Military Review

Minesweeper Alkett Minenräumer (Germany)

9
German engineers have always been famous for non-standard approach to solving various problems. Such an approach often led to the appearance of a very, very original technique. For example, in attempts to create a special machine for making passes in minefields, the German industry offered several unusual patterns. One of them was the car, known as Alkett Minenräumer, Räumer S and Vs.Kfz.617.


Unfortunately, most of the information about the project Alkett Minenräumer until a certain time remained unknown. Over time, researchers were able to establish an approximate history this development. All the main issues were removed, and the remaining inaccuracies now concern only certain nuances, specific deadlines for certain works, etc. Fortunately for historians and technology lovers, with all the lack of information, the only known car of the type Vs.Kfz.617 has been preserved and is still a museum exhibit.

According to reports, the proposal to create a prospective minesweeper appeared in 1940-41 after the completion of the first German operations in Europe. Taking into account the experience of hostilities and as a result of analyzing the use of mine-explosive barriers, it was decided to develop a new technique for making passes in minefields. Over the next few years, several new projects were developed by the German industry, featuring many interesting innovations.

Minesweeper Alkett Minenräumer (Germany)
General view of the minesweeper. Figure Aviarmor.net


One of the projects of the minesweeper was created in the framework of the joint work of the firms Alkett, Krupp and Mercedes-Benz. The basis of the new project were unusual ideas. Some existing demining systems at that time were built on the basis of a towed roller trawl, which was supposed to run into mines and trigger them. The new project proposed to abandon the use of a separate trawl, integrating it into the design of the armored vehicle. To initiate the detonation of ammunition, it was proposed to use the minesweeper's undercarriage built in a special way.

In different sources there are several designations of a joint project of three firms. This machine is referred to as Vs.Kfz.617, Alkett Minenräumer, Räumer S, etc. According to reports, the emergence of one of these designations contributed to the choice of the company that was responsible for the construction of the prototype. The prototype for the new project was built by Alkett, which is why, in particular, participation in the development of two other organizations is often not taken into account.

In view of the specific combat mission, the crew of the prospective trawler should have adequate protection from the shock wave and mine fragments. For this reason, the car should have an armored body with an acceptable level of protection. It was proposed to build from sheets of thickness from 10 to 40 mm. Reserving the car was designed with the protection against attacks from the front hemisphere and explosive devices under the elements of the chassis.

The hull of the Minenräumer was to consist of a large number of armor plates of various shapes and sizes, interconnected by welding. The frontal part of the body consisted of several sheets mounted at different angles to the vertical, and had a characteristic appearance. The upper front hull sheet was equipped with an inspection hatch of the driver. The central part of the hull had a rectangular cross-section, and the feed was made tapering. In addition, the bottom of the aft hull was noticeably raised relative to the remaining sections. To enhance protection, the bottom received a spaced reservation with an external 40-mm sheet and an internal part 20 mm thick. In addition, the bottom was reinforced with additional stiffening ribs.


Machine during the test. Photo Tankpedia.org


For self-defense, the minesweeper received a machine-gun turret. This unit was borrowed from the lung without any changes. tank Pz.Kpfw.I and mounted in front of the roof. The armament consisted of one MG34 machine gun. The design of the tower allowed firing within wide sectors.

In front of the case was placed the department of management with the jobs of the driver and the commander. The driver had to monitor the situation through the front sheet hatch, and the commander had at his disposal viewing instruments of the turntable tower. Hatches in the roof of the hull and tower were used to access the habitable compartment.

Next to the department of management should have been located some transmission units. The engine was placed in the center of the hull, and the food was given under the control system connected to the chassis units. The roof of the hull was provided with a set of hatches and grilles for servicing the engine and other units of the power plant.

The Maybach HL 120 carburetor power 300 hp was proposed as the basis of the power plant. It was installed in the center of the hull, with a shift to the stern. Through the main clutch, eight-speed gearbox and other units, similar to those used on tanks of that time, the torque had to go to the drive wheels.

The most interesting feature of the Räumer S project was an unusual chassis designed to perform the duties of a roller trawl. Prospective minesweeper received three relatively large wheels of the original design. On the sides of the front of the case, two wheels with a diameter of 1,9 m were attached. A special chain of complex shape was movably fixed on their outer surface. It was proposed to mount special metal blocks-shoes on this chain. While driving, ten blocks were to be alternately lowered to the ground and serve as a support for the car. The dimensions of the support surface "shoes" of the front wheels was 630x630 mm.


Chain section mounted on wheels. Photo Tankpedia.org


The only rear wheel had a diameter of 1460 mm and was also equipped with a chain with ten support blocks. In this case, smaller blocks were used - 630х315 mm. The rear wheel was installed in the U-shaped fork on a swivel base. Due to the rotation of the rear wheel around the vertical axis, the machine had to change direction and thereby perform maneuvers.

The total length of the prospective minesweeper Alkett Minenräumer was 6,5 m. The width on the outer surface of the blocks-shoes reached 3,17 m, height - 2,8 m. Due to the use of the original chassis with the maximum possible body height, the clearance reached 800 mm. It was assumed that this would in some way reduce the impact of the blast wave and debris on the hull. The combat weight of the vehicle exceeded 38,25 t.

The unusual appearance and non-standard chassis of the minesweeper were due to the need to solve the problem in a specific way. Demining with the Räumer S was proposed as follows. The car had to go to the minefield and move along it, keeping the direction of movement. A heavy armored vehicle with the original chassis had to run into explosive devices and provoke their detonation. The dimensions and strength of the support-shoes, according to the calculations of the authors of the project, made it possible to withstand the detonation of anti-personnel and anti-tank mines. If necessary, it was possible to replace worn out "shoes" with new ones.

When undermining the ammunition found, the shock wave and debris were to be held up by the metal elements of the undercarriage. Not detained fragments should fall into the bottom of the case and stop them. The double bottom with spaced booking was also intended to protect the crew and units from the shock wave of the explosion.


Model minesweeper, top view. Photo Strangevehicles.greyfalcon.us


After the passage of the Alkett Minenräumer minesweeper through the minefield, three lanes 630 mm wide should be formed. The two front large wheels formed a broad gauge, and part of the gap between them was “processed” by the rear wheel. At the same time, however, between these strips remained two sections of such width of the order of 630 mm, on which potentially dangerous objects could remain. Thus, the minesweeper of the new type was a track-type system and left a passage suitable for the movement of various armored vehicles or infantry, but requiring special attention.

According to some sources, the only prototype of the prospective minesweeper was built by Alkett in 1942 year. In the future, apparently, the car passed some tests, after which it was left without work. Subsequent events suggest that during the tests, an experienced minesweeper could not show himself as a good and effective means to combat enemy mines. For this reason, the car was sent to storage, where it was until the end of the war.

There are various versions of how the only prototype of the Räumer S machine became the trophy of the Red Army. Earlier it was mentioned that in 1943, this car was delivered to the Kursk area, and after the start of the Soviet offensive, without being able to evacuate, they buried it. There were also versions according to which the car was abandoned during a retreat in Belarus or Poland. However, in fact, the minesweeper was discovered much later in Germany.

In the spring of 1945, the only minesweeper Alkett Minenräumer was discovered at one of the German factories where it was idle after the tests were completed. It is noteworthy that during the retreat the German troops did not attempt to damage or destroy this armored vehicle. This suggests that it was considered unsuccessful and not worth the effort and time spent on destruction. Thanks to this decision of the enemy, Soviet experts were able to study an interesting sample and draw some conclusions.


The workplace of the driver. Photo Tankpedia.org


It is known that not later than the summer of 1947, the Soviet military not only studied the design of the minesweeper, but also conducted its tests. It turned out that the captured car has a number of serious flaws that impede its operation and worsen the main characteristics. So, the mobility of the machine with a complex chassis left much to be desired. In addition, it was too large and noticeable for the enemy’s artillery, which could have hampered the passage in the minefield. 40-mm sheets could only protect the machine from small weapons and small-caliber artillery. Armament in the form of a finished turret with a machine gun was also considered unsuccessful. Due to the high height of the wheels with "shoes" difficult to fire in the side hemispheres.

The reason for criticism was also the impossibility of making a continuous passage a few meters wide: as already mentioned, three wheels could neutralize only the 630 mm wide sections with similar intervals between them. However, it was decided to test the minesweeper in practice. A car with a crew towed by a tank was taken to a training minefield. The design of the undercarriage and hull sustained an undermining of an anti-tank mine, but the crew received a concussion from a blast wave. After this, the tests were completed.

The results of the Soviet tests were mixed. Indeed, the minersweeper Alkett Minenräumer could fight mines of various types and make passes in barriers. However, there was a high risk of the enemy being hit by the enemy’s artillery, and in addition, the crew risked getting concussions or other injuries when undermining relatively powerful ammunition under the wheels. The practical application of this technique was not possible.

After completing the tests at the Soviet test site, the German minesweeper returned to storage without any real prospects. Subsequently, it was handed over to the Kubinka Armored Museum, where it is still kept. This unusual museum exhibit and now attracts increased interest of visitors, but he could not interest the military. As a result, an interesting and unusual project based on non-standard ideas did not reach practical application and did not give any real results. In addition, the original architecture and the principles of operation embodied in it have not been applied.


On the materials of the sites:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://aviarmor.net/
http://blog.tankpedia.org/
https://oldmachinepress.com/
https://drive2.ru/
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kugelblitz
    kugelblitz April 18 2016 07: 13
    +4
    This pepelats compared to another is still sane. Voooot etaa epic prodigy !!! wassat

    Krupp raumer-s

    1. cosmos111
      cosmos111 April 18 2016 21: 25
      0
      Pz.Kpfw. II with a mine trawl, 1939 Poland.
  2. wanderer_032
    wanderer_032 April 18 2016 09: 22
    +4
    And we are still trying to convince us that German designers are entirely geniuses ...
    What did these "geniuses" lack the genius to make a trailed roller trawl for sweeping minefields?
  3. Partisan Kramaha
    Partisan Kramaha April 18 2016 09: 52
    0
    Quote: wanderer_032
    And we are still trying to convince us that German designers are entirely geniuses ...
    What did these "geniuses" lack the genius to make a trailed roller trawl for sweeping minefields?

    They did this thing, but they wanted to have a self-propelled option. It’s like with self-propelled guns, towed guns are there, but the self-propelled gun is better. So in this case, the trouble with storage, transportation, installation on the tank. They thought it would be better, but when designing what they didn’t take it into account.
  4. hound
    hound April 18 2016 10: 03
    0
    The British made the most elegant of all - their "crab" and mines were destroyed, and the dust curtain was set and the infantry was mowed down literally.
  5. yehat
    yehat April 18 2016 11: 52
    +1
    seen in a museum, looks very unusual fellow
  6. napalm
    napalm April 18 2016 14: 11
    +1
    Well, what nerves do you need to run into mines that explode beneath you. And not in front like on a skating rink.
  7. fa2998
    fa2998 April 18 2016 16: 28
    0
    Quote: Partizan Kramaha
    They did this thing, but wanted to have a self-propelled version

    The Germans did this nonsense! With a vehicle width of 3.17 m. It "demines" 3 strips each 0.63 m wide. IT IS LIKELY that mines will remain in the passage made. The rolling minesweeper creates a continuous strip free of mines. And the roller can be attached to any tank, and the price, and this "wunderfall" will eventually fail - everyone will stand! No. hi
  8. VOENOBOZ
    VOENOBOZ April 18 2016 20: 58
    0
    The Nazis did everything gigantic.

Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)

Немецкие инженеры всегда славились нестандартным подходом к решению самых разных задач. Подобный подход нередко приводил к появлению весьма и весьма оригинальной техники. К примеру, в попытках создать специальную машину для проделывания проходов в минных полях немецкая промышленность предложила несколько необычных образцов. Одним из них стала машина, известная под названиями Alkett Minenräumer, Räumer S и Vs.Kfz.617.

К сожалению, большая часть сведений о проекте Alkett Minenräumer до определенного времени оставалась неизвестной. Со временем исследователям удалось установить примерную историю этой разработки. Были сняты все основные вопросы, а оставшиеся неточности теперь касаются только отдельных нюансов, конкретных сроков тех или иных работ и т.д. К счастью для историков и любителей техники, при всем дефиците сведений, единственная известная машина типа Vs.Kfz.617 была сохранена и до сих пор является музейным экспонатом.

По имеющимся данным, предложение о создании перспективного минного тральщика появилось в 1940-41 годов после завершения первых немецких операций в Европе. С учетом опыта боевых действий и в результате анализа применения минно-взрывных заграждений было решено разработать новую технику, предназначенную для проделывания проходов в минных полях. В течение нескольких следующих лет немецкой промышленностью были разработаны несколько новых проектов, отличавшихся множеством любопытных нововведений.


Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)
Общий вид тральщика. Рисунок Aviarmor.net


Один из проектов нового тральщика создавался в рамках совместной работы фирм Alkett, Krupp и Mercedes-Benz. В основу нового проекта были положены необычные идеи. Некоторые существующие системы разминирования в то время строились на основе буксируемого каткового трала, который должен был наезжать на мины и вызывать их срабатывание. В новом проекте предлагалось отказаться от использования отдельного трала, интегрировав его в конструкцию бронемашины. Для инициации подрыва боеприпасов предлагалось использовать построенную особым образом ходовую часть тральщика.

В разных источниках встречаются несколько обозначений совместного проекта трех фирм. Эту машину именуют как Vs.Kfz.617, Alkett Minenräumer, Räumer S и т.д. По имеющимся данным, появлению одного из этих обозначений поспособствовал выбор фирмы, которая отвечала за строительство прототипа. Опытный образец по новому проекту был построен фирмой Alkett, из-за чего, в частности, участие в разработке двух других организаций нередко не учитывается.

Ввиду специфической боевой задачи экипаж перспективного тральщика должен был иметь соответствующую защиту от ударной волны и осколков мин. По этой причине машина должна была иметь броневой корпус с приемлемым уровнем защиты. Его предлагалось строить из листов толщиной от 10 до 40 мм. Бронирование машины разрабатывалось с учетом защиты от атак из передней полусферы и подрыва взрывных устройств под элементами ходовой части.

Корпус машины Minenräumer должен был состоять из большого количества броневых листов разных форм и размеров, соединенных между собой при помощи сварки. Лобовая часть корпуса состояла из нескольких листов, установленных под разными углами к вертикали, и имела характерный внешний вид. Верхний лобовой лист корпуса оснащался смотровым люком механика-водителя. Центральная часть корпуса имела прямоугольное сечение, а корма была выполнена сужающейся. Кроме того, днище кормовой части корпуса было заметно поднято относительно остальных участков. Для усиления защиты днище получило разнесенное бронирование с внешним 40-мм листом и внутренней деталью толщиной 20 мм. Кроме того, днище усиливалось дополнительными ребрами жесткости.

Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)
Машина во время испытаний. Фото Tankpedia.org


Для самообороны тральщик получил башню с пулеметным вооружением. Этот агрегат без каких-либо изменений заимствовался у легкого танка Pz.Kpfw.I и монтировался в передней части крыши. Вооружение состояло из одного пулемета MG34. Конструкция башни позволяла вести огонь в пределах широких секторов.

В передней части корпуса помещалось отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. Водитель должен был наблюдать за обстановкой через люк лобового листа, а в распоряжении командира имелись смотровые приборы поворотной башни. Для доступа в обитаемый отсек использовались люки в крыше корпуса и башни.

Рядом с отделением управления должны были располагаться некоторые агрегаты трансмиссии. Двигатель поместили в центре корпуса, а корма отдавалась под системы управления, соединенные с агрегатами ходовой части. В крыше корпуса предусматривался набор люков и решеток для обслуживания двигателя и других агрегатов силовой установки.

В качестве основы силовой установки был предложен карбюраторный двигатель Maybach HL 120 мощностью 300 л.с. Он устанавливался в центре корпуса, со сдвигом к корме. Через главный фрикцион, восьмиступенчатую коробку передач и другие агрегаты, аналогичные применявшимся на танках того времени, крутящий момент должен был поступать на ведущие колеса.

Самой интересной особенностью проекта Räumer S являлась необычная ходовая часть, призванная выполнять обязанности каткового трала. Перспективный тральщик получил три сравнительно крупных колеса оригинальной конструкции. На бортах передней части корпуса крепились два колеса диаметром 1,9 м. На их внешней поверхности подвижно закреплялась специальная цепь сложной формы. На этой цепи предлагалось монтировать особые металлические блоки-башмаки. Во время движения десять блоков должны были поочередно опускаться на землю и служить опорой для машины. Размеры опорной поверхности «башмаков» передних колес составляло 630х630 мм.

Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)
Секция цепи, установленной на колесах. Фото Tankpedia.org


Единственное заднее колесо имело диаметр 1460 мм и так же оснащалось цепью с десятью блоками-опорами. При этом использовались блоки меньших размеров – 630х315 мм. Заднее колесо устанавливалось в П-образной вилке на поворотном основании. За счет вращения заднего колеса вокруг вертикальной оси машина должна была менять направление движение и тем самым выполнять маневры.

Общая длина перспективного тральщика Alkett Minenräumer составляла 6,5 м. Ширина по внешней поверхности блоков-башмаков достигала 3,17 м, высота – 2,8 м. За счет использования оригинальной ходовой части с максимально возможным подъемом корпуса клиренс достиг 800 мм. Предполагалось, что это позволит в некоторой мере снизить воздействие взрывной волны и осколков на корпус. Боевая масса машины превышала 38,25 т.

Необычный облик и нестандартная ходовая часть тральщика были обусловлены необходимостью решения поставленной задачи специфическим образом. Проводить разминирование при помощи Räumer S предлагалось следующим образом. Машина должна была выезжать на минное поле и двигаться по нему, сохраняя направление движения. Тяжелая бронемашина с оригинальной ходовой частью должна была наезжать на взрывные устройства и провоцировать их подрыв. Размеры и прочность опор-башмаков, по расчетам авторов проекта, позволяли выдерживать подрыв противопехотных и противотанковых мин. При необходимости можно было заменять пришедшие в негодность «башмаки» новыми.

При подрыве найденного боеприпаса ударная волна и осколки должны были задерживаться металлическими элементами ходовой части. Не задержанные осколки должны были попадать в днище корпуса и останавливаться им. Двойное днище с разнесенным бронированием так же предназначалось для защиты экипажа и агрегатов от ударной волны взрыва.

Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)
Модель тральщика, вид сверху. Фото Strangevehicles.greyfalcon.us


После прохода тральщика Alkett Minenräumer по минному полю должны были образовываться три очищенные от боеприпасов полосы шириной по 630 мм. Два передних крупных колеса образовывали широкую колею, а часть промежутка между ними «обрабатывалась» задним колесом. При этом, однако, между этими полосами оставались два участка такой ширины порядка 630 мм, на которых могли оставаться потенциально опасные объекты. Таким образом, тральщик нового типа являлся системой колейного типа и оставлял проход, пригодный для движения различной бронетехники или пехоты, но требующий особого внимания.

Согласно некоторым источникам, единственный прототип перспективного тральщика был построен фирмой Alkett в 1942 году. В дальнейшем, по-видимому, машина прошла некоторые испытания, после чего осталась без работы. Последующие события позволяют предполагать, что в ходе испытаний опытный тральщик не смог показать себя в качестве хорошего и эффективного средства для борьбы с минами противника. По этой причине машину отправили на хранение, где она находилась до конца войны.

Известны различные версии того, как единственный прототип машины Räumer S стал трофеем Красной армии. Ранее упоминалось, что эту машину в 1943 году доставили в район Курска, а после начала наступления советских войск, не имея возможности эвакуировать, закопали. Также существовали версии, согласно которым машину бросили при отступлении в Белоруссии или в Польше. Тем не менее, на самом деле тральщик обнаружили гораздо позже и на территории Германии.

Весной 1945 года единственный тральщик Alkett Minenräumer был обнаружен на одном из немецких заводов, где простаивал без дела после завершения испытаний. Примечательно, что при отступлении немецкие войска не попытались повредить или уничтожить эту бронемашину. Это позволяет предполагать, что ее считали неудачной и не стоящей затрат сил и времени на разрушение. Благодаря такому решению противника советские специалисты получили возможность изучить интересный образец и сделать некоторые выводы.

Минный тральщик Alkett Minenräumer (Германия)
Рабочее место механика-водителя. Фото Tankpedia.org


Известно, что не позднее лета 1947 года советские военные не только изучили конструкцию тральщика, но и провели его испытания. Выяснилось, что трофейная машина имеет ряд серьезных недостатков, затрудняющих ее эксплуатацию и ухудшающих основные характеристики. Так, подвижность машины со сложной ходовой частью оставляла желать лучшего. Кроме того, она была слишком крупной и заметной для артиллерии противника, что могло помешать проделыванию прохода на минном поле. 40-мм листы могли защитить машину только от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Вооружение в виде готовой башни с пулеметом так же сочли неудачным. Из-за большой высоты колес с «башмаками» затруднялось ведение огня в боковых полусферах.

Поводом для критики также стала невозможность проделывания сплошного прохода шириной в несколько метров: как уже упоминалось, три колеса могли обезвреживать лишь участки шириной 630 мм со схожими промежутками между ними. Тем не менее, было решено проверить тральщик на практике. Машина с экипажем, буксируемая танком, была выведена на учебное минное поле. Конструкция ходовой части и корпуса выдержала подрыв противотанковой мины, однако экипаж получил контузию от взрывной волны. После этого испытания были завершены.

Результаты советских испытаний были неоднозначными. Действительно, тральщик Alkett Minenräumer мог бороться с минами различных типов и проделывать проходы в заграждениях. Тем не менее, существовал большой риск поражения машины артиллерией противника, а кроме того, экипаж рисковал получить контузии или иные травмы при подрыве сравнительно мощных боеприпасов под колесами. Практическое применение подобной техники не представлялось возможным.

После завершения испытаний на советском полигоне немецкий тральщик вновь вернулся на хранение без каких-либо реальных перспектив. В дальнейшем его передали бронетанковому музею в Кубинке, где он и хранится до сих пор. Этот необычный музейный экспонат и сейчас привлекает повышенный интерес посетителей, однако военных он заинтересовать не смог. Как следствие, интересный и необычный проект, основанный на нестандартных идеях, не дошел до практического применения и не дал никаких реальных результатов. Кроме того, не нашли применения оригинальная архитектура и заложенные в ней принципы работы.


По материалам сайтов:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://aviarmor.net/
http://blog.tankpedia.org/
https://oldmachinepress.com/
https://drive2.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. kugelblitz 18 апреля 2016 07:13
    Этот пепелац по сравнению с другим еще вменяемый. Вооот этааа эпическая вундерваффля!!! wassat

    Krupp Raumer-S

    1. cosmos111 18 апреля 2016 21:25
      Pz.Kpfw. II с минным тралом,1939 Польша.
  2. странник_032 18 апреля 2016 09:22
    А нам до сих пор пытаются внушить о том, что немецкие конструкторы сплошь гении...
    Что же у этих "гениев" не хватило гениальности сделать прицепной катковый трал для траления минных полей?
  3. Партизан Крамаха 18 апреля 2016 09:52
    Цитата: странник_032
    А нам до сих пор пытаются внушить о том, что немецкие конструкторы сплошь гении...
    Что же у этих "гениев" не хватило гениальности сделать прицепной катковый трал для траления минных полей?

    Такую вещь они то делали,но захотели иметь самоходный вариант.Это как с самоходками-буксируемые орудия есть,но самоход лучше.Так и в этом случае-морока с хранением,транспортировкой,установкой на танк.Думали так будет лучше,но при проектировании чего-то не учли.
  4. Jagdhund 18 апреля 2016 10:03
    Изящнее всех сделали британцы--их "краб" и мины уничтожал, и пылевую завесу ставил и пехоту косил в буквальном смысле.
  5. yehat 18 апреля 2016 11:52
    видел в музее, очень необычно выглядит fellow
  6. napalm 18 апреля 2016 14:11
    Это ж какие нервы надо иметь чтобы наезжать на мины которые взрываются под тобой.А не спереди как на катковом трале.
  7. фа2998 18 апреля 2016 16:28
    Цитата: Партизан Крамаха
    Такую вещь они то делали,но захотели иметь самоходный вариант

    Ерунду сделали немцы! При ширине машины 3.17 м. она "разминирует" 3 полоски каждая шириной в 0.63 м.ТО ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ что в проделанном проходе останутся мины.Катковый тральщик создает сплошную полосу свободную от мин.Да и каток можно прицепить к любому танку,да и цена,и это "вундерфаля" в конце концов выйдет из строя-все будут стоять! no hi
  8. VOENOBOZ 18 апреля 2016 20:58
    Фашисты всё делали гигантское.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня