Military Review

Projects ZSU family Leichter Versuchsflakwagen (Germany)

1
Part of German projects of self-propelled anti-aircraft guns on tank the chassis reached the construction of prototypes and serial equipment, but some developments did not leave the design stage and were embodied only in the form of models. For example, from 1942 to 1944, the German industry worked on several projects of promising self-propelled guns for various purposes based on the Panzerkampfwagen II light tank. Projects of anti-aircraft self-propelled guns based on this tank are known under the general name Leichter Versuchsflakwagen.


By the fall of 1942, the command of Nazi Germany realized the prospects of self-propelled artillery for air defense. Similar systems could accompany troops on the march and during the battle, protecting them from aviation the enemy. Understanding the importance of such equipment led to the initiation of work on promising topics and to the emergence of several different projects of armored vehicles on different chassis and with different weapons. In September 42, the terms of reference for the development of a light class ZSU were formed.

In accordance with the requirements of the army, the industry had to develop several variants of self-propelled guns based on existing light tanks. On the chassis should be installed swivel turret with anti-aircraft weapons. The latter offered the Flak 38 guns of the 20 mm caliber, as well as the Flak 37 and FlaK 36 43 mm. The chassis and the tower were supposed to protect the crew from bullets and debris, and the combat mass of the vehicle was limited to 4,5 t. Such a technique was supposed to be able to effectively solve air defense tasks and accompany troop units without any problems.


ZSU model with 37-mm gun


The terms of reference were issued to Krupp and Rheinmetall-Borsig, who had extensive experience in the development of armored vehicles. According to some data, the specialists of Rheinmetall, for various reasons, did not bring their projects to implementation, which is why all the following work was carried out only by Krupp. For this reason, there is no exact information about the developments of Rheinmetall-Borsig in the framework of the new program.

The existing technical task set specific requirements for the project and for the main aggregates of the prospective machine. After analyzing the available capabilities, it was decided to build a ZSU based on the VK 1303 chassis. This machine was a further development of the light tank Pz.Kpfw.II and had some differences from its early modifications. The VK 1303 went into the series as a light reconnaissance tank Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs. From the base tank, it differed in hull design, power plant, etc.

A preliminary study of the tower with anti-aircraft weapons showed that the VK 1303 chassis needs some improvements. For the installation of a new large tower, it was necessary to increase the length of the hull, as well as to modify its side part, which allowed placing a relatively large shoulder strap of the tower on the roof. As follows from the available materials, as a result of such modifications, the body has changed its shape and size. In addition, the chassis is replenished with new units, aimed at compensating for the increase in length.

The reconnaissance tank Luhs was a modified version of the base Pz.Kpfw.II with some modifications of the design. At the same time, the machine retained the overall architecture, the layout of the internal volumes of the body, and other features. Simultaneously with the preservation of some features, new ideas were applied, which led to the creation of an updated undercarriage, processing of the armor corps, the use of new weapons and other improvements.

The hull of the Pz.Kpfw.II Ausf.L was assembled from rolled armor plates up to 30 mm in thickness (frontal hull and turret parts), which provided protection against bullets and shrapnel. The traditional layout of the German tanks was used with a front-mounted control compartment, a central fighting compartment and a spaced power plant: the engine was located in the aft compartment, and the transmission was placed in front of the hull. A rotary turret with machine-gun armament and a set of sighting equipment was mounted on the roof.

Projects ZSU family Leichter Versuchsflakwagen (Germany)
Side projection of self-propelled gun with 37-mm gun


The light tank was equipped with a Maybach HL 66P petrol six-cylinder engine with a power of 180 hp. With the help of a cardan shaft, passing over the bottom of the case, the engine torque was transmitted to a manual gearbox and other units, through which it entered the front drive wheels.

As part of the Luchs project, the undercarriage of the base tank Pz.Kpfw.II. The initial light tank had five small diameter road wheels each on board, equipped with an individual spring suspension. In the new project, the diameter of the road wheels was significantly increased. In addition, they were placed in a checkerboard pattern with partial overlap. Suspension was built on the basis of torsions. The outer row consisted of two rollers, in the inner one there were three. In front of the hull were driving wheels, in the stern - guides. Due to the large diameter of the rollers, the upper branch of the track did not need separate supporting rollers.

The reconnaissance tank had a combat mass at the level of 11,8 t. The available engine allowed it to reach speeds of up to 60 km / h, the cruising range, depending on the characteristics of the route, exceeded 150 km. The armament of the tank, depending on the series, consisted of an 20 or 50 mm caliber cannon and a machine gun. The crew consisted of four people.

Work on updating the VK 1303 chassis and creating new combat vehicles continued until November of the 1942 year. For several weeks, four promising self-propelled guns were developed. Three of them carried anti-aircraft armament caliber 20 or 37 mm, and the fourth project involved the use of 105-mm field howitzer. From the project howitzer SAU refused because of the mass of similar projects, and the development of ZSU continued. All new projects received the general designation Leichter Versuchsflakwagen (“Light experimental anti-aircraft machine”).

In the winter of 1942-43, it was decided to start developing promising anti-aircraft self-propelled guns on the chassis of the Pz.Kpfw.IV medium tank, which became an additional incentive to speed up the work on the Leichter Versuchsflakwagen project. In addition, this led to the emergence of a new proposal for weapons. Now considered the possibility of using guns caliber 20, 37 and 50 mm. By the spring of 43, an important new decision was made, which affected the further development of promising technology. The military and engineers decided to use unified chassis and towers in all projects of the new ZSU. The differences, therefore, should have been only in armament, sighting devices, etc.


The right side of the forehead has a notch to ensure aiming


By this time, the main features of all new armored vehicles had already been identified. In addition, a list of necessary modifications was made to the basic equipment and some design work was carried out to modify it. The result of such work was the emergence of a project of a unified platform for anti-aircraft weapons of various types.

To use the new turret with automatic guns, the VK 1303 chassis had to be modified. Due to the insufficient size of the existing fighting compartment, it was necessary to increase the length of the hull and change its shape. The total length of the body has grown by about a meter. Due to this, it was possible to place a new box under the central part of the body. It was made in the form of a truncated cone protruding above the roof and extending beyond the limits of the main vertical sides. The dimensions of such a box allowed without any problems to mount a new tower and ensure its circular rotation.

In view of the increase in the length of the hull, the undercarriage had to be supplemented with two pairs of track rollers. Now the outer row consisted of three rollers, and the inner row included four. General features of the chassis while remaining the same. In addition to changing the number of rollers, no modifications were undertaken.

On the chase, it was proposed to mount a turret with different weapons. All versions of this unit had a basis in the form of a cylindrical block in contact with a shoulder strap and holding onto the platform with other units. On this platform were placed rounded sides and feed, made of two sheets, as well as frontal units. When installing the gun barrel should be located in the slot frontal part of the tower. To the left of the barrel was an inclined sheet, and to the right there was a concave design with a hatch for using the sight. When using other weapons tower could change the shape and size.

Since the spring of 1943, in the framework of the Leichter Versuchsflakwagen project, two versions of the tower with weapons were developed, intended for the installation of different systems. Option “A” allowed arming a ZNU 50-mm cannon FlaK 41 or 37-mm FlaK 43. The modification “B” was adapted to install Flak 38 or FlaK 36 guns of 20 and 37 mm caliber, respectively. In addition, it is known about the development of the third version of self-propelled guns with enhanced armor and 55-mm automatic cannon Gerät 58.


The tower provided a circular horizontal guidance and raising guns at high angles


The weakest armament of the Leichter Versuchsflakwagen ZSU family was to be the 2 gun cm FlaK 38. This 20-mm gun could fire at a rate of up to 400-450 shots per minute, but in practice the rate of fire was reduced to 170-180 shots per minute due to the need to change box magazines to 20 shells. The effective range of such a weapon, depending on various factors, did not exceed 1,5-2 km.

A more powerful weapon was the 37-mm automatic cannons FlaK 36 and FlaK 43, which were different modifications of the same basic system. Such weapon could do up to 250 shots per minute (in practice, no more than 130-150) and hit air targets at ranges up to 4 km. When working on ground objects, it was possible to hit targets at a distance of more than 6 km. Automatic gun caliber 37 mm equipped with an ammunition system based on the clips on the 8 shells.

Initially, the 5 cm FlaK 41 cannon was to be the most powerful weapon in the Leichter Versuchsflakwagen family of combat vehicles. Such a gun with a 50 mm caliber barrel and 86 caliber lengths could accelerate a projectile to 840 m / s and send it to a distance of 3 km (when firing at aircraft). The maximum range of ground targets exceeded 10 km. Automation based on the exhaust gas provided a technical rate of fire at the level of 180 rounds per minute. For the supply of ammunition used clips for five shells.

In 1943, there was a proposal to equip the modified version of VK 1303 chassis, which is characterized by enhanced armoring, with an automatic cannon of Gerät 58 caliber 55 mm. Such an instrument with gas automatics and a barrel with a length of 76 caliber had to use projectiles of various types and hit targets at altitudes and distances up to 4 km. The rate of fire reached 150 shots per minute. It should be noted that, despite all the efforts of industry, until the end of the war only two such guns were used, which were used in tests. Serial production did not start.

Design work on several anti-aircraft self-propelled guns continued with some success. No later than the autumn of 1943, the ZSU scale model was even assembled with a new turret and a 37 mm caliber cannon. He was shown to the customer’s representatives. In addition, the military was presented documentation on this and other projects.


Cannon with an elevation angle close to the maximum


By the beginning of the 1944 of the year, the Leichter Versuchsflakwagen project, which involved building self-propelled guns based on a modified VK chassis, the VK 1303, faced some difficulties. From the beginning of 43, the development of a new ZSU based on the Pz.Kpfw.IV medium tank (Flakpanzer IV family) was in parallel. Such a chassis was distinguished by higher characteristics and, as a result, it had great prospects from the point of view of creating a new special technology. The further fate of the project based on VK 1303 was the subject of controversy.

As the Flakpanzer IV program evolved, the need for further development of the Leichter Versuchsflakwagen ZSU evoked more and more doubts. In addition, the lack of noticeable progress seriously affected the design of the light equipment. For various reasons, the construction of prototypes of such machines was constantly postponed, while self-propelled guns based on the first types of Pz.Kpfw.IV had already been tested. Thus, the project on the basis of a light tank began to lag behind, not only in terms of characteristics, but also in terms of work rates.

In the middle of 1944, the military finally decided on the future of the new ZSU projects. Several machines of the Flakpanzer IV family have already reached the testing stage or have even entered mass production. The Leichter Versuchsflakwagen project, in turn, existed only in the form of drawings and a layout. In view of this lag from alternative projects, it was decided to abandon the further development of the family. By the autumn of 1944, all work on the ZSU based on the VK 1303 chassis was stopped. Documentation passed to the archive as useless.

Leichter Versuchsflakwagen family projects remained in stories as one of the unfortunate developments of the German industry during the Second World War. In the period when the work began, such equipment was of some interest to the troops, but the delay in work and the emergence of more successful alternative projects made it unnecessary. As a result, the only tangible model that, for obvious reasons, could not help the troops was the only tangible result of the long work.


Based on:
http://weaponscollection.com/
http://aviarmor.net/
http://whq-forum.de/
http://ost-front.ru/
http://forum.axishistory.com/
http://leadwarrior.com/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
Photos used:
Ost-front.ru, Aviarmor.net
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Morglenn
    Morglenn April 17 2016 21: 29
    0
    Thanks for the article, it was interesting. As for me, the car was unpromising. ZZU based on Pz IV was more useful
  2. Lens
    Lens April 18 2016 08: 28
    0
    I agree with the previous comment. As for me, pz 111 could also be used. Moreover, the Germans themselves for a long time exploited it as a base for the Fri and Sau.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)

Часть немецких проектов зенитных самоходных установок на танковых шасси дошла до строительства прототипов и серийной техники, но некоторые разработки не вышли из стадии проектирования и были воплощены только в виде макетов. К примеру, с 1942 по 1944 годы немецкая промышленность работала над несколькими проектами перспективных самоходок различного назначения на базе легкого танка Panzerkampfwagen II. Проекты зенитных самоходок на базе этого танка известны под общим названием Leichter Versuchsflakwagen.

К осени 1942 года командование гитлеровской Германии поняло перспективы самоходной артиллерии для противовоздушной обороны. Подобные системы могли сопровождать войска на марше и во время боя, защищая их от авиации противника. Понимание важности такой техники привело к инициированию работ по перспективной тематике и к появлению нескольких различных проектов бронемашины на разных шасси и с разным вооружением. В сентябре 42-го было сформировано техническое задание на разработку ЗСУ легкого класса.

В соответствии с требованиями армии, промышленность должна была разработать несколько вариантов самоходок на базе существующих легких танков. На шасси следовало монтировать поворотные башни с зенитным вооружением. В качестве последнего предлагались пушки FlaK 38 калибра 20 мм, а также 37-мм FlaK 36 и FlaK 43. Шасси и башня должны были защищать экипаж от пуль и осколков, а боевая масса машины ограничивалась 4,5 т. Подобная техника, как предполагалось, могла бы эффективно решать задачи ПВО и без каких-либо проблем сопровождать войсковые подразделения.


Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Макет ЗСУ с 37-мм пушкой


Техническое задание было выдано фирмам Krupp и Rheinmetall-Borsig, имевшим большой опыт в деле создания бронетехники. По некоторым данным, специалисты «Рейнметалла» в силу разных причин не стали доводить свои проекты до реализации, из-за чего все следующие работы осуществлялись только «Круппом». По этой причине точные сведения о разработках Rheinmetall-Borsig в рамках новой программы отсутствуют.

Имеющееся техническое задание предъявляло специфические требования к проекту и к основным агрегатам перспективной машины. После анализа имеющихся возможностей было решено строить ЗСУ на базе шасси VK 1303. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие легкого танка Pz.Kpfw.II и имела некоторые отличия от ранних его модификаций. В серию машина VK 1303 пошла как легкий разведывательный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs. От базового танка она отличалась конструкцией корпуса, силовой установкой и т.д.

Предварительная проработка башни с зенитным вооружением показала, что шасси VK 1303 нуждается в некоторых доработках. Для монтажа новой крупной башни следовало увеличить длину корпуса, а также доработать его бортовую часть, что позволяло поместить на крышу сравнительно крупный погон башни. Как следует из имеющихся материалов, в результате таких доработок корпус изменил свою форму и размеры. Кроме того, ходовая часть пополнилась новыми агрегатами, направленными на компенсацию увеличения длины.

Разведывательный танк «Лухс» представлял собой доработанный вариант базового Pz.Kpfw.II с некоторыми изменениями конструкции. При этом машина сохраняла общую архитектуру, компоновку внутренних объемов корпуса и другие особенности. Одновременно с сохранением некоторых черт были применены новые идеи, которые привели к созданию обновленной ходовой части, переработке броневого корпуса, применению нового вооружения и другим доработкам.

Корпус танка Pz.Kpfw.II Ausf.L собирался из катаных броневых листов толщиной до 30 мм (лобовые детали корпуса и башни), что обеспечивало защиту от пуль и осколков. Использовалась традиционная для немецких танков компоновка с передним расположением отделения управления, центральным боевым отделением и разнесенной силовой установкой: двигатель располагался в кормовом отсеке, а трансмиссия помещалась в передней части корпуса. На крыше монтировалась поворотная башня с пулеметно-пушечным вооружением и комплектом прицельного оборудования.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Боковая проекция самоходки с 37-мм пушкой


Легкий танк оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. При помощи карданного вала, проходящего над днищем корпуса, крутящий момент двигателя передавался на механическую коробку передач и другие агрегаты, через которые поступал на передние ведущие колеса.

В рамках проекта Luchs кардинальной доработке подверглась ходовая часть базового танка Pz.Kpfw.II. Исходный легкий танк имел по пять опорных катков малого диаметра на борт, оснащавшиеся индивидуальной рессорной подвеской. В новом проекте диаметр опорных катков был значительно увеличен. Кроме того, их расположили в шахматном порядке с частичным перекрытием. Подвеска была построена на основе торсионов. Наружный ряд состоял из двух катков, во внутреннем помещались три. В передней части корпуса располагались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ввиду большого диаметра катков верхняя ветвь гусеницы не нуждалась в отдельных поддерживающих роликах.

Разведывательный танк имел боевую массу на уровне 11,8 т. Имевшийся двигатель позволял ему развивать скорость до 60 км/ч, запас хода, в зависимости от особенностей маршрута, превышал 150 км. Вооружение танка, в зависимости от серии, состояло из пушки калибра 20 или 50 мм и пулемета. Экипаж состоял из четырех человек.

Работы по обновлению шасси VK 1303 и созданию новых боевых машин продолжались до ноября 1942 года. За несколько недель были разработаны четыре перспективные самоходки. Три из них несли зенитное вооружение калибра 20 или 37 мм, а четвертый проект предусматривал использование 105-мм полевой гаубицы. От проекта гаубичной САУ отказались ввиду наличия массы аналогичных проектов, а разработку ЗСУ продолжили. Все новые проекты получили общее обозначение Leichter Versuchsflakwagen («Легкая экспериментальная зенитная машина»).

Зимой 1942-43 года было решено начать разработку перспективных зенитных самоходок на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV, что стало дополнительным стимулом для ускорения работ по проекту Leichter Versuchsflakwagen. Кроме того, это привело к появлению нового предложения относительно из вооружения. Теперь рассматривалась возможность применения пушек калибра 20, 37 и 50 мм. К весне 43-го было принято новое важное решение, сказавшееся на дальнейшем развитии перспективной техники. Военные и инженеры решили использовать во всех проектах новых ЗСУ унифицированные шасси и башни. Отличия, таким образом, должны были заключаться только в вооружении, прицельных приспособлениях и т.д.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Правая часть лба имеет выемку для обеспечения прицеливания


К этому времени уже были определены основные особенности всех новых бронемашин. Кроме того, был сформирован список необходимых доработок базовой техники и проведены некоторые проектные работы по ее переделке. Результатом таких работ стало появление проекта унифицированной платформы для зенитного вооружения различных типов.

Для применения новой башни с автоматическими пушками корпус шасси VK 1303 было необходимо доработать. Из-за недостаточных размеров имеющегося боевого отделения пришлось увеличить длину корпуса и изменить его форму. Общая длина корпуса выросла примерно на метр. Благодаря этому на центральной части корпуса удалось разместить новую подбашенную коробку. Ее выполнили в виде усеченного конуса, выступавшего над крышей и выходившего за пределы основных вертикальных бортов. Размеры такой коробки позволяли без каких-либо проблем смонтировать новую башню и обеспечить ее круговое вращение.

Ввиду увеличения длины корпуса ходовую часть пришлось дополнить двумя парами опорных катков. Теперь внешний ряд состоял из трех катков, а внутренний включал в себя четыре. Общие особенности ходовой части при этом остались прежними. Помимо изменения количества катков никакие доработки не предпринимались.

На погоне предлагалось монтировать башню с разными вариантами вооружения. Все варианты такого агрегата имели основу в виде цилиндрического блока, контактирующего с погоном и удерживающего на себе платформу с прочими агрегатами. На этой платформе помещались скругленные борта и корма, выполненные из двух листов, а также лобовые агрегаты. При установке пушки ствол должен был располагаться в прорези лобовой части башни. Слева от ствола располагался наклонный лист, а справа предусматривалась вогнутая конструкция с люком для использования прицела. При применении иного вооружения башня могла менять форму и размеры.

С весны 1943 года в рамках проекта Leichter Versuchsflakwagen разрабатывались две версии башни с вооружением, предназначавшиеся для установки разных систем. Вариант «A» позволял вооружать ЗСУ 50-мм пушкой FlaK 41 или 37-мм FlaK 43. Модификация «B» была приспособлена для установки орудий FlaK 38 или FlaK 36 калибра 20 и 37 мм соответственно. Кроме того, известно о проработке третьего варианта самоходки с усиленным бронированием и 55-мм автоматической пушкой Gerät 58.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Башня обеспечивала круговую горизонтальную наводку и подъем орудия на большие углы


Самым слабым вооружением ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen должна была стать пушка 2 cm FlaK 38. Эта 20-мм пушка могла вести огонь со скорострельностью до 400-450 выстрелов в минуту, однако на практике темп стрельбы сокращался до 170-180 выстрелов в минуту из-за необходимости смены коробчатых магазинов на 20 снарядов. Эффективная дальность стрельбы из такого орудия, в зависимости от различных факторов, не превышала 1,5-2 км.

Более мощным орудием являлись 37-мм автоматические пушки FlaK 36 и FlaK 43, представлявшие собой разные модификации одной базовой системы. Такое оружие могло делать до 250 выстрелов в минуту (на практике не более 130-150) и поражать воздушные цели на дальностях до 4 км. При работе по наземным объектам было возможно поражение целей на расстоянии более 6 км. Автоматические пушки калибра 37 мм оснащались системой боепитания на основе обойм на 8 снарядов.

Изначально самым мощным оружием боевых машин семейства Leichter Versuchsflakwagen должна была стать пушка 5 cm FlaK 41. Такое орудие со стволом калибра 50 мм и длиной 86 калибров могло разгонять снаряд до 840 м/с и отправлять его на расстояние до 3 км (при стрельбе по летательным аппаратам). Максимальная дальность стрельбы по наземным целям превышала 10 км. Автоматика на основе отвода газов обеспечивала техническую скорострельность на уровне 180 выстрелов в минуту. Для подачи боеприпасов использовались обоймы на пять снарядов.

В 1943 году появилось предложение оснастить доработанный вариант шасси VK 1303, отличающийся усиленным бронированием, автоматической пушкой Gerät 58 калибра 55 мм. Такое орудие с газовой автоматикой и стволом длиной 76 калибров должно было применять снаряды различных типов и поражать цели на высотах и дальностях до 4 км. Скорострельность достигала 150 выстрелов в минуту. Следует отметить, что, несмотря на все усилия промышленности, до конца войны были собраны только две такие пушки, использовавшиеся в испытаниях. Серийное производство не начиналось.

Проектные работы по нескольким зенитным самоходкам продолжались с определенными успехами. Не позднее осени 1943 года даже был собран масштабный макет ЗСУ с новой башней и пушкой калибра 37 мм. Его показали представителям заказчика. Кроме того, военным была представлена документация по этому и другим проектам.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Орудие с углом возвышения, близким к максимальному


К началу 1944 года проект Leichter Versuchsflakwagen, подразумевавший строительство самоходок на базе доработанного легкого шасси VK 1303, столкнулся с некоторыми трудностями. С начала 43-го параллельно шла разработка новых ЗСУ на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV (семейство Flakpanzer IV). Такое шасси отличалось более высокими характеристиками и, как следствие, имело большие перспективы с точки зрения создания новой специальной техники. Дальнейшая судьба проекта на базе VK 1303 стала предметом споров.

По мере развития программы Flakpanzer IV необходимость дальнейшей разработки ЗСУ Leichter Versuchsflakwagen вызывала все больше сомнений. Кроме того, по проекту легкой техники серьезно ударило отсутствие заметного прогресса. В силу разных причин строительство прототипов подобных машин постоянно откладывалось, тогда как самоходки на базе Pz.Kpfw.IV первых типов уже вышли на испытания. Таким образом, проект на основе легкого танка стал отставать не только по характеристикам, но и по темпам работ.

В середине 1944 года военные окончательно определились с дальнейшей судьбой новых проектов ЗСУ. Несколько машин семейства Flakpanzer IV уже дошли до стадии испытаний или даже поступили в серийное производство. Самоходки проекта Leichter Versuchsflakwagen, в свою очередь, существовали только в виде чертежей и макета. Ввиду такого отставания от альтернативных проектов было решено отказаться от дальнейшего развития семейства. К осени 1944 года все работы по ЗСУ на базе шасси VK 1303 были остановлены. Документацию сдали в архив за ненадобностью.

Проекты семейства Leichter Versuchsflakwagen остались в истории в качестве одной из неудачных разработок немецкой промышленности времен Второй мировой войны. В период начала работ подобная техника представляла определенный интерес для войск, но затягивание работ и появление более успешных альтернативных проектов сделало ее ненужной. В итоге единственным материальным результатом длительных работ стал всего один масштабный макет, который, по понятным причинам, никак не мог помочь войскам.


По материалам:
http://weaponscollection.com/
http://aviarmor.net/
http://whq-forum.de/
http://ost-front.ru/
http://forum.axishistory.com/
http://leadwarrior.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Ost-front.ru, Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Morglenn 17 апреля 2016 21:29
    Спасибо за статью,было интересно. Как по мне-машина была бесперспективной. От ЗСУ на базе Pz IV было больше толку
  2. Объектив 18 апреля 2016 08:28
    Согласен с предыдущим коментарием. Как по мне, так можно было использовать и pz 111. Тем более немцы сами долго эксплуатировали его как базу для пт и сау.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня