Military Review

Project of self-propelled artillery Kleinpanzerjäger Rütscher (Germany)

12
As is known, the military industry of Hitler's Germany was able to offer bold and promising projects, but did not always show the ability to bring them to mass production and operation. One example of such failures can be considered the project of self-propelled artillery Kleinpanzerjäger Rütscher. This combat vehicle could become a full-fledged anti-tank ACS with a new type of weaponry, but the project never left the stage of preparation for the prototype assembly.


History The Kleinpanzerjäger Rütscher project began in 1942. At that time, the German military leadership ordered the development of promising fighters tanks light class. Several design bureaus and factories were involved in the work. Among others, the creation of a promising self-propelled gun was carried out by specialists from BMW and Wesserhütte. Together, they created a new armored vehicle, which was distinguished by relatively small dimensions, but at the same time carried a fairly powerful weapon that allowed it to fight against existing enemy tanks.

The Rütscher project was prepared for the start of the 1944 of the year, when the command compared the options presented and delivered its verdict. In February, a light tank destroyer Panzerjäger 44 (t) Hetzer was recommended for serial production and commissioning. Soon began preparations for the full-scale production of such equipment. The project of BMW and Wesserhütte, in turn, remained out of work and was forgotten for some time.


Wooden mock-up of SAU Kleinpanzerjäger Rütscher. Photo Aviarmor.net


In less than a year, in January 1945, the work on the Kleinpanzerjäger Rütscher project was resumed. The successes of the allies and the movement of the front had a serious impact on the possibilities of German industry. She lost the enterprise behind the enterprise, and in this connection lost the ability to manufacture certain products, including some combat vehicles. Due to the loss of the Czechoslovak plants that produced the Hetzer self-propelled gun, Germany needed a new armored vehicle project that could be built on the remaining enterprises.

After the "reanimation" of the project, it was decided to change the basic requirements for it. To speed up work, improve manufacturability and improve performance, it was proposed to make speed and mobility the main priority of the project. Protection and firepower also remained important aspects of the project, but their growth was associated with an increase in combat mass and therefore could affect mobility. Thus, the perspective Rütscher self-propelled guns should have minimal dimensions and be as light as possible.

Unlike the mass of other German self-propelled guns of the time, the Kleinpanzerjäger Rütscher was not proposed to build on the basis of one of the existing chassis. Instead, it was planned to develop a new case and chassis that meet the requirements for size and weight. As a result, the finished self-propelled gun had some similarities with other armored vehicles, but there were also noticeable differences.

The self-propelled gun of the new type was to receive a hull that resembled the corresponding units of the previous German self-propelled guns. It was proposed to use an inclined frontal sheet with a small box-like superstructure to place the guns. The sides of the hull were proposed to be made in the form of a structure of vertical lower parts and inclined upper, connected to the roof. The aft part of the hull was supposed to have a lower height compared to the front wheelhouse, which was due to the size of the various units.

Despite the requirements relating to compactness, the Rütscher self-propelled gun was to be built according to the layout traditional for German armored vehicles, which did not contribute to a reduction in vehicle height. In front of the hull, there were transmission units associated with driving wheels, behind them was the total habitable volume, which united the control department and the fighting compartment. In the stern it was proposed to place the engine.

Project of self-propelled artillery Kleinpanzerjäger Rütscher (Germany)
Projection machine. Picture Foto-transporta.ru


The body should be assembled from armor plates of relatively small thickness. Front plates should have a thickness of 14,5 mm. Other parts of the body were proposed to be made of 8-mm sheets. Such armor allowed to protect the crew and units of the machine only from rifle weapons and fragments of some artillery shells. Nevertheless, an increase in the level of protection was considered unacceptable, since a thickening of the armor would lead to a significant increase in the combat mass.

The basis of the power plant was to be the BMW CM3 Type 335 petrol engine with a power of 90 hp. The engine, cooling systems and fuel tanks were to be located in the aft compartment of the hull. With the help of a cardan shaft, passing under a habitable compartment, the engine had to transmit torque to the mechanical transmission in front of the hull. The main element of the transmission was the Allklauen ZF5-25 gearbox.

The running gear of the self-propelled gun was built on the basis of six road wheels on each side. Skating rinks with individual suspension were installed in a staggered manner. Driving wheels were placed in the front of the hull, guides - in the stern. It was proposed to use a large caterpillar with a width of 300 mm.

The crew of the Kleinpanzerjäger Rütscher self-propelled gun was to consist of two people, a driver and a commander who served as a loader and gunner. The driver's seat was located in front of the hull, on its left side. The commander was placed in the rear of the habitable compartment, near the starboard side. For access to the crew seats in the front and rear of the roof were provided two hatches. In order to maintain an acceptable level of frontal projection protection, it was decided to abandon the inspection hatches for the driver. For this reason, both the driver and the commander should have monitored the terrain only through periscopic instruments.

Requirements for weight and firepower imposed some restrictions on the choice of the main weapon. For example, the available anti-tank guns of the 75 mm caliber had insufficient power, and the 88-mm systems were too heavy and could damage the design of the machine with great efficiency. The authors of the project found an original way out of this situation. For the armament of the Rütscher self-propelled guns, it was proposed to use two Panzerabwehrwerfer 600 cannons (PAW 600, also the 8H63 designation) of the 80 mm caliber, distinguished by relatively high characteristics. The design of this tool, developed by Rheinmetall, used some interesting original ideas. With their help, it was possible to reduce the weight of the propellant charge and lighten the barrel, but at the same time to ensure a relatively high initial velocity of the projectile. Due to the cumulative ammunition, it was planned to ensure high armor penetration.


PAW 600 gun on the towed carriage. Photo of Wikimedia Commons


The PAW 80 600-mm gun was equipped with a sleek barrel of lightweight construction with a 38 caliber length and had to work along the so-called. two-chamber principle. The unitary projectile Wgr.Patr.4462 had a special plate with small holes that blocked the bore. During the shot, propellant ignition occurred, accompanied by the formation of a large amount of powder gases. Through the holes in the plate, the gases had to come out of the sleeve and fill the volume in front of the projectile. In this case, the plate was held in its place by a special pin and did not allow the projectile to budge. After reaching a given pressure difference in the sleeve (high pressure chamber) and in the space in front of the projectile (low pressure chamber), the pin was cut, after which the projectile could begin to move along the barrel. Despite the use of a relatively small propellant charge and light barrels, the initial velocity of the projectile reached 520 m / s.

A cumulative 8 cm Pwk.Gr.5071 projectile could hit targets at ranges up to 750 m and punch up to 140 mm homogeneous armor. At the same time, in the course of testing, shots were also carried out at great distances, up to 2 km, without losing the effectiveness of the projectile. Also known about the existence of high-explosive fragmentation projectile, which could be thrown at 6-6,2 km.

Initially, the PAW 600 cannon was proposed as a towed system on a wheeled carriage. For use in the Kleinpanzerjäger Rütscher self-propelled gun, it was decided to develop a new twin gun installation. In front of the armored felling of the ACS, a twin installation for two guns with common guidance systems was to be located. Rough horizontal guidance should be made by turning the whole machine, and for fine, as well as for lifting barrels, mechanisms with manual drives were proposed. For aiming the guns should have been equipped with a general telescopic sight mounted to the right of them.

Due to the dense layout of the prospective self-propelled gun was supposed to be small in size. The length of the hull was 3,55 m (4,85 m including guns), the width did not exceed 1,85 m, and the height was reduced to record 1,36 m. At the same time, the machine had to differ by a relatively large combat weight - 38,5 t. the mass can be suspected of having some kind of error. Given the size of the Rütscher ACS, it’s hard to imagine that it could even weigh 10 t, not to mention larger indicators. Perhaps the real combat mass was determined at the level of 3,85 t, and then a mistake crept into the historical research.

According to some data, in parallel with the self-propelled gun, a carrier of ammunition was developed on a similar chassis. It should have been distinguished from the basic SAU by the absence of armament and a reduced cabin, which provided for a large number of racks for ammunition. With a height of 1 m and a total mass of 3 and T, the carrier could transport up to 1 and shells. It is noteworthy that the parameters of the carrier of ammunition may be a hint of the real mass of self-propelled guns and the fallacy of data on 38,5 tons.


Model Kleinpanzerjäger Rütscher. Visually shows the size of the machine. Photo Strangevehicles.greyfalcon.us


An important feature of the Kleinpanzerjäger Rütscher light tank destroyer project was the use of only those components that could be manufactured in Germany. Thanks to this, the industry, rapidly losing enterprises and resources, could give the army the required amount of equipment. Nevertheless, it was only in theory, but in practice the situation was different.

The development of the Rütscher project was resumed in January 1945. Within a few weeks, the development companies completed the design and prepared the necessary documentation for the updated project. In April, was built a full-size mock self-propelled model, which demonstrated its main features. There was an opportunity to build and test a prototype, and according to the results of its tests, serial construction of a new technology could begin.

However, the mass production of new self-propelled guns could prevent problems with the supply of necessary weapons. The PAW 600 guns were put into series in the last months of 1944. At the beginning of 1945, the army received the first batch of such guns on towed carriages in the number of 81 units. Before the beginning of spring 220 guns and more than 30 thousand shells were manufactured for them. For various reasons, less than half of the built guns hit the front, and the rest remained at the manufacturer. At the same time, the pace of production left much to be desired, which could adversely affect the production of self-propelled guns, or hit the supply of guns for field artillery.

In April, BMW and Wesserhütte built 1945, a wooden full-size model of a new tank destroyer. Few weeks remained in Europe until the end of the war, because of which further work on the project was useless. Naturally, before the surrender, the German industry could not even begin building a prototype machine like Kleinpanzerjäger Rütscher.

Due to the successes of the Red Army and other troops of the anti-Hitler coalition, the Rütscher project was not implemented and did not advance beyond the layout checks stage. As a result, German troops remained without promising self-propelled artillery with promising characteristics. The reason for this failure was the late start of the project. After some downtime, the development of self-propelled guns was resumed only in January of the 1945 year, when there was no time left for full-fledged work. The Kleinpanzerjäger Rütscher machine could become the world's first self-propelled gun carrier with two chambers, however, it was able to reach construction in metal.


Based on:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://aviarmor.net/
http://mirtankov.su/
http://forum.axishistory.com/
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Stoler
    Stoler April 14 2016 06: 52
    +3
    That crap in the World of Tank! belay yes
    1. Red_Hamer
      Red_Hamer April 14 2016 07: 49
      +1
      On the plus side, we will see how many fans of the world are present on the forum? laughing Why not immediately put “Object 279” into it? One shot, and no rival team.
      1. Alexey RA
        Alexey RA April 14 2016 15: 09
        +1
        Quote: Red_Hamer
        Why not immediately put “Object 279” into it? One shot, and no rival team.

        Then immediately 2C4 - the power of the T92 in combination with the reach of the "funik".
        But at once the vine of art guides about Khimki will stop. laughing
  2. demiurg
    demiurg April 14 2016 07: 23
    +3
    And two trunks why shove in such a cockroach? And in general, how could at least two people be inside? Is there also a bk engine? Solid questions. Truly a Teutonic genius gloomy.
    1. vvp2
      vvp2 April 14 2016 11: 40
      +2
      Quote: demiurg
      And two trunks why shove in such a cockroach?

      The speed of the grenade is only 520 m / s, like a howitzer. Therefore, to shoot at tanks is not kosher at all, figs will hit. Apparently, it was meant that she should shoot in one gulp. From this, the probability of hitting will be higher. And then the cumulative charge will do its job.
      Generally, PAW 600 is not like a cannon. It is rather a beefy PT grenade launcher. Big RPG mutant, if figuratively. Only the principle of throwing a grenade is different, "cannon".
    2. The comment was deleted.
  3. Arktidianets
    Arktidianets April 14 2016 08: 00
    +2
    What a flea, and even about two trunks.
  4. Andrey Skokovsky
    Andrey Skokovsky April 14 2016 09: 34
    +4
    all khan
    Now history, as we stole a coalition from the Nazis, will not die for centuries ...
    1. zennon
      zennon April 14 2016 16: 35
      0
      Quote: Andrey Skokovsky
      all khan
      Now history, as we stole a coalition from the Nazis, will not die for centuries ...

      Yes, we ourselves with a mustache. At the beginning of the war, we also developed something similar. In general, the idea is full-time. No defense. Consider no little.
      http://www.alternathistory.com/sau-su-it-76-i1376-su-proekt-nii-13-sssr-1942g
      1. Alf
        Alf April 14 2016 21: 25
        +1
        Quote: zennon
        Yes, we ourselves with a mustache. At the beginning of the war, too, developed something similar

        Here is another draft of the KV-7.
  5. Arkan
    Arkan April 14 2016 11: 09
    0
    A double-barreled shotgun for tanks, it's cool! Maybe she could also beat with a doublet? Those who served in the armored forces will understand that the commander, gunner and loader in the same person on an 80 mm gun will greatly reduce self-propelled guns. Yes, and small-caliber guns require separation of functions in the calculation. This is another utopia of Germany’s agonizing fascist.
    1. vvp2
      vvp2 April 14 2016 12: 34
      0
      Quote: Arkan
      Who served in the armored forces will understand me,

      This is not the armament of the armored forces, this is the armament of the infantry. A self-propelled anti-tank grenade launcher, in which a grenade launcher and a driver are protected with small armor, which increases the combat stability of this weapon system.
      An advanced German motorcycle with a sidecar of the first year of the war, if figuratively. Only instead of MG, the "wheelchair user" has a dual anti-tank grenade launcher + some armor from shrapnel. Well, the tasks are different, of course.
    2. Alexey RA
      Alexey RA April 14 2016 15: 19
      0
      Quote: Arkan
      This is another utopia of Germany’s agonizing fascist.

      What do you say about I-13.75-SU?
      1. vvp2
        vvp2 April 14 2016 15: 42
        0
        Quote: Alexey RA
        What do you say about I-13.75-SU?

        So this project was immediately dismissed. Even earlier than its variations with 45 mm and 76 mm loners.
        1. Alexey RA
          Alexey RA April 14 2016 17: 50
          0
          Quote: vvp2
          So this project was immediately dismissed. Even earlier than its variations with 45 mm and 76 mm loners.

          What about the KV-7? wink
          1. vvp2
            vvp2 April 14 2016 18: 35
            0
            Quote: Alexey RA
            What about the KV-7?

            What about KV-? And where is he, this KV-7?
            It all ended as simple as possible, pulled out two 76-mm ZIS-5 from the wheelhouse and put one 152-mm ML-20S there. As a result, they received SU-152. And the only experienced KV-7 remained at the training ground.
  6. demiurg
    demiurg April 14 2016 12: 57
    0
    Quote: vvp2
    Quote: demiurg
    And two trunks why shove in such a cockroach?

    The speed of the grenade is only 520 m / s, like a howitzer. Therefore, to shoot at tanks is not kosher at all, figs will hit. Apparently, it was meant that she should shoot in one gulp. From this, the probability of hitting will be higher. And then the cumulative charge will do its job.
    Generally, PAW 600 is not like a cannon. It is rather a beefy PT grenade launcher. Big RPG mutant, if figuratively. Only the principle of throwing a grenade is different, "cannon".


    Anyway, two trunks is a perversion. And two people crew (in particular) + engine + BK in the amount equal to the country outhouse perversion.
    1. vvp2
      vvp2 April 14 2016 13: 02
      +1
      Quote: demiurg
      And two people crew (in particular) + engine + BK in the amount equal to the country outhouse perversion.

      If you don’t see anything good today in mass production, then it’s a perversion. Moreover, the obvious. Because a decent amount of unobvious German perversions after WW2 were put into mass production.
    2. The comment was deleted.
    3. The comment was deleted.
  7. Verdun
    Verdun April 14 2016 14: 56
    0
    They tried to create tanks and self-propelled guns with two barrels in different countries. Including in the USSR. But the data obtained during the tests showed that one large-caliber gun is preferable to two smaller ones. The article is curious, but apart from discussions about the technical data of this installation, I would like to learn something about its combat effectiveness.
  8. pimen
    pimen April 14 2016 17: 03
    0
    what nonsense. Horizontal aiming - with a mechanical drive. Well, the target, going with a small lateral displacement, can probably be hit, for 200 meters. Panzerschreck is better
    1. The comment was deleted.

Проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher (Германия)

Как известно, военная промышленность гитлеровской Германии умела предлагать смелые и многообещающие проекты, но далеко не всегда показывала способность доводить их до серийного производства и эксплуатации. Одним из примеров таких неудач можно считать проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher. Эта боевая машина могла стать полноценной противотанковой САУ с вооружением нового типа, однако проект так и не вышел из стадии подготовки к сборке прототипа.

История проекта Kleinpanzerjäger Rütscher началась в 1942 году. В то время военное руководство Германии заказало разработку перспективных истребителей танков легкого класса. К работам были привлечены несколько конструкторских бюро и заводов. Среди прочих созданием перспективной САУ занимались специалисты фирм BMW и Wesserhütte. Общими усилиями они создали новую бронемашину, которая отличалась сравнительно малыми габаритами, но при этом несла достаточно мощное орудие, позволявшее бороться с существующими танками противника.

Проект Rütscher был подготовлен к началу 1944 года, когда командование сравнило представленные варианты и вынесло свой вердикт. В феврале 44-го к серийному производству и принятию на вооружение был рекомендован легкий истребитель танков Panzerjäger 38(t) Hetzer. Вскоре началась подготовка к полномасштабному производству подобной техники. Проект фирм BMW и Wesserhütte, в свою очередь, остался не у дел и на некоторое время был забыт.


Проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher (Германия)
Деревянный макет САУ Kleinpanzerjäger Rütscher. Фото Aviarmor.net


Чуть менее чем через год, в январе 1945 года, работы по проекту Kleinpanzerjäger Rütscher были возобновлены. Успехи союзников и перемещения фронта оказывали серьезное влияние на возможности немецкой промышленности. Она теряла предприятие за предприятием, а в связи с этим лишалась возможности производства тех или иных изделий, в том числе некоторых боевых машин. По причине потери чехословацких заводов, выпускавших самоходку «Хетцер», Германии требовался новый проект бронемашины, которую можно было бы строить на оставшихся предприятиях.

После «реанимации» проекта было решено изменить основные требования к нему. Для ускорения работ, повышения технологичности производства и улучшения эксплуатационных характеристик предлагалось сделать главным приоритетом проекта скорость и подвижность. Защита и огневая мощь так же оставались важными аспектами проекта, но их рост был связан с увеличением боевой массы и поэтому мог сказаться на подвижности. Таким образом, перспективная САУ Rütscher должна была иметь минимальные габариты и быть максимально легкой.

В отличие от массы других немецких самоходок того времени, Kleinpanzerjäger Rütscher не предлагалось строить на основе одного из существующих шасси. Вместо этого планировалось разработать новые корпус и ходовую часть, соответствующие предъявленным требованиям по размерам и массе. Как следствие, готовая самоходка имела некоторые сходства с другой бронетехникой, однако присутствовали и заметные отличия.

САУ нового типа должна была получить корпус, напоминавший соответствующие агрегаты предыдущих немецких самоходок. Предлагалось использовать наклонный лобовой лист с небольшой коробчатой надстройкой для размещения орудий. Борта корпуса предлагалось выполнять в виде конструкции из вертикальных нижних частей и наклонных верхних, соединявшихся с крышей. Кормовая часть корпуса должна была иметь меньшую высоту в сравнении с передней рубкой, что было связано с размерами различных агрегатов.

Несмотря на требования, касавшиеся компактности, самоходка Rütscher должна была строиться по традиционной для немецкой бронетехники компоновке, которая не способствовала уменьшению высоты машины. В передней части корпуса располагались агрегаты трансмиссии, связанные с ведущими колесами, за ними находился общий обитаемый объем, объединявший отделение управления и боевое отделение. В корме предлагалось помещать двигатель.

Проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher (Германия)
Проекции машины. Рисунок Foto-transporta.ru


Корпус следовало собирать из броневых листов сравнительно малой толщины. Лобовые листы должны были иметь толщину 14,5 мм. Прочие части корпуса предлагалось изготавливать из 8-мм листов. Подобная броня позволяла защитить экипаж и агрегаты машины только от стрелкового оружия и осколков некоторых артиллерийских снарядов. Тем не менее, повышение уровня защиты сочли неприемлемым, поскольку утолщение брони привело бы к значительному росту боевой массы.

Основой силовой установки должен был стать бензиновый двигатель BMW CM3 Type 335 мощностью 90 л.с. Двигатель, системы охлаждения и топливные баки должны были располагаться в кормовом отсеке корпуса. При помощи карданного вала, проходящего под обитаемым отсеком, двигатель должен был передавать крутящий момент на механическую трансмиссию в передней части корпуса. Главным элементом трансмиссии была коробка передач Allklauen ZF5-25.

Ходовая часть самоходки строилась на основе шести опорных катков на каждом борту. Катки с индивидуальной подвеской устанавливались в шахматном порядке. Ведущие колеса размещались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Предлагалось использовать крупнозвенчатую гусеницу шириной 300 мм.

Экипаж САУ Kleinpanzerjäger Rütscher должен был состоять из двух человек, механика-водителя и командира, выполнявшего функции заряжающего и наводчика. Место водителя располагалось в передней части корпуса, у его левого борта. Командир помещался в задней части обитаемого отсека, возле правого борта. Для доступа на места экипажа в передней и задней частях крыши предусматривались два люка. С целью сохранения приемлемого уровня защиты лобовой проекции было решено отказаться от смотровых люков для водителя. По этой причине и водитель, и командир должны были следить за местностью только через перископические приборы.

Требования по весу и огневой мощи накладывали некоторые ограничения на выбор главного оружия. К примеру, имеющиеся противотанковые пушки калибра 75 мм имели недостаточную мощность, а 88-мм системы оказывались слишком тяжелыми и могли повредить конструкцию машины большой отдачей. Авторы проекта нашли оригинальный выход из сложившейся ситуации. Для вооружения САУ Rütscher было предложено использовать две пушки Panzerabwehrwerfer 600 (PAW 600, также известно обозначение 8H63) калибра 80 мм, отличавшиися сравнительно высокими характеристиками. В конструкции этого орудия, разработанного фирмой Rheinmetall, использовались некоторые интересные оригинальные идеи. С их помощью удалось снизить вес метательного заряда и облегчить ствол, но при этом обеспечить сравнительно высокую начальную скорость снаряда. За счет кумулятивного боеприпаса планировалось обеспечить высокую бронепробиваемость.

Проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher (Германия)
Пушка PAW 600 на буксируемом лафете. Фото Wikimedia Commons


80-мм пушка PAW 600 оснащалась гладким стволом облегченной конструкции длиной 38 калибров и должна была работать по т.н. двухкаморному принципу. Унитарный снаряд Wgr.Patr.4462 имел специальную пластину с небольшими отверстиями, перекрывавшую канал ствола. Во время выстрела происходило воспламенение метательного заряда, сопровождавшееся образованием большого количества пороховых газов. Через отверстия в пластине газы должны были выходить из гильзы и заполнять объем перед снарядом. При этом пластина удерживалась на своем месте специальным штифтом и не позволяла снаряду сдвигаться с места. После достижения заданной разницы давлений в гильзе (камора высокого давления) и в пространстве перед снарядом (камора низкого давления) происходило срезание штифта, после чего снаряд мог начать движение по стволу. Несмотря на применение сравнительно малого метательного заряда и легких стволов, начальная скорость снаряда достигала 520 м/с.

Кумулятивный снаряд типа 8 cm Pwk.Gr.5071 мог поражать цели на дальностях до 750 м и пробивать до 140 мм гомогенной брони. При этом в ходе испытаний осуществлялись выстрелы и на больших дистанциях, вплоть до 2 км, без потери эффективности снаряда. Также известно о существовании осколочно-фугасного снаряда, который мог забрасываться на 6-6,2 км.

Изначально орудие PAW 600 предлагалось в качестве буксируемой системы на колесном лафете. Для применения в составе самоходки Kleinpanzerjäger Rütscher было решено разработать новую спаренную установку для пушек. В передней части броневой рубки САУ должна была располагаться спаренная установка для двух орудий с общими системами наведения. Грубую горизонтальную наводку следовало производить поворотом всей машины, а для тонкой, равно как и для подъема стволов, предлагались механизмы с ручными приводами. Для наведения пушки должны были комплектоваться общим телескопическим прицелом, установленным справа от них.

За счет плотной компоновки перспективная самоходка должна была отличаться малыми размерами. Длина корпуса составляла 3,55 м (4,85 м с учетом орудий), ширина не превышала 1,85 м, а высота была уменьшена до рекордных 1,36 м. При этом машина должна была отличаться сравнительно крупной боевой массой – 38,5 т. Необходимо отметить, что в случае с боевой массой можно подозревать наличие некой ошибки. Учитывая размеры САУ Rütscher, трудно представить, что она могла весить даже 10 т, не говоря уже о более крупных показателях. Возможно, реальная боевая масса определялась на уровне 3,85 т, а далее в исторические исследования вкралась ошибка.

По некоторым данным, параллельно с самоходкой разрабатывался подвозчик боеприпасов на аналогичном шасси. От базовой САУ он должен был отличаться отсутствием вооружения и уменьшенной рубкой, в которой предусматривалось большое количество стеллажей для боеприпасов. При высоте 1 м и полной массе 3 т подвозчик мог транспортировать до 1 т снарядов. Примечательно, что параметры подвозчика боеприпасов могут быть намеком на реальную массу самоходки и ошибочность данных о 38,5 тоннах.

Проект самоходной артиллерийской установки Kleinpanzerjäger Rütscher (Германия)
Модель Kleinpanzerjäger Rütscher. Наглядно показаны размеры машины. Фото Strangevehicles.greyfalcon.us


Важной особенностью проекта легкого истребителя танков Kleinpanzerjäger Rütscher было использование только тех комплектующих, которые могли производиться в Германии. Благодаря этому промышленность, стремительно теряющая предприятия и ресурсы, могла бы дать армии требуемое количество техники. Тем не менее, это было только в теории, а на практике ситуация складывалась иначе.

Разработка проекта Rütscher возобновилась в январе 1945 года. За несколько недель фирмы-разработчики завершили проектирование и подготовили необходимую документацию по обновленному проекту. В апреле был построен полноразмерный макет самоходки, который демонстрировал основные ее особенности. Появлялась возможность построить и испытать прототип, а по результатам его испытаний могло начаться серийное строительство новой техники.

Тем не менее, массовому производству новых самоходок могли помешать проблемы с поставками необходимого вооружения. Пушки PAW 600 были поставлены в серию в последних месяцах 1944 года. В начале 1945-го армия получила первую партию таких орудий на буксируемых лафетах в количестве 81 единицы. До начала весны было изготовлено 220 орудий и более 30 тыс. снарядов для них. В силу разных причин на фронт попало менее половины построенных пушек, а остальные так и остались на предприятии-изготовителе. При этом темпы производства оставляли желать лучшего, что могло негативно сказаться на выпуске самоходок, либо ударить по поставкам орудий для полевой артиллерии.

В апреле 1945 года фирмы BMW и Wesserhütte построили деревянный полноразмерный макет нового истребителя танков. До конца войны в Европе оставались считанные недели, из-за чего дальнейшие работы по проекту были бесполезны. Естественно, до капитуляции немецкая промышленность не смогла даже начать строительство опытной машины типа Kleinpanzerjäger Rütscher.

Благодаря успехам Красной армии и других войск антигитлеровской коалиции проект Rütscher не был реализован и не продвинулся дальше стадии проверок макета. Как следствие, немецкие войска остались без перспективной самоходной артиллерийской установки с многообещающими характеристиками. Причиной подобной неудачи вновь стал поздний старт проекта. После некоторого простоя разработка самоходки была возобновлена только в январе 1945 года, когда уже не оставалось времени для полноценных работ. Машина Kleinpanzerjäger Rütscher могла стать первой в мире самоходкой-носителем орудия с двумя каморами, однако так и смогла дойти до строительства в металле.


По материалам:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://aviarmor.net/
http://mirtankov.su/
http://forum.axishistory.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Stoler 14 апреля 2016 06:52
    Вот эту бы хрень в ворлд оф танк! belay yes
    1. Red_Hamer 14 апреля 2016 07:49
      По плюсикам, будем смотреть сколько фанатов world присутствует на форуме? laughing Почему туда, сразу «Объект 279» не засунуть? Один выстрел, и команды соперников нет.
      1. Alexey RA 14 апреля 2016 15:09
        Цитата: Red_Hamer
        Почему туда, сразу «Объект 279» не засунуть? Один выстрел, и команды соперников нет.

        Тогда уж сразу 2C4 - мощь Т92 в сочетании с досягаемостью "фунтика".
        Зато сразу прекратится вайн артоводов про Химки. laughing
  2. demiurg 14 апреля 2016 07:23
    А два ствола зачем в такого таракана пихать? И вообще как хотя бы два человека могли находится внутри? Там же двигатель еще и бк? Сплошные вопросы. Действительно тевтонский гений сумрачный.
    1. vvp2 14 апреля 2016 11:40
      Цитата: demiurg
      А два ствола зачем в такого таракана пихать?

      Скорость гранаты всего 520 м/с, как у гаубицы. Поэтому стрелять по танкам совершенно не кошерно, фиг попадешь. Видимо имелось в виду, что стрелять она должна залпом. От этого вероятность попадания будет выше. А дальше кумулятивный заряд сделает свое дело сам.
      Вообще, PAW 600 это не так, чтобы пушка. Это скорее раскормленный ПТ гранатомет. Большой РПГ-мутант, если образно. Только принцип забрасывания гранаты у него другой, "пушечный".
    2. Комментарий был удален.
  3. Арктидианец 14 апреля 2016 08:00
    Экая блоха, да еще и о двух стволах.
  4. Андрей Скоковский 14 апреля 2016 09:34
    все хана,
    теперь история, как мы у фашистов коалицию-св сперли, не умрет в веках...
    1. zennon 14 апреля 2016 16:35
      Цитата: Андрей Скоковский
      все хана,
      теперь история, как мы у фашистов коалицию-св сперли, не умрет в веках...

      Да мы и сами с усами.В начале войны тоже разрабатывали нечто похожее.Вообще идея очная.Бронезащита-считай никакая.Пушчонка слабая.Наводить её очень трудно.Плохой обзор.Нежизнеспособно всё это.Вот если любопытно:
      http://www.alternathistory.com/sau-su-it-76-i1376-su-proekt-nii-13-sssr-1942g
      1. Альф 14 апреля 2016 21:25
        Цитата: zennon
        Да мы и сами с усами.В начале войны тоже разрабатывали нечто похожее

        Вот еще проект КВ-7.
  5. Аркан 14 апреля 2016 11:09
    Двухстволка для танков, это прикольно! Может она еще и дуплетом бить могла? Кто служил в бронетанковых войсках меня поймет, что командир, наводчик и заряжающий в одном лице на орудии в 80 мм, сильно снизит показатели стрельбы самоходки. Да, и мелкокалиберные орудия требуют разделения функций в расчете. Это очередная утопия агонизирующей фашисткой германии.
    1. vvp2 14 апреля 2016 12:34
      Цитата: Аркан
      Кто служил в бронетанковых войсках меня поймет,

      Это не вооружение бронетанковых войск, это вооружение пехоты. Самоходный противотанковый гранатомет, в котором гранатомечик и водитель защищены небольшой броней, что повышает боевую устойчивость данной системы вооружения.
      Продвинутый немецкий мотоцикл с коляской первого года войны, если образно. Только вместо MG у "колясочника" сдвоенный ПТ гранатомет + немного брони от осколков. Ну, и задачи другие, разумеется.
    2. Alexey RA 14 апреля 2016 15:19
      Цитата: Аркан
      Это очередная утопия агонизирующей фашисткой германии.

      Что скажете про И-13.75-СУ?
      1. vvp2 14 апреля 2016 15:42
        Цитата: Alexey RA
        Что скажете про И-13.75-СУ?

        Так этот проект сразу отмели. Даже раньше, чем его вариации с 45-мм и 76-мм одиночками.
        1. Alexey RA 14 апреля 2016 17:50
          Цитата: vvp2
          Так этот проект сразу отмели. Даже раньше, чем его вариации с 45-мм и 76-мм одиночками.

          А КВ-7? wink
          1. vvp2 14 апреля 2016 18:35
            Цитата: Alexey RA
            А КВ-7?

            А что КВ-? И где он, этот КВ-7?
            Все закончилось проще простого, две 76-мм ЗИС-5 из рубки вытащили и одну 152-мм МЛ-20С туда засунули. В результате получили СУ-152. А единственный опытный КВ-7 так и остался на полигоне.
  6. demiurg 14 апреля 2016 12:57
    Цитата: vvp2
    Цитата: demiurg
    А два ствола зачем в такого таракана пихать?

    Скорость гранаты всего 520 м/с, как у гаубицы. Поэтому стрелять по танкам совершенно не кошерно, фиг попадешь. Видимо имелось в виду, что стрелять она должна залпом. От этого вероятность попадания будет выше. А дальше кумулятивный заряд сделает свое дело сам.
    Вообще, PAW 600 это не так, чтобы пушка. Это скорее раскормленный ПТ гранатомет. Большой РПГ-мутант, если образно. Только принцип забрасывания гранаты у него другой, "пушечный".


    Всё равно, два ствола это извращение. И два человека экипаж(в частности)+двигатель+бк в объеме равном дачному сортиру извращение.
    1. vvp2 14 апреля 2016 13:02
      Цитата: demiurg
      И два человека экипаж(в частности)+двигатель+бк в объеме равном дачному сортиру извращение.

      Раз ничего подбного сегодня вы в массовом производстве не видите, то видимо извращение. Причем, очевидное. Т.к. приличное количество неочевидных немецких извращений после 2МВ ставили-таки в массовое производство.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  7. Верден 14 апреля 2016 14:56
    Танки и САУ с двумя стволами пытались создавать в разных странах. В том числе и в СССР. Но данные, полученные в ходе испытаний, показали, что одно орудие крупного калибра предпочтительнее, чем два более мелкого. Статья любопытная, но кроме рассуждений о технических данных этой установки хотелось бы что-нибудь узнать о её боевой эффективности.
  8. pimen 14 апреля 2016 17:03
    какая ерунда. Наводка по горизонтали - мехводом. Ну, цель, идущую с небольшим боковым смещением, наверное, можно поразить, метров за 200. Panzerschreck лучше

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня