Military Review

The missile defense system "System" A "

9
The emergence and development of ballistic missiles led to the need to create systems of protection against them. Already in the mid-fifties in our country, work began on the study of the subject of missile defense, which by the beginning of the next decade led to the successful solution of the problem. System A was the first domestic anti-missile system to demonstrate its capabilities in practice.


A proposal to create a new missile defense system appeared in the middle of 1953, after which disputes began at various levels. Part of the military leadership and defense industry specialists supported the new idea, while some other commanders and scientists doubted that the task could be accomplished. Nevertheless, supporters of the new idea still managed to win. At the very end of 1953, a special laboratory for the study of missile defense issues was organized. By the beginning of 1955, the laboratory had developed a preliminary concept, on which it was proposed to carry out further work. In July of the same year, an order was issued by the Minister of Defense Industry to begin developing a new complex.

SKB-1 was allocated specifically for the necessary work from the KB-30. The task of this organization was the overall coordination of the project and the development of the main components of the new complex. During the first few months of its existence, SKB-30 was engaged in shaping the overall look of the new complex. At the beginning of 1956, a conceptual design of the complex was proposed, which determined the composition of its main tools and operating principles.

The missile defense system "System" A "
The B-1000 rocket on the SP-71M launcher, which is a monument. Photo Militaryrussia.ru


According to the results of the study of existing capabilities, it was decided to abandon the principle of homing anti-missiles. The technologies of that time did not allow the development of compact equipment with the required characteristics suitable for installation on a rocket. All operations to search for targets and control the antimissile should have been carried out using ground-based facilities of the complex. In addition, it was determined that the interception of the target should be carried out at an altitude of 25 km, which made it possible to dispense with the development of completely new equipment and techniques.

In the summer of 1956, the draft design of the antimissile system was approved, after which the CPSU Central Committee decided to start developing an experimental complex. The complex received the symbol "System" A ", the chief designer of the project was appointed G.V. Kisunko. The purpose of SKB-30 was now the completion of the project with the subsequent construction of an experimental complex at a new test site in the area of ​​Lake Balkhash.

The complexity of the task affected the composition of the complex. In the system "A" it was proposed to include several objects of various purposes, which were to perform certain tasks, from searching for targets to destroying targets. To develop various elements of the complex, several third-party defense industry organizations were involved.

For the detection of ballistic targets on approach it was proposed to use a radar station with the corresponding characteristics. Soon for this purpose for the system "A" was developed radar "Danube-2". It was also proposed to use three precision-guided radars (RTN), which included stations for determining the coordinates of the target and anti-missiles. It was proposed to control the interceptor using radar output and sighting antimissile, combined with the command transmission station. It was proposed to defeat the targets using B-1000 missiles launched from appropriate installations. All facilities of the complex were to be combined with the help of communication systems and controlled by a central computing station.


One of the stations RTN. Photo Defendingrussia.ru


Initially, the radar "Danube-2", created by SRI-108, was to become the main means of detecting potentially dangerous objects. The station consisted of two separate blocks located at a distance of 1 km from each other. One of the blocks was a transmitting part, the other - a receiving one. The detection range of medium-range missiles such as the Russian P-12 reached 1500 km. The coordinates of the target were determined to the accuracy of 1 km in range and to 0,5 ° in azimuth.

An alternative detection system was also developed in the form of a DSS radar. In contrast to the system "Danube-2", all elements of the CSO were mounted in the same building. In addition, over time, it was possible to provide some growth of the main characteristics in comparison with the base station.

To accurately determine the coordinates of the missile and the target, it was proposed to use three radar stations PTN, developed at NIIRP. These systems were equipped with two types of full-turn mirror antennas with mechanical drives, which were connected to two separate stations for tracking the target and antimissile. The coordinates of the target were determined using the PC-10 station, and the PC-11 system was responsible for tracking the missile. The RTN stations should be built on the test site at a distance of 150 km from each other in such a way that they form an equilateral triangle. In the center of this triangle was the aiming point of the intercepted missiles.

The RTN stations had to operate in the centimeter range. Object detection range reached 700 km. The estimated accuracy of measuring the distance to the object reached 5 m.

The central computer station of system “A”, which was responsible for managing all the facilities of the complex, was based on the electronic computer M-40 (alternative designation 40-CEC). A computer with a speed of 40 thousand operations per second was able to track and track eight ballistic targets simultaneously. In addition, she had to develop teams for PTN and anti-missiles, controlling the latter until the moment of hitting the target.


Antenna radar P-11. Photo Defendingrussia.ru


As a means of hitting targets, a guided missile B-1000 was developed. It was a two-stage product with a solid-fuel starting engine and a liquid-propulsion marching stage. The rocket was built on a bicalyber scheme and equipped with a set of planes. So, the marching stage was equipped with a set of wings and rudders of an X-shaped design, and three stabilizers were provided at the starting accelerator. In the early stages of testing, the B-1000 rocket was used in a modified version. Instead of a special starting stage, it was equipped with a block of several solid-fuel accelerators of the existing structure.

The control of the rocket was to be carried out by the auto-pilot of the APV-1000 with course correction for commands from the ground. The autopilot's task was to track the position of the rocket and issue commands to pneumatic steering gears. At a certain stage of the project, the development of alternative missile control systems using radar and thermal homing heads began.

For the anti-missile B-1000 developed combat units of several types. A number of design teams tried to solve the problem of creating a high-explosive fragmentation system capable of effectively hitting ballistic targets with their complete destruction. The high rate of convergence of the target and the anti-missile missiles, as well as a number of other factors, seriously hampered the destruction of the dangerous object. In addition, it was necessary to eliminate the possible undermining of the nuclear warhead of the target. The work resulted in several versions of the warhead with different striking elements and charges. In addition, a special combat unit was proposed.

The B-1000 missile had a length of 15 m and a maximum wingspan of more than 4 m. The launch weight was 8785 kg with a launch stage weighing 3 t. The mass of the warhead was 500 kg. Technical requirements for the project asked the firing range of at least 55 km. The actual interception range reached 150 km with the maximum possible flight range to 300 km. Solid fuel and liquid engines of two stages allowed the rocket to fly at an average speed of the order of 1 km / s and accelerate to 1,5 km / s. The interception of the target was to be carried out at altitudes of about 25 km.

To launch the rocket, the SP-71M launcher was developed with the possibility of targeting in two planes. Start was carried out with a short guide. On the combat positions could be placed several launchers, controlled by a central computing system.


Rocket B-1000 in a configuration for throwing tests (above) and in a full-fledged serial modification (below). Figure Militaryrussia.ru


The process of detecting a dangerous object and its subsequent destruction should have been as follows. The task of the radar "Danube-2" or CSO was tracking the space and the search for ballistic targets. After finding the target, data about it should be transmitted to the central computing station. After processing the received data, the computer M-40 gave the command for PTH, according to which they began to determine the exact coordinates of the target. With the help of PTH, system “A” was to calculate the exact location of the target used in further calculations.

Having determined the prolonged trajectory of the target, the center would have to give the command to retreat the launchers and launch rockets at the right time. It was proposed to control the rocket with the help of an autopilot with correction on commands from the ground. At the same time, the RTN stations should have monitored both the target and the anti-ballistic missile, and the PBC should determine the necessary amendments. The rocket control commands were transmitted using a special station. At the approach of the rocket to the preemptive point of the control system were to give a command to undermine the warhead. When a field of fragments was formed or the nuclear part exploded, the target should have received fatal damage.

Soon after the release of the resolution on the start of construction of the experimental complex at about. Balkhash in the Kazakh SSR started construction work. The task of the builders was the arrangement of many different positions and objects for various purposes. Construction of facilities and installation of equipment continued for several years. In this case, the tests of the individual means of the system “A” were conducted as they were completed. At the same time, some inspections of individual elements of the complex were carried out at other sites.

In 1957, the first launch launches of special B-1000 rocket models, distinguished by a simplified design, took place. Until February 1960, 25 missile launches were performed using only the autopilot, without control from the ground. In the course of these checks, it was possible to ensure that the rocket was raised to a height of up to 15 km and accelerated to maximum speeds.

At the beginning of 1960, the construction of a target detection radar and launch missiles for antimissiles was completed. Soon were completed and mounted RTN. In the summer of the same year, inspections of the Danube-2 and RTN stations began, during which several types of ballistic missiles were tracked and tracked. However, some work was carried out earlier.


Anti-missile on the launcher. Photo Pvo.guns.ru


The completion of the construction of the main systems of the complex allowed the commencement of full-fledged tests with missile launches and radio command control of them. In addition, in the first half of 1960, trial training interceptions began. According to reports, on May 12 for the first time launched the B-1000 antimissile on a medium-range ballistic missile. For several reasons, the start failed.

In November, 1960 had two new attempts at firing an interceptor missile at a ballistic target. The first such test failed because the P-5 rocket did not reach the test site. The second launch did not end with the defeat of the target due to the use of a non-standard warhead. In this case, two missiles dispersed at a distance of several tens of meters, which allowed us to hope for a successful defeat of the target.

By the beginning of 1961, it was possible to carry out the necessary improvements in the design of products and the algorithms of their work, which made it possible to achieve the required effectiveness of hitting ballistic targets. Due to this, most of the subsequent launches of the 61 of the year ended with the successful defeat of ballistic missiles of various types.

Of particular interest are the five launches of B-1000 rockets, performed at the end of October on 1961 and in the autumn of 1962. As part of Operation K, several missiles were fired with special combat units. The explosions of combat units were carried out at altitudes of 80, 150 and 300 km. It also monitored the results of a high-altitude detonation of a nuclear warhead and its impact on various anti-missile systems. So, it was found that radio-relay communication systems of complex "A" do not stop their work when exposed to an electromagnetic pulse. The radar stations, in turn, stopped their work. The meter range systems were switched off for tens of minutes, others for a shorter time.


Destruction of the P-1000 ballistic missile by the B-12 interceptor, frames taken at 5 intervals of milliseconds. Photo of Wikimedia Commons


Tests of "System" A "showed the fundamental possibility of creating an anti-missile defense system capable of intercepting medium-range ballistic missiles. Such results allowed the development of advanced missile defense complexes with enhanced characteristics that could be used to protect important areas of the country. Further work on the complex "A" at the same time were considered inexpedient.

The fifth launch in the framework of Operation K turned out to be the last use of B-1000 missiles. In the course of inspections, 84 anti-missile missiles were used in several versions, differing from each other in equipment, engines, etc. In addition, at different stages of testing, combat units of several types were tested.

At the end of 1962, all work on the “System“ A ”project was discontinued. This project was developed for experimental purposes and was intended to test the basic ideas that were proposed to be used in the creation of new anti-missile systems. The operation of objects at the site for its intended purpose has ceased. However, radar stations and other systems were used for other purposes for a long time. They were used for tracking artificial Earth satellites, as well as in some new research. Also in the future, the objects "Danube-2" and TsSO-P were involved in new projects of anti-missile systems.

With extensive use of the experience gained in the framework of the pilot project "A", the new A-35 Aldan anti-missile defense system was soon developed. Unlike its predecessor, which was built only for testing, the new complex passed all tests and was put into service, after which for several decades was engaged in the protection of strategically important facilities from a possible nuclear missile strike.


On the materials of the sites:
http://pvo.guns.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://old.vko.ru/
http://raspletin.com/
http://militaryparitet.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-340.html
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Amurets
    Amurets April 21 2016 07: 57
    +2
    A plus for the author! I read the article and wanted to watch a film about this system. And it’s a pity the DVD does not open. On it I had several films about air defense and missile defense. There was such a series on Channel One: "Secrets of Forgotten Victories". Film 21. " The closed sky of Moscow ".
    1. X Y Z
      X Y Z April 21 2016 08: 50
      +3
      So what's the problem? All films of this series are posted on the Internet.
      1. Amurets
        Amurets April 21 2016 15: 54
        0
        Quote: XYZ
        So what's the problem? All films of this series are posted on the Internet.

        They do not download, although there is a utility.
    2. opus
      opus April 21 2016 20: 44
      0
      Quote: Amurets
      . On it I had several films about air defense and missile defense

      almost no film materials about the S-25 system — it was terribly secret.
      Dare
      1. Amurets
        Amurets April 22 2016 01: 41
        0
        Quote: opus
        almost no film materials about the S-25 system — it was terribly secret.
        Dare

        Thank you! Anton! In 1970, several people from the Moscow region, from the "Berkut" were transferred to our regiment. They did not tell anything about the service on the C-25. They were transferred because they began to disband the shelves of the outer ring when replacing the C-25 on the S-200. I was friends with the PKK technician V. Zaitsev. He talked about his work at TsAGI, where he worked as a technician before being drafted, but very little about service in the Moscow region, on the S-25. The only thing that surprised him with us was round-the-clock operation of household diesel engines.
      2. Aviator_
        Aviator_ 29 May 2016 14: 14
        0
        Well-known shots, even in the feature film of the early 60s, "Keys to the Sky" were included.
  2. vkl.47
    vkl.47 April 21 2016 08: 46
    +3
    Recently, one of the designers who was building the first ring for Moscow was invited to the radio. So he says that for that money everything cost 3 trillion rubles. Do not forget that it was what is called from the idea to the model. Work was done from scratch. Money of course colossal. but it’s not about money but about the security of the country. therefore, as the liberals say. oh and oh how many schools and roads could be built. and who will study at these schools? and who will drive along these roads? if they cover everyone with a thermonuclear bomb
    1. DimerVladimer
      DimerVladimer April 21 2016 14: 24
      +1
      Well, of course - your own nuclear explosion at an altitude of up to 25 km is still better than a thermonuclear explosion at an altitude of 150-300 m. However, driving after a high-altitude would also be unlikely. Moreover, Moscow was exclusively hiding, and the rest of the cities would have been kirdyk.

      The effectiveness of Moscow missile defense is a big question. Since it is possible to assign as many blocks to an order of attacking missiles as many missiles cannot be mastered, since the number of interceptor missiles is also finite, the capabilities of the targeting system are limited, the probability of destruction requires at least two interceptor missiles per attacking combat unit - in general, the system is larger to calm and intercept missiles first strike (medium range).
      1. iouris
        iouris April 21 2016 16: 38
        -6
        Then in the USSR, a significant part of the population did not live in Moscow. I think now there are not enough warheads for the country not to survive. At least one notorious "D. Cook" alone can question everything.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»

Появление и развитие баллистических ракет привело к необходимости создания систем защиты от них. Уже в середине пятидесятых годов в нашей стране стартовали работы по изучению тематики противоракетной обороны, которые к началу следующего десятилетия привели к успешному решению поставленной задачи. Первым отечественным противоракетным комплексом, на практике показавшим свои возможности, стала система «А».

Предложение о создании новой системы ПРО появилось в середине 1953 года, после чего начались споры на разных уровнях. Часть военного руководства и специалистов оборонной промышленности поддержали новую идею, тогда как некоторые другие командующие и ученые сомневались в возможности выполнения поставленной задачи. Тем не менее, сторонники новой идеи все же смогли победить. В самом конце 1953 года была организована специальная лаборатория по изучению проблематики ПРО. К началу 1955-го лаборатория разработала предварительную концепцию, по которой предлагалось вести дальнейшие работы. В июле того же года появился приказ министра оборонной промышленности о начале разработки нового комплекса.

Специально для проведения необходимых работ из состава КБ-1 было выделено СКБ-30. Задачей этой организации была общая координация проекта и разработка основных компонентов нового комплекса. В течение нескольких первых месяцев своего существования СКБ-30 занималось формированием общего облика нового комплекса. В начале 1956 года был предложен эскизный проект комплекса, определявший состав основных его средств и принципов работы.


Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Ракета В-1000 на пусковой установке СП-71М, являющиеся памятником. Фото Militaryrussia.ru


По результатам изучения существующих возможностей было решено отказаться от принципа самонаведения противоракеты. Технологии того времени не позволяли разработать компактную аппаратуру с требуемыми характеристиками, пригодную для установки на ракету. Все операции по поиску целей и управлению противоракетой должны были осуществляться наземными средствами комплекса. Кроме того, было определено, что перехват цели должен осуществляться на высоте 25 км, что позволяло обойтись без разработки совершенно нового оборудования и методик.

Летом 1956 года эскизный проект противоракетной системы был одобрен, после чего ЦК КПСС постановил начать разработку экспериментального комплекса. Комплекс получил условное обозначение «Система «А», главным конструктором проекта назначили Г.В. Кисунько. Целью СКБ-30 теперь было завершение проекта с последующим строительством опытного комплекса на новом полигоне в области озера Балхаш.

Сложность поставленной задачи сказалась на составе комплекса. В систему «А» предлагалось включить несколько объектов различного назначения, которые должны были выполнять те или иные задачи, от поиска целей до уничтожения целей. Для разработки различных элементов комплекса были привлечены несколько сторонних организаций оборонной промышленности.

Для обнаружения баллистических целей на подлете предлагалось использовать радиолокационную станцию с соответствующими характеристиками. Вскоре с этой целью для системы «А» была разработана РЛС «Дунай-2». Также предлагалось использовать три РЛС точного наведения (РТН), в состав которых включались станции определения координат цели и противоракеты. Управлять перехватчиком предлагалось при помощи РЛС вывода и визирования противоракетой, совмещенной со станцией передачи команд. Поражение целей предлагалось производить при помощи ракет типа В-1000, запускаемых с соответствующих установок. Все средства комплекса должны были объединяться при помощи систем связи и управляться центральной вычислительной станцией.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Одна из станций РТН. Фото Defendingrussia.ru


Изначально основным средством обнаружения потенциально опасных объектов должна была стать РЛС «Дунай-2», созданная НИИ-108. Станция состояла из двух отдельных блоков, расположенных на расстоянии 1 км друг от друга. Один из блоков представлял собой передающую часть, другой – приемную. Дальность обнаружения ракет средней дальности типа отечественной Р-12 достигала 1500 км. Координаты цели определялись с точностью до 1 км по дальности и до 0,5° по азимуту.

Также был разработан альтернативный вариант системы обнаружения в виде РЛС ЦСО. В отличие от системы «Дунай-2», все элементы ЦСО монтировались в одном здании. Кроме того, со временем удалось обеспечить некоторый рост основных характеристик в сравнении со станцией базового типа.

Для точного определения координат ракеты и цели предлагалось использовать три радиолокационные станции РТН, разработанные в НИИРП. Эти системы оснащались полноповоротными зеркальными антеннами двух типов с механическими приводами, соединявшимися с двумя отдельными станциями для слежения за целью и противоракетой. Определение координат цели осуществлялось при помощи станции РС-10, а за отслеживание ракеты отвечала система РС-11. Станции РТН следовало строить на полигоне на расстоянии 150 км друг от друга таким образом, чтобы они образовывали равносторонний треугольник. В центре этого треугольника располагалась точка прицеливания перехватываемых ракет.

Станции РТН должны были работать в сантиметровом диапазоне. Дальность обнаружения объектов достигала 700 км. Расчетная точность измерения дальности до объекта достигала 5 м.

Центральная вычислительная станция системы «А», отвечавшая за управлением всеми средствами комплекса, основывалась на электронно-вычислительной машине М-40 (альтернативное обозначение 40-КВЦ). ЭВМ с быстродействием на уровне 40 тыс. операций в секунду имела возможность отслеживания и сопровождения восьми баллистических целей одновременно. Кроме того, она должна была вырабатывать команды для РТН и противоракеты, управляя последней до момента поражения цели.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Антенна РЛС Р-11. Фото Defendingrussia.ru


В качестве средства поражения целей была разработана управляемая ракета В-1000. Это было двухступенчатое изделие с твердотопливным стартовым двигателем и жидкостным двигателем маршевой ступени. Ракета строилась по бикалиберной схеме и оснащалась набором плоскостей. Так, маршевая ступень оснащалась набором крыльев и рулей Х-образной конструкции, а на стартовом ускорителе предусматривались три стабилизатора. На ранних этапах испытаний ракета В-1000 использовалась в измененной версии. Вместо специальной стартовой ступени она оснащалась блоком из нескольких твердотопливных ускорителей существующей конструкции.

Управление ракетой должно было осуществляться автопилотом АПВ-1000 с коррекцией курса по командам с земли. Задачей автопилота было отслеживание положения ракеты и выдача команд на пневматические рулевые машинки. На определенном этапе проекта началась разработка альтернативных систем управления ракетой с применением радиолокационных и тепловых головок самонаведения.

Для противоракеты В-1000 разрабатывались боевые части нескольких типов. Ряд конструкторских групп пытался решить задачу создания осколочно-фугасной системы, способной эффективно поражать баллистические цели с полным их уничтожением. Большая скорость сближения цели и противоракеты, а также ряд других факторов серьезно затрудняли уничтожение опасного объекта. Кроме того, требовалось исключить возможный подрыв ядерной боевой части цели. Результатом работ стали несколько версий боевой части с разными поражающими элементами и зарядами. Кроме того, была предложена специальная боевая часть.

Ракета В-1000 имела длину 15 м и максимальный размах крыла более 4 м. Стартовый вес составлял 8785 кг при стартовой ступени массой 3 т. Масса боевой части составляла 500 кг. Техническими требованиями к проекту задавалась дальность стрельбы не менее 55 км. Фактическая дальность перехвата достигала 150 км при максимально возможной дальности полета до 300 км. Твердотопливный и жидкостные двигатели двух ступеней позволяли ракете лететь со средней скоростью порядка 1 км/с и разгоняться до 1,5 км/с. Перехват цели должен был осуществляться на высотах около 25 км.

Для запуска ракеты была разработана пусковая установка СП-71М с возможностью наведения в двух плоскостях. Старт осуществлялся с короткой направляющей. На боевых позициях могли размещаться несколько пусковых установок, управляемых центральной вычислительной системой.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Ракета В-1000 в конфигурации для бросковых испытаний (вверху) и в полноценной серийной модификации (внизу). Рисунок Militaryrussia.ru


Процесс обнаружения опасного объекта и его последующего уничтожения должен был выглядеть следующим образом. Задачей РЛС «Дунай-2» или ЦСО было слежение за пространством и поиск баллистических целей. После обнаружения цели данные о ней следовало передавать на центральную вычислительную станцию. После обработки полученных данных ЭВМ М-40 давала команду для РТН, по которой те начинали определение точных координат цели. При помощи РТН система «А» должна была вычислять точное местоположение цели, используемое при дальнейших расчетах.

Определив пролонгированную траекторию цели, ЦВС должна была давать команду на доворот пусковых установок и в нужный момент запускать ракеты. Управление ракетой предлагалось осуществлять при помощи автопилота с коррекцией по командам с земли. При этом станции РТН должны были следить как за целью, так и за противоракетой, а ЦВС – определять необходимые поправки. Команды управления ракетой передавались при помощи специальной станции. При подходе ракеты в точку упреждения системы управления должны были давать команду на подрыв боевой части. При образовании поля осколков или при взрыве ядерной части цель должна была получать фатальные повреждения.

Вскоре после выхода постановления о начале строительства опытного комплекса у о. Балхаш в Казахской ССР стартовали строительные работы. Задачей строителей было обустройство множества различных позиций и объектов разного назначения. Строительство объектов и монтаж оборудования продолжались в течение нескольких лет. При этом испытания отдельных средств системы «А» велись по мере их достройки. Одновременно с этим некоторые проверки отдельных элементов комплекса проводились на других полигонах.

В 1957 году состоялись первые бросковые пуски специальных макетов ракет В-1000, отличавшихся упрощенной конструкцией. До февраля 1960 года было выполнено 25 запусков ракет с применением только автопилота, без управления с земли. В ходе этих проверок удалось обеспечить подъем ракеты на высоту до 15 км и разгон до максимальных скоростей.

В начале 1960 года завершилось строительство РЛС обнаружения целей и стартовые ракеты для противоракет. Вскоре были достроены и смонтированы РТН. Летом того же года начались проверки станций «Дунай-2» и РТН, при которых велось отслеживание и сопровождение баллистических ракет нескольких типов. При этом некоторые работы проводились и ранее.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Противоракета на пусковой установке. Фото Pvo.guns.ru


Завершение строительства основных систем комплекса позволило начать полноценные испытания с запусками ракет и радиокомандным управлением ими. Кроме того, в первой половине 1960 года начались пробные перехваты учебных целей. По имеющимся данным, 12 мая впервые был осуществлен запуск противоракеты В-1000 по баллистической ракете средней дальности. По ряду причин пуск завершился неудачей.

В ноябре 1960-го были предприняты две новые попытки стрельбой ракетой-перехватчиком по баллистической цели. Первая такая проверка завершилась неудачей, поскольку ракета-цель Р-5 не долетела до полигона. Второй пуск не завершился поражением цели из-за применения нештатной боевой части. При этом две ракеты разошлись на расстоянии нескольких десятков метров, что позволяло надеяться на успешное поражение цели.

К началу 1961 года удалось провести необходимые доработки конструкции изделий и алгоритмов их работы, что позволило достигнуть требуемой эффективности поражения баллистических целей. Благодаря этому большая часть последующих запусков 61-го года завершилась успешным поражением баллистических ракет разных типов.

Особый интерес представляют пять пусков ракет В-1000, выполненные в конце октября 1961-го и осенью 1962 года. В рамках операции «К» было выполнено несколько стрельб ракетами со специальными боевыми частями. Подрывы боевых частей производились на высотах 80, 150 и 300 км. При этом велось наблюдение за результатами высотного подрыва ядерного боезаряда и его воздействием на различные средства противоракетного комплекса. Так, было установлено, что радиорелейные системы связи комплекса «А» не прекращают свою работу при воздействии электромагнитного импульса. Радиолокационные станции, в свою очередь, прекращали свою работу. Системы метрового диапазона отключались на десятки минут, прочие – на меньшее время.

Комплекс противоракетной обороны «Система «А»
Уничтожение перехватчиком В-1000 баллистической ракеты Р-12, кадры сделаны с интервалами 5 миллисекунд. Фото Wikimedia Commons


Испытания «Системы «А» показали принципиальную возможность создания комплекса противоракетной обороны, способной перехватывать баллистические ракеты средней дальности. Подобные результаты работ позволяли начать разработку перспективных комплексов ПРО с повышенными характеристиками, которые могли использоваться для защиты важных районов страны. Дальнейшие работы по комплексу «А» при этом признавались нецелесообразными.

Пятый пуск в рамках операции «К» оказался последним случаем использования ракет В-1000. За время проверок в общей сложности было использовано 84 противоракеты в нескольких вариантах, отличавшихся друг от друга набором оборудования, двигателями и т.д. Кроме того, на разных этапах испытаний проверялись боевые части нескольких типов.

В конце 1962 года все работы по проекту «Система «А» были прекращены. Этот проект разрабатывался в экспериментальных целях и предназначался для проверки основных идей, которые предлагалось использовать при создании новых противоракетных комплексов. Эксплуатация объектов на полигоне по прямому назначению прекратилась. Тем не менее, радиолокационные станции и другие системы в течение длительного времени использовались в иных целях. Они применялись для слежения за искусственными спутниками Земли, а также в некоторых новых исследований. Также в дальнейшем объекты «Дунай-2» и ЦСО-П задействовались в новых проектах противоракетных систем.

С широким использованием опыта, полученного в рамках экспериментального проекта «А», вскоре была разработана новая система противоракетной обороны А-35 «Алдан». В отличие от предшественника, строившегося только для испытаний, новый комплекс прошел все проверки и был принят на вооружение, после чего в течение нескольких десятилетий занимался защитой стратегически важных объектов от возможного ракетно-ядерного удара.


По материалам сайтов:
http://pvo.guns.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://old.vko.ru/
http://raspletin.com/
http://militaryparitet.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-340.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. амурец 21 апреля 2016 07:57
    Автору плюс!Прочитал статью и захотел посмотреть фильм про эту систему.И жалко не открывается DVD-диск.На нём у меня было несколько фильмов про ПВО и ПРО.Шла такая серия на Первом Канале:"Тайны забытых побед".Фильм 21."Закрытое небо Москвы".
    1. XYZ 21 апреля 2016 08:50
      Так в чем проблема? В интернете выложены все фильмы этой серии.
      XYZ
      1. амурец 21 апреля 2016 15:54
        Цитата: XYZ
        Так в чем проблема? В интернете выложены все фильмы этой серии.

        Не скачиваются,хоть и есть утилита.
    2. opus 21 апреля 2016 20:44
      Цитата: амурец
      .На нём у меня было несколько фильмов про ПВО и ПРО

      практически нет киноматериалов о системе С-25-это было жутко секретно.
      Дерзайте
      1. амурец 22 апреля 2016 01:41
        Цитата: opus
        практически нет киноматериалов о системе С-25-это было жутко секретно.
        Дерзайте

        Спасибо!Антон!В 1970 году к нам в полк перевели несколько человек из Подмосковья, с "Беркута".Они ничего не рассказывали о службе на С-25.Перевели их из-за того как начали расформировывать полки внешнего кольца при замене С-25 на С-200.Я дружил с техником РПК В.Зайцевым.Он рассказывал про работу в ЦАГИ,где до призыва работал техником,но очень мало про службу в Подмосковье,на С-25.Единственно,что его удивило у нас,так это круглосуточная работа бытовых дизелей.
      2. Авиатор_ 29 мая 2016 14:14
        Известные кадры, даже в художественный фильм начала 60-х "Ключи от неба" попали.
  2. vkl.47 21 апреля 2016 08:46
    недавно на радио приглашали одного из конструкторов про.который строил первое кольцо для Москвы.так вот он говорит что по тем деньгам обошлось всё в 3 триллиона рублей.не забывайте что это было что называется от идеи до модели.работы с нуля велись.деньги конечно колоссальные.но тут дело не в деньгах а в безопасности страны.поэтому как скажут либерасты.ой и ах сколько можно было школ и дорог построить.а кто в этих школах учится будет?и кто по этим дорогам ездить будет?если всех накроет термоядерной бомбой
    1. DimerVladimer 21 апреля 2016 14:24
      Ну конечно - свой собственный ядерный взрыв на высоте до 25 км все же лучше, чем термоядерный на высоте 150-300 м. Однако ездить и после высотного тоже вряд ли бы пришлось. Тем более что прикрывалась исключительно Москва, остальным городам был бы кирдык.

      Эффективность ПРО Москвы - большой вопрос. Поскольку можно назначить в ордер атакующих ракет столько блоков, сколько ПРо не осилит, поскольку количество ракет перехватчиков тоже конечно, возможности системы целеуказания ограничены, вероятности поражения требуют как минимум двух ракет перехватчиков на один атакующий боевой блок - в общем система больше для успокоения и перехвата ракет первого удара (средней дальности).
      1. iouris 21 апреля 2016 16:38
        Тогда в СССР значительная часть населения проживала не в Москве. Думаю, сейчас достаточно не так много боеголовок, чтобы страна не выжила. По крайней мере, один только пресловутый "Д.Кук" может поставить всё под вопрос.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня