Апостол космоса номер 12. Вопреки всему



В день, когда мы все с радостью отмечаем красивую дату, 55 лет нашей космонавтике, много добрых слов будет сказано в адрес тех, кто стоял у истоков всего. Все они наши герои, но мне хочется сказать несколько слов об уникальном человеке, который их заслуживает, несмотря на то, что даже не попал в первую десятку первопроходцев. И, тем не менее, он того заслуживает.


Георгий Тимофеевич Береговой.

Летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант ВВС. Единственный в истории отряда советских и российских космонавтов, кто пришел в отряд, уже имея звание Героя Советского Союза.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины), в семье служащего. Отец Берегового был бухгалтером.

А в Енакиево был аэроклуб... И как все парни того времени, Береговой страстно хотел летать. Но небо упорно не пускало в свои объятия Георгия. Сперва по возрасту, потом - по социальному положению. Было такое положение, что в первую очередь принимали детей из рабочих семей.

Чтобы все-таки быть зачисленным в аэроклуб, Георгий пошел работать на Енакиевкий металлургический завод учеником слесаря. Приняли. И уже в 1941 году он успешно закончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Апостол космоса номер 12. Вопреки всему


В начале войны попал в разведывательный авиаполк. И снова пришлось доказывать, что он может больше и лучше. Так Береговой оказался в 1942 году в составе 90-го Гвардейского штурмового авиаполка.

186 боевых вылетов на Ил-2. Это вообще говорит об очень многом. Сто. Восемьдесят. Шесть. И не просто вылетов, а штурмовых. Когда в твой самолет, пусть и очень хорошо защищенный, лупит все, что может стрелять вверх. От ручного стрелкового оружия и пулеметов до зенитных автоматов 20, 30 , 37 и 50 мм.



Трижды горел. Трижды его сбивали. 26 октября 1944 г. Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно.



После войны Береговой стал лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это то же боевое задание, только в мирное время. Через его руки прошло немало новых боевых машин - Як-17, Як-25, МиГ-15 МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28.

В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Техника вывода из штопора на реактивных самолетах отличалась от того, с чем сталкивались летчики, пилотируя винтовые машины. Береговой фактически стал основателем школы реактивного пилотажа в том, что касалось штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора и заслужил в летной среде почетнейшее звание "Товарищ Штопор".

В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". с вручением Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета.

Тем временем Георгий Тимофеевич наметил для себя следующий рубеж. Он решил стать космонавтом.

Дорога в космос тоже была не простой. По нормативам того времени космонавт должен был быть не выше 170 см. Рост Берегового - 181 см. Космонавт не должен весить более 80 кг. Вес Берегового - 90 кг. Но... В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки.

Его учителем был Алексей Леонов. Он вспоминал, что у Берегового были очень большие сложности с пилотированием космического корабля. "Он был слишком летчик". Но Береговой смог осилить все сложности, и стать полноценным космонавтом.

Время, когда пришла пора ему лететь, было очень сложным. Именно тогда происходил переход на новую технику: корабли "Союз". "Союз" лететь не хотел категорически.

Тогда существовала практика, что человека запускали на корабле, если тот трижды успешно слетал без пилота, в автоматическом режиме.

Первый "Союз" был дистанционно ликвидирован, так как перестал выполнять команды ЦУПа.
Второй взорвался на старте.
Третий слетал нормально, но был выведен с орбиты раньше расчетного времени из-за отказа некоторых систем. Во время посадки нарушилась герметичность кабины спускаемого аппарата и системы выпуска парашюта.

Впоследствии это стоило жизни космонавту Владимиру Комарову, пилоту корабля "Союз-1".

А 26 октября 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". Беспилотный "Союз-2" уже ждал на орбите. Береговой должен был впервые осуществить стыковку двух кораблей нового поколения.

Стыковка, которую по программе наметили уже на первом витке, не удалась. Не успев привыкнуть к состоянию невесомости, Береговой начал стыковать аппараты, находясь в перевернутом на 180 градусов по отношению к "Союзу-2". А второй заход горючего уже не было. Стыковка не удалась.

За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, Береговой был награждён второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза.

22 января 1969 года, во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой. Ильин принял Берегового за Брежнева. Многие отмечали определенное внешнее сходство космонавта и генсека. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко задет осколками лобового стекла, но смог перехватить управление и предотвратить аварию.

Несмотря на относительную неудачу в своем первом и последнем космическом полете, а Береговому на тот момент было 47 (Сорок семь!!!) лет, Георгий Тимофеевич не нашел в себе ни сил, ни желания расстаться с космосом. И то, что сегодня "Союз" считается самым надежным и безопасным кораблем, немалая его заслуга.



Многие сотрудники космической отрасли отмечали недюжинные знания Берегового и возможность не просто объяснить технический недостаток какого-либо новшества, но и дать совет по его усовершенствованию.
Например, именно Береговой добился того, что в современных кораблях управление во многом сходно с управлением самолета. По расположению и функциональности.

С 1972 по 1987 годы Береговой занимал пост начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу. Именно Береговой был консультантом советских детских фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".

Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



"Космический корабль, как автомобиль или самолет, обкатать невозможно. Стереотипов тут нет, а дубли исключены. И, по справедливости, каждый космонавт пока у нас первый".

Георгий Береговой.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти