Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)

В прошлом году оборонная промышленность Республики Беларусь впервые продемонстрировала новую бронемашину. Для решения различных задач, связанных с транспортировкой личного состава и обеспечением его боевой работы, предложено мобильное бронированное транспортное средство (МБТС) «Кайман» Через несколько месяцев, в конце марта 2016-го, белорусская промышленность опубликовала первое демонстрационное видео, показывающее возможности новой машины.

Напомним, о существовании проекта МБТС «Кайман» стало известно в июле прошлого года. Издание «Белорусская военная газета» в публикации о работе 140-го ремонтного завода (г. Борисов) рассказало о работе предприятия, в том числе о создании новых проектов. В 2014 году завод посетил президент Беларуси Александр Лукашенко. В ходе своего визита глава государства поставил перед предприятием задачу: ему следовало создать мобильное транспортное средство, способное найти применение как в отечественных, так и в зарубежных войсках. Результатом этого распоряжения стал проект «Кайман».

Сообщалось, что на разработку нового бронеавтомобиля было потрачено всего четыре месяца. За это время конструкторы 140-го ремонтного завода сформировали облик машины и определили способ ее создания. В качестве базы для МБТС «Кайман» была выбрана советская бронемашина БРДМ-2. В ходе нового проекта предлагалось подвергать эту технику заметным переработкам, после чего должно было обеспечиваться решение новых задач. Вскоре по новому проекту был построен первый опытный броневик нового типа, о существовании которого стало известно летом прошлого года. Тогда же были опубликованы фотографии машины.


Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)
Прототип МБТС "Кайман". Фото Vsr.mil.by


МБТС «Кайман» предназначается для перевозки личного состава или некоторых грузов, благодаря чему может выполнять достаточно широкий круг задач. Машина может применяться для ведения патрулирования, сопровождения колонн, а также ведения разведки и диверсий. Также возможно применение техники в миротворческих или милицейских операциях. Работа обеспечивается как в нормальных условиях, так и при чрезвычайных ситуациях.

Опубликованный в конце марта видеоролик демонстрирует основные особенности работы «Каймана». Он показывает, что перспективный броневик способен двигаться по пересеченной местности с достаточно высокими скоростями и транспортировать десант. Кроме того, машина способна подниматься на достаточно крутые склоны, а также без подготовки преодолевать водные преграды вплавь. При необходимости бойцы могут спешиться и приступать к самостоятельной боевой работе. После высадки десанта броневик может поддерживать его огнем. При этом стрелок-пулеметчик также имеет возможность покинуть машину и помочь товарищам «на земле».

Следует отметить, ввиду специфики предполагаемой боевой работы демонстрационный ролик, показывающий возможности МБТС «Кайман», выглядит достаточно однообразно. В течение нескольких минут бронемашина двигается по различным трассам, а также высаживает или подбирает десант. Тем не менее, ввиду целей и задач проекта ожидать что-то другое не следует.

Согласно опубликованным данным, основой для броневика «Кайман» стала бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 советской разработки. Она «поделилась» с новой машиной некоторыми агрегатами, которые, однако, подверглись серьезным доработкам. Все это привело к появлению массы внешних и внутренних отличий. Для повышения характеристик и выполнения современных требований базовая машина была значительно изменена, что позволяет считать «Кайман», как минимум, глубокой модернизацией существующего образца.

Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)
Корма машины. Фото Vsr.mil.by


Самым заметным изменениям подвергся корпус базовой машины. Современная бронетехника должна иметь ряд характерных черт, которые отсутствовали у БРДМ-2. По этой причине специалисты 140-го ремонтного завода кардинально переработали имеющийся корпус, который в результате сохранил некоторые детали и получил ряд новых.

Лобовая часть корпуса, в целом, сохранила имевшуюся форму при использовании некоторых нововведений. Так, верхний лобовой лист лишился двух лобовых стекол с броневыми крышками. Вместо них на лобовом листе и скулах появились броневые стекла, обеспечивающие полноценный обзор передней полусферы. Над лобовым стеклом появился небольшой козырек, прикрывающий от повреждений стеклоочистители и служащий основанием для двух фар.

Еще одним заметным нововведением проекта «Кайман» стала перекомпоновка светотехнического оборудования. Фары, габаритные огни и т.д. были перенесены с верхней лобовой детали на нижние скулы. При этом все агрегаты светотехники крепятся на достаточно мощных рамах и прикрываются характерными решетками. Вероятно, это было сделано для освобождения верхней лобовой детали и некоторого улучшения обзора с места водителя.

Борта базовой БРДМ-2 по всей длине представляли собой единые вертикальные листы. В новом белорусском проекте бортовой лист разделяется на несколько отдельных деталей. Так, сохранена верхняя наклонная деталь, сопряженная с крышей, а вертикальная центральная уменьшила свою высоту. Снизу к ней крепится наклонная панель. Важной особенностью глубоко модернизированного бронекорпуса стало использование бортовых дверей. В верхних и средних листах бортов предусматриваются проемы для установки дверей. Последние открываются поворотом вперед и обеспечивают частичную защиту спешивающегося десанта. Для большего удобства работы бойцов под дверями имеются широкие подножки.

Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)
Броневик на трассе. Кадр из видео


Кормовая часть корпуса, в целом, сохранила свою форму, однако изменилось расположение некоторых агрегатов и появились несколько новых люков. Кроме того, с кормового листа корпуса удалили окно для установки водометного движителя. Для охлаждения двигателя и выполнения некоторых работ по его обслуживанию в корме крыши сохранены четыре небольших люка. На кормовом листе предлагается устанавливать часть светотехнического оборудования и крепления для запасного колеса.

Компоновка внутренних объемов корпуса частично осталась прежней, но была доработана в соответствии с новыми целями проекта. В передней части корпуса располагаются места водителя и командира, центральная отдана под десантное отделение, а в корме располагаются двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Десантное отделение МБТС «Кайман» оснащено четырьмя сиденьями для бойцов. Для посадки и высадки десант должен использовать бортовые двери. Водитель и командир располагают собственными люками в передней части крыши.

Демонстрируемый образец нового броневика не имеет собственного вооружения, однако оснащен системами, облегчающими использование личного оружия экипажа. Так, на крыше броневика располагается крупный люк с двустворчатой крышкой, половины которой раскрываются вбок относительно стрелка. В передней части люка предусматривается устройство для монтажа стрелкового оружия, выполненное в виде стойки с коробом на ее верхней части. Такая система позволяет применять пулеметы семейства ПК, а также быстро устанавливать или снимать их. Имеются сведения о возможности установки другого вооружения, вплоть до автоматических гранатометов.

В качестве дополнительного вооружения предлагается набор дымовых гранатометов. На верхней части бортов корпуса позади десантного отделения монтируются две группы по три гранатомета в каждой. С помощью этих систем экипаж может поставить дымовую завесу и под ее прикрытием уйти от противника.

Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)
Движение по воде. Кадр из видео


Новый белорусский проект подразумевает кардинальную переработку силовой установки и ходовой части базовой машины советской разработки. Так, вместо устаревшего двигателя в кормовой части корпуса предлагается монтировать дизель Д-245 мощностью 130 л.с., производимый Минским моторным заводом. Двигатель оснащается электронной системой управления подачей топлива, а также сопрягается с усиленной пятиступенчатой механической коробкой передач и коробкой отбора мощности.

Вместо старой рессорной подвески было предложено использовать независимую торсионную. Кроме того, «Кайман» оснащается мостами и колесными редукторами, заимствованными у бронетранспортера БТР-60. Такие доработки позволяют заметно повысить характеристики ходовой части. При этом изменение ходовой части привело к некоторому увеличению колеи шасси, из-за чего на корпусе появились характерные многогранные крылья колес.

Для перемещения по воде перспективный броневик оснащается двумя новыми водометными движителями. Они выполнены в виде двух гребных винтов, расположенных по бортам кормы корпуса внутри защитных кожухов. Во избежание попадания различных объектов и повреждений винтов окна кожухов закрыты металлической сеткой. Привод гребных винтов осуществляется через коробку отбора мощности.

МБТС «Кайман» имеет габариты на уровне базовой БРДМ-2 и почти не отличается от нее по массе. Боевая масса новой машины заявлена на уровне 7 т. Благодаря 130-сильному двигателю броневик может развивать скорость до 110 км.ч. Запас хода достигает 1000 км. Обеспечивается преодоление различных препятствий и пересечение водных преград вплавь.

Новости проекта МБТС «Кайман» (Беларусь)
Подъем на склон. Кадр из видео


На данный момент известно о существовании, как минимум, одного опытного образца машины «Кайман». Точному подсчету построенной техники этого типа мешает отсутствие полноценных данных и затруднения с ее идентификацией по имеющимся материалам. Так, первый прототип броневика изначально получил зеленую окраску, после чего обзавелся четырехцветным камуфляжем. Наконец, еще летом прошлого года были опубликованы фото прототипа в новой камуфляжной окраске, отличающейся менее яркими оттенками. Именно в таком виде машина снялась в недавно опубликованном ролике. Таким образом, есть все основания считать, что к настоящему времени собран только один прототип новой бронемашины.

Как следует из последних данных, МБТС «Кайман» в настоящее время проходит испытания, по результатам которых может быть принято решение о дальнейшей судьбе проекта. Предыдущие заявления ответственных лиц позволяют предполагать, что вооруженные силы Беларуси заинтересованы в подобной технике, однако приведет ли такой интерес к реальным закупкам – пока до конца не ясно.

Помимо отечественных вооруженных сил новый броневик может заинтересовать третьи страны. Строительство опытного «Каймана» на базе имевшейся в наличии БРДМ-2 говорит о принципиальной возможности организации массовой модернизации существующей техники в интересах третьих стран. Таким образом, при правильном продвижении проекта на международном рынке 140-й ремонтный завод может получить соответствующие заказы и заняться переделкой бронетехники по контрактам с зарубежными заказчиками.

Проект МБТС «Кайман» был разработан примерно год назад. За это время были опубликованы лишь несколько новостей, ряд фотографий и один видеоролик. Вряд ли все это можно назвать активным продвижением разработки на международном рынке с целью получения выгодных контрактов. Тем не менее, завод-разработчик и без агрессивной рекламной кампании может рассчитывать на заказы белорусских вооруженных сил. При этом информация о намерениях Минобороны Беларуси приобрести подобную технику пока отсутствует.


По материалам сайтов:
http://vsr.mil.by/
http://bmpd.livejournal.com/
http://military-informant.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 34
  1. дядя Мурзик 7 апреля 2016 06:30
    модернизированный "бардак",не более!
    1. ПАМ 7 апреля 2016 08:11
      если будут использовать старые корпуса то модернизация даже очень неплохая, а для изготавливания с нуля то
      модернизированный "бардак",не более!
      1. Серый брат 7 апреля 2016 08:47
        Цитата: ПАМ
        если будут использовать старые корпуса т

        Да там от бардака мало что осталось, с тем же успехом эти корпуса можно из БТР выпиливать или по новой варить.
        1. Лопатов 7 апреля 2016 09:08
          Просто белорусы явно вдохновлялись видом довольно успешного в коммерческом отношении "Феннека"
          С РБ снимают санкции, есть вариант попытаться прорваться на рынок перепила БРДМ-2 армий стран Восточной Европы. Те же поляки пока пошли на минимальную модернизацию, но принято решение в ближайшей перспективе заменить их на новую машину совместной польско-германской разработки. Которая явно будет в разы дороже "Каймана"
          1. Nova 7 апреля 2016 12:16
            Тоже с первого взгляда узнал "Феннек". Белорусы, смотрю, присоединились к туркам в области копирастинга:
            http://topwar.ru/79104-tureckiy-bronetransporter-pars-4x4.html#comment-id-476245
            4
          2. алексеев 7 апреля 2016 17:03
            Цитата: Лопатов
            есть вариант попытаться прорваться на рынок перепила БРДМ-2 армий стран Восточной Европы.

            Вариант-то есть, но только если технически эта машина будет соответствовать.
            Что это такое есть? Уже не совсем и БРДМ: сняты доп. колеса, позволявшие преодолевать траншеи и тому подобные препятствия, которые не объехать, нет защитных броневых крышек на стекла (в разведке не стреляют?), двери сбоку создают некоторые удобства, но ослабляют корпус, могут при незначительном повреждении терять герметичность.
            Ну и тракторный дизель ММЗ-245 соответственно хорош для трактора МТЗ. Конечно, он дёшев и производится на месте, но его форсированные версии (Бычок, пазик) не есть эталон надёжности и неприхотливости.
            Не целесообразней ли было оставить БРДМ БРДМом заменив силовую установку на, к примеру, ЯМЗ-534, усилив защиту экранами из композитной брони и заменив средства связи и приборы прицеливания и наблюдения.
            А так налицо попытка сделать из боевой бронированной машины нечто вроде бронированного джипа для военной полиции.
        2. serega.fedotov 7 апреля 2016 12:38
          Цитата: Серый брат
          Да там от бардака мало что осталось, с тем же успехом эти корпуса можно из БТР выпиливать или по новой варить.

          У старых бардаков по бокам карманы для убираюшихся колес,и если срезать внешнею сторону как раз и кайман выйдет!
          Нормальную броню могут делать только несколько стран,да и просто дорогая она

          .А старых коробок от бардака у Лукашенко после СССР осталось...Так что художественная резка автогеном,отличный вариант-дешево и сердито!
    2. vkl.47 7 апреля 2016 09:33
      симпатичный броневичёк.мне нравится
    3. Лiцьвiн 7 апреля 2016 13:57
      Я, конечно, "Патриот", но конструктор пусть не врет!!!. Хватит "ездить на советском Иване". Типичная БРДМ, в новомодном колхозном обвесе а-ля "BY-тюнинг". Так скажем "подмолодили бабушку" - что-то отрезали, что-то подтянули ("пуп до подбородка"), сделали липосакцию ("жир с ..опы и боков срезали"), "зубные протезы поставили". Короче, "бабушка-БРДМ" во гробу будет лежать как молодица. Печально другое, что в 21 веке лучше советских конструкторов ничего никто придумать не может. Только и могут делать "клонов". Как-то видел МТЛБ с 82-мм минометом в кузове - тогда тоже кричали "нет аналогов в мире". Только вот возить в таком огромном ящике как МТЛБ 1 (один) зачуханый минометик образца 1942 года - это разве не расточительство?
      1. Лекс. 7 апреля 2016 15:05
        Лiцьвiн-Нормальный бронивечок дешево и сердито
    4. макс702 7 апреля 2016 16:45
      Ну не знаю... как то это лучше выглядит.. Да и двигатель Д-245 изрядно печалит 130л\с на 7т маловато будет.. Вот если от Тигра 216-312л\с другое дело, да и вооружение какое то никакое..Единственное это бронированные стекла и большие двери в плюс данному образцу..
    5. РПК 7 апреля 2016 19:42
      Для быстрой разведки,то ,что нужно,противотанковых отвезти на направление,раненного срочно отправить.Связь наладить.Но если воевать,то до первой "мухи".
  2. WYCCTPUJIA 7 апреля 2016 06:34
    нормальный маленький "крокодильчик". для патрулирования пойдёт. к тому же наверное не дорогой. wink
  3. казак волгский 7 апреля 2016 07:05
    неплохой вариант модернизации -думаю . материал не новый- но видео не видел - спасибо!!!!
  4. казак волгский 7 апреля 2016 07:09
    Цитата: дядя Мурзик
    модернизированный "бардак",не более!
    для своих задач - БРДМ- 2 неплохая машина - только противоминную защиту бы увеличить - а модернизрованная еще послужит.
    1. дядя Мурзик 7 апреля 2016 07:19
      согласен!просто слово в статье "проект", звучит как то напыщенно
  5. the47th 7 апреля 2016 07:41
    Как бронетранспортёр машина мало годится, БТР ей всё равно не переплюнуть. А вот в разведке ей самое место. Только нужно нормальное вооружение и, собственно, средства разведки. Можно ещё заменить старый Д-245 на что-то более мощное.
  6. zadorin1974 7 апреля 2016 07:47
    Масло масленое-вчера уже разбирали: zadorin1974 RU Вчера, 23:18 | Испытания белорусского «Каймана» (видео)
    Не буду обсуждать вооружение,пройдусь по машине.начнём с обзорности,лобовое броне стекло узкое,со стороны водителя левая стойка практически перекрывает обзорность и тут ещё подлянка со стороны дворников(не в ту сторону развернуты,у механа вобще не чистят)в общим мехвод наполовину слеп.За удобства надо платить.Вот и заплатили проходимостью за комфорт посадки высадки,при переезде бугров,канав и тд,будут садиться на плоскую широченную пузу,хорошо хоть лебедку не убрали good.Поменяли движок на 245-как говориться шило на мыло.С этим агрегатором намаялся как на бычках и мурзиках,так и на МТЗ-вечно ломающаяся хрень.Кстати,может заметили,у машинки задний свес увеличился,беря,в общим то не крутой подьемчик,начинает скрести задним углом.И это бегло,что попало на глаза.Если порыться,то можно нарыть и более серьёзные плюхи.Но не совершает ошибок только тот,кто нихрена не делает!
    1. tchoni 7 апреля 2016 10:08
      Еще добавлю, что две двери на шесть счеловек маловато будет.
      1. tchoni 8 апреля 2016 16:02
        А кто не верет - залезте впятером в ниву и попробуйте оттуда за минуту выскочить. без задней двери. Только через передние две и окна. А, что б еще веселее было, наденьте по тулупчику сверху и по ружъишку в руки возмите.
  7. brom 7 апреля 2016 10:57
    Не, не дотянули.
  8. Bersaglieri 7 апреля 2016 11:08
    Идеологически - на Отокаровские ЛБМ очень похоже. Как у сей машины обстоят дела с миновзрывозащищенностью, интересно? Днише то плоское...
    1. serverny 7 апреля 2016 13:38
      Скорее всего так же как у оригинала, хотя может и усилили дно немного.

      В принципе по опыту Афгана у колёсных БТР была неплохая минная устойчивость - стандартные противотанковые мины против них были малоэффективны. А в случае добавления 20-30 кг тротила и полноценный 20-тонный МРАП не факт что спасёт.
  9. Диван Диваныч 7 апреля 2016 13:57
    ИМХО БРДМ можно заменить на БМД - десантируемая, более проходимая, более защищенная, более вооруженная машина. Добавить пару малых беспилотников в комплект и получится хорошая машина для разведки.
  10. Диван Диваныч 7 апреля 2016 14:13
    В России Тигр можно для разведки приспособить.
    1. Лекс. 7 апреля 2016 15:07
      В России Тигр можно для разведки приспособить-есть у них и тигры российские доработаны под их нужды лис называется
      1. Диван Диваныч 9 апреля 2016 14:45
        Я все-таки погорячился, чтобы сделать тигра водоплавающим - всю машину переделать придется, в итоге получится не тигр, а совсем другая машина.
  11. Далекий 7 апреля 2016 14:19
    Интересно какая цена по сравнению с аналогами?
  12. Вольный ветер 7 апреля 2016 15:08
    Интересная машина и действительно с разнесенными колесами что то есть от крокодилов.
  13. Бармалей 7 апреля 2016 16:45
    служил на БРДМ ! стояли два пулемёта ,лежало 2 боекомплекта ( для кпвт разные патроны ) ,ездил больше 100 ,на бортах можно было ящики развесить аля защита , десанту удобно было сидеть , колёса были дополнительные ! а это булбан - полная ерунда
  14. Комментарий был удален.
  15. Лiцьвiн 7 апреля 2016 19:23
    Цитата: Лекс.
    Лiцьвiн-Нормальный бронивечок дешево и сердито
    Скажыце, шаноуны, у Iзраiле так сама перарабляюць "рухлядзь" перыеду першай араба-iзраiльскай вайны у "цудоуныя габрэйскiя бранявiчкi 21 стагоддзя"? hi
    1. Комментарий был удален.
    2. AlexSam 8 апреля 2016 19:54
      они тебе на иврите или на идише должны ответить?)
  16. Ярик76 7 апреля 2016 20:46
    На хрена козе баян , БРДМ половчей будет !
  17. Диван Диваныч 9 апреля 2016 15:20
    Американцы себе противоминную защиту делают, это машина заменившая хамви.
    А устаревший хамви они потихоньку сплавляют нищим странам.

    У Каймана такой противоминной защиты нет. Да и Тигру надо такую защиту.
    У БРДМ2 тоже много недостатков, в России создание новой развед машины не помешает, можно использовать последние мировые достижения в области легкой бронетехники.
  18. Комментарий был удален.
  19. Диван Диваныч 13 апреля 2016 06:33
    Выше указанная мной Oshkosh L-ATV отличается от других американских броневиков повышенной проходимостью, экономичностью расхода топлива, размеры подогнаны для транспортировки на самолете Lockheed C-130 Hercules и на вертолетах Boeing CH-47 Chinook и CH-53 Sea Stallion.

    Шестиколесный вариант скорой помощи (спереди двухрядная кабина от четырехколесного автомобиля, сзади фургон), предполагается перевозить на больших самолетах Lockheed C-5 Galaxy и Boeing C-17 Globemaster III.



    Кайман только под рельеф Белорусии видимо расчитан, и неизвестно на каком воздушном транспорте его возить.
    Со связью неизвестно как там. Вездеходность, мобильность, защита, вооружение, связь не на высоте.
  20. Диван Диваныч 7 мая 2016 13:03
    На базе Тигра оказывается есть развед машина с беспилотниками и другим оборудованием, нужно только закупать и совершенствовать...

    Также есть разведывательные амфибии БТР и БМП.

    Также есть грузовые фургоны для массивного оборудования.

    Есть разведывательные самолеты, корабли, подводные лодки.

    Для Арктики нужно отдельное транспортное средство для разведки - гусеничный вездеход с отоплением, чтобы оборудование было куда разместить.


    Так что Кайман - устаревший тип разведывательных машин, нет там места для средств разведки, разведывать придется по старинке глазами и ушами.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня