Military Review

Projects of light tanks of the Typ 245 family (Germany)

9
During the Second World War, the German company Porsche proposed and developed many new projects of promising armored vehicles. Some of these developments reached the serial production and operation in the army, while other samples did not get out of the test stage, since they did not show the expected results, aroused doubts or did not even fully agree with common sense. However, some of Porsche’s proposals, not embodied in metal, were of some interest. An interesting representative of such projects is the family of lungs. tanks Type 245.


In the late spring of 1943, the leadership of the German tank industry analyzed the experience of the last battles and made some conclusions about the further development of armored vehicles. In the enemy troops there were a significant number of anti-tank guns. In addition, intelligence reported on the creation by the Soviet Union of light anti-tank bombs capable of destroying armored vehicles in one or two hits. Thus, promising tanks should have a number of characteristics, first of all, an increased level of protection, both from artillery and from bombs. Analysis of the situation led to the emergence of requirements for a new tank. Several major industrial enterprises were involved in the work.

During 1943, Porsche developed several light tank variants that fit the new requirements. All of them were based on the same developments, which is why they belonged to the same family under the designation “Type 245”. The purpose of the first family project was to create a light reconnaissance tank belonging to the same category as the Pz.Kpfw.II Ausf. L Luchs or VK 1602 Leopard. Further development of the project led to the development of technology for other purposes.

Projects of light tanks of the Typ 245 family (Germany)
Layout tank Typ 245 / 10, capable of shooting at air targets. Photo Aviarmor.net


For the Typ 245 tank, a new chassis of the original design was developed, distinguished from other developments of that time by a characteristic appearance. In order to protect against shelling from all angles and enemy bombs in the hull construction it was proposed to use the so-called rational booking angles. In addition, it was planned to equip the tank with relatively thick armor plates: frontal projection protection was proposed to be made from 80-mm parts, and the sides and stern were to be covered with 30 mm-thick sheets. Given the significant angles of inclination, such armor could withstand hits of some anti-tank guns of the enemy.

The armored hull of the "Type 245" tank had to have a characteristic shape formed by several sheets bent inward. At the same time, the frontal and aft parts of the hull consisted of large upper and small lower sheets. Provided developed fenders, the internal volume of which was available to accommodate the necessary components and assemblies. On the rectangular roof of the hull there was a shoulder strap of a relatively large diameter, which occupied almost the entire distance from side to side.

Tank Typ 245 was supposed to have a non-standard layout for German tanks of the time. In front of the case, there was only a management compartment with a driver’s workplace. The fighting compartment was located in the center, and the food was given under the engine and transmission. To reduce the size of the machine, the V-shaped engine had to be placed across the hull. It was proposed to maintain the power plant through a large hatch in the aft hull sheet.

The type of engine proposed for installation on the tank "Type 245" is unknown. Probably, the project could not reach the stage of selection of specific components that meet the requirements. Probably, it was planned to use a mechanical transmission, which provided the rotation of the driving wheels of the rear location.


Projections of the tank "Type 245". Figure Alternalhistory.com


The composition of the chassis of the tank included six road wheels on each side. The rollers were assembled in pairs in blocks, which, in turn, were placed on the shock absorbers. In the front of the hull were placed the guide wheels, in the rear - leading. Need for support rollers, apparently, was absent.

The driver's seat was located in the front of the hull, with a shift to the left side. To monitor the situation, the driver had to use the viewing device in the front sheet. On the right side a round hatch was provided for access to the control room. Other tank crews were to be located in the swivel turret and get into the car through their own hatches.

The first version of the Typ 245 light tank envisaged the use of a conical tower with a flat roof. Inside the tower it was proposed to mount all the weapons and two crew jobs. As the main weapons For the tank was offered automatic gun MK 112 55 caliber mm. She had the opportunity to fire at a rate of up to 300 shots per minute and hit targets at ranges up to several kilometers. With a gun, it was proposed to use a twin machine gun MG 42 rifle caliber. To control the weapons were two tankers.

A new type of tank should have a battle mass of no more than 15 t. Mobility characteristics, etc. parameters were not determined due to the specifics of the project. In particular, the absence of the selected engine did not allow to evaluate the driving characteristics.


Drawings of a light tank. Figure Alternalhistory.com


The first version of the light tank soon after the start of work received a new designation Typ 245 / 1, associated with the development of new versions. So, in the fall of 1943, the project “Type 245 / 2” appeared. As in the first version of the project, the creation of a light multipurpose tank with firepower and protection at the prototype level was meant. At the same time there were some differences from the basic project.

Of great interest is the third version of the tank - Typ 245 / 10, which became the answer to new challenges. In 1943, work began on several new projects of self-propelled anti-aircraft installations that were supposed to protect troops in positions and on the march. The company "Porsche" decided to develop a universal tank that can fight both ground and air targets. From the basic design of the universal tank "Type 245 / 10" differed modified turret and modified weapons. Thus, in the frontal part and in the roof of the tower, a large slot for pointing a gun with large elevation angles appeared. The gun mounts, from which the machine gun was removed, were modified accordingly.

The fourth version of the project, Typ 245 / 11, again implied the creation of a light reconnaissance tank. From other machines of the family, he differed in some features of the design and composition of equipment for observation and communication. At the same time, the possibility of using the 55-mm gun and machine gun was maintained.

The latest development of the family was the project Typ 245 Sonderfahrzeug V. This car was supposed to be a light tank designed for reconnaissance and escort columns. As in the case of other family projects, some innovations were envisaged, but the general ideas of the project remained unchanged.


Layout of a universal tank. Photo Aviarmor.net


Projects of the “Type 245” family were offered to a potential customer throughout the entire year of 1943, but did not receive approval. Probably, the consistent appearance of several variants of one car was precisely the result of constant failures on the part of the army. Having not received approval for one project, the company-developer began to create a new one based on it, which has some differences from the first. Refusal of the second project led to the beginning of the development of the third, etc. For several months of such work, the company-developer managed to create several options for promising armored vehicles based on common ideas and solutions.

According to reports, during the second half of 1943, Porsche managed to create only a few preliminary projects within the framework of the Type 245 project, which identified only the most general features of the promising technology. In addition, wooden layouts of promising technology were demonstrated to the customer. Due to the lack of interest from the military, other models were not built, technical projects were not developed, and prototyping was not planned.

By the beginning of 1944, all work on the projects of light tanks of the “Type 245” family was discontinued due to the lack of real prospects. The curious ideas underlying these developments could not interest the command and get its approval. All work on light tanks of new types stopped. At the same time, the ideas and developments on the closed project did not disappear. In 1944, the specialists of Porsche created a project for the prospective self-propelled artillery type 255 or E-25. Nevertheless, this development remained on paper, without interest of the military.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ww2history.ru/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok April 25 2016 07: 31
    0
    They say about airplanes: a beautiful airplane flies beautifully. Perhaps the same for tanks. A freak cannot be a real tank. True, the first PMV tanks looked like freaks, but what happened of them. recourse
  2. dmitrii.safonov.dm
    dmitrii.safonov.dm April 25 2016 09: 07
    +1
    Dear author of the article, I am tormented by vague doubts !!!! Typ 245 (Germany)
  3. tchoni
    tchoni April 25 2016 09: 33
    0
    Yes, in Germany during the last war years, real hysteria reigned over the creation of a prodigy. A bit like modern Ukraine .... And, oddly enough, ourselves.
    1. pofigist_26_rus
      pofigist_26_rus April 25 2016 15: 26
      +1
      Something this product reminds me of
  4. code54
    code54 April 25 2016 15: 11
    0
    Can anyone write more about the paired blocks of Porsche rinks? As far as I know, this unit combined a torsion bar, a shock absorber and was quick-detachable. but the cut would see all the mechanics !?
    1. kugelblitz
      kugelblitz April 26 2016 07: 23
      +1
      For example, the principle is quite simple in fact.

      1. code54
        code54 April 26 2016 15: 38
        0
        Thank! But I don’t understand how it works! ;)))) I understand that Porsche was a brilliant mechanic, but my brain refuses to delve into how rotation is transmitted from the other plane to the torsion bar.? Boom to think! It is necessary to dig the Internet! hi I thought there would be a couple of cone stars ...
      2. code54
        code54 April 26 2016 15: 51
        0
        There is a lot of information! ;))) Thank!
  5. Type 63
    Type 63 April 26 2016 14: 45
    0
    Was this tank also called the Jaguarundi?

Проекты легких танков семейства Typ 245 (Германия)

В годы Второй мировой войны немецкая фирма Porsche предложила и разработала массу новых проектов перспективной бронетехники. Часть подобных разработок дошла до серийного производства и эксплуатации в войсках, а иные образцы не вышли из стадии испытаний, поскольку не показывали ожидаемые результаты, вызывали сомнения или даже не вполне согласовывались со здравым смыслом. Тем не менее, некоторые предложения фирмы «Порше», не воплощенные в металле, представляли определенный интерес. Любопытным представителем таких проектов является семейство легких танков Typ 245.

В конце весны 1943 года руководство немецкого танкостроения проанализировало опыт последних боев и сделало некоторые выводы о дальнейшем развитии бронетехники. Во вражеских войсках имелось значительное количество противотанковых орудий. Кроме того, разведка докладывала о создании Советским Союзом легких противотанковых бомб, способных уничтожать бронетехнику за одно-два попадания. Таким образом, перспективные танки должны были иметь ряд характерных черт, в первую очередь, повышенный уровень защиты, как от артиллерии, так и от бомб. Анализ ситуации привел к появлению требований к новому танку. К работам были привлечены несколько основных предприятий промышленности.

В течение 1943 года фирма Porsche разработала несколько вариантов легких танков, соответствовавших новым требованиям. Все они основывались на одних и тех же наработках, из-за чего относились к одному семейству под обозначением «Тип 245». Целью первого проекта семейства было создание легкого разведывательного танка, относящегося к той же категории, что и машины Pz.Kpfw.II Ausf. L Luchs или VK 1602 Leopard. В дальнейшем развитие проекта привело к разработке техники иного назначения.


Проекты легких танков семейства Typ 245 (Германия)
Макет танка Typ 245/10, способного стрелять по воздушным целям. Фото Aviarmor.net


Для танка Typ 245 было разработано новое шасси оригинальной конструкции, отличавшееся от других разработок того времени характерным внешним видом. С целью защиты от обстрела со всех ракурсов и бомб противника в конструкции корпуса предлагалось широко использовать т.н. рациональные углы бронирования. Кроме того, планировалось оснастить танк сравнительно толстыми броневыми листами: защиту лобовой проекции предлагалось делать из 80-мм деталей, а борта и корма должны были закрываться листами толщиной 30 мм. С учетом значительных углов наклона такая броня могла выдерживать попадания некоторых противотанковых орудий противника.

Броневой корпус танка «Тип 245» должен был иметь характерную форму, образованную несколькими наклоненными внутрь листами. При этом лобовая и кормовая части корпуса состояли из крупного верхнего и малого нижнего листов. Предусматривались развитые надгусеничные полки, внутренний объем которых был доступен для размещения необходимых узлов и агрегатов. На прямоугольной крыше корпуса располагался погон башни сравнительно большого диаметра, занимавший почти все расстояние от борта до борта.

Танк Typ 245 должен был иметь нестандартную для немецких танков того времени компоновку. В передней части корпуса располагалось только отделение управления с рабочим местом водителя. В центре помещалось боевое отделение, а корма отдавалась под двигатель и трансмиссию. Для сокращения размеров машины V-образный двигатель должен был размещаться поперек корпуса. Обслуживать силовую установку предлагалось через крупный люк в кормовом листе корпуса.

Тип двигателя, предлагавшегося для установки на танк «Тип 245», неизвестен. Вероятно, проект так и не смог дойти до стадии подбора конкретных комплектующих, соответствующих предъявляемым требованиям. Вероятно, планировалось применять механическую трансмиссию, обеспечивавшую вращение ведущих колес заднего расположения.

Проекты легких танков семейства Typ 245 (Германия)
Проекции танка "Тип 245". Рисунок Alternalhistory.com


В состав ходовой части танка включалось по шесть опорных катков на каждом борту. Катки попарно собирались в блоки, которые, в свою очередь, размещались на амортизаторах. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в задней – ведущей. Необходимость в поддерживающих роликах, по-видимому, отсутствовала.

Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса, со сдвигом к левому борту. Для наблюдения за обстановкой водитель должен был использовать смотровой прибор в лобовом листе. В правом борту предусматривался круглый люк для доступа в отделение управления. Прочие танкисты должны были располагаться в поворотной башне и попадать в машину через собственные люки.

В первом варианте легкого танка Typ 245 предусматривалось использование конической башни с плоской крышей. Внутри башни предлагалось монтировать все вооружение и два рабочих места экипажа. В качестве основного оружия для танка предлагалась автоматическая пушка MK 112 калибра 55 мм. Она имела возможность вести огонь с темпом до 300 выстрелов в минуту и поражать цели на дальностях до нескольких километров. С пушкой предлагалось использовать спаренный пулемет MG 42 винтовочного калибра. Управлять вооружением должны были два танкиста.

Танк нового типа должен был иметь боевую массу не более 15 т. Характеристики подвижности и т.п. параметры не определялись ввиду особенностей реализации проекта. В частности, отсутствие выбранного двигателя не позволяло оценивать ходовые характеристики.

Проекты легких танков семейства Typ 245 (Германия)
Чертежи легкого танка. Рисунок Alternalhistory.com


Первый вариант легкого танка вскоре после начала работ получил новое обозначение Typ 245/1, связанное с разработкой новых модификаций. Так, уже осенью 1943 года появился проект «Тип 245/2». Как и в первом варианте проекта, подразумевалось создание легкого многоцелевого танка с огневой мощью и защитой на уровне прототипа. При этом имелись некоторые отличия от базового проекта.

Большой интерес представляет третий вариант танка – Typ 245/10, ставший ответом на новые вызовы. В 1943 году началась работа над несколькими новыми проектами зенитных самоходных установок, которые должны были защищать войска на позициях и на марше. Фирма «Порше» решила разработать универсальный танк, способный бороться как с наземными, так и с воздушными целями. От базовой разработки универсальный танк «Тип 245/10» отличался измененной башней и доработанным вооружением. Так, в лобовой части и в крыше башни появилась крупная прорезь для наведения орудия с большими углами возвышения. Соответствующим образом дорабатывалась орудийная установка, с которой удалялся пулемет.

Четвертый вариант проекта, Typ 245/11, вновь подразумевал создание легкого разведывательного танка. От других машин семейства он отличался некоторыми особенностями конструкции и составом аппаратуры для наблюдения и связи. При этом сохранялась возможность применения 55-мм пушки и пулемета.

Последней разработкой семейства стал проект Typ 245 Sonderfahrzeug V. Эта машина должна была стать легким танком, предназначенным для ведения разведки и сопровождения колонн. Как и в случае с другими проектами семейства, предусматривались некоторые нововведения, но общие идеи проекта оставались без изменений.

Проекты легких танков семейства Typ 245 (Германия)
Макет универсального танка. Фото Aviarmor.net


Проекты семейства «Тип 245» предлагались потенциальному заказчику в течение всего 1943 года, однако не получали одобрения. Вероятно, последовательное появление нескольких вариантов одной машины было именно результатом постоянных отказов со стороны армии. Не получив одобрения по одному проекту, фирма-разработчик начинала создавать новый на его базе, имеющий некоторые отличия от первого. Отказ от второго проекта приводил к началу разработки третьего и т.д. За несколько месяцев подобных работ фирма-разработчик успела создать несколько вариантов перспективной бронетехники на основе общих идей и решений.

По имеющимся данным, в течение второй половины 1943 года фирма Porsche в рамках проекта Type 245 успела создать лишь несколько предварительных проектов, в которых определялись только самые общие особенности перспективной техники. Кроме того, заказчику демонстрировались деревянные макеты перспективной техники. Ввиду отсутствия интереса со стороны военных другие макеты не строились, технические проекты не разрабатывались, а сборка прототипов не планировалась.

К началу 1944 года все работы по проектам легких танков семейства «Тип 245» были прекращены из-за отсутствия реальных перспектив. Любопытные идеи, лежавшие в основе этих разработок, не смогли заинтересовать командование и получить его одобрение. Все работы по легким танкам новых типов остановились. При этом идеи и наработки по закрытому проекту не пропали. В 1944 году специалистами фирмы «Порше» был создан проект перспективной самоходной артиллерийской установки Typ 255 или E-25. Тем не менее, и эта разработка осталась на бумаге, не заинтересовав военных.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://ww2history.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. igordok 25 апреля 2016 07:31
    Про самолеты говорят: красивый самолет - красиво летает. Пожалуй для танков аналогично. Уродец не сможет быть настоящим танком. Правда и первые танки ПМВ выглядели уродцами, но что из них произошло. recourse
  2. dmitrii.safonov.dm 25 апреля 2016 09:07
    Уважаемый автор статьи-меня мучают смутные сомненья!!!!Typ 245 (Германия)
  3. tchoni 25 апреля 2016 09:33
    Да, в германии последних военных лет царила настоящая истерия в области создания вундерваффе. Немного напоминает современную Украину.... И, как ни странно, нас самих.
    1. pofigist_26_rus 25 апреля 2016 15:26
      Что то мне это изделие напоминает
  4. code54 25 апреля 2016 15:11
    Может кто подробнее написать о парных блоках катков Порше? насколько знаю этот блок совмещал в себе торсион, амортизатор и был быстросъемным. а вот разрез бы увидеть всей механики!?
    1. kugelblitz 26 апреля 2016 07:23
      Вот например, принцип довольно простой на самом деле.

      1. code54 26 апреля 2016 15:38
        Спасибо! Но не пойму как работает! ;)))) Я понимаю что Порше был гениальным механиком, но мой мозг отказывается вникнуть как с оси оп.катка на торсион передается вращение с другой плоскости!? Бум думать! Надо инет порыть! hi Я думал там пара конусных звезд будет...
      2. code54 26 апреля 2016 15:51
        Много есть инфы оказывается! ;))) СПасибо!
  5. Type 63 26 апреля 2016 14:45
    Не этот ли танк также именовался "Ягуарунди"?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня