Military Review

Minesweeper Minenräumpanzer III (Germany)

3
An important component of defensive positions during World War II were minefields. With the help of mine-explosive barriers, the troops could protect themselves from the enemy’s attack or, at the very least, delay their advance. The growth of the role of mines in the war led to the emergence of a mass of projects of special devices and equipment intended for making passes in barriers. Developed as trawls for installation on existing equipment, and special machines. A curious example of the latter was the German mine sweeper Minenräumpanzer III.


Work on the project promising minesweeper began, according to various sources, no earlier than 1941. Krupp was assigned to develop a new tracked armored vehicle, the task of which was to make passes in minefields installed using anti-personnel and anti-tank ammunition. The appearance of such a machine would have allowed the troops not to waste time on demining by sappers, and thus not to lose the pace of the offensive. Nevertheless, the solution of the problem turned out to be quite a difficult task, which also required a number of original ideas.

The existing medium tank Panzerkampfwagen III was chosen as the basis for a promising demining machine. Machines of this type were produced in series, and also had a design that was tested and tested by operation. Thus, the use of ready-made components and assemblies made it possible to speed up the work and, in the long term, facilitate the operation of equipment. However, in the existing form of the existing model of the tank could not solve the problem of mine clearance. The Krupp company specialists thought that its chassis was too weak and could be seriously damaged during demining. For this reason, it was decided to significantly recycle the machine.

Minesweeper Minenräumpanzer III (Germany)
General view of the Minenräumpanzer III, no trawl. Photo Aviarmor.net


In the course of the new project, it was decided to use the existing armored body, but it was proposed to make some minor changes to its design. The chassis armored body should be assembled from sheets up to 30 mm thick. The thickest parts went to the manufacture of the frontal part, while the roof and the bottom were made of 16-mm sheets. Such protection made it possible to withstand hitting bullets. weapons and small-caliber artillery shells. In addition, acceptable shatter protection was provided, which was necessary when working in minefields.

Despite all the changes proposed by the new project, the base tank Pz.Kpfw.III was supposed to maintain the main features of the design. The frontal part of the minesweeper consisted of several sheets located at different angles to each other. At the same time, fastenings for special equipment were located on the lower frontal part, and crew observation devices were provided on the upper one. Throughout its entire length, the hull had vertical sides. The roof of the hull was horizontal in the central part of the machine and inclined in the stern. The minesweeper should not have a tower, which is why it was proposed to close the corresponding hole in the roof with a plug.

The layout of the internal volumes of the hull remained the same and traditional for the German tanks of the time. In front of the case were placed mechanical transmission units that transmit engine torque to the drive wheels. Near the transmission were several crew members. In addition, behind the transmission compartment there was a relatively large habitable volume. Feed has traditionally been given under the engine, fuel tanks, radiators, etc.

Due to the lack of need for any modifications minesweeper Minenräumpanzer III retained the power plant and transmission of the base machine. The stern was fitted with a Maybach HL 120TR carburetor engine with an 120 hp power, which was connected to the gearbox and other units with a propeller shaft. The latter passed through the central habitable volume of the body.

In the course of theoretical research on the new project, it was found that the existing undercarriage of the tank could not be used on the mine sweeper. Due to the relatively low ground clearance, a demining machine could be at serious risk of damage when a mine was exploded. As a result, the undercarriage had to be seriously reworked to ensure acceptable safety for the entire machine. For the application in the project was selected proposal, implying a change in the chassis and an increase in clearance.


Chassis close-up. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


Tank Pz.Kpfw.III, starting with the modification Ausf.E, had six support rollers of average diameter on each side. The rollers were mounted on an individual torsion bar suspension, and the balancers of some of the rollers were additionally connected to hydraulic shock absorbers. A similar design was proposed to be used in the Minenräumpanzer III project, however, due to the new requirements, it needed noticeable changes.

On the sides of the hull it was proposed to install a special design of the pillars, struts and the longitudinal beam, located below the bottom. The beam should have been connected to the hull with the help of seven metal profiles of horizontal position and three curved vertical struts. This made it possible to ensure the required rigidity of the structure and the correct operation of the updated suspension.

The body of the car kept a set of torsions, one for each on the track roller, as well as 12 balancers. However, now the rollers were not mounted on the body weights, but special racks in the form of an inverted Y. Mounts for the roller were provided at the bottom of the racks. Just above the axis of the roller on the rack there was another hinge on which the second balancer was installed. The latter was attached to the rack and to the horizontal beam.

The relatively complex design of the suspension roller wheels, however, coped well with the functions assigned to it. Two balancers, the stand of the roller and other units formed a parallelogram and thus ensured the correct operation of the undercarriage. The rollers retained the ability to move vertically without deviations to the side, while the energy of their movement was absorbed by the torsion.

Being a further development of the existing medium tank, the demining machine received the corresponding other chassis aggregates. In front of the hull were kept driving wheels of relatively large diameter. In the stern placed guide wheels. Due to the small diameter of the road wheels and processing of the chassis, on each side there were three supporting rollers for the upper branch of the track.


Minesweeper somewhere on trial. Photo Aviarmor.net


The modified chassis, in theory, made it possible to reduce the impact of an explosion of mines on the hull and crew. However, it was not the only tool designed to solve basic problems. The detection and destruction of mines was proposed to be carried out using a roller track.

On the front of the hull of the Minenräumpanzer III, a triangular bar with a hinge for mounting the trawl was provided. The exact construction of the latter is unknown, but there are several assumptions. According to one of them, the roller trawl was supposed to be a T-shaped unit of beams with a set of rollers and hydraulics for control. Thus, individual hydraulic cylinders made it possible to raise or lower the trawl, as well as to change its position in the horizontal plane.

On the front trawl beam, mounts were provided for U-shaped clips with rollers. The latter could be performed in the form of a large number of metal discs mounted on the same axis. During the movement, the main trawl beams had to pull the rollers behind them and bring them to the minefield. The mass of the rollers made it possible to initiate the detonation of mines or simply to crush them until complete destruction. Due to the proper construction of the trawl, only the rollers themselves had to suffer when mines were being blown up. The frame and armored vehicle at the same time had to remain intact, or receive only the most minimal damage.

The exact characteristics of the trawl for the mine clearance machine Minenräumpanzer III are unknown, but it can be assumed that it made it possible to make passages in minefields established with the use of anti-personnel and anti-tank mines of pressure action. After passing the car, the field remained in the form of two lanes of a certain width along which people or vehicles could walk.

To manage the work of the new minesweeper should crew of three. Some sources mention five crew members. This may be due to differences in various well-known documents or due to the possibility of strengthening the crew with miners who could independently deal with the disposal of some ammunition.


Model of armor with one of the options katkovogo trawl. Photo Strangevehicles.greyfalcon.us


The crew had several instruments to monitor the environment. For landing in the car hatches remained in the hull of the base tank. No weapons at the project stage were foreseen. For self-defense, the crew could only use personal weapons.

According to reports, the total length of the Minenräumpanzer III machine, taking into account the trawl, reached 12,5 m. The width exceeded 3,5 m, and the height was approximately 3 m. It is interesting that the base tank Pz.Kpfw.III had a height at the level of 2,5 m. At the same time, the tank was equipped with a tower and standard chassis. After modifications of the undercarriage, the minesweeper without a tower not only “caught up” the tank in height, but also bypassed it. Approximate calculations show that the clearance of the demining machine exceeded 1,2-1,3 m - a unique indicator for armored vehicles of the time.

Not later than 1943, Krupp built the first and only prototype of a minesweeper of a new type. Soon the car went on the sea trials and showed acceptable performance. In the future, tests were launched aimed at determining the prospects of the sample when used for its intended purpose. At this stage of the test, it was found that the 30-mm front hull plates do not provide the required protection and can not in all cases hold fragments and a blast wave. Thus, in the course of combat work, the prospective minesweeper risked quickly getting serious damage and failing without completing the passage for the troops. In addition, his stopping at a minefield made the already organized passage behind the car useless.

In its current form, the Minenräumpanzer III project did not suit the potential customer. Increasing the level of protection required a radical reworking of the armored corps or the construction of a completely new vehicle based on a different tank with higher performance. Such a continuation of the project was considered inexpedient. Thus, by the end of 1943, the project actually stopped. The existing car had no real prospects, and its further development was considered unnecessary. The project was closed and did not give real results. The further fate of the only prototype is unknown. Until our time, it has not survived.

The failure of the Minenräumpanzer III project and some other developments of a similar purpose led to the fact that until the end of the war the German troops had to use trawls installed on tanks or to entrust demining to sappers. Such an approach made it possible to solve the tasks posed, but could have some negative consequences, primarily in the form of loss of personnel and equipment. Nevertheless, demining with the help of specialized equipment, which had appreciable advantages, did not reach full-fledged mass use.


Based on:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://wehrmacht-history.com/
http://aviarmor.net/
http://en.valka.cz/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Stas57
    Stas57 April 15 2016 08: 30
    0
    30-mm frontal sheets of the body do not provide the required protection and not in all cases can hold fragments and blast wave.

    surprisingly, but it is quite obvious
  2. Gray 43
    Gray 43 April 15 2016 10: 02
    0
    The forum already had an article about the inventor of the Soviet land mine trawl Pavel Mugalyov, his trawls fought in full growth
  3. 31rus2
    31rus2 April 15 2016 17: 36
    0
    Dear, the project development itself proves that engineering equipment is necessary just as the tanks themselves, the future in remotely controlled platforms with various equipment

Минный тральщик Minenräumpanzer III (Германия)

Важной составляющей оборонительных позиций во время Второй мировой войны являлись минные поля. При помощи минно-взрывных заграждений войска могли защитить себя от наступления противника или, как минимум, задержать его продвижение. Рост роли мин в войне привел к появлению массы проектов специальных устройств и техники, предназначенных для проделывания проходов в заграждениях. Разрабатывались как тралы для установки на имеющуюся технику, так и специальные машины. Любопытным примером последних являлся немецкий минный тральщик Minenräumpanzer III.

Работы над проектом перспективного тральщика начались, по разным данным, не ранее 1941 года. Фирме Krupp поручили разработку новой гусеничной бронемашины, задачей которой было проделывание проходов на минных полях, установленных с использованием противопехотных и противотанковых боеприпасов. Появление подобной машины позволило бы войскам не тратить время на разминирование силами саперов и благодаря этому не терять темпы наступления. Тем не менее, решение поставленной задачи оказалось достаточно сложным делом, которое к тому же требовало ряда оригинальных идей.

В качестве основы для перспективной машины разминирования был выбран существующий средний танк Panzerkampfwagen III. Машины этого типа производились серийно, а также имели отработанную и проверенную эксплуатацией конструкцию. Таким образом, применение готовых узлов и агрегатов позволяло ускорить работы, а в перспективе и облегчить эксплуатацию техники. Тем не менее, в существующем виде танк имеющейся модели не мог решать задачи разминирования. Специалисты фирмы Krupp посчитали, что его шасси является слишком слабым и может быть подвержено серьезным повреждениям во время разминирования. По этой причине было принято решение о значительной переработке машины.


Минный тральщик Minenräumpanzer III (Германия)
Общий вид Minenräumpanzer III, трал отсутствует. Фото Aviarmor.net


В ходе нового проекта было решено использовать существующий броневой корпус, однако в его конструкцию предлагалось внести некоторые небольшие изменения. Броневой корпус шасси следовало собирать из листов толщиной до 30 мм. Наиболее толстые детали шли на изготовление лобовой части, тогда как крыша и днище выполнялись из 16-мм листов. Такая защита позволяла выдерживать попадания пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной артиллерии. Кроме того, обеспечивалась приемлемая защита от осколков, которая была необходима при работе на минных полях.

Несмотря на все изменения, предлагавшиеся новым проектом, корпус базового танка Pz.Kpfw.III должен был сохранять основные особенности конструкции. Лобовая часть тральщика состояла из нескольких листов, расположенных под разными углами друг к другу. При этом на нижней лобовой детали располагались крепления для специального оборудования, а в верхней предусматривались смотровые приборы экипажа. По всей своей длине корпус имел вертикальные борта. Крыша корпуса выполнялась горизонтальной в центральной части машины и наклонной в корме. Тральщик не должен был иметь башню, из-за чего соответствующее отверстие в крыше предлагалось закрывать заглушкой.

Компоновка внутренних объемов корпуса осталась прежней и традиционной для немецких танков того времени. В передней части корпуса помещались агрегаты механической трансмиссии, передававшие крутящий момент двигателя на ведущие колеса. Рядом с трансмиссией располагались несколько членов экипажа. Кроме того, позади отделения трансмиссии имелся сравнительно крупный обитаемый объем. Корма традиционно отдавалась под двигатель, топливные баки, радиаторы и т.д.

Ввиду отсутствия необходимости каких-либо доработок тральщик Minenräumpanzer III сохранил силовую установку и трансмиссию базовой машины. В корме помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 120TR мощностью 120 л.с., соединявшийся с коробкой передач и другими агрегатами при помощи карданного вала. Последний проходил через центральный обитаемый объем корпуса.

В ходе теоретических изысканий по новому проекту было установлено, что имеющаяся ходовая часть танка не может быть использована на минном тральщике. Из-за сравнительно малого клиренса машина разминирования могла подвергаться серьезному риску повреждений при подрыве найденной мины. Как следствие, требовалось самым серьезным образом переработать ходовую часть для обеспечения приемлемой безопасности всей машины. Для применения в проекте было выбрано предложение, подразумевавшее изменение ходовой части и увеличение клиренса.

Минный тральщик Minenräumpanzer III (Германия)
Ходовая часть крупным планом. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Танк Pz.Kpfw.III, начиная с модификации Ausf.E, имел по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту. Катки крепились на индивидуальной торсионной подвеске, а балансиры некоторых катков дополнительно соединялись с гидравлическими амортизаторами. Подобную конструкцию предлагалось использовать и в проекте Minenräumpanzer III, однако в связи с новыми требованиями она нуждалась в заметных изменениях.

На бортах корпуса предлагалось устанавливать специальную конструкцию из стоек, подкосов и продольной балки, находящейся ниже уровня днища. Балку следовало соединять с корпусом при помощи семи металлических профилей горизонтального расположения и трех изогнутых вертикальных подкосов. Это позволяло обеспечить требуемую жесткость конструкции и правильную работу обновленной подвески.

Корпус машины сохранял набор торсионов, по одному на опорный каток, а также 12 балансиров. Тем не менее, теперь на балансирах корпуса устанавливались не катки, а специальные стойки в виде перевернутой Y. В нижней части стоек предусматривались крепления для катка. Чуть выше оси катка на стойке имелся еще один шарнир, на котором устанавливался второй балансир. Последний крепился к стойке и к горизонтальной балке.

Сравнительно сложная конструкция подвески опорных катков, тем не менее, хорошо справлялась с возложенными на нее функциями. Два балансира, стойка катка и другие агрегаты образовывали параллелограмм и тем самым обеспечивали правильную работу ходовой части. Катки сохраняли возможность перемещения по вертикали без отклонений в сторону, а энергия их перемещения при этом поглощалась торсионом.

Являясь дальнейшим развитием существующего среднего танка, машина разминирования получила соответствующие прочие агрегаты ходовой части. В передней части корпуса были сохранены ведущие колеса сравнительно большого диаметра. В корме помещались направляющие колеса. По причине малого диаметра опорных катков и переработки ходовой части на каждом борту имелось по три поддерживающих ролика для верхней ветви гусеницы.

Минный тральщик Minenräumpanzer III (Германия)
Тральщик где-то на испытаниях. Фото Aviarmor.net


Измененная ходовая часть в теории позволяла уменьшить воздействие взрыва мин на корпус и экипаж. Тем не менее, она не была единственным средством, предназначенным для решения основных задач. Обнаружение и уничтожение мин предлагалось выполнять при помощи каткового колейного трала.

На лобовой части корпуса машины Minenräumpanzer III предусматривался треугольный в плане кронштейн с шарниром для крепления трала. Точная конструкция последнего неизвестна, но существуют несколько предположений. Согласно одному из них, катковый трал должен был представлять собой Т-образный агрегат из балок с набором катков и гидравликой для управления. Так, отдельные гидроцилиндры позволяли поднимать или опускать трал, а также изменять его положение в горизонтальной плоскости.

На передней балке трала предусматривались крепления для П-образных обойм с катками. Последние могли выполняться в виде большого количества металлических дисков, установленных на одной оси. Во время движения основные балки трала должны были тянуть за собой катки и выводить их на минное поле. Масса катков позволяла инициировать подрыв мин или попросту давить их до полного разрушения. За счет правильной конструкции трала при подрыве мины должны были страдать только сами катки. Рама и бронемашина при этом должны были оставаться целыми, либо получать только самые минимальные повреждения.

Точные характеристики трала для машины разминирования Minenräumpanzer III неизвестны, но можно предположить, что он позволял проделывать проходы в минных полях, установленных с применением противопехотных и противотанковых мин нажимного действия. После прохода машины на поле оставалась колея в виде двух полос определенной ширины, по которой могли идти люди или техника.

Управлять работой нового минного тральщика должен был экипаж из трех человек. В некоторых источниках упоминаются пять членов экипажа. Это может быть обусловлено различиями разных известных документов либо связано с возможностью усиления экипажа минерами, которые могли бы самостоятельно заниматься обезвреживанием некоторых боеприпасов.

Минный тральщик Minenräumpanzer III (Германия)
Модель бронемащины с одним из вариантов каткового трала. Фото Strangevehicles.greyfalcon.us


Экипаж располагал несколькими приборами для наблюдения за окружающей обстановкой. Для посадки в машину сохранялись люки, имевшиеся в корпусе базового танка. Какое-либо вооружение на стадии проекта не предусматривалось. Для самообороны экипаж мог использовать лишь личное оружие.

По имеющимся данным, общая длина машины Minenräumpanzer III с учетом трала достигала 12,5 м. Ширина превышала 3,5 м, а высота составляла примерно 3 м. Интересно, что базовый танк Pz.Kpfw.III имел высоту на уровне 2,5 м. При этом танк оснащался башней и стандартной ходовой частью. После доработок ходовой части тральщик без башни не только «догнал» танк по высоте, но и обошел его. Примерные подсчеты показывают, что клиренс машины разминирования превышал 1,2-1,3 м – уникальный показатель для бронетехники того времени.

Не позже 1943 года фирма Krupp построила первый и единственный прототип тральщика нового типа. Вскоре машина вышла на ходовые испытания и показала приемлемые характеристики. В дальнейшем стартовали проверки, направленные на определение перспектив образца при применении по прямому назначению. На этом этапе испытаний было установлено, что 30-мм лобовые листы корпуса не обеспечивают требуемую защиту и не во всех случаях могут удержать осколки и взрывную волну. Таким образом, в ходе боевой работы перспективный тральщик рисковал быстро получить серьезные повреждения и выйти из строя, не закончив проделывание прохода для войск. Кроме того, его остановка на минном поле делала бесполезным уже организованный проход позади машины.

В существующем виде проект Minenräumpanzer III не устраивал потенциального заказчика. Повышение уровня защиты требовало кардинальной переработки броневого корпуса или строительства совершенно новой машины на базе иного танка с более высокими характеристиками. Такое продолжение проекта посчитали нецелесообразным. Таким образом, уже к концу 1943 года проект фактически остановился. Существующая машина не имела реальных перспектив, а ее дальнейшее развитие сочли ненужным. Проект был закрыт и не дал реальных результатов. Дальнейшая судьба единственного прототипа неизвестна. До нашего времени он не сохранился.

Неудача проекта Minenräumpanzer III и некоторых других разработок подобного назначения привела к тому, что до конца войны немецким войскам приходилось использовать тралы, устанавливаемые на танки, или поручать разминирование саперам. Такой подход позволял решать поставленные задачи, но мог иметь некоторые негативные последствия, в первую очередь в виде потерь личного состава и техники. Тем не менее, разминирование при помощи специализированной техники, имевшее заметные преимущества, так и не дошло до полноценного массового применения.


По материалам:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://wehrmacht-history.com/
http://aviarmor.net/
http://en.valka.cz/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. стас57 15 апреля 2016 08:30
    30-мм лобовые листы корпуса не обеспечивают требуемую защиту и не во всех случаях могут удержать осколки и взрывную волну.

    удивительно, но это вполне очевидно
  2. Серый 43 15 апреля 2016 10:02
    На форуме уже была статья об изобретателе советского сухопутного противоминного трала Павле Мугалёве,его тралы воевали в полный рост
  3. 31rus2 15 апреля 2016 17:36
    Уважаемые,сама разработка проекта доказывает,что инженерная техника необходима так же как и сами танки,будущее в дистанционно управляемых платформах с различным оборудование

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня