Спутники великого похода

У Китая и России есть общие интересы за пределами земли

Китайская космическая программа по масштабам, размаху и преследуемым целям продолжает аналогичные «имперские» проекты Советского Союза и США. В ней ставится обширный комплекс прикладных задач экономического, военного и научно-технического характера. Но этим не ограничивается. Космическая деятельность – один из важных инструментов укрепления статуса Китая как новой сверхдержавы.

Принципиальное решение о необходимости развивать космическую программу было принято еще Мао Цзэдуном в 1958 году. Вскоре после запуска советского спутника страна, с трудом налаживавшая с нашей помощью выпуск грузовиков и истребителей МиГ-19, приняла программу «лян дань и син» – две бомбы (атомная, термоядерная) и один спутник. Она стала основой политики в научно-технической сфере на десятилетие. Предполагалось, что реализация программы обеспечит независимость и обороноспособность Китая, укрепит престиж новой власти.


Атомная и термоядерная бомбы были испытаны в 1964 и 1967 годах, а в 1970-м ракетой-носителем «Великий поход-1», созданной на базе БРСД «Дунфэн-4», китайцы запустили первый спутник.

Относительно быстрое развитие национальных программ создания баллистических ракет и РН стало возможно благодаря технической помощи СССР в 50-е годы и роковому просчету, допущенному правительством США. Советский Союз передал технологии производства ракет Р-1 и Р-5 (вариант последней, известный как DF-2, надолго стал основой ядерных сил КНР). США предоставили китайцам то, что они никогда бы не получили в СССР. В 1950-м на волне маккартизма ФБР заподозрило (скорее всего безосновательно) в коммунистической деятельности крупного американского ученого-ракетчика Цян Сюэсэня. Он подвергся травле, был отстранен от работы. Но доказательств против него не было, и в 1955 году ему позволили покинуть США. Если из СССР китайцы получали лишь крепко подготовленных молодых инженеров, то из Америки к ним прибыл ученый мирового уровня, способный самостоятельно реализовывать сложнейшие технические проекты.

В результате промышленность обычных вооружений Поднебесной и в 80-е годы продолжала выпускать улучшенные модификации советской техники 50-х, зато ракетная отрасль, несмотря на общую скудость ресурсов, стала точкой роста. В 1971-м начались летные испытания китайской межконтинентальной баллистической ракеты «Дунфэн-5». Для космической программы КНР она сыграла ровно ту же роль, что МБР Р-7 для советской, выступив прародительницей наиболее массового семейства РН – CZ-2 («Великий поход-2»).

Со второй попытки


История пилотируемой космонавтики ведет отсчет с 14 июля 1967 года, когда Госсовет и Центральный военный совет КНР утвердили проект «Шугуан» (проект 714). Решение о нем было принято исходя из соображений престижа без учета реальных технических возможностей страны. Первый пилотируемый космический полет планировался на 1973-й. Корабль «Шугуан» с двумя астронавтами согласно опубликованным документам должен был напоминать по конструкции американский Gemini.

В 1968 году в Пекине основывается Центр космической медицины. В начале 70-х проводится отбор 19 кандидатов в астронавты среди пилотов истребителей. Но в 1972-м проект был закрыт ввиду явной технической неосуществимости. «Шугуан» стал примером заведомо нереалистичного замысла. За его осуществление взялись на волне головокружения от прошлых успехов. Еще более красноречивый пример такого подхода – проект 640, программа создания стратегической ПРО, свернутая в начале 80-х после огромных напрасных расходов.

В последующем китайцы действовали более осторожно. Космическая программа развивалась даже на фоне общего резкого сокращения оборонных расходов в 80-е годы, демонстрируя определенные успехи. В 1984-м на орбите появился первый китайский телекоммуникационный спутник DFH-2, а уже к 2000 году китайская группировка таких аппаратов увеличилась до 33. Успехи в развитии телекоммуникационных спутников позволили в 2000–2003-м построить экспериментальную систему позиционирования «Бэйдоу-1», охватывавшую территорию КНР, а с 2007-го приступить к созданию полноценной «Бэйдоу-2».

Способность поддерживать мощную группировку таких КА в сочетании с собственной системой глобального позиционирования связи имеет растущее военное значение, так как Китай превращается в крупного мирового производителя и экспортера БЛА класса MALE (средняя высота, большая продолжительность полета). Они управляются по спутниковому каналу связи и требуют качественной передачи огромных объемов видеоинформации, других данных. С 1988 года КНР выводит на гелиосинхронные орбиты серию метеорологических спутников «Фэнъюнь». Произведено 14 запусков таких КА, один из них, отработавший свое FY-1C, был уничтожен при испытаниях китайского противоспутникового оружия в 2007 году.

Россия являлась ключевым партнером КНР в освоении космоса, сыграв особую роль в 90-е в продвижении китайской пилотируемой программы, известной как проект 921 (стартовала в 1992-м). Пекину была оказана помощь в организации системы подготовки космонавтов, проектировании скафандров и кораблей серии «Шэньчжоу», совершивших первый пилотируемый полет в 2003 году. Другим важным партнером стала Украина, все 1990-е и 2000-е годы почти бесплатно передававшая китайцам советские военные и двойные технологии. С украинской помощью в КНР освоили производство аналога советского жидкостного ракетного двигателя РД-120, что позволило китайцам двигаться в направлении создания собственной тяжелой РН.

Спутники великого походаОпора на свои силы (с оговоркой на открытость международному сотрудничеству) – важный принцип китайской космической программы. Он закреплен в официальных документах – публиковавшихся в 2006 и 2011 годах Белых книгах по космической деятельности КНР. Страна осуществляет программы международного сотрудничества в космической сфере с Россией, Евросоюзом, развивающимися странами. Но конечной целью является повышение собственных возможностей в освоении внеземного пространства.

Пекин декларирует приверженность мирному использованию космоса, но понимает это исключительно как отказ от развертывания оружия. КНР – один из мировых лидеров в создании противоспутниковых систем наземного базирования, производит широкий спектр разведывательных КА.

В настоящее время китайская программа развивается по следующим важнейшим направлениям. Завершается разработка ракет-носителей нового поколения CZ-5, CZ-6, CZ-7. Наращивается группировка искусственных спутников Земли с одновременным повышением их технического уровня, увеличением продолжительности службы. Расширяется использование спутников в телекоммуникациях и телевещании. К 2020 году должно быть завершено строительство национальной системы глобального позиционирования Beidou. Готовятся к запуску новые научно-исследовательские спутники, включая орбитальный рентгеновский телескоп. В сфере пилотируемой космонавтики будут осуществляться полеты к орбитальным модулям «Тяньгун», отрабатываться технологии стыковки и агрегаты будущей станции, грузовые корабли. Продолжатся поисковые работы по программе пилотируемого полета на Луну, исследования, направленные на осуществление мягкой посадки и доставку на Землю образцов грунта. Планируется развитие наземной инфраструктуры, в частности нового космодрома Вэньчан на острове Хайнань и флота океанских кораблей космического слежения «Юаньван».

В январе 2013-го стали известны показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году. К этому сроку Китаю предстоит иметь на орбите не менее 200 КА, а число запусков РН увеличить в среднем до 30 в год. Экспорт продуктов и услуг составит не менее 15 процентов доходов от космической деятельности. К 2020 году должно быть в основном завершено строительство национальной орбитальной станции, чтобы с 2022-го на ней постоянно работал экипаж.

Уже на конец 2014 года Китай обошел Россию по количеству спутников, работающих на орбите, – 139 единиц. В 2015-м он осуществил 19 стартов РН, заняв третье место после РФ (29) и США (20). Ожидается, что в этом году число китайских орбитальных пусков превысит 20. Следует отметить, что в последние годы процент неудач у КНР ниже, чем у США и России.

В области пилотируемой космонавтики первостепенное значение имеет программа «Тяньгун». Она предполагает выведение на орбиту последовательно трех так называемых целевых модулей – аналогов орбитальной станции, имеющих только один стыковочный узел. Модули «Тяньгун» способны обеспечить пребывание экипажей в течение 20 суток. Имея двухлетний жизненный цикл, фактически «Тяньгун-1», запущенный на орбиту в сентябре 2011-го, прекратил передачу данных на Землю только в минувшем марте, успев провести три стыковки с космическими кораблями «Шэньчжоу». Модуль «Тяньгун-2» будет выведен в этом году. Предполагается, что эти работы позволят китайской космической промышленности отточить все необходимые технологии к 2020-му, когда при помощи более мощных ракет-носителей «Великий поход-5» станет возможным вывести на орбиту модули первой национальной орбитальной станции.

Ресурсы сотрудничества


Еще в 90-е Китай добился успехов в создании спутников оптико-электронной разведки, первым из которых был разработанный совместно с бразильцами ZiYuan-1 («Ресурс»), выведенный на орбиту в 1999-м. За ним последовала серия разведывательных ZiYuan-2 (все они заявляются китайским правительством как геологические). В 2006 году стартовала программа создания на орбите группировки «Яогань» (дистанционное зондирование). К спутникам этой серии относится несколько типов КА, предназначенных для ведения радиолокационной, электронно-оптической, радиотехнической разведки.

“Китайские спутники электронно-оптической разведки, по американским оценкам, уже в 2014 году имели разрешающую способность 0,6–0,8 метра”
Всего к настоящему времени на орбиту выведено 36 «Яоганей». Сегодня особое стратегическое значение имеет создание орбитальной группировки спутников, предназначенных для морской радиолокационной разведки. Как предполагается, именно они должны стать главным источником целеуказания для комплексов противокорабельных баллистических ракет DF-21D и DF-26D.

С программами создания противоспутникового оружия связаны проекты военных КА специального назначения семейства SJ («Шицзянь»), на основе которых создаются орбитальные спутники-истребители. С выведенными на орбиту SJ проводятся эксперименты по сближению и стыковке.

Еще одна программа с явной военной составляющей – беспилотный орбитальный самолет «Шэньлун», напоминающий по габаритам и компоновке знаменитый американский X-37. Планируется, что «Шэньлун» будет стартовать с подвески специально оборудованного бомбардировщика H-6.

Для вывода подобных спутников на орбиту в особый период Китай ведет работу над твердотопливными РН «Великий поход-11», основанными на конструкции МБР DF-31, которые смогут применяться с мобильных пусковых установок. Кроме того, на основе DF-31 и БРСД DF-21 создаются два семейства ракет наземного базирования (KT-1, KT-2), оснащенных боеголовками кинетического перехвата. Данная программа тесно связана с другим важнейшим проектом – созданием национальной системы стратегической ПРО. На этот раз в отличие от 70-х у КНР есть все шансы довести дело до конца.

Украинский кризис, произошедший на фоне одновременного ухудшения отношений КНР и США, привел к некоторой активизации российско-китайского космического сотрудничества, существенно сбавившего обороты после 1990-х – начала 2000-х. Перспективными направлениями взаимодействия стороны называют интеграцию навигационных систем «Бэйдоу» и ГЛОНАСС, возможные поставки в Китай двигателей РД-180, закупки в КНР электронной компонентной базы, совместные проекты исследования Луны и дальнего космоса. Насколько можно судить, все проекты находятся на этапе проработки или на ранней стадии реализации. Все столь сложные технические программы требуют долгого согласования, так что результаты совместных программ мы сможем увидеть лишь через несколько лет.
Автор: Василий Кашин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30083


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Kronos07 9 апреля 2016 06:30
    ну хоть где то решаются вопросы мирно soldier
  2. Kronos07 9 апреля 2016 06:33
    CRS-8 | Первая ступень посадки на Droneship drinks
    1. itr 9 апреля 2016 07:16
      чему радоваться ??????? шаттл, буран технологии 70-80 годов прошу заметить выполненные
      а тут явно хрень какая то . Droneship мне напоминает самолет 5 поколения все им восхищаются
      а я так и не понял что прорывного он сделал (кроме цены ) летит со скоростью самолета 2 поколения и все его видят
      itr
      1. Kronos07 9 апреля 2016 07:27
        Технология по возврату нижней ступени Falcon 9 чрезвычайно важна для космонавтики, поскольку повторное использование позволяет значительно уменьшить стоимость коммерческих пусков.
        1. itr 9 апреля 2016 07:45
          я с вами согласен но вернули ступень а не космический корабль ,чувствуете разницу ?
          хотите расскажу как дешево спустить ступень ????? НА ПАРАШЮТЕ ))))))))) технология начала 20 века
          itr
          1. sa-ag 9 апреля 2016 07:50
            Цитата: itr
            хотите расскажу как дешево спустить ступень ????? НА ПАРАШЮТЕ ))))))))) т

            вернуть то можно, только вот при парашютной посадке можете что-нибудь повредить, ибо спуск неконтролируемый, а так ракета встала на опоры и все


            "...возможные поставки в Китай двигателей РД-180, закупки в КНР электронной компонентной базы,"
            Китайцы хотят не просто двигатели, а все производство с технологиями, а в РФ получить только компоненты класса милитари и спейс (не производство)
            1. itr 9 апреля 2016 07:56
              а нужна ли эта труба ??????? ремонт движка сомнителен че возвращать собрались ? металлолом ????? не дорога ли борьба с космическим мусором ?????
              танки господа с экипажем на парашютах приземляют технология 60 годов
              очередной отмыв бабла эта ракета ни хрена нового кроме страшной цены
              itr
              1. FooFighter 9 апреля 2016 08:01
                деньги всем нужны... как это похоже на F-35
              2. Kronos07 9 апреля 2016 08:10
                двигатель будет использоваться многократно
                1. itr 9 апреля 2016 08:23
                  дружище думаю движек на второй раз прогорит
                  itr
                  1. Kronos07 9 апреля 2016 09:02
                    это было сделано уже.Новый Shepard снова вылетел 2 апреля 2016 года достигнув апогея 339,178 футов или 103 километров. Это был третий полет с тем же оборудованием.
            2. FooFighter 9 апреля 2016 07:58
              так она опустилась в воду и все...
              можно сделать контролируемый и чтобы вставала на все опоры - это не проблема
            3. Voha_krim 9 апреля 2016 08:28
              Цитата: sa-ag
              "...возможные поставки в Китай двигателей РД-180, закупки в КНР электронной компонентной базы,"
              Китайцы хотят не просто двигатели, а все производство с технологиями, а в РФ получить только компоненты класса милитари и спейс (не производство)

              Россия пока не готова поставлять ракетные двигатели в Китай, так как он не участвует в режиме контроля за подобными технологиями.
              "Для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу. Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У Роскосмоса созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу года."


              РИА Новости http://ria.ru/economy/20160408/1404749452.html
          2. Kronos07 9 апреля 2016 07:57
            НА ПАРАШЮТЕ ? удачи hi
            1. FooFighter 9 апреля 2016 08:03
              Вы без него чтоли на своей аве прыгать собрались? А, ну тогда точно потребуется...
          3. 528Obrp 9 апреля 2016 09:58
            А разве не было прилунений (причем с грузом), примарсианий smile , , разве не было стартов с грузом с луны? и все это почти 50 лет тому назад. В чем смысл, имея атмосферу, использования сего прожекта? Шаттл это да, но дорого. Согласен с вами itr
        2. FooFighter 9 апреля 2016 07:55
          А так было бы не проще?
          1. Kronos07 9 апреля 2016 08:02
            это то, что он хочет
            1. FooFighter 9 апреля 2016 08:16
              денег он хочет... там рядом с космодромом Атлантический океан на видео, промахнуться мимо него разве легко? laughing
            2. Комментарий был удален.
          2. Kronos07 9 апреля 2016 08:06
            это топливный бак
            1. FooFighter 9 апреля 2016 08:18
              неприцепилось...
        3. 17085 9 апреля 2016 10:08
          Цитата: Kronos07
          Kronos07 (1) Сегодня, 07:27 ↑ Новый
          Технология по возврату нижней ступени Falcon 9 чрезвычайно важна для космонавтики, поскольку повторное использование позволяет значительно уменьшить стоимость коммерческих пусков.


          Что за чушь? Уменьшение стоимости? Доказательства в студию...

          На лицо снижение выводимого веса из-за того, что нужно везти топливо на обратную дорогу.
    2. 17085 9 апреля 2016 10:06
      Что за дикий оффтоп???
      Ну села... Зачем?! Это прошлый век!
  3. s.melioxin 9 апреля 2016 08:05
    Перспективными направлениями взаимодействия стороны называют интеграцию навигационных систем «Бэйдоу» и ГЛОНАСС, возможные поставки в Китай двигателей РД-180, закупки в КНР электронной компонентной базы, совместные проекты исследования Луны и дальнего космоса. Насколько можно судить, все проекты находятся на этапе проработки или на ранней стадии реализации. Все столь сложные технические программы требуют долгого согласования, так что результаты совместных программ мы сможем увидеть лишь через несколько лет.
    Увидеть через несколько лет это очень обнадёживающее предсказание. Главное, что не десятилетия или века. Взаимо выгодное партнёрство, выгодно для их участников. Деньги нужны были всегда, а сейчас нужны особенно остро. Надеюсь всё у Нас срастётся, через несколько лет.
  4. Pvi1206 9 апреля 2016 08:55
    Эффективные менеджеры России продали в Китай, всё то, что позволило этой стране стать одним из лидеров космической отрасли.
    И теперь наши страны тали конкурентами в этой сфере.
    У современной России, в отличие от Китая, нет программы освоения космоса.
    Работаем извозчиками.
    Что-то конечно делается, но безсистемно.
    Поэтому и нет впечатляющих результатов.
  5. 16112014nk 9 апреля 2016 11:18
    Китайцы молодцы, нечего сказать. Чего нельзя сказать о "Роскосмосе", о котором больше известно по скандалам о воровстве денег.
    1. амурец 9 апреля 2016 13:27
      Цитата: 16112014nk
      Китайцы молодцы, нечего сказать. Чего нельзя сказать о "Роскосмосе", о котором больше известно по скандалам о воровстве денег.

      Китайцы уже предлагают "Восточный" использовать совместно.
      1. Одиссей 9 апреля 2016 13:46
        Цитата: амурец
        Китайцы уже предлагают "Восточный" использовать совместно.

        Не слышал,любопытно.А зачем он им ? У них своих космодромов 4,плюс пятый строиться.Причем они все южнее.Они что там их мариновать собираются ))
  6. Йожкин Кот 9 апреля 2016 13:14
    Молодцы чо,и мы молодцы и украинцы,вырастили себе конкурента с потенциалом в полтора миллиарда человек ,и первой экономикой в мире,красавцы чо, д.... б... sad Слов нет,вредители с-ка((((
  7. Одиссей 9 апреля 2016 13:15
    Для Китайской космической программы принципиальное значение будет иметь ожидающийся в этом году старт новой ракеты - Великий Поход-5.Это первая китайская тяжелая ракета ,и все китайское "планов громадье"будет зависить от успешности этих испытаний.Если ракета получиться,тогда будет и орбитальная станция и Луна.
    Так что-будем посмотреть.
    Любопытно,что в качестве своей стратегической цели КНР выбрала Луну,а не Марс (как США).Плюс орбиталка и спутниковая группировка.
    Что касается сотрудничества с нами,то перспективы есть,а точнее у нас еще есть в загашнике пара-тройка нереализованных Советских идей,вот только особого рвения с Китайской стороны не просматривается(за исключением старой китайской фишки-купить задешево/украсть технологии)
    В плане космоса они,в целом,рассчитывают только на себя.
  8. srha 9 апреля 2016 14:54
    Интересно, что про главное событие полета фалкона вчера говорят очень мало, а оно не в посадке ступени, а в доставке надувного модуля BEAM на МКС. Эра тесных жестянок в космосе начинает заканчиваться...
  9. killganoff 9 апреля 2016 17:00
    Особенно большой вклад в развитие Китайской космонавтики внесли наши товарищи из республики Казахстан, передав бесконечное количество изделий с Байконура, в том числе двигатели РД-170 (РН "Энергия").
    Может для сокрытия хищений вдруг рухнула крыша МИК комплекса "Энергия-Буран"????
    1. srha 10 апреля 2016 07:34
      Да уж...
      Цитата: killganoff
      Особенно большой вклад в развитие Китайской космонавтики внесли наши товарищи
      А вот дальнейшее излишне. Я лично видел как ваши (в смысле из России) "товарищи" тащили и продавали всё, что только не могли утащить! И били по рукам всем посторонним (одного моего дальнего знакомого, что им мешал - два раза и до смерти), в том числе и казахских, которые до поры до времени и доступа туда не имели. Потом только им разрешили, и то, сколько скандалов им пришлось закатить...

      И, потом, если вы думаете, что получив и разобрав систему вы научитесь её делать - проверьте себя - распаяйте телевизор, а потом соберите обратно. Получилось?

      Объясняю, кражи это не совсем то, что лежит в основе построения передовых отраслей экономики. В их основе лежат образование, инфраструктура, освоенные технологии, предприятия, конструкторские бюро, научные школы, экономическая политика, традиции и т.д.

      Кстати, а почему вы так низко оцениваете технологическую новизну советских движков? Считаете, что "know how" там нет? А вот, американцы не могут повторить движок, хотя им его официально (т.е. с тех. документацией) продают, а китайцы что подобное строят?

      Хи... Вот подумал, как же так, если казахские продали секреты русских китайцам, то почему ещё и на амерах не наварились?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня