Первая школа русского подплава

Первая школа русского подплава


9 апреля 1906 года в Либаве был сформирован учебный отряд подводного плавания Русского императорского флота
В истории русского военно-морского флота, и в первую очередь в истории его подводных сил, 1906 год занимает совершенно особенное место. Он стал временем, от которого эти силы фактически ведут отсчет своей судьбы. 19 марта (по новому стилю) император всероссийский Николай II высочайше повелел включить в состав классификации кораблей русского военного флота новый класс — подводные лодки. А меньше чем через месяц после этого знаменательного события (в память которого 19 марта теперь отмечается российский День моряка-подводника) произошло другое, не менее важное — а возможно, и более. Ведь мало ввести новый класс боевых кораблей и начать их строить или покупать — прежде всего нужны люди, которые будут служить на этих кораблях и без которых они так и останутся мертвым железом. Так что царский указ от 9 (по новому стилю) апреля 1906 года о создании в структуре Либавского морского порта Александра III первого в стране Учебного отряда подводного плавания имеет для всех поколений русских подводников особое значение.

Как и многие другие события военной истории, день подписания указа о создании Либавского отряда, конечно же, не стоит считать истинной точкой отсчета судьбы этого подразделения. Самое раннее документальное упоминание о нем — документ, которым Госсовет (верхняя палата законодательного учреждения Российской империи того времени) утвердил состав кораблей и судов учебного отряда подводного плавания. Согласно решению Госсовета, в отряд вошли плавбаза «Хабаровск» и обеспечивающий пароход «Славянка», а также четыре подводные лодки, которые по принятой на тот момент классификации считались миноносцами: «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Сиг» и «Стерлядь». А начальником отряда назначили легендарного героя русско-японской войны, командира броненосца «Ретвизан» и одного из самых активных пропагандистов подводного плавания — незадолго до того произведенного в звание контр-адмирала Эдуарда Щенсновича.


Первая школа русского подплава

Эдуард Щенснович. Источник: libava.ru

Он взялся за дело с присущей ему энергией, и довольно скоро известие о том, что легендарный Щенснович набирает морских офицеров и моряков для службы на новых боевых кораблях — подводных лодках — облетело весь русский флот. Вот как вспоминал о своей попытке попасть в новое подразделение капитан 2 ранга Георгий (Гаральд) Граф, в ту пору мичман: «В то время подводные лодки появились впервые, и молодые офицеры, учитывая их громадное боевое значение в будущем, стали стремиться попасть на отряд, чтобы сделаться «подводниками» Мы с приятелем, мичманом Коссаковским, тоже пришли к убеждению, что отчего бы и нам не пойти по подводной части. Но мы слыхали, что в Учебный отряд не очень‑то охотно берут мичманов, что, в сущности, было очень правильно, так как мичманы были еще слишком неопытными офицерами. Впрочем, мы, как участники похода 2-й Тихоокеанской эскадры и Цусимского боя, могли быть исключением. Поэтому раньше, чем подать официальные рапорты, решили пойти к начальнику отряда и заручиться его согласием взять нас в число слушателей. Начальником Учебного отряда подводного плавания был назначен известный на весь флот своей строгостью и придирчивостью контр‑адмирал Щенснович (его для простоты называли Ща). Особенно он придирался к бедным мичманам. Его любимым эпитетом было «мичман не офицер», что, конечно, нас очень возмущало. Адмирал держал свой флаг на транспорте «Хабаровск», который стоял в канале у самого аванпорта и служил маткой для подводных лодок. Весь личный состав подлодок жил на нем, так как на самих лодках жить было нельзя. Наконец нас позвали в каюту адмирала. Он сидел за письменным столом и при нашем появлении сейчас же начал нас оглядывать испытующим оком. Мы поклонились и стояли навытяжку. Он не особенно приветливо кивнул головой и отрывисто сказал: «Садитесь.» Добрый час он мучил нас, задавая каверзные вопросы по устройству судов на которых мы служили. Наконец сурово сказал: «Хотя вы и мичманы и вам следовало бы послужить вахтенными офицерами на больших кораблях, но можете подать рапорты о зачислении на отряд; с моей стороны препятствий не будет».

К тому времени, о котором вспоминает Георгий Граф, в составе Учебного отряда подводного плавания уже служили такие прославленные офицеры, как Алексей Андреев (командир подлодки «Белуга»), Павел Келлер (командир подлодки «Пескарь»), Иван Ризнич (командир подлодки «Стерлядь»), Александр Гадд (командир подлодки «Сиг»), Виктор Головин (командир подлодки «Лосось»), а также Михаил Бабицын (помощник командира «Пескаря») и Василий Меркушев (помощник командира «Сига»). Позднее в состав Учебного отряда подводного плавания вошли еще четыре субмарины: «Макрель» под командованием Михаила Беклемишева, «Минога», командиром которой был Иван Бровцын, а также «Окунь» (командир — Тимофей фон дер Рааб-Тилен) и первая в мире подлодка с единым двигателем — «Почтовый», которым командовал Апполинарий Никифораки.

Уже одно перечисление имен командиров подлодок, которые служили в составе Учебного отряда подводного плавания, свидетельствует, какое место это подразделение с первых дней заняло в структуре подводных сил русского флота. Практически каждый из названных моряков успел до конца Первой мировой войны стать легендой русского подплава и покомандовать не одной лодкой. Тем более, что до 1914 года через Учебный отряд проходили все до одной подлодки отечественных и иностранных проектов, которые вступали в строй Русского императорского флота. Именно тут, в Либаве, для них формировали экипажи и начинали учить их обращаться с узлами и механизмами именно их субмарины.

Чтобы справиться с этой задачей, морякам, попадавшим в Либавский отряд, приходилось пройти серьезную учебную программу. В нее входили такие курсы, как устройство подводных лодок, устройство двигателей внутреннего сгорания, — электротехника, минное оружие, водолазное дело и даже такой странный на первый взгляд, но жизненно важный на деле курс, как гигиена подводника. На освоение всех премудростей этих курсов у офицеров уходило 10 месяцев, у матросов — от 4 до 10 месяцев в зависимости от специальности. При этом офицеры, которым, понятное дело, приходилось учиться гораздо интенсивнее, проходили за неполный год обучение в двух классах — младшем и старшем. Первый давал теоретическую подготовку, второй отвечал за практическое плавание на подлодках. А завершалось обучение учебными торпедными стрельбами по судну «Хабаровск» — плавучей базе Либавского отряда. Офицерам же, помимо этого, доводилось сдавать еще и специальный экзамен, принимала который комиссия, сформированная Главным морским штабом. Тем, кто с честью выдерживал это испытание, присваивалось звание «Офицера подводного плавания», а с 1909 года еще и вручался специальный нагрудный знак с изображением подлодки, утвержденный Николаем II 26 января того же года.

После начала Первой мировой войны Учебный отряд подводного плавания эвакуировали из Либавы сначала в Ревель (нынешний Таллин), а в апреле 1915 года — в Санкт-Петербург, где он — точнее, его нынешний наследник — и располагается по сей день. В советское время он назывался Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени Кирова, в 2006 году был переформирован в военно-морскую школу младших специалистов, а с декабря 2010 года вошел в состав Учебного отряда ВМФ Балтийского флота. Но традиции, заложенные первыми командирами, преподавателями и слушателями Учебного отряда подводного плавания, сохраняются и по сей день — ведь иного высокое звание русского моряка-подводника попросту не допускает.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/pervaya-shkola-russkogo-podplava-23222.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. bionik 10 апреля 2016 07:46
    Под. лодка "Лосось".
  2. bionik 10 апреля 2016 07:49
    Под.лодка "Пескарь".
  3. bionik 10 апреля 2016 07:57
    Под. лодка "Стерлядь".
  4. bionik 10 апреля 2016 08:00
    Под.лодка"Сиг".
  5. bionik 10 апреля 2016 08:03
    Под.лодка"Минога".
  6. bionik 10 апреля 2016 08:19
    «Почтовый»
    В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного хода.

    В качестве единого двигателя предполагались два четырехтактных бензиновых двигателя фирмы "Панар и Левассор" мощностью по 130 л.с. каждый, которые с помощью зубчатых передач работали на гребной вал с четырехлопастным винтом.

    В надводном положении бензиномоторы работали по обычной схеме - выхлопные газы через глушитель и невозвратный клапан выбрасывались в атмосферу; в подводном положении воздух, хранившийся в 45 воздухохранителях при давлении 200 атмосфер, подавался в машинное отделение для обеспечения работы бензиномоторов. Общий запас воздуха составлял около 11 куб.м и должен был обеспечивать работу бензиномоторов в течение 4-х часов.

    Давление воздуха с 200 атмосфер до 18 снижалось в редукционном клапане (детандере), после чего воздух поступал в поршневой пневматический двигатель, приводивший в действие газовый насос, откачивавший выхлопные газы через надстройку, служившую своеобразным глушителем, в отводную трубу, расположенную под килем и имевшую большое количество мелких отверстий. Выходя мелкими струйками из многочисленных отверстий отводной трубы, выхлопные газы (в основном углекислый газ) должны были растворяться в воде.

    В пневматическом двигателе давление воздуха снижалось с 18 до 1,2 атм. и при этом, безопасном для личного состава давлении, воздух и поступал в машинное отделение.

    Гребных электродвигателей и аккумуляторной батареи на этой лодке не было.

    Для освещения внутренних помещений использовалась динамо-машина, приводимая в действие бензиномотором той же фирмы мощностью 5 л.с., такой же бензиномотор приводил в действие рулевую машину.

    Подводная лодка, предложенная С.К. Джевецким, получила высокую оценку А.Н. Крылова, бывшего в то время и.о. председателя Морского технического комитета и была заказана "Компании С.-Петербургский металлический завод" на средства "Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования".

    Проект был разработан Металлическим заводом под руководством Джевецкого и представлен на утверждение в 1905 году.

    Несмотря на то, что эксплуатация подводной лодки "Почтовый" подтвердила возможность подводного плавания с двигателями внутреннего сгорания, работающими в подводном положении, подводная лодка этого типа так и осталась единственной.
    Не удалось достичь бесследности движения лодки под водой - на легкой ряби были заметны пузырьки отработавших газов, за лодкой тянулся на протяжении 2-3 кабельтов масляный след. Мощность газового насоса оказалась недостаточной для откачки выхлопных газов от обоих бензиномоторов, поэтому в подводном положении работал только один левый мотор. Сложность и малая конструктивная надежность механизмов требовала исключительно высокой квалификации личного состава, обслуживавшего лодку. Большие нарекания вызывала большая шумность бензиномоторов; на зарядку воздухохранителей требовалось от 2 до 3 дней.
    1. bionik 10 апреля 2016 08:21
      Заложена в 1906 г. на Металлическом за воде в Санкт-Петербурге на добровольные пожертвования и 30 августа 1908 г. зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду в 1908 г., вступила в строй в 1909 г.: явилась первой в мире подводной лодкой с единой двигательной установкой.

      29 ноября 1906г. была переведена в Кронштадт, где и начались ее предварительные испытания. В 1907-1908 гг. заводом устранялись замечания приемной комиссии и выполнялись необходимые переделки. В марте 1909 г. зачислена в состав Отряда подводного плавания. 4 июня 1909 г. перечислена в Учебный отряд.

      27 июля 1913 г. была выведена из боевого состава, разоружена, сдана к Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 5 августа 1913 г. исключена из состава БФ.

      В сентябре 1913 г. по предложению начальника бригады подводных лодок и начальника учебного отряда контр-адмирала Левицкого передана Балтийскому заводу, на котором предполагалось произвести опыты по использованию кислородного двигателя, предложенного мичманом М. Никольским. В октябре 1914 г. использовалась вблизи Кронштадта с целью определения воздействия на конструкции подводных лодок подводных взрывов. 16 сентября 1924 г. передана Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 г. исключена из списков кораблей РККФ.
  7. амурец 10 апреля 2016 09:45
    Интересны воспоминания одного из первых подводников М.М.Тьедера.В книге "Из бездны вод"есть его воспоминания о первых подводниках России.Вот ссылки.
    http://flot.com/users/lapin/Imperial/men/tieder.htm
    http://nordman75.livejournal.com/2021733.html
    http://www.korvet2.ru/podvodnaya-lodka-delfin.html
  8. Стойкость 10 апреля 2016 10:41
    Питерский отряд, 1911
  9. Стойкость 10 апреля 2016 10:46
    Подводная лодка Белуга
  10. KIBL 10 апреля 2016 19:46
    А сейчас у нас в Лиепае(Либава) на месте казарм подплава стоят одни развалины,ну прм как после новогоднего штурма Грозного!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня