Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA

Среди всех разговоров о покупке Россией французских кораблей класса «Мистраль» очень редко встречается вполне очевидная и логичная мысль. Суть ее в том, что данное сотрудничество, среди прочего, говорит и о достаточно хорошем развитии французского судостроения. Однако по какой-то причине спорщики предпочитают это не упоминать. И, надо признать, Франция действительно не плетется в хвосте рейтинга стран, строящих собственные боевые корабли. Причем Пятая республика не забывает и про перспективные проекты. Из этих работ наибольший интерес представляют два корабля, о которых сейчас пойдет речь.

SMX-25: фрегат-подлодка

В военно-технической среде время от времени бывают некие всплески активности на почве универсализма. Так, к примеру, появились те же истребители бомбардировщики. Но «унификаторы» не обошли своим вниманием и флот, хотя первые опыты и были не совсем удачны. Английская подводная лодка X1, вошедшая в строй в 1925 году, имела очень серьезное для своего класса вооружение. Это были шесть торпедных аппаратов и четыре 132-мм пушки. В 29-м французы спустили на воду свой «Сюркуф», оснащенный 12 (!) торпедными аппаратами и двумя пушками калибра 203 мм, не считая зенитную «мелочь». Тем не менее, оба революционных проекта не оказались удачными, хотя бы потому, что с надводными кораблями при помощи пушек сподручнее воевать надводным кораблям, а подлодки должны работать торпедами и не попадаться на глаза противнику. В итоге X1 в 36-м отправилась «на иголки», а «Сюркуф» в 42-м – на дно. Англичане еще до разделки своей лодки отказались от идеи «комбинированного» надводно-подводного корабля. Французы также не стали развивать концепцию, но лишь до поры до времени.


Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA


С середины 2000-х годов в различных источниках начала появляться информация, что Франция намерена вернуться к концепции надводно-подводных кораблей, хотя и с поправкой на нынешние технологии. Все это оставалось лишь слухами до выставки Euronaval-2010: на ней фирма DCNS представила макет своего «гибрида», получившего название SMX-25. Сей чудо-корабль длиной почти 110 метров и с подводным водоизмещением порядка трех тысяч тонн, по задумке создателей, должен соединить в себе все лучшие качества надводных кораблей и подводных лодок. Наверное, можно немного поехидничать и сказать что-то наподобие «где-то и когда-то мы это уже слышали». В то же время, нельзя не признать, что заявленные характеристики корабля выглядят довольно правдоподобными. Конструкторы утверждают, что новая мощная газотурбинная силовая установка с тремя водометами должна разгонять SMX-25 на поверхности до 35-38 узлов (вполне на уровне современных надводных кораблей) и до 10 узлов в подводном положении (значительно меньше, чем у современных подлодок). Обещаемая дальность хода составляет две тысячи морских миль. В этом году, на выставке LIMA-2011 были объявлены обновленные характеристики корабля. Ходовые остались почти такими же, зато изменилось водоизмещение. Теперь оно составляет около 2850 тонн в надводном и 4500 т в подводном положении.

Экстерьер SMX-25 весьма и весьма футуристичен. Он соединяет в себе тонкий обтекаемый корпус, облегчающий подводное движение и развитую надстройку. В последней размещаются командный пост, все необходимые антенны различных систем, а также пусковые установки ракет в количестве 16 штук. По заверению DCNS, в вертикальных шахтах могут находиться как зенитные, так и противокорабельные ракеты – что пожелает заказчик. Однако конкретное «меню», из которого можно выбрать состав вооружений, пока так и не было опубликовано. Вероятнее всего, разработчик и сам еще не определился с ним, хотя это может быть намеком на совместимость корабля со всеми имеющимися и доступными типами ракет. Не забыты и классические для подлодок торпеды – для них в носовой части предусмотрено четыре торпедных аппарата.

Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA


Тактически, как считают в DCNS, их корабль должен занять ниши фрегатов и подлодок-«охотников». Одновременно с этим SMX-25 может использоваться и для перевозок десанта, пусть даже всего десяти человек в полной выкладке. В таком случае корабль будет вынужден подходить к берегу на минимально возможное расстояние, тут-то в очередной раз ему и пригодится малозаметность для радаров противника. Именно малозаметностью объясняются специфические обводы надстройки. Кроме патрулирования или атаки вражеских кораблей SMX-25 может выполнять разведку: для этого с него можно использовать беспилотники. Правда, точное их количество и доступные типы тоже не пока разглашаются.

На данный момент еще ни одна страна не заинтересовалась проектом настолько, чтобы заключать контракты. DCNS, в свою очередь, с самого представления корабля публике постоянно говорит о сравнительно низкой стоимости SMX-25. Во-первых, утверждают авторы проекта, в этом корабле применяются не какие-то заоблачные, но исключительно существующие и освоенные промышленностью технологии. Во-вторых, один фрегат-подлодка обойдется значительно дешевле, чем один отдельный фрегат и одна отдельная подлодка. Что же до обычных для такого универсализма снижений «прикладных» данных, то на этот счет DCNS с французской учтивостью молчит. Можно, конечно, предположить, что они могли бы сказать на этот счет, но воспитанные люди в чужие головы залезть не пытаются.

Электрический ADVANSEA

На той же выставке Euronaval-2010 DCNS представили еще один перспективный проект под названием ADVANSEA (ADVanced All-electric Networked ship for SEA dominance – продвинутый полностью электрический корабль морского господства). На первый взгляд, обычный современный корабль со специфической стелс-внешностью, но самое интересное у него внутри. Широчайшим использованием во флоте электрических систем уже давно никого не удивишь. Так что корабль длиной 120 метров и водоизмещением 4500 тонн будет приводится в движение неудивительными электромоторами. Однако питаться они будут не от генератора, присоединенного, например, к газотурбинному двигателю, но от аккумуляторов. Вероятнее всего, это будут батареи с твердополимерным электролитом, хотя, пока дело дойдет до постройки, тип аккумуляторов могут и сменить. Вдобавок нельзя исключать вероятность того, что аккумуляторы, пусть даже и трижды перспективные, уберут и поставят вместо них старые добрые двигатели с генераторами. DCNS, надо сказать, огласили примерное энергопотребление корабля - порядка 20 мегаватт. Исходя из этой цифры, аккумуляторы выглядят не слишком реальным вариантом энергетической установки. Разве что французы совершат какой-то прорыв в науке и технологии или, как обещают, будут использовать в двигателях явление сверхпроводимости.

Французские корабли будущего. Проекты SMX-25 и ADVANSEA


Внешность «Эдванси», как и у SMX-25, достаточно футуристична, но все же более привычна глазу, хотя корпус с надстройкой и выполнены в виде пересекающихся плоскостей для снижения радиолокационной заметности. По крайней мере, по виду ADVANSEA сразу можно сказать, что это надводный корабль. Не смущает даже специфическая форма носа, которая, как утверждают конструкторы, улучшает ходовые качества и позволяет разгоняться кораблю (по предварительному проекту) до 28-30 узлов.

По своему предназначению «Эдванси» является фрегатом и вооружение у него соответствующее. В надстройке размещены шахты для ракет различных типов и небольшой ангар для беспилотников с лифтом, который будет доставлять их на взлетную площадку наверху надстройки. На корме корабля есть еще одна взлетная площадка больших размеров, предназначенная для вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, если таковые имеются у заказчика. Но самый большой интерес представляет «артиллерия» ADVANSEA. Не случайно слово взято в кавычки: на корабле не будет привычного ствольного вооружения, конечно, помимо табельного оружия экипажа. В качестве зенитных пушек и пулеметов инженеры DCNS собираются ставить на «Эдванси» лазерные установки, а в качестве дальнобойных орудий – электромагнитные «вундерваффе». Какие именно – пушки Гаусса или рельсотроны – они пока не уточняли. В DCNS отдельно отмечают, что такая «артиллерия» позволит брать на борт гораздо больше снарядов, ведь боевые электромагнитные ускорители не нуждаются в порохе и, следовательно, боеприпасы при той же эффективности получаются более компактными. А лазерам кроме электричества вообще ничего не нужно. Вот только все эти вещи требуют колоссальных затрат электроэнергии. Справятся ли с ними энергетические установки корабля – большой вопрос. На фоне вышесказанного как-то теряются обещанные разработчиком многофункциональная РЛС, единая система управления вооружением, новый комплекс РЭБ и другая «начинка» корабля. А ведь все эти вещи напрямую влияют на практические перспективы проекта. Но, по-видимому, DCNS решили привлекать потенциального клиента фантастическими на данный момент вещами.

Для достижения планируемых результатов разработчик должен решить целый набор задач. Сами DCNS определяют их так:
- двигатель. При небольших габаритах он должен иметь значительную мощность. Для достижения этого инженеры планируют внедрять новые технологии, в том числе и те, которые пока встречаются исключительно в лабораторных условиях.
- энергетическая установка. Аккумуляторы должны иметь соответствующую емкость и мощность, что становится особо важным с учетом заявленных вооружений корабля.
- новая система управления. ADVANSEA имеет кардинально новую архитектуру корабельных систем, что требует не менее нового подхода к автоматизации и управлении ею. Разработчики корабля считают, что это будет самая простая из стоящих перед ними задач.

В контексте проблем, с которыми столкнулся «Эдванси», автор этой статьи считает важным упомянуть еще одну вещь. В последние несколько лет наметился определенный прогресс в сфере корабельных лазерных установок. Однако с рельсовыми пушками и прочими электромагнитными штуками дело обстоит хуже. Первые испытания рельсотрона корабельного базирования намечены только на 2018 год. Успеет ли Франция к нужному сроку обзавестись собственными подобными вооружениями?

Когда?

При всей высокой степени новизны обоих проектов, нельзя не признать, что они представляют определенный интерес для стран, желающих обладать современным флотом, но не имеющих возможность строить его самостоятельно. Однако и ADVANSEA, и SMX-25 даже на испытания выйдут не сегодня и не завтра. За счет адаптации к имеющимся технологиям фрегат-подлодка может быть построен уже к 2015-17 году. А вот первый «Эдванси» с полным составом оборудования даже по самым оптимистическим прогнозам будет спущен на воду не раньше 20-го. Сами же DCNS намерены сделать это в 2025 году. Но для того, чтобы успеть к этому сроку, разработчику придется решить не одну задачу. Хотя, надо заметить, у DCNS пока еще достаточно времени, чтобы успешно справиться со всеми проблемами.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. vadimus 17 декабря 2011 09:27
    Франции сейчас не до этого. Увеличивается штат охранников с повышенными полномочиями аж на 100 000. И это не от жиру. Впрочем картинки тоже ничего. Рисовать все умеют
    vadimus
    1. KGB161rus 17 декабря 2011 19:50
      Вот как получается , раньше делали и мы и они разные самолеты ( бомбардиры , истребители итд ) , а сейчас все соединяют вместе ( истребитель - бомбардировщик ) , так и на флоте я смотрю класс фрегат с подлодкой , может вот оно будущее кораблей , будут ходить и над и под smile
      KGB161rus
      1. Trezvomag 18 декабря 2011 20:24
        Если у него будет нос как у надводного корабля, то как подводная лодка корабль будет шуметь. И наоборот. Ибо против физики не попрешь, потому что наиболее обтекаемая форма , а следственно и менее шумная имеет вид падающей капли. И создавая обводы подлодок конструктора стремятся именно к ним. Потом не понятно как долго он под водой будет двигаться. Ибо для с ГТУ он будет аккумуляторным для подводного хода, а это будет дастаточно малый промежуток времени, т.е. смысла практически в этом нет. Да и запас на 16 ракет как то маловат. По моему мнению лучше уж построить отдельно фрегат и отдельно лодку.
        Trezvomag
  2. Anatoly 17 декабря 2011 09:32
    Интересные и красивые,с эстетической точки зрения,проекты.
    Anatoly
  3. tronin.maxim 17 декабря 2011 09:57
    Идея хорошая а перспективы дальнии. Может че и увидим в будущим.
  4. dred 17 декабря 2011 10:22
    Интересно.
    dred
  5. Capt.Stryker 17 декабря 2011 11:59
    Цитата: tronin.maxim
    Может че и увидим в будущим

    Очень скоро увидем - "Зумволт" уже строится. На второй картинке проект похож на него. Впрочем аналог уже есть - яхта "А" российского миллиардера Мельниченко, явно построена под влиянием американского проекта.
    Capt.Stryker
  6. Фаркаш 17 декабря 2011 13:43
    Сей чудо-корабль длиной почти 110 метров и с подводным водоизмещением порядка трех тысяч тонн, по задумке создателей, должен соединить в себе все лучшие качества надводных кораблей и подводных лодок.

    Судя по рисунку, ОНО еще и летает! wink
    Фаркаш
  7. киргиз 17 декабря 2011 15:08
    Тут недавно же была статья про надводно-подводный фрегат французкий 2й мировой войны в архиве, похожая история тот из ремонтов не вылазил и потонул сам на сам где то, так и этот сувенир изза цены и поломок будет вечно уклонятся от рисков вступить в бой
    ИМХО я против унивесализма обычно ни то ни сё по конской цене выходит, а тут ещё и с непонятной областью применения
  8. dobry-ork 17 декабря 2011 23:56
    Интересно, конечно. Надеюсь ещё почитать о разработках наших военных...
    dobry-ork
  9. ядро 18 декабря 2011 23:12
    это просто поиск новых идей и концепций. в начале танковой эры не кто бы не поверил, что танки будущего будут с одной башней и пушкой.
  10. Вот Блин 19 декабря 2011 15:33
    Идеи как раз старые в СССР помой му в 30 годы
    разрабатывали катер-подлодку "Блоха" и самолет-подлодку.
    Но как только появляется новый вид техники то сразу надо придумать
    как ее использовать.Ведь надо не только придумать надо еще и устав дополнить,вот это делать ни кто не любит. А фрегат SMX-25 хороший но боюсь
    мировой войне он не особо нужен, а вот в локальных конфликтов толк будет
    спрячется под водой у страны жертвы и начнет торговые суда топить.
    Вот Блин
  11. belarus 25 декабря 2011 23:14
    построить парочку как концепты и продать миллиардеру для охраны своего острова :)
    belarus
  12. Torus 7 января 2012 18:13
    ADVANSEA интересный корабль. Непонятно только зачем ему электический привод на аккумуляторах? В чём тут перспектива или преимущество?
    Уж лучше тогда ядерную установку воткнуть... хотя для ВИ 4500 тонн это не рационально.
  13. Gonoriy 22 декабря 2014 23:44
    По моему абсолютный бред.В даное время по крайней мере..Да и гибрид подлодки и корабля вряд ли когда либо будет востребован.
  14. Андрей11 27 марта 2015 18:32
    Французы решили выпендриться и придумали что-то оригинальное.
  15. Странник27 31 июля 2015 15:33
    Интересно, почему это такой проект никого не заинтересовал?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня