Береговой ракетный комплекс «Рубеж»

В 1960 году на вооружение военно-морского флота Советского Союза была принята противокорабельная крылатая ракета П-15, ставшая основным ударным вооружением катеров нескольких проектов. Вскоре после этого начались работы по совершенствованию такого оружия, которые привели к появлению нескольких новых ракет и комплексов. Так, для береговых ракетных войск и артиллерии был создан мобильный комплекс «Рубеж», вооруженный последней модификацией ракеты П-15.

К началу семидесятых годов на вооружении береговых войск ВМФ СССР состояли два подвижных ракетных комплекса с противокорабельными ракетами. Это были системы «Сопка» с ракетой С-2 и комплекс «Редут» с ракетой П-35Б. Комплекс на основе самолета-снаряда С-2 (доработанный вариант авиационного КС-1 «Комета») уже считался устаревшим. Более новый «Редут» так же не в полной мере устраивал военных. Из-за крупных размеров ракеты на самоходном шасси можно было разместить лишь одну пусковую установку без какого-либо дополнительного оборудования, что требовало вводить в состав комплекса отдельную машину управления. В новых проектах мобильных ракетных комплексов требовалось решить эту проблему и разместить на едином шасси как ракеты с пусковыми системами, так и радиолокационную станцию поиска целей, аппаратуру управления и т.д.

Разработку новой ракеты для перспективного комплекса посчитали нецелесообразной. Новую систему следовало строить на базе одного из существующих изделий последних моделей. Требования о размещении на одной машине всех элементов ракетного комплекса привели к необходимости применения сравнительно легких и малогабаритных ракет. Наиболее полно таким требованиям соответствовало изделие П-15М «Термит», разработанное в середине шестидесятых годов.


Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Пуск ракеты П-15М комплексом "Рубеж". Фото Wikimedoa Commons


Новый проект берегового ракетного комплекса получил условное обозначение «Рубеж». Впоследствии комплекс получил индекс ГРАУ 4К51. Разработка системы была поручена машиностроительному конструкторскому бюро (МКБ) «Радуга», ранее являвшемуся филиалом ОКБ-155. Кроме того, к работам были привлечены некоторые смежные предприятия. В частности, за разработку новой пусковой установки отвечало московское КБ машиностроения, а базовое шасси должен был предоставить Минский автомобильный завод.

Основным элементом перспективного ракетного комплекса «Рубеж» должна была стать существующая крылатая ракета П-15М. Это изделие являлось глубокой модернизацией базовой ракеты П-15 и отличалось от нее более высокими характеристиками, которые достигались при помощи небольших доработок конструкции и изменения состава оборудования. В частности, при помощи этих изменений удалось увеличить максимальную дальность стрельбы с 40 до 80 км. Также были переработаны некоторые другие составляющие проекта.

Ракета П-15М имела вытянутый фюзеляж круглого сечения с оживальным головным обтекателем и конической хвостовой частью. Она получала среднерасположенное трапециевидное крыло большой стреловидности, оснащенное системой складывания. В транспортном положении консоли крыла опускались вниз и тем самым уменьшали габариты изделия. После выхода из пускового контейнера автоматика должна была раскрывать крыло и фиксировать его в таком положении. В хвостовой части фюзеляжа располагалось хвостовое оперение в виде одного киля и двух стабилизаторов, установленных с большим отрицательным V. Плоскости оперения имели трапециевидную форму и большую стреловидность передней кромки. Оперение устанавливалось жестко и не имело возможности складывания.

Для управления в ходе полета ракета П-15М должна была использовать набор рулей, размещенных на плоскостях. На крыле предусматривались элероны для управления по крену, контроль высоты осуществлялся при помощи рулей на стабилизаторе, а на киле имелся руль направления. Все имеющиеся рули позволяли ракете производить маневрирование, сохраняя требуемый курс или наводясь на цель.

Силовая установка ракеты «Термит» состояла из двух основных блоков. Для первоначального разгона, выхода из пусковой установки и набора маршевой высоты предлагался твердотопливный стартовый двигатель СПРД-192 тягой 29 т. Он выполнялся в виде цилиндрического блока с соплом в хвостовой части и креплениями для монтажа на фюзеляже ракеты. После выработки топлива стартовый двигатель должен был сбрасываться. Дальнейший полет производился при помощи маршевой силовой установки.

П-15М имела маршевый жидкостный ракетный двигатель С2.722, работавший на топливе ТГ-02 (самин) и окислителе АК-20К на основе азотной кислоты. Двигатель имел два режима работы, разгонный и поддержания скорости, предназначенные для использования на разных стадиях полета. Задачей двигателя был разгон ракеты до скорости 320 м/с и поддержание таких параметров полета до попадания в цель.

Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Ракета П-15М во время погрузки на ракетный катер. Фото Rbase.new-factoria.ru


Бортовая система управления ракеты включала автопилот АПР-25, радиовысотомер РВ-МБ, инерциальную навигационную систему и головку самонаведения одного из двух типов. Базовая модификация ракеты получала активную радиолокационную ГСН типа ДС-М. Второй вариант оружия комплектовался тепловой ГСН «Снегирь-М». Системы управления обеспечивали самостоятельный выход ракеты в район цели с последующим изучением акватории и поиском цели для атаки. На конечном участке они, используя ГСН, обеспечивали наведение ракеты на цель.

Ракета П-15М имела общую длину 6,65 м, корпус диаметром 0,76 м и крыло размахом (в полетном положении) 2,4 м. Стартовая масса ракеты с ускорителем достигала 2573 кг. В центральной части фюзеляжа имелось место для установки кумулятивно-фугасной боевой части 4Г51М весом 513 кг или более легкого специального боеприпаса мощностью 15 кт.

Используя радиолокационный высотомер, ракета «Термит» должна была лететь на высотах не более 250 м, при этом рекомендованные высоты находились в пределах 50-100 м. Крейсерская скорость на маршевом участке полета составляла 320 м/с. Запаса топлива хватало для полета на дальность до 80 км. Обнаружение цели типа «эсминец» радиолокационной головкой самонаведения производилось на дальности до 35-40 км. Характеристики тепловой ГСН были в несколько раз ниже.

Для применения существующей ракеты береговыми войсками требовались самоходная пусковая установка и набор соответствующего оборудования. Усилиями нескольких организаций, задействованных в проекте «Рубеж», была создана боевая машина 3П51. При ее проектировании были учтены все основные требования к перспективному комплексу, касавшиеся набора оборудования на базовом шасси.

В качестве основы для самоходной пусковой установки 3П51 было выбрано четырехосное специальное шасси МАЗ-543. Такая машина, оснащенная двигателем мощностью 525 л.с., имела грузоподъемность более 20 т и могла применяться в качестве основы для различной военной и вспомогательной техники. Важной особенностью выбранного шасси было наличие крупной грузовой площадки для размещения необходимого оборудования, которую предлагалось задействовать в новом проекте.

Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Схема самоходной пусковой установки 3П51. Рисунок Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота"


Непосредственно за кабиной базовой машины на грузовой площадке машины 3П51 была размещена кабина операторов, выполненная в виде фургона типа КУНГ. Внутри кабины располагались блоки радиоэлектронного оборудования для поиска целей, обработки данных и управления ракетой. Кроме того, в нише крыши фургона кабины предусматривалось место для укладки подъемной мачты с антенной РЛС обнаружения 3Ц51 «Гарпун». В ходе подготовки к боевой работе мачта должна была занимать вертикальное положение и поднимать антенну на высоту 7,3 м, обеспечивая функционирование станции. Следует отметить, аппаратура кабины комплекса «Рубеж» представляла собой незначительно переработанное оборудование для управления стрельбой, заимствованное у ракетных катеров проекта 205У. Вероятно, именно эта особенность проекта привела к тому, что концепция самоходной пусковой установки с собственными РЛС и приборами управления получила неофициальное название «катер на колесах».

Специально для ракетного комплекса «Рубеж» были разработаны новые пусковые установки КТ-161. Они представляли собой контейнеры пятиугольного сечения со сдвижными крышками. Внутри такого контейнера располагались короткие «нулевые» направляющие для установки ракет. Кроме того, предусматривались разъемы для соединения бортовой аппаратуры ракеты с приборами управления пусковой установки. Контейнер КТ-161 имел длину 7 м и ширину 1,8 м. Сократить поперечник пусковой установки удалось благодаря использованию автоматики раскрытия крыла, позволившей уменьшить габариты ракеты в транспортном положении.

В задней части базового шасси предлагалось устанавливать подъемно-поворотное устройство с креплениями для двух пусковых контейнеров КТ-161. В походном положении оба контейнера должны были размещаться вдоль шасси, передней крышкой назад. При подготовке к стрельбе автоматика обеспечивала поворот пусковой установки на угол 110° вправо или влево от исходного положения и подъем контейнера на 20° с последующим открытием крышек. После этого могла следовать команда на пуск.

Самоходная пусковая установка 3П51 способна перевозить две ракеты П-15М и расчет из шести человек. Боевая масса такой машины немного превышает 40 т. Длина машины в походном положении составляет 14,2 м, ширина не более 3 м, высота – 4,05 м. В зависимости от модификации базового шасси пусковая установка способна развивать на шоссе скорость до 60-65 км/ч. Запас хода достигает 630 км. После прибытия на боевую позицию расчет машины должен проводить работы по развертыванию комплекса, на которые отводится не более 5 минут.

Помимо самоходной пусковой установки в состав комплекса «Рубеж» вошла транспортная машина, предназначенная для подвоза ракет и обслуживания других систем. Для перегрузки ракет с транспортной машины в пусковую установку должны использоваться подъемные краны на автомобильном шасси. При необходимости контроля сравнительно больших акваторий с комплексом «Рубеж» могли работать дополнительные РЛС обзора различных типов, дополняющие имеющуюся систему 3Ц51 «Гарпун».

Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Пусковая установка в боевом положении (ракеты отсутствуют). Фото Wikimedia Commons


Состав оборудования машины 3П51 обеспечивал выполнение всех основных операций исключительно силами расчета без необходимости привлечения сторонних средств и комплексов. Выдвинувшись на позицию и произведя развертывание комплекса, расчет должен был использовать РЛС «Гарпун» для слежения за прикрываемой акваторией. При обнаружении потенциально опасного объекта следовало применять аппаратуру государственного опознавания и принимать решение о выполнении атаки. Также имелась возможность использования стороннего целеуказания.

При помощи РЛС «Гарпун» и имеющихся приборов управления стрельбой операторы комплекса должны были производить расчет полетной программы для автопилота и вводить ее в память ракеты. Затем следовало давать команду на запуск одной или обеих ракет, размещенных на пусковой установке. При этом предлагалось применять ракету, головка самонаведения которой наиболее соответствовала текущей тактической ситуации и могла обеспечить эффективное поражение цели.

Получив команду на старт, ракета П-15М должна была включать стартовый и маршевый двигатели. Задачей стартового был первоначальный разгон изделия с выводом из пусковой установки и подъем на небольшую высоту. После этого он отделялся, и полет продолжался при помощи маршевого двигателя. Стартовый участок полета следовало проходить на разгонном режиме маршевого двигателя, а после достижения скорости 320 м/с ракета переключалась на режим поддержания скорости.

Первая половина полета, до заранее рассчитанной точки, производилась при помощи автопилота и инерциальной навигационной системы. Выйдя в район цели, ракета должна была включать головку самонаведения и производить поиск цели. При этом активная радиолокационная ГСН типа ДС-М могла находить цели типа «эсминец» на расстояниях до 35-40 км, а инфракрасная «Снегирь-М» справлялась с этой задачей лишь на дистанции 10-12 км. Конечный участок полета проходил по командам головки самонаведения. На всем маршруте ракета должна была использовать радиовысотомер, при помощи которого выдерживалась заданная оператором высота полета. Маловысотный полет позволял повысить вероятность успешного прорыва обороны противника.

Для повышения эффективности атаки автопилот ракеты на некотором расстоянии от цели должен был выполнять «горку» с целью попадания в корабль противника сверху. При таком попадании кумулятивно-фугасная боевая часть должна была наносить максимально возможный урон. Для значительного повышения воздействия на цель и объекты на некотором расстоянии от нее предлагалось применять специальную боевую часть мощностью 15 кт.

Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Загрузка ракеты в пусковую установку. Фото Warships.ru


Аванпроект комплекса 4К51 «Рубеж» был подготовлен к концу 1970 года. В следующем году его защитили, что позволило начать разработку конструкторской документации. К середине десятилетия береговой ракетный комплекс нового типа был готов к испытаниям. Специально для проведения тестовых стрельб в составе Черноморского флота в 1974 году был сформирован 1267-й отдельный береговой ракетный дивизион. Вскоре личный состав соединения начал осваивать новую материальную часть и готовиться к участию в испытаниях.

В конце 1974 года (по другим данным, в начале 1975-го) на одном из полигонов Черноморского флота состоялись первые испытания комплекса «Рубеж» с бросковыми пусками ракет. После четырех подобных тестов начались полноценные проверки с запуском серийных ракет П-15М. До 1977 года было выполнено 19 испытательных пусков, часть которых завершилась успешным поражением учебных целей. По результатам испытаний новый береговой комплекс был рекомендован к принятию на вооружение.

22 октября 1978 года Совет министров СССР постановил принять комплекс «Рубеж» на вооружение береговых ракетных войск и артиллерии военно-морского флота. К этому времени промышленность была готова начать массовое производство новых систем и поставлять их заказчику. Вскоре после этого войска начали осваивать новые комплексы.

Оптимальный состав соединений, вооруженных «Рубежом», был определен следующим образом. Четыре пусковые установки с транспортными машинами и автокранами сводились в состав ракетной батареи. Батареи, в зависимости от тактической необходимости, могли сводиться в дивизионы и полки. Важной особенностью нового комплекса, серьезно облегчавшей его эксплуатацию, была полная автономность боевых машин 3П51. На одном шасси располагались и средства обнаружения, и кабина управления, и крылатые ракеты. Благодаря этому самоходные пусковые установки могли решать поставленные задачи самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных средствах обнаружения. Тем не менее, усиление батарей дополнительными РЛС не исключалось.

Для повышения боевой эффективности береговых комплексов предлагалось формировать боекомплект из ракет с разными системами наведения. Одна из ракет, загруженных в пусковую установку, должна была иметь активную радиолокационную ГСН, вторая – тепловую. Благодаря этому расчет имел возможность выбрать наиболее эффективное средство поражение найденной цели, либо повысить вероятность ее поражения при помощи одновременного запуска ракет с разными способами наведения, в том числе при использовании противником помех.

В начале восьмидесятых годов была проведена модернизация комплекса «Рубеж», в результате которой появилась самоходная пусковая установка 3П51М. Главным ее отличием от базовой 3П51 было шасси новой модели. На этот раз применялось четырехосное шасси МАЗ-543М, отличавшееся от предыдущей машины повышенными характеристиками. Прочие элементы ракетного комплекса остались без серьезных нововведений, что позволило сохранить их характеристики на прежнем уровне.

Береговой ракетный комплекс «Рубеж»
Пусковая установка 3П51 в боевом положении: антенна РЛС поднята, контейнер ракеты открыт. Фото Rbase.new-factoria.ru


Береговые ракетные комплексы «Рубеж» обеих модификаций поставлялись всем флотам ВМФ СССР. В общей сложности было построено и поставлено несколько десятков пусковых установок и значительное число ракет для них. После распада Советского Союза имевшиеся в наличии комплексы были разделены между береговыми войсками России и Украины. Системы Балтийского флота не были разделены между вновь образованными государствами, поскольку их вовремя вывели на российскую территорию. По имеющимся данным, в настоящее время российский флот располагает не менее чем 16 машинами 3П51, которые эксплуатируются четырьмя отдельными ракетными частями в составе всех флотов.

Известно, что комплекс «Рубеж» изначально рассматривался в качестве потенциального товара для продажи дружественным странам. После выполнения основных поставок в интересах собственного флота советская промышленность начала производство экспортных комплексов. Эти системы отправлялись в дружественные государства Ближнего Востока, Северной Африки, и Восточной Европы. Среди прочих подобную технику заказывали ГДР, Румыния, Алжир, Сирия, Йемен, Ливия и т.д. В некоторых странах «Рубежи» советского производства уже сняты с вооружения, а в других используются до сих пор.

Длительной эксплуатации подобных систем может мешать отсутствие необходимых крылатых ракет. Сборка изделий П-15М продолжалась до 1989 года, после чего их сняли с производства в пользу более новых и совершенных ракет. Таким образом, в настоящее время все эксплуатанты комплексов «Рубеж» и других систем, использующих ракеты семейства П-15, постепенно расходуют последние подобные изделия, у которых к тому же завершаются сроки хранения.

Береговой ракетный комплекс «Рубеж» имел как плюсы, так и минусы. Положительные особенности этой системы видны при ее сравнении с предшественниками. Так, от комплексов «Сопка» и «Редут» новый «Рубеж» отличался значительно меньшим количеством средств: в его состав входили только пуская установка и несколько вспомогательных машин. Также большим плюсом было использование пусковой установки с двумя контейнерами, что давало соответствующие преимущества перед существующими системами.

Естественно, не обошлось без минусов. Один из основных – сравнительно малая дальность стрельбы. По этому параметру ракета П-15М, появившаяся в середине шестидесятых, заметно уступала более новым системам, которые были приняты на вооружение одновременно с комплексом «Рубеж». Кроме того, со временем появились определенные проблемы с устойчивостью к помехам, применяемым противником. Несмотря на высокие характеристик в момент своего появления, ракета «Термит» за несколько десятилетий эксплуатации успела устареть и растерять все свои преимущества.

Береговые ракетные комплексы 4К51 «Рубеж» до сих пор состоят на вооружении нескольких стран. Эти системы используются для защиты морских границ и все еще могут решать поставленные боевые задачи. Тем не менее, их характеристики уже не в полной мере соответствуют требованиям времени, материальная часть стареет физически, а количество пригодных для использования ракет постоянно сокращается. В обозримом будущем подобные комплексы могут быть списаны и окончательно заменены более новыми аналогами. Однако за несколько десятилетий службы комплексы «Рубеж» стали важным элементом береговой обороны и заслуженно занимают свое место в истории отечественных ракетных вооружений.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://warships.ru/
http://militaryparitet.com/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Rokossovsky 19 апреля 2016 07:03
    Кирилл,спасибо вам! Второй день подряд радуете нас прекрасной статьёй по морской ракетной технике! good
  2. Dimon19661 19 апреля 2016 08:32
    Хорошая статья,автору+.
  3. dezmon 19 апреля 2016 08:52
    статья класс !автору спасибо!
  4. exo 19 апреля 2016 19:18
    Интересная тема.Нечасто о ней пишут.Автору-Спасибо!
    exo
  5. Ярик76 20 апреля 2016 01:05
    Автору респект ' ждем продолжения!
  6. xomaNN 20 апреля 2016 18:39
    Кроме того, в нише крыши фургона кабины предусматривалось место для укладки подъемной мачты с антенной РЛС обнаружения 3Ц51 «Гарпун». В ходе подготовки к боевой работе мачта должна была занимать вертикальное положение и поднимать антенну на высоту 7,3 м, обеспечивая функционирование станции

    И вот в одном П/Я №.... КРУГЛОСУТОЧНО пару недель и я тоже проверял эту - ваньку-встаньку tongue Так что горд- причастен к "Рубежу" soldier

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня