Military Review

Moscow hand with ... lipstick

6
Moscow hand with ... lipstick



The cold war of the twentieth century gave historians and specialists a wealth of factual material about the confrontation between two ideologies, political, economic and informational battles and secret backstage battles. The latter can be safely attributed to the operations of special services, among which the most active, no doubt, are the Soviet KGB, the German STAZI, the American CIA and the British intelligence MI-6.

ROMEO FROM WOLF OFFICE


The youngest intelligence service was the German STAZI, it was she who, through her relatively short biography, managed to gain a reputation as a dynamically developing secret organization with an extensive broad network of agents. Historians of the intelligence services call intelligence or General Administration A the most effective in the STAZI system, created and led by General Markus Wolf for many years - a talented organizer, intellectual, author, inspirer and curator of multi-way operational combinations and events that, like a rake in a protected garden, are actively "Cleaned" the political secrets and military secrets of the FRG and its allies.

One of the most productive operational activities of General Wolf is considered to be a series of operations codenamed "Romeo", which were successfully implemented in the middle of the 60s of the last century. In accordance with the approved plan, the General Directorate "A" began to search, test and recruit cute young bachelors. All of these officers underwent an intensive training course at the STASI special school, and soon General Wolf had a large enough group of young intelligence officers to carry out particularly delicate tasks. Romeo, as Western historians called them, had to identify and evaluate direct and prospective intelligence capabilities, then actively pursue, seek reciprocity, and then quietly, but purposefully, lead secretaries, referents, personal assistants, and even responsible female employees in government agencies and political parties, special services and military departments of the Federal Republic of Germany and other NATO countries.

Far-sighted Marcus Wolf sent his scouts to the southern resorts of Europe, chosen by unmarried Western Germans who sought the sun and various entertainment, including bedding. Most of the officers of STASI differently talented and skillfully, but equally productively played their roles of Romeo. And when one of the ladies-agents decided to confess to the priest, the scouts of General Wolf in such a difficult situation organized and completely fulfilled the desire of his agent, not allowing leakage of operational information. A real intelligence officer must possess the creativity of an actor, and the STASI officers have repeatedly proved this, often improvising in various operational situations.

As a result of these complicated and long-lasting love relationships, STASI intelligence received stable channels for the receipt of political and military documents of varying degrees of secrecy. According to estimates by the official departments of Germany, STAI worked up to 50 agent agents with various levels of access to secrets, including intelligence and military counterintelligence of the Federal Republic of Germany.

KGB HANDSED SHOULDER




Historians attribute the success of the Romeo events to STASI, but the KGB of the USSR provided special and irreplaceable assistance to the intelligence services of the GDR. The fact is that in the process of obtaining all the valuable information the copying of secret documents was the most time consuming and especially risky. In most cases, this had to be done in the workplace, for which the STAAS Operational and Technical Service first used one of the first Soviet special cameras “Arnica”, rightly called General Wolf the best 1960 agent equipment. On the basis of "Arnica" talented designers of the GDR have made their camera with camouflage "Ladies' handkerchief." The set completely fit into a set of personal items that ladies-agents could use on their office desk, working with especially important and secret documents.

However, the reliability of such camouflage was justly criticized, and therefore the STASI and the KGB began a joint search for the most suitable camouflage cover for the secret, in the KGB jargon, photocopying documents. In 2002, Detlev Wreisleben, the famous German historian of the special machinery used by STASI, in Photo Deal magazine No. 3 spoke in detail about the Soviet Lipstick microflow camera, which was used to capture especially important documents right on the desktop.

The appearance of the camera in lipstick was preceded by a large work of operational KGB officers in choosing the most suitable manufacturer, then a special laboratory of the OTU KGB created several mockups, and after repeated tests, the new unique special equipment was transferred to the GDR intelligence. The ladies-agents appreciated the excellent camouflage and simple control of the micro-camera, which could take pictures and at the same time correct their makeup. Photographing was done by rotating the bottom of a tube of lipstick. At the same time, the shutter was cocked in one direction and the film was rewound for one frame. And accordingly, when the lipstick was rotated in the other direction until the stop, the shutter was released and the document lying on the table was photographed.

Nobody aroused suspicions about lipstick manipulations, especially since the ladies-agents always wore ordinary lipstick and another one in their purse, the same one, but with a micro-camera inside. Veterans of the KGB told the author of the article that all stages of the creation and operational implementation of the “Lipstick” were under the personal control of Vladimir Kryuchkov, the head of the PGU KGB.

UNCLEARED HEROES SPECIAL EQUIPMENT


Today, digital technology has almost completely superseded the classic film cameras, which led, for example, to the loss of leading positions in the photo market of the famous Kodak company, which did not have time to adjust to the changed interests of customers. The same happened with a huge arsenal of special film photographic equipment, which with the advent of digital technology remained unclaimed and is now stored in warehouses, waiting for the next inventory, ending, as a rule, with the destruction of the once unique and very expensive samples.

Together with the destruction of special photographic equipment, the very история design, creation and use of a special film photogallery of the KGB, which was considered the best among the leading intelligence agencies of the world in terms of quantity, range and frequency of model upgrades, as well as in terms of the volume and quality of information received. For example, Peter Wright, deputy director of British counterintelligence MI-5 on scientific and technical issues, expressed sincere admiration for the “pocket-type copying machine in the cigarette case” found in 1961 in the year of Konon Young, the famous Soviet intelligence officer-illegal. In the cigarette case was built the world's first camera, making copies by rolling on the document.

It must be said that the design, development and production of special photographic equipment have always been unattractive directions for the Soviet and Western concerns of the photo industry. Compared with ordinary cameras, special photographic equipment, as a rule, was ordered in small batches, which was unprofitable for the main production indicators of photo-optical enterprises. In addition, all the stages of the production of special photographic equipment, from the development of sketches and drawings to the testing of experimental and serial samples, had to be classified. For this purpose, special secret departments and workshops were set up at the enterprises, all of whose employees received the appropriate permits issued after the candidate’s thorough verification by the KGB.

For the fulfillment of all requirements for admission, thorough control was conducted by counterintelligence officers, whose main task was to prevent the leakage of any information about the special equipment produced, materials and technologies used. And the developers and designers themselves did not have the opportunity to speak at major domestic or international symposia with reports on their inventions, new ideas implemented, or simply to proudly boast of samples of new products from their teams. Even memoirs and simple printed memories were strictly forbidden for specialists of all levels of this special photo industry of the KGB, closed from prying eyes.

This article is a tribute and memory to those many and so far unknown, real heroes of the invisible Cold War front: design officers, designers and mechanics, as well as veterans of the operational and technical service of the PGU KGB, who created a unique arsenal of Soviet operational equipment and developed its methods of use. Including this masterpiece of the twentieth century - a micro-camera in lipstick, with which the intelligence services of the GDR and the KGB obtained invaluable documentary materials.
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/spforces/2016-04-08/15_msk.html
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. pts-m
    pts-m April 10 2016 07: 32
    +7
    Great article! Technology does not stand still. I wish we still learned to transmit thoughts over long distances in order to know the plans of the liberal traitors of Russia.
  2. parusnik
    parusnik April 10 2016 08: 10
    +3
    Thanks, great article ..
  3. Reptiloid
    Reptiloid April 10 2016 08: 34
    +2
    Yes, the article is good. The facts of the recent past, which have not been discussed for many years, are gradually opening up. There was somehow a transfer that the STAZI carried out industrial espionage in favor of the USSR. When Germany began to unite ---- subjected employees. Who asked in the USSR --- did not answer. Neither Gorbachev nor Yeltsin. I watched this broadcast a long time ago, when after an injury he lay all day.
  4. jurikberlin
    jurikberlin April 10 2016 15: 37
    +2
    awesome post! while the camera in lipstick .... here zhezh!
  5. tol100v
    tol100v April 10 2016 17: 01
    +1
    But the irreplaceable Minox remained a legend of intelligence.
  6. Nitarius
    Nitarius April 11 2016 06: 21
    0
    Nda .. in vain they gave Germany. Humpback Cattle betrayed!

Рука Москвы с… губной помадой

Рука Москвы с… губной помадой


Холодная война ХХ века дала историкам и специалистам богатый фактический материал о противоборстве двух идеологий, о политических, экономических и информационных масштабных сражениях и тайных закулисных битвах. К последним можно смело отнести операции спецслужб, среди которых наиболее активными, без сомнения, являются советский КГБ, немецкая ШТАЗИ, американское ЦРУ и британская разведка МИ-6.

РОМЕО ИЗ ВЕДОМСТВА ВОЛЬФА



Самой молодой спецслужбой была немецкая ШТАЗИ, именно она за свою сравнительно короткую биографию сумела завоевать репутацию динамично развивающейся секретной организации с активно действовавшей широкой агентурной сетью. Наиболее эффективной в системе ШТАЗИ историки спецслужб называют разведку или Главное управление А, созданное и на протяжении многих лет руководимое генералом Маркусом Вольфом – талантливым организатором, интеллектуалом, автором, вдохновителем и куратором многоходовых оперативных комбинаций и мероприятий, которые, как грабли в охраняемом саду, активно «вычищали» политические тайны и военные секреты ФРГ и ее союзников.

Одним из наиболее результативных оперативных мероприятий генерала Вольфа считается серия операций под кодовым названием «Ромео», которые были успешно осуществлены еще в середине 60-х годов прошлого века. В соответствии с утвержденным замыслом, Главное управление «А» приступило к поиску, проверке и приему на службу симпатичных молодых холостяков. Все эти офицеры проходили курс интенсивной подготовки в специальной школе ШТАЗИ, и вскоре у генерала Вольфа был достаточно большой коллектив молодых офицеров-разведчиков для выполнения особо деликатных заданий. Ромео, как их назвали западные историки, должны были выявлять и оценивать прямые и перспективные разведывательные возможности, затем активно ухаживать, добиваться взаимности, а потом незаметно, но целенаправленно руководить секретаршами, референтами, личными помощницами и даже ответственными дамами-сотрудниками, работавшими в правительственных учреждениях и политических партиях, в спецслужбах и военных ведомствах ФРГ и других стран НАТО.

Дальновидный Маркус Вольф направлял своих разведчиков и на южные курорты Европы, облюбованные незамужними западными немками, стремившимися к солнцу и различным развлечениям, включая и постельные. Большинство офицеров ШТАЗИ по-разному талантливо и мастерски, но одинаково результативно сыграли свои роли Ромео. А когда одна из дам-агентов решилась исповедоваться у священника, разведчики генерала Вольфа в такой непростой ситуации организовали и полностью выполнили желание своего агента, не допустив утечки оперативной информации. Настоящий разведчик должен обладать творчеством актера, и офицеры ШТАЗИ многократно это доказывали, часто импровизируя в разнообразных оперативных ситуациях.

В результате этих по-своему сложных и продолжительных любовных отношений разведка ШТАЗИ получила устойчивые каналы поступления политических и военных документов различной степени секретности. По оценкам официальных ведомств Германии, на ШТАЗИ работало до 50 дам-агентов с различными уровнями доступа к секретам, в том числе в разведке и военной контрразведке ФРГ.

КГБ ПОДСТАВИЛ ПЛЕЧО


Рука Москвы с… губной помадой


Успех мероприятий «Ромео» историки приписывают целиком ШТАЗИ, однако особую и незаменимую помощь разведке ГДР оказал КГБ СССР. Дело в том, что в процессе добывания всех ценных сведений наиболее трудоемким и особо рискованным было копирование секретных документов. В большинстве случаев это приходилось делать на рабочем месте, для чего Оперативно-техническая служба ШТАЗИ вначале использовала один из первых советских специальных фотоаппаратов «Арника», справедливо названный генералом Вольфом лучшей агентурной техникой 1960-х годов. На основе «Арники» талантливые конструкторы ГДР изготовили свой фотоаппарат с камуфляжем «Дамский носовой платок». Комплект полностью вписывался в набор личных предметов, которыми дамы-агенты могли пользоваться на своем офисном столе, работая с особо важными и секретными документами.

Однако надежность такого камуфляжа вызывала справедливую критику, в связи с чем ШТАЗИ и КГБ начали совместный поиск наиболее подходящего камуфляжа-прикрытия для негласного, на жаргоне КГБ, фотокопирования документов. В 2002 году Детлев Врейслебен, известный немецкий историк специальной техники, использовавшейся ШТАЗИ, в журнале Photo Deal № 3 подробно рассказал о советской микрофотокамере «Губная помада», которая использовалась для съемки особо важных документов прямо на рабочем столе.

Появлению фотоаппарата в губной помаде предшествовала большая работа оперативных офицеров КГБ по выбору наиболее подходящей фирмы-изготовителя, затем специальная лаборатория ОТУ КГБ создала несколько макетов, и после многократных испытаний новая уникальная спецтехника была передана разведке ГДР. Дамы-агенты по достоинству оценили великолепный камуфляж и простое управление микрофотокамерой, которой можно было фотографировать и одновременно поправлять свой макияж. Фотосъемка производилась путем вращения нижней части тюбика губной помады. При этом поворотом в одну сторону взводился затвор и пленка перематывалась на один кадр. И соответственно при вращении губной помады в другую сторону до упора производился спуск затвора и фотографировался лежащий на столе документ.

Манипуляции с губной помадой ни у кого не вызывали подозрений, тем более что дамы-агенты всегда носили в сумочке обычную губную помаду и другую, точно такую же, но с микрофотокамерой внутри. Ветераны КГБ рассказывали автору статьи, что все этапы создания и оперативного внедрения «Губной помады» были на личном контроле у Владимира Крючкова, начальника ПГУ КГБ.

НЕЗАМЕТНЫЕ ГЕРОИ СПЕЦТЕХНИКИ


Сегодня цифровая техника практически полностью вытеснила классические пленочные фотоаппараты, что привело, например, к потере лидирующих позиций на фоторынке знаменитой фирмы «Кодак», не успевшей вовремя перестроиться под изменившиеся интересы покупателей. То же самое произошло и с огромным арсеналом специальной пленочной фотоаппаратуры, которая с появлением цифровых технологий осталась невостребованной и хранится теперь на складах, дожидаясь очередной инвентаризации, заканчивающейся, как правило, уничтожением некогда уникальных и весьма дорогих образцов.

Вместе с уничтожением специальной фототехники потихоньку исчезает и сама история проектирования, создания и применения специального пленочного фотоарсенала КГБ, считавшегося лучшим среди ведущих спецслужб мира по количеству, ассортименту и частоте модернизации моделей, а также по объемам и качеству полученной информации. Так, например, Питер Райт, заместитель директора британской контрразведки МИ-5 по научно-техническим вопросам, выразил искреннее восхищение «карманной копировальной машиной в портсигаре», обнаруженной в 1961 году у Конона Молодого, известного советского разведчика-нелегала. В портсигаре был встроен первый в мире фотоаппарат, делавший копии методом прокатывания по документу.

Надо сказать, что проектирование, разработка и производство специальной фототехники всегда были непривлекательными направлениями для советских и западных концернов фотоиндустрии. По сравнению с обычными фотокамерами специальная фотоаппаратура, как правило, заказывалась небольшими партиями, что было невыгодно для основных производственных показателей фотооптических предприятий. Кроме того, все этапы изготовления спецфототехники, от разработки эскизов и чертежей до испытания опытных и серийных образцов, необходимо было засекречивать. Для этого на предприятиях создавались специальные секретные отделы и цеха, все сотрудники которых получали соответствующие допуски, выдаваемые после тщательной проверки кандидата органами КГБ.

За выполнением всех требований допуска велся тщательный контроль офицерами контрразведки, главной задачей которых было предотвращение утечки любой информации о производимой спецтехнике, используемых материалах и технологиях. А сами разработчики и конструкторы не имели возможности выступать на крупных отечественных или международных симпозиумах с докладами о своих изобретениях, новых реализованных идеях или просто с гордостью похвалиться образцами новой продукции своих коллективов. Даже мемуары и простые печатные воспоминания были категорически запрещены для специалистов всех уровней этой закрытой от посторонних глаз особой фотоиндустрии КГБ.

Эта статья – дань уважения и памяти тем многим и до сих пор неизвестным, настоящим героям невидимого фронта холодной войны: офицерам-разработчикам, проектировщикам и механикам, а также ветеранам оперативно-технической службы ПГУ КГБ, создававшим уникальный арсенал советской оперативной техники и разрабатывавшим методы ее использования. В том числе и этот шедевр ХХ века – микрофотокамеру в губной помаде, с помощью которой разведки ГДР и КГБ получали бесценные документальные материалы.
Автор: Владимир Алексеенко
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/spforces/2016-04-08/15_msk.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. птс-м 10 апреля 2016 07:32
    Отличная статья! Технологии не стоят на месте. Вот бы еще научились мысли передавать на дальние расстояния,чтобы знать планы либерастических предателей России.
  2. parusnik 10 апреля 2016 08:10
    Спасибо, великолепная статья..
  3. Reptiloid 10 апреля 2016 08:34
    Да,статья хорошая.Открываются постепенно факты недавнего прошлого, о которых не говорилось долгие годы. Была как-то передача о том,что ШТАЗИ осуществлять промышленный шпионаж в пользу СССР.Когда Германия стала объединяться----сотрудников подвергли.Кто просился в СССР---не ответили.Ни Горбачев, ни Ельцин.Передачу эту смотрел давно,когда после травмы целыми днями лежал.
  4. jurikberlin 10 апреля 2016 15:37
    офигенный пост!в то время камеру в помаду....вот жеж !
  5. тол100в 10 апреля 2016 17:01
    Но легендой разведки остался незаменимый "Минокс".
  6. Nitarius 11 апреля 2016 06:21
    Нда .. зря отдали германию . ГОРБАТЫЙ СКОТИНА предал!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня