Забытые гиганты Цеппелина II

17


Самолет VGO.II впервые поднялся в воздух в августе 1915 года. Он был идентичен своему предшественнику VGO.I в его финальном пятимоторном варианте. VGO.II применялся для различных экспериментов, в частности, на него пытались установить 105-миллиметровую гаубицу, направленную вертикально вниз, для обстрела вражеских кораблей и наземных объектов. Однако испытания показали, что сила отдачи орудия слишком велика для самолета с хрупким деревянным каркасом. В дальнейшем второй немецкий гигант использовался для обучения и тренировки летчиков, пока не разбился в аварии.

В конце мая 1916 года взлетел третий образец VGO.III, оснащенный шестью моторами "Мерседес" D.III мощностью по 160 л.с. В мотогондолах они стояли друг за другом, а в носу фюзеляжа - рядом, бок-о-бок. Сами гондолы сделали более вытянутыми и обтекаемыми, придав им округлое сечение. В фюзеляже, между кабиной пилотов и задним стрелковым постом, оборудовали довольно объемный бомбоотсек. Самолет мог поднимать до 1000 кг. бомб, то есть, вдвое больше, чем "Илья Муромец".

VGO.III был принят на вооружение, получив военный индекс R.III. R - сокращение от слова Riesenflugzeuge, что переводится как "огромный самолет". Этой буквой в немецких ВВС обозначались тяжелые многомоторные бомбардировщики. В начале августа R.III прибыл на балтийский участок русско-германского фронта, а 13 августа - совершил первый налет на Рижский железнодорожный узел. 18 августа в очередном налете экипаж "ризенфлюгцойга" впервые познакомился с русскими зенитчиками. Самолет получил три шрапнельных попадания в крылья, но сумел вернуться на аэродром.

В дальнейшем R.III. совершил еще семь бомбовых рейдов на российские военные и транспортные объекты, однако машина не столько летала, сколько простаивала на аэродроме из-за постоянных проблем с двигателями. 24 января 1917 года стало последним днем ее боевой службы. В тот день R.III. то ли был сбит, то ли потерпел катастрофу по техническим причинам. Самолет разбился и сгорел, при этом погибли пять из семи членов экипажа.

Следующий гигант - R.IV вышел на испытания 16 августа 1916 года. От R.III его отличали крыльевые силовые агрегаты с 220-сильными "Майбахами" вместо 160-сильных "Мерседесов" и четырехлопастными винтами. Таким образом, суммарная мощность двигательных установок достигла 1200 лошадиных сил. Соответственно, повысились летные характеристики. Максимальная скорость R.IV без бомбовой нагрузки составляла 130 км/ч (с бомбами - 110), потолок - 3700 м. Самолет оснастили радиостанцией, а далеко разнесенные друг от друга рабочие места членов экипажа соединялись между собой телеграфными линиями. В состав команды ввели радиста и еще двоих пулеметчиков, а на верхнем крыле, над мотогондолами, сделали две дополнительные пулеметные точки.

R.IV оказался самым удачливым и долгоживущим из ранних "ризенфлюгцойгов". Он служил в качестве тяжелого бомбардировщика на восточном фронте до конца 1917 года, потом был переброшен на запад и там провоевал до конца войны, совершив множество боевых вылетов, в том числе - на Лондон и Париж. После подписания Компьеньского перемирия R.IV со снятым вооружением еще полгода возил пассажиров и почту, но потом был уничтожен по требованию союзников, так как Версальский договор запрещал Германии иметь тяжелые многомоторные самолеты, годные к применению в качестве бомбардировщиков.



VGO.III на заводском аэродроме во время летных испытаний. Вооружение пока отсутствует. Обратите внимание на дополнительные рулевые поверхности, "нанизанные" на крайние межкрыльевые стойки. В дальнейшем они были демонтированы.



Еще один снимок VGO.III, сделанный до отправки на фронт.



Носовая часть VGO.III крупным планом.



R.IV c группой его создателей и испытателей. Самолет еще не получил вооружение и "боевую раскраску".



Двигатели R.IV: слева - "Майбах", справа - "Мерседес".





R.IV в полете.



Послевоенный снимок R.IV



VGO.I и R.IV в камуфляже типа "лозенг".
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 апреля 2016 06:42
    Экипаж немецкого тяжелого бомбардировщика Zeppelin-Staaken R.IV за работой
  2. +8
    16 апреля 2016 07:17
    Все таки есть какая то завораживающая красота в этих старых машинах. А "открытые гондолы" на крыльях это вооще кайф! good
    1. +4
      16 апреля 2016 09:25
      Представьте каково было мотористам в этим мотогондолах рядом с ревущими и дымящими двигателями
      1. +1
        16 апреля 2016 10:33
        "Представьте каково было мотористам в этим мотогондолах..."
        Представил...- примерно как в моторном отсеке подводной лодки + некоторая спицифика.
      2. Комментарий был удален.
    2. avt
      +2
      16 апреля 2016 10:03
      Цитата: Stoler
      Все таки есть какая то завораживающая красота в этих старых машинах.

      good Да-а-а-а....именно в тот короткий период пока особо не заморачивались с аэродинамикой и не вылизывали машины за ради скорости ,а просто ставили все более мощные моторы.
      1. +2
        16 апреля 2016 11:19
        Скорости были еще "автобусные", вот особо и не заморачивались. Заморачиваться стали через 10 лет.
    3. +4
      16 апреля 2016 14:40
      Цитата: Stoler
      А "открытые гондолы" на крыльях это вооще кайф!

      Ага. А зимой? wassat Более поздний ТБ-3, тоже был с открытыми кокпитами, как в летающей лодке.
      1. +5
        16 апреля 2016 16:10
        Тогда был период настоящий авиации,пока не сделали закрытые кабины.В те времена,противника находили по запаху в воздухе.На некоторых моделях шатуны шприцевали перед полётом и время полёта ограничивалось присутствием смазки в шатунах.Салидол летел в лицо и после полёта у лётчиков был специфический вид.Это видно в фильме Лафайет.Эх было время романтики и были на неё деньги.
      2. +1
        18 апреля 2016 17:12
        Ага. А в толстом крыл лаз был, с люками наверху , чтобы механик мог двигатели в полете обслуживать. Но самый апофеоз подобного- это К-7, конечно :)

        http://airwar.ru/enc/bww1/k7.html

        Оцените толщину крыла
  3. +2
    16 апреля 2016 09:12
    Цитата: Stoler
    А "открытые гондолы" на крыльях это вооще кайф!


    А радиатор перед пилотами, так это вооще улёт! laughing
  4. +1
    16 апреля 2016 09:54
    Ещё это так называли боевые дережабли в Германии. what
    Но значение слова не поменялось.
  5. +1
    16 апреля 2016 15:18
    Интересная статья.
  6. 0
    17 апреля 2016 03:52
    Забытые гиганты Цеппелина II
    Правильнее сказать ЗАБИТЫЕ в землю. Германия в Первую мировую оказалась в роли проигравшей стороны. И все их самолеты-по сути- были забиты......
  7. 0
    17 апреля 2016 13:49
    Насчет "шприцевали шатуны" не слыхал, а вот в самых распространенных ротационных авиадвигателях типа "Гном" "рон" система смазки, кажется, была прямоточной. Касторка из бачка всасывалась за счет центробежной силы, возникающей из-за вращения радиального двигателя, проходила через проточки в каленвале к трущимся частям, попадала в цилиндры и, что не догорело, вылетало во все стороны. Как я понимаю, летело не столько на пилота, сколько в зрителей авиашоу, чем те, иной раз, гордились, предъявляя знакомым масляные пятна на кружевах.
  8. 0
    17 апреля 2016 13:53
    Кстати, на сколько я знаю, перед запуском ротационного двигателя приходилось шприцевать топливо в цилиндры, чтобы при первом обороте за пропеллер было чему внутри цилиндров воспламениться. При посадке такие двигатели не могли держать слишком малый газ, поэтому их просто глушили, так что второй заход, видимо был очень проблематичен.
  9. ZIS
    0
    18 апреля 2016 02:16
    Я не спец в авиации, но странно, а почему бы задние шасси не отнести малость назад для остойчивости хвоста, а там пулеметчика не разместить. "Мертвая зона" исключается.
  10. 0
    18 апреля 2016 21:51
    Впечатляющие гиганты своего времени.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»