками. В случае оснащения такого шасси зенитным вооружением армия могла получить достаточно удобное и эффективное средство для борьбы с фронтовой авиацией противника. Первой подобной машиной стала самоходка Flakpanzer IV Möbelwagen, строившаяся достаточно большой серией. В дальнейшем появились проекты Wirbelwind и Ostwind, а завершением семейства стала ЗСУ Kugelblitz («Шаровая молния»).

Главной причиной появления последнего проекта стали многочисленные споры вокруг вооружения перспективных ЗСУ и других аспектов подобной техники. Так, бронемашина Möbelwagen имела недостаточную защиту артиллеристов, но несла 37-мм пушку. Wirbelwind, в свою очередь, нес счетверенную установку с 20-мм пушками, а самоходка Ostwind оснащалась лишь одной 37-мм пушкой в особой башне. Таким образом, все проекты семейства Flakpanzer IV имели как положительные, так и негативные особенности. Новый проект должен был решить проблему защиты экипажа и обеспечить высокую огневую мощь.

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Kugelblitz (Германия)
Макет ЗСУ Flakpanzer IV Kugelblitz. Фото Aviarmor.net


Очередной проект разработки самоходки с зенитным вооружением стартовал в самом конце 1943 года. Создание новой машины поручили фирмам Rheinmetall и Daimler-Benz. К середине весны 44-го был сформирован примерный облик новой ЗСУ. Для упрощения производства новой техники вновь предлагалось использовать готовые комплектующие. Основой для «Шаровой молнии» должно было стать шасси танка Pz.Kpfw.IV одной из поздних модификаций (специально собранное или заимствованное у готовой боевой машины). В качестве боевого модуля предлагалось взять специальную башню MK 303 Doppelflak, разработанную фирмой Rheinmetall для монтажа на подводных лодках типа XXI в качестве замены для имеющихся артиллерийских установок.

В апреле 1944 года такой проект получил одобрение заказчика, что позволяло завершить разработку и приступить к строительству первого прототипа. Точные данные о некоторых дальнейших работах отсутствуют. Согласно одним источникам, проект столкнулся с дефицитом необходимых комплектующих, что привело к его переработки. Другие источники говорят о строительстве первого прототипа по исходному проекту, выявлению ряда технических проблем и последующей переработке. Так или иначе, к началу осени 1944 года проект Kugelblitz был заметно переработан. Изменениям подверглась как башня с вооружением, так и базовое шасси.

В предыдущих проектах предлагалось использовать готовые танковые шасси с минимальными доработками. С корпуса снималась башня, а из его внутренних объемов удалялись все агрегаты исходного танкового боевого отделения. На высвободившееся место предлагалось устанавливать площадку с рубкой и вооружением или новую башню с возможностью поворота. Похожим образом планировалось строить и новую ЗСУ, но в этом случае пришлось вносить коррективы в конструкцию корпуса.


Современный макет самоходки. Хорошо видна оригинальная конструкция башни. Фото Wikimedia Commons


Новая башня с двумя малокалиберными орудиями по своим габаритам заметно отличалась от других подобных агрегатов, из-за чего ее установка на Pz.Kpfw.IV в исходной версии не представлялась возможной. Для этого авторам проекта пришлось переделывать крышу корпуса и оснащать ее новым погоном башни диаметром 1,9 м, заимствованным у тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger. Кроме того, внутри корпуса, на месте старого боевого отделения, требовалось разместить набор нового оборудования, укладки для боеприпасов и т.д.

За исключением крыши корпуса шасси должно было оставаться прежним. В качестве потенциальной базы для «Шаровой молнии» рассматривались поздние модификации танка Pz.Kpfw.IV. На практике при строительстве подобных машин использовались только шасси модификации Ausf.H, к тому времени составлявшей основу парка средних танков и выпускавшейся в больших количествах. При этом, насколько известно, прототипы Flakpanzer IV Kugelblitz строились только путем переделки имеющихся машин, пришедших на ремонт.

Средний танк Panzerkampfwagen IV Ausf.H являлся дальнейшим развитием более ранних идей, но при этом отличался от предыдущих модификаций рядом характеристик, прежде всего повышенной защитой. Так, лобовой лист корпуса имел толщину 80 мм и соответствующим образом повышал общий уровень защиты экипажа и внутренних агрегатов в сравнении с танками предыдущих модификаций. Несмотря на применение более толстой брони, другие особенности танка оставались прежними. В частности, оставалась без изменений компоновка: переднее расположение трансмиссии и боевого отделения, центральное боевое отделение и моторный отсек в корме.

В модификации Ausf.H танк оснащался бензиновым двигателем Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. При помощи карданного вала, проходящего под полом боевого отделения, крутящий момент передавался на механическую трансмиссию переднего расположения. Главный фрикцион, шестискоростная коробка передач и ряд других агрегатов обеспечивали вращение передних ведущих колес.


Одна из башен, доживших до конца войны. Фото Achtungpanzer.com


В составе гусеничного движителя шасси присутствовало по восемь опорных катков на борт, сблокированных попарно и установленных на рессорной подвеске. Характерной особенностью ходовой части танка Pz.Kpfw.IV модификации «H» было наличие поддерживающих роликов без резиновых элементов.

Проект Kugelblitz подразумевал применение новой башни оригинальной конструкции. Изначально предлагалось использовать уже существующий боевой модуль, предназначенный для новых подлодок. Тем не менее, к моменту готовности подобной версии проекта было установлено, что массовое строительство такой техники фактически невозможно. Производство автоматически пушек MK 303 не могло обеспечить необходимой продукцией и подлодки, и зенитные самоходки. По этой причине разработчикам «Шаровой молнии» пришлось искать новое оружие, а затем дорабатывать уже готовую башню.

В итоговом виде боевой модуль перспективной ЗСУ представляла собой агрегат, который с определенными оговорками можно считать качающейся башней. Дело в том, что изначально разрабатывавшаяся для подлодок башня должна была не только вести огонь в любых направлениях, но и выдерживать давление забортной воды. В связи с этим была разработана оригинальная конструкция, состоящая из двух основных деталей. После некоторых изменений такую башню можно было монтировать на существующем гусеничном шасси. Несмотря на доработки, общая архитектура изделия оставалась прежней.

Башня новой конструкции состояла из двух основных частей. Первая – конусообразный блок, опирающийся на погон корпуса. С его помощью вся башня должна была поворачиваться вокруг вертикальной оси и осуществлять горизонтальное наведение. В лобовой части конической детали предусматривались два вертикальных выреза, в которые при стрельбе с минимальными углами возвышения должны были входить кожухи пушек. В кормовой части высота детали увеличивалась для некоторого улучшения защиты башни. По бортам в нижней детали башни имелись два отверстия для монтажа оси внутреннего агрегата.


Трофеи на одном из заводов. На переднем плане нижняя коническая часть башни (перевернута), позади - внутренний агрегат. Фото Forum.valka.cz


Второй элемент башни представлял собой качающийся агрегат сложной формы. Его лобовой лист был выполнен в виде секции цилиндра с горизонтальным расположением оси. Борта имели сферическую форму со спрямленными участками в центре, на которых располагались крепления для установки в поворотную часть башни. Верхняя часть качающегося агрегата имела центральный лобовой выступ с двумя короткими цилиндрическими кожухами для размещения пушек, по бокам от которого располагались выемки с люками для наблюдения и использования прицелов. Задняя часть крыши была прямой и располагалась с небольшим наклоном назад. Внутренний агрегат башни имел только переднюю часть днища, а отверстие на месте задней части обеспечивало доступ внутрь корпуса.

При сборке внутренний агрегат башни предлагалось устанавливать на цапфах внешнего с возможностью качания в вертикальной плоскости. Таким образом, для горизонтального наведения следовало поворачивать основной конический блок, приводя в движение всю башню, а вертикальную наводку предлагалось осуществлять путем качания внутреннего устройства. Для управления подобными системами наведения предлагалось применять ручные приводы. По некоторым данным, также предусматривалась гидравлика. Все детали броневой башни имели толщину 20 мм. За счет взаимного перекрытия деталей внешнего и внутреннего агрегата в нижней части башни образовывалось некое подобие разнесенной брони. Общий вес башни с вооружением в сборе составлял 3,5 т.

Ввиду невозможности использования пушек, предусматривавшихся первоначальным проектом, разработчики ЗСУ Kugelblitz решили применять иное вооружение. В качестве основного оружия самоходки были предложены две автоматические пушки MK 103 калибра 30 мм, изначально создававшиеся для самолетов. Эти орудия следовало монтировать в лобовой части башни и оснащать системами ленточного питания для возможности длительной непрерывной стрельбы. Интересно, что предложение об использовании 30-мм пушек MK 303 или MK 103 стало разумным компромиссом между различными вариантами вооружения. Две пушки калибра 30 мм позволяли повысить огневую мощь в сравнении с 20-мм системами, в том числе счетверенными, а также превзойти по скорострельности орудия калибра 37 мм.


Внутренний агрегат башни без оружия и оборудования. Можно рассмотреть его форму. Фото Aviarmor.net


Пушка MK 103 оснащалась стволом длиной 45 калибров и имела автоматику на основе комбинации отвода газов и отдачи ствола. В ее боекомплект могли входить снаряды 30х183 мм B различных типов, в первую очередь осколочно-фугасные и бронебойные. Имеются сведения о применении усиленных снарядов повышенного могущества. Скорострельность орудия зависела от типа применяемых боеприпасов. Так, при использовании бронебойных снарядов можно было делать до 420 выстрелов в минуту, тогда как осколочно-фугасные обеспечивали лишь 380. Максимальная скорость снаряда достигала 940 м/с. Боеприпасы подавались из специальных ящиков при помощи металлических лент. Конструкция орудийной установки позволяла одновременно вести огонь из двух пушек или стрелять только из одной.

В укладках боевого отделения планировалось перевозить несколько лент со снарядами. Общий боекомплект двух пушек, по разным данным, достигал 1000 снарядов – по 500 на орудие. При темпе стрельбы порядка 400 выстрелов в минуту на орудие (в сумме до 800 выстрелов в минуту) возимого боекомплекта хватало не более чем на 70-90 с непрерывного огня. Предполагалось, что в боевой обстановке «Шаровая молния» будет работать совместно с подвозчиками боеприпасов и получать дополнительный боекомплект от них.

В качестве дополнительного оружия предлагались пулемет MG34 и пистолет-пулемет MP38/40. Первый монтировался в лобовой установке корпуса, а второй следовало хранить в укладке и применять только при необходимости.


Размещение наводчика внутри качающейся части башни. Рисунок Forum.warthunder.com


Экипаж ЗСУ Flakpanzer IV Kugelblitz должен был состоять из пяти человек. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в отделении управления в передней части корпуса. Места командира, наводчика и заряжающего находились в башне. Наводчик и заряжающий должны были сидеть по бокам от пушек, а место командира находилось в корме башни. Ввиду ограничений, накладываемых конструкцией башни, экипаж располагал специфическим набором люков. Несмотря на установку нового погона, корпус должен был сохранять два люка для радиста и водителя. В башне, в свою очередь, имелся только один люк с двустворчатой крышкой. Предполагалось, что сначала через него в боевое отделение будут попадать наводчик и заряжающий, а командир должен будет садиться в машину последним. Соответственно, покидать боевое отделение первым должен был командир.

В качестве средств для наблюдения предлагалось использовать два наклонных лобовых листа качающейся части башни, представлявших собой крышки люков. Они устанавливались шарнирно и могли откидываться вверх, к центральному кожуху орудий. В боевой обстановке эти люки следовало закрывать и вести наблюдение через небольшие круглые лючки с подвижными крышками. Конструкция люков и лючков обеспечивала наблюдение за местностью и позволяла применять имеющиеся прицелы. В левой створке крышки единственного люка башни располагался командирский перископический прибор для наблюдения за местностью и воздушной обстановкой.

По расчетам, боевая масса ЗСУ Kugelblitz должна была составлять 23 т. Габариты оставались на уровне базового танка: длина порядка 5,9 м, ширина 2,95 м и высота 2,4 м. Следует отметить, что из-за применения новой башни оригинальной конструкции зенитная самоходка была почти на 300 мм ниже базового танка, хотя и основывалась на аналогичном шасси. Тем не менее, меньшая высота башни и ее более плотная компоновка негативно сказывались на объеме боевого отделения, а также приводили к сокращению боекомплекта и ухудшению условий работы экипажа.

В начале осени 1944 года завершилась разработка проекта, после чего началась сборка первого прототипа перспективной ЗСУ. В качестве основы для этой машины был взят строевой танк Pz.Kpfw.IV Aufs.H, прибывший в тыл для прохождения ремонта. Танк лишился башни и получил модернизированную крышу с более крупным погоном, а также был оборудован новым боевым отделением с оригинальной башней. Сборка опытной «Шаровой молнии» завершилась в ноябре и вскоре машина вышла на полигон для прохождения испытаний.


Единственная сохранившаяся башня, хранящаяся в музее. Фото Forum.valka.cz


Проверки показали, что применение новой башни никак не сказалось на подвижности бронемашины. Максимальная скорость осталась на уровне 38-40 км/ч, запас хода – 200 км. Таким образом, с точки зрения ходовых характеристик самоходка ничем не отличалась от базового танка Pz.Kpfw.IV. Также сохранилась возможность движения по пересеченной местности и преодоления различных препятствий. Башня так же показала себя с лучшей стороны. Примененное оружие и системы наведения обеспечивали атаку различных воздушных и наземных целей на дистанциях до 5-5,7 км, а скорострельность позволяла рассчитывать на большую вероятность поражения вражеской техники.

После недолгих испытаний, уже в ноябре 44-го, было принято решение о начале серийного производства новой техники. Самоходки Flakpanzer IV Kugelblitz должны были строиться на заводах Daimler-Benz и Stahlindustrie. Производство следовало начать с пяти машин в ноябре, а с декабря выйти на темп в 30 машин в месяц. Тем не менее, продвижение войск антигитлеровской коалиции и общие проблемы на фронте не позволяли разворачивать полноценное производство новой техники, если это касалось сокращения выпуска других машин существующих типов. В итоге это негативно сказалось на строительстве новых ЗСУ.

По разным данным, было построено не более 3-5 самоходок нового типа. Эту технику передали одному из учебных подразделений армии. Кроме того, известно о сборке нескольких башен, которые так и не были установлены на шасси и применялись самостоятельно. После завершения сборки этих изделий все работы по строительству новых самоходок остановились. Планы по выпуску трех десятков машин в месяц принципиально не могли быть выполнены.

Изначально самоходка Kugelblitz предназначалась для использования преимущественно на Западном фронте, где удары авиации наносили особо ощутимый урон. Тем не менее, все построенные машины этого типа, насколько известно, воевали на Восточном фронте. Ввиду позднего появления новая техника успела лишь на заключительные сражения Второй мировой. По некоторым данным, часть башен без шасси, а также, как минимум, одна полноценная ЗСУ принимали участие в обороне Берлина, но были уничтожены наступающей Красной армией. Дальнейшая судьба оставшихся изделий неизвестна. По-видимому, все готовые бронемашины были уничтожены в боях на других участках фронта.


Крыша музейной башни, единственный люк открыт. Фото Panzerbaer.de


Башням без шасси повезло чуть больше. Одно такое изделие стало трофеем союзников и позже было передано музею в г. Рендсбург. Кроме того, в середине девяностых годов на месте боев Второй мировой были обнаружены останки еще одной башни для «Шаровой молнии». Вскоре найденные агрегаты отправили на реставрацию, после чего они так же стали музейным экспонатом.

На базе исходной зенитной самоходки Flakpanzer IV Kugelblitz планировалось создать несколько новых машин аналогичного назначения. Так, разрабатывался вариант башни с двумя 30-мм пушками и двумя дополнительными орудиями калибра 20 мм. Такое вооружение предлагалось применять для некоторой экономии боеприпасов. По сравнительно слабым целям следовало использовать 20-мм пушки. Кроме того, они предназначались для предварительной пристрелки: окончательное поражение цели в таком случае предлагалось осуществлять при помощи 30-мм орудий. Такой вариант башни для ЗСУ так и остался на бумаге.

В конце осени 1944 года руководство немецкой промышленности приняло решение свернуть производство танков Pz.Kpfw.IV в середине следующего года. По этой причине самоходки Kugelblitz нуждались в новом шасси. Рассматривались варианты монтажа башни с 30-мм пушками на шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) и среднего Pz.Kpfw.V Panther. Такие предложения прорабатывались, но не реализовывались в связи с ухудшением положения на фронтах. Более того, к времени предполагавшегося начала производства такой техники нацистская Германия была разгромлена.

Предложение о строительстве зенитных самоходок на базе массового среднего танка Panzerkampfwagen IV имело смысл и сулило массу преимуществ. Тем не менее, по причине массы затруднений технического и административного характера оно не было реализовано в полной мере и с ожидаемым результатом. Как следствие, общая численность всех ЗСУ семейства Flakpanzer IV четырех моделей едва преодолела порог в четыре сотни. Для эффективной защиты войск от нападения с воздуха этого было слишком мало. Как следствие, продолжительный проект не дал ощутимых результатов и фактически закончился только сомнительной тратой времени и ресурсов, приблизив конец войны.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://alternathistory.com/
http://militaryfactory.com/
http://panzerbaer.de/
http://forum.valka.cz/
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 апреля 2016 06:43
    ну вот я и Кугельблитца дождался!!!! Спасибо за цикл огромное - читаю с интересом!!!
  2. 0
    6 апреля 2016 07:35
    Интересная конструкция. Напоминает конструкцию подфюзеляжной огневой точки, к примеру, на В-17.
    1. 0
      7 апреля 2016 14:44
      Мне напомнило пушки у линкоров в Звездных войнах, что-то космическое точно!!!! Жесть!
  3. +3
    6 апреля 2016 07:47
    В качестве боевого модуля предлагалось взять специальную башню MK 303 Doppelflak, разработанную фирмой Rheinmetall для монтажа на подводных лодках типа XXI в качестве замены для имеющихся артиллерийских установок.
    Установка признавалась очень удачной, и, успей немцы наладить производство её сухопутной версии, Flakpanzer IV Kugelblitz стал бы очень опасной машиной для фронтовой авиации её противников.
  4. 0
    6 апреля 2016 08:38
    Интересная штуковина! wink
  5. +4
    6 апреля 2016 09:19
    "Шаровая молния" обеспечивая приемлемую защиту экипажа, имела один существенный недостаток-ограниченный обзор в верхней полусфере, и как следствие недостаточную "реакцию" на меняющуюся обстановку, что собственно, сводило на "нет" ее основное предназначение- борьбу со штурмовой авиацией.
  6. +2
    6 апреля 2016 10:13
    "Сумрачный тевтонский гений" во всей красе. Вот объясните мне нафига надо было для того что бы выгадать (и то не факт) сотню кг за счёт бронирования качающейся части так усложнять конструкцию? При том что шанс словить какой нибудь осколок между "мамеринцем" и качающейся частью и заклинить всё нафиг резко повышалась? Вот нравятся мне конечно немецкие разработки, но иногда как выдадут так хоть стой хоть падай, такое впечатление что специально изгалялись как воспроизвести максимально внешне эффектное но абсолютно бессмысленное техническое решение...
    1. 0
      6 апреля 2016 10:38
      Дык в статье же написано, что конструкция башни заимствована у флота и обусловлена спецификой эксплуатации на ПЛ. request
  7. 0
    6 апреля 2016 11:08
    все же немцы могли "в инженерию".
    хорошо
    1. +1
      6 апреля 2016 17:34
      Цитата: стас57
      все же немцы могли "в инженерию".
      хорошо

      Особенно хорошо то, что они могли в излишне усложнённую инженерию и не искали простых решений. smile
      Как писал в своё время ув. М.Н. Свирин:
      Знаете ли вы, что у Пантеры (да и прочих фрицев до 1944 г) профрезеровывали борта, чтобы установить бортовые редуктора ? Знаете ли вы, что башню под Пантеру раскраивали лекальщики - не то не сваривалась? А как собирали беговую дорожку башни? Засовывая по одному шарику через спецобойму... А чтобы поменять средний опорный каток приходилось разбирать полборта, а то и весь борт - от полсуток до двух суток. А торсионы можно было закрутить только в заводских условиях... а жидкость в тормозе отката пушки менять только в мастерской, а снаряды, которые можно было использовать только в танке, но не в полевом орудии (впрочем, это беда всех немецких танковых пушек). К сборке Пантеры допускался слесарь со специальным образованием.
      1. +1
        6 апреля 2016 18:14
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: стас57
        все же немцы могли "в инженерию".
        хорошо

        Особенно хорошо то, что они могли в излишне усложнённую инженерию и не искали простых решений. smile
        Как писал в своё время ув. М.Н. Свирин:
        Знаете ли вы, что у Пантеры (да и прочих фрицев до 1944 г) профрезеровывали борта, чтобы установить бортовые редуктора ? Знаете ли вы, что башню под Пантеру раскраивали лекальщики - не то не сваривалась? А как собирали беговую дорожку башни? Засовывая по одному шарику через спецобойму... А чтобы поменять средний опорный каток приходилось разбирать полборта, а то и весь борт - от полсуток до двух суток. А торсионы можно было закрутить только в заводских условиях... а жидкость в тормозе отката пушки менять только в мастерской, а снаряды, которые можно было использовать только в танке, но не в полевом орудии (впрочем, это беда всех немецких танковых пушек). К сборке Пантеры допускался слесарь со специальным образованием.


        есть такое в немцах, усложнять простые вещи...каждый день с этим сталкиваюсь.
        1. 0
          7 апреля 2016 13:50
          Вот за это и сожгли главного усложняльщика Адольфа Г вместе с фрау!
          1. 0
            7 апреля 2016 19:47
            он австриец вообщето был.
  8. -4
    6 апреля 2016 13:32
    Неплохо бы ввести такую имбу для WOT. Типа пазика1!
  9. +1
    6 апреля 2016 18:31
    Чрезмерно плотная компоновка, вот ее главный недостаток. Так то по характеристикам опасная машина вышла бы.
  10. +1
    6 апреля 2016 19:10
    Да немцы сильны были в создании зенитных установок .
  11. +1
    6 апреля 2016 22:04
    Хорошо что наши деды не дали им наладить серийный выпуск.
  12. 0
    11 апреля 2016 23:34
    Одна из моих любимых ЗСУ. Башня выглядит футуристично,как-будто с космического корабля сняли lol Очень красивый агрегат.