Бронетранспортер M3 французской компании Panhard Defense

Бронетранспортер M3 французской компании Panhard Defense

БТР Panhard Defense M3 оборудован башней, вооруженной 7,62-мм пулеметом

Бронетранспортер M3 был создан в инициативном порядке французской компанией Panhard Defense, которая изготовила первый прототип в 1969 году. Прототип бронетранспортера имел борта квадратной формы с одной дверью на каждом борту и сдвоенные двери в корме. Предполагалось, что каждая дверь будет иметь одну круглую амбразуру. На крыше корпуса устанавливалась одноместная башня от компании Nexter Systems (ранее Giat Industries) с ручным управлением, вооруженная 7,62-мм пулеметом.

Первая серийная машина с переделанным корпусом и тремя люками на каждом борту десантного отделения, была изготовлена в 1971 году. Компоненты ходовой части и силового блока бронетранспортера M3 на 95 процентов идентичны компонентам легкого бронеавтомобиля серии AML, которых было изготовлено 4800 штук. БТР М3 впоследствии был заменен в производстве моделью Buffalo. В настоящее время компания Panhard Defense маркетингом БТР Buffalo не занимается.


Общее количество изготовленных бронетранспортеров Buffalo и M3 составляет 1222 машины, все они предназначались на экспорт.

Босния и Герцеговина приняла поставки большого количества машин в вариантах VAT, VTS и VPC скорее от одного из операторов этих машин, а не напрямую от компании Panhard Defense. По некоторой информации эти машины были поставлены одной из стран Ближнего Востока.

Бронетранспортер М3 состоит на вооружении многих стран, в основном африканских, но самыми крупными покупателями являются Саудовская Аравия (150 машин), Объединенные Арабские Эмираты (240) и Бахрейн (110).

Корпус бронетранспортера Panhard Defense M3 цельносварной, изготовлен из броневой стали. Водитель, размещающийся в передней части машины, имеет цельную крышку люка, открывающуюся вправо. В нее встроены три дневных перископа, центральный может быть заменен перископом с усилением яркости изображения для вождения ночью.

Бензиновый двигатель производства Panhard Defense Model 4 HD установлен непосредственно за водителем, над и за ним установлены впускные жалюзи для воздуха; с каждой стороны крыши размещаются воздуховыпускные жалюзи и две выхлопные трубы, идущие вдоль крыши корпуса.

Поперечно расположенный корпус коробки передач содержит два редуктора с ведущей конической шестерней. Понижающий редуктор состоит из двух низших передач, верхней и одной задней для езды по пересеченной местности. Повышающий редуктор имеет три низших передачи и одну повышающую высшую передачу. Когда понижающий редуктор включен напрямую, четыре передаточных числа повышающего редуктора соответствуют четырем верхним передачам диапазона (6-я, 5-я, 4-я и 3-я).

Крутящий момент передается от главного редуктора к двум боковым коробкам, которые передают мощность на передние колеса посредством ведущей шестерни, а на задние колеса через карданные валы, идущие вдоль и внутри корпуса.

Шаровые дифференциалы в коробке передач и в каждой задней раздаточной коробке предотвращают проскальзывание (юз) колес. Подвеска каждого колеса состоит из цилиндрических пружин и гидропневматических амортизаторов, связанных с поперечными рычагами подвески каждого колеса. В колесах вставлены противпрокольные трубки компании Hutchinson.

Бронетранспортер M3 имеет четыре двери, одна на каждом борту и две в корме. Кормовые двери имеют по круглой огневой амбразуре. На каждом борту имеется по три люка, откидывающихся в верхнее положение, в котором могут стопориться. При использовании в роли бронетранспортера в машине помимо двух членов экипажа размещаются 10 человек или груз массой 1360 кг.

На крыше расположено два круглых люка, один за моторным отделением и второй в задней части. У заднего люка цельная крышка люка открывается вперед; как правило, люк оборудуется защитным щитком STR Nexter с 7,62-мм пулеметом.



Зенитная установка M3/VDA со спаренными пушками на базе бронетранспортера M3 (нижнее фото сделано в Судане)

На машину может устанавливаться различное вооружение, как правило, это 7,62-мм или 12,7-мм пулемет M2 HB, но некоторые пользователи пожелали установить башенку, вооруженную 20-мм пушкой.

Базовый вариант M3 плавающий, подготовка при этом не требуется. В воде приводится в движение за счет вращения своих колес. Поворот на воде осуществляется, как и на земле, поворотом передних колес. Опциональное оборудование включает систему кондиционирования и пусковые установки дымовых гранат.

Варианты

Зенитная установка M3/VDA

Вариант VDA (Vehicule de Defense Antiaerienne) был разработан специально для зарубежного рынка совместно компаниями Panhard (отвечала за шасси) и Thales. По сути, представляет комбинацию модифицированного шасси M3 4x4, на которое установлена башня от Thales, вооруженная спаренной 20-мм установкой и дневным прицелом с опциональным радаром RA 20 в задней части башни. Одна установка с радаром M3A/DA может контролировать две других системы без радара.

Первый опытный образец M3A/DA был изготовлен в декабре 1973 года, а после испытаний в апреле 1975 года началось производство. Известно что зенитная установка поступила на вооружение Кот-д’Ивуара (6 штук), Нигера (10) и ОАЭ (48).

Ремонтная машина M3/VAT

Эта модель имеет экипаж пять человек (командир, водитель и три механика). Установленное оборудование включает полиспаст с подпорками и такелажем, оборудование резки, генератор, верстаки, тиски, жесткие буксирные сцепки, буксирные тросы и комплект инструментов.

Командирская машина M3/VPC

Этот вариант имеет дополнительное коммуникационное оборудование, две дополнительных батареи и столы для карт. Основной экипаж состоит из командира, заместителя командира, водителя и двух радиооператоров плюс штабная группа. Вооружение, как правило, 7,62-мм пулемет на станке STB от Nexter Systems.

Инженерная машина M3/VLA

Это по сути своей базовый БТР M3 со съемным гидравлическим бульдозерным отвалом, устанавливаемым в носовой части. Экипаж состоит из шести человек: командир/стрелок, водитель, командир отделения саперов и три сапера.

Машина внутренней безопасности M3/ICV

Этот вариант оборудован передним отвалом для расчистки препятствий и другими средствами для использования в задачах по поддержанию правопорядка.

Санитарный вариант M3/VTS

Машина с экипажем из трех человек (водитель и два санитара) может перевозить четырех лежачих, шесть сидячих раненых или двух лежачих и трех сидячих. Вариант не вооружен, имеет в корме большую одностворчатую дверь, открывающуюся налево. Медицинское оборудование включает кислород, оборудование для переливания крови и комплект первой помощи.

Радар M3/VSB

Бронемашина М3 может также использоваться для перевозки оборудования радиоэлектронной борьбы. Вариант под обозначением M3A/SB оборудуется различными радиолокационными станциями, например обзорной РЛС RASIT или РЛС обзора воздушного пространства Thales RA-20S. Последняя используется со спаренной зенитной установкой M3A/DA, когда та не оборудована собственным радаром.

Модернизация БТР M3 (4x4) компании Saymar

Израильская компания Saymar завершила разработку и испытания нового комплекта модернизации для бронетранспортера M3 4x4. На оригинальной машине M3 установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Panhard 4HD мощностью 90 л.с., соединенный с ручной трансмиссией.

Компания Saymar заменила устаревший двигатель более экономичным дизельным двигателем Toyota 2L-T мощностью 102 л.с., который также позволяет снизить эксплуатационные расходы и упростить обслуживание.

Также заявляется о более высокой удельной мощности, более быстром ускорении и повышенной мобильности. Силовой блок также включает специально сконструированные анкеры, непротекающие соединения маслопроводов и быстроразъемные электрические соединения, всё это для быстрой замены двигателя в полевых условиях.

Модернизация подсистем включает ручную трансмиссию, новую систему охлаждения двигателя, доработанную электрическую систему, новые дисковые тормоза, рулевой управление с гидроусилением, новую электрическую систему башни, систему внешней и внутренней связи.

Усиленная трансмиссия отличается новым демпфирующим маховиком, новыми опорами двигателя, новым передаточным числом и адаптером двигатель-коробка передач.

Установлена новая система охлаждения на основе жидкостного контура замкнутого типа. Система включает расширительный бачок, радиатор, гидравлическую систему регулирования и новый вентилятор.

Новые электрические компоненты включают более надежные кабельные узлы, регулятор напряжения, генератор на 24 вольта и 65 ампер, стартер на 24 вольта, новую приборную доску водителя и новую панель управления.

Эта модернизация может быть проведена на собственных мощностях пользователя с поставками комплектующих компанией Saymar или компания может выполнить все работы на своем заводе. Этот комплект модернизации может быть совмещен с капитальным ремонтом, что позволит получить полностью обновленную машину.

Опциональное оборудование в рамках модернизации бронемашины M3 зависит от варианта, но включает систему кондиционирования, вспомогательную силовую установку, систему навигации, средства связи, сирену и прожектор на крыше, лебедку, дополнительные фонари и другое специальное оборудование.








Технические характеристики бронетранспортера M3

Экипаж: 2+10
Длина, габаритная: 4,45 м
Ширина, габаритная: 2,4 м
Высота
габаритная: 2,48 м
корпуса: 2 м
Дорожный просвет: 0,35 м
Колея: 2,05 м
Колесная база: 2,7 м
Масса
стандартная: 5300 кг
боевая: 6100 кг
Конфигурация: колесная, 4x4
Удельная мощность: 14,75 л.с./т
Скорость
максимальная: 90 км/ч
задняя: 5,5 км/ч
На воде: 4 км/ч
Запас хода по топливу: 600 км
Расход топлива: 0,26 л/км
Вместимость топливных баков: 165 литров
Плавающая: да
Угол въезда: 68°
Угол съезда: 50°
Подъем: 60%
Боковой склон: 30%
Стенка: 0,3 м
Радиус поворота: 6,55 м
Двигатель: Panhard Defense Model 4 HD, 4 цилиндра, бензиновый, воздушного охлаждения, 90 л.с. при 4700 об/мин
Коробка передач: ручная, 6/1
Муфта сцепления: центробежная
Тормоза
основные: гидравлические, двухконтурная схема
парковочные: ручной тормоз на выходе коробки передач
Колеса: 11.00x16
Подвеска: независимая, цилиндрические пружины и гидропневматические амортизаторы на продольных рычагах
Электрическая система: 24 вольта
Аккумуляторы: 2x12 вольта
Вооружение: установленный на крыше 7,62-мм пулемет
Оборудование ночного видения: опционально
Система защиты от ОМП: нет
Бронирование: броневая сталь

Конструктивные особенности:























Использованы материалы:
www.renault-trucks-defense.com
www.armorama.com
www.tanks-encyclopedia.com
www.armyrecognition.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Маки Авелльевич 11 апреля 2016 06:48
    Что с Французами происходит, если они такие баночки конструируют?
    1. inkass_98 11 апреля 2016 07:04
      А Вы их танки довоенные вспомните, и все вопросы отпадут сами собой. Это традиция, ты-скыть.
    2. 31rus2 11 апреля 2016 07:10
      Уважаемый,вы читали статью?Для стран Африки и Азии,да еще 70 х годов ,хорошая машина для своего времени ,полная защита ,наличие крыши,вооруженная башня
      1. Маки Авелльевич 11 апреля 2016 16:13
        31rus2
        наличие крыши


        А так же колёс и фар... lol
      2. Маки Авелльевич 11 апреля 2016 17:19
        31rus2
        Уважаемый,вы читали статью?Для стран Африки



        Для Африки и так сойдёт пожалуй



        П.С. Ещё один красавец из той же семьи
    3. cth;fyn 11 апреля 2016 07:43
      Нормальная баночка, не хуже бардака2
      1. exo 11 апреля 2016 12:24
        Бардак,особенно второй,гораздо более продуманный агрегат.А эта машинка,скорее для полицейских акций.
        exo
        1. cth;fyn 11 апреля 2016 18:47
          Ну не знаю, тут желательно более детально сравнить машины пощупать так сказать, но как минимум по вооружению бардак сильнее, разберет француза на запчасти неудержимой мощью недопушкиперепулемета КПВТ
          1. Malkor 19 апреля 2016 15:57
            очуметь машина! и еще кто-то критикует после этого нашу технику
  2. inkass_98 11 апреля 2016 07:09
    Чисто человеческое впечатление, без вникания в технические подробности - не очень удобная братская могила, с максимально затрудненным способом ее покидания.
    1. cth;fyn 11 апреля 2016 07:56
      Не соглашусь, с каждого борта двери, при огне с одного фланга можно безопасно выбраться с другого борта, кормовые двери в наличии, верхние люки, полно точек доступа
      Единственное что вооружение слабое, не было у французов монструозного КПВТ.
    2. дядяВасяСаяпин 11 апреля 2016 23:14
      Подскажите, у какого БТР больше дверей/люков, чем у Панара: по одной двери с каждого бока, две сзади и шесть люков сверху? Ну или хотя бы столько же?
  3. Арктидианец 11 апреля 2016 07:15
    Вроде как французы славятся своей изысканостью в дизайне, а военная техника сплошь уродцы, хотя на войне не до дизайна, но все же.
  4. tchoni 11 апреля 2016 08:36
    На вид очень тесно... Как по факту, сложно сказать, машины в живую не увидев. Люки-амбразуры для десанта находка интересная, на мой взгляд. И проблему вентеляции боевого решает и обзор обеспечивает неплохой судя по всему и обстрел...
  5. Horst78 11 апреля 2016 09:19
    Мне так чем то технику времен 2й мировой напомнило
  6. kugelblitz 11 апреля 2016 09:51
    Трансмиссия как всегда интересная, еще до войны ее использовали французы и итальянцы. Например аналогичный по сути итальянец c передачей мощности по бортовым редукторам. По идее считалось нужным при подрыве на мине, когда оставшиеся 3 колеса должны были вытащить раненный броневик.

  7. Серый брат 11 апреля 2016 11:23
    Да ладно, чё уж там... smile
    1. cth;fyn 11 апреля 2016 12:37
      105мм это сурьезно! Супостату мало не покажется.
      1. Маки Авелльевич 11 апреля 2016 17:13
        Тут главное во время сражения не забыть, что нельзя стрелять перпендикулярно борту, а то перевернётся к чёртовой бабушке
        1. cth;fyn 11 апреля 2016 18:45
          Ну думаю это предусмотрели, может там блокировка выстрела из опасных секторов стоит, кто его знает.
      2. дядяВасяСаяпин 11 апреля 2016 23:09
        90 мм вообще-то. Но всё равно красиво. В такую массу пожалуй никто такие возможности больше не вложил.
  8. APASUS 11 апреля 2016 14:56
    Современный Panhard
  9. Vitalii 12 апреля 2016 10:41
    Интересная техника.
Картина дня