Military Review

230 anniversary of the birth of the Russian inventor of electrical engineering Pavel Lvovich Schilling

6
5 in April 1786 of the year (16 in April in a new style) was born in Tallinn Pavel L. Schilling - Russian diplomat, inventor, electrical engineer, historian and orientalist. He was an outstanding inventor of the Napoleonic Wars era and the poet Pushkin. Being, perhaps, one of the last representatives of a fairly large galaxy of encyclopaedists or “universal scientists” of the Enlightenment era, who left a very bright mark on many very often distant from each other spheres of public life, science and technology.


The inventor of the world's first electromagnetic telegraph and the developer of the first in stories method of electric detonation of mines. The creator of the first in the history of the telegraph code and secret cipher - one of the best in the XIX century. He is a friend of the great Russian poet Alexander Sergeevich Pushkin and the creator of the first in our country lithography (the method of replicating images). Gusar, who participated in the storming of Paris, and the first European researcher of Mongolian and Tibetan Buddhism, diplomat and scholar. All this is the one and only person - Pavel Schilling.

Pavel Lvovich Schilling was born in Revel (today Tallinn) 16 April 1786, in the family of an officer of the Russian army. His father, Ludwig Joseph Ferdinand Schilling, came from an old Schwabian aristocratic family, at some point he decided to enter the Russian military service and rose to the rank of colonel, was awarded the Order of St. George. The mother of the future inventor and scientist was Katarina Charlotte von Schilling, her ancestors moved to Russia during the reign of Peter I. Almost immediately after the birth of the boy, the family moved to Kazan, where the father of the family was transferred to the service.



It is worth noting that at the birth of a baby, in accordance with tradition and origin, Baron Paul Ludwig Schilling von Kanstadt was named. He spent his childhood in Kazan, where his father commanded the Nizovsky Infantry Regiment. At the age of 11 years after the death of his father, he went to St. Petersburg, where in 1797 he was admitted to the First Cadet Corps, where he studied before 1802. He was recorded in the documents as Pavel Lvovich Schilling, it was under this name that he entered Russian history.

After graduating from the cadet corps, Pavel Schilling served in the quartermaster service of the General Staff for a year. After that, until 1812, he was in the diplomatic service as part of the Russian mission in Munich. It is worth noting that after the death of her husband, Paul’s mother re-married the diplomat Baron von Bühler, who in 1802 was appointed Russian envoy in Munich. So, Paul understood the basics of diplomacy under the direct guidance of his stepfather, and his technical abilities began to manifest themselves here. Then he became a member of the Russian military intelligence, in those years, diplomacy and intelligence were intertwined very strongly.

He was expelled from the army on May 21 of the year 1803, and already on May 22 was counted as a Russian diplomatic mission in Munich, even his stepfather, who, according to Suvorov, was awarded the Order of Alexander Nevsky for helping Alpine campaigns, could speed up the work of Russian bureaucrats. Most likely, a promising, educated young man with great talents in topography and mathematical sciences was sent to the capital of Bavaria, who was an ally of France, to get acquainted with the latest achievements in the field of military science of those years. France itself at that time was the world leader in the natural sciences, and the language of world science was French. Revolving in Munich in the highest circles of the world, the young Russian diplomat made his acquaintance not only with military and aristocrats, but also with prominent European scholars. Here he became interested in experiments with electricity and oriental languages.

230 anniversary of the birth of the Russian inventor of electrical engineering Pavel Lvovich Schilling


While in Munich, Schilling meets the inventor of the electrolytic telegraph S. T. Semmering and takes great interest in his experiments. Having immersed himself in the field of electrical engineering, Pavel Lvovich makes his first discovery in 1811. He invented a new way to blow up mines. For the explosion of an underwater mine, he suggested using electricity. At that time, mankind was just beginning to reveal the secrets of the movement of electric charges. A variety of "galvanic" experiments were considered only as fun entertainment. However, the Russian inventor suggested that a spark of electric charge could replace a powder wick in military science. The electric current passing through the copper wire created a spark between the carbon electrodes. This spark ignited the coal ignition, and that, in turn, ignited the powder charge, the mine exploded.

These experiments were temporarily interrupted by the beginning of a big war with Napoleon. In July 1812, the Russian embassy was evacuated from Munich to St. Petersburg, where Pavel Schilling immediately offered his invention to the military. He was going to demonstrate the undermining of a powder charge under water. His goal was to create a minefield that would reliably cover the Russian capital from the sea. In the midst of World War 1812, he produced on the banks of the Neva several of the first in the history of experimental explosions of powder charges using electricity. The underwater mine exploded in the presence of Russian Emperor Alexander I. The invention of Shilling was unique, the Americans could use electricity to explode the underwater mine only in 18 years, and the British in 26 years.

The experiments conducted by Schilling testified to the great potential of the mine weapons, but were not appreciated by the Maritime Office. The sailors did not begin to work on the creation of the first types of underwater mine weapons, which could be used in practice. At the same time, Schilling’s invention was apparently used for peaceful purposes: to break the ice and clean the harbor, to save bridges.

The profile of Pavel Shilling, drawn by Pushkin in the album of E. N. Ushakova in November 1829 of the year


After that, the author of the invention, having refused for a time from his activities and the comfort of the diplomatic service, volunteers to join the Russian army. With the rank of captain-in-chief of the Sumy Hussar Regiment, he went through all the major battles with Napoleon in Germany and France for 1813-1814 and participated in the storming of Paris. In battles, he proved himself a brave warrior. Pavel Lvovich was awarded the military order of the Holy Prince Vladimir with a bow and a saber, on which was inscribed the inscription: "For courage." After the war, he returned to service in the Ministry of Foreign Affairs, working in the Asian department.

In addition to electrical engineering, Schilling was also fond of lithography. In 1817, Pavel Lvovich headed the first lithograph in Russia, which was subordinate to the Ministry of Foreign Affairs. Here they were engaged in compiling topographic maps for the Russian army and Chinese manuscripts. Lithographic stone for creating topographic maps Schilling bought in the German quarries. The value of this work of a diplomat was difficult to overestimate. She played a very important role in cartography, the development of the means of the fine arts, typography, and the production of securities. It should not be forgotten that a lively correspondence played a very important role in diplomatic activity. At the same time the technology of technical copying of documents helped speed up the work and facilitate the work of many scribes.

The creation of lithography for the Russian Ministry of Foreign Affairs was only a visible part of the work of Pavel Schilling. In reality, he was still working on the Secret Expedition of the cipher part, as the department’s encryption department was called that time. It was Schilling who was the first in the history of diplomatic relations to introduce the practice of using special bigram ciphers when a couple of letters were encrypted using a complex algorithm, but not in a row, but in the order of another given algorithm. These codes were so complex that they were successfully used until the development of electronic encryption systems that appeared only during the Second World War. It should be noted that the theoretical principle of bigram encryption was known long before it was introduced by Schilling, however, this code was very laborious and complex for manual work, therefore it was not used in practice before. Pavel Schilling, on the other hand, invented a special mechanical device designed for such encryption - a folding table pasted on paper, which, without any particular problems, made it possible to encrypt digrams.



At the same time, Pavel Schilling further strengthened bigram encryption by introducing so-called “dummy” (encryption of individual letters) and the addition of text with a chaotic character set. In the end, the cipher he proposed became so stable that it would take more than 50 years for European mathematicians to learn how to crack it, which allowed Schilling to earn the fame of the most prominent Russian cryptographer of the 19th century. Just a few years after the invention of its new fonts, not only domestic diplomats, but also military men actively used it.

Versatile and highly educated Pavel Lvovich Schilling took an active part in the literary life of the Russian capital. In St. Petersburg, he spoke with Pushkin, Krylov, Zhukovsky and Turgenev. The well-known name of Schilling was in the field of oriental studies. He studied the languages ​​and history of the peoples of Asia with great interest. For his scientific work in this field, the Russian diplomat and inventor was elected a member of many scientific societies in different countries: in 1822, he became a corresponding member of the Asian Society of France, in 1824 - a member of the British Oriental Studies Association, he was also awarded a diploma of the British Society of Asian Literature , and in 1828, Schilling was elected a corresponding member of the St. Petersburg Academy of Sciences on the category of literature and antiquities of the East.

In 1830, the government commissioned Paul Schilling to organize a large-scale scientific expedition to Eastern Siberia. So in practice he managed to translate his interest in the culture of the East. As part of the expedition, he spends two years in Buryatia and Mongolia, studying the life and culture of local peoples. During this time, Schilling was able to collect a large collection of various literary monuments, including Mongolian, Tibetan, Japanese, Manchu and Indian manuscripts and rare maps that had a very large cultural and historical significance.

Returning back to Petersburg, in 1832, Schilling continued to work on the development of the telegraph apparatus. At the same time, the experiments of Pavel Lvovich were soon crowned with a tremendous success. October 21, with the help of mechanic I. A. Shveikin, he installed the first ever electromagnetic telegraph in Petersburg. It was a six-switch keyboard device with indicators, which were made on the basis of a switch electric galvanometer.



By that time, Pavel Lvovich was fluent in several languages ​​and encryption systems. Based on his own knowledge, he developed a special information-capacious code for his telegraph. This code formed the basis for determining the number of dial gauges in the invented telegraph system. The specially created table of Schilling codes allowed the operator of the receiving telegraph device to decipher the signals transmitted by electrical wires easily into letters, making the text of the transmitted message.

This invention of Paul Schilling brought him recognition and truly world-wide fame. Already in 1835, he was invited to Germany, where he spoke at the congress of the Society of German Naturalists and Doctors, to whom he had already shown his improved invention. In total, there were three known telegraph models created by Schilling. Also, to attract the attention of the person working on the telegraph, he came up with the use of a special call. With his inventions, he gave rise to two directions for the development of telegraph technology: writing machines - with graphic reception of code combinations and devices with visual reception of code combinations.

In 1836, Schilling was offered to build an experienced underground telegraph line for long tests, which was to connect the outermost premises of the Main Admiralty, and in 1837, based on the “highest command,” to build an electric telegraph line between St. Petersburg and Kronstadt. The implementation of this project was prevented by the sudden death of the inventor of 6 August 1837, he was just 51 a year. Pavel Lvovich Schilling was buried in St. Petersburg at Smolensk Lutheran Cemetery. On the house where he lived and died (Field of Mars, 7) after his death 6 August 1901, a plaque was opened in his honor.

Information sources:
http://rus-eng.org/eng/SHilling%20Pavel%20L'vovich.htm
http://www.electrolibrary.info/history/telegraf.htm
http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/russkiy-izobretatel-telegrafa-pavel-shilling-18960.html
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_shilling.htm
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?Itemid=75&option=com_publications&pub=1593
Open source materials
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Mordvin 3
    Mordvin 3 April 15 2016 06: 26
    +2
    Right now, the Atalef electrician will come and say that Schilling is an English coin, but he does not know the inventor. laughing
    1. inkass_98
      inkass_98 April 15 2016 07: 39
      +1
      And maybe he knows, because there was also an Austrian shilling, i.e. this coincidence is not without reason laughing .
      Thank you very much for the article to Sergey.
      1. Error
        Error April 15 2016 09: 40
        0
        Yes, we have inventions and discoveries most of all just as usual. LUSY American-European world either does not recognize them as with the periodic table (they have their own) or stupidly buys and gives out for their
  2. parusnik
    parusnik April 15 2016 06: 46
    +3
    There was such a brand in the collection, along with Mozhaisk, Tsiolkovsky, Korolev ... Thank you ..
  3. V.ic
    V.ic April 15 2016 08: 06
    +3
    We can when we want.
  4. sds87
    sds87 April 15 2016 10: 29
    +3
    Very informative article. It’s always interesting for me to read about inventors of things that are familiar to us (modern people).

230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга

5 апреля 1786 года (16 апреля по новому стилю) в Таллине родился Павел Львович Шиллинг — русский дипломат, изобретатель-электротехник, историк-востоковед. Он был выдающимся изобретателем эпохи Наполеоновских войн и поэта Пушкина. Являясь, пожалуй, одним из последних представителей достаточно большой плеяды энциклопедистов или «универсальных ученых» эпохи Просвещения, которые оставили очень яркий след во многих очень часто далеких друг от друга сферах общественной жизни, науки и техники.

Изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа и разработчик первого в истории метода электрического подрыва мины. Создатель первого в истории телеграфного кода и секретного шифра — одного из лучших в XIX веке. Друг великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и создатель первой в нашей стране литографии (способа тиражирования изображений). Гусар, участвовавший в штурме Парижа, и первый в Европе исследователь монгольского и тибетского буддизма, дипломат и ученый. Все это один-единственный человек — Павел Шиллинг.

Павел Львович Шиллинг родился в Ревеле (сегодня Таллин) 16 апреля 1786 года в семье офицера русской армии. Его отец, Людвиг Йозеф Фердинанд Шиллинг, происходил из старинного швабского аристократического рода, в определенный момент он решил поступить на российскую военную службу и дослужился до чина полковника, был награжден орденом Святого Георгия. Матерью будущего изобретателя и ученого была Катарина Шарлотта фон Шиллинг, ее предки переселились в Россию еще во времена царствования Петра I. Практически сразу после рождения мальчика семья переехала в Казань, куда отец семейства был переведен по службе.


230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга


Стоит отметить, что при рождении младенца, в соответствии с традициями и происхождением, нарекли барон Пауль Людвиг Шиллинг фон Канштадт. Его детство прошло в Казани, где его отец командовал Низовским пехотным полком. В возрасте 11 лет после смерти отца он уехал в Санкт-Петербург, где в 1797 году был принят в Первый кадетский корпус, в котором учился до 1802 года. В документах его записали как Павла Львовича Шиллинга, именно под этим именем он и вошел в российскую историю.

После окончания обучения в кадетском корпусе Павел Шиллинг год служил в квартирмейстерской службе Главного штаба. После чего до 1812 года находился на дипломатической службе в составе русской миссии в Мюнхене. Стоит отметить, что после смерти мужа мать Павла повторно вышла замуж за дипломата барона фон Бюлера, который в 1802 году был назначен русским посланником в Мюнхене. Так что азы дипломатии Павел постигал под непосредственным руководством своего отчима, здесь же начали проявляться и его технические способности. Тогда же он стал сотрудником российской военной разведки, в те годы дипломатия и разведка были переплетены очень сильно.

Из армии он был отчислен 21 мая 1803 года, а уже 22 мая был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене, так ускорить работу российских бюрократов не смог бы даже его отчим, который по представлению Суворова был награжден орденом Александра Невского за помощь в Альпийских походах. Скорее всего, перспективного, образованного молодого человека с большими талантами в топографии и математических науках отправили в столицу Баварии, которая была союзницей Франции, знакомиться с новейшими достижениями в области военной науки тех лет. Да и сама Франция на тот момент времени была мировым лидером естественных наук, а языком мировой науки был французский. Вращаясь в Мюнхене в высших круга света, молодой российский дипломат заводил знакомства не только с военными и аристократами, но и выдающимися европейскими учеными. Здесь же он увлекся опытами с электричеством и восточными языками.

230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга


Находясь в Мюнхене, Шиллинг знакомится с изобретателем электролитического телеграфа С. Т. Земмерингом и с большим интересом принимает участие в проводимых им опытах. С головой погрузившись в область электротехники, Павел Львович в 1811 году делает свое первое открытие. Он изобрел новый способ подрыва мин. Для взрыва подводной мины он предложил использовать электричество. На тот момент времени человечество лишь начинало приоткрывать тайны движения электрических зарядов. Разнообразные «гальванические» опыты рассматривались еще лишь как забавное развлечение. Однако российский изобретатель предположил, что искра электрического заряда сможет заменить в военном деле пороховой фитиль. Проходящий по медному проводу электрический ток создавал искру между угольными электродами. Эта искра воспламеняла угольный запал, а тот, в свою очередь, воспламенял пороховой заряд, происходил взрыв мины.

Данные опыты были на время прерваны началом большой войны с Наполеоном. В июле 1812 года русское посольство было эвакуировано из Мюнхена в Петербург, где Павел Шиллинг сразу же предложил свое изобретение военным. Он собирался продемонстрировать подрыв под водой порохового заряда. Его целью было создание минного заграждения, которое надежно бы прикрыло российскую столицу со стороны моря. В самый разгар Отечественной войны 1812 года он произвел на берегу Невы несколько первых в истории экспериментальных подрывов пороховых зарядов при помощи электричества. Подводный подрыв мин был осуществлен в присутствии российского императора Александра I. Изобретение Шиллинга было уникальным, американцы смогут использовать электричество для подрыва подводной мины только через 18 лет, а англичане — через 26 лет.

Опыты, проведенные Шиллингом, свидетельствовали о большом потенциале минного оружия, но не были по достоинству оценены Морским ведомством. Военные моряки не стали проводить работы по созданию первых образцов подводного минного оружия, которое можно было бы использовать на практике. В то же время изобретение Шиллинга, по всей видимости, использовалось в мирных целях: для подрыва льда и очистки гавани, спасения мостов.

230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга
Профиль Павла Шиллинга, нарисованный Пушкиным в альбоме Е. Н. Ушаковой в ноябре 1829 года


После этого автор изобретения, отказавшись на время от своей деятельности и комфорта дипломатической службы, добровольцем вступает в русскую армию. В чине штаб-ротмистра Сумского гусарского полка он за 1813-1814 годы прошел все основные сражения с Наполеоном на территории Германии и Франции, участвовал в штурме Парижа. В боях он проявил себя отважным воином. Павел Львович был награжден боевым орденом Святого князя Владимира с бантом и саблей, на которой была выгравирована надпись: «За храбрость». После завершения войны он вновь вернулся на службу в Министерство иностранных дел, работая в Азиатском департаменте.

Помимо электротехники Шиллинг увлекался еще и литографией. В 1817 году Павел Львович возглавил первую в России литографию, которая подчинялась Министерству иностранных дел. Здесь занимались составлением топографических карт для русской армии и китайскими рукописями. Литографический камень для создания топографических карт Шиллинг закупал в германских каменоломнях. Значение этой работы дипломата трудно было переоценить. Она сыграла очень большую роль в картографии, развитии средств изобразительного искусства, книгопечатания, производства ценных бумаг. Не стоит также забывать о том, что в дипломатической деятельности очень большую роль играла оживленная переписка. При этом технология технического копирования документов помогала ускорить работу и облегчить труд множества писцов.

Создание литографии для российского МИДа было лишь видимой частью работы Павла Шиллинга. В реальности он трудился еще в Секретной экспедиции цифирной части — так на тот момент времени назывался отдел шифрования министерства. Именно Шиллинг первым в истории дипломатических отношений введет практику использования особых биграммных шифров, когда по сложному алгоритму цифрами шифровалась пара букв, однако расположенных не подряд, а в порядке еще одного заданного алгоритма. Данные шифры являлись настолько сложными, что ими успешно пользовались вплоть до разработки электронных систем шифрования, которые появились лишь в годы Второй мировой войны. Стоит отметить, что теоретический принцип биграммного шифрования был известен еще задолго до его внедрения Шиллингом, однако для ручной работы данный шифр был очень трудоемким и сложным, поэтому ранее на практике он не использовался. Павел Шиллинг же изобрел особое механическое устройство, предназначенное для такого шифрования — наклеенную на бумагу разборную таблицу, которая без особых проблем позволяла шифровать биграммы.

230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга


Одновременно с этим Павел Шиллинг еще больше усилил биграммное шифрование, введя в него так называемые «пустышки» (шифрование отдельных букв) и дополнение текста хаотическим набором знаков. В конечном итоге предложенный им шифр стал устойчив настолько, что европейским математикам понадобится более 50 лет, чтобы научиться его взламывать, что позволило Шиллингу заслужить славу самого выдающегося российского криптографа XIX века. Всего через несколько лет после изобретения его новыми шрифтами активно пользовались не только отечественные дипломаты, но и военные.

Разносторонне развитый и высокообразованный Павел Львович Шиллинг принимал активное участие и в литературной жизни российской столицы. В Петербурге он общался с Пушкиным, Крыловым, Жуковским и Тургеневым. Широко известным имя Шиллинга было и в области востоковедения. Он с большим интересом занимался изучением языков и истории народов, населяющих Азию. За свою научную деятельность в данной области русский дипломат и изобретатель был избран членом многих научных обществ разных государств: в 1822 году он стал членом-корреспондентом Азиатского общества Франции, в 1824 году — членом британской Востоковедческой ассоциации, также он был удостоен диплома Британского общества азиатской литературы, а в 1828 году Шиллинг был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по разряду литературы и древностей Востока.

В 1830 году правительство поручило Павлу Шиллингу организовать масштабную научную экспедицию в Восточную Сибирь. Так он на практике сумел воплотить свой интерес к культуре Востока. В рамках экспедиции он проводит два года в Бурятии и Монголии, занимаясь исследованием жизни и культуры местных народов. За это время Шиллингу удалось собрать большую коллекцию разнообразных литературных памятников, в том числе монгольские, тибетские, японские, маньчжурские и индийские рукописи и редкие карты, которые обладали очень большим культурным и историческим значением.

Возвратившись назад в Петербург, в 1832 году Шиллинг продолжил работу по разработке телеграфного аппарата. При этом опыты Павла Львовича вскоре увенчались грандиозным успехом. 21 октября при помощи механика И. А. Швейкина он установил в Петербурге первый в истории электромагнитный телеграф. Это был клавишный шестистрелочный аппарат с индикаторами, которые были выполнены на основе стрелочного электрического гальванометра.

230 лет со дня рождения российского изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга


К тому моменту Павел Львович владел в совершенстве несколькими языками и системами шифрования. Опираясь на собственные знания, он разработал особый информационно емкий код для своего телеграфа. Данный код лег в основу определения количества стрелочных индикаторов в изобретенной телеграфной системе. Специально созданная таблица кодов Шиллинга позволяла оператору приемного телеграфного устройства достаточно легко расшифровывать передаваемые по электрическим проводам сигналы в буквы, составляя текст переданного сообщения.

Это изобретение Павла Шиллинга принесло ему признание и по-настоящему всемирную известность. Уже в 1835 году он был приглашен в Германию, где выступил на съезде Общества немецких естествоиспытателей и врачей, которым показывал уже улучшенное свое изобретение. Всего было известно три модели телеграфных аппаратов, созданных Шиллингом. Также для привлечения внимания человека, работающего на телеграфе, он придумал использовать специальный звонок. Своими изобретениями он дал начало двум направления развития телеграфной техники: пишущих аппаратов — с графическим приемом кодовых комбинаций и аппаратов с визуальным приемом кодовых комбинаций.

В 1836 году Шиллингу предложили построить для проведения длительных испытаний опытную подземную телеграфную линию, которая должна был связать между собой крайние помещения Главного Адмиралтейства, а в 1837 году на основании «высочайшего повеления» построить линию электрического телеграфа между Петербургом и Кронштадтом. Осуществлению этого проекта помешала внезапная смерть изобретателя 6 августа 1837 года, ему был всего 51 год. Павел Львович Шиллинг был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На доме где он жил и умер (Марсово поле, 7) после его смерти 6 августа 1901 года была открыта мемориальная доска в его честь.

Источники информации:
http://rus-eng.org/eng/SHilling%20Pavel%20L'vovich.htm
http://www.electrolibrary.info/history/telegraf.htm
http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/russkiy-izobretatel-telegrafa-pavel-shilling-18960.html
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_shilling.htm
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?Itemid=75&option=com_publications&pub=1593
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. мордвин 3 15 апреля 2016 06:26
    Щас придет электрик Аталеф, и скажет, что Шиллинг - это английская монета, а изобретателя такого он не знает. laughing
    1. inkass_98 15 апреля 2016 07:39
      А, может быть, и знает, потому что был еще и австрийский шиллинг, т.е. это совпадение неспроста laughing .
      За статью Сергею большое спасибо.
      1. Error 15 апреля 2016 09:40
        Да у нас изобретений и открытий больше всех только как обычно ЛЮСЫ американо европейский мирок их или не признает как с таблицей Менделеева (у них своя есть) или тупо скупает и выдаёт за свои
  2. parusnik 15 апреля 2016 06:46
    Была такая марка в коллекции, наряду с Можайским,Циолковским,Королевым...Спасибо..
  3. V.ic 15 апреля 2016 08:06
    Могем, когда захотим.
  4. sds87 15 апреля 2016 10:29
    Очень познавательная статья. Мне всегда интересно читать про изобретателей привычных нам (современным людям) вещей.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня