Боевая сельскохозяйственная авиация

Боевая сельскохозяйственная авиация


В локальных конфликтах по всему миру зафиксировано немало случаев использования в боевых действиях самолётов изначально сугубо мирного назначения. Достаточно часто переоборудованные самолёты сельхозавиации привлекались к нанесению штурмовых ударов в ходе многочисленных локальных войн и мятежей.

Так, во время войны в Юго-восточной Азии вьетнамские бипланы Ан-2 не только доставляли различные грузы и вывозили раненых, но и наносили удары по наземным целям и даже пытались ночью атаковать южно-вьетнамские и американские боевые корабли. В 80-е годы в Никарагуа сельскохозяйственные Ан-2 бомбили отряды проамериканских «контрас». А в 90-е эти самолёты отметились в боевых действиях на территории бывшей Югославии.


На самолеты, привлекаемые для распыления дефолиантов с целью уничтожения наркосодержащих растений, помимо емкостей с химикатами и распылителей, зачастую для самообороны приходилось подвешивать блоки НАР и пулемёты. А также предпринимать меры по повышению живучести и защищённости экипажа.

Всё это, а также желание повысить продажи, подвигло руководство компании Air Tractor Inc создать на базе своего сельскохозяйственного самолёта Air Tractor AT-802 боевой вариант. Компания Air Tractor Inc была основана бывшим пилотом Лейландом Сноу ещё в 1978 году. Сам Сноу несколько лет отлетал на самолётах сельскохозяйственной авиации и хорошо знал особенности этой работы. Первым самолётом компании стал поршневой Air Tractor AT-300 с ёмкостью бака 320 галлонов (1200 л). Поршневой двигатель воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с. позволял налегке разгонять самолёт до 270 км/ч.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Air Tractor AT-300


Характерной особенностью всех машин Air Tractor является высоко поднятая кабина, чем обеспечивается хороший обзор и нахождение пилота в потоке чистого воздуха, что немаловажно при работе с ядохимикатами. Так же большое внимание было уделено тягооворуженности, манёвренным характеристикам и защитному покрытию конструкции фюзеляжа для предохранения от коррозионного воздействия химикатов.

Самолёты компании пользовались популярностью не только в США, но и в других странах. Объёмы продаж «Воздушных тракторов» увеличивались и появлялись новые модели. Самолёты серии Air Tractor AT-400 оснащались турбовинтовыми двигателями и баком для химикатов увеличенной ёмкости. Внедрение углепластика и силовых элементов из более прочных сплавов позволило увеличить грузоподъёмность. Самолёты модификаций AT-400, АТ-401, АТ-402 отличались друг от друга двигателями, приборной панелью, ёмкостью баков и вспомогательным оборудованием.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Air Tractor AT-402


В 500-й серии были увеличены размер фюзеляжа и размах крыльев, что позволило поместить бак с химикатами ёмкостью 1900 литров. В дальнейшем, кроме воздушных опрыскивателей полей, компания выпускала учебно-тренировочные и пожарные самолёты 500 серии.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Air Tractor AT-502


Самолёт Air Tractor AT-602 стал крупней по сравнению со своими предшественниками, благодаря чему емкость бака с химикатами возросла до 2385 литров. Турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A -60AG мощностью 1050 л.с. разгонял самолёт до максимальной скорости 318 км/ч.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Air Tractor AT-602


Но больше всего «прославились» самолёты 800-й серии. Во второй половине 80-х годов возросли требования к сельскохозяйственным самолетам, одновременно с этим увеличился спрос на рынке противопожарной авиации. В этих условиях в середине 1989 года началось проектирование новой машины более крупных размеров и с более мощной силовой установкой, чем все самолеты, ранее построенные фирмой. Первый полёт самолет, получивший обозначение Air Tractor АТ-800, совершил в октябре 1990 года.

Крупные размеры и возросший вес самолета потребовали использования двигателя Рratt & Whitney Canada РТ6А, стандартного для всех самолетов Air Tractor поздних модификаций в варианте PT6A-67AF мощностью 1350 л.с. Винт остался прежним - пятилопастный реверсивный металлический Hartzell с постоянной частотой вращения. Емкость топливных баков возросла до 946 литров, а ёмкость баков для химреагентов - до 3066 литров.

Самолёты компании Air Tractor, оснащённые турбовинтовыми двигателями, очень похожи между собой и отличаются только геометрическими размерами. Впрочем, заметить это можно только, когда машины находятся рядом на аэродромной стоянке, в воздухе они все «на одно лицо». Исключение составляют пожарные варианты, оборудованные поплавковыми шасси Wipaire. Гидропланы способны осуществлять самостоятельный забор воды с поверхности водоёмов. Это в разы увеличивает количество «боевых вылетов» по сравнению с самолётами противопожарной авиации, заправляющими емкости водой на аэродроме.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Air Tractor AT-802 Fire Boss


30 октября 1990 года поплавковый AT-802 Fire Boss («Повелитель огня») впервые поднялся в воздух. Этот «летающий пожарный» получил широкое распространение, и используется не только в Америке, но и в ряде европейских стран, таких как Греция, Испания, Португалия, Франция, Хорватия, а также в Аргентине, Бразилии и Чили.

Известно ещё две модификации базовой модели АТ-800. Это двухместный сельскохозяйственный и учебно-тренировочный самолет АТ-802, получивший лётный сертификат в апреле 1993 года и самолет АТ-802А, представляющий собой одноместную модификацию самолета АТ-802 с той же самой силовой установкой и близкими весовыми данными.

В общей сложности, по состоянию на 2014 год, было построено более 2000 самолётов Air Tractor всех модификаций, из них самолётов 800-й серии – более 500. По всей видимости, первый случай «боевого применения» самолётов Air Tractor AT-802 произошел в Колумбии в начале 2000-х, когда с этих машин опыляли дефолиантами плантации коки. Там «Воздушные тракторы» часто подвергались обстрелу с земли. В распоряжении боевиков наркокартелей и левацких повстанческих группировок было не только лёгкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные зенитные пулеметы, и гранатометы РПГ-7. Это оружие представляло серьёзную опасность для абсолютно незащищённых, работающих на предельно малых высотах, самолётов. Положение усугублялось ещё и тем, что «на боевом курсе» при распылении химикатов AT-802 летели, не маневрируя, с малой скоростью. После того как самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, пришлось провести экстренную кустарную доработку. Кабину пилотов с боков и снизу прикрыли импровизированной бронёй - противопульными жилетами, а топливные баки стали заполнять нейтральным газом. Однако пассивными мерами повышения живучести не ограничились. В «боевых вылетах» летающие опрыскиватели сопровождали штурмовики колумбийских ВВС Cessna A-37 Dragonfly и Embraer EMB 312 Tucano.

Боевая сельскохозяйственная авиация


На Парижском авиасалоне в 2009 году был продемонстрирован легкий штурмовик AT-802U, созданный на базе двухместной модели АТ-802. Этот самолёт предназначен для непосредственной авиационной поддержки и ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил.

Турбовинтовой двигатель Рratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 1600 л.с разгоняет самолёт с максимальной взлётной массой 7250 кг до скорости до 370 км/ч. Общая емкость топливной системы обеспечивает возможность патрулирования в воздухе в течение более 10 часов. Размах крыльев самолёта – 18,06 м, а длина – 10,87 м.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Легкий штурмовик AT-802U


От сельскохозяйственной версии штурмовик AT-802U отличается противопульным бронированием двигателя и кабины экипажа, протектированными топливными баками и более прочной конструкцией фюзеляжа и крыльев. На самолёте сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков.

Комплекс вооружения и специального оборудования AT-802U разработан и смонтирован специалистами компании IOMAX (Муресвилль, Северная Каролина). На самолёте имеется девять узлов подвески для размещения вооружения и оборудования. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг.

Возможна подвеска двух трехствольных крупнокалиберных пулемётов GAU-19/A калибра12,7 мм, блоков 70-мм НАР и бомб массой до 226 кг, а также управляемых ракет класса «воздух – земля» с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket).

Боевая сельскохозяйственная авиация


Для применения управляемых боеприпасов самолёт оборудован оптоэлектронным прицельным комплексом, работающим в видимом и ИК-диапазонах - AN/AAQ 33 Sniper xr компании Lockheed Martin. В составе обзорных систем имеется ИК и видеокамера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), что позволяет передавать изображение в режиме реального времени.

Для защиты от зенитных систем имеется аппаратура предупреждения о пуске зенитных ракет с автоматическим выбросом "ловушек" и средства радиоэлектронного противодействия AAR-47/ALE-47. Комплекс бортового оборудования AT-802U позволяет применять вооружение в ночное время. По своим боевым ударным возможностям и защищённости лёгкий штурмовик сравним со специализированными боевыми вертолётами, но значительно превосходит их по времени нахождения в воздухе и высоте полёта. Практический потолок 7620 метров позволяет AT-802U наносить удары высокоточными боеприпасами, находясь вне достигаемости малокалиберных зенитных автоматов и ПЗРК. Самолёт снабжен кислородной системой, что позволяет осуществлять длительные высотные полёты. Другими немаловажными для потенциальных покупателей факторами являются гибкость применения, невысокая стоимость и низкие эксплуатационные расходы штурмовика, построенного на базе сельскохозяйственного самолёта. Данные, опубликованные Департаментом государственной статистики США по техническому обслуживанию, показывают, что АТ-802 имеет в среднем 1,7 человеко-часов технического обслуживания на один час полета.

Простая надежная конструкция, весьма совершенное БРЭО, минимальное наземное вспомогательное оборудование, а также проверенные временем двигатели Pratt & Whitney PT6A-67F делают AT-802U оптимальным по критерию стоимость-эффективность для небогатых стран, имеющих проблемы с разного рода повстанцами и сепаратистами.

Несмотря на имеющийся в распоряжении американских спецслужб и военных большой выбор разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов и вертолётов, во время специальных операций против наркоторговцев, проходивших в недавнее время в джунглях Латинской Америки, «Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности» (INL) и его структурное подразделение INL Air Wing предпочли именно AT-802U. Согласно отчётам INL Air Wing, самолёт отлично проявил себя в миссиях, где требовались координация действий наземных сил специального назначения, огневая поддержка, разведка и наблюдение.

Особо ценными оказались способность самолёта совершать полёты с ограниченных по площади площадок. AT-802U привлекались также для доставки грузов, вывоза раненых и важных свидетелей из зоны спецопераций. Несколько раз самолёты получали боевые повреждения из-за обстрела с земли, но всякий раз они были незначительными, и ни одна машина не была надолго выведена из эксплуатации. Действовавшие в интересах INL Air Wing, лёгкие штурмовики несколько раз привозили пулевые пробоины, когда с предельно малой высоты, делая по несколько боевых заходов, «обрабатывали» цели из крупнокалиберных пулемётов или «маркировали» их НАР с фосфорными боевыми частями. В ходе ударов ночью с использованием высокоточных боеприпасов противодействие противника отсутствовало.

По мнению американских и колумбийских специалистов, многофункциональный Air Tractor AT-802U стал достойной заменой выведенному из эксплуатации OV-10 Bronco, при значительно меньших эксплуатационных расходах и больших возможностях аппаратуры разведки и наличии всесуточного комплекса управляемого вооружения.

По результатам практического применения, партию AT-802U приобрели ВВС Колумбии и ОАЭ. Уже состоящие на вооружении ВВС ОАЭ лёгкие штурмовики AT-802U размещены на аэродроме Фаладж-Хазза на границе с Оманом. Там же базируются восемь разведывательно-ударных самолетов Cessna AC-208 Combat Caravan. Все эти самолёты находятся в подчинении командования специальных операций ОАЭ.

Боевая сельскохозяйственная авиация

AT-802U в Йемене


После вмешательства саудовской коалиции в вооруженный конфликт в Йемене часть AT-802U из состава ВВС ОАЭ была передана йеменским силам, воюющим против хуситов. По имеющимся данным, поставки самолётов AT-802U велись также в Иорданию и Хорватию.

Другим боевым самолётом, спроектированным на базе «кукурузника», стал Аrchangel BPA американской компании IOMAX. Самолёт был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2013 года. Ранее компания IOMAX разработала прицельно-разведывательную аппаратуру и комплекс вооружения самолёта Air Tractor AT-802U.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Самолёт Thrush 710


Аrchangel BPA создан на базе сельскохозяйственного самолёта Thrush 710. Air Tractor AT-802 и Thrush 710 конструктивно очень близки и представляют собой варианты одного самолета, сконструированного Леландом Сноу. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса вооружения и запаса топлива. Аrchangel с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Кабина пилота Аrchangel BPA


Разведывательно-ударный «Архангел» оборудован более совершенным БРЭО, по сравнению AT-802U. Под самолёт может быть подвешен контейнер системы радиотехнической разведки и РЛС с синтезированной апертурой и электронно-оптической турелью, производства FLIR Systems. На модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа располагает двойным управлением и оснащена тремя 6-дюймовыми цветными многофункциональными индикаторами у пилота в передней кабине, и одним 6-дюймовым и одним 12-дюймовым (для систем наблюдения и целеуказания) индикаторами у оператора в задней кабине. На самолёте имеется централизованная система датчиков предупреждения об облучении РЛС и ракетном нападении.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Кабина оператора Аrchangel BPA


Основной упор при создании самолёта Аrchangel BPA был сделан на использование управляемого вооружения, и он не несёт стрелкового вооружения. В этом отношении его возможности выше, чем у Air Tractor AT-802U.

Боевая сельскохозяйственная авиация


На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести УАБ JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям. Стоимость машины составляет примерно $8 млн, для сравнения стоимость популярного лёгкого турбовинтового штурмовика EMB-314 Super Tucano – $12-13, а боевого вертолёта AH-64D Apache Longbow (Block III) - $61,0 млн.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Один из первых Аrchangel ВРА


По всей видимости, «Архангел» даже превосходит AT-802U по гибкости применения. Наличие совершенного бортового электронного комплекса делает его одинаково эффективным как в тайных операциях, так и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA выполнена быстросъёмной, и монтируется в случае необходимости в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут выдержать попадания пуль калибра 12,7 мм.

Боевая сельскохозяйственная авиация

Разведывательно-ударный самолёт Аrchangel ВРА Block III


Наиболее продвинутым вариантом является Аrchangel ВРА Block III. Данный самолёт получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. По сравнению с первоначальным вариантом, Block III был переделан, и теперь внешне существенно отличается от базового Thrush 710. Стеклянная двухместная кабина пилота и оператора вооружения была перемещена вперед и приподнята. Это позволило увеличить обзор вперед и вниз. Также это освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём протектированных топливных баков.

При создании Аrchangel BPA Block III большое внимание было уделено защите самолёта от ЗУР с ТГС используемых в ПЗРК. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно уменьшилась. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, должен использоваться подвесной контейнер с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.

Эта модель, созданная с учётом накопленного боевого опыта, воплотила в себя всё лучшее от самолётов AT-802U и первых вариантов Аrchangel BPA. Данный самолёт сильно напоминает германский пикировщик Junkers Ju 87 Stuka и может сниматься в художественных фильмах о Второй мировой войне "без грима". Лёгкий штурмовик Аrchangel ВРА Block III был создан специально для участия в конкурсе, объявленном правительством Филиппин с целью замены предельно изношенных «противопартизанских» OV-10 Bronco. ВВС Филиппин намерены приобрести шесть самолетов непосредственной авиационной поддержки на общую сумму $114 млн. До этого несколько самолётов Аrchangel ВРА Block I и Block II были приобретены ОАЭ. Официально ВВС ОАЭ планируют использовать «Архангелов» в качестве «пограничного патрульного самолёта», на самом же деле они, скорее всего, предназначены для пополнения парка авиации сил специального назначения. Помимо ОАЭ и Филиппин, интерес к лёгкому штурмовику компании IOMAX проявили Ангола, Боливия, Египет, Кот-д'Ивуар, Нигер и Турция. Не надо быть большим экспертом в геополитике, чтобы понять, что самолётом заинтересовались не самые богатые страны, имеющие проблемы с разного рода инсургентами и сепаратистами.

Значительная часть читателей сайта «Военное обозрение» традиционно критикует лёгкие турбовинтовые штурмовики, называя их то «тупиковой ветвью» боевой авиации, то «недосамолётами». При этом указывается, что по защищённости, скорости полёта и полезной нагрузке эти машины уступают классическим реактивным штурмовикам, созданным для «большой войны» - Су-25 и А-10. Впрочем, можно вспомнить, что все современные боевые вертолёты также сильно уступают по этим характеристикам классическим штурмовикам, однако никто не ратует за отказ от вертолётов. В современных, сильно изменившихся со времён «холодной войны» условиях на сцену выходят легкие, относительно недорогие многоцелевые машины. Напротив, возобновлять производство хорошо защищённых Су-25 и А-10 никто не собирается.

Современные турбовинтовые штурмовики, как минимум, не уступают по составу вооружения и БРЭО боевым вертолётам, превосходя их по скорости, высоте и дальности полёта. При этом лёгкие штурмовики, в силу конструктивных особенностей, гораздо менее уязвимы от огня малокалиберных зенитных установок. ПЗРК несут одинаковую угрозу, как для вертолётов, так и для лёгкой авиации, но, тем не менее, боевые вертолёты активно используются в боевых действиях в самых разных частях света и о том, чтобы их часто сбивали, не слышно. Мне могут возразить, что вертолёт способен зависать и прятаться в складках местности, но многие ли видели зависший на боевом задании Ми-24? В то же время турбовинтовой самолёт может забраться выше потолка пуска ПЗРК и эффективно применять оттуда управляемое вооружение.

По сравнению с «большими» штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и боевыми вертолётами, лёгкие штурмовики стоят намного меньше, также в разы дешевле обходится стоимость выполнения боевого вылета. Существует мнение, что на войне денег не считают. С этим можно согласиться, но только на «большой войне». Нерационально посылать за тридевять земель дальние бомбардировщики или крылатые ракеты стоимостью несколько десятков миллионов рублей, чтобы уничтожить несколько внедорожников, палатку с десятком боевиков или небольшие склады, если есть возможность выполнить ту же задачу с помощью относительно дешевого боевого самолёта, пусть и не обладающего брутальной внешностью и поражающими воображение данными. Кроме того, далеко не везде можно использовать бомбардировщики и крылатые ракеты, то что применимо на территории другой страны, часть которой контролируется боевиками, абсолютно невозможно, скажем, на Северном Кавказе. Для каждой работы необходим свой инструмент, глупо забивать кнопки кувалдой или, ещё хуже, микроскопом.

БПЛА и лёгкие турбовинтовые боевые самолёты занимают каждый свою нишу и не являются прямыми конкурентами. Не секрет, что ресурс пилотируемых летательных аппаратов многократно выше, чем у беспилотных. В силу большей грузоподъёмности, пилотируемые самолёты способны принять на борт более широкий спектр средств поражения, превосходя беспилотники по характеристикам прицельно навигационной аппаратуры. Известно, что большая часть американских ударно-разведывательных БПЛА в Афганистане, Ираке и других «горячих» точках была потеряна из-за отказа аппаратуры управления и ошибок операторов. Дистанционно перехватить управление лёгкого штурмовика или сбить его направленным радиоимпульсом невозможно по определению.

На мой взгляд, не стоит противопоставлять лёгкие универсальные турбовинтовые машины другим летательным аппаратам военного назначения. Лёгкие штурмовики – это недорогое и эффективное средство борьбы с «незаконными вооруженными формированиями», а также весьма гибкий инструмент разведки и наблюдения. Кроме работы по земле, самолёты этого класса могут уничтожать вертолёты и беспилотники. В данный момент лёгкие турбовинтовые многоцелевые самолёты весьма востребованы, и спрос на них растёт с каждым годом. К сожалению, на этом рынке наша страна пока предложить ничего не может.

По материалам:
http://www.airtractor.com
http://airspot.ru/catalogue/item/air-tractor-at-800
http://www.airtractor.com/aircraft
http://www.miltechmag.com/2015/06/paris-air-show-2015-iomax-showcases.html
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 63
  1. Adik89 20 апреля 2016 06:21
    Первым делом самолеты!!!
    1. avt 20 апреля 2016 09:21
      Цитата: Adik89
      Первым делом самолеты!!!

      no Первым делом мы испортим самолеты . Ну а девушек? А девушек потом. wassat
      Лёгкие штурмовики – это недорогое и эффективное средство борьбы с «незаконными вооруженными формированиями», а также весьма гибкий инструмент разведки и наблюдения.
      Ровно до того момента , пока эти формирования не обзаводятся грамотными расчетами ДШК ЗУот 1 до 4 и ЗУ-23 ,не говоря о чём то более серьезном ,переносном,управляемом. На этом эта военносельскохозяйственная идиллия заканчивается с печальными последствиями.
      По сравнению с «большими» штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и боевыми вертолётами, лёгкие штурмовики стоят намного меньше, также в разы дешевле обходится стоимость выполнения боевого вылета. Существует мнение, что на войне денег не считают. С этим можно согласиться, но только на «большой войне».
      laughing Считают , еще как считают ,если бы не считали - рассекали бы над Вьетнамом USы на серийных Ирокезах с обвесом и не заморачивалтсь с Коброй .
      Цитата: inkass_98
      Для каждой машины найдется своя ниша, для этих тоже. По крайней мере, контрпартизанская борьба им вполне по силам.

      laughing Когда начинаются эти разговоры диванные про контрпартизанский страйкбол за компом в специфической нише , как то вспоминается -,,Я его на бочку с порохом посадил - пущай полетает"
      avt
      1. Letnab 20 апреля 2016 09:47
        В статье указаны высоты, более 7000 м, откуда может работать АТ-802. ПЗРК насколько я помню на такие высоты не работают... ДШК тем более...
        А развитие именно такой авиации нашей стране необходимо, по сути в народном хозяйстве будет задействован огромный мобилизационный потенциал, да и военным пенсионерам для души будет чем заняться. Сейчас большей частью на сельхозработах работают любители на мотодельтапланах, немного авиаторов на Ан-2. На тушении лесных пожаров задействованы в основном Ан-2 и Ми-8, как для обслуживания, так и для работы с активными средствами. Наличие аналогов типа АТ-802 для патрулирования с целью обнаружения лесных пожаров и первоначальной атаки для приостановки обнаруженного лесного пожара до подхода наземных сил и средств в настоящее время очень актуально! А про возможное их применение в случае каких либо боевых действий умолчу, так как этот вопрос требует подробного изучения самими военными, да и опыт стран применяющие в контрпартизанских действиях уже имеется...
        1. avt 20 апреля 2016 11:13
          Цитата: Letnab
          Наличие аналогов типа АТ-802 для патрулирования с целью обнаружения лесных пожаров и первоначальной атаки для приостановки обнаруженного лесного пожара до подхода наземных сил и средств в настоящее время очень актуально!

          Патрулирование ,целеуказание с наведением на объект и последующее регистрирование итогов конечно нужно. Но с какого перепугу для этого торчать часами летчику в такой колымаге с перспективой даже пассать в памперсы ,или в бутылку ? На ум не приходит что уже давно этим безпилотники занимаются ?
          Цитата: Leto
          А аппаратура Архангелов позволяет работать и с 4 км.,

          А попробуйте из этого чуда с 4, а ещё лучше с 7 тысяч ,найти цель и попасть ,причем не на компьютерном симуляторе , а в живую. А-а-а! Как же я забыл то ! Есть безпилотники , авианаводчики и ..... а нахрена тогда нужен этот сельскохозяйственный виман? Ну если он тупо контр партизанские действия без опаски по принципу прилетел-увидел-отбомбился сам , один,безансамбля сделать не можетlaughing Всю эту байду замутили исключительно по причине дороговизны ударных вертушек , вот дешёвый эрзац для папуасов и разработали и рекламируют .Вот круг нарезав ,возвращаемся к исходному варианту с беспилотниками и вполне себе специализированным штурмовикам и вертушкам .А эту хрень уже Антонов отлюбил на специализированном из АН-2 корректировщике и слава Богу что хватило ума в Афгане такой вариант сложного убийства летчика, на базе Як-52 кажись ,не применять.А ведь мостырили такой советский ,,контрпартизанский" виман.
          avt
      2. Комментарий был удален.
      3. Leto 20 апреля 2016 10:07
        Цитата: avt
        Первым делом мы испортим самолеты . Ну а девушек? А девушек потом.

        Забавно!
        Цитата: avt
        Ровно до того момента , пока эти формирования не обзаводятся грамотными расчетами ДШК ЗУот 1 до 4 и ЗУ-23 ,не говоря о чём то более серьезном ,переносном,управляемом. На этом эта военносельскохозяйственная идиллия заканчивается с печальными последствиями.

        Смотря на какой высоте будут кукурузники работать. Чем выше, тем безопаснее. На высоте 2 км далеко не каждый сможет из Зу-23 сбить кукурузник, тут нужно как по правилам, несколько расчетов, ПУАЗО, много тренировок. ДШКМ и ЗГУ для летящего на высоте 2 км. кукурузника также не страшны, не достанут. ПЗРК типа Стрела также не смогут на такой высоте захватить цель, температура выхлопа одного ТВД PT6 мощностью 1600 л/с куда ниже чем двух ТВ3-117 или двух Р-95. А аппаратура Архангелов позволяет работать и с 4 км., где перечисленные вами средства ПВО бесполезны.
    2. Портолан 20 апреля 2016 18:00
      да для 2 мировой такой летак был бы что надо.
  2. Андрей НМ 20 апреля 2016 06:21
    Зачастую новое - хорошо забытое старое. В некоторых ракурсах эти "тракторы" очень напоминают Ил-2 или "лаптежника". Не находите? Понятно, что технический уровень другой.
    1. Bongo 20 апреля 2016 06:25
      Цитата: Андрей НМ
      Зачастую новое - хорошо забытое старое. В некоторых ракурсах эти "тракторы" очень напоминают Ил-2 или "лаптежника". Не находите?

      Внешне, безусловно сходство с Junkers Ju 87 у Аrchangel ВРА Block III просматривается, о чём собственно в публикации сказано.



      Но методика применения у них совершенно разная. У "Архангела" ставка сделана на всесуточное применение высокоточного оружия за пределами действия МЗА и ПЗРК.
      1. RPG_ 20 апреля 2016 11:19
        Ну не совсем. Штуки были тоже своего рода высокоточным оружием ибо точности бомбордировки с пикирования не было альтернативы в то время.
      2. амурец 20 апреля 2016 12:24
        Цитата: Bongo

        Но методика применения у них совершенно разная. У "Архангела" ставка сделана на всесуточное применение высокоточного оружия за пределами действия МЗА и ПЗРК.

        Сергей! Привет!Интересно!Читал статью и вспомнил "Tiger"F-5.Ведь тоже когда-то учебно-тренировочной машиной был,а какой истребитель получился? Класс.Ещё раз спасибо за интересную статью.А споры о том что ПЗРК легко снимет, или уязвим от других видов оружия?Так это любым оружием надо уметь пользоваться.Даже самое современное и эффективное оружие надо уметь привести в боевое состояние.А если не умеешь,то действительно получишь оружие по принципу:"Выстрелил и забыл".Забыл что жил на белом свете.
        1. Bongo 21 апреля 2016 08:23
          Цитата: амурец
          А если не умеешь,то действительно получишь оружие по принципу:"Выстрелил и забыл".Забыл что жил на белом свете.

          Привет Николай! Примерно 25 лет назад изучал ПЗРК "Стрела-2М", хоть учебные пуски самому осуществлять не довелось, но помню методику применения до сих пор хорошо. Это только в плохих фильмах из ПЗРК стреляют навскидку. На самом деле существует масса тонкостей и ограничений. Да и не столь это эффективное оружие как принято считать. Например во Вьетнаме вероятность поражения "Стрелой" составляла 0,1.
      3. opus 20 апреля 2016 13:15
        Цитата: Bongo
        У "Архангела" ставка сделана на всесуточное применение высокоточного оружия за пределами действия МЗА и ПЗРК.


        Да уж...

        В своей текущей конфигурации Аrchangel BPA сможет нести на своих шести подкрыльевых узлах подвески до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до шести УАБ GBU-12 Paveway II калибра 500 фунтов или до 12 УАБ GBU-58 Paveway II калибра 250 фунтов.


        Аrchangel BPA разработан как платформа для действий на высотах от 10 000 до 18000 футов, и на дальностях от двух до 12 морских миль от цели. Поэтому самолет не оснащен пулеметами и другим оружием "ближнего боя".

        Имеет подвесной контейнер с электронно-оптической турелью производства L-3 Wescam или FLIR Systems, систему радиотехнической разведки, РЛС с синтезированной апертурой, а также системы голосовой связи, как прямой видимости, так и загоризонтные. Двухместная кабина с тандемным расположением экипажа оснащена тремя 6-дюймовыми цветными многофункциональными индикаторами у пилота в передней кабине, и одним 6-дюймовым и одним 12-дюймовым (для систем наблюдения и целеуказания) индикаторами у оператора в задней кабине. Кабина располагает двойным управлением.

        "IOMAX полагает, что вероятность выживания тихоходных самолетов, таких как Air Tractor или Thrush, в типовых задачах АТ-802U [CAS и COIN] весьма низка".

        1. Андрей НМ 21 апреля 2016 08:00
          Похоже, что с системой спасения при такой кабине туго, сиденья на катапультные не похожи. Другое дело на модификации со стеклянными фонарями...
    2. Stilet 20 апреля 2016 20:23
      Я тоже это заметил. На наших "горбатых" похожи
  3. Маки Авелльевич 20 апреля 2016 06:24
    В локальных конфликтах а возможно и не только,очень полезная машина похоже.
    маневренность, економичность. очень впечатляет.
  4. sa-ag 20 апреля 2016 07:33
    сейчас у папуасов ПЗРК есть
    1. Bongo 20 апреля 2016 11:07
      Цитата: sa-ag
      сейчас у папуасов ПЗРК есть

      Пока не наблюдается no

      Кроме того как "пользователь" теперь уже древнего ПЗРК "Стрела-2М", могу вам сказать, что это не столь простое в применение и не настолько эффективное оружие как это принято считать среди обывателей. К тому же вертолёты даже более уязвимы к МЗА и ПЗРК чем лёгкие турбовинтовые штурмовики, о чём в статье говорится.
      1. tchoni 21 апреля 2016 08:35
        Полностью согласен. Особенно низка уязвимость к ПЗРК с тгсн у поршневых машин с низкой температурой выхлопа.
    2. Blackgrifon 22 апреля 2016 19:06
      Цитата: sa-ag
      cейчас у папуасов ПЗРК есть

      Это не мешает применять винтовые машины в Афганистане. Да и bronco не менее прекрасно показал себя во Вьетнаме. Так что, на деле эти машины далеко не шлак.
  5. inkass_98 20 апреля 2016 07:50
    Для каждой машины найдется своя ниша, для этих тоже. По крайней мере, контрпартизанская борьба им вполне по силам.
    1. Штык 20 апреля 2016 18:39
      Цитата: inkass_98
      Для каждой машины найдется своя ниша, для этих тоже.

      Вот эти пикапы сначала тоже считали несерьезной самоделкой, но они показали себя в деле, как высокомобильное и весьма эффективное оружие. Так же и легкие самолеты. Не стоит над ними смеяться. hi
      1. Hurray 22 апреля 2016 18:03
        Да, guntruck очень эффективное оружие. Тачанка.
  6. Александр72 20 апреля 2016 08:20
    «Архангел» в ударном варианте способен нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям. Стоимость машины составляет примерно $8 млн

    Я только было подумал, вот оно: дешево и сердито, ан нет, согласно другой информации:
    В 2014 году компания IOMAX предложила ВВС Филиппин самолеты «Archangel» в качестве замены устаревших «противоповстанческих» самолетов Rockwell OV-10 Bronco. Филиппины намерены приобрести шесть самолетов непосредственной авиационной поддержки на общую сумму 114 млн. долл. США.

    Что дает нам цену 19 млн. долларов за 1 "Архангел", конечно это относительно дешево по нынешним меркам, но уже не так "вкусно" - тот же популярный лёгкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano получается существенно дешевле при сравнимых ударных возможностях.
    И в заключение фото "боевого ангела":
    1. Leto 20 апреля 2016 08:28
      Цитата: Александр72
      Что дает нам цену 19 млн. долларов за 1 "Архангел"

      Тут скорее всего плюс все навесное оборудование, а оно одинаково дорогое как для Тукана так и для Архангела.
    2. Лопатов 20 апреля 2016 09:05
      Цитата: Александр72
      Что дает нам цену 19 млн. долларов за 1 "Архангел", конечно это относительно дешево по нынешним меркам, но уже не так "вкусно" - тот же популярный лёгкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano получается существенно дешевле при сравнимых ударных возможностях.

      А тут всё довольно просто. Берётся с/х самолётик, и начинают его фаршировать системами вооружения, да так, чтобы по функционалу он стал "как настоящий"

      Как результат, "инсталляция" требует такого объёма переделок, причём сложных, что их стоимость начинает превышать стоимость разработки специализированного лёгкого штурмовика с нуля.

      Единственное возможное преимущество- меньшая стоимость жизненного цикла. Самолёт-донор Thrush 710 намного более распространён, нежели Super Tucano. Следовательно, дешевле и доступнее запасные части и расходники.
      1. avt 20 апреля 2016 09:38
        Цитата: Лопатов
        Как результат, "инсталляция" требует такого объёма переделок, причём сложных, что их стоимость начинает превышать стоимость разработки специализированного лёгкого штурмовика с нуля.

        Результат еще Пушкин описал -,,А Балда бьет,да приговаривает -,,Не гонялся бы ты поп за дешевизной ". laughing
        Цитата: Лопатов
        Куда перспективнее для таких целей использовать лёгкие грузо-пассажирские самолёты с минимальной их переделкой. Типа Cessna AC-208 Combat Caravan, которую активно применяют иракцы.

        Тоже от отсутствия развитой авиационной промышленности и конструкторской школы . Американцы во Вьетнами применяли эрзацы гражданские исключительно по причине не шибко быстрого реагирования изменения тактики ведения боя с партизанствующим противником . В итоге оказалось ,что главное не навесить кучу оружия на такой эрзац, а разведка и целеуказание и нанесение не ковровых , а точечных ударов.Но правда обнаружилось ,что сверхзвуковые , даже с пушкой Вулкан для этого no ,а аэроплана нет подходящего и появились эти ганшипы из авиамастерских.Опять же контроль результата за прошедшим ударом .Вот они там такой тяни толкай для этого использовали,который штурмовики наводил , ну забыл марку - звиняйте .Да и Бронко под это затачивали - разведчик корректировщик.
        avt
        1. Лопатов 20 апреля 2016 10:15
          Цитата: avt
          Тоже от отсутствия развитой авиационной промышленности и конструкторской школы .

          Да ладно...
          Для тех же американцев создать с нуля "противопартизанский" штурмовик- совсем не проблема. Вопрос в необходимости такого самолёта в авиапарке ВВС. Это же всё не бесплатно, его содержать надо, и денюжка на него уходит даже если он не летает.
          Экономически нецелесообразно ставить на вооружение самолёт, не способный бороться с нормальным противником.

          А так- быстренько переоборудовали Цессну, она свой ресурс отлетала, если нет, то в случае отсутствия необходимости такого аппарата в данный момент вполне можно демилитаризировать и продать в народное хозяйство... И содержать на складах (и обслуживать) в этом случае необходимо не самолёт, а комплект модернизации.

          Лично я бы вообще "противопартизанские штурмовые" комплекты сделал для лёгких военно-транспортных самолётов. С доп. баками, чтобы сутками висеть над районами могли. А в мирное время или во время нормальной войны применялись по своему прямому предназначению.
          Только не брать пример с американцев, они свои "ганшипы" слишком уж анаболиками закормили. Теперь стоимость их содержания и стоимость часа полёта выше, чем у нормальных ударных самолётов типа А-10
          1. avt 20 апреля 2016 10:59
            Цитата: Лопатов
            Лично я бы вообще "противопартизанские штурмовые" комплекты сделал для лёгких военно-транспортных самолётов. С доп. баками, чтобы сутками висеть над районами могли.

            laughing Срочно в Пентагон с инициативой , а заодно под нее сдайте на металлолом все их беспилотники включая ударные варианты . ДА! Еще и Израюлю предложите на таком Верблюде из статьи над Газой висеть laughing
            Цитата: Маки Авелльевич
            В локальных конфликтах а возможно и не только,очень полезная машина похоже.
            маневренность, економичность. очень впечатляет.

            Вот и пилот оттуда нарисовался . laughing
            avt
            1. Лопатов 20 апреля 2016 12:56
              Цитата: avt
              Срочно в Пентагон с инициативой

              Зачем? Они и сами догадались. Комплект называется "Harvest HAWK" (Hercules Airborne Weapons Kit) Устанавливается на "Геркулес" KC-130J, транспортный/заправщик.
              1. Оператор 20 апреля 2016 13:31
                +100500

                В связи с массовым переходом на внешнее целеуказание с БПЛА от самолетов-штурмовиков отказываются и переходят к самолетам-платформам управляемых ракет и планирующих бомб, работающим за пределами действия ПЗРК и мобильных ЗРК, в том числе из-за горизонта.

                Для этого переоборудуют легкие транспортные самолеты, дальность/продолжительность полета и грузоподъемность которых кратно превышает показатели самолетов-штурмовиков.

                Для отечественного авиапрома не составит труда создать специализированный винтовой самолет - пусковую установку (типа воздушного "Торнадо") без бронирования, но с ОЛС и большим количеством точек внешней подвески ракет и бомб.

                К тому же его будет дешево использовать против тапочников в той же Сирии (взамен Су-24, Су-25 и Су-34), вплоть до применения свободно падающих 250-кг бомб с высоты 6 км (за пределами действия ПЗРК).
                1. Лопатов 20 апреля 2016 13:41
                  Цитата: Оператор
                  В связи с массовым переходом на внешнее целеуказание с БПЛА от самолетов-штурмовиков отказываются и переходят к самолетам-платформам управляемых ракет и планирующих бомб, работающим за пределами действия ПЗРК и мобильных ЗРК, в том числе из-за горизонта.

                  Там всё проще. Американские морпехи решили, что "Ганшип по деньгам не потянем".
                  К тому же у этого комплекта явный крен не в артиллерию, а в управляемое вооружение. Скорее вынужденный.
  7. AndreyS 20 апреля 2016 08:36
    Хорошая и интересная статья. Честно говоря узнал много нового. Спасибо автору!
  8. Лопатов 20 апреля 2016 08:37
    Как по мне, концепция "махонький штурмовик из с/х самолёта" не особо хороша. Сплошные понты и повышение стоимости самолёта на ровном месте.

    Куда перспективнее для таких целей использовать лёгкие грузо-пассажирские самолёты с минимальной их переделкой. Типа Cessna AC-208 Combat Caravan, которую активно применяют иракцы.



    И комфорт для экипажа повыше при длительных дежурствах в воздухе, что для таких самолётов основной вариант. И операторов для систем разведки можно взять в полёт несколько. И возможностей по размещению вооружения побольше. Даже в "ганшип" можно превратить, как Fairchild AU-23A

  9. Bersaglieri 20 апреля 2016 08:46
    "Диких зусулов" гонять- то, что надо. И обзор из кабины отличный.
  10. Monster_Fat 20 апреля 2016 09:06
    Есть два существенных недостатка у "суррогатных" поршневых штурмовиков которые если не полностью нивелируют, но сильно снижают их боевую ценность:
    1)низкая скорость и как следствие длительное время реакции.
    2)необходимость взлетной полосы, которая не нужна вертолетам.
    1. Leto 20 апреля 2016 09:40
      Цитата: Monster_Fat
      1)низкая скорость и как следствие длительное время реакции.
      2)необходимость взлетной полосы, которая не нужна вертолетам.

      Второй пункт не совсем верный, ровное поле вполне подойдет для взлета, вы же не полагаете что с/х авиация использует только оборудованные взлетные полосы? Потому с/х авиация и дешевая в эксплуатации, что не нужно строить под них аэродромы. Соответственно возможность базирования рядом с театром б/д и позволяет нивелировать низкую скорость таких аппаратов.
      1. Monster_Fat 20 апреля 2016 10:13
        Проложить просеку в джунглях, даже небольшую-сложно и ее, по-любому, надо оборудовать в инженерном смысле для обеспечения полетов. Полоса взлета должна быть большей не только для обеспечения пробега самолета, но и потому, что нужно убрать все деревья которые будут на пути самолета набирающего высоту. Кроме того низкая несущая нагрузка влажных грунтов джунглей делает взлет и посадку тяжелого самолета затруднительной или вообще не возможными, без специального покрытия алюминиевыми плитами, что и делали американцы во время войны с японцами на островах и во время вьетнамской войны. Для вертолета сделать и оборудовать участок взлета и посадки много проще. Кроме того вертолет можно обслуживать прямо непосредственно на месте приземления и соответственно можно базировать несколько вертолетов на своих единичных площадках. С самолетами такой номер не пройдет-если базироваться будут несколько самолетов, то надо делать рулежные дорожки и оборудовать места стоянок и обслуживания.
        1. Leto 20 апреля 2016 10:32
          Цитата: Monster_Fat
          Проложить просеку в джунглях, даже небольшую-сложно

          Так то джунгли не так распространены, как открытая местность.
          Цитата: Monster_Fat
          Для вертолета сделать и оборудовать участок взлета и посадки много проще

          Несомненно. Вот только Архангел не заменяет вертолет полностью, а лишь один из видов боевой авиации. Где то вертолет выгоднее, а где то кукурузник. В мире много стран не способных содержать ударные вертолеты и штурмовую авиацию, но потребность есть.
    2. Лопатов 20 апреля 2016 10:21
      Цитата: Monster_Fat
      низкая скорость и как следствие длительное время реакции.

      Оно наоборот малое. Самолёт создан для постоянного дежурства в воздухе над районом целей. Параллельно с ведением разведки. Не даром Аrchangel ВРА или Cessna Combat Caravan проходят как разведывательно-ударные.
      По сути это подобия БПЛА, только с экипажем.

      Это вертолёты или нормальные самолёты гнать к цели придётся- больно накладно организовывать дежурство в воздухе с такими ЛА

      Цитата: Monster_Fat
      необходимость взлетной полосы, которая не нужна вертолетам.

      Вертолёты нуждаются в качественном обслуживании, потому без аэродрома тоже никак.
    3. Bongo 20 апреля 2016 10:43
      Цитата: Monster_Fat
      Есть два существенных недостатка у "суррогатных" поршневых штурмовиков которые если не полностью нивелируют, но сильно снижают их боевую ценность:
      1)низкая скорость и как следствие длительное время реакции.
      2)необходимость взлетной полосы, которая не нужна вертолетам.

      Скорость у них даже выше чем у вертолётов и в публикации об этом говорится.
      Полоса приблизительно одной размерности одинаково нужна вертолётам и лёгким турбовинтовым штурмовикам. Вы когда нибудь наблюдали как взлетают нагруженные под завязку Ми-24 ?
    4. RPG_ 20 апреля 2016 11:24
      Низкая скорость, относительно чего? Он быстрее вертолетов, но медленнее ударных беспилотников и полноценных штурмовиков. Да у куда ему большая скорость если тактика применения предполагает барражирование, самостоятельный поиск целей и уничтожение?
      1. Bongo 20 апреля 2016 11:34
        Цитата: RPG_
        Низкая скорость, относительно чего? Он быстрее вертолетов, но медленнее ударных беспилотников и полноценных штурмовиков. Да у куда ему большая скорость если тактика применения предполагает барражирование, самостоятельный поиск целей и уничтожение?

        Так и есть, только скорость того же "Архангела" сравнима со скоростью MQ-9 Reaper. У легких турбовинтовых штурмовиков с убирающимися шасси скорость выше. При том, что они существенно превосходят БПЛА по грузоподъёмности и гибкости применения. Пару лет назад была статья, гляньте кому интересно.
        Современные противопартизанские самолёты
  11. Верден 20 апреля 2016 09:58
    При отсутствии у противника мало мальски серьёзной ПВО можно бомбить его хоть с монгольфьеров. Для борьбы с наркокартелями, преступными группировками и плохо вооружёнными партизанами такие самолёты годятся. Но при серьёзном противодействии от них мало что останется.
    1. Leto 20 апреля 2016 10:34
      Цитата: Верден
      Но при серьёзном противодействии от них мало что останется.

      Оса-АКМ уже не позволит такой технике баловать, не говоря уже о более серьезных средствах. Но опять же большинство "партизан" такой техникой не обладают, да и не умеют ей пользоваться.
  12. Rus_87 20 апреля 2016 10:00
    Мультфильм вспомнился...)))
    1. Nubia2 20 апреля 2016 15:36
      Да. Дасти из работника сельского хозяйства стал сперва гонщиком, потом пожарным.
      Теперь ждем новую серию, где он стал военным.
  13. Letnab 20 апреля 2016 10:15
    Не помню, было на этом сайте, или нет. Читал как при СССР в КБ им Грунина, прорабатывался вопрос на случай большой войны, больших потерь в реактивной авиации, отсутствием возможности создавать новые самолеты для восполнения потерь, создание авиации так сказать ссудного дня. Т.е. из запчастей самолетов типа Су-25, фезюляжей вертолетов создание штурмовиков и др самолетов...
    Думаю в таких случаях использование самолетов сельхозназначения будет весьма актуальным.
  14. Haway_Nordik 20 апреля 2016 10:42
    Чудесные машинки! Почти всем параметрам "бьющие" боевые вертолеты.
    Напомню кое-какие недостаки вертолетов, по моему мнению:
    1. Огромная стоимость: боевой вертолет стоит также как многофункциональный истребитель.
    2. Очень и очень выскокая стоимость эксплуатации: час полета даже гражданского Ми-8 измеряется в тысячах долларов США. Сколько стоит час полета боевого вертолета, скажем AH-64 или Ка-52, боюсь даже представить.
    3. Уязвимость от любого ПВО: вся история войн с использованием вертолетов показывает, что вертолет (даже бронированный боевой) самый уязвимый тип ЛА. Много случаев поражения легким стрелковым оружием. Вьетнам, Афганистан, Чечня и пр. - везде вертолеты сбивались массово. Правда и использовались также. Уязвимость обусловлена самой природой вертолета, аэродинамикой полета. У вертолета малая скорость, малый потолок и плохая маневренность (динамика изменения параметров полета), большая проекция дисков, критически важных для полета, несущего и рулевого винтов.
    4. Малая дальность и продолжительность полета. По этим показателям любой вертолет заведомо проигрывает самолету. Таким образом, дежурство в воздухе затруднено.

    Всех этих недостатков лишены упомянутые в статье машины. Думаю, брони бы им побольше "а-ля" Ил-2, чтобы не так опасаться обстрела стрелковым оружием. Современная броня гораздно легче брони эпохи ВОВ.

    Основное преимущество вертолета - отсутствие необходимости в длинных бетонных ВПП не актуально для боевого вертолета в условиях локальных конфликтов. В подавляющем большинстве случаев, боевые вертолеты действуют базируясь на военных базах-аэродромах, которые превращаются в современные крепости и основу военного присутствия.
  15. болот 20 апреля 2016 11:20
    Так,про горы.
    Вертолеты хорошы в качестве десантных-эвакуационных операциях.Но опасно применять осенью и весной.Частые туманы,возможное обледенение,низкий статический и динамический потолок.
    А сельхозяйственники,самое то на роль "дежурного",барражирующего штурмовика.
  16. iouris 20 апреля 2016 11:35
    Что тут думать: надо покупать или делать самим, если не продадут. Но вряд ли у нас способны сделать нормальный поршневой двигатель. Кстати, если сделают, то с этого начнётся "отечественное автомобилестроение".
  17. Val_Y 20 апреля 2016 12:05
    Цитата: Лопатов
    Да ладно...
    Для тех же американцев создать с нуля "противопартизанский" штурмовик- совсем не проблема.

    Да ладно!!!! Точно!!!!! Совсем не проблема!!! То есть ваще с нуля не проблема!!!!??? То есть они OV-10 Bronco используют просто так, вместо того чтобы СОЗДАТЬ САМОЛЕТ С НУЛЯ!!!!!!! Так что...изучайте матчасть!!! hi
    1. Bongo 20 апреля 2016 12:09
      Цитата: Val_Y
      То есть они OV-10 Bronco используют просто так, вместо того чтобы СОЗДАТЬ САМОЛЕТ С НУЛЯ!!!!!!!

      Я конечно извиняюсь, подскажите пожалуйста какая структура в США до сих пор использует самолёты OV-10 Bronco ?
      1. Anglorussian 20 апреля 2016 12:51
        Толко частники из DynCorp в Колумбии.
        какая структура
      2. opus 20 апреля 2016 14:13
        Цитата: Bongo
        какая структура в США до сих пор использует самолёты OV-10 Bronco ?


        Федеральное бюро по борьбе с контрабандой табака, наркотиков, алкоголя и взрывчатых веществ(Drug Enforcement Administration — DEA)


        NASA


        Калифорнийский департамент лесного хозяйства и пожарной охраны (CALFIRE)


        Marine Observation Squadron 1 (VMO-1)




        Shaw Air Force Base, South Carolina( 20th Tactical Air Support Squadron)


        Немцы так же (Battle Damage Repair?)

        1. Bongo 21 апреля 2016 08:15
          Цитата: opus
          Федеральное бюро по борьбе с контрабандой табака, наркотиков, алкоголя и взрывчатых веществ(Drug Enforcement Administration — DEA)

          Антон, я в курсе, не просто так ведь спросил. А ещё Лесная служба США (USFS)( на снимке) . В ВВС и авиации КМП их давно нет.
      3. Val_Y 20 апреля 2016 14:14
        Пожалста hi Википедия wassat 2015 год: в рамках операции против ИГ самолёты OV-10 Bronco, возраст которых составляет почти 50 лет, выполнили 120 боевых вылетов. Американские военные намерены выяснить, будут ли лёгкие турбовинтовые самолёты эффективнее, чем более совершенные и дорогие F-15 и F-35, в условиях борьбы с нерегулярными формированиями: «Старые самолёты могут оказаться более выгодными экономически для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Пилоты же могут лучше видеть и атаковать повстанцев, вооруженных низкотехнологичным оружием»[15]. Отмечается, что час полета современных боевых самолетов обходится приблизительно в 45 тыс. долларов, в то время как для Bronco этот показатель составляет менее 5 тыс. долларов.[16]
        А вот и CNN https://news.mail.ru/politics/25104015/?frommail=10
    2. Лопатов 20 апреля 2016 13:10
      Цитата: Val_Y
      OV-10 Bronco используют просто так, вместо того чтобы СОЗДАТЬ САМОЛЕТ С НУЛЯ!!!!!!! Так что...изучайте матчасть!!!

      Матчасть? Давайте поговорим о ней. Перечисляю:
      OV-1 "Мохавк", Convair Charger, A-37 "Драгонфлай", AU-23 и AU-24, наконец указанный Вами "Бронко"...

      Все эти "несуществующие" самолёты явно указывают на неспособность американцев создать специализированный противопартизанский штурмовик с нуля, я Вас правильно понял?
      1. Val_Y 20 апреля 2016 14:19
        Дык я и говорил про то что америкосы НЕ МОГУТ БЕЗ ПРОБЛЕМ легко создать "противопартизанский" самолет с нуля!!!!! Я ответил Лапатову который говорит что это они могут без проблем!!! А если могут, то зачем использовать СТАРЫЕ!
        И кстати, и в СССР создавались прототипы ЯК-52Б (як-54), но военных он не заинтересовал и разработка прекратилась, так как говорят что вертолеты лучше
        1. Андрей77 20 апреля 2016 14:27
          Могут и без проблем. Оно им не нужно. Создать ради создать там не принято - там деньги считают.
          1. Val_Y 20 апреля 2016 14:33
            Не пойму, в с сарказмом или правду говорите все что они ТЕПЕРЬ СОЗДАЮТ это ДЕСЯТИЛЕТИЯ, а все что создано уже модернизируется, ТАК КАК УЖЕ СОЗДАНО в 70-80х(ф-16, ф-18 а-10м абрамс и т.д.) а создают ф22, ф-35, команч, замвольт стоит триллионы и пока что фьють, есчо бабосиков нужно столько же. Так что...
        2. Лопатов 20 апреля 2016 15:43
          Цитата: Val_Y
          А если могут, то зачем использовать СТАРЫЕ

          Вроде русским языком объяснил...
          Потому что это экономически не выгодно. А создать такой с нуля- для американского авиапрома не проблема.
      2. avt 20 апреля 2016 15:13
        Цитата: Лопатов
        Матчасть? Давайте поговорим о ней. Перечисляю:
        OV-1 "Мохавк", Convair Charger, A-37 "Драгонфлай", AU-23 и AU-24, наконец указанный Вами "Бронко"...

        А еще был Скайрейдер поршневой ,Ивейдер времен Второй мировой , да и учебный Тексан.
        Цитата: Лопатов
        Все эти "несуществующие" самолёты явно указывают на неспособность американцев создать специализированный противопартизанский штурмовик с нуля, я Вас правильно понял?

        Цитата: avt
        эрзацы гражданские исключительно по причине не шибко быстрого реагирования изменения тактики ведения боя с партизанствующим противником .

        Ну не было у них времени и понимания для того чтобы сделать систему в которой аэроплан был бы заточен под тактические задачи вставшие перед ними . Предвоенные теории сверхзвуковых дуэлей под которые Фантом заточили , оказались на шибко удачными и они на ходу перестраивались, так появился на базе палубного ,,Крестоносца "штурмовик,,Корсар II" , так и Кобра появилась из Ирокеза и собственно класс ударных вертушек причём ударником вертушки и франки в Алжире переделывали , но вот так , как самостоятельную конструкторскую единицу , это амерский приоритет.
        avt
        1. Лопатов 20 апреля 2016 15:40
          Цитата: avt
          Ну не было у них времени и понимания для того чтобы сделать систему в которой аэроплан был бы заточен под тактические задачи вставшие перед ними . Предвоенные теории сверхзвуковых дуэлей под которые Фантом заточили

          У них к концу 50-х образовалась целая программа "противопартизанская", COIN (Counter-Insurgency).
          В 1963-м объявил конкурс на разработку самолета по этой программе (создание двухместного двухдвигательного самолета с укороченным взлетом и посадкой). И в этом конкурсе участвовало аж девять проектов. Включая "Бронко"
  18. Val_Y 20 апреля 2016 14:42
    Вот кстати и наш Як-52Б (1983-1985 года) такого же типа
    1. Штык 20 апреля 2016 18:51
      Цитата: Val_Y
      Вот кстати и наш Як-52Б (1983-1985 года) такого же типа

      Як-52Б - легкий ударный самолет, созданный ОКБ Яковлев на базе учебно-тренировочного самолета Як-52. Опыт ведения военных действий в Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях легких маневренных противопартизанских ударных самолетов. Одним из проектов создания такого самолета стал яковлевский Як-52Б (планировалось в случае серийного производства присвоить ему обозначением Як-54). За основу был взят дешевый и надежный УТС Як-52. На самолет установили два пилона с подвешенными блоками УБ-32. В связи с этим пришлось усилить крылья самолета. Самолет прошел заводские испытания, но в связи с тем что военные не выразили заинтересованности в самолете, дальнейшие работы были остановлены. Единственный вариант самолета был передан в авиамузей в Монино.
  19. Оператор 20 апреля 2016 15:01
    Советский проект легкого штурмовика Т-720 (КБ Сухого) с авионикой от Су-25 и правильно расположенными винтами, не мешающими размещению большого количества точек подвески вооружения под крылом и фюзеляжем
    http://blog.t30p.ru/post/Shturmovik-Sudnogo-Dnya.aspx?ue
  20. Денимакс 20 апреля 2016 16:23
    Для прикола можно пулемет воткнуть в торец крыла, тогда можно будет воронкой кружить над целью и поливать огнем.
    -------------------------
    "В силу большей грузоподъёмности, пилотируемые самолёты способны принять на борт более широкий спектр средств поражения..."
    --------------------------
    Помоему наоборот, чисто технически БПЛА не имеют пилота и всего того что пилоту необходимо для управления самолетом, а это уже экономия веса и объема.
    Если беспилотники и подымают меньше, так это из-за малых размеров. Ничто не мешает сделать беспилотным гражданский авиалайнер.
  21. Мюнхгаузен 20 апреля 2016 16:27
    Если выгнать пилота и установить систему дистанционного управления - получим ударный БПЛА.
    По-моему это вариант для тех, кому не светит в обозримом будущем поставить на вооружение ударные беспилотники.
  22. Stilet 20 апреля 2016 20:39
    Для контроля захваченных территорий-то что надо. Патрулирование и беспокоящие удары в сочетании с хорошей обзорностью должны дать определённый эффект. Отбомбился с пикирования и ушёл на бреющем.
  23. Nitarius 21 апреля 2016 06:37
    Жаль что у нас слабо развита МАЛАЯ авиация .. народу мало очень мало летает! а самолеты стоят дорого необосновано!
  24. tchoni 21 апреля 2016 08:39
    Статья очень неплохая. Добавить бы статистикой боевого применения - вообще было бы класс...
    Главное, что бы такими переделками хохлы не увлеклись.
    1. Bongo 21 апреля 2016 09:49
      Цитата: tchoni
      Статья очень неплохая. Добавить бы статистикой боевого применения - вообще было бы класс...

      К сожалению со статистикой совсем плохо... request Информация только самого общего характера, оно и понятно - подробности "специальных" и "антитеррористических" операций зачастую не разглашаются в течении очень долго времени, особенно если они проводятся на территории других стран.
      Цитата: tchoni
      Главное, что бы такими переделками хохлы не увлеклись.

      Это вряд ли no ВПК Украины стремительно деградирует, ничего своего принципиально нового там за прошедшие годы не создано.
  25. Ros 56 23 апреля 2016 10:40
    Вообще-то, если я не ошибаюсь самый верхний желтый самолет в свое время назывался "Дромадер" по названию одногорбого верблюда за характерный выступ кабины на фюзеляжем, и действительно использовался в сельском хозяйстве. А по поводу Ан-2 была еще одна модификация Ан-2 НРК ночной разведчик корректировщик.
    1. Bongo 23 апреля 2016 10:45
      Цитата: Ros 56
      Вообще-то, если я не ошибаюсь самый верхний желтый самолет в свое время назывался "Дромадер" по названию одногорбого верблюда за характерный выступ кабины на фюзеляжем

      Неформально, так его иногда действительно называли.
      Цитата: Ros 56
      А по поводу Ан-2 была еще одна модификация Ан-2 НРК ночной разведчик корректировщик.

      Бомбардировщики Антонова
      Ан-2 на войне

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня