В плену нейтралитета

Независимость Ашхабада условна, как и его армия

Группировка Советской армии, оставшаяся в Туркмении после распада СССР, была по количеству и качеству вооружений несколько лучше той, что досталась Узбекистану, не говоря уже о Таджикистане и Киргизии. С другой стороны, у Туркмении не было и нет собственного ВПК, а уровень боевой подготовки личного состава традиционно низок.

Нейтралитет Туркмении возведен в ранг государственной идеологии, поэтому ни с одной страной Ашхабад не поддерживает отношений, хотя бы отдаленно напоминающих союзнические. С Узбекистаном страна находится в состоянии почти открытого пограничного конфликта.


С миру по пушке


Модернизация имеющейся боевой техники и приобретение некоторого количества относительно новой велись на Украине и в Грузии. В последнее время новейшие образцы приобретались в России (танки Т-90, БМП-3, БТР-80А, РСЗО «Смерч», ракетные катера проекта 12418) и в Китае (ЗРС FD-2000) – правда, в весьма ограниченном количестве. Страна обладает очень большими средствами от экспорта нефти и газа, но серьезным ограничителем на развитие ВС является нехватка квалифицированного личного состава. Состояние вооружений и техники советского производства определить достаточно сложно, поэтому их количество известно весьма приблизительно.

Сухопутные войска включают 9 бригад – 7 мотострелковых и мотопехотных (2, 3, 4, 5, 6, 11, 22-я), артиллерийская, зенитно-ракетная. Имеется также несколько отдельных батальонов различного назначения.

На вооружении состоят 10 ПУ ОТР Р-17. Танковый парк включает 10 новейших российских Т-90СА, 640 уже достаточно старых советских Т-72, 55 Т-80БВ, до 30 модернизированных Т-64БМ и 7 совсем древних Т-62. Имеется примерно 200 БРМ (от 12 до 51 БРМ-1К, до 100 БРДМ-1 и 70 БРДМ-2), не менее 936 БМП (525 БМП-1, 405 БМП-2, минимум 6 БМП-3), свыше 800 БТР (до 384 БТР-60, 350 БТР-70, 77 БТР-80, в том числе 27 или даже больше модернизированных с установкой новых боевых модулей, 8 новейших БТР-80А и, возможно, до 10 БТР-4). Артиллерия включает 73 САУ (17 2С9, 40 2С1, 16 2С3), до 400 буксируемых орудий (180–197 Д-30, 6 М-46, от 17 до 76 Д-1, 72 Д-20, 6 2А65, 6 2А36), около 100 минометов (31, 66 ПМ-38), 131 РСЗО (56 БМ-21 и 9 «Град-1», 60 БМ-27 «Ураган», 6 «Смерч»). Есть не менее 100 советских ПТРК «Малютка», 45 «Фагот», 20 «Конкурс», 25 «Штурм», а также 4 новейших белорусско-украинских самоходных ПТРК «Каракал» (украинский ПТРК «Барьер» на автомобильном шасси). Имеется также 72 ПТО МТ-12.

Войсковая ПВО включает по 1 полку ЗРК «Круг» (27 ПУ) и «Квадрат» (20 ПУ), 53 ЗРК малой дальности (40 «Оса», 13 «Стрела-10»), 300 ПЗРК «Стрела-2», до 60 «Игла-С» и, возможно, до 20 французских «Мистраль», 48 ЗСУ-23-4 «Шилка», 22 зенитных орудия С-60.

ВВС имеют достаточно хаотичную структуру из авиабаз, полков и эскадрилий. Ударная авиация располагает 55 штурмовиками Су-25 (в том числе 6 Су-25У). На хранении находятся не менее 65 Су-17. Истребительная авиация включает 24 МиГ-29 (в том числе 2 УБ). 24 перехватчика МиГ-25ПД и от 130 до 230 истребителей МиГ-23 (в том числе 10 учебно-боевых МиГ-23У) находятся на хранении. Специальная авиация является чисто символической. Она включает 5 транспортных самолетов (1 Ан-24, 2 Ан-26, 2 Ан-74) и 2 учебных L-39. Еще 3–4 учебных Як-52 на хранении. Имеется 10 боевых Ми-24, 12–14 многоцелевых и транспортных вертолетов (8–10 Ми-8, 4 европейских AW139).

В составе наземной ПВО – 13-й зенитно-ракетный полк ЗРС С-200 (12 ПУ) и примерно 40 ПУ ЗРК С-75 и С-125. В 2015 году поступила на вооружение ЗРС FD-2000 (экспортный вариант HQ-9, близкой по ТТХ к российской С-300).

ВМС и пограничная охрана имеют в своем составе 2 новейших российских ракетных катера проекта 12418 (с ПКР «Уран») и 1 турецкий (с итальянскими ПКР «Марте»), до 25 сторожевых катеров (от 2 до 10 советских проекта 1400 и украинских «Гриф-Т», 2 российских проекта 12200, 1 американский типа «Пойнт», до 4 украинских «Калкан», 8 «Аркадаг») и, возможно, 1 тральщик проекта 1252.

Номинальная мощь


Благодаря последним закупкам российской техники ВС Туркмении по своему потенциалу вышли на второе место в Центральной Азии после Казахстана. Тем не менее из-за очень высокой доли устаревшей советской техники, отсутствия собственного ВПК и слабой подготовки личного состава потенциал туркменской армии остается низким. При этом союзников у страны нет, а почти все соседи являются потенциальными противниками (включая даже Азербайджан, с которым у Туркмении спор за шельф Каспийского моря). Некоторые (впрочем, неудачные) попытки Ашхабада заигрывать с Вашингтоном вызывают разве что недоумение: как показывает опыт последних лет, союз с США не гарантирует ни малейшей безопасности даже более географически и идейно близким и полезным Америке странам. Газовая труба в настоящее время очень тесно связывает Туркмению с Китаем, но и здесь иллюзий быть не должно – Ашхабад зависит от Пекина на порядок сильнее, чем Пекин от Ашхабада. Кроме того, китайское руководство до сих пор не было замечено в стремлении хоть немного поступиться собственными интересами ради помощи какой-либо зарубежной стране (даже если с той на словах установлено «самое великолепное в истории стратегическое партнерство»).

В плену нейтралитета


Не факт, что туркменская армия справится даже с узбекской: хотя первая сейчас лучше вооружена, вторая может просто задавить противника массой (людские ресурсы Ташкента примерно впятеро больше). Тем более ВС Туркмении не смогут противостоять ВС и КСИР Ирана. Очень большие проблемы возникнут у Ашхабада в том случае, если будет усиливаться давление радикальных исламистов из Афганистана. Борьба с партизанскими и диверсионно-террористическими формированиями является сложнейшей задачей даже для вооруженных сил, более качественных, чем туркменские. К тому же нет ни малейшей уверенности в том, что личный состав устойчив к пропаганде исламистов и что армия при попытке их подавить не развалится изнутри, начав переходить на сторону противника.

Таким образом, Туркмения находится в той же геополитической ситуации, что и остальные страны Центральной Азии – об их безопасности и обороноспособности можно говорить лишь с очень большой долей условности. В преимущественном положении находится лишь Казахстан. Во-первых, он не граничит с Афганистаном, во-вторых, установил достаточно тесный военный союз с Россией, в-третьих, имеет хорошие собственные ВС и ОПК (подробнее – «Искатели компетенций» на стр. 07). Всем остальным странам региона в обозримом будущем предстоят очень серьезные испытания, которые могут поставить под угрозу само их выживание.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/30314


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 61
  1. Тот же ЛЕХА 23 апреля 2016 05:17
    Таким образом, Туркмения находится в той же геополитической ситуации, что и остальные страны Центральной Азии – об их безопасности и обороноспособности можно говорить лишь с очень большой долей условности.


    Главный гарант спокойствия туркменов все таки РОССИЯ...не пропускающая талибов через границы ТАДЖИКИСТАНА...а остальное всего лишь амбиции местных правителей.
    1. Enot-poloskun 23 апреля 2016 07:42
      Согласен. В случае обострения ситуации в Афганистане - Туркмения долго не продержится.
    2. Castor 23 апреля 2016 07:47
      Главный гарант спокойствия туркменов - огромная безводная пустыня, напичканная ядовитыми гадами и тварями, ужасный климат и пышный букет специфических местных болезней. Ни один здравомыслящий человек по доброй воле туда не сунется (если конечно он не туркмен и это не его Родина). А нефть и газ можно добывать в более приятных и безопасных местах. laughing
      1. nov_tech.vrn 23 апреля 2016 12:33
        Ну гарантом все таки, выступает с одной стороны очень низкая плотность населения с афганской стороны, хотя нарушения границы с той стороны не редкость, и то что исламисты не чувствуют пока достаточно сил для авантюр, бездорожье их особенно никогда не беспокоило, да и нефть с газом можно экспортировать только через Казахстан и Иран, далее Россия , Иран или Китай, а там исламистов никто не любит. Азербаджан из-за старых споров исключен, да и дорого там чрез море возить.
        1. Castor 23 апреля 2016 13:18
          Цитата: nov_tech.vrn
          бездорожье их особенно никогда не беспокоило

          Какое бездорожье? request В пустыне сколько водителей, столько же и дорог. laughing
          Цитата: nov_tech.vrn
          очень низкая плотность населения с афганской стороны

          С туркменской не выше.
          Цитата: nov_tech.vrn
          исламисты не чувствуют пока достаточно сил для авантюр

          Скорее туркмены не испытывают желания связываться с Россией. Очень уж хорошо их при Александре III усмирили. До сих пор русских особо не любят, но побаиваются. hi
          1. Талгат 23 апреля 2016 21:51
            на самом деле Туркмения потенциальный союзник и почти готовый участник ОДКБ

            Во первых в Туркмении нет никакого амеровского антироссийского влияния

            Во вторых, у Туркмении нет никаких конфликтов с республиками ОДКБ - ни с РФ ни с КЗ, более того вполне дружеские отношения

            В третьих - несколько лет назад Казахстан, взяв курс на стратегическое партнерство с Ираном - договорился строить ЖД с Ираном - но должна пройти через Туркмению, - уже построили кстати - и это уже большая геополитика - это связь Евразии и Ирана - гарантия безопасности Ирана от морской блокады - и Туркмены тут пошли навстречу и Ирану и КЗ (читай РФ)

            Очень вероятно, что Туркмения вскоре и открыто присоединится к ОДКБ - т к перед лицом грядущих вызовов все равно придется выбирать сторону - а они похоже явно не Грузия и не Украина
            1. Yeraz 23 апреля 2016 23:08
              Цитата: Талгат
              на самом деле Туркмения потенциальный союзник и почти готовый участник ОДКБ

              ОДКБ мертвая организация,что очередной раз был показан в событиях по Карабаху.
              Самый надежный механизм-это двухсторонний договор с РФ.
        2. Нагайбак 24 апреля 2016 14:55
          nov_tech.vrn"Ну гарантом все таки, выступает с одной стороны очень низкая плотность населения с афганской стороны".
          В Афганистане 31 млн человек. Это низкая плотность населения для Афганистана или нет?)))
    3. Cartalon 23 апреля 2016 08:42
      Эм как можно не пускать талибов в Туркмению охраной границы Таджикистана?
    4. РУСС 23 апреля 2016 09:23
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Главный гарант спокойствия туркменов все таки РОССИЯ...не пропускающая талибов через границы ТАДЖИКИСТАНА...а остальное всего лишь амбиции местных правителей.

      Сейчас границу Таджикистана охраняют таджикские погранцы так как-13 июля 2005 года завершился вывод российских пограничников, ограниченный контингент оставался в статусе иностранных советников.В 2011 году состав российского контингента уменьшен с 350 до 200 человек до 2016 года.
    5. Урфин Джюс 23 апреля 2016 16:45
      Выскажу собственное обывательское мнение (не претендую на аналитику, можно оспорить)... Туркмены по части боеспособности никогда не славились, у них лучше получается выращивать красивых рысаков (вспомнился парад 45-го с Жуковым на коне). И в СССР отправка в Кушку воспринималась чуть-ли не ссылкой. На постсоветском пространстве Туркмения достаточно стабильная республика, про Ниязова говорить не хочу... БОХ, мать его.
      Политика нейтралитета хороший вариант, но претензии и амбиции со временем трансформируются, и на примере Японии которая из сил самообороны пытается лепить вооруженные силы и уже слышно как звучат уязвленные самурайские голоса... Вообщем к Туркмении отношусь настороженно.
    6. user 23 апреля 2016 18:33
      В преимущественном положении находится лишь Казахстан.


      Это положение сохранится лишь до момента ухода Назарбаева, а дальше будет даже интересней чем в Таджикистане.
    7. garnik64 24 апреля 2016 09:10
      Туркменистан и Афганистан имеют общую границу.
    8. сибиралт 24 апреля 2016 11:58
      Таки придется опять из них делать одну ЗСФСР. Не то друг друга раздолбят.laughing
    9. moskowit 24 апреля 2016 18:12
      Всё правильно! Как "петух жареный" клюнет, так сразу за помощью к "старшему брату" побегут.
  2. Gvas1174 23 апреля 2016 06:04
    Блин,и снова респект автору,ты сделал мое утро. Просто аплодируют,расклад верный
    1. ГЕРМЕС 23 апреля 2016 06:19
      Цитата: Gvas1174
      Блин,и снова респект автору,ты сделал мое утро. Просто аплодируют,расклад верный



      "Автор: Александр Храмчихин"...этот мужик свое дело знает...
      1. Касым 23 апреля 2016 20:29
        Диванный аналитик. У туркмен с соседями все нормально, есть традиционные споры, но не более. Ж\Д дорогу построили из РК в Иран через себя, с Алиевым готовы газопровод строить ч/з Каспий, но мы не даем и т.д..
        С Афгана попрут. Друзья, эти пугалки могут осуществиться только в одном случаи - нужен самый крутой спонсор. Но этот спонсор снимает санкции с Ирана, задабривает пряниками соседей по ЦА. О чем это говорит? Почему 15 тыс. контингент сидит за заборами на своих базах, и вообще, что с такими силами можно там сделать? Они в ловушку попали. У всех соседей есть "свои друзья" в Афгане. Что стоит тому Ирану дестабилизировать ситуацию для янки в Афгане - подкинуть денег и оружия с бк, например хазарейцам; или узбекам Дустума "натравить"(генерал даже денег и бойцов не просит - дайте только оружие и он готов со всеми разобраться - договоренности РФ и НАТО о непоставках вооружений НВФ). А выйди янки с Афгана - тут же начнутся внутренние разборки и полная потеря лица (в Афгане на НАТО положат - будут главными шайтанами), вернуться уже никогда не смогут. Т.е. стратегически для них неприемлемо, вся Евразия выходит из под контроля и на один Пакистан (ядерная страна) положится не смогут. Вся работа Вашингтона с начала века пойдет на смарку (окружить КНР и РФ). И это непонятное предложение по Новому Шелковому Пути (создают видимость друж. отношений) север-юг по ЦА, без КНР и РФ. Поэтому думаю, что у натовцев самих положение не ахти какие. Им в Афгане соседи могут такую кровавую баню устроить, что вторым Вьетнамом покажется. hi
        1. Касым 23 апреля 2016 21:10
          Задумайтесь. Почему натовцы себя вольготно чувствуют в Афгане? Да потому что есть запрет на поставку вооружений в Афган - со всеми янки договорились. Поэтому и не видим крупномасштабных боевый действий, одни теракты и подрывы. Нет у бородочей такого БК, чтобы атаковать коалицию. Но если будет атака на ЦА из Афгана, то этот запрет будет автоматически снят. Будут узбеки ждать, когда их бородачи атакуют - да они Дустума вмиг вооружат до зубов?! И все это перекинется в Афган - это янки надо? Сейчас в Афгане только талибы мутят, но они напрямую связаны со спецслужбами Пакистана, которые и могут что-то подкинуть. Когда "поведение" натовцев не нравилось пакистанцам, моментально активизировался Талибан.
          Чтобы сейчас ДАИШ не заявлял по Афгану, но боекомплект они в Афгане толком не найдут. Да и их единицы, это просто какие-то банды бородачей заявляют о приверженности с ДАИШ и может какие-то бабки от них получают.
          По линии Афгана, нам выгодно, чтобы Ташкент не был в ОДКБ - независимый игрок, к которому янки вынуждены прислушиваться. Иначе бы все решалось бы только в Москве (ОДКБ). А так Ташкент и Москва "растягивают" возможности НАТО в Афгане, выдвигая разные требования. hi
          1. Касым 23 апреля 2016 21:45
            Кстати.
            НАН был на прошлой недели с визитами в Узбекистане и Иране. Так вот по утверждению МК в Казахстане (Московский Комсомолец), в последнем выпуске, стр.8, статья "Иран нацелился на вступлению в Союз":"...Иран попросил содействия Казахстана в присоединении к ЕАЭС...". НАН обжегся с Эрдоганом, и теперь будет акуратнее, но Тегеран только выходит из под санкций, нахлебался западных обещалок, поумнел и наверняка договороспособнее турка.
            Если это так, то и в ОДКБ заинтересован, чтобы кто-то не надумал бомбить АЭС или еще чего там придумают. Конечно и Иран должен вести себя соответствующе - например, влезет под ядерный зонтик РФ и все дела, на мой взгляд, чтобы самим не играть с яд. дубиной.
            В таком случаи от нейтралитета Ашхабада ничего не останется. wink . Куда ему будет деваться, когда везде ОДКБ и ЕАЭС - куда свой газ отправлять, если везде границы ЕАЭС. Неконкурентноспособен, как минимум. Так что сам Всевышний велел! lol hi
  3. avva2012 23 апреля 2016 06:27
    Хорошая статья, интересная. В Туркмении понимали прекрасно свои возможности и правильно голосовали за сохранение Союза.
    Увы, правители не те. Остались одни амбиции.
  4. a.s.zzz888 23 апреля 2016 06:38
    С миру по нитке - и вооружают армию. Были бы бабки.
  5. татарин 174 23 апреля 2016 06:43
    А сколько там в советское время было воинских частей, аэродромов, полигонов? Был там в Келяте на стрельбах когда-то и по Копетдагу полазил тоже, красивые горы... В Каракумах ночью при движении сами собой светились лампы дневного света.
  6. avg-mgn 23 апреля 2016 07:20
    серьезным ограничителем на развитие ВС является нехватка квалифицированного личного состава.

    Это проблема всех бывших южных государств СССР (пожалуй кроме Казахстана). После развала Союза, например в Киргизии, лейтенанты из местных сразу стали майорами, полковниками. На безрыбье и рак пойдет.
    Таджики скотоводы и отчасти аграрии по жизни, воевать не их удел, 2-3 поколения должно смениться, что бы выросли свои спецы военного дела.
    1. Castor 23 апреля 2016 08:02
      Цитата: avg-mgn
      Таджики скотоводы и отчасти аграрии по жизни, воевать не их удел

      Вот о таджиках не надо ля-ля. Таджики как раз в основной своей массе воины, гористая местность этому очень способствует: пастбищ и полей крайне мало. Зато после удачного набега на соседей есть где спрятаться. laughing
      Что касается нехватки военных специалистов, так это видно из национального состава Советской армии: в основном русские, украинцы, белорусы, немного Кавказ и Закавказье, таджики и казахи встречались, киргизы и узбеки редко, а вот туркменского офицера или прапорщика не встретил ни одного! sad Откуда они набрали нынешний кадровый "костяк" своей армии request не понимаю. Если только какая-то часть офицеров СА перешла в их армию. crying
    2. Sergej1972 24 апреля 2016 01:29
      А скотоводы аграриями не являются?) Может, скотоводы и земледельцы?))
  7. aba 23 апреля 2016 07:45
    Если слаб физически, то будь умным. Но если ни того, ни другого, то лучше быть просто паинькой, иначе всё будет зависеть от воли других.
    aba
  8. zyablik.olga 23 апреля 2016 07:45
    Цитата: ГЕРМЕС
    "Автор: Александр Храмчихин"...этот мужик свое дело знает...
    Нет не знает. no Автор в в очередной оперирует данными 10 летней давности.Как мне подсказывают по составу вооружения туркменской армии очень много недостоверной информации. Или вы верите в сотни туркменских МиГ-25 и МиГ-23 ?
    1. Bongo 23 апреля 2016 09:50
      Цитата: zyablik.olga
      Нет не знает. Автор в в очередной оперирует данными 10 летней давности.

      Не скажу за сухопутные войска, но данные по ВВС и ПВО абсолютно не соответствуют действительности. Откуда взялись такие астрономические цифры по МиГ-23 и МиГ-25 ? Возможно столько истребителей осталось после зазвала СССР, но автор видимо забыл сколько лет прошло и какие "подготовленные" кадры в Туркмении. В реальности боевую ценность представляют лишь несколько Су-25 и вертолётов. Остальная авиатехника вся давно по большей части прикована к земле.
      Вызывает большие сомнения работоспособность комплексов "Круг" и "Квадрат". Ресурс ракет для них давно вышел, а поддерживать в рабочем состоянии ламповую элементную базу надо ещё умудриться. В России последние комплексы этого типа списали ещё 10 лет назад, хотя ремонтные возможности у нас многократно выше.
      Относительно С-200 и С-75, то на вооружении они чисто формально. Да, их показывают на парадах, но на БД их давно нет. Эти жидкостные ракеты весьма сложны и дороги в эксплуатации. Ну, а что касается китайской ЗРС FD-2000 - оставим это на совести автора.
      1. Громобой 23 апреля 2016 10:55
        Цитата: Bongo
        В реальности боевую ценность представляют лишь несколько Су-25 и вертолётов.
        Немного не соглашусь.Чем вооружены туркмены наглядно демонстрируют кадры с их октябрьского парада и мартовских учений .МиГ-29 у них мало,но они есть и они боеспособны."Печора-2М" у них имеется,кстати.Что касаемо китайского зенитного комплекса,то в учениях комплекс был задействован и это зафиксировано.
        П.С. Туркменской армии трудно вести затяжную войну со своими соседями,но мощным ударом остановить и сковать агрессора до военно-политического вмешательства крупных игроков ей по силам.
        1. Bongo 23 апреля 2016 11:04
          Цитата: Громобой
          Чем вооружены туркмены наглядно демонстрируют кадры с их октябрьского парада и мартовских учений .

          Дык, они на парадах и ЗУР С-200 катают раскрашенные в цвета национального флага.

          Только толку с этого?
          Цитата: Громобой
          МиГ-29 у них мало,но они есть и они боеспособны.

          Единицы и сильно изношенные.
          Цитата: Громобой
          Печора-2М" у них имеется,кстати.

          Я этого не отрицал, пару дивизионов они действительно модернизировали.
          Цитата: Громобой
          Что касаемо китайского зенитного комплекса,то в учениях комплекс был задействован и это зафиксировано.

          А вот это фиг его знает, что за техника на фото вообще не понятно request На ТПК ЗУР FD-2000 не похоже.
          1. Громобой 23 апреля 2016 11:46
            А по моему сходство 1 в 1.
            1. Bongo 23 апреля 2016 11:50
              Цитата: Громобой
              А по моему сходство 1 в 1

              Скорей всего вы правы yes HQ-9 для "внутреннего использования" выглядит несколько иначе.
      2. SokolfromRussia 23 апреля 2016 13:37
        Military balance 2016 вот вещает:
        AIRCRAFT 36 combat capable
        FTR 24: 22 MiG-29A/C Fulcrum; 2 MiG-29UB Fulcrum
        ATK 12 Su-25MK Frogfoot
        TPT • Light 1 An-26 Curl
        TRG 2 L-39 Albatros
        HELICOPTERS
        ATK 10 Mi-24 Hind
        TPT • Medium 8 Mi-8 Hip
        AD • SAM S-75 Dvina (SA-2 Guideline); S-125 Pechora (SA-
        3 Goa); S-200 Angara (SA-5 Gammon)
  9. max73 23 апреля 2016 07:48
    О положении дел в Туркмении очень мало информации поступает. Вообще, любой информации...На каком-то стороннем ресурсе недавно вычитал, что призывники и офицеры не горят желанием, скажем так, служить на афганской границе и местами дело доходит до дезертирства и бегства в сопредельные страны.
    1. Фатих88 23 апреля 2016 08:10
      Потому что Туркманистан это закрытия страна. Даже гражданам не легко покидать Туркманистан.
  10. semirek 23 апреля 2016 07:55
    Нейтралитет дело хорошее,но попробуйте объяснить это талибам или игиловцам.
    1. Фатих88 23 апреля 2016 08:21
      Вообще-то 100% нейтралитетом не возможно быть. И ещё сейчас в мире такое геополитика что каждый стран рано или поздно выбирает для себя кого-то союзники.
  11. met 23 апреля 2016 08:19
    И здесь многое зависит от внешних факторов. Ирак и Ливия - были хорошо вооруженные страны. Иракских офицеров перекупили американцы- и армии нет. Восток - дело тонкое. Хоть деньги там играют роль большую, чем, допустим, в реально "закрытых" странах. Взорвать Азиатское подбрюшье России - для американских стратегов цель не менее достойная, чем руками ИГИЛ стереть с карты Сирию и для наведения порядка ввести туда свои войска. Не нужно забывать, что главной целью неоконсерваторов в США является установление тотального мирового господства. Для этого применяют принцип разделения и стравливания.Россия по-прежнему является " угрозой №1".
    met
  12. 149RUS 23 апреля 2016 08:25
    Интересная страна! КАк так можно закрыться от мира в век глобального интернета и т.д.? Даже хитрожопые америкосы пролезть не могут! Очень мало информации,очень. Хотелось бы больше узнать как живут туркмены!
    1. Castor 23 апреля 2016 09:49
      Цитата: 149RUS
      Хотелось бы больше узнать как живут туркмены!

      Как сейчас живут, мало что известно, могу рассказать как жили раньше - вряд ли отличия велики. Долгое время пробыть в Туркмении не пришлось, все впечатления от войсковой стажировки длительностью месяц. До Ташкента самолётом, от Ташкента до Красноводска поездом, от Красноводска до Кизыл-Атрека автобусом. Первые впечатления самые яркие и запоминающиеся. Железная дорога электрифицирована частично. Долго тащились на тепловозной тяге, скорость движения - чуть быстрее пешехода. Реально можно спрыгнуть на ходу, побегать по степи и вернуться в свой вагон. На станциях бабушки с пирожками. Спросили "с чем пироги"? "С травой". Думали просто не может объяснить по-русски, сели в вагон, отъехали, стали пробовать - реально с травой, в смысле не с той травой, которая дурь, а стой, которая сено. Пиво в бутылках какое-то мутное, с осадком, срок годности прошёл три раза. Первые числа апреля, жара под 30-ть. Мама дорогая, что же в июле-августе будет?
      Автобус в Красноводске: заходи, дост (друг значит, местные все к русским так обращаются) какие билеты, зачем билеты, заходи, скоро поедем. Набились, как рыба в советские консервы, 3-4 часа езды по пустыне, остановка меж двух барханов. Как по команде все высыпали наружу: мальчики за один бархан, девочки за другой. Обратно в автобус - какие билеты, деньги давай, деньги не даёшь, дальше не едешь! Заплатили, ещё 3-4 часа и приехали. Часть рядом с посёлком, вечером можно сходить в летний кинотеатр. Каждый вечер премьера "Пираты ХХ века" и каждый вечер аншлаг. laughing
      Вода привозная километров за 30 (очень хорошо по здешним меркам), водка местная - жуть, "туда" ни в какую не идёт, зато обратно просто сама выскакивает. Отдельная тема - местное вино "Чемэн". Обширный раздел офицерского фольклора посвящён этому "напитку богов". Местные относятся доброжелательно, при этом строго-настрого запрещено вступать с ними в малейшие конфликты - прикончат сразу. Женщины в посёлке пекут в палисадниках лепёшки, завидев форму кричат "солдат", приветливо машут руками, угощают половинками лепёшек. В посёлке есть библиотека, все признаки говорят о том, что нога человека тут не ступала. Вообще книг местных издательств в продаже много, но спросом они пользуются только у приезжих. Заканчивается апрель, жара уже просто невыносимая, возвращаемся через Небит-Даг. Это довольно крупный современный город. Внезапно понимаю, что целый месяц видел исключительно женщин в национальных платьях до пят, поэтому первая же встречная короткая юбка приводит в очень "приподнятое настроение". Хочется догнать и тут же ооо-оо, я-я, фантастиш... С огромным трудом удаётся побороть дремучие инстинкты. Последние пару дней до отъезда лазили по Красноводску и окрестным горам. И то и другое достойно восхищения. laughing hi
      1. 406пмп2гв 24 апреля 2016 22:53
        Ну на счет что у каждого водителя своя дорога, это громко сказано.В Каракумах, на песках сильно не раскатаешься.В апреле ещё нормально по жаре, начинается в июне.Я всегда хотел посмотреть на этих писателей, типа приходит ночь и спадает жара, потом приходи духота. Из 3-х ночей, 2 точно.и будешь ворочаться, трудно засыпая.Также никто не отменял песчаные бури. Небит-Даг в советское время - это город нефтяников. В городе жили нефтяники, военные ( близко Иран ещё с американскими базами).На 60тыс. населения около 70 национальностей, но жили дружно. Воду в квартиры давали утром- 2 часа, вечером -3 часа. Поэтому в ванне держали всегда немного воды.Проблема осталась с советских времен и до сих пор никак не решается и стало еще хуже.Большая сейсмичность.Жил в свое время в в двухэтажке и знал куда встать при землетрясении. на сайте видел небоскреб в 12 этажей, но никто в нем не хотел жить, стоял несколько лет, сделали из него гостиницу.Очень рад был, что в свое время отца перевели оттуда.Местные кадры, слабые всегда по жизни были. Так что армия слаба и духа маловато.
    2. kryuger.mark 23 апреля 2016 11:04
      Ну С.Корея же закрылась. Интернет нормальный,есть только у Кима.
  13. Pvi1206 23 апреля 2016 09:13
    При этом союзников у страны нет, а почти все соседи являются потенциальными противниками

    Такое положение будет сохраняться лишь до первого серьёзного военного столкновения и его результата. Без союзников даже США не воют.
    Боеготовность определяется не столько качеством вооружения, сколько боевым духом личного состава.
  14. a.hamster55 23 апреля 2016 09:50
    В 1994 году на базе хранения аэродрома " Подсолнух" оставил 218 летательных аппаратов. 50 -Су-25 , остальные МиГ23. До конца 1992 года их периодически расконсервировали и облётывали. Потом начался исход славянских спецов. Технику передал ст. л-ту коренной национальности , а главное УАЗ с форсированным движком fellow
    1. Туркестанец 23 апреля 2016 13:51
      В 1994 году на базе хранения аэродрома " Подсолнух" горд КИЗИЛ-Арват wink
      1. Комментарий был удален.
      2. a.hamster55 24 апреля 2016 07:56
        Теперь это Сердар вроде. А от техники наверное только цветмет.
      3. garnik64 24 апреля 2016 10:18
        Я сам родом из Кизыл-Арвата. В городе находился штаб дивизии,штаб одного из полков,авиаполк,артполк и погранцы. Находясь на территории части ,себя ощущал как в другом измерении(в смысле чистоты).Вообще местные оставили положительное впечатление ,хотя было всякое.А какой сладкий виноград,арбузы,а дыни лучшие в мире.Жаль ,что проблематично попасть в Туркмению и то только через Москву.Ностальгия ... .
        1. Комментарий был удален.
        2. a.hamster55 25 апреля 2016 06:16
          Шанс попасть в Туркмению есть, может и не с первой попытки , но только по определённому туристическому маршруту и под "присмотром" fellow
  15. Reptiloid 23 апреля 2016 09:57
    Статья понравилась. Но ведь теперешняя изоляция и закрытость действительно необычно. Интересно вообще про теперешнюю Туркмению прочитать,как-то не задумывался, кроме фото огромных статуй (золотых,или позолоченых )их президента ничего не вспоминается.Закрытая страна,буду читать.
  16. Чисайна 23 апреля 2016 10:17
    Тот же Лëха.А назовите хоть один бой Российских ПВ или СВ с талибами.
  17. Чисайна 23 апреля 2016 10:30
    Когда шла гражданская война в Таджикистане.И были созданы КМС-Коллективные Миротворческие Силы,в составе,России,Узбекистана,Казахстана,Кыргызстана,то Туркменистан в лице Ниязова уклонился от этого.
  18. iouris 23 апреля 2016 11:32
    Нейтралитет в этом регионе невозможен. Или Туркмения становится региональной сверхдержавой со всеми обременениями, либо её съедят.
  19. Владимир61 23 апреля 2016 14:38
    Мне кажется, что правители многих стран, в том числе и европейских, только исходя из уподобления себя "некому национальному божеству", излишне тешат себя наличием собственной армии. Из почти 200 стран, составляющих политическую карту мира, лишь несколько десятков могут демонстрировать не "парадную" армию, а структуру, которая реально способно защитить независимость государства от своих ближайших соседей. А тех, кто способен противостоять мировым конфликтам, можно перечислить на пальцах одной руки!
    Так что, по большому счету, мы в большинстве стран, видим вариации на тему "армия почетного караула"!
  20. APASUS 23 апреля 2016 14:45
    Основой проблем в Азии всегда была именно местная правящая элита.
    Такие страны как Узбекистан,Таджикистан ,Киргизия по системе управления да и не только, просто вернулись в средневековье.
  21. EvilLion 23 апреля 2016 15:06
    А наводить порядок придется в итоге русскому солдату.
    1. CAH4OYC 23 апреля 2016 15:21
      Это при условии что у русского солдата будет порядок дома.Все-таки у руля Лжедмитрий с Наебулиной сидят!
  22. казак волгский 23 апреля 2016 15:16
    полный обзор!автору - спасибо!!!
  23. CAH4OYC 23 апреля 2016 15:23
    О вообще-то,Туркмения строит средневековое государство,так что не надо им мешать!
  24. semirek 23 апреля 2016 19:35
    Я вот подумал-а не "наелись" мы азии за все столетия?может быть пора и Россией матушкой занятся, допустим например получится заваруха на границе ,у них,и что придётся защищать туркменов?А они нам опять ,через время-гоу хом,здесь должны быть чёткие правила игры.
  25. Сержант 23 апреля 2016 22:55
    Нашим властям надо бы не забывать о южных соседях России.Иначе НАТО туда быстро придет
  26. Кот Гришка 23 апреля 2016 23:09
    Статья навеяла воспоминания. В 86-87 г.г. служил срочную в ПВО в Мары в упоминанием здесь ЗРС-200. Сам комплекс находился (находится) южнее п.Мургаб. По спутнику даже нашел позицию! Какие-то строения. Очень похоже,что позиция существует.По крайней мере со спутника. Да насчет нацкадров офицерских -у нас был старшина группы дивизионов прапорщик Атаев-во!даже фамилию вспомнил . Других туркмен не встречал- в смысле не срочников.
    А вообще о Туркмении остались самые теплые воспоминания-когда бы ещё я туда попал бы! Много чего вспоминается: госпиталь в Мары(гепатит),губа в Мары (всего лишь одни сутки),боевые стрельбы на полигоне Сары-Шаган! Молодые были,безбашенные,жизнью не битые.
    1. Bongo 24 апреля 2016 01:41
      Цитата: Кот Гришка
      Статья навеяла воспоминания. В 86-87 г.г. служил срочную в ПВО в Мары в упоминанием здесь ЗРС-200. Сам комплекс находился (находится) южнее п.Мургаб. По спутнику даже нашел позицию! Какие-то строения. Очень похоже,что позиция существует.

      Нет, не существует, по крайней мере БД здесь никто не несёт. РПЦ действительно остались, но пусковых уже нет. ЗРК С-200 в XXI веке
  27. Объектив 24 апреля 2016 13:06
    Мне довелось быть в Туркмении тринадцать лет назад. Командировка почти год. И парад на день независимости видел, и Ниязова покойного. Наблюдения и общение с людьми в общем статью подтверждают. На тот момент армия - жалкое подобие. Техника - в десятый раз перекрашенные остатки СССР, под Бахарденом ряды кое как прикрытых самолетов и вертолетов. Форма на солдатах - жутко жаркая пародия на "афганку", у спецподразделений комок, как мне сказали "чешский". Но он был диких зеленых расцветок! И это в пустынной местности!
    В день парада над городом пролетели Су 25, Ми 24 и Ил 76. Сведущие люди нашептали - пилоты из России.
    А вот насчет "вынужденного" нейтралитета автор слегка не прав. Нация абсолютна мирная. За кинжалы не хватается, на чужое не претендует.
    Сторонникам российской поддержки в случае чего, можно не напрягаться. Пророссийско настроенные граждане давно покинули страну, а каждый год в стране проходит день Скорби. За побоище устроенное царской императорской армией. Так что нынешнее поколение может не знать кто такой Александр 111, но к русским относится настороженно. Им уже влили в головы...
  28. garnik64 24 апреля 2016 15:03
    На территории сегодняшней Туркмении ,бой русским войскам дал один город Гектепе .В начале 20 века в городах проживали русские ,армяне и персы ,туркмены жили в аулах.Армяне были вторые по числу населения в городах .И только в городе Мерв(Мары) армян было больше.
    А персы это тюркоязычные ,только в 60 годах получили паспорта азербайджанцев ,а до этого у них были документы на одном листке. Книга :Путеводитель по Туркестанской железной дороге 1905г:оригинал.
  29. mihalych 24 апреля 2016 17:21
    Да, ребята, аналитики вы еще те... Кто-то был в Туркмении во времена царя Гороха, 99 процентов вообще не были, и считают, что столица Туркменистана Ташкент, а Castor... тот вообще знаток. По нему получается что тебя могут внезапно прирезать без повода или укусить - "Главный гарант спокойствия туркменов - огромная безводная пустыня, напичканная ядовитыми гадами и тварями, ужасный климат и пышный букет специфических местных болезней." Что у тебя было по географии, Castor, Аника-воин? И кто завез эти болезни?
    Я сам тут живу, и все не так плохо, как вы себе представляете или слышите. У всех стран есть проблемы, засим не нужно разглядывать соринки в чужих глазах.
    Автору. Не имея доступа к закрытым данным, не стоит оперировать данными столетней давности. Получилось - как одна бабушка сказала.
    Армия... да, армия есть, но солдатики с офицерами встреченные в городе чувства защищенности не вызывают, как вызывают ее пресловутые зеленые человечки. Авиация - вижу СУ 25-е мотаются, вертушки - крокодилы и МИ 8, про ПВО и бронетехнику тоже ничего сказать не могу. Не вижу, да и что ей в городе делать. Наверное, в столице или в приграничных районах и есть боеспособные обученные строевые части, не может быть, чтобы президент не заботился об обороне. К тому же он применяет мягкую силу - выстраивает отношения с афганскими туркменами, коих немало по ту сторону границы, строит там больницы и другие гражданские здания, в ответ те обещают не пропускать ИГИЛ и прочих негодяев.
    Туркмены очень мирный народ. И терпеливый. Но если нужно, то "По данным советского периода, 300 тысяч жителей Туркмении принимали участие в боях Великой Отечественной войны. 86 тысяч солдат и офицеров из Туркменской ССР сложили свои головы на полях сражений, все они решением главы государства были объявлены Национальными Героями Туркменистана. Их имена внесены в Книгу Памяти. 78 тысяч воинов из Туркмении награждены орденами и медалями, 112 человек стали Героями Советского Союза."
    1. Объектив 24 апреля 2016 20:20
      А в каком районе Ашгабада живешь? Может я там бывал...)))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня