Апостол космоса номер 12. Вопреки всему



В день, когда мы все с радостью отмечаем красивую дату, 55 лет нашей космонавтике, много добрых слов будет сказано в адрес тех, кто стоял у истоков всего. Все они наши герои, но мне хочется сказать несколько слов об уникальном человеке, который их заслуживает, несмотря на то, что даже не попал в первую десятку первопроходцев. И, тем не менее, он того заслуживает.

Георгий Тимофеевич Береговой.


Летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант ВВС. Единственный в истории отряда советских и российских космонавтов, кто пришел в отряд, уже имея звание Героя Советского Союза.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины), в семье служащего. Отец Берегового был бухгалтером.

А в Енакиево был аэроклуб... И как все парни того времени, Береговой страстно хотел летать. Но небо упорно не пускало в свои объятия Георгия. Сперва по возрасту, потом - по социальному положению. Было такое положение, что в первую очередь принимали детей из рабочих семей.

Чтобы все-таки быть зачисленным в аэроклуб, Георгий пошел работать на Енакиевкий металлургический завод учеником слесаря. Приняли. И уже в 1941 году он успешно закончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Апостол космоса номер 12. Вопреки всему


В начале войны попал в разведывательный авиаполк. И снова пришлось доказывать, что он может больше и лучше. Так Береговой оказался в 1942 году в составе 90-го Гвардейского штурмового авиаполка.

186 боевых вылетов на Ил-2. Это вообще говорит об очень многом. Сто. Восемьдесят. Шесть. И не просто вылетов, а штурмовых. Когда в твой самолет, пусть и очень хорошо защищенный, лупит все, что может стрелять вверх. От ручного стрелкового оружия и пулеметов до зенитных автоматов 20, 30 , 37 и 50 мм.



Трижды горел. Трижды его сбивали. 26 октября 1944 г. Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно.



После войны Береговой стал лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это то же боевое задание, только в мирное время. Через его руки прошло немало новых боевых машин - Як-17, Як-25, МиГ-15 МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28.

В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Техника вывода из штопора на реактивных самолетах отличалась от того, с чем сталкивались летчики, пилотируя винтовые машины. Береговой фактически стал основателем школы реактивного пилотажа в том, что касалось штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора и заслужил в летной среде почетнейшее звание "Товарищ Штопор".

В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". с вручением Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета.

Тем временем Георгий Тимофеевич наметил для себя следующий рубеж. Он решил стать космонавтом.

Дорога в космос тоже была не простой. По нормативам того времени космонавт должен был быть не выше 170 см. Рост Берегового - 181 см. Космонавт не должен весить более 80 кг. Вес Берегового - 90 кг. Но... В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки.

Его учителем был Алексей Леонов. Он вспоминал, что у Берегового были очень большие сложности с пилотированием космического корабля. "Он был слишком летчик". Но Береговой смог осилить все сложности, и стать полноценным космонавтом.

Время, когда пришла пора ему лететь, было очень сложным. Именно тогда происходил переход на новую технику: корабли "Союз". "Союз" лететь не хотел категорически.

Тогда существовала практика, что человека запускали на корабле, если тот трижды успешно слетал без пилота, в автоматическом режиме.

Первый "Союз" был дистанционно ликвидирован, так как перестал выполнять команды ЦУПа.
Второй взорвался на старте.
Третий слетал нормально, но был выведен с орбиты раньше расчетного времени из-за отказа некоторых систем. Во время посадки нарушилась герметичность кабины спускаемого аппарата и системы выпуска парашюта.

Впоследствии это стоило жизни космонавту Владимиру Комарову, пилоту корабля "Союз-1".

А 26 октября 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". Беспилотный "Союз-2" уже ждал на орбите. Береговой должен был впервые осуществить стыковку двух кораблей нового поколения.

Стыковка, которую по программе наметили уже на первом витке, не удалась. Не успев привыкнуть к состоянию невесомости, Береговой начал стыковать аппараты, находясь в перевернутом на 180 градусов по отношению к "Союзу-2". А второй заход горючего уже не было. Стыковка не удалась.

За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, Береговой был награждён второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза.

22 января 1969 года, во время торжественной встречи космонавтов в Кремле, офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой. Ильин принял Берегового за Брежнева. Многие отмечали определенное внешнее сходство космонавта и генсека. Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен. Сам Береговой был легко задет осколками лобового стекла, но смог перехватить управление и предотвратить аварию.

Несмотря на относительную неудачу в своем первом и последнем космическом полете, а Береговому на тот момент было 47 (Сорок семь!!!) лет, Георгий Тимофеевич не нашел в себе ни сил, ни желания расстаться с космосом. И то, что сегодня "Союз" считается самым надежным и безопасным кораблем, немалая его заслуга.



Многие сотрудники космической отрасли отмечали недюжинные знания Берегового и возможность не просто объяснить технический недостаток какого-либо новшества, но и дать совет по его усовершенствованию.
Например, именно Береговой добился того, что в современных кораблях управление во многом сходно с управлением самолета. По расположению и функциональности.

С 1972 по 1987 годы Береговой занимал пост начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу. Именно Береговой был консультантом советских детских фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной".

Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



"Космический корабль, как автомобиль или самолет, обкатать невозможно. Стереотипов тут нет, а дубли исключены. И, по справедливости, каждый космонавт пока у нас первый".

Георгий Береговой.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 12 апреля 2016 06:22
    +25
    Хороший бы фильм получился бы о жизни Берегового..Но снимают всякую дрянь..
    1. VovanFalcon Офлайн
      VovanFalcon (Владимир) 12 апреля 2016 06:38
      +14
      Боюсь, что современный кинематограф испоганит любую хорошую идею, как фильмы о Королёве, о Чкалове (новые) и т.д. Ну примеров много.
    2. VovanFalcon Офлайн
      VovanFalcon (Владимир) 12 апреля 2016 06:38
      +3
      Боюсь, что современный кинематограф испоганит любую хорошую идею, как фильмы о Королёве, о Чкалове (новые) и т.д. Ну примеров много.
    3. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 12 апреля 2016 07:30
      +9
      это было время Титанов! Какие люди были... hi
      1. Banshee Офлайн
        Banshee (Роман) 12 апреля 2016 08:06
        +3
        Кинематограф да, но есть и документалисты...

        https://www.youtube.com/watch?v=ckNogN2vaFA
        1. Махмут Офлайн
          Махмут 12 апреля 2016 13:20
          +1
          Хороший бы фильм получился бы о жизни Берегового..Но снимают всякую дрянь..

          Да ладно нудеть. Фильм про Берегового показывали по тв. 2 дня назад. А статья - короткий пересказ этого фильма.
    4. novobranets Офлайн
      novobranets (Вячеслав) 12 апреля 2016 13:36
      +6
      Читал книгу Берегового "Угол атаки". Прочел за один день. Простым и понятным языком, он описал всю свою жизнь, особенно интересно о его боевых вылетах на Ил-2. Не оторваться.
  2. РПК Офлайн
    РПК 12 апреля 2016 06:45
    +5
    Статья интересная,но сам автор то же веселит,например:"Не успев привыкнуть к невесомости".Хорошо же можно привыкнуть,когда кровь начинает циркулировать по малому кругу минуя ноги.Что в голове твориться представить трудно.Береговой заработал своего Героя,как и те кто летал в Космос.Ещё попал под раздачу,когда его обстреляли с двух макаровых,ехал как Брежнев.Сильный Мужик!Память ему Добрая!Добавлю,что Ротшильду 6ть раз сердце меняли,а Береговому одну операцию сделать не смогли.
    1. Anglorussian Офлайн
      Anglorussian (Алексей) 12 апреля 2016 14:31
      +1
      Рокфеллеру вроде а не Ротшилду.
  3. Reptiloid Онлайн
    Reptiloid (Дмитрий) 12 апреля 2016 06:50
    +6
    С удовольствием прочёл рассказ.Спасибо Автору.С Праздником всех!

    В хороший день о хорошем надо больше говорить.
    Сам не понимаю,зачем ети сериалы.Вообще двусмысленность какая-то сплошная с теми фильмами.
  4. sa-ag Офлайн
    sa-ag (Старый грек Каракаргопуло) 12 апреля 2016 07:18
    0
    Была у нас - студентов с ним встреча в 1983 году
  5. avg-mgn Офлайн
    avg-mgn (Владимир) 12 апреля 2016 07:19
    +6
    К сожалению, сегодня спроси школьника кого из космонавтов он знает по фамилии, назовут в лучшем случае Ю.Гагарина, не может быть В.Терешкову.
    Для справки: На 12 апреля 2016 года 120 космонавтов из СССР и России участвовали в космических полётах (неоднократно 27). Среди них — 4 женщины. К настоящему времени нет в живых 33 космонавта.
  6. a.s.zzz888 Офлайн
    a.s.zzz888 (шериф) 12 апреля 2016 07:25
    +6
    Гагарин, Титов, Береговой, Комаров и другие фамилии космонавтов были всегда на слуху. Их знали, что называется в лицо. В настоящее время отряд космонавтов увеличился в разы и новые фамилии приходят в историю космонавтики. Но первые - они и будут первыми, не в обиду всей славной когорте космонавтов! Всех с Юбилеем космонавтики! drinks
    1. dmikras Офлайн
      dmikras (Дмитрий) 12 апреля 2016 19:26
      0
      Сегодня яндекс в честь праздника запустил проект полет Гагарина
      На что обратил внимание так это на показание пульса Юрий Гагарин был абсолютно спокоен весь полёт
  7. 0895055116 Офлайн
    0895055116 (Кондратьев Андрей Викторович) 12 апреля 2016 07:47
    0
    "- Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя: богатыри - не вы!" М.Ю.Лермонтов "Бородино".
  8. Pvi1206 Офлайн
    Pvi1206 (Владимир) 12 апреля 2016 08:29
    +3
    Весь первоначальный этап развития космонавтики вязан был с огромным риском.
    Поэтому всех космонавтов награждали высшей наградой Родины.
    Но и в наше время, когда на в космос стали возить туристов, эта профессия осталась не менее рискованной.
    Г.Т Береговой был очень целеустремлённым и волевым человеком. Поэтому в жизни ему удалось добиться многого.
    Только вот заголовок статьи
    Апостол космоса номер 12.
    вызывает недоумение. Апостолы - это ученики Христовы. Сначала их было 12, затем прибавились ещё 70.
    Не все аналогии уместно использовать ради красного словца!
  9. Старый26 Офлайн
    Старый26 (Владимир) 12 апреля 2016 08:31
    +5
    Да, среди космонавтов 70-х Береговой был уникален. Фронтовик, получивший свою первую Звезду Героя на полях сражений. В свое время была популярна серия малоформатных книг карманного формата (название серии уже не помню). Одна из них была о Береговом. Особенно поразило описание ситуации, когда во время полета у него заклинило управление рулями высоты, а через некоторое время отказал двигатель и соответственно связь. И как он смог посадить машину на запасной аэродром....
    1. novobranets Офлайн
      novobranets (Вячеслав) 12 апреля 2016 13:46
      +1
      Книга называется "Угол атаки". Есть в моей библиотеке.
  10. guzik007 Офлайн
    guzik007 (Восставший из бана) 12 апреля 2016 10:30
    +2
    как он на Леонида Ильича похож был! Особенно там ,где улыбался. Настоящий мужик!
  11. AUL Офлайн
    AUL (Александр) 12 апреля 2016 10:54
    +3
    В 70-е годы вышла книга Берегового "Угол атаки". Замечательная книга!
  12. кедр Офлайн
    кедр (Евгений) 12 апреля 2016 12:42
    +3
    Время начала освоения Космоса- время большой мечты, время больших дел и свершений, это рождало личности подобных Береговому.
    Сохраним мечту о космических полётах Человека к другим Мирам, значит сохраним Россию, значит вырастут новые Гагарины и Береговые ,Королёвы и Глушко.
  13. Александр1959 Офлайн
    Александр1959 (Александр) 12 апреля 2016 16:27
    +4
    Георгий Тимофеевич Береговой до ухода в отряд космонавтов был Заместителем Командира 1-го Управления (в\Ч 18374) 8 ГНИКИ ВВС им В.П.Чкалова, ныне 929 ГЛИЦ МО РФ (г.Ахтубинск). Его фотографии всегда были на почетном месте в части. Как военный летчик-испытатель он сделал очень много для развития авиации.
    Про посадку с отказом двигателя рассказывали ветераны.Береговому приказали катапультироваться. Георгий Тимофеевич послал ...очень далеко, дал команду РП работать только на "прием"....и посадил машину.
  14. cobra77 Офлайн
    cobra77 (Константин) 12 апреля 2016 21:36
    +1
    Вот интересно почему в "тоталитарном совке" так много было подобных людей, а сейчас в период "демократии" так мало? Вопрос риторический, ответ и так известен к сожалению....
  15. slava1960 Офлайн
    slava1960 12 апреля 2016 22:00
    +1
    С большим удовольствием прочитал статью. Спасибо что вспомнили такого человека. Я сам родом из Енакиево, а Георгий Тимофеевич учился в моей школе #37. Я был в 1968 во 2-м классе, но хорошо помню какой праздник был в городе, когда сообщили о его полёте. Наша школа стала называться имени Г.Т.Берегового, а он сам несколько раз приезжал в Енакиево 1-го Февраля на вечер встречи выпускников. Кстати, его мама так и жила в Енакиево, и у неё кроме Георгия Тимофеевича было ещё два сына и один из них тоже генерал.
    Вот такие люди.
  16. Breard Офлайн
    Breard (Serg) 13 апреля 2016 00:56
    +1
    Память и уважение Настоящему Советскому человеку!
  17. Михаил Матюгин (Михаил ) 15 апреля 2016 18:16
    0
    Между прочим вчера по каналу "История" видел документальный фильм о Береговом. Действительно, одно то, что более 200 боевых вылетов на штурмовку, трёхкратно сбитый и трёхкратно выживший и вернувшийся к своим - потрясающе !
  18. tolancop Офлайн
    tolancop (tolancop) 14 октября 2016 23:40
    0
    Глыба, а не человек. И очень везучий человек!!! Но и пахарь, судя по всему, редкостный - на одном везении далеко не уедешь. И согласен, что фильма о себе хорошего ЗАСЛУЖИЛ. На таких примерах молодежь воспитывать надо, а не на "Бригадах" всяких.

    На прошлой неделе был в Калуге, в Музее Космонавтики. Ходил и ... тосковал. Экспозиция хорошая, слов нет, а тоска от осознания того, во что превратили страну всякие перестройщики и менеджеры. Но надежда, ИМХО, есть. Молодняк в музее был, может кто-то из них захочет быть тем, кто толкнет российскую космонавтику вперед. И в Музее ведется большая реконструкция, что не может не радовать. Может еще вернемся на "пыльные тропинки далеких планет"?
Картина дня