Боевая сельскохозяйственная авиация

Боевая сельскохозяйственная авиация


В локальных конфликтах по всему миру зафиксировано немало случаев использования в боевых действиях самолётов изначально сугубо мирного назначения. Достаточно часто переоборудованные самолёты сельхозавиации привлекались к нанесению штурмовых ударов в ходе многочисленных локальных войн и мятежей.


Так, во время войны в Юго-восточной Азии вьетнамские бипланы Ан-2 не только доставляли различные грузы и вывозили раненых, но и наносили удары по наземным целям и даже пытались ночью атаковать южно-вьетнамские и американские боевые корабли. В 80-е годы в Никарагуа сельскохозяйственные Ан-2 бомбили отряды проамериканских «контрас». А в 90-е эти самолёты отметились в боевых действиях на территории бывшей Югославии.

На самолеты, привлекаемые для распыления дефолиантов с целью уничтожения наркосодержащих растений, помимо емкостей с химикатами и распылителей, зачастую для самообороны приходилось подвешивать блоки НАР и пулемёты. А также предпринимать меры по повышению живучести и защищённости экипажа.

Всё это, а также желание повысить продажи, подвигло руководство компании Air Tractor Inc создать на базе своего сельскохозяйственного самолёта Air Tractor AT-802 боевой вариант. Компания Air Tractor Inc была основана бывшим пилотом Лейландом Сноу ещё в 1978 году. Сам Сноу несколько лет отлетал на самолётах сельскохозяйственной авиации и хорошо знал особенности этой работы. Первым самолётом компании стал поршневой Air Tractor AT-300 с ёмкостью бака 320 галлонов (1200 л). Поршневой двигатель воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с. позволял налегке разгонять самолёт до 270 км/ч.


Air Tractor AT-300


Характерной особенностью всех машин Air Tractor является высоко поднятая кабина, чем обеспечивается хороший обзор и нахождение пилота в потоке чистого воздуха, что немаловажно при работе с ядохимикатами. Так же большое внимание было уделено тягооворуженности, манёвренным характеристикам и защитному покрытию конструкции фюзеляжа для предохранения от коррозионного воздействия химикатов.

Самолёты компании пользовались популярностью не только в США, но и в других странах. Объёмы продаж «Воздушных тракторов» увеличивались и появлялись новые модели. Самолёты серии Air Tractor AT-400 оснащались турбовинтовыми двигателями и баком для химикатов увеличенной ёмкости. Внедрение углепластика и силовых элементов из более прочных сплавов позволило увеличить грузоподъёмность. Самолёты модификаций AT-400, АТ-401, АТ-402 отличались друг от друга двигателями, приборной панелью, ёмкостью баков и вспомогательным оборудованием.


Air Tractor AT-402


В 500-й серии были увеличены размер фюзеляжа и размах крыльев, что позволило поместить бак с химикатами ёмкостью 1900 литров. В дальнейшем, кроме воздушных опрыскивателей полей, компания выпускала учебно-тренировочные и пожарные самолёты 500 серии.


Air Tractor AT-502


Самолёт Air Tractor AT-602 стал крупней по сравнению со своими предшественниками, благодаря чему емкость бака с химикатами возросла до 2385 литров. Турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney PT6A -60AG мощностью 1050 л.с. разгонял самолёт до максимальной скорости 318 км/ч.


Air Tractor AT-602


Но больше всего «прославились» самолёты 800-й серии. Во второй половине 80-х годов возросли требования к сельскохозяйственным самолетам, одновременно с этим увеличился спрос на рынке противопожарной авиации. В этих условиях в середине 1989 года началось проектирование новой машины более крупных размеров и с более мощной силовой установкой, чем все самолеты, ранее построенные фирмой. Первый полёт самолет, получивший обозначение Air Tractor АТ-800, совершил в октябре 1990 года.

Крупные размеры и возросший вес самолета потребовали использования двигателя Рratt & Whitney Canada РТ6А, стандартного для всех самолетов Air Tractor поздних модификаций в варианте PT6A-67AF мощностью 1350 л.с. Винт остался прежним - пятилопастный реверсивный металлический Hartzell с постоянной частотой вращения. Емкость топливных баков возросла до 946 литров, а ёмкость баков для химреагентов - до 3066 литров.

Самолёты компании Air Tractor, оснащённые турбовинтовыми двигателями, очень похожи между собой и отличаются только геометрическими размерами. Впрочем, заметить это можно только, когда машины находятся рядом на аэродромной стоянке, в воздухе они все «на одно лицо». Исключение составляют пожарные варианты, оборудованные поплавковыми шасси Wipaire. Гидропланы способны осуществлять самостоятельный забор воды с поверхности водоёмов. Это в разы увеличивает количество «боевых вылетов» по сравнению с самолётами противопожарной авиации, заправляющими емкости водой на аэродроме.


Air Tractor AT-802 Fire Boss


30 октября 1990 года поплавковый AT-802 Fire Boss («Повелитель огня») впервые поднялся в воздух. Этот «летающий пожарный» получил широкое распространение, и используется не только в Америке, но и в ряде европейских стран, таких как Греция, Испания, Португалия, Франция, Хорватия, а также в Аргентине, Бразилии и Чили.

Известно ещё две модификации базовой модели АТ-800. Это двухместный сельскохозяйственный и учебно-тренировочный самолет АТ-802, получивший лётный сертификат в апреле 1993 года и самолет АТ-802А, представляющий собой одноместную модификацию самолета АТ-802 с той же самой силовой установкой и близкими весовыми данными.

В общей сложности, по состоянию на 2014 год, было построено более 2000 самолётов Air Tractor всех модификаций, из них самолётов 800-й серии – более 500. По всей видимости, первый случай «боевого применения» самолётов Air Tractor AT-802 произошел в Колумбии в начале 2000-х, когда с этих машин опыляли дефолиантами плантации коки. Там «Воздушные тракторы» часто подвергались обстрелу с земли. В распоряжении боевиков наркокартелей и левацких повстанческих группировок было не только лёгкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные зенитные пулеметы, и гранатометы РПГ-7. Это оружие представляло серьёзную опасность для абсолютно незащищённых, работающих на предельно малых высотах, самолётов. Положение усугублялось ещё и тем, что «на боевом курсе» при распылении химикатов AT-802 летели, не маневрируя, с малой скоростью. После того как самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, пришлось провести экстренную кустарную доработку. Кабину пилотов с боков и снизу прикрыли импровизированной бронёй - противопульными жилетами, а топливные баки стали заполнять нейтральным газом. Однако пассивными мерами повышения живучести не ограничились. В «боевых вылетах» летающие опрыскиватели сопровождали штурмовики колумбийских ВВС Cessna A-37 Dragonfly и Embraer EMB 312 Tucano.



На Парижском авиасалоне в 2009 году был продемонстрирован легкий штурмовик AT-802U, созданный на базе двухместной модели АТ-802. Этот самолёт предназначен для непосредственной авиационной поддержки и ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил.

Турбовинтовой двигатель Рratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 1600 л.с разгоняет самолёт с максимальной взлётной массой 7250 кг до скорости до 370 км/ч. Общая емкость топливной системы обеспечивает возможность патрулирования в воздухе в течение более 10 часов. Размах крыльев самолёта – 18,06 м, а длина – 10,87 м.


Легкий штурмовик AT-802U


От сельскохозяйственной версии штурмовик AT-802U отличается противопульным бронированием двигателя и кабины экипажа, протектированными топливными баками и более прочной конструкцией фюзеляжа и крыльев. На самолёте сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков.

Комплекс вооружения и специального оборудования AT-802U разработан и смонтирован специалистами компании IOMAX (Муресвилль, Северная Каролина). На самолёте имеется девять узлов подвески для размещения вооружения и оборудования. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг.

Возможна подвеска двух трехствольных крупнокалиберных пулемётов GAU-19/A калибра12,7 мм, блоков 70-мм НАР и бомб массой до 226 кг, а также управляемых ракет класса «воздух – земля» с лазерным наведением типа AGM-114M Hellfire II и DAGR (Direct Attack Guided Rocket).



Для применения управляемых боеприпасов самолёт оборудован оптоэлектронным прицельным комплексом, работающим в видимом и ИК-диапазонах - AN/AAQ 33 Sniper xr компании Lockheed Martin. В составе обзорных систем имеется ИК и видеокамера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER (Remotely Operated Video Enhanced Receiver), что позволяет передавать изображение в режиме реального времени.

Для защиты от зенитных систем имеется аппаратура предупреждения о пуске зенитных ракет с автоматическим выбросом "ловушек" и средства радиоэлектронного противодействия AAR-47/ALE-47. Комплекс бортового оборудования AT-802U позволяет применять вооружение в ночное время. По своим боевым ударным возможностям и защищённости лёгкий штурмовик сравним со специализированными боевыми вертолётами, но значительно превосходит их по времени нахождения в воздухе и высоте полёта. Практический потолок 7620 метров позволяет AT-802U наносить удары высокоточными боеприпасами, находясь вне достигаемости малокалиберных зенитных автоматов и ПЗРК. Самолёт снабжен кислородной системой, что позволяет осуществлять длительные высотные полёты. Другими немаловажными для потенциальных покупателей факторами являются гибкость применения, невысокая стоимость и низкие эксплуатационные расходы штурмовика, построенного на базе сельскохозяйственного самолёта. Данные, опубликованные Департаментом государственной статистики США по техническому обслуживанию, показывают, что АТ-802 имеет в среднем 1,7 человеко-часов технического обслуживания на один час полета.

Простая надежная конструкция, весьма совершенное БРЭО, минимальное наземное вспомогательное оборудование, а также проверенные временем двигатели Pratt & Whitney PT6A-67F делают AT-802U оптимальным по критерию стоимость-эффективность для небогатых стран, имеющих проблемы с разного рода повстанцами и сепаратистами.

Несмотря на имеющийся в распоряжении американских спецслужб и военных большой выбор разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов и вертолётов, во время специальных операций против наркоторговцев, проходивших в недавнее время в джунглях Латинской Америки, «Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности» (INL) и его структурное подразделение INL Air Wing предпочли именно AT-802U. Согласно отчётам INL Air Wing, самолёт отлично проявил себя в миссиях, где требовались координация действий наземных сил специального назначения, огневая поддержка, разведка и наблюдение.

Особо ценными оказались способность самолёта совершать полёты с ограниченных по площади площадок. AT-802U привлекались также для доставки грузов, вывоза раненых и важных свидетелей из зоны спецопераций. Несколько раз самолёты получали боевые повреждения из-за обстрела с земли, но всякий раз они были незначительными, и ни одна машина не была надолго выведена из эксплуатации. Действовавшие в интересах INL Air Wing, лёгкие штурмовики несколько раз привозили пулевые пробоины, когда с предельно малой высоты, делая по несколько боевых заходов, «обрабатывали» цели из крупнокалиберных пулемётов или «маркировали» их НАР с фосфорными боевыми частями. В ходе ударов ночью с использованием высокоточных боеприпасов противодействие противника отсутствовало.

По мнению американских и колумбийских специалистов, многофункциональный Air Tractor AT-802U стал достойной заменой выведенному из эксплуатации OV-10 Bronco, при значительно меньших эксплуатационных расходах и больших возможностях аппаратуры разведки и наличии всесуточного комплекса управляемого вооружения.

По результатам практического применения, партию AT-802U приобрели ВВС Колумбии и ОАЭ. Уже состоящие на вооружении ВВС ОАЭ лёгкие штурмовики AT-802U размещены на аэродроме Фаладж-Хазза на границе с Оманом. Там же базируются восемь разведывательно-ударных самолетов Cessna AC-208 Combat Caravan. Все эти самолёты находятся в подчинении командования специальных операций ОАЭ.


AT-802U в Йемене


После вмешательства саудовской коалиции в вооруженный конфликт в Йемене часть AT-802U из состава ВВС ОАЭ была передана йеменским силам, воюющим против хуситов. По имеющимся данным, поставки самолётов AT-802U велись также в Иорданию и Хорватию.

Другим боевым самолётом, спроектированным на базе «кукурузника», стал Аrchangel BPA американской компании IOMAX. Самолёт был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже в июне 2013 года. Ранее компания IOMAX разработала прицельно-разведывательную аппаратуру и комплекс вооружения самолёта Air Tractor AT-802U.


Самолёт Thrush 710


Аrchangel BPA создан на базе сельскохозяйственного самолёта Thrush 710. Air Tractor AT-802 и Thrush 710 конструктивно очень близки и представляют собой варианты одного самолета, сконструированного Леландом Сноу. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса вооружения и запаса топлива. Аrchangel с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км.


Кабина пилота Аrchangel BPA


Разведывательно-ударный «Архангел» оборудован более совершенным БРЭО, по сравнению AT-802U. Под самолёт может быть подвешен контейнер системы радиотехнической разведки и РЛС с синтезированной апертурой и электронно-оптической турелью, производства FLIR Systems. На модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа располагает двойным управлением и оснащена тремя 6-дюймовыми цветными многофункциональными индикаторами у пилота в передней кабине, и одним 6-дюймовым и одним 12-дюймовым (для систем наблюдения и целеуказания) индикаторами у оператора в задней кабине. На самолёте имеется централизованная система датчиков предупреждения об облучении РЛС и ракетном нападении.


Кабина оператора Аrchangel BPA


Основной упор при создании самолёта Аrchangel BPA был сделан на использование управляемого вооружения, и он не несёт стрелкового вооружения. В этом отношении его возможности выше, чем у Air Tractor AT-802U.



На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести УАБ JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен нести больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям. Стоимость машины составляет примерно $8 млн, для сравнения стоимость популярного лёгкого турбовинтового штурмовика EMB-314 Super Tucano – $12-13, а боевого вертолёта AH-64D Apache Longbow (Block III) - $61,0 млн.


Один из первых Аrchangel ВРА


По всей видимости, «Архангел» даже превосходит AT-802U по гибкости применения. Наличие совершенного бортового электронного комплекса делает его одинаково эффективным как в тайных операциях, так и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA выполнена быстросъёмной, и монтируется в случае необходимости в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут выдержать попадания пуль калибра 12,7 мм.


Разведывательно-ударный самолёт Аrchangel ВРА Block III


Наиболее продвинутым вариантом является Аrchangel ВРА Block III. Данный самолёт получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. По сравнению с первоначальным вариантом, Block III был переделан, и теперь внешне существенно отличается от базового Thrush 710. Стеклянная двухместная кабина пилота и оператора вооружения была перемещена вперед и приподнята. Это позволило увеличить обзор вперед и вниз. Также это освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём протектированных топливных баков.

При создании Аrchangel BPA Block III большое внимание было уделено защите самолёта от ЗУР с ТГС используемых в ПЗРК. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно уменьшилась. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, должен использоваться подвесной контейнер с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.

Эта модель, созданная с учётом накопленного боевого опыта, воплотила в себя всё лучшее от самолётов AT-802U и первых вариантов Аrchangel BPA. Данный самолёт сильно напоминает германский пикировщик Junkers Ju 87 Stuka и может сниматься в художественных фильмах о Второй мировой войне "без грима". Лёгкий штурмовик Аrchangel ВРА Block III был создан специально для участия в конкурсе, объявленном правительством Филиппин с целью замены предельно изношенных «противопартизанских» OV-10 Bronco. ВВС Филиппин намерены приобрести шесть самолетов непосредственной авиационной поддержки на общую сумму $114 млн. До этого несколько самолётов Аrchangel ВРА Block I и Block II были приобретены ОАЭ. Официально ВВС ОАЭ планируют использовать «Архангелов» в качестве «пограничного патрульного самолёта», на самом же деле они, скорее всего, предназначены для пополнения парка авиации сил специального назначения. Помимо ОАЭ и Филиппин, интерес к лёгкому штурмовику компании IOMAX проявили Ангола, Боливия, Египет, Кот-д'Ивуар, Нигер и Турция. Не надо быть большим экспертом в геополитике, чтобы понять, что самолётом заинтересовались не самые богатые страны, имеющие проблемы с разного рода инсургентами и сепаратистами.

Значительная часть читателей сайта «Военное обозрение» традиционно критикует лёгкие турбовинтовые штурмовики, называя их то «тупиковой ветвью» боевой авиации, то «недосамолётами». При этом указывается, что по защищённости, скорости полёта и полезной нагрузке эти машины уступают классическим реактивным штурмовикам, созданным для «большой войны» - Су-25 и А-10. Впрочем, можно вспомнить, что все современные боевые вертолёты также сильно уступают по этим характеристикам классическим штурмовикам, однако никто не ратует за отказ от вертолётов. В современных, сильно изменившихся со времён «холодной войны» условиях на сцену выходят легкие, относительно недорогие многоцелевые машины. Напротив, возобновлять производство хорошо защищённых Су-25 и А-10 никто не собирается.

Современные турбовинтовые штурмовики, как минимум, не уступают по составу вооружения и БРЭО боевым вертолётам, превосходя их по скорости, высоте и дальности полёта. При этом лёгкие штурмовики, в силу конструктивных особенностей, гораздо менее уязвимы от огня малокалиберных зенитных установок. ПЗРК несут одинаковую угрозу, как для вертолётов, так и для лёгкой авиации, но, тем не менее, боевые вертолёты активно используются в боевых действиях в самых разных частях света и о том, чтобы их часто сбивали, не слышно. Мне могут возразить, что вертолёт способен зависать и прятаться в складках местности, но многие ли видели зависший на боевом задании Ми-24? В то же время турбовинтовой самолёт может забраться выше потолка пуска ПЗРК и эффективно применять оттуда управляемое вооружение.

По сравнению с «большими» штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и боевыми вертолётами, лёгкие штурмовики стоят намного меньше, также в разы дешевле обходится стоимость выполнения боевого вылета. Существует мнение, что на войне денег не считают. С этим можно согласиться, но только на «большой войне». Нерационально посылать за тридевять земель дальние бомбардировщики или крылатые ракеты стоимостью несколько десятков миллионов рублей, чтобы уничтожить несколько внедорожников, палатку с десятком боевиков или небольшие склады, если есть возможность выполнить ту же задачу с помощью относительно дешевого боевого самолёта, пусть и не обладающего брутальной внешностью и поражающими воображение данными. Кроме того, далеко не везде можно использовать бомбардировщики и крылатые ракеты, то что применимо на территории другой страны, часть которой контролируется боевиками, абсолютно невозможно, скажем, на Северном Кавказе. Для каждой работы необходим свой инструмент, глупо забивать кнопки кувалдой или, ещё хуже, микроскопом.

БПЛА и лёгкие турбовинтовые боевые самолёты занимают каждый свою нишу и не являются прямыми конкурентами. Не секрет, что ресурс пилотируемых летательных аппаратов многократно выше, чем у беспилотных. В силу большей грузоподъёмности, пилотируемые самолёты способны принять на борт более широкий спектр средств поражения, превосходя беспилотники по характеристикам прицельно навигационной аппаратуры. Известно, что большая часть американских ударно-разведывательных БПЛА в Афганистане, Ираке и других «горячих» точках была потеряна из-за отказа аппаратуры управления и ошибок операторов. Дистанционно перехватить управление лёгкого штурмовика или сбить его направленным радиоимпульсом невозможно по определению.

На мой взгляд, не стоит противопоставлять лёгкие универсальные турбовинтовые машины другим летательным аппаратам военного назначения. Лёгкие штурмовики – это недорогое и эффективное средство борьбы с «незаконными вооруженными формированиями», а также весьма гибкий инструмент разведки и наблюдения. Кроме работы по земле, самолёты этого класса могут уничтожать вертолёты и беспилотники. В данный момент лёгкие турбовинтовые многоцелевые самолёты весьма востребованы, и спрос на них растёт с каждым годом. К сожалению, на этом рынке наша страна пока предложить ничего не может.

По материалам:
http://www.airtractor.com
http://airspot.ru/catalogue/item/air-tractor-at-800
http://www.airtractor.com/aircraft
http://www.miltechmag.com/2015/06/paris-air-show-2015-iomax-showcases.html
Автор:
Сергей Линник
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти