Камуфляжная форма Вермахта и войск СС

Весь камуфляж Третьего рейха можно было разделить на две группы: камуфляж, используемый в вермахте, и в войсках СС. При этом различить его было очень просто, рисунок камуфляжа вермахта включал в себя параллельные линии — так называемый эффект дождя, а на камуфляже войск СС «эффект дождя» просто отсутствовал. При этом все рисунки камуфляжа обладали «растительно-древесными» названиями по типу рисунка: Eichenlaub (дубовые листья), Platanen (листья платана) и тому подобные.

В настоящее время достаточно широко распространено заблуждение относительно того, что первенство в использовании камуфлированной униформы принадлежит войскам СС. Пожалуй, в отношении специализированной униформы — приоритет этих войск нацистской Германии действительно существует, однако первые камуфлированные плащ-накидки появились еще в итальянской армии в 1929 году, а знаменитая камуфлированная накидка «Zeltbahn» стала общепринятой в немецкой армии еще с 1931 года, то есть еще до создания войск ваффен-СС.

Самым ранним видом камуфляжа, который немцы использовали в годы Второй мировой войны, стал Нeerres-Splittermuster-31. Его появление датируется еще июнем 1930 года, когда появилась треугольная накидка Dreieckszeltbahn, замененная с 1931 года в войсках на серую накидку Viereckige Zeltbahn, обладавшую прямоугольной формой. Тогда и родилась известная теперь накидка «Zeltbahn-31», которая, вероятно, стала самой массовой камуфляжной формой одежды в истории. Данные накидки имелись почти у всех солдат Вермахта, Люфтваффе, войск СС, береговой артиллерии Кригсмарине и даже полицейских. Данные накидки отличались наличием камуфляжа под названием «Нeerres-Splittermuster». Главной характеристикой данного камуфляжа были мелкие вертикальные штрихи — «Strich», которые были нанесены поверх традиционных камуфляжных пятен. При этом пятна разной геометрической формы, используемые на этом камуфляже, относились к различным типам разрушающего камуфляжа, который использовался еще во время Первой мировой войны. Как отмечают специалисты, на практике данная схема была не особенно эффективной — на расстоянии разноцветные пятна просто сливались в один цвет.


Камуфляжная форма Вермахта и войск СС
Плащ-палатка, накидка «Zeltbahn-31»


Многие исследователи не склонны относить накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, подчеркивая, что из них очень часто сооружались тенты и палатки, на худой конец их могли носить для защиты от непогоды, однако не для маскировки на местности. В то же время противоположную точку зрения, согласно которой накидки все же использовались именно в качестве маскировочной одежды, подтверждают многочисленные фотографии, а также воспоминания самих ветеранов войны.

Стоит отметить, что долгое время в Германии просто не задумывались над выпуском специальной камуфлированной униформы. В те годы цвет хаки и его немецкий аналог — серо-полевой эквивалент фельдграу (feldgrau) во всем мире считались очень практичными. Однако в руководстве СС посчитали, что данного камуфляжа недостаточно. Им требовался такой вид камуфляжа, который позволял бы бойцам не просто растворяться на фоне различных пейзажей, но и не терял бы своих свойств в зависимости от разных погодных условий и сезонных изменений, к примеру, таких как опавшая пожелтевшая листва. В итоге первые варианты нового камуфляжа были испытаны полком «Германия» в 1937 году, а в июне 1938 года были одобрены лично Гимлером.

Удивительно, но накидки Zeltbahn-31 практически десятилетие оставались единственным вариантом камуфлированной одежды вермахта (не ваффен СС), пока в 1942 году в войсках не начали появляться куртки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны куртки и чехлы имели камуфляж, который был аналогичен тому, что был на накидках Zeltbahn-31, а другая сторона была белого цвета, под цвет снега. При этом появление камуфляжа в частях и соединениях вермахта было инициировано именно распространением камуфляжа в войсках СС.

Камуфляжная форма Вермахта и войск СС
Гренадеры танковой дивизии СС "Мертвая голова"


Камуфлированные куртки вермахта и войск СС обладали очень свободным покроем, что позволяло носить их поверх стандартного обмундирования. По бокам в куртках были сделаны большие вертикальные прорези, которые обеспечивали доступ к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также открывавшие доступ к карманам мундиров. В нижней части рукавов этой блузы-анорака были вздержки с резинками или со шнурками, хлястики, по талии шли кулиски со шнуром. Передний разрез можно было зашнуровать от середины груды к горлу, воротник на этой блузе заменял капюшон со шнуровой затяжкой. Подол часто подворачивался. Со временем на блузу-анорак добавили просторные карманы с клапанами на пуговицах, нагрудные прорези также решили прикрыть клапанами. На самых поздних моделях — на плечах спереди и сзади, как и на рукавах — появились нашитые лесенкой шлевки, которые предназначались для крепления в них веток или пучков травы для еще большей маскировки на местности.

Пятнистые блузы начали появляться в войсках СС еще в 1938 году, постепенно подобной одеждой, а также камуфляжными куртками и рубахами обеспечивались части всех родов войск в Германии. Блузы-анораки, которые надевались через голову поверх кителя, первоначально выпускались из хлопчатобумажной ткани с небольшим добавлением в состав вискозы. Так как горловина, манжеты и пояс затягивались при помощи шнурков, это придавало блузе характерный мешковатый вид, это только усиливало маскирующие свойства и предохраняло мундир, поверх которого и надевалась, от грязи и механических повреждений. Вплоть до 1940 года камуфляжный рисунок наносился на ткань вручную с помощью трафарета, такой метод существенно замедлял производство, однако когда удалось перевести производство на машинный способ печати рисунка, выпуск значительно вырос. К июню 1940 году в части СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз, а еще 30 тысяч было выпущено к сентябрю того же года.

Армейские камуфляжные блузы шились из палаточной ткани с «размытым» или «оскольчатым» рисунком, с белой или бежевой изнанкой. Всего в войсках СС имелось порядка 7 различных разновидностей рисунка камуфляжа. При этом каждый был выполнен в темной и светлой гаммах с обеих сторон полотна. Чаще всего рисунок представлял собой россыпь небольшого размера пятен с округлой или неправильной формой, с размытым или четким контуром. В целом рисунок был похож на ковер из опавших листьев на фоне травы или земли. Точно такая же мелкопятнистая ткань шла на эсэсовские плащ-палатки. После оккупации немцами Италии во второй половине 1943 года вермахт и эсэсовские части воспользовались итальянской маскировочной тканью, которая отличалась трехцветным крупнопятнистым рисунком. Данный камуфляж можно было встретить потом и на Восточном фронте, главным образом в дивизиях, которые прибыли с Запада.

Камуфляжная форма Вермахта и войск СС


Помимо этого, в войсках СС часто вместе с серо-зеленой полевой курткой сочетались также камуфлированные хлопчатобумажные брюки, которые надевались поверх суконных или просто вместо них — они входили в состав полного маскировочного костюма вместе с распашной курткой. У штанов имелся встречный клапан с тремя пуговицами, находящимися на гульфике, скошенные клапаны карманов, немного смещенные вперед, которые застегивались на пуговицу, а по талии и низкам штанин были расположены затяжные тесемки. Куртка, которая входила в этот комплект, больше походила на полевой китель, но с открытым воротником (имелись и другие варианты), при этом знаки различия частей СС на него не нашивались. Однако допускались нарукавный орел и съемные погоны, в жару камуфляжный костюм можно было надеть прямо на нижнее белье.

Помимо этого, для войск СС была создана специальная теплая длинная куртка с меховой подкладкой. Сверху данную куртку покрывала ткань с пятнами зелено-коричневых тонов, на ней было четырех теплых наружных кармана и капюшон на меху. Данную куртку предполагалось использовать в холодное время года, однако речь шла о бесснежном периоде. Специально для зимы камуфляж состоял из серых, белых и серо-синих тонов, которые оформляясь в виде оскольчатого рисунка.

По цветам камуфляж, который использовался в частях СС, делился на три основных типа: оттенки зеленого и багрово-коричневого цвета для летнего периода, темно-серого и светло-серого цветов для весны, коричневого и желтого для осени. Если же говорить о самой раскраске, что она обычно делилась на 5 основных типов, которые, так или иначе, были связаны с растительным миром: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья». При этом, как уже отмечалось выше, подойдя к созданию камуфлированной формы со всей немецкой педантичностью, разработчики предусмотрели вариант с выворачиванием одежды наружу, при этом камуфлированный рисунок на обеих сторонах всегда отличался.

Камуфляжная форма Вермахта и войск СС


Также из камуфляжной ткани в Германии шили кепи и пилотки, а теплые шапки покрывались специальным материалом, который шел и на пошив пятнистых курток. При этом у солдат ваффен СС были свои чехлы для стальных шлемов, которые были дороже и качественнее, чем чехлы солдат вермахта. Такие чехлы состояли из 14 основных деталей-лоскутов, в то время как обычные армейские имели всего по 5 деталей. На шлем они крепились с помощью специального кармана, который надевался прямо на козырек и трех пружинных крючков по обоим бокам, а также сзади. Ткань также была двусторонней и имела специальные шлевки (петли), предназначенные для закрепления травы или веток. При этом некоторые чехлы дополнительно оснащались пристяжной маской, которая могла скрыть лицо снайпера или наблюдателя. Зимние версии подобных масок выпускались из шерсти и хлопка, что предохраняло немецких солдат от обморожения.

Стоит отметить, что практически вся форма воинских частей СС полностью или частично копировала армейские образцы и модели, а часто просто бралась или закупалась со складов вермахта. Однако это не касалось камуфляжа, в области которого солдаты Гиммлера считались настоящими законодателями мод.

Источники информации:
http://warspot.ru/2820-drevesnye-lyagushki-gimmlera
http://panzerkrieg.narod.ru/uniform.htm
http://ciwar.ru/germaniya-xx-vek/soldaty-waffen-ss/uniforma-vojsk-ss
http://копанина.рф/publ/16-1-0-167
http://копанина.рф/publ/16-1-0-168
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 78
  1. Игорь39 11 апреля 2016 06:50
    Да,по части экипировки Красная армия значительно отставала,хотя после Халхин гола и Финской можно было выводы сделать.Нормальная экипировка в армии появилась после Чеченских компаний только.
    1. Лопатов 11 апреля 2016 09:24
      Нормальной экипировки по сути нет до сих пор.
      1. Mavrikiy 30 апреля 2016 20:02
        Цитата: Лопатов
        Нормальной экипировки по сути нет до сих пор.

        Ну да, не носил. Но лютое желание закопать гнилые базары.
        Юдашкина и прочих в тот же окоп.
        Если у меня будет фуфайка (на вате), сапоги (кирза+байка), валенки (извените возраст) я то еще вспомню отцов и дедов. Ну а кто забыл, то не новязчиво, тихим словом, смогу и погромче речетативом из ПК напомнить.
        "Если есть теплые штаны нет гарантии, что задница не отвалится."
    2. стас57 11 апреля 2016 10:00
      я носил и немцев и наших
      по удобству одна фигня, у немцев сукно тот еще ад.
      существенной разницы я не заметил
      1. болот 11 апреля 2016 10:10
        Цитата: стас57
        я носил и немцев и наших
        по удобству одна фигня, у немцев сукно тот еще ад.
        существенной разницы я не заметил

        В 90е,в Казахстан,для ПВ поступила старое ГДРовскоая ПШ,так что тех кто носил обзывали "фашистами" laughing а ПШ точно паршивое,жаловались что "холодное".То же самое у Общевойковых,польская березка.
        Да и наша местная,трехцветка, не очень была.Самое то,советское ПШ,ХБ погранка,как там серебряный,желтый, лист.И обычная гимнастерка с голифе.Чуть позже комки стали не плохими.
        1. алпамыс 11 апреля 2016 10:16
          Цитата: болот
          Цитата: стас57
          я носил и немцев и наших
          по удобству одна фигня, у немцев сукно тот еще ад.
          существенной разницы я не заметил

          В 90е,в Казахстан,для ПВ поступила старое ГДРовскоая ПШ,так что тех кто носил обзывали "фашистами" laughing а ПШ точно паршивое,жаловались что "холодное".То же самое у Общевойковых,польская березка.
          Да и наша местная,трехцветка, не очень была.Самое то,советское ПШ,ХБ погранка,как там серебряный,желтый, лист.И обычная гимнастерка с голифе.Чуть позже комки стали не плохими.

          у нас по слонухе, стекляшки были с шинелями(92ой н), мерзли в них, потом выдали "афганки" зимние, для зимы само-то.
          1. болот 11 апреля 2016 10:28
            Цитата: алпамыс
            у нас по слонухе, стекляшки были с шинелями(92ой н), мерзли в них, потом выдали "афганки" зимние, для зимы само-то.

            Ну афганка,вещь хорошая,нам не подходила,шурупанской считалась,на заставах под мас.халат одевали.
            Вот еще была ХБешка,походу для "всяких".Цвет серозеленый,светлый.Карманы на брюках,как бы... не сбоку,на "клепках" а таскал у кого папа был в КГБ,КНБ.возможно.
            1. алпамыс 11 апреля 2016 10:35
              Цитата: болот
              шурупанской считалась


              это что значит? smile
              1. Игорь39 11 апреля 2016 10:47
                laughing Погранцы остальные войска шурупами называют,то есть эмблема ПВ меч закрытый щитом,вот ПВ это щит,а шурупы на нем остальные войска laughing
                1. tolancop 11 апреля 2016 16:05
                  Не только. Стандартный головной убор погранцов - фуражка. У остальных - пилотка. Штука с прорезью (шлицом). С жарких округах вместо пилотки была шляпа (панама), но там народу было не слишком много. Ну и естественно, особняком стоит ВДВ.
              2. болот 11 апреля 2016 10:50
                Цитата: алпамыс
                это что значит?

                Ну это го не знать,ПВ это щит а что вокруг щита,шурупы. smile
                1. алпамыс 11 апреля 2016 12:37
                  Цитата: болот
                  Цитата: алпамыс
                  это что значит?

                  Ну это го не знать,ПВ это щит а что вокруг щита,шурупы. smile

                  как то паралельно, шурупы так шурупы.
        2. Mairos 11 апреля 2016 14:30
          Это ПШ с голифе хорошая полёвка? Да ну вас к лешему. Во время службы в Монголии практически все офицеры нашей бригады(в том числе и я) носили в качестве полевой формы чёрные танковые комбезы - вот это была вещь! Потом такие же цвета хаки появились, и "афганка" из ХБ. Полевая форма послевоенного периода - полное убожество - сапоги, фуражки в офицерской полёвке, вещмешки. Ужоснах!
          1. AlexW 11 апреля 2016 17:09
            Цитата: Mairos
            Во время службы в Монголии практически все офицеры нашей бригады(в том числе и я) носили в качестве полевой формы чёрные танковые комбезы - вот это была вещь!

            ЗабВО в 70-80-е танковый комбез это вещь.Летом без кителя и брюки на "выхлоп". Зимой меховой комбез (супер)- куртка, брюки,трехпалые меховые рукавицы(во внутрь перчатки), и меховой (белый мех) шлемофон. К комбезу сами заготовляли черные собачьи унты -удобнее армейских валенок. Начальство косилось, ворчало но на учениях само так наряжалось. laughing В сорокоградусный мороз да еще и с ветром в пустыне Мандал Гоби без меха не очень то и повоюешь
          2. gladcu2 23 июня 2016 20:21
            Mairos

            Вообще-то комбезы в СА были криком моды. И танковые и камо.

            Нельзя сказать что обычное ХБ образца 80х было плохим. Нормальное. Долго держалось. Неубиваемое. По удобству,тоже ничего плохого, где то может и лучше. Приемлемое.

            А вот по немецкому. Очень хорошая штука эта Y портупея. Удобно подсумки держит. Надевается легко. И самое важное ползать в ней тоже хорошо, даже на спине. Если кто не в курсе поменять позиции в сторону м на 5 иногда на спине удобнее, что бы ещё и противника из виду ну потерять.
      2. Даос 11 апреля 2016 12:01
        Ну я вот тоже отметил одну интересную особенность, во всяком случае в наших краях, я бы точно предпочёл воевать в "некрасивой" но практичной и удобной советской форме чем в безусловно элегантной но совершенно неприспособленной к нашим степям немецкой... И в камуфляже тоже. Выгоревший "песок" и наша "клякса" сливается с местностью, а "фельдграу" и "дубовые листья" видны как "тополь на плющихе"...
        1. тлауикол 11 апреля 2016 14:09
          Ну так для этого опять отступать к Дону и Волге придется.
      3. puffnutiy 11 апреля 2016 14:43
        у немцев "сбруя" на мой взгляд по практичнее.
        1. стас57 11 апреля 2016 15:56
          Цитата: puffnutiy
          у немцев "сбруя" на мой взгляд по практичнее.

          Соглашусь, обвес удобный, но опять же солдат на войне быстро ловил вражеские "ништяки".
          И вот что интересно-ремень с дыркой на «Gott mit uns» -у нас не редкость, но всю "сбрую" наши не жаловали.
        2. Даос 11 апреля 2016 16:41
          Она довольно неудобная и сильно стесняет движения. У наших было нечто подобное но в общем то в дело так и не пошло... У немецких егерей был практичный вариант а общевойсковой с ранцем реально неудобный.
        3. AlexW 11 апреля 2016 17:17
          Цитата: puffnutiy
          у немцев "сбруя" на мой взгляд по практичнее.

          Да, немецкая Y- образная портупея гораздо практичнее нашей. Вообще не понимал для чего она. ПМ в кобуре справа ремень оттягивает, "лямка" из под погона влево. Что она там должна была поддерживать? feel Вот и ходили офицеры в полевой форме вечно перекошенные-косопузые, да еще и в дурацких фуражках-аэродромах и галифе. То ли дело танковый черный комбез -никаких дурацких портупей, а ПМ во вшитую кобуру за пазуху.
          1. болот 11 апреля 2016 18:22
            Цитата: AlexW
            . Вообще не понимал для чего она. ПМ в кобуре справа ремень оттягивает, "лямка" из под погона влево. Что она там должна была поддерживать?

            Самое смешное,саблю.
            1. AlexW 11 апреля 2016 19:52
              Цитата: болот

              Самое смешное,саблю.

              Ну с саблями у нас напряг был recourse мы слева, для баланса планшет пристегивали -но опять же была проблема в люк, под броню залазить belayВсе за что то цеплялось am
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
    6. ГЕРМЕС 11 апреля 2016 19:50
      "ФашЫсты фашЫстами" но как ни крути...форма у них чисто эстетически шикарна.

      На фото кстати Марлон Брандо


      1. AlexW 11 апреля 2016 21:27
        Цитата: ГЕРМЕС
        "ФашЫсты фашЫстами" но как ни крути...форма у них чисто эстетически шикарна.

        На фото кстати Марлон Брандо

        Ни чего особенного -просто хороший портной. Прусская традиционная форма -была удобная для своего времени. Галифе и сапоги для верховой езды. Портупея под саблю. Дурацкие накладные карманы.На фото форма "облагорожена". Смотрел реальные фото немецких офицеров в такой форме, так там практически стоячий воротничек такой высоты, что аж подбородок подпирает. Головы не повернуть -зато вид у прусака заносчиво-высокомерный.
        1. ГЕРМЕС 11 апреля 2016 21:59
          Цитата: AlexW
          .На фото форма "облагорожена".

          Ну еще бы)На фото Марлон Брандо)
        2. ГЕРМЕС 11 апреля 2016 22:07
          Цитата: AlexW
          Ни чего особенного -просто хороший портной

          Ага...у них там заводы "хороших" портных были походу.Шили на сотни тысяч солдат и офицеров.У СССР тоже были не плохие образцы...мне особенно нравиться форма НКВД.
      2. алпамыс 12 апреля 2016 00:20
        Цитата: ГЕРМЕС
        "ФашЫсты фашЫстами" но как ни крути...форма у них чисто эстетически шикарна.

        Хуго для СС форму шил, а это Вермахт.
  2. OlfRed 11 апреля 2016 07:17
    Статье +, автору спасибо! Статья оч. познавательна hi
  3. inkass_98 11 апреля 2016 07:25
    У моего кума во дворе частного дома в качестве навеса от солнца еще в начале 90-х использовалась немецкая плащ-палатка (то, что от нее оставалось к тому времени). Вот качество было laughing .
    1. baudolino 11 апреля 2016 07:45
      А у меня приятель на работе в середине 90-х донашивал дедовскую американскую лётную кожанку из ленд-лизовских поставок.
      1. болот 11 апреля 2016 09:44
        Цитата: baudolino
        А у меня приятель на работе в середине 90-х донашивал дедовскую американскую лётную кожанку из ленд-лизовских поставок.

        Классическая куртка "Пилот"оригинальная блин очень дорогая,по сегоднишним дням.
        Сам использую,советский летный меховой комбез,куртка и штаны на лямках,Казань, 1981 год.
        Сапоги зимние на меху,унты внутрь,то го же года.81.
        Это уже почти 35 лет,уверен что и моим мелким шкетам достанется.
        1. Mairos 11 апреля 2016 14:33
          Да, у летунов форма всегда была - супер! Я сам у вертолётчиков-технарей купил зимние штаны-ползунки (полукомбез по сути), так как обычные в танковом зимнем комбезе сползали постоянно или надо их было со всей дури ремнём затягивать на талии, а это крайне неудобно
  4. стас57 11 апреля 2016 08:59
    эх, дедушка всеми любимого флектарна
    ну и цельбан в его естественной среде

    кстати одна сторона плащ-палатки была покрыта тёмным "осколочным" камуфляжем, а другая сторона - светлым
  5. Пито 11 апреля 2016 09:07
    А я сейчас по лесам хожу в современной бундовской куртке. Кстати, штука довольно удобная - и в меру длинная, в меру не продуваемая, капюшон. Для леса само то.
  6. алпамыс 11 апреля 2016 09:19
    В настоящее время достаточно широко распространено заблуждение относительно того, что первенство в использовании камуфлированной униформы принадлежит войскам СС.


    ещё в первую мировую камуфло использовали

    дополнение, палатки можно было крепить между собой различными способами.

    1. стас57 11 апреля 2016 10:01
      да, даже так
  7. guzik007 11 апреля 2016 09:28
    Ща набегут любители и почитатели фашистской символики и цацек из раскопов.
    1. алпамыс 11 апреля 2016 09:50
      Цитата: guzik007
      Ща набегут любители и почитатели фашистской символики и цацек из раскопов.

      и чего в этом плохого? я тоже копаю по войне, а раньше много чего из вещей того времени в Россию продавал, каски, очки, посуда...
      1. dmikras 11 апреля 2016 18:55
        Копать можно по разному
        Обычно рядом не только железки лежат
  8. bunta 11 апреля 2016 10:03
    В дивизии поступило скудное обеспечение, включавшее среди прочего новую зимнюю униформу. Это были двусторонние костюмы из хлопка с толстой байковой подкладкой, состоявшие из двубортной верхней куртки и верхних брюк. Одна сторона костюмов была белой для использования в зимних условиях, а другая камуфляжной – для других сезонов. Однако первые восторги солдат, получивших эту теплую одежду, быстро угасли. Тонкая ткань с внешних сторон костюмов быстро рвалась, и подкладка начинала впитывать влагу, после чего униформа не только становилась тяжелой, но и переставала защищать от холода. В морозы мокрая подкладка даже леденела. То же происходило и с новыми кожано-войлочными сапогами. Вскоре пехотинцы столкнулись с еще одной проблемой: материал, из которого была сделана подкладка, оказался практически идеальной средой обитания для вшей, которые прятались в ней от преследований своих «хозяев». За зиму костюмы настолько наполнились вшами, что в начале весны их стирали вместе с ними. Мало того, вскоре немецкие стрелки обнаружили, что костюмы можно использовать только при «сухом» холоде, да и то, когда им не приходилось слишком много перемещаться. Дело в том, что костюмы надевались поверх полевой униформы, и когда солдаты потели, то пот не мог высохнуть быстро на толстой ткани. В результате резко увеличилось количество больных простудой и гриппом. Неудивительно, что, когда в конце холодного периода дивизия начала отступать, весь ее путь был обозначен сотнями выброшенных зимних костюмов. Такие следы 3-я горнострелковая дивизия оставляла до конца войны. Пехотинцы на горьком опыте убедились, что толстое нижнее белье, накидки и плащ-палатки гораздо надежнее таких зимних костюмов.


    Йозеф Оллерберг. Немецкий снайпер на Восточном фронте
    1. алпамыс 11 апреля 2016 10:11
      Цитата: bunta


      Йозеф Оллерберг. Немецкий снайпер на Восточном фронте

      удивляет то что немцы не подготовились к зиме, хотя Едельвейсы постоянно тренировались в Альпах, а там и снег и холода, место для тестирования зимней униформы идеальное.
      1. болот 11 апреля 2016 10:20
        Цитата: алпамыс
        удивляет то что немцы не подготовились к зиме, хотя Едельвесы постоянно тренировались в Альпах, а там и снег и холода, место для тестирования зимней униформы идеальное.

        А какие там зимние температуры?
        Я как житель Алматы,знаю что зимой в горах теплее чем в низине,Городе,А температуры бывают до -25.
        Тестировать надо там где высокая влажность,хотя при -15 ее нет,и морозы -30.
        1. алпамыс 11 апреля 2016 10:31
          Цитата: болот
          Цитата: алпамыс
          удивляет то что немцы не подготовились к зиме, хотя Едельвесы постоянно тренировались в Альпах, а там и снег и холода, место для тестирования зимней униформы идеальное.

          А какие там зимние температуры?
          Я как житель Алматы,знаю что зимой в горах теплее чем в низине,Городе,А температуры бывают до -25.
          Тестировать надо там где высокая влажность,хотя при -15 ее нет,и морозы -30.

          Средняя температура июля +14 °C, января −15 °C.
          1. болот 11 апреля 2016 10:40
            Цитата: алпамыс
            Средняя температура июля +14 °C, января −15 °C.

            Ну какие морозы? smile
            -35 -40 должна выдерживать,сам зимой при -15 в простой рубашке а сверху куртка меховая летная и что поразительно да же при плюсовой температуре не потел.Вот что значит "натуралка".
            А комбез зимой под Семипалатинском и Карагандой испытовал,на подледку на Балхаш и Алаколь ездил.Вот это одежа,с непривычке тяжеловата а потом привыкаешь.
            1. алпамыс 11 апреля 2016 10:48
              Цитата: болот
              Цитата: алпамыс
              Средняя температура июля +14 °C, января −15 °C.

              Ну какие морозы? smile
              -35 -40 должна выдерживать,сам зимой при -15 в простой рубашке а сверху куртка меховая летная и что поразительно да же при плюсовой температуре не потел.Вот что значит "натуралка".
              А комбез зимой под Семипалатинском и Карагандой испытовал,на подледку на Балхаш и Алаколь ездил.Вот это одежа,с непривычке тяжеловата а потом привыкаешь.

              слушай мы в Капчагайских степях в шинельках зимой тоже некисло мёрзли, хотя я сам с Астаны и морозы целиноградские с вашими южными не сравнить, но шинель со стекляшкой нихрена не зимний вариант)))в отличие от зимних афганок
              1. болот 11 апреля 2016 10:53
                Цитата: алпамыс
                слушай мы в Капчагайских степях в шинельках зимой тоже некисло мёрзли

                Что Капчегайская ДШБ?
                1. алпамыс 11 апреля 2016 10:55
                  Цитата: болот

                  Что Капчегайская ДШБ?

                  ага
                  1. болот 11 апреля 2016 11:24
                    Цитата: алпамыс

                    ага

                    Так у вас кажись шинель была только в учебке,потом бушлаты выдавали.
                    Кто все время в шинели был это Кто в Чингильдах на "круге" служил.
                    1. алпамыс 11 апреля 2016 11:34
                      Цитата: болот
                      Цитата: алпамыс

                      ага

                      Так у вас кажись шинель была только в учебке,потом бушлаты выдавали.
                      Кто все время в шинели был это Кто в Чингильдах на "круге" служил.

                      не в учебке, а по слонухе, КМБ короче.
                      1. болот 11 апреля 2016 11:44
                        Цитата: алпамыс
                        не в учебке, а по слонухе, КМБ короче.

                        А, понятно.
                        Шинель осталась,для увольнений?
                        Что то же протиралась от автомата на правой стороне спины?
                        Шинель черную,суворовскую,носил.Серую солдатскую тоже,зеленую-вот д.ер.ьмо и как пальто то же.Потом только бушлаты.
                        Сейчас полупальто сшил из советского офицерского сукна,типа бушлата как у мариманов.Вещь,шикарная-натуралка smile
                    2. Talgat 148 11 апреля 2016 20:05
                      Круг говоришь!... Кххеэ!!! ))))
        2. Сорокин 6 мая 2016 08:16
          От правду ты сказал. В Баку осенью при патруле 25 минут и ватный бушлат сырой в ..... Влажность -5 Воспаление легких обеспечено.
  9. Романенко 11 апреля 2016 10:29
    Качество немецкого камуфляжа времен второй мировой испробовал на себе - много ходил в нем на рыбалку, охоту и в различного рода походы на природу. Даже сравнивая с нашим времен 70х и 80-х годов оценка будет явно в пользу немецкого. В конце 60-х мой отец работал в Германии и там он и его товарищи, по знакомству, доставали старый немецкий камуфляж для выездов на охоту. Пару костюмов мы всей мужской составляющей нашей семьи износили, что называется "до дыр". Основное, что конечно бросается в глаза - качество материи, из которой сделано обмундирование, кроме того, куртка и штаны с водоотталкивающей пропиткой. Очень грамотные пуговицы - из матового зеленого пластика и крепятся на карабинах через люверсы. Кроме того, все пуговицы скрыты под клапанами. Куртка с отстегивающимся капюшоном, который одновременно может быть чехлом на каску. В капюшоне предусмотрена маскировочная сетка - чтобы затенить лицо. Удобные карманы в куртке и штанах, масса петелек для вставки веток в районе плеч. Словом, ничего подобного наша оборонка на моей памяти не делала, а зря! Можно было бы и "передрать" под копирку... Расцветка тоже очень покровительственная, но без штриховки - система маскировки "айн штрих - кайн штрих" активно применялась уже в ННА ГДР. Тоже очень удачная тема в сочетании с пятнами, как на иллюстрации.
    Кстати, по поводу использования камуфляжа подразделениями СС. Это уже со слов отца - Военная полиция, на складах которой в 60-е была эта камуфляжная форма, о которой я рассказываю, говорили, что именно она изготовлена для Ваффен СС, но было и много другой для всех остальных. Камуфляж Ваффен СС из-за его высокого качества после образования ГДР носили подразделения ГДРовского фольксштурма, и на вооружении у них на первых порах были MP-44 и ППШ, а уже позже появились АК-47.
    1. puffnutiy 11 апреля 2016 14:47
      Есть у Вас фото с охоты в данном камуфляже?
  10. алпамыс 11 апреля 2016 10:39
    к камуфляжу не относится но тоже интересно

    вот такие очки были у немчиков, войлочные белые, войлочные коричневые, кожаные серые/коричневые с разным видом затемнения от 30% до 75%



  11. Нонна 11 апреля 2016 11:01
    все что связано с фашистами люто минусую
    1. алпамыс 11 апреля 2016 11:04
      Цитата: Нонна
      все что связано с фашистами люто минусую

      smile мерс, бмв, опель, адидас, хуго босс, сименс и тд и тп
    2. tolancop 11 апреля 2016 16:11
      И совершенно напрасно минусуете все, что связано с фашистами. Использовать в свою пользу достижения врага намного практичнее.
      1. AlexW 20 апреля 2016 12:07
        Цитата: tolancop
        И совершенно напрасно минусуете все, что связано с фашистами. Использовать в свою пользу достижения врага намного практичнее.

        Совершенно верно -нужно брать лучшее даже у врага. Что и делалось -котелок солдатский по образу и подобию немецкого и по сей день в строю. Канистра "вермахтовская" наверняка в каждом гараже стоит и не одна.Изготавливают не только из жести, но и из алюминия, а форма и размеры все те же. Каски кевларовые приближаются по форме к стальному немецкому шлему. Мотоциклы BMV верой правдой отслужили в СА в виде советского МВ 750. Да и на гражданке еще бегают.
  12. Михалычч 11 апреля 2016 11:40
    Наш Ванька и таких вот победил-со всеми комфортами которые воевали.Не прихотлив Русский солдат и этим пользовался нач состав-недодавал обмундирование,не утеплял,воровал-продавал да и многое ещё что.В Русско-японской войне в начале 20-го века даже закупали с выгодой для своего кармана-снаряды не того калибра к пушкам.Воровит наш брат,однако.
  13. стас57 11 апреля 2016 12:24
    Цитата: Михалычч
    Наш Ванька и таких вот победил-со всеми комфортами которые воевали.Не прихотлив Русский солдат

    а чего у нас этого такого "комфортного" не было?
    сидор/ранец?
    плащпалатка/цельбан?
    сапоги/сапоги?
    мосинка/98к?
    сш-40/Stahlhelm M35?
    сухарка РККА/вермахт?
    противогаз МО-2 с ШМ-1/gasmaske 1941
    котелок/котелок?
    ну что там еще?
    ну поделитесь. чего же у нас в РККА у бойца такого не было, что было у бойца вермахта, позволяющее воевать "с комфортом"
    1. синоби 11 апреля 2016 13:13
      Не обращайте внимания,это отголоски либеральной пропаганды.Всё у нас плохо,всё пропало и тд.Там где наш солдат в телогрейке и ватниках при -25 похохатывал,немецкий солдат при всех наворотах замерзал.
    2. алпамыс 11 апреля 2016 14:56
      Цитата: стас57
      Цитата: Михалычч
      Наш Ванька и таких вот победил-со всеми комфортами которые воевали.Не прихотлив Русский солдат

      а чего у нас этого такого "комфортного" не было?
      сидор/ранец?
      плащпалатка/цельбан?
      сапоги/сапоги?
      мосинка/98к?
      сш-40/Stahlhelm M35?
      сухарка РККА/вермахт?
      противогаз МО-2 с ШМ-1/gasmaske 1941
      котелок/котелок?
      ну что там еще?
      ну поделитесь. чего же у нас в РККА у бойца такого не было, что было у бойца вермахта, позволяющее воевать "с комфортом"


      он наверно имеет ввиду Panzerschokolade, кубики Maggi и крем от Nestle smile
    3. moskowit 11 апреля 2016 19:05
      Отец рассказывал, что у них эрзац-мыло было из пемзы и сигареты для солдат набитые всякой дрянью , бумага была пропитана никотином, для "скуса". Есть разница между нашими мылом и махрой и этими "достижениями" солдатского быта?
  14. синоби 11 апреля 2016 13:06
    Ну не знаю гспда,но от деда своего помню как немецкие солдаты под комки свои одевали наши телогрейки да ватники.И ППШ наш очень уважали.Иногда говорит своих от чужих только по каскам и матюкам отличали.
    1. moskowit 17 апреля 2016 12:51
      И ещё наши враги очень уважали винтовку СВТ, и даже приняли её на вооружение под индексом "..под именем Selbstladegewehr (дословно: «самозарядная винтовка») 259 (r), где эта буква означала страну производства — Россию.."

      Что вполне доказывает высоту русской конструкторской мысли. Казак Токарев, окончивший Новочеркасское юнкерское казачье училище по классу оружейный мастер, намного опередил ведущих оружейников Европы...
  15. Из Самары 11 апреля 2016 13:32
    Канадцы лучше всех форму шьют...Английские Коммандос ещё в 40-х это отмечали...
  16. AlexW 11 апреля 2016 17:35
    В 70-е в ГСВГ была популярна ГДР-ская полевая форма и снаряжение. Удобный комбинизон. Камуфляж Штрих или Дождь. Очевидно в ННА позаимствовали у вермахта. Офицеры выменивали у немцев полевую и очень удобные, мягкие хромовые сапоги с слегка укороченным голенищем. Сапоги носить еще как-то допускалось, а вот форму категорически не разрешалось.А жаль, для "поля" очень была удобна.
  17. Ратник2015 11 апреля 2016 17:46
    Цитата: алпамыс
    удивляет то что немцы не подготовились к зиме, хотя Едельвейсы постоянно тренировались в Альпах, а там и снег и холода, место для тестирования зимней униформы идеальное.
    Потому что "Барбароссу" планировалось закончить до зимы. Банально не успели. К зиме же 42-43 гг. и последующим зимам подготовились вполне так ничего.

    Ещё есть мнение, что куча генералов - "скрытых пораженцев", как потом выяснилось в 1944 году после заговора и покушения на Гитлера - работала именно в сфере логистики и тылового обеспечения Вермахта, - и они "приближали победу" союзников как могли. wink

    Цитата: алпамыс
    он наверно имеет ввиду Panzerschokolade, кубики Maggi и крем от Nestle
    А ещё там был большой ассортимент разнообразных стимуляторов для мозга - позволявшим совершать длительные марш-броски или сверхдлинные марши без потери сил и внимания (хотя конечно это надсаживало организм).
    1. AlexW 11 апреля 2016 20:11
      Цитата: Ратник2015
      Потому что "Барбароссу" планировалось закончить до зимы.
      Ограниченность ресурсов -отсюда и была надежда только на блицкриг. С 39г в Рейхе уже была введена карточная система. Чем дольше длилась война, тем больше вводилось разных эрзацев. Тут надо отдать должное немецкой науке -бензин из бурого угля,маргарин, которым нас сейчас усилено потчуют, пластмассы и многое другое.
  18. AlexW 11 апреля 2016 20:05
    Спасибо автору.Статья очень интересная. Не может оставить равнодушным ни кого кто носил форму.
  19. KIBL 11 апреля 2016 21:36
    Форма у фрицев конечно зачётная была,но война это тебе не дефиле.Многим конечно она спасала жизнь,но войну выиграл простой советский солдат в простой гимнастерке,кирзовых сапогах и портянках!Так было так будет!Понавесь на себя всё что угодно,будь как новогодняя ёлка,но победу ты одержишь,если духом слаб!
  20. esti1979 11 апреля 2016 23:03
    Из Немецкого до сих пор в пользовании трофейная вилка-ложка со штампом RHE 39 , котелок 1940 года, нож гитлерюгента и цейсовский биноколь. все трофейное от деда контразвечика осталось. Из ГДР все таскал Покрой удобый был но ХБ очень жеское на ощюпь. А ГДР UTB полевой комплект снаряжения очеь доволин Н- образные пречивые ремни + 2 подсумка АК один гранатный на 3 гранаты и подсумок от противогаза, а флягу сразу выбросил не понравилось взял французку на 1.5 л. А так да немцы были за счет зельбана были оснашины маскировочными средствами на 100 %, И были законадателями моды в то время. У нас только Анеба была да белый масхалат на шинель.
  21. saygon66 11 апреля 2016 23:35
    - Вот так работает "дубовый лист", в местах, где он создавался...
    1. saygon66 11 апреля 2016 23:59
      - Итальянский "тело миметико" будет похуже...
  22. Sascha 11 апреля 2016 23:57
    Цитата: ГЕРМЕС
    Цитата: Вояка Гамильтон
    А гренадёры танковой дивизии СС "Мертвая голова" на Ходячих Мертвецов похожи.....В Красной Армии гренадёров не было....


    Я вот все думаю...чисто теоретически - если немцы перебросили бы этих солдат,которые противостояли Красной Армии на западный фронт - во Францию и Италию,и не будь у Союзников такой мощной поддержки с воздуха...что бы делали бедные наземные войска американцев,англичан и т.д?Мне кажется это было бы как встреча волка с шакалом.Немцы порвали бы эти хваленные англо-американские войска и утопили бы их останки в Ла-Манше и Средиземноморье.


    Если бы у бабушки были тестикулы, то она была бы не бабушкой, а дедушкой...
  23. Денимакс 12 апреля 2016 02:01
    Цельтбаны (полаточное полотно) у нас тоже были. Правда накидкой не использовали. У каждого солдата была половина палатки, их можно было соединить и получалась палатка на двоих. Еще имелись алюминиевые трубки и колышки в наборе. Которые были самым теряемым материалом.)
  24. Объектив 17 апреля 2016 19:30
    Хорошая, информативная статья. Надеюсь автор в скором времени раскроет тему армейской обуви.
  25. пехотинец2020 19 апреля 2016 07:58
    Цитата: Нонна
    все что связано с фашистами люто минусую

    недалекий... бывает...
  26. пехотинец2020 19 апреля 2016 08:11
    Цитата: стас57
    Цитата: Михалычч
    Наш Ванька и таких вот победил-со всеми комфортами которые воевали.Не прихотлив Русский солдат

    а чего у нас этого такого "комфортного" не было?
    сидор/ранец?
    плащпалатка/цельбан?
    сапоги/сапоги?
    мосинка/98к?
    сш-40/Stahlhelm M35?
    сухарка РККА/вермахт?
    противогаз МО-2 с ШМ-1/gasmaske 1941
    котелок/котелок?
    ну что там еще?

    ну поделитесь. чего же у нас в РККА у бойца такого не было, что было у бойца вермахта, позволяющее воевать "с комфортом"


    Да, на первый взгляд.
    Но не было интегрирующего элемента - квазиразгрузочной системы - развитых плечевых лямок с возможностью крепления всего вышеперечисленного на поясном ремне и на спине.
    Подобное было только перед войной (классический парадный красноармеец в полной экипировке в стальном шлеме 1936 г.). Потом всю войну не было ничего. То, что продают сейчас - брезентовые разгрузочные лямки - не подтверждается фотоматериалом военного времени.
  27. Поморянин 20 апреля 2016 10:25
    Очень интересная, познавательная статья. Помнится из озера в 80-е подняли несколько запаянных коробок, думали невесть что шикарное,но к разочарованию тогдашнему (сейчас бы такое поднять) оказалось немецкая офицерская форма. Что поразило, в комплект входила белая рубашка.
  28. bravo-fab 4 мая 2016 09:39
    Хватит себе льстить, врать, оправдываться, у нацистов была форма красивее, практичнее, и более продуманая, ибо германцы обладают культом воина ( до 45), а советская армия была одета как бы проще и дешевле, ибо отношение к человеческой жизни и солдату, в советской армии было не такое, как в западной европе. Посмотрите форму СССР от начала до конца, голимое страшное убогое. Половина комментов тут, об удобной тёплой форме и комбезах ностальгируют, да вы в жизне не носили ничего лучше чтоле? Посмотрите какая была форма у британцев, американцев, немецев, у этих денежный расход на 1 солдата всегда был выше чем в СССР( естественно, в западных странах товары народного потребления были в достатке и огромный выбор, а в СССР всех ходили одинаково, как так, что бы солдат западной страны ходил в Г, когда он дома носит одежду в 100 лучше?, а в ссср всё скудно, ПУТИН сказал-не надо врать, для народа в СССР, товаров было мало), сравните количество артиклов входящие в экиперовку советского солдата и стран "врага с запада". нищебродство. ща повылзиют комсомольцы и будут говорить, что немцев трусы резинка натирала при прыжке при поперченом ветре, и зимой у них небыло формы.-акститесь. нормальная форма общевойсковая в России стала появлятся только после войны 080808, когда грзуны были лучше одеты чем наши... позорные факты, наши подбирали их броники и разгрузыки а своё складывали в свой транспорт, а что в афгане было? японские подогревки, презервативы, аптечки, американские элементы экиперовки, удобная обувь, у СОВЕТСКОГО ГИГАНТА спецназ ходил в кросовках НАЙК и АДИДАС. для своих же солдат, напрячь производство, дизайнеров-дела нет!Дошли до того, что спецы и ФСБ слава богу они право имеют сами выберать экипу, ходят поголовно в натовском. Хорошо, что сейчас в Армии координально изменилось всё, и налаживается обеспечение, есть огромных рынок предложений....
    PS: минусуйте совки, вам уже не поносить форму ВС РФ.
  29. геолог 26 мая 2016 17:03
    Умных, хорошо образованных, смелых, отважных и стойких юношей 3 рейха в эстетичной форме побили тупые, с 4-мя классами образования, робкие, слабохарактерные мужики в валенках, полушубках и ушанках - некоторые из них правда стреляли белке в глаз.
    Лучше валенок с лыжами, ватных штанов и полушубков ничего не придумано, правда это касается мест, где снега по пояс и мороз за 30. Когда мороз за 50 градусов -сапоги с мехом носят только шофера, а кроссовки адидас или кеды с газетами только отдельные маргиналы...
  30. schweik 11 июля 2016 19:09
    Да вот нам как то попалась каска СС - качество стали 70 лет спустя конечно отменное !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня