Military Review

Minesweeper Schweres Minenräumerfahrzeug (Germany)

4
Shortly after the start of World War II, German engineers began work on special demining machines. Over the next few years, several variants of such technology were developed, but they could not reach mass production and practical use. However, despite the failure of the Minenräumpanzer III and Alkett Minenräumer projects, the troops still needed a technique to make passes in the minefields. The result of further work in this direction was the machine Schweres Minenräumerfahrzeug, also known as Krupp Räumer S.


Around 1940-41, Krupp, Alkett and Mercedes-Benz began working together on a promising minesweeper of the original design. Such a machine was supposed to neutralize enemy ammunition by hitting them with their own wheels. Thus, in one design combined roller trawl and its tractor. The original architecture of the minesweeper allowed to solve the tasks, however, the finished sample Räumer S, built by 1943, did not suit the military. Despite the use of relatively powerful booking, this car could not protect the crew from the detonation of mines and the blast wave. The further development of the project was abandoned, and the only prototype of such a machine as a whole survived until the end of the war.

The failure of the first draft of the minesweeper with a special chassis did not stop work in this direction. Already in the 1943 year (according to other data, a little earlier), Krupp began to design another similar demining machine. At the same time in the new project of the minesweeper was proposed to use several new ideas. So, it was planned to build a car according to an articulated scheme. In addition, it had to differ from its predecessor by a more powerful booking and, as a result, a significantly increased weight. In connection with the last factor, the project received the designation Schweres Minenräumerfahrzeug - “Heavy demining machine”. In addition, there is the designation Krupp Räumer S.


American soldier and captured Schweres Minenräumerfahrzeug. You can estimate the size of the car. Photo Tankpedia.org


The new project proposed the use of a chassis with durable metal wheels that would make it possible to make a track on the minefield in the form of two relatively narrow lanes. After that, various types of armored vehicles could go through the minefield. This method of application led to the formation of the original technical appearance of the machine. Judging by the serious differences from the previous sample, the authors of the project Schweres Minenräumerfahrzeug decided to abandon the majority of ideas that did not justify themselves.

A prospective demining machine should have been built according to an articulated scheme and consist of two main modules connected with a special hinge assembly. To save time and money, it was decided to make both modules as unified as possible. As follows from the available data, both modules had to receive completely identical hulls with their own power plants, transmission, etc. In addition, both halves of the car had to have their own offices of management with crew jobs. This, among other things, allowed the crew to change the direction of movement of the vehicle without any problems.

The armored module case for the minesweeper was designed from scratch, without using any existing units. From rolled armor plates, it was proposed to weld a construction of a complex shape formed by a mass of rectilinear panels of various shapes and sizes. The front part of the case, which contained the control compartment, was made in the form of a large compartment and significantly protruded in front of the front axle. To protect against shelling or blasting of mines, a sloping armored bottom of a large size was envisaged. In addition, the frontal projection protection consisted of three sheets installed at different angles to each other. In the narrow upper front plate, on the left side, there was a driver's access hatch. The control compartment had vertical sides with doors for access inside.

Behind the relatively wide front compartment, the hull noticeably narrowed and reduced its height, which was done to properly position the wheels with the required track width. The central part of the minesweeper module contained the transmission units. Under the bottom of the main part of the body there was a large casing covering the axle of the wheels and associated units. Such a layout of the transmission and the undercarriage allowed the axle to be lowered to the level of the lowest part of the armored hull and thereby maximize the clearance of the car.

The aft compartment of the module had a slightly larger width in comparison with the central one, however, it was distinguished by lower height. This part of the hull accommodates the power plant. On the sides of the stern of the module were provided grilles for engine radiators. Under the bottom of the stern should be located units of the hinge and control systems.

Minesweeper Schweres Minenräumerfahrzeug (Germany)
The layout of the minesweeper. Figure Ww2incolor.com


According to reports, the minesweeper Schweres Minenräumerfahrzeug was to be equipped with two (one per module) carburetor Maybach HL 90 engines with 360 hp power. each. With the help of a mechanical transmission, engine torque was to be transmitted to the wheelset of the module. The use of the articulated scheme made it possible to significantly simplify the transmission, since there was no need to turn the wheels to maneuver.

The undercarriage of the heavy minesweeper was built on the basis of four wheels of the same design. Products with a diameter of 2,7 m were proposed to be made of metal and equipped with special blocks-shoes. The strength of such blocks was calculated in such a way that they could provoke the explosion of various mines, but did not suffer during the explosion. At the same time damaged "shoes" could be changed. The axles of the wheels were fixed rigidly, without any shock absorbers.

The wheels were driven in an original way. The transmission was not tied to the axle of the wheels and had to set them in motion using a gear. In the wheel hub mounted gear wheel with internal gearing, which is in contact with the gear on the drive shaft. Due to this, the transmission units could be located with a noticeable excess over the axle of the wheels, which made it possible to better protect them from the explosion.

To connect the two modules of the machine, as well as to control the course and compensate for unevenness of the supporting surface, an original hinge mechanism was proposed. Under the bottom of the aft parts of the two modules, a special block of several elements was to be mounted. Directly to connect the modules proposed device of two cylinders, rigidly mounted on the housing. At the same time, they could swing freely relative to each other in a horizontal plane and around a common axis. On the hinge of one of the cylinders should be located rocker used in the control system. The second module housed the cylinders connected to the rocker. By supplying fluid to the cylinders, it was possible to change the angle between the two modules. By changing the angle between the modules, the car could take turns.

The heavy minesweeper Schweres Minenräumerfahrzeug had a combat mass at the level of 130 t. The length of the machine was 14 m, width 3,5 m, height 3,2 m. The clearance exceeded 1 m. The crew was to consist of two people. According to one source, it was the commander and driver, according to other sources, two drivers located in both cabins. Working together, two drivers in different cabs could drive the car forward or backward without any problems, while performing some maneuvers.


Winners continue to explore the unusual machine. Photo Aviarmor.net


The principle of the combat operation of the demining machine was simple. She had to go to the enemy’s minefield and ride it. Due to the high specific pressure, large wheels with “shoes” should either crush and destroy the mines or provoke their detonation. In the event of an explosion, the undercarriage and hull design was supposed to protect the crew and units from debris and shock waves. After passing through the minefield and making the passage, the car could go back without turning or other maneuvers. To do this, the control was transferred to the driver in the rear cockpit.

After the passage of the Krupp Räumer S on the minefield, there should have been a track about 3,5 m wide, consisting of two relatively narrow lanes. At the same time, an uncleaned area remained between the bands, which could be dangerous for equipment and manpower.

According to various sources, the first and only prototype of the Schweres Minenräumerfahrzeug was built in 1943-44. Soon after, he was tested in a landfill. To the best of our knowledge, trawling tests have not been carried out. The results of the checks are unknown, but the minesweeper was not recommended for commissioning. Probably, the customer was not satisfied with the specific features of the promising machine, which could seriously hinder its operation. In addition, some design flaws called into question the very fact of successful completion of the task.

Later, on the basis of the study and evaluation of a single prototype, a tentative list of claims that could arise from the German military was formed. A characteristic feature of the Krupp Räumer S, which can make it difficult or impossible to operate, was unacceptably large dimensions and weight. 130-ton machine could not move to the place of combat work on their own. For transportation, it would have to be disassembled into a mass of component parts, which could seriously impair the mobility of the miners.

Certain problems could arise during the neutralization of anti-tank mines. When a relatively powerful ammunition was undermined, there was a noticeable risk of damage not only to the wheel shoes, but also to some elements of the hull. In this case, the characteristics of the minesweeper could seriously fall, up to the impossibility of continuing the work. In addition, damage to the hinge elements located outside the armor case was not excluded. When the articulation unit was damaged or destroyed, both as rigid elements and hydraulics, the minesweeper lost the ability to maneuver. Significant damage to the hinge could provoke its destruction, which is why the car risked "breaking" and completely losing its stroke.


One of the modules of the minesweeper on the railway platform. Photo Aviarmor.net


Also the survivability of the machine on the battlefield caused some doubts because of its large size. Such a minesweeper without any weapons advancing on a minefield could easily become a target for enemy artillery and die without having made a passage for the troops. At the same time, stopping the car during trawling made the passage already made useless. In addition, evacuation of a damaged minesweeper turned out to be a very non-trivial task, although in some cases it could be carried out using a rear module.

According to the results of testing a single prototype, it was decided to stop all work. In its current form, the Schweres Minenräumerfahrzeug heavy demining machine had no prospects and could not be put into service. To correct the shortcomings and eliminate the deficiencies identified during the tests, additional work and some time were required. In addition, some drawbacks of the design were fundamentally unavoidable. As follows from the available data, no work was carried out to improve the minesweeper. The prototype was returned to the factory where it was kept until the end of the war.

The allies found out about the existence of the Krupp Schweres Räumer S project only in the spring of 1945. At this time, the minesweeper was at the plant in Hillersleben, where he became a trophy of American troops. After detection, the car was studied and made some conclusions. Due to the lack of documentation, specialists had to limit themselves only to the most general estimates. Apparently, the assessments of American experts were far from positive. It was decided not to carry out additional tests of the machine. After the end of the war, due to the lack of prospects and due to a shortage of metal, the only prototype of the new machine was disassembled and sent to the smelter.

The task of overcoming the minefields faced by the participants of the Second World War until the very end of the fighting. To solve it, different countries developed projects of various techniques that used certain principles of work. Some ideas of that time are still used, while others remain out of work. An example of the latter can be considered the proposal to connect the roller trawl and the chassis of the minesweeper. Both German-made similar machines did not produce the expected results and demonstrated the futility of such a proposal. The minesweeper project Schweres Minenräumerfahrzeug was the last attempt to realize the original idea. In the future, German engineers and their foreign colleagues did not try to create such systems.


Based on:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://blog.tankpedia.org/
http://aviarmor.net/
http://derzweiteweltkrieg.blogspot.ru/
Chamberlain P., Doyle H. Complete German Reference tanks and self-propelled guns of World War II. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kugelblitz
    kugelblitz April 20 2016 06: 15
    +4
    I sometimes think that this American pepelats inspired the creation of an equally entertaining monster! wassat





    In general, this company has many interesting unique ones. Glory to the God of peace.





  2. demiurg
    demiurg April 20 2016 08: 16
    +1
    And how was it supposed to ride around the battlefield? In the fall, through mud and funnels flooded with water?
  3. RUSS
    RUSS April 20 2016 16: 27
    +1
    Lucas tore off the face of his "walker" from the German Schweres Minenräumerfahrzeug laughing
  4. Olegater
    Olegater April 20 2016 21: 10
    +1
    Yeahhhhhh !!!!! This is called the grim Teutonic invention.

Минный тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug (Германия)

Вскоре после начала Второй мировой войны немецкие инженеры начали работу над специальными машинами разминирования. В течение нескольких следующих лет были разработаны несколько вариантов подобной техники, однако они так и не смогли дойти до серийного производства и практического применения. Тем не менее, несмотря на неудачу проектов Minenräumpanzer III и Alkett Minenräumer, войска по-прежнему нуждались в технике для проделывания проходов в минных полях. Результатом дальнейших работ в этом направлении стала машина Schweres Minenräumerfahrzeug, также известная под названием Krupp Räumer S.

Примерно в 1940-41 годах фирмы Krupp, Alkett и Mercedes-Benz начали совместную работу над перспективным минным тральщиком оригинальной конструкции. Подобная машина должна была обезвреживать вражеские боеприпасы путем наезда на них собственными колесами. Таким образом, в одной конструкции объединялись катковый трал и его тягач. Оригинальная архитектура тральщика позволяла решать поставленные задачи, однако готовый образец Räumer S, построенный к 1943 году, не устроил военных. Несмотря на применение сравнительно мощного бронирования, эта машине не могла защитить экипаж от подрыва мин и взрывной волны. От дальнейшей разработки проекта отказались, а единственный прототип такой машины в целом виде дожил до конца войны.

Неудача первого проекта тральщика со специальной ходовой частью не остановила работы в этом направлении. Уже в 1943 году (по другим данным, чуть раньше) фирма Krupp начала проектировать еще одну подобную машину разминирования. При этом в новом проекте минного тральщика предлагалось использовать несколько новых идей. Так, строить машину планировалось по сочлененной схеме. Кроме того, от предшественника она должна была отличаться более мощным бронированием и, как следствие, значительно увеличенным весом. В связи с последним фактором проект получил обозначение Schweres Minenräumerfahrzeug – «Тяжелая машина разминирования». Кроме того, встречается обозначение Krupp Räumer S.


Минный тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug (Германия)
Американский солдат и трофейный Schweres Minenräumerfahrzeug. Можно оценить размеры машины. Фото Tankpedia.org


Новый проект предлагал использование ходовой части с прочными металлическими колесами, которые позволяли бы проделывать на минном поле колею в виде двух сравнительно узких полос. После этого по минному полю могли идти различные образцы бронетехники. Подобный метод применения привел к формированию оригинального технического облика машины. Судя по серьезным отличиям от предыдущего образца, авторы проекта Schweres Minenräumerfahrzeug решили отказаться от большинства не оправдавших себя идей.

Перспективная машина разминирования должна была строиться по сочлененной схеме и состоять из двух основных модулей, соединенных при помощи специального шарнирного узла. Для экономии времени и средств было решено сделать оба модуля максимально унифицированными. Как следует из имеющихся данных, оба модуля должны были получать совершенно одинаковые корпуса с собственными силовыми установками, трансмиссией и т.д. Кроме того, обе половины машины должны были иметь собственные отделения управления с рабочими местами экипажа. Это, среди прочего, позволяло экипажу без каких-либо проблем менять направление движения машины.

Броневой корпус модуля для тральщика был разработан с нуля, без использования каких-либо существующих агрегатов. Из катаных броневых листов предлагалось сваривать конструкцию сложной формы, образованной массой прямолинейных панелей разных форм и размеров. Передняя часть корпуса, вмещавшая отделение управления, была выполнена в виде крупногабаритного отсека и значительно выступала перед передней осью. Для защиты от обстрела или подрыва мин предусматривалось наклонное броневое днище большого размера. Кроме того, защита лобовой проекции состояла из трех листов, установленных под разными углами друг к другу. В узком верхнем лобовом листе, у левого борта, имелся смотровой люк механика-водителя. Отделение управления имело вертикальные борта с дверями для доступа внутрь.

Позади сравнительно широкого переднего отсека корпус заметно сужался и уменьшал свою высоту, что было сделано для правильного размещения колес с необходимой шириной колеи. Центральная часть модуля тральщика вмещала агрегаты трансмиссии. Под днищем основной части корпуса располагался крупный кожух, прикрывавший ось колес и связанные с ней агрегаты. Подобная компоновка трансмиссии и ходовой части позволила опустить ось на уровень самой нижней части бронекорпуса и тем самым максимально повысить клиренс машины.

Кормовой отсек модуля имел немного большую ширину в сравнении с центральным, однако отличался меньшей высотой. Эта часть корпуса вмещала силовую установку. На бортах кормы модуля предусматривались решетки для радиаторов двигателя. Под днищем кормы должны были располагаться агрегаты шарнира и системы управления им.

Минный тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug (Германия)
Компоновка тральщика. Рисунок Ww2incolor.com


По имеющимся данным, тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug должен был оснащаться двумя (по одному на модуль) карбюраторными двигателями Maybach HL 90 мощностью 360 л.с. каждый. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя должен был передаваться на колесную пару модуля. Применение сочлененной схемы позволяло заметно упростить трансмиссию, поскольку отсутствовала необходимость в повороте колес для маневрирования.

Ходовая часть тяжелого тральщика строилась на основе четырех колес одинаковой конструкции. Изделия диаметром 2,7 м предлагалось изготавливать из металла и оснащать специальными блоками-башмаками. Прочность таких блоков была рассчитана таким образом, чтобы они могли провоцировать подрыв различных мин, но не страдать при взрыве. При этом поврежденные «башмаки» можно было менять. Оси колес закреплялись жестко, без каких-либо амортизаторов.

Оригинальным образом был выполнен привод колес. Трансмиссия не связывалась с осью колес и должна была приводить их в движение при помощи зубчатой передачи. В ступице колеса монтировалось зубчатое колесо с внутренним зацеплением, которое контактировало с шестерней на приводном валу. Благодаря этому агрегаты трансмиссии могли располагаться с заметным превышением над осью колес, что позволяло лучше защитить их от взрыва.

Для соединения двух модулей машины, а также для управления по курсу и компенсации неровностей опорной поверхности был предложен оригинальный шарнирный механизм. Под днищем кормовых частей двух модулей должен был крепиться особый блок из нескольких элементов. Непосредственно для соединения модулей предлагалось устройство из двух цилиндров, жестко закрепленных на корпусе. При этом они могло свободно качаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости и вокруг общей оси. На шарнире одного из цилиндров должно было располагаться коромысло, используемое в системе управления. На втором модуле располагались гидроцилиндры, соединявшиеся с коромыслом. За счет подачи жидкости в цилиндры можно было изменять угол между двумя модулями. Путем изменения угла между модулями машина могла совершать повороты.

Тяжелый тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug имел боевую массу на уровне 130 т. Длина машины составляла 14 м, ширина 3,5 м, высота 3,2 м. Клиренс превышал 1 м. Экипаж должен был состоять из двух человек. Согласно одним источникам, это были командир и механик-водитель, по другим данным, – два водителя, размещавшиеся в обеих кабинах. Работая вместе, два водителя в разных кабинах могли без особых проблем вести машину вперед или назад, выполняя при этом некоторые маневры.

Минный тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug (Германия)
Победители продолжают изучать необычную машину. Фото Aviarmor.net


Принцип боевой работы машины разминирования был прост. Она должна была выходить на минное поле противника и ехать по нему. За счет большого удельного давления крупные колеса с «башмаками» должны были либо давить и разрушать мины, либо провоцировать их подрыв. В случае подрыва конструкция ходовой части и корпуса должна была защищать экипаж и агрегаты от осколков и ударной волны. Проехав по минному полю и сделав проход, машина могла возвратиться назад без разворота или иных маневров. Для этого управление передавалось водителю в задней кабине.

После прохода машины Krupp Räumer S на минном поле должна была оставаться колея шириной около 3,5 м, состоящая из двух сравнительно узких полос. При этом между полосами оставался неочищенный участок, который мог представлять опасность для техники и живой силы.

По разным данным, первый и единственный прототип машины Schweres Minenräumerfahrzeug был построен в 1943-44 годах. Вскоре после этого его испытали в условиях полигона. Насколько известно, испытания с тралением не проводились. Результаты проверок неизвестны, но тральщик не был рекомендован к принятию на вооружение. Вероятно, заказчика не устроили специфические особенности перспективной машины, которые могли серьезно затруднять ее эксплуатацию. Кроме того, некоторые просчеты конструкции ставили под сомнение сам факт успешного выполнения поставленной задачи.

Позже, на основании изучения и оценки единственного прототипа, был сформирован примерный список претензий, которые могли возникнуть у немецких военных. Характерной чертой машины Krupp Räumer S, способной затруднить или сделать невозможной ее эксплуатацию, были неприемлемо большие габариты и вес. 130-тонная машина не могла бы перемещаться к месту боевой работы своим ходом. Для транспортировки ее пришлось бы разбирать на массу составных частей, что могло серьезно ухудшить мобильность минеров.

Определенные проблемы могли возникнуть при обезвреживании противотанковых мин. При подрыве сравнительно мощного боеприпаса существовал заметный риск повреждения не только башмаков колеса, но и некоторых элементов корпуса. В таком случае характеристики тральщика могли серьезно упасть, вплоть до невозможности продолжения работы. Кроме того, не исключалось повреждение элементов шарнира, располагающихся за пределами броневого корпуса. При повреждении или разрушении блока сочленения, как жестких элементов, так и гидравлики, тральщик терял возможность маневрировать. Значительные повреждения шарнира могли спровоцировать его разрушение, из-за чего машина рисковала «разломиться» и полностью потерять ход.

Минный тральщик Schweres Minenräumerfahrzeug (Германия)
Один из модулей тральщика на железнодорожной платформе. Фото Aviarmor.net


Также живучесть машины на поле боя вызывала определенные сомнения по причине ее крупных габаритов. Подобный тральщик без какого-либо вооружения, выдвигающийся на минное поле, легко мог стать мишенью для вражеской артиллерии и погибнуть, не успев проделать проход для войск. При этом остановка машины во время траления делала бесполезным уже проделанный проход. Кроме того, эвакуация поврежденного тральщика оказывалась весьма нетривиальной задачей, хотя в некоторых случаях ее можно было бы осуществлять при помощи заднего модуля.

По результатам испытаний единственного прототипа было решено прекратить все работы. В существующем виде тяжелая машина разминирования Schweres Minenräumerfahrzeug не имела перспектив и не могла быть принята на вооружение. Для исправления недочетов и ликвидации выявленных на испытаниях недостатков требовались дополнительные работы и некоторое время. Кроме того, некоторые минусы конструкции были принципиально неустранимы. Как следует из имеющихся данных, какие-либо работы по совершенствованию тральщика не велись. Прототип вернули на завод-изготовитель, где он хранился до конца войны.

О существовании проекта Krupp Schweres Räumer S союзники узнали только весной 1945 года. В это время тральщик находился на заводе в Хиллерслебене, где и стал трофеем американских войск. После обнаружения машину изучили и сделали некоторые выводы. Ввиду отсутствия документации специалистам пришлось ограничиться только самыми общими оценками. По-видимому, оценки американских специалистов оказались далеко не положительными. Было решено не проводить дополнительные испытания машины. После окончания войны, ввиду отсутствия перспектив и по причине дефицита металла, единственный прототип новой машины был разобран и отправлен в переплавку.

Задача преодоления минных полей стояла перед участниками Второй мировой войны до самого конца боев. Для ее решения в разных странах разрабатывались проекты различной техники, использовавшей те или иные принципы работы. Некоторые идеи того времени используются до сих пор, а другие остались не у дел. Примером последних может считаться предложение о соединении каткового трала и ходовой части тральщика. Обе подобные машины немецкой разработки не дали ожидаемых результатов и продемонстрировали бесполезность такого предложения. Проект тральщика Schweres Minenräumerfahrzeug был последней попыткой реализовать оригинальную идею. В дальнейшем немецкие инженеры и их зарубежные коллеги не пытались создавать подобные системы.


По материалам:
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://blog.tankpedia.org/
http://aviarmor.net/
http://derzweiteweltkrieg.blogspot.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. kugelblitz 20 апреля 2016 06:15
    Мне иногда думается, что вдохновил сей пепелац американцев на создание не менее занятного чудовища! wassat





    А вообще у этой фирмы много занятных уникумов. Слава Богу мирных.





  2. demiurg 20 апреля 2016 08:16
    И как это всё должно было по полю боя кататься? Осенью, по грязи и воронкам залитым водой?
  3. РУСС 20 апреля 2016 16:27
    Лукас морду у своего "шагохода" содрал с немецкого Schweres Minenräumerfahrzeug laughing
  4. Olegater 20 апреля 2016 21:10
    Дааааааа!!!!! Это называется мрачным тевтонским изобретением.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня