Military Review

Project cruise missile P-20

5
In 1956, the leadership of the Soviet defense industry was developing plans for the further development of the naval fleet. Among other things, it was planned to build new submarines and weapons for them. The new plan was approved by the Council of Ministers in August, when several new projects were already launched. Among other products at this time, a promising long-range cruise missile P-20 was designed.


Work on the P-20 project started in the spring of 1956. The objective of this project was to create a new projectile aircraft capable of speeding up to 3200 km / h, rising to a height of about 20 km, and covering distances of at least 2000-3000 km. 19 April 1956, OKB-240, headed by S.V. Ilyushin received a technical task for the development of such weapons. The project received the symbol P-20 and the code "Falcon". Initially, the Sokol system was proposed for use as a strike weapon for promising submarines. In 1957, there was an order to start work on the P-20C missile, which was planned to be used as part of the ground-based missile system, and later work began on the ship’s variant of the system and reconnaissance unmanned aerial vehicle.

Before designers OKB-240 was set a rather difficult task. To create a new rocket, it was necessary to conduct a large amount of research and development work that made it possible to form the overall look of a promising rocket. In search of the optimal appearance of the product, engineers had to carry out theoretical studies, as well as carry out tests of various models of promising technology. At the same time, in the early stages of check-ups, unusual techniques were used.

Project cruise missile P-20
Mockup of the P-20 rocket during throwing tests. Probably the beginning of 1960. Photo Militaryrussia.ru


Due to the absence of wind tunnels suitable for testing a rocket with a flight speed exceeding 3000 km / h, it was decided to use non-standard techniques. During the tests, large-caliber artillery guns and a launcher that simulated a projectile were used. The model was placed in a special detachable pan, similar to that used with sabot projectiles, after which it was fired from a cannon. Shooting a model was carried out on a set of wooden frames with paper, equipped with electrical sensors. Behind such "targets" there was a mound, catching models.

The projectile projectile charge allowed the rocket model to be accelerated to the required speeds. With frames with sensors, cine, etc. flight stability studies, aerodynamic characteristics of the model, the influence of various forces, etc. were conducted. Such “artillery” model checks made it possible to check several variants of the missile's appearance and select the one that best meets the requirements.

The next stage of inspections was carried out using large-scale mock-ups of the rocket. Such products with a mass of about 200 kg were equipped with a set of special equipment and had their own solid propellant engine. During the tests, the aircraft raised such a model to a height of the order of 10-11 km, where the discharge occurred. After dropping from the carrier, the model turned on the engine and in a few seconds accelerated to the required speeds of the order of 2800-3000 km / h.

During the tests, the main features of the technical appearance of the rocket were identified. The product P-20 was supposed to get a cylindrical fuselage of high elongation with a frontal air intake of a cruise engine with a conical central body. It was proposed to equip the rocket with a middle swept wing of a large sweep and small elongation. According to some reports, folding wing hinges were designed as part of the wing design, designed to reduce the size of the product. In the tail of the fuselage should have been located two keels and all-rotary stabilizers. To control the flight of the rocket, it was proposed to use the ailerons of the wing, the rotary stabilizer and the rudders on the vertical tail.

The need to launch from a submarine or (later) from a ground-based launcher, as well as high requirements for flight speed led to the formation of an appropriate composition of the power plant. For the start, it was proposed to use two discharged solid-fuel engines PRD-39, each with 200-240. These devices were to be installed under the wing and discharged after the production of fuel.

A propulsive jet engine (ramjet) was proposed as a mid-flight power plant. A characteristic feature of the P-20 project was the use of a relatively long engine, which occupied almost the entire internal volume of the hull. For this reason, almost all units of control systems, warheads, fuel tanks, etc. placed in a small space between the walls of the engine and skin of the fuselage. In addition, some units contained the central body of the air intake.

It was proposed to use autopilot with inertial navigation system and astrocorrection to control the rocket throughout the flight. The development of the Sokol-A control complex was entrusted to SRI-303. Such equipment was supposed to ensure that the missile reached the target area with an acceptable deviation even at the maximum flight range. The terms of reference required a QUO of no more than 3 km. In the future, the creation of an active radar homing head capable of significantly increasing the accuracy of hitting the target was not excluded.

The calculation of the flight task, the introduction of data into the missile control system and the control of the launcher were to be carried out using the Sokol-P equipment. This system was to be installed on the submarine along with other units of the missile complex.

The absence of homing systems capable of searching for a target and attacking it could be compensated for by the relatively high power of the warhead. Product P-20 was supposed to carry a special combat unit of the type "46" developed by KB-11. The power of this ammunition was 1-3 MT, weight - 3 t.

The P-20 rocket had particularly high requirements with respect to the flight range, due to which it had to carry a large amount of fuel and have the appropriate dimensions. The total length of the product was 21 m, the maximum diameter of the fuselage was 2 m. The launch engines had a length of 5,4 m and a diameter of 1,1 m. The wing in the flight position had to have a span of 7,4 m. The firing span was 4 m. 21 level t.

For the use of the new rocket it was proposed to use a set of tools intended for installation on a submarine carrier. For the transportation of the missile it was proposed to use a container of length 22 m (according to other data, 25 m) and an external diameter 4,6 m, mounted on the deck of the submarine. One of the ends was supposed to be in the form of a sliding cover. Next to it, it was proposed to install rails and a starter.

The rocket was to be loaded into a container with an electric trolley. Floating to the surface, the submarine had to open the container and take the cart with the rocket to the rail launcher. Also at this time made the layout of the rocket wing. The rail launcher, together with the trolley and the rocket, had to rise to the starting angle 16 ° and be fixed in that position. After that, you could start, then remove all starters and perform diving. According to calculations, no more than 6,5 min were required for the launch preparation, launch of the rocket, and equipment folding.

In the middle of 1956, it was decided to develop a submarine carrier of the promising P-20 Sokol missile. Based on the multipurpose nuclear submarine of the 627A project, it was proposed to develop the P-627A project. Unlike the base submarine, the new one had to carry a long-range cruise missile with a special warhead. The task of such a submarine was the attack areal surface and coastal targets. The development of the P-627A project was entrusted to SKB-143 (now the Malachite SPMBM).


Scheme of the submarine project P-627A. Figure Shirokorad AB "Weapons of the domestic fleet"


The overall design of the existing submarine has not changed significantly. All the improvements concerned only the installation of launch systems and instruments for controlling the missile complex. So, behind the cabin on a sturdy body was installed transport container for one rocket. The cover of the container was directed to the stern, and the rocket was to be positioned in the direction of the submarine’s movement. Behind the container on the deck it was planned to mount the launcher means intended for lifting the rocket to the starting angle. It was proposed to launch the rocket forward, through the wheelhouse.

The P-627A project was based on an existing submarine, which allowed speeding up work to a certain extent. In particular, in March 1957 of the year, before the completion of the development of a new project, the preparation for the construction of a new type of head submarine began. The work was carried out at the plant number XXUMX (Severodvinsk).

It was assumed that the project P-627A will be built only one submarine, which will become the platform for testing the new missile system. The new submarine of the 20 project was to be the serial carrier of the P-653 rocket, intended for full service as part of the navy. The development of this submarine started in the middle of the 1958 year. By the end of SKB-143 prepared a set of working drawings and handed it to the manufacturer. The new project was based on the design of the submarine type "627A", but now the submarine had to carry two containers for missiles. Both containers, as well as in the basic project, should have been located behind the cabin.

Requirements for the strength of containers and the need for quick firing of both missiles led to the emergence of the original design of the container lids. The lids were connected to a stern fairing swinging around a vertical axis. When turning the fairing to the right by 30 °, it was possible to take the rocket out of the left container and vice versa. Due to this and other features of launch vehicles, the 653 submarine needed no more than 10 minutes to ascend, launch both missiles and dive.

It was originally planned to build four submarines project 653. Subsequently, the command of the Navy, becoming interested in the new submarine and the P-20 rocket, expressed a desire to receive 18 boats. The lead ship of the series was to join the Navy in 1962 year, the rest - by the end of the decade.

In 1957, a proposal was made to develop a land version of the Sokol missile - P-20C. From the base product for submarines, it was supposed to differ mainly in the composition of the launch vehicles. The rocket should be transported on a special automotive vehicle, and for launch it was proposed to install a truss structure with a guide length of 16,7 m. Before launching, it should be raised to an angle of 10-16 degrees.

In 1959, a proposal appeared to develop a ship version of the P-20 missile system. The possibility of installing such missiles on nuclear cruisers of the 63 project, as well as a promising long-range strike cruiser, was considered. These ships could carry from two to eight missiles in several launchers.

At the end of 1959, the start was given to the development of a prospective reconnaissance unmanned aerial vehicle based on the P-20 rocket. By the middle of the next decade, it was necessary to present a system capable of conducting surface reconnaissance at a distance of up to 1500 km. The equipment of the new UAV should have been able to find surface objects, determine their coordinates, course and speed, and then transmit the data to the submarine carrier.


Long range strike cruiser with P-20 missiles. Figure Militaryrussia.ru


By the end of 1959, the P-20 project was ready for the start of tests related to the launch of mock-ups and high-grade missiles. A missile system based on the groundwork of the P-20C project was installed at the Faustovo proving ground. In the first tests, full-size rocket models with solid-propellant starting engines were to be used. In the course of these inspections, it was planned to study the work of the launching power plant and the missile derailment from the guide.

The first launch of the P-20 rocket was launched in December 1959. In January, 1960 launched another layout. In parallel with the conduct of the first tests, the assembly of a full-fledged prototype with a full set of onboard equipment was carried out. By the beginning of February, the assembly of this product was completed on 90%, but completion was not carried out.

February 5 The 1960 of the year was issued by a resolution of the Council of Ministers, which stopped work on the P-20 rocket project and complexes based on it. By this time, several new cruise missiles for the Navy had been created in our country, which had already reached the testing stage or had been adopted. Further work on the product P-20 "Falcon" was considered impractical. The project was closed, the documentation went to the archive, and the unfinished prototype for flight tests was disposed of.

The closure of the P-20 project led to the cessation of work on several related projects. Thus, the construction of the head submarine P-XNUMHA stopped. Already finished submarine units were used in the construction of the K-627 - the last boat of the 50A project. The plans for the construction of submarines project 627 were canceled. Also, shipbuilders had to revise plans for arming promising ships.

In the course of the Sokol П-20 project, the OKB-240 specialists carried out a large amount of various studies and tests, which allowed to solve several complex design problems. However, they did not manage to verify the correctness of the solutions found. By the time the project was closed, only flip tests of the two mock-ups were conducted, and the full-fledged flight model was not even built. For this reason, a full-fledged evaluation of the Sokol project is not possible, although the available information suggests that completing the work and equipping the fleet with a P-20 rocket would significantly increase its strike power.


Based on:
http://testpilots.ru/
http://navy.su/
http://militaryrussia.ru/blog/category/251/index-1024.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Yakubovich N.V. Unknown Ilyushin. Triumphs of the domestic aviation industry. - M .: Eksmo, Yauza, 2012
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Mangel olys
    Mangel olys April 22 2016 06: 47
    +6
    In 1956, the leadership of the Soviet defense industry was developing plans for the further development of the navy.

    The Soviet country, the creator of which was Vladimir Ilyich Lenin, whose birthday is today, has always paid close attention to the defense capability of the world's first state of workers and peasants.
    1. Leto
      Leto April 22 2016 08: 28
      +1
      Quote: Mangel Olys
      The Soviet country, the creator of which was Vladimir Ilyich Lenin, whose birthday is today, has always paid close attention to the defense capability of the world's first state of workers and peasants.

      And how did it help?
      1. DrVintorez
        DrVintorez April 22 2016 14: 23
        +5
        At least the fact that the United States did not dare to meet the USSR in an open battle. and still do not risk openly fighting the Russian Federation.
  2. Amurets
    Amurets April 22 2016 08: 15
    +3
    Thanks to the author and plus! I read the opinion that all projects of strategic cruise missiles were closed because R-7 Korolev began to fly and R-16 Yangel missiles appeared on high-boiling fuel components. Then Khrushchev and the Council of Ministers decided that the state would not pull three priority programs:
    1) Strategic cruise missiles.
    2) Strategic ballistic missiles.
    3) Cosmos.
    Something had to be sacrificed. Strategic cruise missiles went under the knife. The works of Beriev, Ilyushin, Lavochkin, Myasishchev were closed.
  3. Sergey-8848
    Sergey-8848 April 22 2016 21: 39
    +1
    Such a variety of projects speaks first of all about one thing - the threat to our country was obvious and impending. Each General, each Design Bureau sought to solve the country's defense task as best it could. Many projects went under the knife, some were combined, some were given priority.
    Very good selection of historical materials. To the author - many thanks for the work! It is convenient to read, watch, compare, and think, in the end.
  4. dakty
    dakty April 23 2016 19: 22
    0
    Cyril, I really like the series of your articles! I hope that you will do similar SERIES about our strategic RVs. There is a lot of data on the internet, and I read a lot. But so that, in stages and assembled, it is very interesting and readable !!!
  5. kugelblitz
    kugelblitz April 26 2016 09: 21
    0
    Too huge a missile turned out for the fleet, if the P-5 and P-10 fit into the framework, then it is only for land. The range, in principle, was suitable for attacks on Europe, as it insured ballistic missiles, which at that time were no less raw.

Проект крылатой ракеты П-20

В 1956 году руководство советской оборонной промышленности занималось разработкой планов, касавшихся дальнейшего развития военно-морского флота. Среди прочего планировалось строить новые подводные лодки и вооружение для них. Новый план был утвержден Советом министров в августе, когда уже стартовали несколько новых проектов. Среди прочих изделий в это время проектировалась перспективная крылатая ракета большой дальности П-20.

Работы по проекту П-20 стартовали еще весной 1956 года. Задачей этого проекта было создание нового самолета-снаряда, способного развивать скорость до 3200 км/ч, подниматься на высоту порядка 20 км и преодолевать расстояния не менее 2000-3000 км. 19 апреля 1956 года ОКБ-240, возглавляемое С.В. Ильюшиным, получило техническое задание на разработку подобного оружия. Проект получил условное обозначение П-20 и шифр «Сокол». Изначально система «Сокол» предлагалась для использования в качестве ударного вооружения перспективных подводных лодок. В 1957 году появилось распоряжение о начале работ над ракетой П-20С, которую планировалось применять в составе наземного ракетного комплекса, а позже начались работы над корабельным вариантом системы и разведывательным беспилотным аппаратом.

Перед конструкторами ОКБ-240 была поставлена достаточно сложная задача. Для создания новой ракеты требовалось провести крупный объем научно-исследовательских работ, которые позволяли сформировать общий облик перспективной ракеты. В поисках оптимального облика изделия инженерам пришлось проводить теоретические изыскания, а также осуществлять испытания различных макетов перспективной техники. При этом на ранних стадиях проверок макетов применялись необычные методики.


Проект крылатой ракеты П-20
Макет ракеты П-20 во время бросковых испытаний. Вероятно, начало 1960 г. Фото Militaryrussia.ru


Ввиду отсутствия аэродинамических труб, пригодных для испытания ракеты со скоростью полета свыше 3000 км/ч, было решено использовать нестандартные методики. В ходе испытаний применялись крупнокалиберные артиллерийские орудия и пусковое устройство, имитировавшее снаряд. Модель помещалась в специальный отделяемый поддон, наподобие используемого с подкалиберными снарядами, после чего выстреливалась из пушки. Стрельба моделью велась по набору деревянных рам с бумагой, оснащенной электрическими датчиками. Позади таких «мишеней» располагалась насыпь, улавливавшая модели.

Метательный заряд артиллерийского снаряда позволял разгонять модель ракеты до требуемых скоростей. При помощи рам с датчиками, киноаппаратов и т.д. проводились исследования устойчивости полета, особенностей аэродинамики модели, влияние различных сил и т.д. Подобные «артиллерийские» проверки моделей позволили проверить несколько вариантов облика ракеты и выбрать наиболее полно соответствующий предъявляемым требованиям.

Следующий этап проверок проводился с использованием масштабных макетов ракеты. Такие изделия массой порядка 200 кг оснащались набором специальной аппаратуры и имели собственный твердотопливный двигатель. Во время испытаний самолет-носитель поднимал такой макет на высоту порядка 10-11 км, где происходил сброс. После сброса с носителя макет включал двигатель и за несколько секунд разгонялся до требуемых скоростей порядка 2800-3000 км/ч.

В ходе испытаний были определены основные особенности технического облика новой ракеты. Изделие П-20 должно было получить цилиндрический фюзеляж большого удлинения с лобовым воздухозаборником маршевого двигателя, имеющим коническое центральное тело. Ракету предлагалось оснастить среднерасположенным треугольным крылом большой стреловидности и малого удлинения. По некоторым данным, в составе конструкции крыла предусматривались шарниры складывания, предназначенные для уменьшения габаритов изделия. В хвосте фюзеляжа должны были располагаться два киля и цельноповоротные стабилизаторы. Для управления полетом ракеты предлагалось применять элероны крыла, поворотный стабилизатор и рули направления на вертикальном оперении.

Необходимость запуска с подлодки или (позже) с наземной пусковой установки, а также высокие требования к скорости полета привели к формированию соответствующего состава силовой установки. Для старта предлагалось использовать два сбрасываемых твердотопливных двигателя ПРД-39 тягой по 200-240 т каждый. Эти устройства должны были устанавливаться под крылом и сбрасываться после выработки топлива.

В качестве маршевой силовой установки был предложен прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Характерной особенностью проекта П-20 было применение сравнительно длинного двигателя, занимавшего почти весь внутренний объем корпуса. По этой причине почти все агрегаты систем управления, боевая часть, топливные баки и т.д. размещались в небольшом пространстве между стенками двигателя и обшивкой фюзеляжа. Кроме того, некоторые узлы вмещало центральное тело воздухозаборника.

Для управления ракетой на всем протяжении полета предлагалось применять автопилот с инерциальной навигационной системой и астрокоррекцией. Разработка комплекса управления «Сокол-А» была поручена НИИ-303. Подобное оборудование должно было обеспечивать выход ракеты в район цели с приемлемым отклонением даже на максимальной дальности полета. Техническим заданием требовалось КВО не более 3 км. В дальнейшем не исключалось создание активной радиолокационной головки самонаведения, способной значительно повысить точность попадания в цель.

Расчет полетного задания, введение данных в систему управления ракетой и управление пусковой установкой должны были осуществляться при помощи аппаратуры «Сокол-П». Эта система должна была устанавливаться на подлодку вместе с другими агрегатами ракетного комплекса.

Отсутствие систем самонаведения, способных искать цель и атаковать ее, могло компенсироваться сравнительно высокой мощностью боевой части. Изделие П-20 должно было нести специальную боевую часть типа «46» разработки КБ-11. Мощность этого боеприпаса составляла 1-3 Мт, вес – 3 т.

К ракете П-20 предъявлялись особо высокие требования относительно дальности полета, из-за чего она должна была нести большой запас топлива и иметь соответствующие габариты. Общая длина изделия составляла 21 м, максимальный диаметр фюзеляжа – 2 м. Стартовые двигатели имели длину 5,4 м и диаметр 1,1 м. Крыло в полетном положении должно было иметь размах 7,4 м, размах оперения составлял 4 м. Стартовая масса ракеты с двумя ускорителями задавалась на уровне 21 т.

Для применения новой ракеты предлагалось использовать комплекс средств, предназначенных для установки на подлодку-носитель. Для транспортировки ракеты предлагалось применять контейнер длиной 22 м (по другим данным, 25 м) и внешним диаметром 4,6 м, установленный на палубе субмарины. Один из торцов должен был выполняться в виде сдвижной крышки. Рядом с ней предлагалось устанавливать рельсы и пусковое устройство.

Ракета должна была загружаться в контейнер при помощи тележки с электроприводом. Всплыв на поверхность, подлодка должна была открывать контейнер и выводить тележку с ракетой на рельсовую пусковую установку-лафет. Также в это время производилась раскладка крыла ракеты. Рельсовая пусковая установка вместе с тележкой и ракетой должна была подниматься на стартовый угол 16° и фиксироваться в таком положении. После этого можно было осуществлять пуск, затем убирать все пусковые устройства и выполнять погружение. По расчетам, на выполнение подготовки к пуску, старт ракеты и сворачивание оборудования требовалось не более 6,5 мин.

В середине 1956 года было принято решение о разработке субмарины-носителя перспективной ракеты П-20 «Сокол». На базе многоцелевой атомной подлодки проекта 627А было предложено разработать проект П-627А. В отличие от базовой субмарины, новая должна была нести крылатую ракету большой дальности со специальной боевой частью. Задачей такой подлодки была атака площадных надводных и береговых целей. Разработка проекта П-627А была поручена СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»).

Проект крылатой ракеты П-20
Схема подлодки проекта П-627А. Рисунок Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота"


Общая конструкция существующей подлодки не претерпела заметных изменений. Все доработки касались лишь установки пусковых систем и приборов управления ракетным комплексом. Так, позади рубки на прочном корпусе устанавливался транспортный контейнер для одной ракеты. Крышка контейнера была направлена к корме, а ракета должна была располагаться по направлению движения подлодки. Позади контейнера на палубе планировалось монтировать средства пусковой установки, предназначенные для подъема ракеты на стартовый угол. Запуск ракеты предлагалось производить вперед, через рубку.

Проект П-627А основывался на существующей субмарине, что позволило в определенной мере ускорить работы. В частности, уже в марте 1957 года, до завершения разработки нового проекта, стартовала подготовка к строительству головной подлодки нового типа. Работы велись на заводе №402 (г. Северодвинск).

Предполагалось, что по проекту П-627А будет построена только одна подлодка, которая станет платформой для испытаний нового ракетного комплекса. Серийным носителем ракеты П-20, предназначенным для полноценной службы в составе военно-морского флота, должна была стать новая подводная лодка проекта 653. Разработка этой субмарины стартовала в середине 1958 года. К концу СКБ-143 подготовило комплект рабочих чертежей и передало его заводу-изготовителю. Новый проект основывался на конструкции подлодки типа «627А», однако теперь подлодка должна была нести два контейнера для ракет. Оба контейнера, как и в базовом проекте, должны были располагаться позади рубки.

Требования к прочности контейнеров и необходимость быстрой стрельбы обеими ракетами привели к появлению оригинальной конструкции крышки контейнеров. Крышки соединялись с качающимся вокруг вертикальной оси кормовым обтекателем. При повороте обтекателя вправо на 30° появлялась возможность вывести ракету из левого контейнера и наоборот. За счет этой и других особенностей пусковых средств подлодке проекта 653 требовалось не более 10 минут на всплытие, запуск обеих ракет и погружение.

Изначально планировалось построить четыре подлодки проекта 653. В дальнейшем командование военно-морского флота, заинтересовавшись новой субмариной и ракетой П-20, выразило желание получить 18 лодок. Головной корабль серии должен был вступить в состав ВМФ в 1962 году, остальные – к концу десятилетия.

В 1957 году появилось предложение о разработке сухопутной версии ракеты «Сокол» – П-20С. От базового изделия для подлодок она должна была отличаться, главным образом, составом пусковых средств. Перевозить ракету следовало на специальной автомобильной технике, а для запуска предлагалась установка ферменной конструкции с направляющей длиной 16,7 м. Перед пуском ее следовало поднимать на угол 10-16 градусов.

В 1959 году появилось предложение о разработке корабельной версии ракетного комплекса П-20. Рассматривалась возможность установки подобных ракет на атомные крейсера проекта 63, а также на перспективный ударный крейсер дальнего действия. Эти корабли могли нести от двух до восьми ракет на нескольких пусковых установках.

В конце 1959 года был дан старт разработке перспективного разведывательного беспилотного летательного аппарата на базе ракеты П-20. К середине следующего десятилетия требовалось представить систему, способную вести разведку надводных целей на дальности до 1500 км. Аппаратура нового БПЛА должна была иметь возможность находить надводные объекты, определять их координаты, курс и скорость движения, а затем передавать данные на подлодку-носитель.

Проект крылатой ракеты П-20
Ударный крейсер дальнего действия с ракетами П-20. Рисунок Militaryrussia.ru


К концу 1959 года проект П-20 был готов к началу испытаний, связанных с запуском макетов и полноценных ракет. На полигоне Фаустово был смонтирован ракетный комплекс, основанный на наработках по проекту П-20С. В первых испытаниях должны были использоваться полноразмерные макеты ракеты с твердотопливными стартовыми двигателями. В ходе этих проверок планировалось изучить работу стартовой силовой установки и сход ракеты с направляющей.

Первый бросковый пуск макета ракеты П-20 состоялся в декабре 1959 года. В январе 1960-го запустили еще один макет. Параллельно с проведением первых испытаний велась сборка полноценного прототипа с полным набором бортового оборудования. К началу февраля сборка этого изделия была завершена на 90%, но достройка не осуществлялась.

5 февраля 1960 года вышло постановление Совмина, остановившее работы по проекту ракеты П-20 и комплексов на ее базе. К этому времени в нашей стране было создано несколько новых крылатых ракет для военно-морского флота, которые уже дошли до стадии испытаний или были приняты на вооружение. Дальнейшие работы по изделию П-20 «Сокол» сочли нецелесообразными. Проект был закрыт, документация отправилась в архив, а недостроенный прототип для летных испытаний утилизировали.

Закрытие проекта П-20 привело к прекращению работ по нескольким смежным проектам. Так, прекратилось строительство головной подлодки П-627А. Уже готовые агрегаты субмарины были использованы при строительстве К-50 – последней лодки проекта 627А. Были отменены планы по строительству субмарин проекта 653. Также судостроителям пришлось пересматривать планы по вооружению перспективных кораблей.

В ходе проекта П-20 «Сокол» специалистами ОКБ-240 был проведен большой объем различных исследований и испытаний, которые позволили решить несколько сложнейших конструкторских задач. Тем не менее, им так и не удалось проверить правильность найденных решений. К моменту закрытия проекта были проведены лишь бросковые испытания двух макетов, а полноценный летный образец даже не был построен. По этой причине полноценная оценка проекта «Сокол» не представляется возможной, хотя имеющиеся сведения позволяют предполагать, что завершение работ и вооружение флота ракетой П-20 позволило бы значительно повысить его ударную мощь.


По материалам:
http://testpilots.ru/
http://navy.su/
http://militaryrussia.ru/blog/category/251/index-1024.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Якубович Н.В. Неизвестный Ильюшин. Триумфы отечественного авиапрома. – М.: «Эксмо», «Яуза», 2012
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Мэнгел Олыс 22 апреля 2016 06:47
    В 1956 году руководство советской оборонной промышленности занималось разработкой планов, касавшихся дальнейшего развития военно-морского флота.

    Советская страна, создателем которой был Владимир Ильич Ленин, у которого сегодня день рождения, всегда уделяло пристальное внимание обороноспособности первого в мире государства рабочих и крестьян.
    1. Leto 22 апреля 2016 08:28
      Цитата: Мэнгел Олыс
      Советская страна, создателем которой был Владимир Ильич Ленин, у которого сегодня день рождения, всегда уделяло пристальное внимание обороноспособности первого в мире государства рабочих и крестьян.

      И чем это помогло?
      1. DrVintorez 22 апреля 2016 14:23
        Хотя бы тем, что США не рискнули встретится с СССР в открытом бою. и до сих пор не рискуют открыто воевать с РФ.
  2. амурец 22 апреля 2016 08:15
    Автору спасибо и плюс!Я читал мнение,что все проекты стратегических крылатых ракет были закрыты по той причине,что начала летать Р-7 Королёва и появилась ракет Р-16 Янгеля на высококипящих компонентах топлива.Тогда Хрущёв и Совмин решили,что государство не потянет три приоритетные программы:
    1)Стратегические крылатые ракеты.
    2)Стратегические баллистические ракеты.
    3)Космос.
    Чем-то надо жертвовать.Под нож пошли стратегические крылатые ракеты.Закрыты были работы Бериева,Ильюшина,Лавочкина,Мясищева.
  3. Сергей-8848 22 апреля 2016 21:39
    Такое разнообразие проектов говорит в первую очередь об одном - угроза нашей стране была очевидной и надвигающейся. Каждый Генеральный, каждое КБ стремилось решить задачу обороны страны, как могло. Многие проекты пошли под нож, какие-то были объединены, каким-то был дан приоритет.
    Очень хороший подбор исторических материалов. Автору - большое спасибо за работу! Удобно читать, смотреть, сравнивать, ну и думать, в конце концов.
  4. dakty 23 апреля 2016 19:22
    Кирилл, очень нравится серия ваших статей! Надеюсь, что подобные СЕРИИ вы сделаете и про наши стратегические РВ. Данных в инете много, и много я читал. Но чтобы вот так, поэтапно и собранно - это очень интересно и читабельно!!!
  5. kugelblitz 26 апреля 2016 09:21
    Уж слишком огромная ракета получилась для флота, если П-5 и П-10 вписывались в рамки, то оная разве что для суши. Дальность в принципе подходила для ударов по Европе, как и подстраховывала баллистические ракеты, которые в тот момент были не менее сырыми.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня