Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)

В прошлом году оборонная промышленность Республики Беларусь впервые продемонстрировала новую бронемашину. Для решения различных задач, связанных с транспортировкой личного состава и обеспечением его боевой работы, предложено мобильное бронированное транспортное средство (МБТС) «Кайман» Через несколько месяцев, в конце марта 2016-го, белорусская промышленность опубликовала первое демонстрационное видео, показывающее возможности новой машины.

Напомним, о существовании проекта МБТС «Кайман» стало известно в июле прошлого года. Издание «Белорусская военная газета» в публикации о работе 140-го ремонтного завода (г. Борисов) рассказало о работе предприятия, в том числе о создании новых проектов. В 2014 году завод посетил президент Беларуси Александр Лукашенко. В ходе своего визита глава государства поставил перед предприятием задачу: ему следовало создать мобильное транспортное средство, способное найти применение как в отечественных, так и в зарубежных войсках. Результатом этого распоряжения стал проект «Кайман».


Сообщалось, что на разработку нового бронеавтомобиля было потрачено всего четыре месяца. За это время конструкторы 140-го ремонтного завода сформировали облик машины и определили способ ее создания. В качестве базы для МБТС «Кайман» была выбрана советская бронемашина БРДМ-2. В ходе нового проекта предлагалось подвергать эту технику заметным переработкам, после чего должно было обеспечиваться решение новых задач. Вскоре по новому проекту был построен первый опытный броневик нового типа, о существовании которого стало известно летом прошлого года. Тогда же были опубликованы фотографии машины.


Прототип МБТС "Кайман". Фото Vsr.mil.by


МБТС «Кайман» предназначается для перевозки личного состава или некоторых грузов, благодаря чему может выполнять достаточно широкий круг задач. Машина может применяться для ведения патрулирования, сопровождения колонн, а также ведения разведки и диверсий. Также возможно применение техники в миротворческих или милицейских операциях. Работа обеспечивается как в нормальных условиях, так и при чрезвычайных ситуациях.

Опубликованный в конце марта видеоролик демонстрирует основные особенности работы «Каймана». Он показывает, что перспективный броневик способен двигаться по пересеченной местности с достаточно высокими скоростями и транспортировать десант. Кроме того, машина способна подниматься на достаточно крутые склоны, а также без подготовки преодолевать водные преграды вплавь. При необходимости бойцы могут спешиться и приступать к самостоятельной боевой работе. После высадки десанта броневик может поддерживать его огнем. При этом стрелок-пулеметчик также имеет возможность покинуть машину и помочь товарищам «на земле».

Следует отметить, ввиду специфики предполагаемой боевой работы демонстрационный ролик, показывающий возможности МБТС «Кайман», выглядит достаточно однообразно. В течение нескольких минут бронемашина двигается по различным трассам, а также высаживает или подбирает десант. Тем не менее, ввиду целей и задач проекта ожидать что-то другое не следует.

Согласно опубликованным данным, основой для броневика «Кайман» стала бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 советской разработки. Она «поделилась» с новой машиной некоторыми агрегатами, которые, однако, подверглись серьезным доработкам. Все это привело к появлению массы внешних и внутренних отличий. Для повышения характеристик и выполнения современных требований базовая машина была значительно изменена, что позволяет считать «Кайман», как минимум, глубокой модернизацией существующего образца.


Корма машины. Фото Vsr.mil.by


Самым заметным изменениям подвергся корпус базовой машины. Современная бронетехника должна иметь ряд характерных черт, которые отсутствовали у БРДМ-2. По этой причине специалисты 140-го ремонтного завода кардинально переработали имеющийся корпус, который в результате сохранил некоторые детали и получил ряд новых.

Лобовая часть корпуса, в целом, сохранила имевшуюся форму при использовании некоторых нововведений. Так, верхний лобовой лист лишился двух лобовых стекол с броневыми крышками. Вместо них на лобовом листе и скулах появились броневые стекла, обеспечивающие полноценный обзор передней полусферы. Над лобовым стеклом появился небольшой козырек, прикрывающий от повреждений стеклоочистители и служащий основанием для двух фар.

Еще одним заметным нововведением проекта «Кайман» стала перекомпоновка светотехнического оборудования. Фары, габаритные огни и т.д. были перенесены с верхней лобовой детали на нижние скулы. При этом все агрегаты светотехники крепятся на достаточно мощных рамах и прикрываются характерными решетками. Вероятно, это было сделано для освобождения верхней лобовой детали и некоторого улучшения обзора с места водителя.

Борта базовой БРДМ-2 по всей длине представляли собой единые вертикальные листы. В новом белорусском проекте бортовой лист разделяется на несколько отдельных деталей. Так, сохранена верхняя наклонная деталь, сопряженная с крышей, а вертикальная центральная уменьшила свою высоту. Снизу к ней крепится наклонная панель. Важной особенностью глубоко модернизированного бронекорпуса стало использование бортовых дверей. В верхних и средних листах бортов предусматриваются проемы для установки дверей. Последние открываются поворотом вперед и обеспечивают частичную защиту спешивающегося десанта. Для большего удобства работы бойцов под дверями имеются широкие подножки.



Броневик на трассе. Кадр из видео


Кормовая часть корпуса, в целом, сохранила свою форму, однако изменилось расположение некоторых агрегатов и появились несколько новых люков. Кроме того, с кормового листа корпуса удалили окно для установки водометного движителя. Для охлаждения двигателя и выполнения некоторых работ по его обслуживанию в корме крыши сохранены четыре небольших люка. На кормовом листе предлагается устанавливать часть светотехнического оборудования и крепления для запасного колеса.

Компоновка внутренних объемов корпуса частично осталась прежней, но была доработана в соответствии с новыми целями проекта. В передней части корпуса располагаются места водителя и командира, центральная отдана под десантное отделение, а в корме располагаются двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Десантное отделение МБТС «Кайман» оснащено четырьмя сиденьями для бойцов. Для посадки и высадки десант должен использовать бортовые двери. Водитель и командир располагают собственными люками в передней части крыши.

Демонстрируемый образец нового броневика не имеет собственного вооружения, однако оснащен системами, облегчающими использование личного оружия экипажа. Так, на крыше броневика располагается крупный люк с двустворчатой крышкой, половины которой раскрываются вбок относительно стрелка. В передней части люка предусматривается устройство для монтажа стрелкового оружия, выполненное в виде стойки с коробом на ее верхней части. Такая система позволяет применять пулеметы семейства ПК, а также быстро устанавливать или снимать их. Имеются сведения о возможности установки другого вооружения, вплоть до автоматических гранатометов.

В качестве дополнительного вооружения предлагается набор дымовых гранатометов. На верхней части бортов корпуса позади десантного отделения монтируются две группы по три гранатомета в каждой. С помощью этих систем экипаж может поставить дымовую завесу и под ее прикрытием уйти от противника.


Движение по воде. Кадр из видео


Новый белорусский проект подразумевает кардинальную переработку силовой установки и ходовой части базовой машины советской разработки. Так, вместо устаревшего двигателя в кормовой части корпуса предлагается монтировать дизель Д-245 мощностью 130 л.с., производимый Минским моторным заводом. Двигатель оснащается электронной системой управления подачей топлива, а также сопрягается с усиленной пятиступенчатой механической коробкой передач и коробкой отбора мощности.

Вместо старой рессорной подвески было предложено использовать независимую торсионную. Кроме того, «Кайман» оснащается мостами и колесными редукторами, заимствованными у бронетранспортера БТР-60. Такие доработки позволяют заметно повысить характеристики ходовой части. При этом изменение ходовой части привело к некоторому увеличению колеи шасси, из-за чего на корпусе появились характерные многогранные крылья колес.

Для перемещения по воде перспективный броневик оснащается двумя новыми водометными движителями. Они выполнены в виде двух гребных винтов, расположенных по бортам кормы корпуса внутри защитных кожухов. Во избежание попадания различных объектов и повреждений винтов окна кожухов закрыты металлической сеткой. Привод гребных винтов осуществляется через коробку отбора мощности.

МБТС «Кайман» имеет габариты на уровне базовой БРДМ-2 и почти не отличается от нее по массе. Боевая масса новой машины заявлена на уровне 7 т. Благодаря 130-сильному двигателю броневик может развивать скорость до 110 км.ч. Запас хода достигает 1000 км. Обеспечивается преодоление различных препятствий и пересечение водных преград вплавь.


Подъем на склон. Кадр из видео


На данный момент известно о существовании, как минимум, одного опытного образца машины «Кайман». Точному подсчету построенной техники этого типа мешает отсутствие полноценных данных и затруднения с ее идентификацией по имеющимся материалам. Так, первый прототип броневика изначально получил зеленую окраску, после чего обзавелся четырехцветным камуфляжем. Наконец, еще летом прошлого года были опубликованы фото прототипа в новой камуфляжной окраске, отличающейся менее яркими оттенками. Именно в таком виде машина снялась в недавно опубликованном ролике. Таким образом, есть все основания считать, что к настоящему времени собран только один прототип новой бронемашины.

Как следует из последних данных, МБТС «Кайман» в настоящее время проходит испытания, по результатам которых может быть принято решение о дальнейшей судьбе проекта. Предыдущие заявления ответственных лиц позволяют предполагать, что вооруженные силы Беларуси заинтересованы в подобной технике, однако приведет ли такой интерес к реальным закупкам – пока до конца не ясно.

Помимо отечественных вооруженных сил новый броневик может заинтересовать третьи страны. Строительство опытного «Каймана» на базе имевшейся в наличии БРДМ-2 говорит о принципиальной возможности организации массовой модернизации существующей техники в интересах третьих стран. Таким образом, при правильном продвижении проекта на международном рынке 140-й ремонтный завод может получить соответствующие заказы и заняться переделкой бронетехники по контрактам с зарубежными заказчиками.

Проект МБТС «Кайман» был разработан примерно год назад. За это время были опубликованы лишь несколько новостей, ряд фотографий и один видеоролик. Вряд ли все это можно назвать активным продвижением разработки на международном рынке с целью получения выгодных контрактов. Тем не менее, завод-разработчик и без агрессивной рекламной кампании может рассчитывать на заказы белорусских вооруженных сил. При этом информация о намерениях Минобороны Беларуси приобрести подобную технику пока отсутствует.


По материалам сайтов:
http://vsr.mil.by/
http://bmpd.livejournal.com/
http://military-informant.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти