Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)

1
Часть немецких проектов зенитных самоходных установок на танковых шасси дошла до строительства прототипов и серийной техники, но некоторые разработки не вышли из стадии проектирования и были воплощены только в виде макетов. К примеру, с 1942 по 1944 годы немецкая промышленность работала над несколькими проектами перспективных самоходок различного назначения на базе легкого танка Panzerkampfwagen II. Проекты зенитных самоходок на базе этого танка известны под общим названием Leichter Versuchsflakwagen.

К осени 1942 года командование гитлеровской Германии поняло перспективы самоходной артиллерии для противовоздушной обороны. Подобные системы могли сопровождать войска на марше и во время боя, защищая их от авиации противника. Понимание важности такой техники привело к инициированию работ по перспективной тематике и к появлению нескольких различных проектов бронемашины на разных шасси и с разным вооружением. В сентябре 42-го было сформировано техническое задание на разработку ЗСУ легкого класса.

В соответствии с требованиями армии, промышленность должна была разработать несколько вариантов самоходок на базе существующих легких танков. На шасси следовало монтировать поворотные башни с зенитным вооружением. В качестве последнего предлагались пушки FlaK 38 калибра 20 мм, а также 37-мм FlaK 36 и FlaK 43. Шасси и башня должны были защищать экипаж от пуль и осколков, а боевая масса машины ограничивалась 4,5 т. Подобная техника, как предполагалось, могла бы эффективно решать задачи ПВО и без каких-либо проблем сопровождать войсковые подразделения.


Макет ЗСУ с 37-мм пушкой


Техническое задание было выдано фирмам Krupp и Rheinmetall-Borsig, имевшим большой опыт в деле создания бронетехники. По некоторым данным, специалисты «Рейнметалла» в силу разных причин не стали доводить свои проекты до реализации, из-за чего все следующие работы осуществлялись только «Круппом». По этой причине точные сведения о разработках Rheinmetall-Borsig в рамках новой программы отсутствуют.

Имеющееся техническое задание предъявляло специфические требования к проекту и к основным агрегатам перспективной машины. После анализа имеющихся возможностей было решено строить ЗСУ на базе шасси VK 1303. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие легкого танка Pz.Kpfw.II и имела некоторые отличия от ранних его модификаций. В серию машина VK 1303 пошла как легкий разведывательный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs. От базового танка она отличалась конструкцией корпуса, силовой установкой и т.д.

Предварительная проработка башни с зенитным вооружением показала, что шасси VK 1303 нуждается в некоторых доработках. Для монтажа новой крупной башни следовало увеличить длину корпуса, а также доработать его бортовую часть, что позволяло поместить на крышу сравнительно крупный погон башни. Как следует из имеющихся материалов, в результате таких доработок корпус изменил свою форму и размеры. Кроме того, ходовая часть пополнилась новыми агрегатами, направленными на компенсацию увеличения длины.

Разведывательный танк «Лухс» представлял собой доработанный вариант базового Pz.Kpfw.II с некоторыми изменениями конструкции. При этом машина сохраняла общую архитектуру, компоновку внутренних объемов корпуса и другие особенности. Одновременно с сохранением некоторых черт были применены новые идеи, которые привели к созданию обновленной ходовой части, переработке броневого корпуса, применению нового вооружения и другим доработкам.

Корпус танка Pz.Kpfw.II Ausf.L собирался из катаных броневых листов толщиной до 30 мм (лобовые детали корпуса и башни), что обеспечивало защиту от пуль и осколков. Использовалась традиционная для немецких танков компоновка с передним расположением отделения управления, центральным боевым отделением и разнесенной силовой установкой: двигатель располагался в кормовом отсеке, а трансмиссия помещалась в передней части корпуса. На крыше монтировалась поворотная башня с пулеметно-пушечным вооружением и комплектом прицельного оборудования.

Проекты ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen (Германия)
Боковая проекция самоходки с 37-мм пушкой


Легкий танк оснащался бензиновым шестицилиндровым двигателем Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. При помощи карданного вала, проходящего над днищем корпуса, крутящий момент двигателя передавался на механическую коробку передач и другие агрегаты, через которые поступал на передние ведущие колеса.

В рамках проекта Luchs кардинальной доработке подверглась ходовая часть базового танка Pz.Kpfw.II. Исходный легкий танк имел по пять опорных катков малого диаметра на борт, оснащавшиеся индивидуальной рессорной подвеской. В новом проекте диаметр опорных катков был значительно увеличен. Кроме того, их расположили в шахматном порядке с частичным перекрытием. Подвеска была построена на основе торсионов. Наружный ряд состоял из двух катков, во внутреннем помещались три. В передней части корпуса располагались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ввиду большого диаметра катков верхняя ветвь гусеницы не нуждалась в отдельных поддерживающих роликах.

Разведывательный танк имел боевую массу на уровне 11,8 т. Имевшийся двигатель позволял ему развивать скорость до 60 км/ч, запас хода, в зависимости от особенностей маршрута, превышал 150 км. Вооружение танка, в зависимости от серии, состояло из пушки калибра 20 или 50 мм и пулемета. Экипаж состоял из четырех человек.

Работы по обновлению шасси VK 1303 и созданию новых боевых машин продолжались до ноября 1942 года. За несколько недель были разработаны четыре перспективные самоходки. Три из них несли зенитное вооружение калибра 20 или 37 мм, а четвертый проект предусматривал использование 105-мм полевой гаубицы. От проекта гаубичной САУ отказались ввиду наличия массы аналогичных проектов, а разработку ЗСУ продолжили. Все новые проекты получили общее обозначение Leichter Versuchsflakwagen («Легкая экспериментальная зенитная машина»).

Зимой 1942-43 года было решено начать разработку перспективных зенитных самоходок на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV, что стало дополнительным стимулом для ускорения работ по проекту Leichter Versuchsflakwagen. Кроме того, это привело к появлению нового предложения относительно из вооружения. Теперь рассматривалась возможность применения пушек калибра 20, 37 и 50 мм. К весне 43-го было принято новое важное решение, сказавшееся на дальнейшем развитии перспективной техники. Военные и инженеры решили использовать во всех проектах новых ЗСУ унифицированные шасси и башни. Отличия, таким образом, должны были заключаться только в вооружении, прицельных приспособлениях и т.д.


Правая часть лба имеет выемку для обеспечения прицеливания


К этому времени уже были определены основные особенности всех новых бронемашин. Кроме того, был сформирован список необходимых доработок базовой техники и проведены некоторые проектные работы по ее переделке. Результатом таких работ стало появление проекта унифицированной платформы для зенитного вооружения различных типов.

Для применения новой башни с автоматическими пушками корпус шасси VK 1303 было необходимо доработать. Из-за недостаточных размеров имеющегося боевого отделения пришлось увеличить длину корпуса и изменить его форму. Общая длина корпуса выросла примерно на метр. Благодаря этому на центральной части корпуса удалось разместить новую подбашенную коробку. Ее выполнили в виде усеченного конуса, выступавшего над крышей и выходившего за пределы основных вертикальных бортов. Размеры такой коробки позволяли без каких-либо проблем смонтировать новую башню и обеспечить ее круговое вращение.

Ввиду увеличения длины корпуса ходовую часть пришлось дополнить двумя парами опорных катков. Теперь внешний ряд состоял из трех катков, а внутренний включал в себя четыре. Общие особенности ходовой части при этом остались прежними. Помимо изменения количества катков никакие доработки не предпринимались.

На погоне предлагалось монтировать башню с разными вариантами вооружения. Все варианты такого агрегата имели основу в виде цилиндрического блока, контактирующего с погоном и удерживающего на себе платформу с прочими агрегатами. На этой платформе помещались скругленные борта и корма, выполненные из двух листов, а также лобовые агрегаты. При установке пушки ствол должен был располагаться в прорези лобовой части башни. Слева от ствола располагался наклонный лист, а справа предусматривалась вогнутая конструкция с люком для использования прицела. При применении иного вооружения башня могла менять форму и размеры.

С весны 1943 года в рамках проекта Leichter Versuchsflakwagen разрабатывались две версии башни с вооружением, предназначавшиеся для установки разных систем. Вариант «A» позволял вооружать ЗСУ 50-мм пушкой FlaK 41 или 37-мм FlaK 43. Модификация «B» была приспособлена для установки орудий FlaK 38 или FlaK 36 калибра 20 и 37 мм соответственно. Кроме того, известно о проработке третьего варианта самоходки с усиленным бронированием и 55-мм автоматической пушкой Gerät 58.


Башня обеспечивала круговую горизонтальную наводку и подъем орудия на большие углы


Самым слабым вооружением ЗСУ семейства Leichter Versuchsflakwagen должна была стать пушка 2 cm FlaK 38. Эта 20-мм пушка могла вести огонь со скорострельностью до 400-450 выстрелов в минуту, однако на практике темп стрельбы сокращался до 170-180 выстрелов в минуту из-за необходимости смены коробчатых магазинов на 20 снарядов. Эффективная дальность стрельбы из такого орудия, в зависимости от различных факторов, не превышала 1,5-2 км.

Более мощным орудием являлись 37-мм автоматические пушки FlaK 36 и FlaK 43, представлявшие собой разные модификации одной базовой системы. Такое оружие могло делать до 250 выстрелов в минуту (на практике не более 130-150) и поражать воздушные цели на дальностях до 4 км. При работе по наземным объектам было возможно поражение целей на расстоянии более 6 км. Автоматические пушки калибра 37 мм оснащались системой боепитания на основе обойм на 8 снарядов.

Изначально самым мощным оружием боевых машин семейства Leichter Versuchsflakwagen должна была стать пушка 5 cm FlaK 41. Такое орудие со стволом калибра 50 мм и длиной 86 калибров могло разгонять снаряд до 840 м/с и отправлять его на расстояние до 3 км (при стрельбе по летательным аппаратам). Максимальная дальность стрельбы по наземным целям превышала 10 км. Автоматика на основе отвода газов обеспечивала техническую скорострельность на уровне 180 выстрелов в минуту. Для подачи боеприпасов использовались обоймы на пять снарядов.

В 1943 году появилось предложение оснастить доработанный вариант шасси VK 1303, отличающийся усиленным бронированием, автоматической пушкой Gerät 58 калибра 55 мм. Такое орудие с газовой автоматикой и стволом длиной 76 калибров должно было применять снаряды различных типов и поражать цели на высотах и дальностях до 4 км. Скорострельность достигала 150 выстрелов в минуту. Следует отметить, что, несмотря на все усилия промышленности, до конца войны были собраны только две такие пушки, использовавшиеся в испытаниях. Серийное производство не начиналось.

Проектные работы по нескольким зенитным самоходкам продолжались с определенными успехами. Не позднее осени 1943 года даже был собран масштабный макет ЗСУ с новой башней и пушкой калибра 37 мм. Его показали представителям заказчика. Кроме того, военным была представлена документация по этому и другим проектам.


Орудие с углом возвышения, близким к максимальному


К началу 1944 года проект Leichter Versuchsflakwagen, подразумевавший строительство самоходок на базе доработанного легкого шасси VK 1303, столкнулся с некоторыми трудностями. С начала 43-го параллельно шла разработка новых ЗСУ на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV (семейство Flakpanzer IV). Такое шасси отличалось более высокими характеристиками и, как следствие, имело большие перспективы с точки зрения создания новой специальной техники. Дальнейшая судьба проекта на базе VK 1303 стала предметом споров.

По мере развития программы Flakpanzer IV необходимость дальнейшей разработки ЗСУ Leichter Versuchsflakwagen вызывала все больше сомнений. Кроме того, по проекту легкой техники серьезно ударило отсутствие заметного прогресса. В силу разных причин строительство прототипов подобных машин постоянно откладывалось, тогда как самоходки на базе Pz.Kpfw.IV первых типов уже вышли на испытания. Таким образом, проект на основе легкого танка стал отставать не только по характеристикам, но и по темпам работ.

В середине 1944 года военные окончательно определились с дальнейшей судьбой новых проектов ЗСУ. Несколько машин семейства Flakpanzer IV уже дошли до стадии испытаний или даже поступили в серийное производство. Самоходки проекта Leichter Versuchsflakwagen, в свою очередь, существовали только в виде чертежей и макета. Ввиду такого отставания от альтернативных проектов было решено отказаться от дальнейшего развития семейства. К осени 1944 года все работы по ЗСУ на базе шасси VK 1303 были остановлены. Документацию сдали в архив за ненадобностью.

Проекты семейства Leichter Versuchsflakwagen остались в истории в качестве одной из неудачных разработок немецкой промышленности времен Второй мировой войны. В период начала работ подобная техника представляла определенный интерес для войск, но затягивание работ и появление более успешных альтернативных проектов сделало ее ненужной. В итоге единственным материальным результатом длительных работ стал всего один масштабный макет, который, по понятным причинам, никак не мог помочь войскам.


По материалам:
http://weaponscollection.com/
http://aviarmor.net/
http://whq-forum.de/
http://ost-front.ru/
http://forum.axishistory.com/
http://leadwarrior.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 апреля 2016 21:29
    Спасибо за статью,было интересно. Как по мне-машина была бесперспективной. От ЗСУ на базе Pz IV было больше толку
  2. 0
    18 апреля 2016 08:28
    Согласен с предыдущим коментарием. Как по мне, так можно было использовать и pz 111. Тем более немцы сами долго эксплуатировали его как базу для пт и сау.