Проект самоходной артиллерийской установки Adlerwerke E-25 (Германия)

Далеко не все проекты перспективной военной техники доходят до практической реализации и эксплуатации в войсках. Кроме того, в некоторых случаях успешное завершение работ не может быть гарантировано даже путем одновременной разработки нескольких проектов. Хорошим примером таких результатов может считаться немецкая программа E-25, в ходе которой разрабатывались сразу два варианта перспективной самоходной артиллерийской установки. Эти машины должны были иметь много общих черт, а также разделили общую судьбу – они так и не дошли даже до испытаний.

Предпосылки к появлению проекта E-25 появились к середине 1942 года. К этому времени командование германских вооруженных сил пришло к выводу о необходимости сокращения номенклатуры бронетанковой техники. На вооружении одновременно состояло большое число самых разных образцов, что в определенной мере затрудняло их параллельную эксплуатацию и обслуживание. По результатам изучения текущей ситуации в войсках и обстановки на фронте была создана оригинальная концепция дальнейшего развития бронетехники.


Группа специалистов под руководством Генриха Эрнста Книпкампа разработала концепцию дальнейшего развития военной техники, подразумевавшую создание машин с определенными функциями. На основе имеющегося боевого опыта были сформированы несколько типов техники с теми или иными функциями на поле боя. Предполагалось, что появление новой техники, изначально рассчитанной под условия театра военных действий, позволит значительно повысить боеспособность войск. Результатом новой концепции стало появление списка требований к шести типам перспективной бронетехники. В истории это семейство осталось под условным обозначением «E-серия» (Entwicklung – «развитие» или «разработка»).

Проект самоходной артиллерийской установки Adlerwerke E-25 (Германия)
Общий вид САУ E-25. Рисунок Warspot.ru


Среди прочей техники в программе «E» предлагалось создание среднего танка с боевой массой на уровне 25-30 т и 75-мм орудием. Планировалось, что в средней перспективе такой танк сможет заменить танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также самоходки на их базе и некоторую другую технику. По названию серии и нижней границе боевой массы новый проект получил условное обозначение E-25. Сразу следует отметить, что этим названием обозначались два проекта, создававшиеся разными конструкторскими бюро. Это следует учитывать во избежание путаницы.

Важной особенностью программы «E» был подход к выбору фирм-разработчиков. Командование не желало нагружать дополнительной работой конструкторские бюро, которые уже занимались новыми проектами. В результате этого заказ на разработку танка E-25 получила фирма Adlerwerke, занимавшаяся только производством различных образцов техники. Заказ на новый проект был выдан в середине 1943 года. Главным конструктором нового проекта стал Герман Кляу.

Требованиями к проекту задавался весьма высокий уровень защиты, но при этом масса машины не должна была превышать 30 т. Такие требования заставили конструкторов Adlerwerke пересмотреть взгляды на конструкцию перспективной машины. Опыт боевых действий показывал, что САУ StuG III и другая подобная техника, благодаря низкому силуэту, отличаются большой живучестью на поле боя. Одновременно с этим они достаточно легки и не уступают танкам в подвижности. Таким образом, в ходе нового проекта E-25 было решено строить не «классический» танк с поворотной башней, а самоходную артиллерийскую установку с орудием в лобовом листе корпуса. Только такая архитектура машины позволяла выполнить все имевшиеся требования без особых потерь в тех или иных характеристиках.

Перспективная бронемашина получила новый корпус, конструкция которого основывалась на некоторых существующих разработках. Была предложена новая конструкция с большими углами наклона листов, позволявшая повысить уровень защиты экипажа и внутренних агрегатов. Предлагался наклонный лобовой лист с окном для орудия, сзади-сверху он должен был контактировать с листами крыши. Для сохранения приемлемых внутренних объемов и обеспечения требуемой защиты крышу предлагалось делать из трех листов: горизонтального центрального и наклонных переднего и заднего. Борта машины следовало устанавливать с наклоном внутрь, что позволяло использовать внутренние объемы надгусеничных полок для размещения различного оборудования и укладок боекомплекта. На лобовой части корпуса предусматривалась установка литых агрегатов маски орудия сложной формы.

Сварной корпус должен был состоять из листов разной толщины. Верхний лобовой лист имел толщину 60 мм и должен был устанавливаться под углом 45° к вертикали. Нижняя лобовая деталь была вдвое тоньше. Крыша корпуса и корма должны были изготавливаться из 20-мм листов, причем угол установки кормовой детали был равен углу верхнего лобового листа. Защита бортов возлагалась на 30-мм листы. Предполагалось, что бронирование из листов средней толщины с рациональными углами наклона позволит обеспечить защиту от ряда угроз со стороны танков и артиллерии противника. Дополнительными средствами защиты должны были стать малозаметность, обусловленная малой высотой корпуса, и подвижность, достигаемая при помощи мощного двигателя.


Один из вариантов самоходки. Рисунок Wikimedia Commons


Внутренние объемы корпуса машины E-25 предлагалось использовать так же, как и в случае с другими самоходками того времени. В передней части корпуса помещался обитаемый объем, вмещавший рабочие места всего экипажа и казенную часть орудия. Корма отдавалась под двигатель. Примечательно, что в новом проекте было решено отказаться от традиционного разнесения двигателя и трансмиссии в разные части корпуса. Вместо этого сокращать длину машины предлагалось путем поперечной установки двигателя, что позволяло поместить агрегаты трансмиссии в кормовом отсеке корпуса и соединить их с ведущими колесами заднего расположения.

При поисках подходящей силовой установки инженерам фирмы Adlerwerke пришлось столкнуться с определенными трудностями. Изначально предполагалось, что машина получит перспективный двигатель водяного охлаждения фирмы Maybach мощностью 400 л.с. В силу разных причин этот мотор не был поставлен в серию, из-за чего авторам проекта E-25 пришлось выбирать новый. Вскоре появилось предложение об использовании 350-сильного авиационного двигателя воздушного охлаждения. Тем не менее, такой мотор мог сильно усложнить конструкцию машины, поскольку предъявлял особые требования к двигательному отсеку, его вентиляции и т.д.

В итоге было решено оснащать новые САУ двигателем существующей модели, уже находящейся в серийном производстве. В кормовой части E-25 следовало устанавливать карбюраторный двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с., уже использовавшийся на нескольких серийных бронемашинах. Примечательно, что при применении планировавшегося двигателя мощностью 400 л.с. удельная мощность самоходки не превышала бы 16 л.с. на тонну (при боевой массе на минимальном уровне 25 т). Двигатель HL 230 P30, в свою очередь, мог довести этот параметр до 25-28 л.с. на тонну. Благодаря этому максимальная скорость могла доходить до 60-65 км/ч, что было не лишним ввиду специфических взглядов на защиту машины.

Инженерами фирмы Adlerwerke была разработана новая ходовая часть, основывавшаяся на существующих наработках. На каждом борту корпуса предлагалось монтировать по пять опорных катков большого диаметра, частично перекрывавших друг друга (т.н. подвеска Книпкампа). Катки следовало монтировать на индивидуальной подвеске, по-видимому, на основе торсионов. В передней части корпуса располагались направляющие колеса, в корме – ведущие.


Вариант самоходки с гаубичным вооружением. Рисунок Wot-news.com


Изначальным техническим заданием требовалось оснастить машину E-25 75-мм танковой пушкой KwK 43. Тем не менее, защита танков противника улучшалась, что приводило к сокращению потенциала этого орудия. На определенном этапе было решено устанавливать на новую САУ орудие 7.5 cm KwK 44, разработка которого велась фирмами Krupp и Škoda. Такое орудие отличалось повышенными характеристиками огня, а также в перспективе могло получить автоматику заряжания. Последняя, по расчетам, позволяла делать до 30-40 выстрелов в минуту. Однако разработка новой пушки задерживалась, из-за чего авторам проекта самоходки пришлось искать альтернативные варианты.

По некоторым данным, на стадии повторного выбора вооружения рассматривалась возможность использования не только танковых орудий, но и других систем. В частности, E-25 могла бы стать носителем гаубицы с соответствующими последствиями для методики применения такой техники. Также проверялась возможность применения противотанкового орудия 8.8 cm PaK 43 калибра 88 мм, которое могло бы сделать самоходку одним из самых мощных истребителей танков. В некоторых источниках упоминается, что E-25 с орудием PaK 43 обозначалась как Panzerjagerwagen и имела дополнительное название Jaguar. Следует отметить, иногда название «Ягуар» применяется и применительно ко всему проекту E-25.

Для самообороны от пехоты или легкой техники противника САУ E-25 должна была получить небольшую башенку с дополнительным вооружением. На крыше корпуса, со сдвигом к корме, предусматривалась установка башни малой высоты с пулеметом винтовочного калибра или 20-мм автоматической пушкой. С помощью такого оружия можно было вести огонь по целям, которые было бы нецелесообразно уничтожать основным вооружением.

Экипаж самоходки нового типа должен был состоять из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Место водителя располагалось в передней части корпуса, слева от орудия. Для наблюдения за дорогой в лобовом листе предусматривались смотровые приборы. Справа от орудия помещался наводчик, располагавший приводами наведения орудия и прицелом. Позади водителя находилось место командира, а заряжающий должен был находиться в задней правой части обитаемого объема. Для попадания внутрь машины предлагалось использовать набор люков в крыше.

К середине 1944 года специалисты фирмы Adlerwerke завершили разработку проекта самоходной артиллерийской установки E-25. Во второй половине 1944-го командование ознакомилось с проектом и дало добро на строительство первых прототипов самоходок, которым предстояло участвовать в испытаниях. Производство опытных машин поручили нескольким предприятиям. Так, изготовление броневых корпусов поручили металлургическому заводу в г. Каттовиц (ныне г. Катовице, Польша), а окончательная сборка должна была осуществляться на одном из предприятий в г. Франкфурт-на-Майне.


Фотомонтаж, якобы подтверждающий участие E-25 в боях. Фото Warspot.ru


На изготовление нескольких бронекорпусов для E-25 ушло значительное время, поскольку завод должен был выпускать и иную продукцию в интересах серийного строительства бронетехники. К концу января 1945 года в Каттовице были собраны несколько броневых агрегатов, которые вскоре планировалось отправить на сборку. Тем не менее, предприятие-сборщик так и не получило требуемые изделия. 27 января 1945 года Красная армия освободила Катовице и захватила завод вместе с имевшимися там корпусами для серийных и опытных бронемашин.

На этом история проекта E-25 от фирмы Adelwerke фактически закончилась. Война шла к концу и нацистская Германия уже не имела возможности заново собрать требуемые корпуса, построить на их основе опытные самоходки, провести испытания и развернуть серийное производство. Кроме того, к этому времени должны были проявиться проблемы с перспективным оружием для САУ. До конца войны немецкой промышленности так и не удалось завершить разработку пушки 7.5 cm KwK 44, из-за чего проект E-25 должен был столкнуться с дополнительными проблемами и необходимостью переработки системы вооружения.

Дальнейшая судьба нескольких построенных корпусов для САУ E-25 неизвестна. Вероятно, вскоре после обнаружения их отправили в переплавку за ненадобностью. Тем не менее, существует ничем не подтвержденная легенда, что, как минимум, одна новая самоходка была построена и даже участвовала в боях. В подтверждение этой версии приводится единственный фотоснимок, который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается результатом фотомонтажа. Таким образом, история проекта E-25 завершилась в конце января 1945 года, когда немецкая промышленность потеряла корпуса для новых машин, а вместе с ними и надежду на их строительство.

Следует отметить, что проект САУ E-25 от фирмы Adlerwerke может считаться достаточно успешным с точки зрения реализации и выполнения запланированных работ. Из шести проектов техники серии «E» до стадии строительства прототипов дошли только E-25 и E-100. Тем не менее, строительство обеих машин не было завершено, а собранные агрегаты стали трофеями союзников. Кроме того, проект E-25, созданный под руководством Г. Кляу, продвинулся гораздо дальше, чем альтернативная разработка от фирмы Porsche, носившая точно такое же название. Проекту E-25 от «Порше» не удалось даже выйти из стадии проектирования.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://warspot.ru/
https://warthunder.ru/
http://wot-news.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти