Military Review

The project of a supersonic aircraft for submarines P-10B

7
In 1955, OKB-49, under the guidance of G.M. Beriev began work on a promising cruise missile P-10 designed for submarine armament. In the course of this project, several major design problems were solved, which made it possible to create a new weapon for underwater fleet. In addition, the experience gained was proposed to be used when creating a new aviation technicians. Based on the developments on the P-10 rocket project, it was planned to create a P-10B seaplane, which could be used to solve various problems.


A promising aircraft should have been able to achieve supersonic speeds and was designed to perform various tasks related to finding targets for submarines or with their independent destruction. At the same time, it was planned to transport it on submarines, which also had to provide for its take-off and other services. For transportation and take-off, it was proposed to use equipment similar to the systems of the P-10 missile system. In addition, some other developments in the existing cruise missile project could be applied.

Despite the proposal to use ready-made engineering solutions, the promising seaplane should have been markedly different from the “base” cruise missile. Other tasks led to the formation of a completely different technical look, in which one could hardly see the features of the P-10 rocket. Nevertheless, the work on two new products for some time was conducted in parallel, however, the development of the new aircraft went with a noticeable delay and continued even when the experienced missiles had already been tested.

The project of a supersonic aircraft for submarines P-10B
Estimated appearance of the aircraft P-10B. Drawing Zabolotsky A., Salnikov A. "Unknown Beriev. Genius of Naval Aviation"


It was proposed to achieve the required flight characteristics using an unusual airframe design. The P-10B was supposed to be seriously different from other vehicles of the time, and even by modern standards it looked unusual. It was proposed to equip the aircraft with a large elongation fuselage with a pointed nose section. The cockpit was to be placed in the expanding nose cone. On the sides of the nose of the fuselage, it was proposed to install low-lengthening and sweeping planes to improve the aerodynamics of the car.

P-10B could get a high-placed triangular wing, located in the rear fuselage. Due to the specific requirements and the need to solve some design problems, the aircraft was built according to the “tailless” scheme and did not have horizontal tail. At the same time there was a keel with a rudder. To avoid flooding engines with water during takeoff or landing, the power plant was placed on the upper surface of the wing. Air intakes had to be closed from the water by the front of the wing and the fuselage.

Due to the lack of horizontal control, the roll and pitch control was to be carried out using elevons located on the rear edge of the delta wing. The yaw control was assigned to the rudder mounted on the keel.

The basis of the power plant of the aircraft P-10B were to be two turbojet engines. Unfortunately, there is no information about the proposed type of engine and its characteristics. It is possible that the type of engine was not determined by the authors of the project, since the creation of the aircraft stopped at the early stages, before the stage of selecting specific components. The composition of the power plant was proposed to introduce two solid starting engine. They were supposed to be suspended under the center-plane and ensure take-off from the launcher of the submarine carrier. After producing fuel, boosters could be dumped, after which the flight should have been carried out using cruise jet engines.


Rocket P-10 on the submarine project P611. Similarly, it was probably suggested that a new aircraft be lifted into the air. Photo by Youroker.livejournal.com


The proposal to use the launch of solid-propellant and marching turbojet engines was borrowed from the project of the cruise missile P-10. In view of the impossibility of taking off from short guides, the rocket needed powerful starting engines capable of accelerating it to the required speeds. Prospective aircraft had to take off in the same way. Also from the existing project of a cruise missile it was proposed to take several other ideas related to the transportation and launch of a promising aircraft.

For transportation of the car on the submarine carrier planned to mount the container and the launcher. The size of the container should correspond to the dimensions of the aircraft, while probably the wing was proposed to be foldable so that the machine did not require particularly large storage. A rail launcher with short guides suitable for take-off using accelerators could be mounted next to the container. When the submarine was in a submerged position, the container should be closed with an airtight lid.

Details of the proposed landing system are not available. Apparently, it was planned to land the P-10B directly on the water, using the ski landing gear on the wing and in the forward fuselage. Then the aircraft could be raised to the submarine using a crane or other similar equipment. After that, it could be refilled and prepared for a new flight.

Aircraft P-10B, having the appropriate powerplant and airframe, could develop a supersonic speed and rise to significant heights. Flight data and other features of the machine would allow it to solve various problems. A prospective aircraft could search for surface and underwater targets, transferring data about them to the carrier submarine with strike weapons. In addition, he could carry his own anti-submarine or anti-ship bombing and rocket weapons, with the help of which the attacks of the found targets could be carried out without the participation of other submarines or ships.


Take-off plane П-10Б in the artist's view. Picture by Youroker.livejournal.com


A curious feature of the new project was theoretically possible to ensure long-term work in remote areas. The plane could be lifted into the air only if necessary and returned to the carrier for refueling and the start of the next flight. Due to this, the size and distance of the P-10B patrol areas could be significantly increased with a corresponding increase in combat effectiveness.

According to some reports, the P-10B supersonic submarine seaplane project was launched no earlier than 1956-57, when the “base” cruise missile P-10 was already preparing for flight tests. In addition, the project did not have the support of the potential customer and was developed on an initiative basis, which limited the pace of work and did not allow the aircraft to have a great future.

21 July, 1956, the first cast launch of the P-10 cruise missile took place. 11 of March of the following year started testing full-fledged prototype rockets with a full set of equipment, and in the fall they began to test new types of weapons using a submarine carrier. It should be recalled that the project P-10 OKB-49 G.M. Beriev was a competitor of the P-5 rocket developed at OKB-52 under the direction of V.N. Chelomey. The P-10 rocket was tested a little earlier than the P-5, but differed from it in a number of features. According to the results of tests and comparisons, it was decided to abandon the further development of the OKB-49 project in favor of competing development. The P-5 rocket was put into service and later became the basis for several new similar systems for various purposes.

On the last day of 1957, the USSR Council of Ministers decided to stop all work on the P-10 submarine cruise missile. These weapons were considered insufficiently perfect and were not recommended for use. Work on the project stopped. The closure of the P-10 project had a negative impact on its “derivatives”. In connection with the cessation of work on the rocket, the elaboration of the project of a supersonic submarine aircraft stopped.


Launcher rocket P-10. Similar systems could be created for the new aircraft. Figure Shirokorad AB "Fire sword of the Russian fleet"


According to available data, at the time of the termination of the project, the P-10B project was in the early stages of preliminary studies and the formation of common features of the appearance. Because of this, most of the design problems were not solved and were not even formulated. Accordingly, the requirements for submarine carriers were not determined, and their development was not planned and not coordinated with the potential customer.

Due to the relatively early termination of work, the P-10B project did not leave too much evidence of its existence. Only a few drawings depicting this car and describing some features of its operation, as well as some of the information about the assumed appearance of the car, have been preserved. Perhaps, with the continuation of work, more data could have been saved, but the cessation of work on the P-10 rocket did not allow the creation of a promising aircraft to continue.

The fifties were a time of rapid development of jet aircraft and the era of the most ambitious projects. A number of original and unusual ideas were proposed, which, according to their authors, could have yielded some positive results. However, a significant number of such proposals have never been implemented, and sometimes were not considered seriously. One of the examples of the original technical proposal, which did not reach implementation in practice, can be considered the design of a supersonic aircraft for submarines P-10B. This project has not left the stage of preliminary studies, but is of great interest in the context of the development of rocket technology, aircraft and the navy.


Based on:
http://mydocx.ru/
http://mreadz.com/
http://youroker.livejournal.com/
Zabolotsky A., Salnikov A. Unknown Beriev. Genius of naval aviation. - M .: Eksmo, Yauza, 2009.
Shirokorad A.B. Fire sword of the Russian fleet. - M .: Eksmo, 2004.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik April 15 2016 07: 20
    +1
    It’s a pity .. it didn’t grow together .. Thank you ...
    1. Foofighter
      Foofighter April 15 2016 07: 47
      -1
      It’s not a pity - it’s easier and more dimensional to parachute next to the boat in the water.
      It would be difficult to add a seat and a manual control system to a large cruise missile ... before installing the automation, they were tested by dropping from a bomber. laughing
      Even https://ru.wikipedia.org/wiki/КС-1_Комета
      "The first flight of the manned prototype" K "was performed on January 4, 1951 (test pilot - Amet-khan Sultan). The first prototype was dropped from under the Tu-4K carrier in May 1951"
      1. sub307
        sub307 April 15 2016 11: 41
        +1
        I agree with FooFighter ... it’s rather good that it didn’t work out.
      2. The comment was deleted.
      3. Corsair
        Corsair April 15 2016 12: 39
        +1
        Quote: FooFighter
        It’s not a pity - it’s easier and more dimensional to parachute next to the boat in the water.

        fellow just ahead of its time, now it’s already possible to make UAVs with the ability to fly for 12-24 hours and the ability to launch from a submarine, the only thing why you need supersonic?
        1. Foofighter
          Foofighter April 15 2016 13: 56
          +1
          Probably for speed. UAV is RCC. Just why sitting down at a speed in the water to break into a big wave?
          1. Corsair
            Corsair April 15 2016 15: 16
            0
            Quote: FooFighter
            Probably for speed. UAV is RCC. Just why sitting down at a speed in the water to break into a big wave?

            what Well, there is an option to land on the water by parachute and sink to a certain depth, giving signals to detect the type of friend or foe in an encrypted form and listening to the environment, there it is already selected by the submarine using mini-submarines or the corresponding manipulators. When approaching devices without an appropriate response - self-destruction.
            1. Foofighter
              Foofighter April 15 2016 19: 30
              0
              Why drown (and why complicate things like that)? bully

              Well, this is only for UAVs under its own power, for pilots it is too clever. SLBMs and then start from a shallow depth.
              1. Corsair
                Corsair April 18 2016 11: 09
                0
                Quote: FooFighter
                Why drown (and why complicate things like that)?

                fellow To get it was more difficult, otherwise any fishing vessel or boat can drag.
                Why pilot? if he acts as an autonomous reconnaissance vehicle with information transmitted through a one-way channel, then they won’t even track the boat, except that they can estimate the approximate radius by distance, but this is not all clear.
                1. Foofighter
                  Foofighter April 18 2016 23: 56
                  0
                  Then, to apply in a manned strike / fighter version, about which there is an article about the attempt.
            2. The comment was deleted.
  2. iouris
    iouris April 15 2016 10: 40
    +4
    It seems that Rodolfo Bartini is not mentioned here.
    1. Amurets
      Amurets April 15 2016 13: 09
      +1
      Quote: iouris
      It seems that Rodolfo Bartini is not mentioned here.

      Yes! I agree with you. Very much, but at least outwardly similar to the A-55 Bartini.
  3. Aquarius
    Aquarius April 15 2016 17: 09
    +1
    Not fused, about the flight of thought! DARPA is resting: they have a budget cut, we have a triumph of thoughts ...

Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б

В 1955 году ОКБ-49 под руководством Г.М. Бериева начало работу над проектом перспективный крылатой ракеты П-10, предназначенной для вооружения подводных лодок. В ходе этого проекта были решены несколько важнейших конструкторских задач, что позволило создать новое оружие для подводного флота. Кроме того, полученный опыт было предложено использовать при создании новой авиационной техники. На базе наработок по проекту ракеты П-10 планировалось создать гидросамолет П-10Б, который мог бы применяться для решения различных задач.

Перспективный самолет должен был иметь возможность достижения сверхзвуковых скоростей и предназначался для выполнения разных заданий, связанных с поиском целей для подлодок или с самостоятельным их уничтожением. При этом его планировалось перевозить на субмаринах, которые так же должны были обеспечивать его взлет и иное обслуживание. Для транспортировки и взлета предлагалось применять оборудование, схожее с системами ракетного комплекса П-10. Кроме того, могли применяться и некоторые другие наработки по существующему проекту крылатой ракеты.

Несмотря на предложение об использовании готовых инженерных решений, перспективный гидросамолет должен был заметно отличаться от «базовой» крылатой ракеты. Иные задачи привели к формированию совершенно другого технического облика, в котором вряд ли можно было увидеть черты ракеты П-10. Тем не менее, работы над двумя новыми изделиями в течение некоторого времени велось параллельно, однако проработки нового самолета шли с заметным опозданием и продолжались даже в то время, когда опытные ракеты уже вышли на испытания.


Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б
Предполагаемый облик самолета П-10Б. Рисунок Заболотский А., Сальников А. "Неизвестный Бериев. Гений морской авиации"


Требуемые летные характеристики предлагалось достигать при помощи необычной конструкции планера. Самолет П-10Б должен был серьезно отличаться от другой техники того времени и даже по современными меркам он выглядел необычно. Было предложено оснастить самолет фюзеляжем большого удлинения с заостренной носовой частью. В расширяющемся носовом обтекателе должна была размещаться кабина пилота. На бортах носовой части фюзеляжа предлагалось устанавливать плоскости малого удлинения и большой стреловидности, улучшающие аэродинамику машины.

П-10Б мог получить высокорасположенное треугольное крыло, размещенное в хвостовой части фюзеляжа. Ввиду специфических требований и необходимости решения некоторых конструкторских задач самолет был построен по схеме «бесхвостка» и не имел горизонтального оперения. При этом присутствовал киль с рулем направления. Для исключения заливания двигателей водой на взлете или посадке силовую установку разместили на верхней поверхности крыла. Воздухозаборники должны были закрываться от воды передней частью крыла и фюзеляжа.

Ввиду отсутствия горизонтального управления контроль крена и тангажа должен был осуществляться при помощи элевонов, расположенных на задней кромке треугольного крыла. Управление по рысканью возлагалось на руль направления, смонтированный на киле.

Основой силовой установки самолета П-10Б должны были стать два турбореактивных двигателя. К сожалению, сведения о предлагаемом типе двигателя и его характеристиках отсутствуют. Вполне возможно, что тип двигателя не был определен авторами проекта, поскольку создание самолета остановилось на ранних этапах, еще до стадии выбора конкретных комплектующих. В состав силовой установки предлагалось ввести два твердотопливных стартовых двигателя. Они должны были подвешиваться под центропланом и обеспечивать взлет с пусковой установки подлодки-носителя. После выработки топлива ускорители могли сбрасываться, после чего полет следовало производить при помощи маршевых турбореактивных двигателей.

Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б
Ракета П-10 на подлодке проекта П611. Аналогичным образом, вероятно, предлагалось поднимать в воздух новый самолет. Фото Youroker.livejournal.com


Предложение о применении стартовых твердотопливных и маршевых турбореактивных двигателей было заимствовано из проекта крылатой ракеты П-10. Ввиду невозможности взлета с коротких направляющих ракета нуждалась в мощных стартовых двигателях, способных разогнать ее до требуемых скоростей. Перспективный самолет должен был взлетать таким же образом. Также из существующего проекта крылатой ракеты предлагалось взять несколько других идей, связанных с транспортировкой и запуском перспективного самолета.

Для перевозки машины на подлодке-носителе планировалось монтировать контейнер и пусковую установку. Размер контейнера должен был соответствовать габаритам самолета, при этом, вероятно, крыло предлагалось делать складным, чтобы машина не требовала особо крупного хранилища. Рядом с контейнером могла монтироваться рельсовая пусковая установка с короткими направляющими, пригодными для взлета с использованием ускорителей. При нахождении подлодки в подводном положении контейнер следовало закрывать герметичной крышкой.

Подробные сведения о предлагавшейся системе посадки самолета отсутствуют. По-видимому, планировалось сажать П-10Б прямо на воду, используя лыжное шасси на крыле и в носовой части фюзеляжа. Далее самолет можно было поднимать на субмарину при помощи крана или иного подобного оборудования. После этого его можно было бы заправлять и готовить к новому вылету.

Самолет П-10Б, имея соответствующие силовую установку и планер, мог бы развивать сверхзвуковую скорость и подниматься на значительные высоты. Летные данные и другие особенности машины позволили бы ей решать различные задачи. Перспективный самолет мог бы искать надводные и подводные цели, передавая данные о них подлодке-носителю с ударным вооружением. Кроме того, он мог бы нести собственное противолодочное или противокорабельное бомбовое и ракетное оружие, с помощью которого могли осуществляться атаки найденных целей без участия других подлодок или кораблей.

Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б
Взлет самолета П-10Б в представлении художника. Рисунок Youroker.livejournal.com


Любопытной особенностью нового проекта было теоретически возможное обеспечение длительной работы в удаленных районах. Самолет можно было бы поднимать в воздух только при необходимости и возвращать к носителю для заправки и начала следующего полета. За счет этого размеры и удаленность районов патрулирования П-10Б могли быть значительно увеличены с соответствующим ростом боевой эффективности.

По некоторым данным, проект сверхзвукового гидросамолета подводных лодок П-10Б стартовал не ранее 1956-57 годов, когда «базовая» крылатая ракета П-10 уже готовилась к проведению летных испытаний. Кроме того, проект не имел поддержки со стороны потенциального заказчика и разрабатывался в инициативном порядке, что ограничивало темпы выполнения работ, а также не позволяло прочить самолету большое будущее.

21 июля 1956 года состоялся первый бросковый пуск макета крылатой ракеты П-10. 11 марта следующего года стартовали испытания полноценных ракет-прототипов с полным набором оборудования, а осенью оружие нового типа стали проверять с применением подлодки-носителя. Следует напомнить, что проект П-10 ОКБ-49 Г.М. Бериева являлся конкурентом ракеты П-5, разрабатывавшейся в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. Ракета П-10 вышла на испытания немного раньше, чем П-5, но отличалась от нее рядом характерных черт. По результатам испытаний и сравнений было решено отказаться от дальнейшего развития проекта ОКБ-49 в пользу конкурирующей разработки. Ракета П-5 была принята на вооружение и в дальнейшем стала основой для нескольких новых подобных систем различного назначения.

В последний день 1957 года Совет министров СССР постановил прекратить все работы по крылатой ракете подводных лодок П-10. Это оружие сочли недостаточно совершенным и не рекомендовали к принятию на вооружение. Работы над проектом остановились. Закрытие проекта П-10 негативным образом сказалось на его «производных». В связи с прекращением работ по ракете остановилась проработка проекта сверхзвукового самолета для подводных лодок.

Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б
Пусковая установка ракеты П-10. Похожие системы могли быть созданы для нового самолета. Рисунок Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота"


Согласно имеющимся данным, к моменту прекращения работ проект П-10Б находился на ранних стадиях предварительных проработок и формирования общих особенностей облика. Из-за этого большая часть конструкторских задач не была решена и даже не формулировалась. Соответственно, требования к подлодкам-носителям не определялись, а их разработка не планировалась и не согласовывалась с потенциальным заказчиком.

Ввиду сравнительно раннего прекращения работ проект П-10Б оставил не слишком много свидетельств своего существования. Сохранились лишь несколько рисунков, изображающих эту машину и описывающих некоторые особенности ее эксплуатации, а также часть сведений о предполагавшемся облике машины. Возможно, при продолжении работ могло сохраниться больше данных, но прекращение работ по ракете П-10 не позволило продолжать создание перспективного самолета.

Пятидесятые годы были временем бурного развития реактивной авиации и эпохой самых смелых проектов. Предлагалось множество оригинальных и необычных идей, которые, по мнению их авторов, могли дать те или иные положительные результаты. Тем не менее, значительное число таких предложений никогда не реализовывалось, а порой и не рассматривалось всерьез. Одним из примеров оригинального технического предложения, которое не дошло до реализации на практике, можно считать проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б. Этот проект не вышел из стадии предварительных проработок, но представляет большой интерес в контексте развития ракетной техники, авиации и военно-морского флота.


По материалам:
http://mydocx.ru/
http://mreadz.com/
http://youroker.livejournal.com/
Заболотский А., Сальников А. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации. – М.: «Эксмо», «Яуза», 2009.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. – М.: Эксмо, 2004.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. parusnik 15 апреля 2016 07:20
    Жаль..не срослось..Спасибо...
    1. FooFighter 15 апреля 2016 07:47
      Не жаль - проще и габаритней сажать рядом с лодкой в воду на парашютах.
      Будто бы сложно добавить в большую крылатую ракету сиденье и систему ручного управления... они до установки автоматики так и испытывались сбросом с бомбардировщика. laughing
      Даже https://ru.wikipedia.org/wiki/КС-1_Комета
      "Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года"
      1. sub307 15 апреля 2016 11:41
        Согласен с FooFighter..., уж скорее - хорошо, что "не срослось".
      2. Комментарий был удален.
      3. Corsair 15 апреля 2016 12:39
        Цитата: FooFighter
        Не жаль - проще и габаритней сажать рядом с лодкой в воду на парашютах.

        fellow просто опередило свое время, сейчас уже наверняка можно сделать БПЛА с возможностью летать по 12-24 часа и возможностью запуска с ПЛ, единственное зачем нужен сверхзвук?
        1. FooFighter 15 апреля 2016 13:56
          Наверное для скорости. БПЛА это ПКР. Просто зачем садясь на скорости на воду разбиваться о большую волну?
          1. Corsair 15 апреля 2016 15:16
            Цитата: FooFighter
            Наверное для скорости. БПЛА это ПКР. Просто зачем садясь на скорости на воду разбиваться о большую волну?

            what Ну есть вариант приземляться на воду на парашюте и тонуть до определенной глубины, подавая сигналы для обнаружения типа свой-чужой в зашифрованном виде и слушая окружение, там ее уже ПЛ подбирает с помощью миниПЛ или соответствующими манипуляторами. При приближении устройств без соответствующего отклика - самоуничтожение.
            1. FooFighter 15 апреля 2016 19:30
              С чего бы тонуть (и зачем так все усложнять)? bully

              Ну это если только для БПЛА своим ходом, для пилотируемых слишком наворочено. БРПЛ и то стартуют с небольшой глубины.
              1. Corsair 18 апреля 2016 11:09
                Цитата: FooFighter
                С чего бы тонуть (и зачем так все усложнять)?

                fellow Чтоб достать было сложнее, а то любое рыболовное судно или катер может утащить.
                А зачем пилотировать? если он будет действовать как автономный разведчик с передачей информации по одностороннему каналу, то и лодку не выследят, разве что по расстоянию могут прикинуть примерный радиус, но и тут не все однозначно.
                1. FooFighter 18 апреля 2016 23:56
                  Затем чтобы применять в пилотируемом ударном/истребительном варианте, о попытке чего и статья.
            2. Комментарий был удален.
  2. iouris 15 апреля 2016 10:40
    Похоже, здесь не упомянут Родольфо Бартини.
    1. амурец 15 апреля 2016 13:09
      Цитата: iouris
      Похоже, здесь не упомянут Родольфо Бартини.

      Да!Согласен с вами.Очень сильно,но крайней мере внешне похож на А-55 Бартини.
  3. Aquarius 15 апреля 2016 17:09
    Не срослось, о полёт мысли! DARPA отдыхает: у них распил бюджета, у нас триумф мысли...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня