Предшественник «Черных акул» Камова

Предшественник «Черных акул» Камова


14 апреля 1953 года состоялся первый полет военного вертолета Ка-15 — первого серийного вертолета ОКБ Н.И. Камова

14 апреля 1953 года летчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов в подмосковном Тушино поднял в воздух новую винтокрылую машину. Испытатель Константинов в годы войны занимался доставкой оружия и боеприпасов партизанам. Он прекрасно понимал, насколько важен и незаменим вертолет в современной войне, ведь, в отличие от самолета, машина без крыльев и с горизонтальным винтом была способна вертикально садиться и взлетать с самых малых площадок, буквально с лесных полян или узких палуб военных кораблей.


Создателем новой машины был конструкторский коллектив под руководством Николая Ильича Камова. До Великой Отечественной войны Николай Камов занимался созданием «автожиров» — первых гибридов самолета и вертолета, из которых позднее и развилось современное вертолетостроение. Именно Николай Ильич Камов предложил использовать для обозначения нового типа летательных аппаратов слово «вертолет», навсегда прижившееся в русском языке.

Конец 40-х годов XX века стал эрой рождения вертолета. Впервые в боях этот новый тип воздушных машин стал массово использоваться американцами во время войны в Корее в 1950—1953 годах. В горах и на островах Кореи армия и флот США с успехом использовали «геликоптеры» русского эмигранта Сикорского.

Уже через месяц после начала применения вертолеты, способные взлетать с палуб кораблей и садиться в любых горных ущельях, показали высокую эффективность и стали буквально незаменимы. 12 сентября 1950 года американский бригадный генерал К.К. Джером в аналитической записке высшему командованию так описал новый тип воздушных машин:

«Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение; всякий, кого бы ни спрашивали, обязательно расскажет вам какой-нибудь случай, подчеркивая важную роль, которую играли при этом вертолеты. Разведка, связь, визуальное наблюдение на флангах, переброска по воздуху дозоров с одного важного пункта в другой, почтовая служба и снабжение передовых постов — вот задания, которые выполняют вертолеты. Нет сомнения, что восторженные отзывы личного состава о вертолетах вполне оправданны… Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов, предоставляя им приоритет в отношении любого другого оружия… Вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею».

Советские генералы и адмиралы, имевшие за плечами немалый опыт сражений 1941–1945 годов, внимательно отслеживали боевой опыт противника по холодной войне и не хотели отстать от американцев. Советскому Союзу требовались свои вертолеты — транспортные и боевые.

С 1950 года в нашей стране стал серийно производиться первый массовый многоцелевой вертолет Ми-1, созданный конструкторским бюро Михаила Леонтьевича Миля. Но прекрасная для своего времени винтокрылая машина Миля была именно многоцелевым вертолетом, предназначенным как для военного, так и для гражданского использования. Для чисто военных целей, особенно для задач Военно-морского флота, требовался более компактный и одновременно более мощный вертолет.

Предшественник «Черных акул» Камова

Вертолет «Ми-1». Фото: bazaistoria.ru

Созданием именно такого чисто военного вертолета и занималось конструкторское бюро Камова. Первый прототип, Ка-8, взлетел еще в конце 1947 года. Следующая, более совершенная машина — Ка-10 — поднялась в воздух в августе 1949 года. Ка-10 стал первым вертолетом Камова, выпущенным малой серией, в 15 машин, в 1951 году.

Испытания в море на кораблях нашего флота показали, что для нужд ВМФ требуется более мощная машина. В октябре 1951 года Николая Камова вызвали в Кремль к Лаврентию Берии, который потребовал в течение года завершить разработку нового вертолета. Николай Ильич сказал, что ему необходимо минимум два года, на что Берия жестко посоветовал «обратиться в собес», то есть либо решить задачу, либо уйти… В устах Берии такое «предложение» звучало слишком опасным намеком.

Несмотря на все технические трудности, конструкторы Камова в кратчайший срок смогли решить сложнейшую задачу — создать вертолет, одновременно маленький и мощный. Вертолет Ка-15, проектирование которого началось в августе 1950 года и завершилось к весне 1953 года, оказался куда более «сильным», чем его серийный современник Ми-1.

Ка-15 предназначался для кораблей, поэтому проектировали его очень компактным. Непросто было разместить в небольшом объеме все оборудование, необходимое для поиска подводных лодок. Длина у Ка-15 была почти в два раза меньше, чем у Ми-1.

Полученные при испытаниях летно-технические характеристики Ка-15 оказались выше проектных. Машина перевозила полезный груз в 210 кг при взлетной массе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с., в то время как Ми-1 брал 255 кг при массе 2470 кг и мощности двигателя 575 л.с.

Итоговые государственные испытания Ка-15 проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ в Бурятии начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций. Это была первая серия советских вертолетов чисто военного назначения.

Вертолет мог взлетать и садиться с весьма ограниченных площадок на палубах боевых кораблей в море. Один Ка-15 мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками. При этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем.

Так советские ВМФ получили первый в своей истории вертолетный комплекс для обнаружения и уничтожения вражеских подлодок. Помимо этого, вертолет Ка-15 мог использоваться в качестве разведчика, машины связи, корректировщика артогня и т.п.

Уже в начале 60-х годов на смену Ка-15 пришли новые, более совершенные вертолеты Камова. Уже в наши дни бывшее конструкторское бюро Николая Ильича Камова является одним из ведущих в России производителем боевых вертолетов. Лучшими винтокрылыми машинами российской армии по праву считаются камовские Ка-50 и Ка-52, потомки маленького Ка-15, впервые поднявшегося в воздух 14 апреля ровно 63 года назад.
Автор: Алексей Волынец
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/predshestvennik-chernyih-akul-kamova-23441.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. kugelblitz 16 апреля 2016 06:00
    Швейцарцы кстати как раз Ка-32 себе и купили в качестве крана, потому что прекрасно выдерживает боковые порывы ветра, да и при относительно небольших размерах имеет хорошую грузоподъемность. Так же конечно у соосной схемы отсутствие рулевого винта огромный плюс. Редуктор и автомат перекоса правда сложные, но тем не менее...

    1. Bersaglieri 16 апреля 2016 11:22
      Ка-32 во всем мире спросом пользуется. Ибо аналогов в ЛТХ в своей категории просто не имеет.
      1. rpek32 16 апреля 2016 14:35
        с успехом использовали «геликоптеры» русского эмигранта Сикорского.

        да, очень обидно
  2. Штык 16 апреля 2016 06:50
    Ка-15 на поплавках.
  3. sa-ag 16 апреля 2016 07:12
    "Россия может продать контрольный пакет в «Вертолетах России» в ходе приватизации, авиаконцерн Airbus и еще несколько французских компаний заинтересовались такой возможностью, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
    ...
    «Французские коллеги интересуются приватизацией «Вертолетов России» - российского холдинга. В частности, компания Airbus. Он тоже будет приватизирован, но по другой схеме - через приглашение стратегического инвестора. И видимо, в интересах компании, а не интересах бюджета», - передает его слова ТАСС." http://vz.ru/news/2016/4/15/805694.html
  4. a.s.zzz888 16 апреля 2016 07:41
    При этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем.
    Вот такая интересная история Ка-15, и его возможности на то время. Спасибо за статью. +
  5. Горный стрелок 16 апреля 2016 07:44
    Камовские вертолеты - удивительное техническое решение "вопреки Западу". Соосную схему применяют только на них. И преданность этой схеме себя оправдала.
    1. opus 16 апреля 2016 12:39
      Цитата: Горный стрелок
      Соосную схему применяют только на них

      Breguet-Dorand Gyroplane,1933


      Dorand Gyroplane G.20


      Breguet - Dorand Gyroplane Laboratore G-II


      Sikorsky X2


      Есть еще такая схемка

      1. kugelblitz 16 апреля 2016 14:30
        Опытные машины или единичные экземпляры. Вот этот действительно уникум...



        А так насчет перекрещивающейся схемы, это же немецкий Flettner Fl 282.



        И вот соосник Rieseler R.1

        1. opus 16 апреля 2016 18:00
          Цитата: kugelblitz
          Опытные машины или единичные экземпляры

          Ну я собственно к
          Цитата: Горный стрелок
          - удивительное техническое решение "вопреки Западу".
      2. venik 17 апреля 2016 17:28
        Все приведенные Вами образчики - это либо экспериментальные, либо малосерийные образцы (в силу того, что очень удачными образцами винтокрылой техники их назвать трудно!).
        Заслуга Камовцев именно в том и состоит, что им, в отличие от всех остальных УДАЛОСЬ преодолеть основные проблемы соосной схемы и свести к минимуму присущие ей недостатки, максимально
        используя ее преимущества. А проблем там сто-о-олько!!! Тут и вибрационные нагрузки и "перехлест" лопастей при резком маневрировании, флаттер и низкая эффективность нижнего винта (который работает в потоке от верхнего) и вихревые потоки и флаттер и т.д. и т.д. и т.д.... И в результате, создать семейство ТЕХНОЛОГИЧНЫХ, ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ и главное НАДЕЖНЫХ машин, пригодных для МАССОВОГО производства и эксплуатации. А вот этого то пока еще НИКОМУ не удавалось!!! Хотя многие и пробовали...
  6. vodolaz 16 апреля 2016 09:04
    Статья интересная, но сразу первый абзац заинтересовал:
    14 апреля 1953 года летчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов в подмосковном Тушино поднял в воздух новую винтокрылую машину. Испытатель Константинов в годы войны занимался доставкой оружия и боеприпасов партизанам.

    Как же звали лётчика-испытателя?)
    1. Гамдлислям 16 апреля 2016 16:51
      Цитата: vodolaz
      Как же звали лётчика-испытателя?)

      Дмитрий Константинович Ефремов, 1920 - 1962 гг.
      Более подробно о лётчике-испытателе можно прочитать на сайте "Энциклопедия испытателей" - http://testpilot.ru/base/2010/06/efremov-d-k/
  7. avg-mgn 16 апреля 2016 09:43
    Действительно история. Машина достойная своего времени. И диву даешься, как конструкторы умудрялись при помощи одной только логарифмической линейки и собственной интуиции создавать такую технику. Очень грамотно ставились задачи со стороны Минобороны и работали совместно и плотно, а не думали о том, кому и за сколько продать.
    1. Bersaglieri 16 апреля 2016 11:24
      По линейку- неверно. Как раз в конце 40-х- начале 50-х первые ЭВМ появились. Именно- для инженерно-конструкторских расчетов.
    2. Bersaglieri 16 апреля 2016 11:25
      Интуиция- хорошо, но про продувки в аэродинамических трубах и про испытательные стенды с моделями - не стоит забывать.
      "На интуиции и линейке" работали в начале 20-го века.
  8. Верден 16 апреля 2016 10:15
    Машины КБ Камова как нельзя лучше подходят для борьбы с подводными лодками. Соосная схема сильно упрощает пилоту задачу при зависании в одной точке, что часто бывает при работе с гидрофоном. Любопытно, что кроме КБ Камова, никому не удалось добиться эффективной и надёжной работы соосной схемы.
  9. volodya 16 апреля 2016 10:18
    Мне почему-то вертолёты Камова нравится больше чем Миля.Наверно они хороши каждый на своём месте.
  10. resh 16 апреля 2016 11:50
    Фото с сайта "Корабли измерительного комплекса".При выполнении боевых работ на Ка-15, а позже Ка-25 и Ка-27 ставилась аппаратура для телеметрических измерений.
  11. resh 16 апреля 2016 12:13
    На фото ребята с "Чумикана" где-то в тропиках в ожидании прилета головных частей межконтинентальных баллистических ракет.
  12. xomaNN 16 апреля 2016 14:39
    Камовский Ка-27 и в Киевском авиамузее есть, и России наверняка. А вот Ка-15 мы, как потомки и любители советской авиатехники, сохранили в музеях?
    1. kugelblitz 16 апреля 2016 14:55
      В Монино есть, вначале было состояние ужасное. (Ка-15 и Ка-18)





      Но потом подшаманили внешне.

  13. Ramzes33 16 апреля 2016 15:08
    Информативная статья. И комментарии.
  14. Ярик76 22 апреля 2016 00:14
    Статье однозначно плюс ' полемика содержательные ' Камов великий конструктор и изобретатель!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня