Military Review

Cruise missile submarines P-7

2
Due to the lack of the necessary guidance and control systems, the first domestic cruise missiles for submarines did not have the ability to attack specific targets. Existing systems ensured rocket hit only in the target area with a noticeable deviation from it. The development of missile weapons in general and control systems in particular, over time, made it possible to abandon missiles for firing at squares and ensure the correct defeat of surface and ground targets. The latest domestic cruise missile for firing at areas designed to arm submarines was the P-7 product.


19 July 1959, the USSR Council of Ministers decided to start developing a new projectile aircraft to arm existing and future submarines. The missile, designated P-7, should have been a further development of the P-5 developed at that time, but had a different purpose. The task of the new rocket was the destruction of areal coastal and concentrated surface targets with previously known coordinates. The required flight range was 1000 km. The flight was proposed to be carried out at an altitude of 100 m above the surface. New development weapons assigned OKB-52, headed by V.N. Chelomeem. This organization has already been involved in several naval missile projects. fleet, including the P-5 missile, which was proposed to be used as the basis for the P-7.

The main design tasks of the P-7 project were the improvement of the airframe and the power unit of the base rocket, as well as the development of updated control systems. According to some data, the second task was proposed to be solved by borrowing instruments from the P-5D rocket, which differed from the initial P-5 by enhancing certain characteristics. It was planned to increase the flight range by using a more economical engine, increasing the stock of fuel and optimizing aerodynamics. As subsequent events showed, the methods for solving the tasks were chosen correctly.

Cruise missile submarines P-7
The only known image of the P-7 rocket. Photo Militaryrussia.ru


As an option of deep modernization of the existing product, the P-7 rocket was supposed to receive a glider representing modified units of the base P-5. The main element of the rocket was an elongated fuselage of high elongation with a pointed head fairing. The head part of the fuselage had a circular cross section, and under the bottom of its central part it was planned to place the air intake of the main engine. Also in the central part of the rocket was installed folding wing of a large sweep. In the tail there were all-turning stabilizers of small scope, and under the bottom was attached the keel with the rudder. In the same place there were fastenings for the starting engine dumped after development of fuel.

In the project П-7 from the previous П-5, the automatic layout of the wing was transferred. When developing the P-5 product, it was decided to use special devices with which it was possible to reduce the cross section of the rocket. In the transport position, the wing console rocket went down-inward and was placed on the sides of the fuselage, reducing the transverse envelope from 2,6 to 1,6 m. When the rocket left the launch container, the console had to be horizontal and fixed in it.

The power plant rocket P-7 based on some new units. According to reports, the turbojet cruise engine KRD-26 of the P-5 rocket was replaced by a more economical product with similar parameters. The type of new engine, unfortunately, is unknown. Data on the replacement of the starting solid-fuel engine is not available. The principles of operation of the engines remained the same: for the initial acceleration, leaving the launch canister and putting the rocket to the required height, it was proposed to use a pair of solid fuel engines attached under the fuselage tail. After the production of fuel, they were separated and the further flight was to take place with the help of a sustainer power plant.

In addition to using the new engine, it was proposed to refine the fuel system in order to increase the capacity of the tanks. The main consequence of this was an increase in the starting weight of the P-7 product to 6600 kg. For comparison, the P-5 rocket in the launch configuration weighed less than 5400 kg. Taking into account the mass of the starting engine of the order of 900-920 kg, it is possible to determine the approximate flight weight of the rocket after the separation of the accelerators. In addition, it can be established that the difference in flight weight of the P-7 and P-5 missiles was 1,2 t. Most of this mass was in the extra fuel required to bring the flight range to the required values.

The new rocket was to be equipped with an updated inertial type control system. Its main element was the autopilot AP-71. In addition, in order to more accurately determine their own coordinates and deviations from a given route, a Doppler velocity meter and a drift angle of the “Sail” type were introduced into the electronics. Such processing of control systems made it possible to significantly improve the accuracy of hitting the areal target in comparison with the P-5 in the base configuration. Recall that the KVO of this product reached the 3000 m. As for the P-5D modification, such a rocket, being equipped with a Doppler velocity and drift meter, had a greater accuracy in 2-3 compared to the base product.

The unification of the P-7 rocket with an existing product also affected launch systems. Due to the similar design, the new rocket had full compatibility with launchers designed for the use of P-5 products. For the development of commands entered into the electronic equipment of the rocket, the Start control device was developed. This device could serve as new missiles P-7, and older P-5D.

To launch new missiles, it was planned to use the existing units developed in the framework of the previous project. The basis of the launcher was a container CM-49. It was a cylindrical device with a length of about 12 m with an inner diameter of 1,65 m. The end covers of the container were equipped with seals and creamer valves for hermetic closure in the transport position, and also had actuators for lifting before launching the rocket. The front cover allowed the product to leave the container, and the engine gases had to go out through the open rear end during launch. Inside the container there were a set of rails for moving the rocket and connectors for connecting it to the carrier systems.

Having found the target with their own systems or having received external target designation (a similar opportunity appeared by the mid-sixties), the P-7 submarine carrying the rocket using the Start system had to produce commands for the autopilot and enter them into its memory. Shooting a rocket could be carried out only in the surface position. To start, it was necessary to rise to the surface, with the help of special hydraulics, remove the CM-49 container to the starting angle 15 ° and open its lids. After that, the rocket had to turn on the engines, get out of the container, spread the wing and start the flight to the specified coordinates of the target.

Due to the use of an inertial guidance system without the ability to search for a target, a rocket could fly at a relatively low altitude: the absence of target search systems made it possible not to rise to a considerable height. During the flight, the automatics had to hold the rocket at an altitude of 100 m above the surface of the water or the earth. One of the main advantages of low-altitude flight was the possibility of the enemy's air defense breaking through with subsequent successful target destruction in a given area. For the air defense systems of the early sixties, the low-altitude supersonic rocket was a very difficult goal.

The widespread use of ready-made components allowed to complete the design work in a relatively short time. By the spring of 1961, the P-7 cruise missile project was ready for the start of flight tests. The 4A stand on the proving ground near Balaclava in the Crimea, where previous P-5 missiles were tested, was supposed to become a platform for testing promising missiles. The stand had a launcher based on the CM-49 container, which completely imitated the launch vehicles of existing and future carrier submarines.

The first test launch of the P-7 rocket took place on 21 on April 1961. At the time of launch, the systems worked normally and allowed the rocket to leave the launch canister. However, shortly after the launch, an explosion occurred that destroyed the prototype. Soon the second launch was made. Until July 1962, X-NUMX P-4 missiles took off from the 10 stand. Part of the launches ended in success, but the others were abnormal. There is no exact information about the number of successes and accidents.

In the second stage of testing, it was planned to use one of the submarines available from the navy. The submarine C-158 of the 644 project became the platform for test launches of the new missile. This diesel-electric submarine was laid at the end of 1952 of the year at the plant number 112 ("Red Sormovo") and was built according to the project 613. In the last days of 1953, the boat was included in the Black Sea Fleet. In October 1958, the submarine arrived at Shipyard No. 112 for re-equipment on the new project 644. In the course of these works, two lifting installations with CM-49 containers were installed behind the fencing, of which it was proposed to launch the P-5 missiles. At the end of 1960, C-158 returned to service in the USSR Navy, and in 1962 it was transferred to the Northern Fleet.

In 1962, the C-158 submarine again went for modernization, this time it was planned to be reequipped using the new project 644-7. The purpose of this work was the installation of a “Start” fire control device and other equipment necessary for the use of P-5D and P-7 missiles. By October of the same year, the boat was again ready to go to sea and launch cruise missiles.


Submarine C-158, view of the stern. Behind the felling fence are two containers for missiles. Photo Deepstorm.ru


In October, the 1962 of the year C-158 conducted the first launch of the P-7 rocket, which launched a joint flight test. At the White Sea testing grounds, X-NUMX P-11 missile launches were carried out on various training targets. This audit phase lasted several months and ended only in the 7 year. According to some data, taking advantage of the available capabilities, the C-1963 submarine fired 158-1962 during the tests and fired not only P-63 missiles, but also other types of products: P-7 and P-5D. The composition of the on-board equipment and the maximum unification of the missiles made it possible to use all the available weapons of the family.

In November, 1964, the submarine C-158 again set sail with P-7 missiles on board. The purpose of this campaign was to conduct test trials of the rocket. Two launches were performed that demonstrated all the capabilities of the new missile system. Control tests allowed to expect the adoption of a new cruise missile for service and the deployment of its mass production.

At the end of 1964 and the first half of 1965, the command decided the fate of the P-7 product. Due to recent successes in the field of missile weapons, the prospects for the П-7 project have been the subject of controversy. This rocket was distinguished by a fairly long range, but had low accuracy, limiting the range of tasks to be solved. At the same time, by the mid-sixties, there were already notable successes in creating guidance systems for cruise missiles. Also appeared quite successful ballistic missiles intended for submarines. After analyzing the current situation, it was decided to abandon the P-7 rocket. Resolution of the Council of Ministers on the complete cessation of work on this project was issued 2 August 1965.

Together with the P-7 project, all work on advanced sea-based cruise missiles intended for firing at coastal targets was stopped. Due to the presence of success in other areas, such tasks were now proposed to be solved with the help of ballistic missiles of submarines. Such weapons differed higher performance and great prospects. In addition, it allowed to attack targets with greater efficiency. Thus, the need for cruise missiles like the P-7 was now absent.

After the P-7 project was closed, OKB-52 staff continued to work on other missiles based on the original P-5. All of them were put into service and used for various purposes. The submarine C-158, upgraded by the 644-7 project, after completing all the tests, was returned to the Black Sea Fleet, where it served up to 1982, being the carrier of the P-5, P-5D and, possibly, P-6 missiles.

The P-7 cruise missile was supposed to complement the existing P-5 products and ensure the defeat of surface and ground targets at a range of 500-1000 km. The main design tasks were successfully resolved, but the development of alternative systems prevented the adoption of the missile. As a result, the P-7 project was closed, remaining in stories as the last domestic cruise missile for submarines, intended for firing at areal targets with previously known coordinates. In the future, these tasks were assigned to other weapons.


Based on:
http://arsenal-info.ru/
http://deepstorm.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-389.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Verdun
    Verdun April 13 2016 11: 07
    -1
    Good article. I read it and remember how, during Soviet times, Soviet propaganda rubbed glasses for citizens that the United States has priority in developing cruise missiles!))
  2. Redfox3k
    Redfox3k April 13 2016 18: 50
    0
    The BWC of this product reached 3000 m for n-5, Nitsche so accuracy of getting .... 3 km there - 3 km here, 2 fingers to the left, maybe it gets ...

Крылатая ракета подводных лодок П-7

По причине отсутствия необходимых систем наведения и управления первые отечественные крылатые ракеты для подводных лодок не имели возможности атаки конкретных целей. Имеющиеся системы обеспечивали попадание ракеты лишь в район цели с заметным отклонением от нее. Развитие ракетного вооружения в целом и систем управления в частности со временем позволило отказаться от ракет для стрельбы по площадям и обеспечить правильное поражение надводных и наземных целей. Последней отечественной крылатой ракетой для стрельбы по площадям, предназначенной для вооружения подлодок, стало изделие П-7.

19 июля 1959 года Совет министров СССР постановил начать разработку нового самолета-снаряда для вооружения существующих и перспективных подводных лодок. Ракета, получившая обозначение П-7, должна была являться дальнейшим развитием разрабатывавшейся в то время П-5, но иметь иное предназначение. Задачей новой ракеты было уничтожение площадных береговых и сосредоточенных надводных целей с заранее известными координатами. Требуемая дальность полета составляла 1000 км. Полет предлагалось производить на высоте 100 м над поверхностью. Разработку нового оружия поручили ОКБ-52 во главе с В.Н. Челомеем. Эта организация уже занималась несколькими проектами ракетного вооружения для военно-морского флота, в том числе ракетой П-5, которую предлагалось использовать в качестве основы для П-7.

Основными конструкторскими задачами в рамках проекта П-7 были совершенствование планера и силовой установки базовой ракеты, а также разработка обновленных систем управления. По некоторым данным, вторую задачу предлагалось решать путем заимствования приборов у ракеты П-5Д, отличавшейся от исходной П-5 повышением некоторых характеристик. Повышать дальность полета планировалось за счет использования более экономичного двигателя, увеличения запаса топлива и оптимизации аэродинамики. Как показали дальнейшие события, методики решения поставленных задач были выбраны правильно.


Крылатая ракета подводных лодок П-7
Единственное известное изображение ракеты П-7. Фото Militaryrussia.ru


Являясь вариантом глубокой модернизации существующего изделия, ракета П-7 должна была получить планер, представляющий собой измененные агрегаты базовой П-5. Основным элементом ракеты являлся продолговатый фюзеляж большого удлинения с заостренным головным обтекателем. Головная часть фюзеляжа имела круглое сечение, а под днищем его центральной части предусматривалось размещение воздухозаборника маршевого двигателя. Так же в центральной части ракеты устанавливалось складное крыло большой стреловидности. В хвосте располагались цельноповоротные стабилизаторы малого размаха, а под днищем крепился киль с рулем направления. Там же имелись крепления для стартового двигателя, сбрасываемого после выработки топлива.

В проект П-7 из предыдущего П-5 перешла автоматика раскладки крыла. При разработке изделия П-5 было решено использовать специальные приборы, при помощи которых можно было уменьшить поперечное сечение ракеты. В транспортном положении ракеты консоли крыла опускались вниз-внутрь и укладывались по бокам от фюзеляжа, уменьшая поперечный габарит с 2,6 до 1,6 м. При выходе ракеты из пускового контейнера консоли должны были занимать горизонтальное положение и фиксироваться в нем.

Силовая установка ракеты П-7 основывалась на некоторых новых агрегатах. По имеющимся данным, турбореактивный маршевый двигатель КРД-26 ракеты П-5 был заменен более экономичным изделием со схожими параметрами. Тип нового двигателя, к сожалению, неизвестен. Данные о замене стартового твердотопливного двигателя отсутствуют. Принципы работы двигателей оставались прежними: для первоначального разгона, выхода из пускового контейнера и вывода ракеты на требуемую высоту предлагалось применять спарку твердотопливных двигателей, закрепленную под хвостом фюзеляжа. После выработки топлива они отделялись и дальнейший полет должен был проходить при помощи маршевой силовой установки.

Помимо применения нового двигателя было предложено доработать топливную систему с целью увеличения емкости баков. Главным последствием этого стало увеличение стартового веса изделия П-7 до 6600 кг. Для сравнения, ракета П-5 в стартовой конфигурации весила менее 5400 кг. С учетом массы стартового двигателя порядка 900-920 кг можно определить примерный полетный вес ракеты после отделения ускорителей. Кроме того, можно установить, что разница в полетном весе ракет П-7 и П-5 составляла 1,2 т. Большая часть этой массы приходилась на дополнительный запас топлива, необходимый для доведения дальности полета до требуемых значений.

Новая ракета должна была оснащаться обновленной системой управления инерциального типа. Основным ее элементом стал автопилот АП-71. Кроме того, для более точного определения собственных координат и отклонения от заданного маршрута в состав электроники был введен допплеровский измеритель скорости и угла сноса типа «Парус». Подобные переработки систем управления позволяли значительно улучшить точность попадания в площадную цель в сравнении с П-5 в базовой конфигурации. Напомним, КВО этого изделия достигало 3000 м. Что касается модификации П-5Д, то такая ракета, будучи оснащенной допплеровским измерителем скорости и сноса, имела в 2-3 раза большую точность в сравнении с базовым изделием.

Унификация ракеты П-7 с существующим изделием так же сказалась на системах запуска. За счет схожей конструкции новая ракета имела полную совместимость с пусковыми установками, рассчитанными для применения изделий П-5Д. Для выработки команд, вводимых в электронную аппаратуру ракеты, был разработан прибор управления стрельбой «Старт». Это устройство могло обслуживать как новые ракеты П-7, так и более старые П-5Д.

Для запуска новых ракет планировалось использовать существующие агрегаты, разработанные в рамках предыдущего проекта. Основой пусковой установки являлся контейнер СМ-49. Он представлял собой цилиндрическое устройство длиной около 12 м с внутренним диаметром 1,65 м. Торцевые крышки контейнера оснащались уплотнителями и кремальерными затворами для герметичного закрытия в транспортном положении, а также имели приводы для подъема перед запуском ракеты. Передняя крышка позволяла изделию покинуть контейнер, а через открытый задний торец во время запуска должны были выходить газы двигателей. Внутри контейнера имелись набор рельсовых направляющих для перемещения ракеты и разъемы для ее подключения к системам носителя.

Обнаружив цель собственными системами или получив стороннее целеуказание (подобная возможность появилась к середине шестидесятых годов), подлодка-носитель ракеты П-7 при помощи системы «Старт» должна была вырабатывать команды для автопилота и вводить их в его память. Стрельба ракетой могла осуществляться только в надводном положении. Для запуска следовало подниматься на поверхность, при помощи специальной гидравлики выводить контейнер СМ-49 на стартовый угол 15° и открывать его крышки. После этого ракета должна была включать двигатели, выходить из контейнера, раскладывать крыло и начинать полет к указанным координатам цели.

Ввиду применения инерциальной системы наведения без возможности поиска цели ракета могла совершать полет на сравнительно малой высоте: отсутствие систем поиска цели позволяло не подниматься на значительную высоту. Во время полета автоматика должна была удерживать ракету на высоте 100 м над поверхностью воды или земли. Одним из главных преимуществ маловысотного полета была возможность прорыва противовоздушной обороны противника с последующим успешным поражением цели в заданном районе. Для систем ПВО начала шестидесятых годов маловысотная сверхзвуковая ракета была очень сложной целью.

Широкое применение готовых комплектующих позволило завершить проектные работы в сравнительно краткие сроки. К весне 1961 года проект крылатой ракеты П-7 был готов к началу летных испытаний. Площадкой для проверки перспективных ракет должен был стать стенд 4А на полигоне под Балаклавой в Крыму, где ранее испытывались предыдущие ракеты семейства П-5. На стенде имелась пусковая установка на основе контейнера СМ-49, которая полностью имитировала средства запуска существующих и перспективных подлодок-носителей.

Первый тестовый запуск ракеты П-7 состоялся 21 апреля 1961 года. В момент старта системы работали штатно и позволили ракете покинуть пусковой контейнер. Тем не менее, вскоре после старта произошел взрыв, уничтоживший прототип. Вскоре был осуществлен второй запуск. До июля 1962 года со стенда 4А взлетели 10 ракет П-7. Часть пусков завершилась удачей, но прочие были аварийными. Точные сведения о количестве успехов и аварий отсутствуют.

Во втором этапе испытаний планировалось использовать одну из имеющихся у военно-морского флота подводных лодок. Платформой для тестовых запусков новой ракеты стала подлодка С-158 проекта 644. Эта дизель-электрическая субмарина была заложена в конце 1952 года на заводе №112 («Красное Сормово») и строилась по проекту 613. В последних числах 1953 года лодку включили в состав Черноморского флота. В октябре 1958 года подлодка пришла на судостроительный завод №112 для переоборудования по новому проекту 644. В ходе этих работ позади ограждения рубки были установлены две подъемные установки с контейнерами СМ-49, из которых предлагалось запускать ракеты П-5. В конце 1960 года С-158 вернулась в боевой состав ВМФ СССР, а в 1962-м ее перевели на Северный флот.

В 1962 году субмарина С-158 вновь отправилась на модернизацию, на этот раз ее планировалось переоборудовать по новому проекту 644-7. Целью этих работ была установка прибора управления стрельбой «Старт» и другого оборудования, необходимого для использования ракет П-5Д и П-7. К октябрю того же года лодка вновь была готова выходить в море и выполнять пуски крылатых ракет.

Крылатая ракета подводных лодок П-7
Подлодка С-158, вид на корму. Позади ограждения рубки расположены два контейнера для ракет. Фото Deepstorm.ru


В октябре 1962 года С-158 провела первый запуск ракеты П-7, который дал старт совместным летным испытаниям. На полигонах Белого моря было выполнено 11 запусков ракет П-7 по различным учебным целям. Это этап проверок длился несколько месяцев и завершился только в 1963 году. По некоторым данным, пользуясь имеющимися возможностями, подлодка С-158 в ходе испытаний 1962-63 годов стреляла не только ракетами П-7, но и изделиями других типов: П-5 и П-5Д. Состав бортового оборудования и максимальная унификация ракет позволяли применять все имеющиеся вооружения семейства.

В ноябре 1964 года подлодка С-158 вновь вышла в море с ракетами П-7 на борту. Целью этого похода было проведение контрольных испытаний новой ракеты. Было выполнено два пуска, которые продемонстрировали все возможности нового ракетного комплекса. Проведение контрольных испытаний позволяло ожидать принятия новой крылатой ракеты на вооружение и развертывание ее серийного производства.

В конце 1964 и первой половине 1965 года командование решало дальнейшую судьбу изделия П-7. Из-за последних успехов в области ракетных вооружений перспективы проекта П-7 стали предметом споров. Эта ракета отличалась достаточно большой дальностью полета, но имела низкую точность, ограничивавшую круг решаемых задач. При этом к середине шестидесятых годов уже имелись заметные успехи в создании систем наведения для крылатых ракет. Также появились достаточно удачные баллистические ракеты, предназначенные для подлодок. После анализа текущей обстановки было решено отказаться от ракеты П-7. Постановление Совмина о полном прекращении работ по этому проекту вышло 2 августа 1965 года.

Вместе с проектом П-7 были остановлены все работы по перспективным крылатым ракетам морского базирования, предназначенным для стрельбы по береговым объектам. Ввиду наличия успехов в других областях подобные задачи теперь предлагалось решать при помощи баллистических ракет подводных лодок. Подобное оружие отличалось более высокими характеристиками и большими перспективами. Кроме того, оно позволяло атаковать цели с большей эффективностью. Таким образом, необходимость в крылатых ракетах наподобие П-7 теперь отсутствовала.

После закрытия проекта П-7 сотрудники ОКБ-52 продолжили работы по прочим ракетам на базе исходной П-5. Все они принимались на вооружение и использовались в различных целях. Подлодка С-158, модернизированная по проекту 644-7, после завершения всех испытаний была возвращена в состав Черноморского флота, где служила до 1982 года, являясь носителем ракет П-5, П-5Д и, возможно, П-6.

Крылатая ракета П-7 должна была дополнить имеющиеся изделия П-5 и обеспечить поражение надводных и наземных целей на дальности 500-1000 км. Основные конструкторские задачи были успешно решены, но принятию ракеты на вооружение помешало развитие альтернативных систем. В результате этого проект П-7 был закрыт, оставшись в истории в качестве последней отечественной крылатой ракеты для подлодок, предназначенной для стрельбы по площадным целям с заранее известными координатами. В дальнейшем эти задачи были поручены другим вооружениям.


По материалам:
http://arsenal-info.ru/
http://deepstorm.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-389.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Верден 13 апреля 2016 11:07
    Хорошая статья. читаю её и вспоминаю, как во времена СССР Советская пропаганда втирала гражданам очки, что приоритет в разработке крылатых ракет - у США!))
  2. Redfox3k 13 апреля 2016 18:50
    КВО этого изделия достигало 3000 м для п-5, ниче так точность попадания.... 3 км туда - 3 км сюда, 2 пальца левее, авось попадёт...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня