Апостол космоса номер 12. Вопреки всему

27


В день, когда мы все с радостью отмечаем красивую дату, 55 лет нашей космонавтике, много добрых слов будет сказано в адрес тех, кто стоял у истоков всего. Все они наши герои, но мне хочется сказать несколько слов об уникальном человеке, который их заслуживает, несмотря на то, что даже не попал в первую десятку первопроходцев. И, тем не менее, он того заслуживает.

Георгий Тимофеевич Береговой.

Летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант ВВС. Единственный в истории отряда советских и российских космонавтов, кто пришел в отряд, уже имея звание Героя Советского Союза.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины), в семье служащего. Отец Берегового был бухгалтером.

А в Енакиево был аэроклуб... И как все парни того времени, Береговой страстно хотел летать. Но небо упорно не пускало в свои объятия Георгия. Сперва по возрасту, потом - по социальному положению. Было такое положение, что в первую очередь принимали детей из рабочих семей.

Чтобы все-таки быть зачисленным в аэроклуб, Георгий пошел работать на Енакиевкий металлургический завод учеником слесаря. Приняли. И уже в 1941 году он успешно закончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Апостол космоса номер 12. Вопреки всему


В начале войны попал в разведывательный авиаполк. И снова пришлось доказывать, что он может больше и лучше. Так Береговой оказался в 1942 году в составе 90-го Гвардейского штурмового авиаполка.

186 боевых вылетов на Ил-2. Это вообще говорит об очень многом. Сто. Восемьдесят. Шесть. И не просто вылетов, а штурмовых. Когда в твой самолет, пусть и очень хорошо защищенный, лупит все, что может стрелять вверх. От ручного стрелкового оружия и пулеметов до зенитных автоматов 20, 30 , 37 и 50 мм.



Трижды горел. Трижды его сбивали. 26 октября 1944 г. Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно.



После войны Береговой стал лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это то же боевое задание, только в мирное время. Через его руки прошло немало новых боевых машин - Як-17, Як-25, МиГ-15 МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28.

В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Техника вывода из штопора на реактивных самолетах отличалась от того, с чем сталкивались летчики, пилотируя винтовые машины. Береговой фактически стал основателем школы реактивного пилотажа в том, что касалось штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора и заслужил в летной среде почетнейшее звание "Товарищ Штопор".

В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". с вручением Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета.

Тем временем Георгий Тимофеевич наметил для себя следующий рубеж. Он решил стать космонавтом.

Дорога в космос тоже была не простой. По нормативам того времени космонавт должен был быть не выше 170 см. Рост Берегового - 181 см. Космонавт не должен весить более 80 кг. Вес Берегового - 90 кг. Но... В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки.

Его учителем был Алексей Леонов. Он вспоминал, что у Берегового были очень большие сложности с пилотированием космического корабля. "Он был слишком летчик". Но Береговой смог осилить все сложности, и стать полноценным космонавтом.

Время, когда пришла пора ему лететь, было очень сложным. Именно тогда происходил переход на новую технику: корабли "Союз". "Союз" лететь не хотел категорически.

Тогда существовала практика, что человека запускали на корабле, если тот трижды успешно слетал без пилота, в автоматическом режиме.

Первый "Союз" был дистанционно ликвидирован, так как перестал выполнять команды ЦУПа.
Второй взорвался на старте.
Третий слетал нормально, но был выведен с орбиты раньше расчетного времени из-за отказа некоторых систем. Во время посадки нарушилась герметичность кабины спускаемого аппарата и системы выпуска парашюта.

Впоследствии это стоило жизни космонавту Владимиру Комарову, пилоту корабля "Союз-1".

А 26 октября 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". Беспилотный "Союз-2" уже ждал на орбите. Береговой должен был впервые осуществить стыковку двух кораблей нового поколения.

Стыковка, которую по программе наметили уже на первом витке, не удалась. Не успев привыкнуть к состоянию невесомости, Береговой начал стыковать аппараты, находясь в перевернутом на 180 градусов по отношению к "Союзу-2". А второй заход горючего уже не было. Стыковка не удалась.

За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, Береговой был награждён второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза.

22 января 1969 года, во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой. Ильин принял Берегового за Брежнева. Многие отмечали определенное внешнее сходство космонавта и генсека. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко задет осколками лобового стекла, но смог перехватить управление и предотвратить аварию.

Несмотря на относительную неудачу в своем первом и последнем космическом полете, а Береговому на тот момент было 47 (Сорок семь!!!) лет, Георгий Тимофеевич не нашел в себе ни сил, ни желания расстаться с космосом. И то, что сегодня "Союз" считается самым надежным и безопасным кораблем, немалая его заслуга.



Многие сотрудники космической отрасли отмечали недюжинные знания Берегового и возможность не просто объяснить технический недостаток какого-либо новшества, но и дать совет по его усовершенствованию.
Например, именно Береговой добился того, что в современных кораблях управление во многом сходно с управлением самолета. По расположению и функциональности.

С 1972 по 1987 годы Береговой занимал пост начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу. Именно Береговой был консультантом советских детских фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".

Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



"Космический корабль, как автомобиль или самолет, обкатать невозможно. Стереотипов тут нет, а дубли исключены. И, по справедливости, каждый космонавт пока у нас первый".

Георгий Береговой.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    12 апреля 2016 06:22
    Хороший бы фильм получился бы о жизни Берегового..Но снимают всякую дрянь..
    1. +14
      12 апреля 2016 06:38
      Боюсь, что современный кинематограф испоганит любую хорошую идею, как фильмы о Королёве, о Чкалове (новые) и т.д. Ну примеров много.
    2. +3
      12 апреля 2016 06:38
      Боюсь, что современный кинематограф испоганит любую хорошую идею, как фильмы о Королёве, о Чкалове (новые) и т.д. Ну примеров много.
    3. +9
      12 апреля 2016 07:30
      это было время Титанов! Какие люди были... hi
      1. +3
        12 апреля 2016 08:06
        Кинематограф да, но есть и документалисты...

        https://www.youtube.com/watch?v=ckNogN2vaFA
        1. +1
          12 апреля 2016 13:20
          Хороший бы фильм получился бы о жизни Берегового..Но снимают всякую дрянь..

          Да ладно нудеть. Фильм про Берегового показывали по тв. 2 дня назад. А статья - короткий пересказ этого фильма.
    4. +6
      12 апреля 2016 13:36
      Читал книгу Берегового "Угол атаки". Прочел за один день. Простым и понятным языком, он описал всю свою жизнь, особенно интересно о его боевых вылетах на Ил-2. Не оторваться.
  2. +5
    12 апреля 2016 06:45
    Статья интересная,но сам автор то же веселит,например:"Не успев привыкнуть к невесомости".Хорошо же можно привыкнуть,когда кровь начинает циркулировать по малому кругу минуя ноги.Что в голове твориться представить трудно.Береговой заработал своего Героя,как и те кто летал в Космос.Ещё попал под раздачу,когда его обстреляли с двух макаровых,ехал как Брежнев.Сильный Мужик!Память ему Добрая!Добавлю,что Ротшильду 6ть раз сердце меняли,а Береговому одну операцию сделать не смогли.
    1. +1
      12 апреля 2016 14:31
      Рокфеллеру вроде а не Ротшилду.
  3. +6
    12 апреля 2016 06:50
    С удовольствием прочёл рассказ.Спасибо Автору.С Праздником всех!

    В хороший день о хорошем надо больше говорить.
    Сам не понимаю,зачем ети сериалы.Вообще двусмысленность какая-то сплошная с теми фильмами.
  4. 0
    12 апреля 2016 07:18
    Была у нас - студентов с ним встреча в 1983 году
  5. +6
    12 апреля 2016 07:19
    К сожалению, сегодня спроси школьника кого из космонавтов он знает по фамилии, назовут в лучшем случае Ю.Гагарина, не может быть В.Терешкову.
    Для справки: На 12 апреля 2016 года 120 космонавтов из СССР и России участвовали в космических полётах (неоднократно 27). Среди них — 4 женщины. К настоящему времени нет в живых 33 космонавта.
  6. +6
    12 апреля 2016 07:25
    Гагарин, Титов, Береговой, Комаров и другие фамилии космонавтов были всегда на слуху. Их знали, что называется в лицо. В настоящее время отряд космонавтов увеличился в разы и новые фамилии приходят в историю космонавтики. Но первые - они и будут первыми, не в обиду всей славной когорте космонавтов! Всех с Юбилеем космонавтики! drinks
    1. 0
      12 апреля 2016 19:26
      Сегодня яндекс в честь праздника запустил проект полет Гагарина
      На что обратил внимание так это на показание пульса Юрий Гагарин был абсолютно спокоен весь полёт
  7. 0
    12 апреля 2016 07:47
    "- Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя: богатыри - не вы!" М.Ю.Лермонтов "Бородино".
  8. +3
    12 апреля 2016 08:29
    Весь первоначальный этап развития космонавтики вязан был с огромным риском.
    Поэтому всех космонавтов награждали высшей наградой Родины.
    Но и в наше время, когда на в космос стали возить туристов, эта профессия осталась не менее рискованной.
    Г.Т Береговой был очень целеустремлённым и волевым человеком. Поэтому в жизни ему удалось добиться многого.
    Только вот заголовок статьи
    Апостол космоса номер 12.
    вызывает недоумение. Апостолы - это ученики Христовы. Сначала их было 12, затем прибавились ещё 70.
    Не все аналогии уместно использовать ради красного словца!
  9. +5
    12 апреля 2016 08:31
    Да, среди космонавтов 70-х Береговой был уникален. Фронтовик, получивший свою первую Звезду Героя на полях сражений. В свое время была популярна серия малоформатных книг карманного формата (название серии уже не помню). Одна из них была о Береговом. Особенно поразило описание ситуации, когда во время полета у него заклинило управление рулями высоты, а через некоторое время отказал двигатель и соответственно связь. И как он смог посадить машину на запасной аэродром....
    1. +1
      12 апреля 2016 13:46
      Книга называется "Угол атаки". Есть в моей библиотеке.
  10. +2
    12 апреля 2016 10:30
    как он на Леонида Ильича похож был! Особенно там ,где улыбался. Настоящий мужик!
  11. AUL
    +3
    12 апреля 2016 10:54
    В 70-е годы вышла книга Берегового "Угол атаки". Замечательная книга!
  12. +3
    12 апреля 2016 12:42
    Время начала освоения Космоса- время большой мечты, время больших дел и свершений, это рождало личности подобных Береговому.
    Сохраним мечту о космических полётах Человека к другим Мирам, значит сохраним Россию, значит вырастут новые Гагарины и Береговые ,Королёвы и Глушко.
  13. +4
    12 апреля 2016 16:27
    Георгий Тимофеевич Береговой до ухода в отряд космонавтов был Заместителем Командира 1-го Управления (в\Ч 18374) 8 ГНИКИ ВВС им В.П.Чкалова, ныне 929 ГЛИЦ МО РФ (г.Ахтубинск). Его фотографии всегда были на почетном месте в части. Как военный летчик-испытатель он сделал очень много для развития авиации.
    Про посадку с отказом двигателя рассказывали ветераны.Береговому приказали катапультироваться. Георгий Тимофеевич послал ...очень далеко, дал команду РП работать только на "прием"....и посадил машину.
  14. +1
    12 апреля 2016 21:36
    Вот интересно почему в "тоталитарном совке" так много было подобных людей, а сейчас в период "демократии" так мало? Вопрос риторический, ответ и так известен к сожалению....
  15. +1
    12 апреля 2016 22:00
    С большим удовольствием прочитал статью. Спасибо что вспомнили такого человека. Я сам родом из Енакиево, а Георгий Тимофеевич учился в моей школе #37. Я был в 1968 во 2-м классе, но хорошо помню какой праздник был в городе, когда сообщили о его полёте. Наша школа стала называться имени Г.Т.Берегового, а он сам несколько раз приезжал в Енакиево 1-го Февраля на вечер встречи выпускников. Кстати, его мама так и жила в Енакиево, и у неё кроме Георгия Тимофеевича было ещё два сына и один из них тоже генерал.
    Вот такие люди.
  16. +1
    13 апреля 2016 00:56
    Память и уважение Настоящему Советскому человеку!
  17. 0
    15 апреля 2016 18:16
    Между прочим вчера по каналу "История" видел документальный фильм о Береговом. Действительно, одно то, что более 200 боевых вылетов на штурмовку, трёхкратно сбитый и трёхкратно выживший и вернувшийся к своим - потрясающе !
  18. 0
    14 октября 2016 23:40
    Глыба, а не человек. И очень везучий человек!!! Но и пахарь, судя по всему, редкостный - на одном везении далеко не уедешь. И согласен, что фильма о себе хорошего ЗАСЛУЖИЛ. На таких примерах молодежь воспитывать надо, а не на "Бригадах" всяких.

    На прошлой неделе был в Калуге, в Музее Космонавтики. Ходил и ... тосковал. Экспозиция хорошая, слов нет, а тоска от осознания того, во что превратили страну всякие перестройщики и менеджеры. Но надежда, ИМХО, есть. Молодняк в музее был, может кто-то из них захочет быть тем, кто толкнет российскую космонавтику вперед. И в Музее ведется большая реконструкция, что не может не радовать. Может еще вернемся на "пыльные тропинки далеких планет"?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»